Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация процесса профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Описан процесс профессиональной деятельности пользователя персонального компьютера с позиций психологии и акмеологии через систему образов: процесса взаимодействия «человек-компьютер» — мира, который видит пользователь в компьютереотношений, через который взаимодействует человек с миром, используя компьютер. Выделены психологические характеристики взаимодействия пользователя с компьютером… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера
    • 1. 1. Сущностная характеристика профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера
    • 1. 2. Роль профессиональной идентификации в личностно-профессиональном развитии пользователей персонального компьютера
    • 1. 3. Акмеологические критерии, показатели и уровни профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Пути оптимизации процесса развития профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера
    • 2. 1. Акмеологическая модель развития профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера
    • 2. 2. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие развитие профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера
    • 2. 3. Акмеологическое сопровождение процесса развития профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера
  • Выводы по П главе

Оптимизация процесса профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития общества характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовыватъ себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Проблема личностно-профессиональнош развития работников различного профиля и возраста привлекает все большее внимание исследователей в области акмеологии. Это связано с общей тенденцией с. гуманизации наук о человеке и смене приоритетов в акмеолошческой парадигме. Исследовательский интерес направлен в первую очередь на человека как самоценности всего общественного развития. Личность является субъектом своего развития как в профессиональном плане, так и в личностностном, что невозможно представить без процессов самореализации, самоактуализации, саморегуляции и самосовершенствования личности.

Важное место в этих процессах занимает идентификация, в том числе и профессиональная. Профессиональная идентификация становится одним из главных аспектов личностно-профессионального развития человека, задает степень активности личности для того, чтобы сформировать удовлетворенность трудом, которая является составной частью чувства полноты жизни и жизненного пути человека, реализуемых через жизненную позицию, выработанную под действием субъективной картины жизненного пути.

Процесс профессиональной идентификации важен и для пользователей персонального компьютера. В современных условиях происходит проникновение компьютера во все сферы жизни и деятельности человека, где он выступает и своеобразным субъектом, и объектом деятельности человека. При этом имеют место определенные негативные явления (патологическая «зависимость» человека от компьютера, его боязнь, заболевания глаз, мозга и др.). Поэтому так важно изучить акмеолошческие сущность, структуру, типы, критерии, показатели, уровни и факторы профессиональной идентификации пользователя персонального компьютера и пути ее оптимизации.

Состояние проблемы исследования. Проблемы профессионализма и профессионала, выявление условий, при которых обеспечивается профессиональный рост и достижение индивидом профессионального «акме», разрабатываются в плане исследования продуктивного личностно-профессионального роста (В.САгапов, Б. Г. Ананьев, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Б. ФЛомов, А. А. Реан,), профессионализма личности (В.Г.Зазыкин, А. С. Карпенко, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Ю. В. Синягин, В. Д. Шадриков, Е.А.Яблоко-ва) субъективных условий и факторов развития профессионала (В.Г.Михай-ловский, А. С. Огнев, М. Ф. Секач, Л.А.Степнова).

В рамках психолого-акмеологических исследований профессиональная идентификация выступает как самостоятельная акмеологическая категория. Раскрываются вопросы сознания (К.А.Абульханова, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, С. Л. Рубинштейн, Е.В.Шорохова), самосознания (ПЛ.Гальперин, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Давыдов, Ю. М. Забродин, О. В. Москаленко, И. ИЛеснокова) и самоопределения личности (Е.А. Климов), стратегия ее жизнедеятельности, полноты жизни и удовлетворенности трудом (В.А.Толочек). Представляют большой интерес исследования человека в профессии (Е.Н.Богданов, В. М. Герасимов, Н. И. Калаков, Л. Г. Лаптев, ЛЭ. Орбан, А.П.Ситников), его интересов, мотивации, понимания своего места в профессиональном сообществе (С.А.Анисимов, В. И. Марасанова, Л. М. Митина, Г. С. Никифоров, В.В.Юрчук). Среди зарубежных работ можно выделить исследования А. Адлера, А. Маслоу, Дж. Морриса, А. Ребера, Р. Сервере, ДСьюпера, Дж. Фоутса, В. Франкла, З. Фрейда, К. Хорни и др.

Профессиональная идентификация пользователя персонального компьютера взаимосвязана и взаимозависима с процессами его профессиональной деятельности. Проблемы взаимодействия человека и компьютера, его позитивное и негативное влияние на профессионализм пользователя, выявление функций и условий, при которых обеспечивается личностный и профессиональный рост пользователя персонального компьютера разрабатываются педагогами и психологами (О.Н.Арестова, ГЛстляйтнер, Ю. Д. Бабаева, Л. Н. Бабанин,.

ЕЛБелинская, А. В. Беляева, В. М. Бондаровская, Дж. Верч, А. Е. Войскунский, А. А. Гокунь, А. А. Долныкова, Т. В .Дроздова, С. Н. Ениколопов, А. Е. Жичкина, Л. В. Кан, Г. М. Клейман, М. Коул, Ч. Крук, О. В. Митина, СЛейперт, О. В. Смыслова, В. Фриндте, Н. В. Чудова, С. А. Шапкин, С. Эмерсон и др.).

Исходя из аюуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема, сформулированы цели, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Цель исследования — выявить пути оптимизации профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера.

Объект исследования: профессиональная деятельность пользователей персонального компьютера.

Предмет исследования: процесс оптимизации профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера.

Гипотезы исследования.

Профессиональная идентификация пользователя персонального компьютера является важным условием профессионального становления и совершенствования пользователя, фундаментом дальнейшего его профессионального роста, построения комплексной стратегии для достижения высокого уровня профессионального мастерства.

Оптимизация процесса профессиональной идентификации пользователя зависит от акмеологических факторов: акмеологических качеств личности пользователяпрофессиональной компетентностистремления пользователя к максимальному использованию своих потенциальных возможностей для достижения успеха в своей профессиональной деятельности, для достижения своего индивидуального «акме».

Акмеологическое сопровождение процесса развития профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера способствует построению комплексной стратегии для достижения оптимизации профессиональной деятельности пользователя.

Задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ сущности профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера и выявить ее роль в лич-ностно-профессиональном развитии пользователей с позиций психологии и ак-меологии.

2. Определить акмеологические критерии, показатели и уровни профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера.

3. Разработать акмеологическую модель развития профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера.

4. Выявить акмеологические условия и факторы, обеспечивающие развитие профессиональной идентификации пользователей компьютера.

5. Разработать акмеологическое сопровождение процесса развития профессиональной идентификации пользователей персонального компьютера с целью оптимизации их профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования являются: основные принципы, разработанные в общественных, естественных и технических науках усилиями отечественных и зарубежных учёных, которые использует и развивает акмеология: принципы системности, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода и др.- специальные и конкретные методологические принципы акмеологии: принцип субъекта деятельности (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А.К.Марко-ва) — принцип жизнедеятельности (К.ААбульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, ЛИ. Анцыферова, АА. Бодалёв, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясшцев и др.) — принцип потенциального и актуального (А.А.Деркач, С. Л. Рубинпггейна и др.) — принцип моделирования (А.А.Деркач, Е. Б. Старовойтенко, Г. П.Щедровицкий) — принцип оптимизации (А.АДеркач, Г. СМихайлов и др.) — акмеологические исследования развития и профессионального становления личности (АА.Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, О. В. Москаленко, И. Н. Семёнов и др.) — подходы психолого-акмеологического анализа профессиональной деятельности: системный (А.А.Бодалев, ААДеркач, Б. Ф. Ломов, В. ДШадриков), субъектный (К.А.Абульханова.

Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн), мотивационно-операциональный (Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Н.Леонтьев), профессиографический (Е.А. Климов, Г. С.Никифоров) и др.

Эмпирическая база исследования. В исследовании (1999;2004г.г.) приняли участие 115человек — пользователи персонального компьютера г. Астрахани в возрасте от 25 лет до 45, имеющих различный опыт практики с компьютером. Кроме них, к экспериментальной работе мы привлекли 187студентов, учеников старших классов и посетителей Интернет-кафе. Их возраст — от 14 до 60 лет. Всего было изучено 5850 протоколов.

Методы исследования: теоретико-методологический, логический анализ и интерпретация научных данных, сравнительный анализ, моделированиеэмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, самоанализ, самохарактеристики (мини-сочинения), анализ и решение конкретных профессиональных ситуаций, разработанные нами методики: «Профессиональная идентификация пользователя персонального компьютера», «Анкета пользователя персонального компьютера», психолого-акмеологического анализа деятельности пользователя персонального компьютера, методики, разработанные Н. Т. Селезневой, Н. И. Конюховым, М. Л. Шаккумом, А. Ф. Кудряшовым. Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различий показателей, статистических связей. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ с применением пакетов «EXCEL», «Statistika for Windows 98».

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, выбором методик исследования, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а также применением математических методов обработки и анализа результатов исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Уточнена сущностная характеристика профессиональной идентификации пользователя персонального компьютера, заключающаяся в том, что профессиональная идентификация, являясь особой акмеологической категорией, отражает основные типы взаимодействия самосознания и деятельности и представляет собой отождествление себя с профессиональной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя членом этой группы. Показано, что профессиональная идентификация имеет структуру, состоящую из трех главных компонентов: 1) образ профессии и знания о той профессии, с которой личность идентифицируется- 2) общее личностно-профессиональное развитие человека- 3) взаимосопоставление данных о профессии со своим развитием — формирование профессионального самосознания личности пользователя.

2. Предложены три уровня развития профессиональной идентификации пользователя персонального компьютера: высокий, средний и низкий. Определены взаимосвязь и взаимовлияние эффективности профессиональной деятельности и уровня развития профессиональной идентификацией пользователей, между ними установлены сильные и достоверные корреляционные связи.

3. Определены и классифицированы критерии и показатели уровней развития профессиональной идентификации пользователя, их особенности, связи, зависимости, которые соотносятся с акмеологическими особенностями профессиональной деятельности пользователей.

4. Описан процесс профессиональной деятельности пользователя персонального компьютера с позиций психологии и акмеологии через систему образов: процесса взаимодействия «человек-компьютер" — мира, который видит пользователь в компьютереотношений, через который взаимодействует человек с миром, используя компьютер. Выделены психологические характеристики взаимодействия пользователя с компьютером, позволяющие описать систему «человек-компьютер», которая определяет акмеологическую сущность взаимодействия пользователя и компьютера: при использовании компьютера отсутствуют видимые ограничения для развития личностных качеств пользователяс помощью компьютера возможно более достоверное и точное исследование (изучение, контроль за пользователем при решении различных задач) — взаимодействие «человек-компьютер» имеет заданное программным обеспечением и пользователем направление, что характеризует самосознание, личностные, профессиональные особенностикомпьютер создает и обеспечивает условия для пиковой (вершинной) деятельности.

5. Доказательно представлено, что типы профессиональной идентификации пользователей могут быть рассмотрены по трем основаниям: мотив и цель идентификации с профессиейведущий компонент профессионального самосознания (когнитивный, творческий, эмоционально-оценочный и поведенческий, волевой, регуляторный) — преобладающий характер деятельности. Выделены и описаны акмеологические типы профессиональной идентификации пользователей: тип, А — «профессиональные когнитивисты», В «профессиональные исследователи», С — «профессиональные игроки» и Б -«профессиональные прагматики».

6. Разработана акмеологическая модель развития профессиональной идентификации пользователей. В ней воспроизводятся свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение о внедрении. Выявлены специфика, структура, цель, методологические основы, задачи, общие принципы технологии развития профессиональной идентификации пользователей, условия технологического процесса, анализ конкретной ситуации и этапы, а также обоснованы два модуля развития: теоретический и технологический, отражающие поэтапный характер развития профессиональной идентификации пользователей.

7. Определено, что оптимизация процесса развития профессиональной идентификации пользователей зависит от учета следующих акмеологических условий: востребованность пользователей, обладающих способностью к саморазвитию в современном социумевоспитание готовности у пользователей к личностно-профессиональному развитию и самосовершенствованиюсоздание развивающей среды в своей организациигуманитаризация профессиональной подготовки и переподготовки, способной преодолеть «технократизм» мыслей и стереотипных действий пользователей персонального компьютера, а также разработка и внедрение в практику обучения личностно-развивающего образования в системе подготовки и переподготовки пользователейпсихолого-акмеологических особенностей профессиональной деятельности пользователей, которые обусловливают необходимость подбора пользователей с широким диапазоном личностных и интеллектуальных качеств и соответствующим уровнем профессионального самосознания и профессиональной идентификации.

Показано, что среди значимых акмеологических факторов, обеспечивающих развитие профессиональной идентификации пользователей, реально влияют на продуктивность деятельности: акмеологические качества личности пользователяпрофессиональная компетентностьстремление пользователя персонального компьютера к максимальному использованию своих потенциальных возможностей для достижения успеха в своей профессиональной деятельности, для достижения своего индивидуального «акме».

8. Разработано акмеологическое сопровождение развития профессиональной идентификации пользователей, которое обеспечивает оптимизацию развития профессиональной идентификации пользователей на этапе послевузовского обучения и представляется как акмеологическая технология развития профессиональной идентификации пользователей, основанная на учете особенностей развития профессионального самосознания и психолого-акмеологических механизмов развития профессиональной идентификации.

Практическая значимость исследования связана с разработкой акмео-логическош сопровождения деятельности пользователей персонального компьютера, профессионального консультирования их, а также студентов и слушателей в системе высшего образования, дополнительной подготовки и переподготовки пользователей персонального компьютера в высших учебных заведениях, в ходе адаптации молодых специалистов, индивидуального консультирования пользователей персонального компьютера по развитию профессиональной идентификации и совершенствованию эффективности деятельности пользователей персонального компьютера.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры социальной психологии и педагогики Астраханского государственного университета. Полученные данные апробированы автором при проведении практических занятий по курсу «Психология саморазвития человека», «Психология развития профессиональной идентификации пользователя персонального компьютера» для студентов, слушателей и аспирантов в Астраханском государственном университете в 2002;2004 учебных годах. Различные аспекты диссертации и выводы доложены на научных конференциях: «Акмеоло-гия: личностное и профессиональное развитие» (Москва, 2004 г.), «Духовное становление личности в современных условиях» (Астрахань, 2002 г.), в публикациях тезисов и статей. Результаты исследования использованы в практике психологического и профессионального консультирования пользователей персонального компьютера.

Положения, выносимые на защиту.

Процесс развития профессиональной идентификации пользователя персонального компьютера является целенаправленным, интегральным процессом формирования профессиональной и личностной самотождественности и достижения высокого уровня профессионального мастерства. Профессиональную идентификацию следует рассматривать как системообразующий фактор эффективности профессиональной деятельности пользователя. С акмеологических позиций профессиональная идентификация личности включает типологию моделей развития профессионального самосознания пользователя, в ходе реализации которых происходит формирование основ зрелости взрослой личности.

Профессиональная идентификация как интегрированное многоуровневое личностное образование характеризуется трехмерностью его составляющих: процессуальной, результативной и личностной и является источником творческой зрелости специалиста. В исследовании профессиональная идентификация рассматривается как открытая система, она формируется и развивается на протяжении всего профессионального пути человека, является системообразующим фактором развития всей профессиональной деятельности пользователя.

Динамика профессиональной идентификации пользователя состоит из трех этапов: 1) сопоставление, анализ различий между профессиональными требованиями к специалисту и профессиональными способностями человека- 2)"подгонка", взаимовращивание профессиональных требований к специалисту и профессиональных способностей человека- 3) формирование уровня развития профессионального самосознания личности.

Профессиональная идентификация имеет три уровня развития. Высокому уровню развития профессиональной идентификации пользователей присуще: научно-интеллектуальный поиск в деятельности пользователя, демонстрация творческого стиля деятельности, профессиональные знания и опыт взаимодействия с компьютером — высокийвысокая мотивация и высокое осознание целивысоко развитые аналитические способности и когнитивная рефлексивность, системная прогностичность и многоконтекстность, высокая устойчивость к познавательной фрустрации, пользователь воспринимает свою деятельность как средство личностного саморазвитияиспользование компьютера как средства творчества и повышения мотивации профессиональной деятельности не только собственной, но и коллег и подчиненныхоптимальное развитие компонентов профессионального самосознания. Средний уровень развития профессиональной идентификации пользователя можно охарактеризовать как: использование метода собственных проб и ошибок, профессиональные знания и опыт взаимодействия с компьютером — недостаточно высокоевысокая мотивация и низкое осознание целинепоследовательность в принятии решений, ситуационная прогностичность, деятельность пользователя зависит от внешнего воздействия, но приобретает смысл личностного развития, применение компьютера как средства познания и исследования в своей профессиональной деятельностидостаточный уровень развития компонентов профессионального самосознания. Низкий уровень развития профессиональной идентификации пользователя наблюдается, когда: профессиональные знания и опыт взаимодействия с компьютером — минимальные, в деятельности преобладают шаблонынизкая мотивация и низкое осознание целиспонтанность в принятии решения, низкая прогностичностъ, деятельность пользователя зависит от внешнего воздействия, характерен формальный подход к делу, незаинтересованность в общении, компьютер используется как средство проведения досуганеструктурированность компонентов профессионального самосознания.

Акмеологическими показателями профессиональной идентификации пользователя являются: качество и осознанность профессионального обучения, удовлетворяющие запрос и систему требований обществастепень рассогласования характеристик личностно-профессиональной успешности человека и его собственных представленийустойчивость эффективных (технологических) способов осуществления профессиональной деятельности с помощью компьютера. Акмеологические показатели могут быть представлены по уровням (низкий, средний, высокий) профессиональной идентификации.

Акмеологические критерии, показатели и уровни профессиональной идентификации пользователей позволили описать акмеологический профиль каждого уровня профессиональной идентификации пользователей.

Акмеологическая модель развития профессиональной идентификации пользователей содержит акмеологическую структуру профессиональной идентификации пользователей, критерии, показатели и уровни развития профессиональной идентификации пользователей, акмеологические условия и факторы развития профессиональной идентификации пользователей. На базе этой модели построена акмеологическая технология развития профессиональной идентификации пользователей, содержащая программу самосовершенствования пользователя, формирование потребности к самореализации и продуктивной коммуникации пользователя, развитие творческого субъективного потенциала, необходимого для эффективного труда, оказание психологической поддержки и обучение навыкам саморегуляции с использованием психологоакмеологических технологий для развития и восстановления психологического ресурса пользователей.

Основой оптимизации развития профессиональной идентификации пользователя на этапе послевузовского обучения являются знание пользователем своих личностных особенностей профессиональной идентификации, теоретических основ становления профессионализма и развития профессиональной идентификации как необходимого условия достижения личностью «акме», особенностей развития самосознания пользователя на этапе послевузовского обученияприменение в профессиональной практике акмеологической технологии, обеспечивающей развитие профессиональной идентификации пользователя.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

В этой главе мы рассмотрели результаты эмпирического исследования. Определенные нами выше акмеологические уровни развития ПИ ППК мы изучали по степени развития акмеологических критериев развития и типов ПИ ППК. Нами был предложен следующий алгоритм описания акмеологических уровней ПИ ППК: акмеологическая модель развития ПИ ППК, акмеологические критерии ПИ ППК, акмеологические факторы и условия ПИ ППК.

В нашем исследовании (1999;2004г.г.) приняли участие 115 человекпользователи персонального компьютера г. Астрахани в возрасте от 25 лет до.

45, имеющих различный опыт практики с компьютером. Кроме них, к экспериментальной работе мы привлекли 187 студентов, учеников старших классов и посетителей Интернет-кафе. Их возраст был от 14 до 60 лет. Всего было изучено 5850 протоколов. Структура выборки представлена в таблице № 6 и на рисунке 7. В нашей выборке представлены ПИК различных уровней (от новичка-1111К до профессионала высокого класса), поэтому можно говорить о достаточно высоком уровне репрезентативности исследуемой выборки.

Эксперимент подтвердил наличие трех уровней развития профессиональной идентификации ПИК: низкого, среднего, высокого и корреляцию их уровням развития профессионального самосознания ПИК. Как оказалось, каждому уровню соответствует определенные уровень профессионального мастерства и степень развитости Я-концепции. Уровень профессионального самосознания функционально определяется развитостью его компонентов. Выделенные группы по уровню развитию ПИ 111 1К мы изучили и по другим показателям: исследование уровней заинтересованности в деятельности и сотрудничестве, способностей моделировать процесс самосовершенствования.

Общая картина позволяет сделать вывод о том, что полученное распределение показывает следующий факт: среднего уровня критериев ПИ ПИК достигает значительно большее число ППК, чем высокого и низкого, то есть по всем критериям мы получили нормальное распределение, что говорит о репрезентативности полученных результатов и является доказательством надежности проведенного исследования. Более того, общая корреляция между всеми критериями говорит, о том, что можно определить средний уровень развития ПИ ППК как совокупность средних уровней всех критериев ПИ ППК, высокийвсех высоких, оптимальный — всех оптимальных. Это позволяет выделить ак-меологические профили групп ППК по уровням развития ПИ ППК. Нами исследованы количественно и качественно каждый уровень по всем критериям и выявлены особенности распределений: уровней ПИ ППК, по стажу работы и половозрастным показателям ППК, по заинтересованности в деятельности и сотрудничестве, оценок значимости видов деятельности, по видам мотивации и структуре акмеологическических способностей. Результаты эмпирического исследования позволили описать акмеологические профили каждого выделенного уровня развития ПИ ПИК и показать взаимосвязь акмеологических критериев ПИППК.

Среди значимых акмеологических условий ПИ ППК мы выделили: востребованность ППК, обладающих способностью к саморазвитию в современном социумевоспитание готовности у ППК к личностно-профессиональ-ному развитию и самосовершенствованиюсоздание развивающей среды в своей организациигуманитаризация профессиональной подготовки и переподготовки, способной преодолеть «технократизм» мыслей и стереотипных действий ППК, а также разработка и внедрение в практику обучения личностно-развивающего образования в системе подготовки и переподготовки ППКпсихолого-акмеологические особенности профессиональной деятельности ППК, которые обусловливают необходимость подбора ППК с широким диапазоном личностных и интеллектуальных качеств и соответствующим уровнем профессионального сам осознания и профессиональной идентификации.

К акмеологическим факторам, обеспечивающим развитие ПИ ППК: мы отнесли те, которые реально влияют на продуктивность деятельности ППК: акмеологические качества личности ППКпрофессиональная компетентностьстремление ППК к максимальному использованию своих потенциальных возможностей для достижения успеха в своей профессиональной деятельности, для достижения своего индивидуального «акме». Проведенное нами исследование показало важность и значение каждого фактора при оптимизации ПИ ППК.

Акмеологическое сопровождение процесса развития ПИ ППК представляется нами как технология развития ПИ ППК, способствующих его развитию, являющаяся основой профессионального становления и фундаментом дальнейшего профессионального роста. При этом мы подходим к изучению развития ПИ ППК через рассмотрение выделенных нами акмеологических критериев, факторов и условий ПИ ППК как «специфических» особенностей, способствующих успешному становлению и развитию ПИ. Мы доказали, что работа должна проводиться по нашей технологии развития ПИ ППК и для реализации поставленной цели, по нашему мнению, эффективнее использовать активные формы и методы работы: деловые игры, социально-психологические тренинги, моделирование профессиональной деятельности и т. п.

Данная программа предназначена для акмеологического сопровождения процесса развития ПИ ППК в системе второго высшего профессионального образования, в системе дополнительной подготовки и переподготовки ППК, в ходе адаптации молодых специалистов, индивидуального консультирования руководителей по развитию ПИ как основы становления профессионализма ППК и повышения эффективности их профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Основные выводы связаны с теоретико-методологическим и экспериментально-практическим подтверждением изложенных в гипотезах положений, касающихся сущности, структуры и уровней развития ПИ 1I11K как интегративного новообразования личности зрелого возраста. Исследование представляет интерес в плане реализации акмеологического подхода к развитию личности руководителя в системе «Человек — человек».

Основным результатом данного исследования является реализация акмеологического подхода в изучении и развитии ПИ ППК, которая позволила обнаружить, изучить концептуальную общность психолош-акмеологических закономерностей и факторов, обеспечивающих развитие ПИ ППК и доказать правомерность выбранной стратегии исследования.

Это было продемонстрировано при теоретическом анализе сущности ПИ ППК, который показал, что большинство ученых связывают становление и развитие профессиональной деятельности ППК с его ПИ, что является фактором развития самосознания, развитием «Я — концепции» личности.

В рамках рассмотренных подходов к изучению ПИ важное значение мы уделяли профессиональному самосознанию, которое понимали как субъектный опыт человека, в том числе и в профессиональном планеспособ работы человека, индивидуальный стиль работы, динамика выполнения деятельности. Способ работы человека, или его профессиональное самосознание, включает моти-вационную и операциональную (или динамическую) стороны деятельности, с одной стороны, а с другой — включает когнитивную (или содержательную) и творческую составляющие.

В рамках решения задач исследования нами показана роль профессиональной идентификации в личностно-профессиональном развитии пользователей персонального компьютера, с этой целью проведен психолого-акмеологический анализ профессиональной деятельности ППК, определив ее как особый вид деятельности человека — взаимодействие с компьютером, обладающим определенными акмеологическими особенностями. Нами проанализированы цели, мотивы, ценности, способы выполнения и результаты этого особого вида деятельности.

Дополнительным основанием для разделения понятий профессионализма личности и профессионализма деятельности, то есть выделения субъективной и объективной сторон профессионализма, является достижение определенной степени удовлетворенности личности своим профессиональным самоопределением, ее стремлением к дальнейшему самосовершенствованию и самореализации, а также осознанная, выраженная мотивация к самопознанию, саморазвитию в процессе деятельности, характерные для личности с оптимальным уровнем ПИ. Именно поэтому, определяя систему критериев и показателей ПИ ППК, мы старались измерить степень самопознания, саморазвития, самоактуализации и самореализации субъекта деятельности в процессе профессионального становления и овладения специальными знаниями и умениями, обеспечивающими высокий профессионализм деятельности.

Опираясь на отечественную традицию психолого-акмеологического анализа деятельности ППК нами в качестве основных акмеологических критериев ПИ ППК названы: критерий профессиональных знаний и опыта взаимодействия с компьютероминтегральный критерий профессионального самосознания ППК (рефлексивно-ценностный, креативно-смысловой, социо-ком-муникативный, когнитивно-операционный) — критерий роли компьютера в профессиональной деятельности ППК. Система показателей, определяющая меру владения современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивные способы ее осуществления у различных субъектов различны. Именно поэтому можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях ПИ ППК. Каждый критерий описан теоретически по трем уровням развития ПИ ППК с помощью предложенной системы показателей.

В ходе исследования предложена и успешно проведена программа экспериментального изучения критериев, показателей и уровней развития ПИ ПИК, показана эффективность акмеологической модели развития ПИ 111 1К как основы акмеологического сопровождения процесса развития ПИ ПИК.

Это было положено в основу разработки и экспериментального изучения акмеологической технологии развития ПИ ППК, которая построена с учетом роли акмеологических условий и факторов, обеспечивающие развитие ПИ ППК.

Основные направления, методы и формы акмеологического сопровождения процесса развития ПИ ППК предусматривает своей целью оптимизацию их профессиональной деятельности и основывается на всей экспериментальной работе д иссертационного исследования.

Разработанная разновидность акмеологического сопровождения, направленная на повышение эффективности использования творческого потенциала ППК, развитию его ПИ в процессе организации самоуправления может быть использована в ходе работы по совершенствованию переподготовки и повышения профессиональной квалификации ППК.

Наиболее важным условием оптимизации процесса развития ПИ является продуктивность системы развития ПИ. Она обеспечивается интеграцией учебно-познавательной, практической, научно-профессиональной, проектно-регули-рующей деятельностью ППКэффективность процесса развития ПИ зависит от характера включенности в деятельность субъектов-ППК, форм организации, акмеологической направленности процесса развития ПИ в контексте повышения профессиональной квалификации ППК, активных методов обучения и акмеологического сопровождения.

Проведенное исследовании дало возможность сформулировать следующие научно-практические рекомендации: подготовка ППК по развитию их ПИ должна стать составной частью повышения их профессионального уровняв системе непрерывного дополнительного образования предусмотреть стажировки, предусматривающие конкурс и защиту авторских проектов развития ПИ.

ППКрекомендовать 111 IK различных видов профессиональной деятельности применение продуктивных алгоритмов развития ПИ и профессионального самосознания, обеспечивающих высокий уровень решения профессиональных задач в психолого-акмеологической системе «пользователь-компьютер-личность».

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении предполагают более глубокую проработку условий и показателей оптимизации ПИ МРП в предложенной структуре парадигм и стратегийразработку и апробацию инструментария по алгоритмам условий, факторов и механизмов, детерминирующих оптимизацию ПИ ППКразвитие профессиональной культуры ППК. Предметом дальнейшего исследования может стать изучение структуры стратегии и типов ПИ ППК и механизмов, лежащих в его основе, а также развитие психолого-акмеологического тренинга по оптимизации ПИ ППК. Перспективы определяются необходимостью применения рассмотренной психолого-акмеологической концепции как для изучения и развития ПИ других категорий профессионалов, в том числе и госслужбы в контексте жизнетворчества личности, ее профессионализации. Кроме того, необходима интеграции взаимодействия различных отраслей акмеологии и психологии, в особенности, педагогической, производственной, управленческой, экономической, социальной, политической. В плане психологии развития актуально изучение становления идентификации и самосознания, в том числе и профессионального, а также механизмов самоопределения личности на различных этапах её онто-, социои профессиогенеза. В плане педагогики высшей и средней профессиональной школы необходимо исследовать оптимальные условия формирования и развития ПИ будущих профессионалов уже в процессе обучения, формирования у студентов способов коррекции и самосовершенствования ПИ в послевузовский период профессиогенеза. Требуется дальнейшее развитие концепции развития ПИ для ее дидактической и методической реализации в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации ППК. В плане психологии управления следует разработать систему проектирования и прогнозирования роста профессиональной карьеры ППК. В плане акмеологии необходимо исследование ПИ ППК как интеллектуально-управленческого ресурса развития нашего общества. Все это имеет важное теоретическое и практическое значение для научно-методического обеспечения оптимизации профессиональной деятельности в системе управления, государственной службы и других общественных институтов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Особый вид человеческих отношений или управление с точки зрения психолога. //Директор школы., 1997, № 4, с. 15−21.
  2. Абульханова-Славская К. А Жизненные перспективы личности. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987.- с. 178−186.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе. /Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993- с.45−62.
  4. Акмеология: Учебник /Под общ. Ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.-650с.
  5. Акмеолотческие аспекты профессионала.-М., 1993.-223 с.
  6. Акмеологический словарьЛТод общ. ред. А.А.Деркача-М., 2004- 161с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.- 339с.
  8. .Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Вып.2. — Л., 1967. — с.235−249.
  9. Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. М., 1994 — 23с.
  10. С.А., Гордеева Т. М., Деркач A.A. Методы акмеологи-ческих исследований. Кострома: Упр.образов., 1994. — 102 с.
  11. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. -1980, № 2.- С.52−60.
  12. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический, журнал. -1993. -Т. 14.- № 2.-С.3−16.
  13. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, 1992.-148 с.
  14. Т.П. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука. 1981.-С.67−85.
  15. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации // Принцип системности и психологических исследований. М., 1990. -С.48−54.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль. 1976.-158 с.
  17. В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987. 78с.
  18. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  19. Ассаджоли Роберто. Психосинтез: теория и практика. М.: Reil -Book,. 1994.314с.
  20. Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. -Л.: Медицина, 1977. 160 с.
  21. Р. Развитее Я-концепции и воспитание. -М., 1986.
  22. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. 156с.
  23. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М., 1978.311 с.
  24. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга: Изд-во КГПУ. 2000. 96 с.
  25. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М., Наукв, 1998 168с.
  26. А.К. Психология временной организации деятельности личности. Автореферет дис. .докт. психол. наук М., МГЛУ, 1985 -45 с.
  27. Большой толковый психологический словарь. Т.1. Пер. с анг. Ребер Артур, М.:Вече-Аст, 2001. 592с.
  28. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. -1993.-№ 1.- С.63−77.
  29. Е. М. Индивидуальность и выбор профессии.// Школа и производство. 1989, № 4,9.
  30. Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал.-1992.- Т.13.-№ 14.-С.99−106.
  31. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. -М. Воронеж: МОДЭК, 1996. — 390 с.
  32. М. «Я» и «Ты». М.: Высш.шк., 1993.- 175 с.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  34. A.B. Оптимизация профессионального самоутверждения кадров управления. Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 2004.-24 с.
  35. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровья, 1989.- 165с.
  36. Е.П. Динамика творческой уникальности человека врефлексивно-инновационном процессе. Автореф. дис.канд.психол.наук.-М., 1997.-23 с.
  37. В. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-285 с.
  38. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  39. Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. дис. докг. психол. наук.1. М., 1996.-56с.
  40. В.Ф. Проектная деятельность и требования к психологической подготовке и личности будущего инженера. //Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993.25−36 с.
  41. М.В. Профессиональная адаптация молодежи. // Психология личности и образ жизни.-М., 1987.
  42. А.М., Микадзе Ю. В., Солнцева Т. Н. Деятельность: структура и регуляция. М.: МГУ, 1987.-216 с.
  43. Т.В. Психологический механизм решения задач на самооценку. Автореф. дис. на соиск. канд психол.наук. М., 1987.
  44. С.А. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя физической культуры. Автореф. дис.канд.пед.наук.- СПб., 1993.-25с.
  45. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. -№ 2.- С. 19−27.
  46. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. -Киев: Наук. думка, 1988. 144 с.
  47. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1995. — 23 с.
  48. К., Гроф С. Неистовый поиск себя : руководство по личностному росту через кризис трансформации.-М., 1996. 339 с.
  49. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука. 1970. — 272 с.
  50. A.C., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. М.: РАГС. 2000.
  51. A.C. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: Агентство Квант 1, 1997.-299 с.
  52. В.В. Системное основание образовательных технологий. -М., 1995.
  53. A.C., Жданов О. И., Козлов В. В., Яблокова Е. А. Технология выжива-ния: Психологические аспекты адаптации в условиях рыночных отношений // Банковское дело. -1996. -№ 9.- С.32−35.
  54. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблема рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1997.-С.43−49.
  55. В.В., Лазарев B.C., Неверович С. Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей // Психологический журнал. -1989.-Т. 10.-№ 1.- С. 145−151.
  56. В. В., Неверович С. Д., Самоукина Н. В. О Функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. 1990. -№ З.-С. 145−151.
  57. Г. А. Творцы и функционеры.//Вестник высшей школы. 1989. № 10.,-34−39 с.
  58. Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализа-ции: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. Ташкент, 1990. — 25 с.
  59. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М, 2000. — 536с.
  60. A.A., Анисимов С. А., Конюхов Н. И., Костенко Е. П. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1997. — 45 с.
  61. A.A. Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и эк-тремальных условиях. М.: РАГС, 1998. — 198 с.
  62. A.A., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личност-но-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1999. 144с.
  63. A.A., Кузьмина Н. В. Введение в акмеологию. М., 1995.315 с.
  64. A.A., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996. — 128с.
  65. A.A., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеоло-гического исследования.- М., МПА, 1998 148с.
  66. A.A., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководите-лей образовательных учреждений: теория, методология, практика. -М.: РАГС, 1999.-720с.
  67. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч. 1993. 274с.
  68. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гешталыупражнениями.-М., 1995.
  69. Л. Г. Семикин В.В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психологического состояния // Психологический журнал. -1994. -Т. 15.-№ 6.- С.28−37.
  70. Л.П. К вопросу о познании других людей по способу решения ими профессиональных задач. / Субъектная оценка деятельности. -Саратов, 1987.
  71. Дорфман Л Л. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993.456с.
  72. В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления. Автореф. дис.канд.психол.наук.- М., 1997 25 с.
  73. Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. Нижний Новгород, 1997.
  74. B.C. Концепция влияния рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственного служащего // Сборник работ аспирантов и докторантов. М.: РАГС, 1997. — С.45−47.
  75. Е.П. Регуляторная функция образа профессиональной идентич-ности./ Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  76. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991−157 с.
  77. И.А. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности. -М., 1988.
  78. О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. М. 1999−156 с.
  79. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. -С.254−278.
  80. Л.Б. Саморегуляция психического состояния госслужащих. Автореферет дис. .канд. психол. наук, — М., РАГС, 1997- 23 с.
  81. Ю.М. Психическая функция оценивания и регуляции человеческой деятельности. / Субъектная оценка в структуре деятельности. -Саратов, 1987.
  82. Д.Н. Когнитивные регуляторы профессиональной деятельности./ Образ в регуляции деятельности. М., 1997
  83. В.Г. Социально-психологический климат в коллективе и конфликты. М ., 1987. — 245 с.
  84. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях. Дисс. доктора, психол. наук. М., 1994. -521с.
  85. О., Теплов Б. М. О культуре научного исследования // Избранные труды. -М., 1985. -Т.2. -С.125−136.
  86. В. П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994. — 333 с.
  87. В.В. Понимание в познании и общении. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 82с.
  88. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1976. — С.78−92.
  89. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.-М.:МГУ, 1991.-142 с.
  90. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
  91. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М, 1979.-С. 158−171.
  92. Ф.Н. Удовлетворенность трудом. Ашхабад, 1988.
  93. Ф.С. Основы профессионального консультирования.- М.: МОДЭК, 2003. 256с.
  94. А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2002. — 21с.
  95. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. — 400 с.
  96. Е.А., Моржоедов С. Д. Индивидуальный подход при обучении рабочих на производстве новым приемам труда. Казань, 1955.
  97. М. В. К проблеме профессионального развития // Вестн. Моск. ун-та-2001.-№ 4. Сер. 14. Психология. С. 3−12.
  98. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск. 1999.
  99. О.В. Психолош-акмеологические факторы формирования жизнен-ных ценностей руководителей. Автореф. дис.канд. псхол.наук. М., 1998.-24 с.
  100. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1998.-24с.
  101. И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. М., 1990.
  102. Н.И., Щаккум М. А. Акмеология и тестология. М., Российский салон, 1996 — 380 с.
  103. Ю. А., Кондаков И. М. Руководство, но изучению трудовой направленности с помощью теста профессиональных интересов // Сб. научных трудов Психологического института РАО. М., 1995.
  104. А.Ф. Саморегуляция человека в условиях социального перелома. //Вопросы психологии, 1995. № 5.
  105. Т.В. К вопросу о критериях личностного уровня регуляции принятия интеллектуальных решений. /Образ в регуляции деятельно-сти.-М., 1997.
  106. Н.И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешной учебной деятельности курсантов и слушателей ввузов. Автореф. дис. .канд.психол.наук.- М., 1994.- 24 с.
  107. JI.A. О субъективных стратегиях самореализации личности. / Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  108. Коростылева JIA. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. СПб. 1997.
  109. Кричевский PJL Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1995. — 381 с.
  110. A.A. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. /Психология личности и образ жизни. -М., 1987
  111. A.A., Головаха Е. И. Психологический возраст личности. // Психол. журн. 1983, № 5.
  112. A.C. Восхождение биологического равновесия до пси-хологическо-го состояния «счастья» или выход за пределы «Я» // Человек: сознание и мысль. Ижевск, 1994. — С.26−32.
  113. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания.-М., 1985.
  114. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986.-160 с.
  115. C.B. Формирование рефлексивных приемов саморегуляции практического мышления кадров государственной службы. Автореф. дисс. .канд. психол.наук. М., 1995. — 25 с.
  116. Н. В. Зимичев A.M. Проблемы развития акмеологиче-ских наук. СПб., 1996.
  117. Н.В. Предмет акмеологии. Шуя, 1995. — 23 с.
  118. Кузьмина Н. В Педагогическое мастерство деятельности учителя, как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологию -1984.-№ 1. -С.34−38.
  119. Н.В., Деркач A.A., Яблокова Е. А. Сущностные характеристики психолого-педагогических технологий и их роль в повышении мастерства кадров управления. М.: РАГС, 1996. — 121 с.
  120. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. — 353 с.
  121. Ю.Н., Сухобская Г. С. Методы изучения профессиональной направленности учителя // Сборник научных работ НИИ ООВ, 1980. -170с.
  122. В.П. Развитие активности личности будущего специалиста. -Саранск, 1996. -256с.
  123. А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М.: Прогресс, 1975.-304 с.
  124. А.Н. Системный анализ в психологии // Психологический журнал. 1991.-№ 4.-С. 126−141.
  125. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. // Вопросы психологии. 1987.- № З.-С. 150−153.
  126. Д.А. Самореализация и персонализация // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Часть 1. — ВИНИТИ: № 935−886. -М., 1985.-С. 15−24.
  127. Д.А. Психология смысла. М. 1999.
  128. К.И., Садевич И. М., Кучерук Л. Е. Основы моделирования трудо-вых процессов // Моделирование трудовых процессов при совершенствовании организации и нормирования труда. М., 1989. — С. 17−33.
  129. Е.Б., Парыгин Б. Д. Проблема самореализации личности // Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. -М.: Наука, 1982. С. 128−135.
  130. Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (на материале смены профессии). Авто-реф. дис.канд. психол.наук. М., 1992 — 24 с.
  131. Личность: внутренний мир и самореализация. СПб., 1998.
  132. Личность и самоанализ. / А. А. Крялов, Л., 1982 198 с.
  133. В.Т. Самоанализ и познание внутреннего мира.- СПб., 1996.
  134. .Ф. Психологические процессы и общение. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 256−278.
  135. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /АФ.Кудряшов, Петрозаводск, 1992. -320с.
  136. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983
  137. А.К. Акмеологическое содержание профессионального становле-ния психолога в сфере образования. // Акмеология. 2003. — № 3.- с. 4750.
  138. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.-308 с.
  139. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции н произвольной активности человека//Психологический журнал-1995. Т. 16. -№ 14.-С.26−36.
  140. В.И. Оперативные свойства саморегуляции произвольной активности человека./ Образ в регуляции деятельности. -М., 1997. -245с.
  141. С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод анализа развития творческого потенциала руководителя. Автореф. канд. психол.наук. М., 1993. — 24 с.
  142. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. -М.: Политиздат, 1982. 117с.
  143. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности.-М., 1986.-234 с.
  144. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М., 1992.-234 с.
  145. А.А. Психолого-акмеологические условия эффективности регионального управления. Автореф. дис.канд.психол.наук.- М., 1995.22 с.
  146. О.И. Компетентность руководителя в оптимизации материальных условий деятельности персонала: сущность, структура, условия и факторы развития. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Тамбов, 2003. — 23с.
  147. JI.M. и др. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996
  148. JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж, Изд-во «МОДЭК», 2003. — 400с.
  149. Москаленко О. В Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. Автореф. .доктора психол. наук. -М., 2000.
  150. О.В. Критерии, показатели и уровни формирования профессионального самосознания личности руководителей образовательных учреждений. Астрахань, 1996.
  151. О.В. Сущность и структура профессионального самосознания личности руководителя образовательных учреждений- Астрахань, 1996.
  152. А. Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя: Автореф.дис.канд.психол.наук.-М., 1998. -30 с.
  153. О.И. Психологическое самопознания личности. -М., 1993.
  154. Л. Методы социально-психологической диагностики личности. Л. 1990.-170 с.
  155. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. // Вопр.психологии., 1957, № 5.
  156. Ю.С., Душетцкий JI.E. Способность к саморегуляции и профессиональная пригодность. // Психологический журнал. 1985. — Т.6. — 1 4. -С. 139−146.
  157. Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987
  158. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
  159. H.H. Психология взрослого человека. Спб.: Шк.пракг. психологии, 1995. — 33 с.
  160. Образ в регуляции деятельности (к 90-летию со дня рождения Д.А.Ошанина). М., 1997.
  161. A.C. Теоретические основы психологии субъектогенеза. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -138 с.
  162. С.И. Словарь русского языка.: М-: Русский язык, 1990.921.
  163. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. M., 1991.
  164. Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. — 388с.
  165. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  166. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высш.шк., 1991. — 79 с.
  167. Дж. Полнота человеческой жизни.- M., 1993.
  168. А.Е. Психологические факторы эффективных стереотипных и вариативных стратегий поведения. СПб., 1996. — 127 с.
  169. Н.М. Система понятий теории психического саморегулирования. // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. -Казань: Издат. Казан, ун-та, 1982. С. 5−8.
  170. Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по геш-тальт-тералии). М., 1993.
  171. В.А. Личность в психологии. Ростов- на -Дону, 1996.
  172. К.К. Структура и развитие личности. М., 1984.
  173. Познание и изменение себя. Аутотренинг. Магнитогорск. 1995. -111 с.
  174. И.А. Влияние оценочной деятельности преподавателя на развитие профессионального самосознания студентов колледжа. Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2002. -23с.
  175. А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983.-176с.
  176. Проблемы индивидуальности в онтопсихологии. СПб., 1994.
  177. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996. — 93 с.
  178. Н.И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. Автореф. дис.. канд. психол.наук. М., 1999 — 24 с.
  179. А.О. Методы психической саморегуляции. Казань: КГПИ, 1990. -107 с.
  180. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из четырех методических пособий.-Воронеж, 1997.
  181. Психологический словарь./В.П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-М., 1998.-440с.
  182. Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. Материалы I- П симпозиумов. М., 1997, — 223 с.
  183. Психология личности и образ жизни.- M., 1987
  184. Психология человека от рождения от смерти. СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2002. -656с.
  185. Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. Материалы I- П симпозиумов. М., 1997, — 223 с.
  186. Т.П. Ценностно-нормативные аспекты произвольной активности человека. / Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  187. Разумная организация жизни личности: проблемы воспитания и саморегулирования. Сохань Л. В., Тихонович В. А., Киселева O.A. и др. -Киев, 1989.
  188. Н.И. Психология личности.- M. 1987.
  189. Ю.А., Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-творческая сре-да как средство личностного самоопределения в процессе про-фессионализа-ции //Личностная ориентация непрерывного образования. Волгоград, 1994. -С. 87−104.
  190. Г. А., Стрелков Д. Г. Социально-профессиональные ориентации студентов университета.// Абитуриент. Студент. Специальность. -Нижний Новгород, 1994.
  191. К. Становление человека. М., 1994.
  192. В.В. О понимании. Спб.: Наука, 1994. — 539 с.
  193. Г. Я. Проблема самосознания. //Личность и деятельность. -М.: Наука. 1977.-С. 17−23.
  194. В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994.-124 с.
  195. И.В. Психология судьбы: программирование или творчество?//Вопросы психологии. -1992. -№.1.-С. 98−103
  196. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 326 с. 168.
  197. С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. — 478 е.
  198. A.A. Влияние образа жизни трудового коллектива на развитие личности. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987
  199. Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. /Психология личности и образ жизни.- М., 1987
  200. Р.Р. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов. Автореф. дис.канд.психол.наук.1. М., 1993.-24с.
  201. Самоорганизация: психо- и социогенез. /Под. Ред. В. Н. Келасьева.- СПб., 1996.- 200с.
  202. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./ Под. ред. ВАДдова. -Л., 1979.
  203. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личнос-ти. //Психологический журнал. 1984. — № 4. — С.65−73.
  204. В.И. Психология активности. -Минск, 1996.
  205. Е.В. Развитие акмеологической культуры. М., 2004.260с.
  206. Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования. Автореф. дис. докт.психол. наук.- М., 1997, — 45 с.
  207. В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психологический журнал. 1982. -Т. 3.-№ 4.-С. 14−25.
  208. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления: Дисдокт. психол. наук, -М., 1992. 548с.
  209. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, 1992. — 224с.
  210. E.B. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
  211. П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентации молодежи. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987.
  212. Н.Б. Оптимизация процесса развития профессионального самосознания предпринимателей. Автореф. дис. канд. псих. наук. -М.-РАГС, 2004.-25с.
  213. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дис. доктор, псих. наук. М.: МГУ, 1994.- 58с.
  214. В.И., Исаев Е. И. Психология человека, введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  215. П.П. Жизнетворчество как способ самореализации личности. //Жизнь как творчество. Киев, 1985. — С. 71−90.
  216. A.B. Зрелая личности: понятийный анализ.// Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция. М., 1992. — С. 132−142.
  217. И.А. Акмеологические условия и факторы развития профессио-нального самосознания пользователей персонального компьютера. Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2004. — 24с.
  218. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М, 1990. — 256 с.
  219. В.А. Личность и предприятие: факторы успешного взаимодействия. СПб., 1995. — 158 с.
  220. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая ин-новатика: рефлепрактические методы. М.: Луч, 1993. — 63 с.
  221. С.Ю., Полишук O.A., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной ком-петенции кадров управления. М., 1996. -143 с.
  222. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. -М., 2001. -130с.
  223. Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности госурствен-ных служащих: Автореф.дисс.д-ра психол.наук.-М., 2003−62с.
  224. В.В. Самосознание личности. М. МГУ, 1983. — 286с.
  225. Д.С. Познавательные способности профессионала: сущность и пути развития (акмеологический подход) / Междунар. академия ак-меологи-ческих наук. — М., 2003. 76 с.
  226. C.B. Влияние профессионального самосознания руководителя на эффективность принятия управленческих решений. Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2004. — 23с.
  227. Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Автореф. дисс. .д-ра пси-хол.наук. -М., 1993−22 с.
  228. Теоретические и методологические аспекты социально-гуманитарных наук и технологий. Мат-лы Всерос.конф., посвящ. 10-летию факультета гуманитарных наук и социальных технологий.-Ульяновск, 2003 — 228с.
  229. Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум. /Деркач А.А., Москаленко О. В., Пятин В. А., Селезнева Е. В. Астрахань, 2000.- 169с.
  230. В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Б.н., 1992. — 76 с.
  231. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994.
  232. Филиппова Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального самосознания молодых специалистов. Автореф. дис. кавд. псих. наук. М.: РАГС, 2004. — 21с.
  233. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. -429с.
  234. Л.М. Особенности акмеологических факторов развития профессиональной мотивации студентов. Автореф. дис. канд. псих. наук. -М.: РАГС, 2002.-23с.
  235. Л. Некоторые проблемы лонгиподного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987
  236. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  237. И.И. К вопросу о единстве самосознания и мотиваци-онной сферы личности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. -M., 1988.-С. 214−227.
  238. Чеснокова И И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 121−126
  239. И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  240. Л.В. Проблемы регуляции интеллектуальной активности. / Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  241. Шадриков В. Д Психология деятельности и способности человека. М.: «Логос», 1996. — 320с.
  242. Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) / Психология личности в условиях социальных изменений.-М., 1993.
  243. Г. П. Избранные труды. M., 1995. — 800с.
  244. C.B. Управление персоналом современной организа-ции.-М., 1997.
  245. Н.А. Полнота человеческой жизни. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987
  246. А. И. Тутушкина М.К., Психологические основы формирования личности советского учителя. -Л.: Просвещение, 1967. -125с.
  247. А. Проблема поколений и психологическое исследование личности ./Психология личности и образ жизни.-М., 1987
  248. B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности. // Проблемы дифференционной психофизиологии. М., 1987. — 121 с.
  249. В.В. Современный словарь по психологии.-Мн" 1998.768с.
  250. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  251. И.С. Психологические критерии качества знаний школьников.-М., 1990.
  252. Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача). Автореф. дис. на соис.канд. психол.наук. Ярославль, 1994.
  253. Anderson I. R/ Cognitive psychology and its implications. San Francisco, 1980.
  254. AllehofF W. H. Berufswahl und berufliche Interessen. Gottingen, 1984.
  255. Bandura A. Social foundation of thought and action: a social cognitive teory. -N. Y., 1986.
  256. Betz N., Lent R. Hackett G. Application of self-efficacy theory to understanding careers choice behavior/Journal of applied psychology. -V. 41.-1986.
  257. Binning J.F., Barret G.V. validity of personnel decision- A conceptual analysis of the inferentaial and evidential tases. //Appl. Psychol. 1989. — V. 74. -N 3. -P. 478−488.
  258. J. & Thomas Hio Is satisfaction with self-ameasurc of adjustment? Jornal abnorm, soc. Psychol. // 1995. -N51.
  259. Boileau D. Speaking/listening: much used, little taught. Reston, 1984.
  260. Burgess G., Tanenhahs M.K. Context and lexical access for lixial ambiguity resolution. //J. Exp. Psychol., Learning, Met. and Cogn. -1990. -V. 15.-N 1 .-P. 62.0−632.
  261. Cole D.W. Profecssional suiside -Or organizational murder. Clev-land: Organizational development institute of Ohio, 1989.
  262. Domer, Dietrich. Die Login des Misslings: Strategisches Denken in Kompiexen Situationen. Hamburg, 1989.-198 p.
  263. EvansP.R. Essential Interviwing Books. -London, 1989.-244 p.
  264. Flett G., Blankstein K., Bator C., Pliner P. Affektintensity and self-control of emotional behavioir. //Pers. andlndiv. Diff. 1989. -N l.-P. 1−5
  265. Henderson J. Action Learning: A missing link in managment development? // Pers. Rev. 1993. — V. 22. -N 6. -P. 14−24
  266. JahnR.G. The Persistent Paradox of Psychic Phenomena: An Engineering Perspective. // Proceedings of the ШЕЕ. 1992. -N 2.-P. 136−170.270. lrle M., AllehoffW. Berufs-Interessen-Test 2. 1984.
  267. Keane M. Modelling problem solving in gestalt «insight» problems. // British J. Psychol. -1989. -V. 10.-N 2.-P. 201−211.
  268. Koopman P.L. New information technology and organizational decision making.//J. Psychol. 1990.-V. 1 1.-N2.-P. 186−210.
  269. Krause B. Problems and approaches in computerized problem sjiving. //J/Psychol. 1989. -V. 197.-N. 3.-P. 229−246.
  270. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. New York, 1954.237c.
  271. Lefevre V. The fundamental structures of human reflection. N.-Y., 1990.-243 p.
  272. Liser R., Levy S. J. of Economical Psychology. 1993.
  273. MassaroD.W., Eriedman D. Models of integration given multiple sources of information. // Psychol. Rev. -1990. -V. 97.-N 2.-P. 225−252.
  274. Roy B., Steiner C. radical psychoterapy: The sekond dekade. San Fransisco. 1989. — 276 p.
  275. ShuhAJ. Decision style in judgement of application suitability .//Bull Psychol. 1990. — V. 28.- N 1. — P.44−46.
  276. Walaker K. The Neurophysiology of Enlightement-London, 1989.367p.
Заполнить форму текущей работой