Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционные основы местного самоуправления в РФ

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» воспроизводит определение, содержащееся в Хартии. Местное самоуправление это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Правовое регулирование местного самоуправлений
    • 1. 1. Понятие местного самоуправления
    • 1. 2. Законодательные основы местного самоуправления
  • 2. Система органов местного самоуправления
    • 2. 1. Представительные органы самоуправления
    • 2. 2. Выборные должностные лица местного самоуправления
    • 2. 3. Администрация муниципального образования
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников
  • Приложение 1
  • Приложение 2

Конституционные основы местного самоуправления в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появление и развитие института местного самоуправления в современной России стало одним из знаковых явлений в общем процессе ее демократических преобразований. Характерная для советского государства централизованная вертикаль власти, будучи несовместимой с новым общественным устройством, требовала замены, которой и явилась организация местной власти, не связанной с непосредственным руководством государственного аппарата.

Идет уже второе десятилетие после принятия в 1993 г. Конституции РФ и признания местного самоуправления в России в качестве основы конституционного строя (ст. 12). Актуальность данной темы очевидна. В современной России местное самоуправление переживает свое второе рождение. Его традиции возрождаются в новых исторических условиях, преодолевая на этом пути ряд проблем организационного, правового, экономического характера. Эффективность решения данных проблем напрямую зависит от понимания сути местного самоуправления, его места в демократической системе управления обществом.

Организованная и действующая в интересах местного населения муниципальная власть призвана самостоятельно, но под контролем и по правилам, установленным государством, решать все вопросы, которые связаны с жизнеобеспечением граждан в пределах городов, сел, поселков и на других населенных территориях.

Процесс становления местного самоуправления в России имеет множество противоречий, обусловленных не только естественными для всякого развития трудностями роста, но и обстоятельствами, связанными с консервацией и даже реанимацией некоторых фрагментов прежней авторитарной системы управления.

Происходит это не оттого, что изменяется соответствующим образом политическая воля государственного руководства, а в силу наличия пробелов в этой области знаний, которые немедленно заполняются представлениями о прежней системе организации и функционирования местной власти.

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы. Правовая база местного самоуправления это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых функционирует местное самоуправление.

Законодательную основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации. Формирование законодательной базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм.

Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.

Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль права муниципальное право. Оно регулирует правовые отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Комплексный характер муниципального права отражает многогранный характер муниципальной деятельности.

Органы местного самоуправления и его должностные лица (представиельные органы, главы муниципальной администрации, муниципальные служащие и др.), как и государственные органы, участвуют в управлении делами общества. Они издают обязательные постановления, могут взимать местные налоги и сборы (в установленных законом пределах), занимаются вопросами образования, здравоохранения, строительством различных сооружений, дорог, ремонтом и обслуживанием и т. д.

Однако в данном случае такое управление осуществляется, во-первых, путем использования не государственной власти, а власти территориального коллектива, во-вторых, только на местном уровне (свои органы действуют в пределах каждого муниципального образования), в-третьих, только присущими им средствами и методами, установленными законом, изданным государством, органами государственной власти.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь дифференцировал отдельные вопросы местного значения по уровням муниципальных образований, не предложив общего методологического подхода к проблеме выделения местных дел из общегосударственных.

Не решена законодательным путем и проблема стимулирования общественной активности населения, привлечения его, в том числе через общественные территориальные формы самоорганизации, к решению вопросов местного значения в качестве равноправного, наряду с органами местного самоуправления, участника, без чего невозможно само местное самоуправление.

Довольно слабо, почти незаметно, заявляет о себе территориальное общественное самоуправление, которое пока не осознало своей роли и своих возможностей в местном самоуправлении. Население муниципальных образований, судя по низкой активности участия в выборах муниципальной власти, тоже не очень заинтересовано в местном самоуправлении.

Цель данной курсовой работы дать общую характеристику конституционных основ местного самоуправления.

Исходя из этого, в курсовой работе рассматриваются следующие вопросы, касающиеся местного самоуправления.

1. Понятие местного самоуправления.

2. Законодательные основы и гарантии местного самоуправления.

3. Представительные органы, выборные должностные лица местного самоуправления и администрация муниципального образования.

В конце работы сделаны обобщающие выводы по рассмотренной теме.

. Правовое регулирование местного самоуправлений

1.1. Понятие местного самоуправления

Вопрос о понятии местного самоуправления в литературе является дискуссионным. Одни авторы рассматривают местное самоуправление как принцип организации и осуществления власти на местах, форму организации самодеятельности граждан. Другие склонны видеть в нем децентрализованную форму организации публичной власти.

Развернутое определение местного самоуправления принадлежит нескольким официальным источникам.

«Закон 1995 г. указал, что местное самоуправление это „признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций“ (ст. 2)» .

Закон 2003 г. установил, что местное самоуправление это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1).

«Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ „О ратификации Европейской хартии местного самоуправления“ воспроизводит определение, содержащееся в Хартии. Местное самоуправление это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М.: Известия, 1995. 147 с. ISBN 5−206−529−0
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 № 53-ФЗ, от 12.08.2004 № 99-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 28.12.2004 № 186-ФЗ, от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2004 № 211-ФЗ//В кн.: Игнатов В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 343−429.
  3. С.Д., Бухвальд Е. М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии//Журнал российского права. 2008. № 3. С. 16−25.
  4. В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления//Журнал российского права. 2008. № 11. С. 29−40.
  5. В.И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Формирование представительного органа муниципального района из представителей поселений//Журнал российского права. 2008. № 3. С. 26−36.
  6. И.В. Муниципальное право России. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2006. 320 с. ISBN 5−468−30-Х
  7. Н.И. Система государственного и муниципального управления. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 632 с. ISBN 5−482−706−5
  8. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 480 с.. ISBN 5−222−6 536−7
  9. В.И. Основы государственного и муниципального управления. М.: Экзамен, 2005. 416 с. ISBN 5−472−86−6
  10. Н.М. Административное право России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 448 с. ISBN 5−482−411−2
  11. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 672 с. ISBN 10 5−482−1 228-Х ISBN 13 978−5-482−1 228−4
  12. Д.С. Специфика правового регулирования местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации//Современное право. 2008. № 3. С. 77−81.
  13. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2007. 336 с., ил. ISBN 5−469−635−2
  14. А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблема правового регулирования. М.: Экзамен, 2006. 400 с.
  15. Система муниципального управления/Под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 624 с., ил. ISBN 5−224−5 154−1
  16. А.А. Местное самоуправление в России. М.: Норма, 2008. 320 с. ISBN 978−5-468−179−0
  17. Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении//Журнал российского права. 2008. № 3. С. 3−15.
  18. В.Е. Система государственного и муниципального управления. 3-е изд., перераб. М.: Норма, 2008. 448 с. ISBN 978−5-468−173−8
  19. Е.С. Муниципальное право. М.: М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 656 с. ISBN 5−98 032−729−0
Заполнить форму текущей работой