Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полномочия Президента РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, анализ конституционно-правового положения Президента России с учетом фактических обстоятельств, складывающихся в процессе реального осуществления им государственного руководства обществом, приобретает не только теоретическое, но и важное практическое значение для становления российского государства и совершенствования механизма взаимодействия разделенных властей. Проблема… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Основы конституционно-правового статуса Президента РФ
  • 2. Классификация полномочий Президента РФ
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Полномочия Президента РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из основополагающих элементов политической и государственных систем многих стран мира, в том числе и нашей страны, является институт президентства.

Статус и объем полномочий главы российского государства получили неоднозначную оценку со стороны как западных, так и отечественных ученых и политических деятелей.

Актуальность данного исследования обуславливается следующими обстоятельствами.

Российская Федерация находится на этапе формирования правового государства. Одним же из важнейших принципов правового государства как раз и является оптимальное разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому от того, как будет определен и оптимизирован правовой статус президента Российской Федерации, будет зависеть и реализация принципа разделения властей, а в конечном счете и будет решен вопрос о том, идет ли Российская Федерация по пути строительства правового государства или нет.

Проблема становления президентуры в Российской Федерации с точки зрения исторического мирового опыта и одновременно с позиций требований правового государства в российской юридической науке остается еще малоизученной. До недавнего времени такие исследования отсутствовали в нашей стране по причине того, что сам институт президентства в Российской Федерации имеет небольшую историю.

Таким образом, анализ конституционно-правового положения Президента России с учетом фактических обстоятельств, складывающихся в процессе реального осуществления им государственного руководства обществом, приобретает не только теоретическое, но и важное практическое значение для становления российского государства и совершенствования механизма взаимодействия разделенных властей.

Цель данного исследования рассмотреть институт главы государства и дать правовую характеристику полномочиям Президента РФ.

Теоретическую основу настоящей работы составили монографии и учебные курсы следующих авторов: М. В. Баглай, Г. В. Дегтев, М. А. Краснов, В. В. Маклаков, А. И. Черкасов, В. Е. Чиркин и др.

1. Основы конституционно-правового статуса Президента РФ

В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п. 1 ст.80), гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст.80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях .

Приведенная выше статья 80 Конституции РФ в обобщенной форме определяет функции Президента. Его полномочия конкретизированы в последующих статьях гл. 4 Конституции, в других главах, а также в федеральных законах.

Как отмечает Л. А. Окуньков, статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства. То есть, Президент выступает активным проводником политических реформ в рамках защиты конституционного строя.

Президентом инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.

Общие положения о выборах Президента РФ изложены в ст. 81 Конституции РФ. Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Такое ограничении имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, установления личной диктатуры, закрытию притока в эшелоны власти новых свежих сил, политических деятелей нового поколения. В то же время, Конституция не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного. Бывший Президент вполне может вновь участвовать в выборной гонке, лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «другим» президентством. Выборы Президента РФ в 2012 году могут быть в этом смысле показательными.

Детально вопросы выборов Президента урегулированы ФЗ № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета 25 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 13 января 2003 г. — № 2 — Ст. 171.
  3. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 549 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» // Собрание законодательства Российской Федерации — 15 апреля 1996 г. -№ 16 — Ст. 1842
  4. Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 12 апреля 2004 г. — № 15 — Ст. 1395
  5. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000.
  6. М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. М.: Норма, 2005.
  7. В.И. Илюхина, депутата Государственной Думы РФ, профессора, доктора юридических наук на международной научной конференции в Московском государственном университете «К проблеме института президентства в России», Москва 3 апреля 2003 г.// http://www.duma.gov.ru/csecure/arc3/public/88.html.
  8. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2000.
  9. Г. В. Становление и развитие института президентства в России. Теоретико-правовые и конституционные основы М.: Юрист. 2005.
  10. В.Б. Соотношение компетенции законодательной и исполнительной ветвей власти в правовом государства в сфере безопасности, обороны и внешней политики // Право в Вооруженных Силах, № 8 2004.
  11. Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.
  12. Иностранное конституционное право / Под ред. В. В. Маклакова М.Юрист. 1997.
  13. Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича «К 10-летию Конституции Российской Федерации» // СПС Гарант
  14. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: 3-е изд. М., 2003.
  15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А. С. Автономова — М.: Юриспруденция. — 2001.
  16. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / отв. ред. Ковачев Д. А. — М.: Волтерс Клувер, 2005.
  17. Конституционное право: Энциклопедический словарь/Отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2001. — с. 477−479.
  18. Л. А. Правительство и Президент (грани взаимодействия). // Журнал Российского правительства. 1998. № 9. С. 77−88.
  19. Л. А. Вето Президента. Конституционные основания и практики // Журнал Российского права. 1998 № 2. С. 11.
  20. В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России // Сборник «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». — М.: Новая Правовая культура, 2003.
Заполнить форму текущей работой