Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области
В данной работе сделана попытка дать практические и теоретические рекомендации по повышению уже имеющихся умений и навыков учащихся, и разработать новые условия для формирования личности школьника, а такжне определить роль и место декоративно — прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе. Экспериментальное исследование подтвердило, что использование теоретического материала по истории… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. 1. История и современное состояние использования художественной вышивки в творчестве мастеров в учебном процессе.13
2. Система подготовки в процессе формирования умений и навыков у учащихся на занятиях народным и декоративно-прикладным искусством.36
3. Психолого-педагогические основы организации занятий декоративно-прикладным искусством художественной вышивкой).64
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.95
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ,
1. Структура и содержание занятий художественной вышивкой в процессе формирования умений и навыков.98
2. Методические основы организации и проведения занятий.144
3. Организация и методика проведения экспериментального исследования.172
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.188
Список литературы
- Chlupova A. Slovenska ludova vysivka.-Bratislava, 1985.-543.
- Konecny. E. Dopptidurchbruch.-DDR Leipzig, 1997.-65.
- Konecny. E. Durcnbruch.-DDR Leipzig, 1997.-65.
- Konecny.E. Kreuzstich.-DDR Leipzig, 1997.- 65.
- Konecny.E. Weibstickerei.-DDRLeipzig, 1997.-65.
- TiskovaV. Vysivani-PTaha, 1988.-57.
- Айрагютян Л. С Вышитая бижутерия. Школа и производство. 1991.- М. Педагогика. № 6, — С. 56.
- Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. / Сост., авт., ввод. статьи и бибигр. очерков Д. Е. Аксенов.-2-е изд., испр. И доп.-М.Просвещение, 1982.-336 с.
- Александрова О.Д. Программы педагогических институтов. Методика трудового обучения. Технология конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских.-М.: Просвещение, 1980.-30с.
- Альмухабетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся 4−7 классов средствами национального изобразительного искусства. Афторефират.-Алма-Ата. -1990. -20с.
- П.Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск.Университетское.- 1990, — 560с.
- Амонов Б.В. Народные умельцы.-Ярославль.: Иваново Верхне Волжское.-1990.-133с.
- Амуров М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства. Автореферат.: М.-1993.-16с.
- Ангеловский К. Учитель и инновация.-1991.-157с.
- Антоненко В.В., Третьяк A.M. М. Педагогика для всех.-М.: Книга.-1981.-47с.
- Антонова Е.В. Анторопоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии.-М, 1977.-c.64.
- Анциферова Л.И. Психология повседневности, жизненый мир личности итехники" ее бытия// Психологический журнал, Т. 14, 1993.-№ 2.
- Архидова Н.К. Традиции народного костюма в современном моделировании одежды. Школа и производство. М. Педагогика. 1985. № 5. С 35.
- Афанасьев Л.С. Народное творчество Орловской области.-Орел.-1988,-227с.
- Афанасьева Е.В., Ефимова Л. В., Белгородская Р. М., Гордеева О. Г. Ковры и гобелены в собрании Государственного исторического музея.: Внешторгиздат.-47с.: ил.
- Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.:Высшая школа, — 1990.-175 с.
- Афонасьев А.Н. Поэтическое воззрение славян на природу. Т-1.-М, 1865,-с70.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. VM.: Просвещение, 1988.-478с.
- Баброва Е. В, Кудрявцева Н. А. Рабочее место учащегося для обработки ткани.-М.: Педагогика// Школа и производство, 1991.-№ 5.-с. 18
- Барадулин.В. А. Танкус.В. Основы художественного ремесла.-М.: Просвещение, 1986.-238е.: ил.
- Баранов СЛ., Болотина Л. Р., Сластекин Т.В.-М.:Просвещение, 1981.-367с.
- Батаршина И.Х. Вышивка: рекомендации руководителям кружков.-СПБ.: Городской дворец творчества юных, 1991.-27с.
- Белоусова А.В., Решетин И. Н. Педагогика.-М.: Физкультура и спорт, ion., 170U.-/.0 Д*.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства).-М.: Искусство.Лига.-1994.-Т. 1.-356 с.
- Бизли Анджела. На ферме. Вышивка крестом .-М: АРТ-РОДНИКД997,-40с.: ил.
- Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство.-JI.: Искусство, 1981.-311с. ил.
- Богуславская И.Я. Русская народная вышивка.-М.:Искусство, 1972,-151с.:ил.
- Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных домыслов.-JI.: Художник РСФСР, 1981.-374 с.
- Бодрова M. JL, Лаврентьева А. Н. Художник, вещь, мода.М.: Советский художник, 1988.-366с.
- Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХв.-М.: Советский художник, 1974.-294.:ил.
- Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов.-М.:НИИ художественной промышленности, 1985.-128 е.: ил.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.-М.:Просвещение, 1982.-144 с.
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве.-М, 1972.-174с.
- Вышивка по полотну.: Энциклопедия женских рукоделий. -М: Скрижали-С, 1990.-80 е.: ил.
- Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма. Авторефират,-М, 1996.-16с.
- Гемеле B.C. Соеденение обучения с производительным трудом как средство формирования трудовой активности учащихся 5−7 классов. Автореферат.-М, 1987.-17с41 .Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий.-МГУ, 1982.-319с.
- Горюнов, а Т. Педагогическое образование Сборник статей по современным проблемам педагогического образования Вып 4.-М. :Прометей, 1991.-149 с.
- Грабарь И.Э. Обучение русских мастеров за границей.-В сб.: Русская архитектура первой половины 18века.М., 1954.-е. 168.
- Гришин В. К Педагогические условия повышения эффективности технического творчества школьников во внеурочное время. Автореферат.-М, 1988.=18с.
- Громов АН. Развитие технического творчества учащихся сельских школ на уроках трудового обучения в 5−7 классе. Автореферат.-М, 1988.-17с.
- Гун Г. П. Каргополье=Онега.=М.:Искусство, 1980.=167с.
- Данчук И.И. Дидактические средства формирования опыта творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. Автореферат.-М, 198 816с.48.де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр.-М.: Искусство, 1982.-577 е., ил.
- Декоративное искусство СССР, 1975.-№ 3.
- О.Демина Н. Д. О системе эстетического воспитания учащихся.-Рига.Эвайгзене, 1978.=152 с.
- Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства с собрании Государственного Русского музея. Сб.очерков.-Л.:Искусство, 1981.= 311с.:ил.
- Дудка В. Курс женских рукоделий.-М.: Российский писатель, 1992.-533 е.: ил.
- Дурасов. Г. П ., Яковлева. Г. А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке.-М.: Советская Россия, 1990.-320 е.: ил.
- Дурасов Г. П. Выплывает, будто пава./ЛОный художник=1993.-№ З.-С 16= 18.
- Елатомцев И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся.-Минск: Нар. асвета, 1965.-145 с.
- Ермакова В.В. Роль факультета дополнительных профессий в системе подготовки выпускников университета. Материалы научно-практической конференции 24−25 апреля 1997 г.-Орел.: ОГУД997.-70 с.
- Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Афтореф. Дис. Канд. Пед. Наук.-М., 1995.-17 с.
- Жданова Н., Воеводина Н. Ручная вышивка. Альбом для рукоделия.-М.: Ролтекс-МаркетД990.-48 е.: ил.
- Знаков Л.В. О предмете и методах дидактического исследования. М, АПН РСФСРД962.-е 81.
- Игнатьев Е.И. и др. Психология.Пособ для пед.училшц.-М.:Просвещение, 1965.-344 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Учпедгиз, 1961.-223с.
- Ильина Т.А., Огородникова И. Т. Педагогика школы.-М. .ПросвещениеД 978.-320с.
- Инновации в школе: характер и результаты.- Народное образование.-1993.-№ 6.-С. 16−27.
- Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе. Проблема, опыт, решения.-Псков, 1992.-223 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика/ Под .ред. В. Я. Лияудис. -М 1994.-203с.
- Искусство и быт. М. Советский художник, Вып. 1, 1963.-165 с .: ил. Вып. 2, 1964.-179 е.: ил. Вып. З, 1968.-211 е.: ил.
- Искусство и школа / Сост.А. К. Василевский.-М: Просвещение, 1981.-288 с.
- Искусство и эстетическое воспитание молодежи /Под.ред.В. Г. Кисунько.-М.: Наука, 1981.-335 с.
- Калашникова Н.М., Плужникова Г. А. Одежда народов CCCP.-М.Планета, 1990.-222с.
- Калмыкова Л.Э. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.-М.:Советский художник, 1973.-173с.:ил.
- Калмыкова М.Э. Народная вьппивка Тверской земли.-Л.: Художник РСФСР, 1981.-203с.
- Кан-Калин В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.-142с.
- Кантор. В. И. Искусство и быт.-М.: Советский художник, 1961.-38 е.: ил.
- Канцедикас А.С. Народное искусство.-Знание, 1975.-55с.:ил.
- Канцедикас А.С. Уроки народного искусства.-М.'.Знание, 1986.-46с.
- Канцедикас. А.С. Пути возрождения народных художественных промыслов и создания новых производств с использованием ручного творческого труда.//НИИХП. -Народные художественные промыслы и современная культура.-М, 1980.-С.100−159.
- Каплан Н. И Народное декоративное искусство Крайнего Севера и Дальнего Выостока.-М.: Просвещение, 1980.-125с.
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графических факультетов в графической деятельности. Автореферат.-М, 1994.-40с,
- Кибалова JI, Гербекова О, Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды.-Прага.: Артия, 1996.-608с.:ил.
- Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий.-М.: Изобразительное искусство, 1993.-224 е.: ил.
- Климова Н.Т. Вышивка. Школа изобразительного искусства.-! 968.-Выи 10.-С. 116−139.
- Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области.Рассквзы о народном искусстве.-Горький.: Волго-Вятское, 1983.-190 е.: ил.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества.-М.:Мнемозина, 1995.-15 8с.
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать.-М.:Столетие, 1998.-140с.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. -М. :Просвещение, 1985.-271с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.
- Корешков В. В Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Авторефипвт.-М, 1994.-37с.
- Корнилова В.А. Педагогическое образование: Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып. 1-М.:Прометей МГПИ им. Ленина, 1990.-118 с.
- Королева Н.С., Уткин П. И. Народные художественные промыслы.-М.: Просвещение, 1992.-159с.
- Костенникова В.И. Русская вышивка.Методические рекомендации для учителей обслуживающего труда и руководителей кружков. -Орел, 1992.-82 е.: ил.
- Крамаренко А.Г. Декоративно-прикладное искусство.-Ленинград.: Художник РСФСР, 1972 .-52с.:ил.
- КрутецкийВ.А Психология.-М.: Просвещение, 1974.-304с.:ил.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе.-М.: Просвещение, 1977.-208 с.
- КузинВ.С. Психлолгия.-М.: высшая школа, 1982.-c.31.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии, Вып.З./под ред. М. В. Гамезо.-М.: Просвещение, 1982.-176 с.
- Лабунска Г. В. Изобразительное творчество детей.-М.: Просвещение, 1965.207 с.
- Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разобрать программу развития школы.Методическое пособие для руководителей оброзовательных учреждений.-М., 1993 .-46с.
- Латынин Л.Ф. Образы народного искусства.-М.: Знание, 1983.-48с.
- Максимова С.в. Нечистая, неведомая и крестная сила.-СПБ, 1903.-с298.
- Марш Кристина. В мире природы. Вышивка крестом.-М.: Арт-РодникД997.-48 е.: ил.
- Марьянова Н.К. Традиции народного костюма в современном моделировании одежды// Школа и производство.№ 8.-М.:Педагогика, 1985.-с41.
- Маслоу.А. Самоактулизация.// В сб.: Психология личности: Тексты под ред. Гиппенрейтера Ю.Б.-М.: МГУ, 1982.-е 108−118.
- Маясова. Н. А. Древнерусское шитье.-М.: Искусство, 1971.- 32 с .: ил.
- Мезенин Н.А. Мастеровые Челябинска.-Южно-уральское, 1988.-171с.
- Мелентьева Ю.С. О некоторых теоретических и практических проблемах развития художественных промыслов// Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л, 1981.-е.9.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96 с.
- Мерцалова M.H. История костюма: очерки истории костюмя,-М.:Искусство, 1972.-197с.-ил.
- Мерцлова М.Н. Поэзия народного костюма.-М: Молодая гвардия, 1988.-222с.
- Методика трудового обучения /Д.А. Тхоржевский, А. И. Бугаев и др. под ред.Д. А. Тхоржевский.-2-е изд.перераб.-М.: Просвещение, 1981.-268 е.
- Народные Художественные промыслы СССР. По материалам Всесоюзной выставки 1979 года.-М.:Советский художник, 1983.-544 с.
- Невзорова Н.К. Ознакомление учащихся 4−6 классов с работами по вышиванию.// Школа и производство.-М.:Педагогика, 1984.№ 12.-с.29−30.
- Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества// Творческие проблемы развития народных художественных промыслов.-М, 1981.-С.60−80.
- Некрасова М.А., Макарова К. А. Проблемы народного искусства.-М.: Изобразительное искусство, 1982.-136 е.: ил.
- Йеменский Б. Мудрость красоты.-М: Просвещение, 1987.-252 е.: ил.
- Николаев В.В. Формирование у учащихся 5−7 классов знаний, умений и навыков по механической обработке древесины в системе практических работ на уроках труда.-М, 1987.-17с.
- Николаев Т.В. Прикладное искусство Московской Руси.-М.:Наука, 1976.-288 с.
- Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно-прикладного искусства. Афтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора^наук.-М, 1995.-30с.
- Овсянников М.Ф. История эстетической мысли.-М.: Высш.шк. 1984.336 с.
- Основы декоративного искусства в школе / Под ред.Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина.-М.: Просвещение, 1981.-175 е., ил.
- Остеров Е. Живая древняя Русь.-ML: Просвещение, 1984.-304 с.:ил.
- Патроншу Д.Я. Определение и формулировка целей урока// Школа и производство.-М.: Педагогика, — №! 2, 1991.-с5−7.
- Педагогика / Под ред.Ю. К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1983.-608 с.
- Педагогика/Под ред.Г.Нойнера, Ю. К. Бабанского. П-24-М. .Просвещение, 1984.-369 с.
- Педагогическая диагностика как условие формирования повышения квалификации. -СПБ, 1993.-21 с.
- Первухин Л.Г. Из мира исчезающих обрядов и обычаев.-Тверь, 1905.-с7.
- Петрова З.А. Воспитание общественно трудовой активности учащихся начальных классов сельской школы.Авторефират.-М, 1991.-17с.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности.-М.: Педагогика, 1987.-238с.
- Петровский А.В. Способности и труд.-М.: Просвещение, 1966.-е 13.
- Плотникова Е. В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Автореферат. -М, 1995. -17с.
- Полная энциклопедия женских рукоделий.-М.: Восхождение, 1992.-608 е.: ил.
- Полунина В.А. Искусство и дети.-М.: Просвещение, 1982.-191 е., ил.
- Попова О.С., Каплан Н. Н. Русские художественные промыслы.-М.: Знание, 1984.-144 с.
- Портер Линн. Собаки большие и маленькие. Вышивка крестом.-М.: АРТ-РОДНИК, 1997.-40с.: ил.
- Пригожин А.И. Новвоведения: стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики.-М., 1989.-270 с.
- Примерные программы факультативов по трудовому обучению.-М., 1979.-101 с.
- Программы педагогических институтов.Сб.№ 9-М.: Просвещение, 1982.- 22 с.
- Прокина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы ХУ111-первой половины XIX века.-М.:Изобразительное искусство, 1983.-310.:ил.
- Пространственные представления как средство познания объективной действительности.Сб.трудов.-М.: Просвещение, 1974.-64 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковский и др., Пер. С нем.- М.: Педагогика, 1981.-224 е., ил.
- Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства.-М.: Изд. Московского университета, 1982.-32 е.
- Рогов А. Кладовая радости.-М.: Просвещение, 1982.-240 е.: ил.
- Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе.-М.: Наука, 1981.-206 е., ил.
- Рождественский К.И. Советское декоративное искусство.-М.: Советский художник, 1975 .-295с. :ил
- Розина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. Эстетика природы ремесла. Н ародное искусство и художественные промыслы. Само деятельное творчество.-М.Советский художник 1985.-190 е.: ил.
- Розина Т.М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства.-М.: Изобразительное искусство, 1970.-25 5с. :ил.
- Рондепи JI. Д. Декоротивно-приклодное искусство. -М.:Просвещение, 1984.-144 е.: ил.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.-2-е изд., допол. И перераб.-М.: Просвещение, 1980.-239 е., ил.
- Русское, декоративное искусство: В Зх т./ Под. ред Леонова А.И.-М.: Академия художеств СССР, 1962.-504с.:ил. Т.2 1963.-695с.:ил, т.З.-М Искусство, 1965.^434с.:ил.
- Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-Х11 вв.-Л., Аврора, 1971.-127 е., ил.
- Сакс Н.И. Рабочее место учителя./ДПкола и производство.№ 9.-М. Лросвещение, 1985. -с29.
- Салтыкова А.Б. Самое близкое искусство.-М. Лросвещение, 1969.-295с. :ил.
- Сборник нормативных материалов и документов по высшему и среднему профессиональному образованию. Справочное пособие.// Под. Ред. ЯкубаЮ.А.-М, 1996.-370с.
- Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Справочное пособие.// Под.ред. Якуба Ю.А.-М, 1997.-371с.
- Свиридова Н.В. Приемы русской вышики. Орловский спис. Приемы вышивки гладью // В сборнике.: Художественная обработка материалов доступных сельской школе.-Орел.:Ol 11УД995.-с.183−189., С.-189−190., с,-190−205.
- Свиридова Н.В. Ручная вышивка // Школа и производство, № 5, 1993.-С. 17−24.
- Свирина А.Н. Древнерусское шитье.-М.: Искусство, 1963.-151 с.
- Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы: Очерки. -М.:Советский художник, 1977.-246с.: ил.
- Сидамон-Эристова В.П., Шабельская H. JI Собрание русской старины: вышивки и кружева, Вып1 ,-М, 1910.-е. 1.
- Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой. Автореферат.-М, 1994.-20с.
- Сиротенко Т.А. Методические основы проведения кружкового занятия по декоративно-прикладному искусству.-М.:Педагогика, 1991. № 11.-е.58.
- Система эстетического воспитания школьников / Под.ред. С. А. Герасимова.-М.: Педагогика, 1983.- 264 с.
- Скаткин М.Н. Дидактика средней школы.-М, 1983.
- Скаткин М.Н. Педагогический поиск.-М.:Педагогика, 1988.-541с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы.-М., 1982.1. V*
- Скопцева.М. И. Технология обслуживающего труда.-Ростов -на -Дону.: Феникс, 1997.-373с.
- Сластенин В.А., По дымов a JI.C. Педагогика. Инновационная деятельность.-М.: Магистр, 1997.-222с.
- Смирнова А.А. Психология.-М.: учпедгиз, 1962.-559с.
- Смолицкий В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР.-М. .Высшая школа, 1982. -216с.
- Современное народное искусство. Вып. 1.-Л.Художник РСФСР, 1975.216 с. Вып.2, 1980.-207 с.:ил.
- Соколова М.В. Развитие художественно-творческих потребностейшкольников на занятиях по художественной обработкеОматериала. Авторефират. -М, 1993. -17с.
- Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения народных росписей Урала и Приамурья.Автореферат.-М, 1996.-17с.
- Соломатина Т.Б., Степанова В. И., Неумова Н. Ф. Основы декоративного искусства в школе.-М.: Просвещение, 1981.-175 е.: ил.
- Стасов В.В. Русский народный орнамент: шитье, ткани, кружево. Вып1.-СПБ, 1872.-C3−4.
- Стратоков JI.M. Графическая деятельность студентов на занятиях по моделированию одежды-как средство формирования художественного мышления. Автореферат.-М, 1991.-17с.
- Тазова Н.А. Филейно-гипюровая вышивка.-М.:Легкая промышленность, 1983 .-135с.
- Темерина С.М. Приклодное искусство и современное жилище-Академия художеств СССР, 1962.-205 е.: ил.
- Терехов И.М. Вышивание на машине.Вышивание ручное. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства.-М.:Советская энциклопедия, 1990,-С400−407.
- Титова В.Г. Пользование основными инструментами для шитья.// Школа и производство.№ 10.-М.:Просвещение, 1985 .-с42.
- Толстых В. И. И др. Эстетическое воспитание.-М.: Высш.шк., 1979.288 е., ил.
- Уткин П.И., Королева Н. С. Народные художественные промысльг.-М.: Высшая школа, 1992.-181 с. :ил.
- Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «Об Образовании». -М.: Ось-89, 1996.-64с.
- Федотов Т.Я. Дарите людям красоту.-М.: Просвещение, 1985.-255 е., ил.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников/ Под ред. Т. Н. Филонова.-М.: Педагогика, 1983,256 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека.-М.:3нание, 1982.-112 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование.-М.Республика, 1995.-398с.
- Фридман Л.П. Экономическое воспитание учащихся 4−8 (5−9) классов в процессе общественно полезного производительного труда. Авторефират,-М, 1986.-17с.
- Фролов А. М, Новиков С. Н. Приобщение к художественно-прикладному творчеству//Школа и производство.-М.-.Педагогика, 1992. №№.-с.13.
- Фролова Е.Н. Чистый источник.М.: Молодая гвардия, 1990.-206с.
- Халматов Д.М. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфов педвузов. Автореферат.-М, 1994.-16с.
- Хаслер Джули Веселые кошки и котята. Вышивка крестом.-М.: АРТ-РОДНИК, 1997.-48.: ил.
- Хворостов А. С, ХворостовД.А., Новиков С. Н., Свиридова Н. В. Традиционные промыслы и ремесла. Учебные программы.-М. :Родник, 1997.-101с.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.-М.: Просвещение, 1988.-170 е.: ил.
- Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством.-М., 1983.-29 с.
- Хворостов А.С. Занятия кружка декоративно-прикладного искусства// Школа и производство.-М.: Педагогика.№ 7, 1985.-22с.
- Хворостов Д.А. Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработки материалов в сельской школе: Афтореф. Дис. Канд. Пед. Наук.-М., 1995.-18с.
- Хомеркин О.Г. Инновации в практике обучения/ Педагогика.-1993.-№ 2.-е. 41−44.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.-М.: Изд-во Моск., ун-та, 1981.-304 с.
- Художественная вышивка.-Л.:Учпедгиз, 1963, — 24 е.: ил.
- Человек, предмет и среда.-М.: Изобразительное искусство, 1980.-256 с.
- Читов К. В Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов русского Севера. Фольклор и этнография.-J1,1974.-с 12.
- Шабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя.-Кишинев. Лумина, 1990.-126с.
- Шевчук Л, В. Дети и народное творчество.-М.:Просвещение, 1985.-128с
- Шорохова Е.В. Психология личности и образ жизни.-М.: Наука, 1987.-219с.
- Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение, 1986.-207 с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе.-М.: Просвещение, 1977.-210 с.
- Шпикалова Т. Я Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1−4 класс одинадцатилетней щколы. З-е издание.-М. :Мозаика-Синтез, 1997. -73с. :ил.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Методические рекомендации для учителя. Учебное пособие 1 класс.-М.:Мозаика-Синтез, 1996.-16с.
- Шликалова Т.Я., Алексеенко Т.Я, БотоваС.И., Величкина Т. А., Зарубин А. В. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1 класса. 80 таблиц. -М. :Мозаика-Синтез, 1997.
- Шликалова Т.Я., Магомедова П. Н., Сокольникова Н. М., Сысуева Е. А. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства.Альбом.Часть 1. 2 года обучения.-М.:Мозаика-Синтез, 1997.-44с.
- Щукина Г. И. Педагогика школы.-М.: Просвещение, 1977.-383с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание.-М: Просвещение, 1983.-304 с.
- Эстетическое воспитание школьной молодежи/под.ред. Б. Т. Зальмона.-М.: Педагогика, 1981,-272 с.
- Якимская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.-М.: Педагогика, 1980.-240 с.
- Chlupova A. Slovenska ludova vysivka. -Bratislava, 1985.-543.
- Konecny. E. Dopptidurchbrach.-DDR Leipzig, 1997.-65.
- Konecny. E. Durcnbruch.-DDR Leipzig, 1997.-65.
- Konecny.E. Kreuzstich.-DDR Leipzig, 1997, — 65.
- Konecny.E. Weibstickerei.-DDR Leipzig, 1997.-65.
- Tiskova V. Vysivani-Praha, 1988.-57.227.1. Пояснительная записка
- Предлагаемая нами программа содержит изучение некоторых видов декоративно прикладного искусства. Это вышивка, плетение макраме и плетение гобеленов.
- На занятиях необходимо правильно научить школьников пользоваться инструментами и оборудованием применяемых в различных видах ^ декоративно-прикладного искусства (в нашем случае плетение макраме, гобелена. Художественная вышивка).
- Полученные умения и навыки необходимо постоянно подкреплять творческими работами учащихся. Развивать в них творческие и нестандартные решения задач.
- Программа включает теоретическую и практическую, часть. Теоретическая •асть п^с^ш^оиш-а неведение бесед о народном и декоративно прикладном искусстве, об исторйЕ развития^ народных мастерах работающих в разжшных областях прикладного искусства.
- Полученные знания на занятиях кружка, учащиеся используют б своих самостоятельных работах. Учатся функционально использовать сбои произведения,
- Я Стежки: стежок вперед 20 Образцы с-J. иголку, стежок в тачку. выполнени стежок строчка, час ем рубленный или косой задания, стежок, рубец с альбомы Отработ Композукрашением, по ать иция, ч
- Соединительные швы: вышивке умения ерченизапошивка, шов кромка и е. с кромкой, стежок через навыкикрай, прямой и косой вшов, ажурный выполнесоединительный шов. НИИстежков
- Пришивание шнурка, 20 Образцы с Отработ Композобшивание тесемкой, час выполнени ать иция, пришивание тесемки. ем VwivniiM чср чемвыметка петель, задания. И ие,
- Итоговое занятие Помощь Музык
- Всего за год 2 год обучения1. История развитиягобелена, производство шпалер в России, традиции, композиция, сюжет. Современное развитие гобелена.1. Знакомство инструментами4час72час4час4час14
- Работы кружковце в (все для праздника)
- Итоговое занятие Всего за год обучения 3 год обучения 4 час 72 час Организац ия выставки Помощь в организа ции праздни ка Музык а, изо, истори я, литера тура
- История развития макраме. 4 час Прошлые работы учащихся, альбомы по тттл/лл оттгп Д^лиранш но- прикладно му искусству, слайды. Истори я, труд, композ иция
- Инструменты и приспособления 4 Подушка для Пригото вить инструм Химия, физика учас плетения, нити, крючок, булавки. Образцы с выполнени ем узлов енты и материа лы к работе биолог ия
- ТЛтЛРЛ13ЛР О ОLTCTTUP XXIvi viSw NJUII/IIIIV 4 час Организац ия выставки 1 1 A f ATTTT A 1U1V1 VJ1 М, Г" в организа ции праздни ка Л 44 готлт/ ivij а, литера тура, изо, истори я1. Всего за год обучения 72
- Всего за все время работы кружкачас216час
- КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Первый год обучения.1. Вышивка.
- Символы плодородия, огня, солнца, возрождения жизни, ромб, квадрат, прямоугольник.
- Антропоморфный орнамент: Великая богиня земли, солнца, всадники.
- Зооморфные символы орнамента: птицы, кони. Растительный орнамент: древо жизни, ростки, цветы.
- Изучения вышивки Орловский спис. Развитие по регион}', особенности композиции, цветового решения. Правила выполнения.
- Утилитарное применение вышивки (русские народные костюмы, рушники, подзоры, наперники, скатерти, салфетки). Современное состояние и развитие Русской вышивки.
- На уроке необходимо умело сочетать теоретический материал с показом работ народных мастеров, работами учащихся прошлых лет, показ диафильмов, слайдов, альбомов по искусству.
- Для выполнения ручной вышивки необходимо правильно подобрать нити и ткани. Для этого нужно изучить химические и физические свойства материалов.
- Так же изучить инструменты и приспособления для работы. Изучить технику безопасности при работе с ними. Для проведения этого занятия понадобятся нити, ножницы, наперстки, иглы, ткань, увеличительное стекло, спиртовка, эбонит.
- Научить детей правильно подбирать инструменты и материалы к задуманной работе с учетом их физических и химических свойств. Правильно подбирать их по цвету. Научиться выполнять сколки и переносить их на ткань.
- Ознакомить детей с принципами построения композиции.
- Изучая данную темы необходимо обратить внимание кружковцев на ее актуальность в нашей жизни. Изучая различные виды складок, учащиеся одновременно учатся украшать свою одежду: воротнички, платья, шляпки.
- К этому занятию необходимо подготовить различные кусочки ткани, на которых школьники отрабатывают умения и навыки при выполнении различных видов складок.
- Итоговое занятие проводят, организовав школьную выставку. На ней выставляют работы кружковцев. Можно организовать школьный праздник с привлечением всех учащихся школы, администрации, гостей.
- Выполнить эскиз к будущей работе (эскиз выполняется в зеркальном отражении). Ознакомить с особенностями композиционного и цветового решения гобелена.
- На этих занятиях проходит закрепление навыков, умений и знаний по выполнению основных видов плетения. Лучше применить цветные нити для того, чтобы дети научились точно определять нити утка и основы.
- Разработка эскиза в цвете. Здесь преподаватель должен помочь учащимся в выборе задания, правильно его закомпоновать в формате, а так же подобрать цветовое решение к задуманной работе.
- Выполнение гобелена должно проходить под присмотром руководителя кружка, в специально оборудованном для работы месте.
- Работы могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Предназначенные для украшения школы, рекреации, гардероба, столовой.
- Оформление работы и подготовка к выставке. Научить школьников правильно снимать гобелен с рамы и обшить его края.
- Итоговое занятие. Организация в школе выставки с работами кружковцев. Это может быть праздник, посвященный окончанию учебного года или праздник школы.3 год обучения1. Макраме.
- Изучение истории развития макраме. Развитие и распространение этого вида декоративно-прикладного искусства на Руси.
- Свой рассказ учитель должен постоянно подкреплять примерами выполненных работ, это могут быть работы кружковцев, мастеров, своих работ. К иллюстративном}7 материалу относятся и альбомы по декоративно-прикладному искусству, слайды, диафильмы, фотографии.
- Работа должна идти под присмотром руководителя кружка в специально отведенном для этого месте.
- Итоговое занятие рекомендуется так же провести в виде выставки работ кружковцев. Для этого в школе можно организовать праздник, в котором приму участие все учащиеся школы, администрация, гости.
- СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.
- АГРА МА НТ-ажур ная плетеная тесьма фабричного производства с волокнистыми краями, из сутажа, шелкового шнура, синели или толстых металлических нитей.
- АКСАМИТ плотная шелковая узорчатая ткань иностранного производства, на которой орнамент создавался при помощи петель из золотых нитей. В ХУ1-ХУ11 веке на Руси из аксамита выполнялась самая дорогая одежда так называемого «большого наряда „.
- АЛЕКСАНДРИНКА-красная фабричная материя в белую, синюю или желтую узкую полоску.
- ГРОДЕТУР-однотонная безузорная шелковая ткань репсового переплетения. ЖЕМЧУГ ПОЛОВИНЧАТЫЙ-жемчуг полусферической формы, спиленный с внутренней поверхности раковины-жемчужницы.
- ЗОЛОТНЫЕ ПРЯДЕНЫЕ НИТИ -шелковая или льняная нить, туго обвитая плоской тончайшей серебряной или медной позолоченной проволокой. ЗАПОНЫ-металлические пластины различной формы, украшенные цветными стеклами.
- КАМКА-шелковая ткань с однотонным тканым узором.
- КАНИТЕЛЬ-тонкая металлическая проволока, туго свитая в спираль. КИСЕЯ-легкая прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Могла быть гладкой, с ткаными полосами и клетками атласного переплетения.
- КИТАЙКА-недорогая гладкая хлопчатобумажная ткань синего цвета, вырабатываемая в России. КИТАЕЧНИК-сарафан сшитый из китайки.
- КОЛЕНКОР-тонкая плотная белая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.
- НИЗАНЬЕ-нанизыванйе жемчужин или бисеринок на нити, образующие сквозной узор.
- НАЛОБНИК-часть головного убора покрывающая лоб.
- НАНКА-плотная гладкоокрашенная хлопчатобумажная ткань полотняногопереплетения, обычно буровато желтого или синего цвета.
- ОПЛЕЧЬЕ часть одежды, покрывающая плечи. В народной одежде обычноукрашалась белым или цветным узором.
- ОЧЕЛЬЕ-налобная часть головного убора или платка.
- ПАРЧА-шелковая ткань с вытканным узором из шелковых или металлических нитей.
- ПЕСТРЯДЬ (ПЕСТРЯДИНА) льняная или хлопчатобумажная ткань в мелкую клетку или полоску. Обычно домотканая. Применялась для
- СЯЯЯШриЛр ТЖ WAIJPI/TJV m/^pv rrrr*rrrxv ггггрилп rrarva ГТГПЛУАПwCuivD5 mj >ivii:x/v 11 iivvrLvivrm. vuA, ivij /ivivrL ¦"i i uiivijj iiv|/v/jTiiiivuD.
- ПРОШВА узкая полоса с ровными краями. Могла быть кружевной, тканой или плетеной, с разными узорами и разного цвета. РУКАВА — верхняя часть составной рубахи.
- РЕФЕТЬ-сетка из жемчуга или перламутра с ромбовидными ячейками. Применялась для поднизи в головных уборах.
- СИНЕЛЬ-шелковая пряденая нитка с мелким прямым (поперечным) ворсом. Была разного цвета. Применялась для вышивки.
- СТЕКЛЯРУС-разноцветные короткие стеклянные блестящие трубочки, нанизываемые на нить и надеваемые на одежду.
- СТЯГИ сквозной узор, полученный с помощью определенного стягивания нитей основы и утка тканей небольшой плотности с полотняным переплетением.
- СУРИК тонкая шелковая гладкоокрашенная ткань саржевого переплетения (местное название).
- САЖЕНЬЕ пришивание на ткань отдельных жемчужин или предварительно нанизанного на нить жемчуга, бисера, перламутра, бус. Саженье по бели -пришивание по настилу из белых пеньковых или х/ б нитей. СТАН — нижняя часть составной рубахи.
- ОДНОСТОРОННИЕ ШВЫ создающие рисунок на лицевой поверхности ткани.
- ДВУСТОРОННИЕ ШВЫ создающие одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне ткани.
- СВОБОДНЫЕ ШВЫ-свободно расположенные на глади фона, выполняются по предварительно нанесенному на ткань рисунку.
- СЧЕТНЫЕ ШВЫ- выполняемые по предварительно нанесенному на ткань рисунку. Выполняются по счету нити ткани.
- BEPXOLLIOB-глухой односторонний свободный шов. Выполняется плотными стежками, покрывающие нужные места узора.
- ВЫ РЕЗЬ!-сквозной шов. Выполняется по крупной сетке, нити „столбиков“ которой плотно переплетаются.
- КОСАЯ СТЕЖКА-глухой односторонний счетный шов. Выполняется косыми, плотно прилегающими косыми стежками.
- КРЕСТ-глухой односторонний счетный шов. Выполняется диагональными, пересекающимися стежками.
- МЕРЕЖКА-сквозной шов, простейшая форма строчки. Выполняется по разреженной с одну сторону ткани путем собирания и стягивания в пучки оставшихся нитей.
- НАБОР (брань) -глухой двусторонний счетный шов. Выполняется мелкими стежками „вперед иголку „вдоль нитей ткани. С изнанки создает негативное изображение. Имитирует бранное ткачество.
- НАСТИЛ-разновидность строчки. Выполняется по клеткам перевитой сетки, покрывая их плотными рядами ниток, настилаемых в одном направлении в соответствии с рисунком.
- РОСПИСЬ (полукрест) глухой двусторонний счетный шов. Выполняется мелкими стежками „в линию которая либо оконтуривает узор, либо выявляет его внутренний рисунок, либо является самостоятельным средством создания линейно-графических орнаментов.
- СТЕБЕЛЬЧАТЫЙ ШОВ-глухой, двусторонний, свободный. Выполняется плотно прилегающими стежками „в линию“, где каждый последующий выступает наполовину из-за предыдущего.
- СЧЕТНАЯ ГЛАДЬ-глухой двусторонний шов. Выполняется плотно прилегающими параллельными стежками. С обеих сторон ткани образуются одинаковые изображения.
- ТАМБУР-глухой односторонний свободный шов. Выполняется по предварительному рисунку иглой или крючком в виде петелек, выходящих одна за другой цепочкой.
- ЦВЕТНАЯ ПЕРЕВИТЬ-сквозной шов. Выполняется по крупной сетке, продольные и поперечные „столбики“ которой переплетаются плотным настилом цветных нитей.
- Солнцеворот“ на каргапольском полотенце П половина XIX в. Холст, цветные шелковые и бумажные нити. Вышивка: роспись, гладь.
- Солнцеворот“ на картапольском полотенце II половина XIX в. Холст, цветные шелковые и бумажные нити. Вышивка: роспись, гладь. У
- Девы-матери“ на подоле олонецкой женской рубахи. II половина ХГХв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись.
- Солнечный терем“ на подзоре из Петербургской губ. II половина Х1Хв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись, набор. yf
- Трансформации „солнечной колесницы“ на каргапольских подолахженских рубах. II половина Х1Хв. Холст, кумач, сатин, красные льняные и цветные шерстяные нити. Вышивка: роспись, крест, гладь, тамбур.
- Орел в окружении солярных символов и растительных мотивов на каргополъском крае настилальника. II половина Х1Хв Холст, красные бумажные, цветные шерстяные нити. Вышивка: роспись, набор, гладь.
- Павы-птицы, древа жизни, солярные знаки на концах полотенец из северных Калужских губ.- древа переходят в стилизованные женскиефигуры.
- Начало XX в. Холст, кумач, цветные шерстяные нити, бахрома.
- Вышивка: крест. 2. Конец XIX века. Холст, цветные бумажные нити. Вышивка: цветная перевить, стлань. т
- Солнечная колесница» (фрагментарно) с предстоящими львами в окружении птиц на стане каргопольской женской рубахи.1. Начало XIX в.
- Холст, кумач, красные, бумажные, цветные и шелковые нити. Вышивка: роспись, набор, гладь. У
- Орел в окружении солярных символов и растительных мотивов на каргопольском крае настилальника. II половина Х1Хв Холст, красные бумажные, цветные шерстяные нити. Вышивка: роспись, набор, гладь.
- Русская изба, украшенная рушниками. II половина XIX века.
- Костюм жениха. Семипалатенская губ. Середина ХГХв, — начало1. ХХв. т
- Воронежская губ. Вторая половина XIX в. Г
- Рукава каргопольской женской рубахи с солярной символикой.1. Середина XIX в.
- Калужский передник с солярными знаками, растительными мотивами. Конец XIX начало ХХв. Г
- Полотенца из с. Золоторево Орловского уезда. Конец XIX начало1. ХХв. t
- Женская праздничная рубаха из д. Поповка Мценского уезда1. Середина XIX.
- Полотенце из с. Городец Орловского уезда. 1910-е годы.
- Налобник. Элемент женского головного убора. Мценский уезд. Конец XIX-начало ХХв.
- Девичий праздничный наряд с. Борилово Волховского уезда. Конец1. XIX начало ХХв.245 ti
- Бранкн. Разделки вышивки «Орловский спис». 1. W/VO0 В ~ = «*?осмб/'бсрош глазок"flzfco с (роайушкои"1. Фрагментмент вышивки рушника.1. Вышивка «Орловский спис"1. V) ¦ «Л- •¦ ¦ ' •
- Салфетка. Вышивка «Орловский спис"1. Лена М. f r *rr т-f f^f^f f f f rrTryf * TftTi r ?4