Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институт главы государства в странах СНГ: сравнительно-правовой анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проведенного сравнительного анализа норм Конституций стран СНГ, посвященных компетенции глав государств, были выделены следующие группы полномочий главы государства в странах СНГ:' 1) представительские полномочия и полномочия, связанные с определением основных направлений внутренней и внешней политики- 2) полномочия, связанные с формированием и деятельностью органов государственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Президент как глава государства в системе органов государственной власти
    • 1. 1. Правовая природа президентской власти
    • 1. 2. Квалификационные требования, предъявляемые для занятия должности президента в странах СНГ
    • 1. 3. Легислатура главы государства
  • Глава 2. Основные элементы конституционно-правового статуса президента в странах СНГ
    • 2. 1. Функции и полномочия главы государства в странах СНГ
    • 2. 2. Конституционно-правовая природа и место актов президента в системе законодательства стран СНГ
    • 2. 3. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности президента в странах СНГ

Институт главы государства в странах СНГ: сравнительно-правовой анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Демократические преобразования в странах СНГ в начале 90-х годов прошлого столетия основательно затронули государственные институты, существенно трансформировав систему органов государства. Наиболее важным изменением в государственном аппарате этих' стран стало учреждение в 1991 году института президента, хотя аналогичный институт с 1990 года существовал в СССР. Несмотря на многовековой опыт, накопленный развитыми странами мира в сфере организации и деятельности президентства, для государств-участников СНГ данный институт является достаточно новым. При этом следует учитывать, что, несмотря на относительную новизну, уже накоплен определенный опыт функционирования института президента в странах СНГ, дающий возможность для взвешенного анализа и корректировки норм законодательства и правоприменительной практики. Данный опыт требует научного осмысления предназначения института главы государства, обобщения и политико-юридической оценки, и, в силу этого, -специального исследования.

Разделяя точку зрения В. И. Радченко, считаем, что «в процессе формирования системы государственной власти в России место и роль президента были и остаются предметом особенно острой полемики"1.

Потребность же в сравнительном анализе института президентства в странах СНГ обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, каждое из государств имеет свои национально-историческое особенности и традиции, что не может не сказаться на содержании и даже форме организации президентской власти. Во-вторых, общее историческое прошлое накладывает определенный отпечаток на происходящие в них посттоталитарные процессы, порождающие общие черты рассматриваемого института в этих странах.

1 Радченко В. И. Президент в системе гарантий обеспечения целостности Российской федерации // Конституционное развитие России. Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6. Саратов, 2005. С. 41.

Хотя институт президентства в странах СНГ сформировался во многом исходя из российской модели, однако, в каждом случае на конституционно-правовой статус главы государства оказывают влияние национальные и иные особенности страны. Каждое государства устанавливает и развивает институт президента, приемлемый только для конституционного строя этого государства. С другой стороны, из конституционного законодательства стран СНГ возможно заимствование положительного опыта функционирования института президентства, поскольку «комбинация элементов различных национальных законодательств может дать новое, более эффективное решение"1.

Несмотря на национально-исторические особенности, современную специфику государственного строительства и законодательного регулирования конституционно-правовых отношений, становление и развитие института президента в исследуемых странах имеет не только отличия, но и общие черты, что позволяет при проведении сравнительного исследования статуса глав государств использовать имеющиеся сходства в качестве отправных моментов.

Конституции как Российской Федерации, так и других стран СНГ — это.

1 я.

Конституции переходного периода от одной социальной системы к другой, поэтому и статус главы государства, закрепленный в них, являются конституционно-правовым статусом переходного периода.

Сравнительный же анализ позволяет сделать обобщённые выводы и спрогнозировать развитие близких по содержанию процессов формирования этих институтов, происходящих в странах СНГ.

Сопоставление правового положения Президента Российской Федерации и других стран СНГ позволяет сделать выводы о качестве нормативно-правового регулирования их функций, компетенции и ответственности, обосновать возможность изменения статуса главы государства не только в России, но и в других странах СНГ.

1 Бойцова Л. В, Бойцова В. В. Будущее сравнительного права: возможности двадцать первого века // Юридический мир. 2002. № 4. С. 17.

В науке конституционного права до сих пор отсутствует единое понимание места и роли главы государства в системе органов государственной власти в странах СНГ, нет единого подхода к определению его конституционно-правового статуса, который является основополагающим для конституционно-правовой характеристики формы правления, отнесения ее к тому или иному классификационному виду.

Таким образом, теоретической и практической значимостью многообразных отношений, складывающихся в процессе закрепления юридического статуса и деятельности президента, присутствием ситуаций научных неопределенностей и порождаемых ими противоречий в правотворчестве и правоприменении, необходимостью выработки рекомендаций по их устранению либо смягчению, определяется актуальность настоящего исследования.

Цель работы заключается в комплексном изучении теоретических, правовых и практических основ статуса главы государства в странах СНГ, научном осмыслении влияния президента на функционирование системы органов государственной власти, определение основных тенденций развития института президентства на постсоветском пространстве, а также выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию данного института в России.

Исходя из названной цели был поставлен ряд задач: на основе анализа теоретических источников и мирового опыта, взглядов российских и зарубежных ученых определить содержание и правовую природу института главы государства;

— показать роль института президентства в странах СНГ и его влияние на классификацию видов республик в этих государствах;

— проанализировать критерии классификации видов республик и дать типологическую характеристику форм республиканского правления в странах СНГ исходя из влияния президента на конституционную модель формы правленияисследовать квалификационные требования, предъявляемые к кандидату в президенты;

— проанализировать особенности легислатуры главы государства в странах СНГ;

— исследовать структуру конституционно-правового статуса главы государства в странах Содружества;

— раскрыть систему и дать единую классификацию функций президента в странах Содружества;

— указать общие черты и отличительные особенности в содержании элементов конституционно-правового статуса президента в странах СНГ, а также специфику их закрепления в конституционном законодательстве;

— определить место и роль президентов СНГ в системе осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти;

— выявить особенности конституционной ответственности президента. в странах СНГ;

— определить место актов президента в системах законодательства стран СНГ и проанализировать полномочие главы государства по изданию актов делегированного законодательства;

— определить перспективы развития института главы государства в странах Содружества, внести предложения по его совершенствованию.

Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, требования общей теории познания в сочетании с сравнительным государствоведением, что в итоге обеспечивает полноту и целостность анализа объекта.

При решении поставленных задач и для достижения цели исследования использованы методы познания, разработанные и апробированные юридической наукой. Определяющую роль среди них имеют общенаучные методы: диалектический, системный, статистический. Также были использованы частные методы с учетом сравнительного аспекта работы: исторический, социологический, сравнительно-правовой. С использованием специального формально-юридического метода был проанализирован обширный правовой материал стран СНГ, а также сформулированы юридические понятия и дефиниции.

Степень научной разработанности темы. В советский период научные исследования института главы государства проводились в рамках науки государственного права зарубежных стран и сводились к изучению специфики этого института в отдельных зарубежных государствах. В советской государственно-правовой науке институт президентства признавался буржуазным и фактически отсутствовал, его функции формально выполнял коллегиальный орган — Президиум Верховного Совета СССР. Возникший в 1990 году институт президентства не вызвал обширных научных исследований по причине краткосрочного существования в связи с распадом СССР. Поэтому специальные исследования, посвященные конституционно-правовому статусу главы государства, как в России, так и в других странах СНГ, появились сравнительно недавно. Комплексный характер работы потребовал обращения к философии и истории права, теории государства и права. Источниковедческой основой диссертационного исследования является российская юридическая литература и труды ученых-конституционалистов стран СНГ.

Разнообразные аспекты исследуемой проблематики в области формы правления и принципа разделения властей нашли отражение в работах следующих классиков политико-правовой мысли: Аристотеля, Ж. Бодена, М. Вебера, М. Дюверже, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, П. М. Коркунова, Л. А. Тихомирова, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и других. Данные вопросы были также объектом исследования и современных российских и зарубежных авторов: С. С. Алексеева, Ф. А. Ардана Р. Арановского, Й. Благожа, Ф. М. Бурлацкого, А. Демишель, Ф. Демишель, Р. В. Енгибаряна, В. И. Каинова, Д. А. Керимова, А. И. Ковлера, С. А. Комарова, М. Н. Марченко, А. Н. Медушевского, А. А. Мишина, А. В. Мицкевича, П. И. Матузова, А. В. Малько, Я. И. Опритова, А. Г. Орлова, А. С. Пиголкина, М. В. А. Рощина, С. В. Рябова,.

Б. А. Страшуна, В. М. Сырых, Э. В. Тадевосян, Б. Н. Топорнина, А. Ф. Черданцева, В. Е. Чиркина, Jl. М. Энтина, Ю. А. Юдина и др.

Проблематике принципа разделения властей, целостной системы государственных органов посвящены докторские диссертации Б. П. Елисеева, Е. К. Кубеева и Г. Н. Чеботарева1.

Проблемам, связанным со спецификой правового статуса главы государства, уделяли большое внимание многие российские ученые: С. А. Авакьян, Н. А. Боброва, М. В. Баглай, А. А. Безуглов, Б. Н. Габричидзе, Н. И. Грачев, Г. В. Дегтев, Р. М. Дзидзоёв, Ю. А. Дмитриев, Л. Б. Ескина, А. В. Зиновьев, В. Т. Кабышев, В. И. Каинов, В. А. Кикоть, М. А. Крутоголов, А. Ф. Ковалев, А. Е. Козлов, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, В. В. Лазарев, В. В. Лузин, В. О. Лучин, А. В. Мазуров, М. А. Митюков, Н. А. Михалева, В. В. Маклаков, А. А. Мишин, Л. А. Окуньков, Н. А. Сахаров, М. Р. Сафаров, Ю. И! Скуратов, Б. А. Страшун, В. Н. Суворов, В. И. Радченко, A.M. Тарасов, Ю. А, Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. А. Туманов, А. И. Черкасов, В. А. Четвернин, В. Е. Чиркин, Б. С. Эбзеев, Л. М. Энтин, Ю. А. Юдин и др.

Конституционно-правовой статус главы государства исследовался такими учеными в странах СНГ как: М. Б. Агаев, Ш. Алиев, М. Аскеров, А. Ш. Арутюнян, М. Т. Баймаханов, Ж. А. Бокоев, С. Н. Сабикенов, Г. С Сапаргалиев, Ш. Султанов, В. Б. Аверьянов, А. С. Белоус, С. В. Березка, В. И. Головатенко, Ю. Н. Коломиец, А. И. Кудряченко, Б. А. Майлыбаев, В. А. Малиновский, А. Матюхин, М. Мустафаев, Р. Т. Окушева, С. Г. Паречина, В. Ф. Погорелко, С. Л. Лысенков, В. Ф. Опрышко, С. Г. Серегина, Э. Б. Мухамеджанов и К. Б. Сафинов и др.

Разнообразным сторонам конституционного статуса президента, правовых и организационных форм осуществления компетенции, взаимоотношений с парламентом, правительством и органами конституционного надзора в России и других странах СНГ посвящены.

1 Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. М., 1998; Кубеев Е. К. Основы конституционного строя Республики Казахстан: Дис. .д-ра юрид. наук. М., 1998; Чеботарев Г. И. Принцип разделения властей в конституционной системе Российской Федерации: Автореф. дис. .д-ра юрид наук. Екатеринбург, 1998. отдельные диссертационные исследования1. Особо следует отметить диссертационное исследование Гаджи-Заде Эльнур Ахлимана «Конституционные модели формы правления и институт президентства в странах СНГ»", в котором проанализировано влияние конституционно-правового статуса президента на форму правления в странах СНГ. Однако, это исследование не может исчерпать всего многообразия института президентства в странах СНГ, к тому же оно не отражает тех конституционных изменений, которые этот институт претерпел в последующие годы. В частности, в 20 052 007 годах был существенно новеллизирован статус президента в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане.

Богатый сравнительный конституционный материал об институте президента в зарубежных странах обобщен в монографии Н.А. Сахарова3.

Несмотря на научно-информационную базу исследования, в науке конституционного права отсутствует исследование, содержащее комплексную, развернутую научную оценку и освещающее в сравнительном аспекте институт главы государства в странах СНГ, основанное на новейшем конституционном и законодательном материале.

Процессы трансформации государственных форм, происходящие в государствах-участниках СНГ в настоящее время (2000 г. — Молдова, 2003 г. -Туркменистан, Молдова, 2004 г. — Грузия, Украина, Беларусь, 2005 — Армения, 2006 — Кыргызстан, 2007 — Казахстан, Узбекистан), непременно сказываются на конституционном статусе главы государства и требуют научного осмысления.

При написании диссертации был изучен и обобщен значительный объем зарубежных научных и правовых источников, в том числе на английском языке.

1 Абен Е. М. Политико-правовая природа формы правления в Республике Казахстан: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Алматы, 1999; Волошенко И. Л. Институт президента в Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Томск, 1999; И. С. Институт главы государства Республики Казахстан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Алматы, 2001; Радченко В. И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1995; Султанов А. Ш. Конституционно-правовой статус Президентов Азербайджанской Республики и Российской Федерации (Опыт сравнительного исследования): Дис. канд. юрид. наук. М., 1997 и другие.

2 Гаджи-Заде Эльнур Ахлиман. Конституционные модели формы правления и институт президентства в странах СНГ. Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.

3 Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

Объектом диссертационного исследования является конституционный статус президента в странах СНГ, место главы государства в системе органов государственной власти, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения главами государств в странах Содружества возложенных на них функций посредством осуществления закрепленных в конституциях и законодательных актах полномочий, общественные отношения, возникающие при привлечении президентов указанных стран к конституционной ответственности.

Предметом диссертационного исследования являются нормы конституций и законодательства стран СНГ, определяющие функции, компетенцию, ответственность глав указанных государств, правоотношения, возникающие на их основе, а также акты конституционного законодательства, определяющие правовую природу и место актов главы государства в системе законодательства.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые:

1) в отечественной юридической науке комплексно исследуется институт главы государства в странах СНГ;

2) с учетом изменений Конституций некоторых стран СНГ (Туркменистан, Казахстан и других) и принятием новой Конституции Кыргызстана (2007 год) рассмотрен статус президента в системе органов государственной власти;

3) установлено влияние роли президента как главы государства и президента как главы исполнительной власти на реализацию принципа разделения властей в странах СНГ;

4) обосновано выделение президентско-парламентарных и парламентарно-президентских республик СНГ на основании авторских критериев типологизации смешанных республик;

5) дано определение и произведена классификация функций главы государства в странах Содружества;

6) сформированы и впервые рассмотрены в сравнительном аспекте группы полномочий президента в странах СНГ по различным направлениям государственной деятельности;

7) установлена тенденция фактического принятия президентами некоторых стран СНГ (Грузия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Туркменистан и другие) актов, обладающих юридической силой закона, что нарушает принцип разделения властей;

8) с учетом новейших тенденций развития конституционного законодательства определено место актовпрезидента в системе законодательства государств Содружества;

9) проанализирована конституционно-правовая ответственность президента в странах СНГ: основания и процедура отрешения от должности, и признание органами конституционного контроля актов президента неконституционными;

10) определены основные тенденции развития института президентства в странах СНГ;

11) сформулированы обоснованные предложения по совершенствованию института президентства в Российской Федерации, которые отражены в предложенном автором проекте федерального закона «О Президенте Российской Федерации».

В диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы новые теоретические положения, практические выводы, предложения и рекомендации, которые и выносятся на защиту:

1. Принцип разделения государственной власти приобретает специфические черты в рамках государственного строительства стран СНГ, одной из которых является выделение особой «президентской» власти. Целью существования этой власти является бесконфликтное, согласованное функционирование других ветвей государственной власти. Даже в случае конституционного провозглашения президента главой исполнительной власти, он остается вне исполнительной ветви государственной власти, так как в соответствии с конституционным законодательством обладает весомыми полномочиями каждой из трех традиционных ветвей власти.

2. Определяющим для квалификации конституционной модели формы правления в странах СНГ является правовой статус главы государства, который, в свою очередь, выступает основанием выделения различных типов смешанных республик в странах СНГ и их научной классификации. Предложенная автором классификация смешанных республик основана на анализе функций, компетенции и полномочий главы государства в рассматриваемых странах СНГ.

3. В целях классификации нетипичных смешанных республик в странах СНГ были сформулированы следующие критерии:

1) совмещение (разделение) постов главы государства и главы правительства;

2) механизм формирования правительства;

3) ответственность правительства (перед парламентом, перед президентом, двойная ответственность) и т. д.

На основании указанных критериев были выделены следующие типы смешанных республик в странах СНГ — президентско-парламентарные и парламентарно-президенсткие. Анализ конституционных норм стран СНГ позволил сформулировать вывод о том, что президентско-парламентарными республиками являются Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан и Туркмения. Парламентарно-президентскими — Россия, Украина, Молдова, Армения,. Казахстан, Кыргызстан, Грузия и Беларусь.

4. Обоснование необходимости закрепления полномочий главы государства исключительно в конституциях и законах, исключив тем самым акты президента из числа источников правового регулирования его статуса.

5. Обоснование роли президента как «арбитра» в государственно-правовых отношениях возможно только в парламентарно-президентских странах СНГ, где президент является главой государства, а не главой исполнительной власти, во избежание пристрастности при разрешении разногласий между органами государственной власти.

6. Анализ полномочий главы государства в странах СНГ, связанных с формированием и деятельностью органов исполнительной власти, подтверждает нетипичность видов республик в странах СНГ и свидетельствует о своеобразном дуализме верховной исполнительной власти. Наиболее ярко он выражен в странах СНГ, где президенты не наделены функциями главы исполнительной власти, так как сопоставление их правового статуса со статусом правительства показывает изначальный приоритет президента при отсутствии прямого подчинения правительства главе государства (Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Кыргызстан).

7. Обоснование необходимости нормативно определить юридическую силу закона, принятого президентом в порядке делегированного законодательства и его соотношение с актами президента, принятыми во исполнение указанного закона. Исключить практику (Казахстан, Беларусь) принятия главой государства законов, без делегирования ему полномочий парламентом во избежание дисбаланса ветвей государственной власти.

8. Целесообразность закрепления обязательного участия органов конституционного контроля в процедуре привлечения главы государства к ответственности в странах СНГ.

9. Необходимость принятия федерального закона, содержащего основные статутные характеристики Президента России как главы государства, в котором необходимо:

— законодательно урегулировать процедуру вступления в должность Президента Россииопределить порядок замещения поста президента в случае невозможности исполнения им своих обязанностей;

— закрепить возможность Председателя Государственной Думы или председателей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации подписывать и официально обнародовать законы, если президент в течение установленного срока не подписал закон и не использовал право вето;

— определить перечень вопросов компетенции президента, по которым в обязательном порядке принимаются указы, а также вопросы, по которым глава государства вправе принимать указы. Критерием данной классификации выступает исключительная или совместная компетенция президента с иными органами государственной власти;

— законодательно закрепить, что указы главы государства, восполняющие пробелы правового регулирования в сфере регулирования исключительно законами, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов. В случае издания таких указов президент не позднее десяти дней после их вступления в силу вносит в парламент в порядке законодательной инициативы соответствующие проекты законов;

— конкретизировать механизм привлечения главы государства к конституционной ответственности.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования сформулированных в работе теоретические положений, выводов, предложений и рекомендаций законодательными органами государственной власти для оптимизации конституционно-правового статуса главы государства в странах СНГ.

Итоги исследования расширяют научные знания о конституционно-правовом статусе главы государства и особенностях его функционирования в указанных странах, а также могут служить основой для последующих научных изысканий в различных t областях государствоведения, конституционного и административного права, науки государственного управления, а также сравнительного правоведения.

Концептуальные научно-теоретические положения диссертации могут быть также использованы в учебном процессе преподавания курсов «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Конституционное право стран СНГ», а также при разработке учебно-методических пособий.

Апробация результатов исследования была обеспечена изложением основных теоретических положений и практических рекомендаций в тезисах выступлений на научно-практических конференциях: региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на Северном Кавказе» (Новороссийск, 2004, 2005, 2006, 2007) — межвузовская научно-практическая конференция «Право и справедливость» (Краснодар, 2005) — научно-практическая конференция «Конституция России как основа развития российского права» (Кострома, 2005) — международная научно-практическая конференция «Современное российское общество: актуальные проблемы борьбы с преступностью» (Нальчик, 2007), по итогам, которых были опубликованы одноименные сборники статей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях формирования в Российской Федерации современной теории правового государства с характерными для него верховенством права и ее постепенной интеграцией в социальную практику доминирующее значение приобретает проблемы организации государственной власти, ведущее место в которой занимает президент.

Формы организации государственной власти в странах СНГ, несмотря, на определенные различия конституционного строя, имеют во многом схожие черты, обусловленный общим историческим прошлым.

В настоящее время в странах Содружества идет интенсивный поиск оптимальной формы организации государственной власти, апробирование нескольких вариантов. Подтверждением этому являются многочисленные изменения, вносимые в их конституции.

Проведенный анализ конституционных норм государств-участников СНГ позволяет выявить следующие особенности системы организации государственной власти в рассматриваемых странах: 1) центральное положение президента в системе государственной власти и решающее влияние данного обстоятельства на форму правления исследуемых государств- 2) нетипичность в странах СНГ форм правления в рамках смешанных республик.

На наш взгляд, можно выделить следующие конституционные типы смешанных республик в рассматриваемых странах:

— Президентско-парламентарные республики (Азербайджан, Таджикистан Туркмения и Узбекистан).

— Парламентарно-президентские республики (Армения, Беларусь, Грузия Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Узбекистан и Украина).

В президентско-парламентарной республике сочетаются элементы президентской и парламентарной республик с приоритетом элементов президентской республики. Так, во-первых, у главы государства отсутствует право распускать парламент (Таджикистан, Азербайджан). В Туркменистане хотя парламент может быть распущен президентом в случае несформированности в течение 6 месяцев руководящего состава, однако данное' основание роспуска носит скорее организационный характер, не влияет на систему сдержек и противовесов и не усиливает власть президента. Во-вторых, правительство формируется президентом с некоторым (формальным) участием парламента, поскольку неутверждение парламентом президентских кандидатур на должность премьер-министра не влечет никаких юридических последствий. В-третьих, установлена ответственность правительства перед президентом.

В парламентарно-президентской республики приоритет за элементами парламентарной республики. В частности, президент не совмещает должности главы государства и главы правительства, президент имеет право распускать парламент или нижнюю палату парламента, установлена двойная ответственность правительства либо ответственность только перед парламентом (Молдова, Армения). При формировании правительства в указанных странах парламенту принадлежит ведущая роль.

Общая тенденция конституционного законодательства стран СНГпреодолеть недостатки классических форм правления, выявить их общие позитивные черты и выстроить оптимальный механизм для современных условий развития стран СНГ.

Проведенное исследование показало, что между конституционно-правовыми статусами президента в странах СНГ имеются общие черты. В результате сравнительно-правового исследования функций, компетенции1 и ответственности президентов в странах СНГ были выявлены элементы статуса-главы государства, которые нашли более удачное закрепление в законодательстве той или «другой страны, что позволило разработать определенные предложения по совершенствованию конституционно-правового статуса Президента в России и других странах СНГ. В результате проведенного исследования решен ряд теоретических вопросов и внесены следующие предложения.

Во-первых, следует стремиться к уменьшению квалификационных требований, предъявляемых для кандидата в президенты, что позволит расширить круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом, и будет отвечать общепринятым принципам демократии. В частности, считаем нецелесообразными такие квалификационные требования как «работа в государственных органах, общественных организациях и отраслях народного хозяйства» (ст. 53 Конституции Туркменистана), владение государственным языком, «гражданин Туркменистана из числа туркмен.» (ст. 53 Конституции Туркменистана).

Во-вторых, целесообразно дополнить ст. 80 Конституции РФ пятой частью следующего содержания: «Президент Российской Федерации осуществляет свою деятельность и прекращает ее в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом». Полагаем, что Федеральному Собранию Российской Федерации необходимо принять федеральный конституционный закон «О Президенте Российской Федерации» (проект указанного закона разработан автором по результатам проведенного исследования). Помимо функций и полномочий в законе о президенте необходимо конкретизировать отдельные моменты процедуры привлечения его к конституционной ответственности, более подробно отразить порядок прекращения полномочий президента в случае добровольной отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья выполнять свои обязанности, порядок замещения поста президента в случае невозможности исполнения последним своих обязанностей (например, в следующей последовательности — Председатель Правительства, Председатель Государственной думы, Председатель Совета Федерации, Председатель Конституционного суда, заместители Председателя правительства, основные министры).

В предлагаемом федеральном конституционном законе Российской Федерации следует отразить и юридическую силу указов главы государства, четко указать на их подзаконный характер, поскольку это недостаточно четко закреплено действующей Конституцией России.

Проанализировав конституционные нормы стран СНГ, мы выявили особенности правотворческой деятельности главы государства. В частности, в странах СНГ распространен институт делегированного законодательства, но не всегда четко определены его критерии.

Складывается определенное своеобразие и в понимании соотношения законов и их соотношения с подзаконными актами в странах СНГ (Грузия, Казахстан, Беларусь), так как президент может принять как закон, так и подзаконный нормативный правовой акт.

Закон о президенте должен подробно закрепить учредительные полномочия главы государства. Упорядочиванию процесса издания актов президента будет служить и федеральный закон «О нормативно-правовых актах Российской Федерации», принятие которого также необходимо.

В результате проведенного сравнительно-правового, анализа автором предлагается новая трактовка понятия «функция главы государства» (это < обусловленные его местом и ролью в системе государственных органов, вытекающий из функций государства, основные направления деятельности президента внутри страны и в международном общении, закрепленные в Конституции, выполнение которых обеспеченно1 конкретными полномочиями главы государства), а также классификация функций президента в странах СНГ:

1. Функции прямо закрепленные в тексте Конституции (функция обеспечения согласованного функционирования и взаимодействие всех органов государственной властифункция по охране суверенитета государства, его независимости и территориальной целостностифункция гаранта Конституциифункция гаранта прав и свобод личностиопределение основных направлений внутренней и внешней политики государства, представительство внутри страны и за ее пределами);

2. Функции главы государства, выявленные путем анализа его конституционных полномочий (кадровая функцияконтрольная функция).

Детальное исследование функций Президента в странах СНГ необходимо для качественной регламентации полномочий, согласованности компетенционных норм с Конституцией, между собой и с функциями главы государства.

На основе проведенного сравнительного анализа норм Конституций стран СНГ, посвященных компетенции глав государств, были выделены следующие группы полномочий главы государства в странах СНГ:' 1) представительские полномочия и полномочия, связанные с определением основных направлений внутренней и внешней политики- 2) полномочия, связанные с формированием и деятельностью органов государственной власти: органов законодательной власти, органов исполнительной власти, судебных органов властиназначение должностных лиц органов государственной власти и создание органов при Президентеполномочие посредничества между органами государственной власти- 3) полномочия в области обороны страны и обеспечении безопасности государства какглавнокомандующего-, 4). полномочия в области внешней политики- 5) полномочия в области обеспечения конституционного статуса личности.

В целях улучшения взаимодействия между президентом и парламентом в странах СНГ предлагаем законодательно урегулировать следующие моменты: закрепить возможность председателя парламента или председателей обеих палат парламента подписывать и официально обнародовать законодательный1 акты, если президент в течение установленного срока не подписал закон инее использовал право ветоопределить институт отзыва президентом внесенных им в парламент законопроектовустановить порядок исчисления сроков для подписания президентом законопроектовпривлекать к участию в процедуре роспуска парламента органы конституционного контроля.

Анализ полномочий главы государства в странах СНГ, связанных с формированием и деятельностью органов исполнительной власти подтверждает нетипичность видов республик в странах СНГ и свидетельствует о своеобразном дуализме верховной исполнительной власти. Наиболее ярко он выражен в странах СНГ, где президенты не наделены функциями главы исполнительной власти, так как сопоставление их правового статуса со статусом правительства показывает изначальный приоритет президента при отсутствии прямого подчинения правительства главе государства (Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Кыргызстан).

Необходимо конкретизировать механизм привлечения главы государства • к конституционной ответственности, поскольку в соответствии с Конституциями стран СНГ, конституционно-правовая ответственность главы государства сведена к минимуму. В частности, необходимо исключить из перечня оснований импичмента государственную измену в качестве отдельного основания и рассматривать ее-только как один из составов преступления, за которой президент может быть. отстранен от должностив качестве оснований отрешения главы государства следует закрепить нарушение конституции. Кроме того, считаем в качестве необходимого элемента процедуры привлечения главы государства к ответственности, установить участие в ней органов конституционного контроля.

Многие вопросы конституционно-правового статуса главы государства’в странах СНГ не нашли должной научной разработки и правового закрепления' Проведенное исследование направлено на то, чтобы обратить внимание на' пробелы правового регулирования, предложить научно обоснованные рекомендации по их устранению, которые могли бы быть применены, в практики деятельности государственных (прежде всего законодательных) органов в странах СНГ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Принята 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года // Конституция общенародного государства. М., 1978.
  3. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1995. 2 апреля.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года / Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
  5. Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 года // Правовая система Консультант Плюс.
  6. Федеральный конституционный закон от 14 мая 1997 года (в ред. 02.03.2007) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51- Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 10.
  7. Федеральный закон от 12 февраля 2001 года «О гарантиях Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 7. Ст. 617.
  8. Федеральный закон от 31 мая 2002 (в ред. от 18.07.2006) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31. Ст. 3420.
  9. Федеральный закон от 10 января 2003 года (в ред. 24.07.2007) «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 171. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4008.
  10. Федеральный закон от 11 ноября 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон РФ „О гражданстве Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 42 (2).
  11. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года „О государственных наградах Российской Федерации“ // Российская газета. 1994. 10 марта.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года „О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3337.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года „О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3698.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 года (в ред. от 17.08.2000) „Об утверждении Положения об Администрации
  15. Президента Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 41. Ст. 4689.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1998 года „О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 827.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 1998' г. „О Правительстве Российской Федерации“ // Собрание законодательства! Российской Федерации. 1998. № 34. Ст. 4071.
  18. Указа Президента Российской Федерации от 30 января 1999 г. „О' дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской* Федерации. 1999. № 5. Ст. 652.
  19. Указ Президента РФ от 12 мая 1999 г. „О Председателе Правительства Российской Федерации“ // Собрание * законодательства Российской Федерации. 1999. № 20. Ст. 2424.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 г. „О“ Председателе Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 32. Ст. 4048
  21. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 2000 г. «О формировании Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2387.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 2002 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по физической, культуре и спорту» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 33. Ст. 3197.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 48. Ст. 4657.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. (в ред. от 22.02.2005) «Об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 13. Ст. 1188.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 25 августа 2004 г. «Об утверждении Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий» // Собрание законодательства5 Российской Федерации. 2004. № 35. Ст. 3613.
  26. Федерации. 2005. № 43. Ст. 4373.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. «О' Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского' общества и правам человека» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 46. Ст. 4511.
  28. Указ Президента Российской. Федерации от 10 сентября 2005 г. «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 38. Ст. 3800.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2006 г. «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 14. Ст. 1513.
  30. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 г. «По делу о толковании положений ч. 2 и ч. 3 ст. 92 Конституции РФ» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 5.
  31. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. «О толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 52. Ст. 6447.
  32. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года. По делу о толковании отдельных положений статьи 107
  33. РФ. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 3.
  34. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18 января 1996 года. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 409.
  35. Конституция Кыргызстана от 5 мая 1993 (в ред. от 30.12.2006) // http://www.base. spinform.ru/show.fwx?Regnom=223
  36. Конституция Таджикистана от 6 ноября 1994 года (в ред. от 22.06.2003) // http://www.base.spinform.ru/show.fwx?Regnom=2213
  37. Конституция Грузии от 24 августа 1994 года (в ред. от 27.12.2006) // http ://www. base, spinform.ru/sho w. fwx? Regnom=4524
  38. Конституция Армении от 5 июля 1995 года (в ред. от 27.11. 2005) // http://www.parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=rus
  39. Конституция Узбекистана от 8 декабря 1998 года (в ред. от 11.04.2007) // http://www.base.spinform.ru/show.fwx?Regnom=818
  40. Конституция Туркменистана от 27 декабря 1995 года (в ред. от 15.08.2003) // http://www.base.spinform.ru/show.fwx?Regnom=23 76
  41. Конституция Молдовы от 29 июля 1994 года (в ред. от 25.07.2003) // Официальный монитор Республики Молдова. 1994. 18 августа. № 1.
  42. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года (в ред. от 29.08.2002) // Сборник законов Азербайджанской Республики. 1997. 31 июля. № 1.t
  43. Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 года (в ред. от 17.10.2004) // Звязда. 1996 г. 27 ноября.
  44. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (в ред. от 21.05.2007) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 4.
  45. Конституция Украины от 28 июня 1996 года (с изменениями от 8 декабря 2004 г.) // Ведомости Верховной Рады. 1996. № 30. Ст. 141- Ведомости Верховной Рады. 2005. № 2. Ст. 44.
  46. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года (в ред. от 19.05.2007) «О выборах в Республике Казахстан» // Казахстанская правда. 1995. 30 мая.
  47. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 291 июня 2006 года (в ред. 30.12.2006) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4.
  48. Указ Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1995. № 24. Ст. 173.
  49. Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. (в ред. 19.06.2007) «О Президенте Республики Казахстан» // Казахстанская ^ правда. 1995. 28 декабря.
  50. Конституционный закон от 25 декабря 2000 года (в ред. от 11.12.2006) «О судебной системе и статусе судей республики Казахстан» //I
  51. Казахстанская правда. 2000. 30 декабря.
  52. Закон Республики Молдова от 27 декабря 1996 г. «Об инаугурации Президента Республики Молдова» //Официальный Монитор Республики Молдова. 1997. № 3. Ст. 10. Г
  53. Закон Азербайджана от 26 июля 1991 г. с изменениями и дополнениями от 1 сентября 1993 г. «О выборах Президент Азербайджанской Республики» // Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики. 1991, № 14. Ст. 229- 1993. № 17. Ст. 503,504.
  54. Закон Республики Армения от 30 апреля 1996 г. «О выборах Президента Республики Армения» // Ведомости Национального Собрания Республики Армения. 1996. № 10. Ст. 114.
  55. Закон Республики Беларусь от 29 марта 1994 г. «О выборах Президента Республики Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 10. Ст. 146.
  56. Закон Республики Молдова от 16 мая 1996 г. с изменениями и дополнениями от 6 декабря 1996 г. «О выборах Президента Республики Молдова» // Официальный Министр Республики Молдова. 1996. № 45. Т. 369. № 70. Ст. 679- 1997. № 1−2. Ст. 4- 10−11. Ст. 129.
  57. Закон Украины от 5 марта 1999 года (в ред. 18.03.2004) «О выборах Президента Украины» // Вщомост! Верховно!" Ради (ВВР). 1999. № 14. Ст.81- -ВВР. 2004. № 20−21. Ст. 291.
  58. Закон Республики Беларусь от 10 января 200 года (в ред. от 07.05.2007) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 118. 2/1309.
  59. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года (в ред. от 29.06.2007) «О нормативных правовых актах Республики Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1998. № 2. Ст. 25.
  60. Закон республики Беларусь от 21 февраля 1995 года (в ред. от 06.10.2006) «О Президенте Республики Беларусь» // Газета «Звязда».1995. 25 марта- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 166.
  61. Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2004 года «О назначении республиканского референдума» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 142.
  62. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 года «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // Российская газета. 2000. 5 янв. -утратил силу.
  63. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года (в ред. 25.11.2003) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 190 утратил силу.1. Монографии
  64. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Изд-во РЮИД, 2000. — 528 с.
  65. М.П., Дмитриев Ю. А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М.: ООО «Полиграф ОПТ», 2004. — 727 с.
  66. Административное право России. Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Проспект, 2006. — 688 с.
  67. Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М.: Госюриздат, 1961.-271 с.
  68. А.С. Русское государственное право: Конспект лекций. — М.: Тип. о-ва распространения полезных книг, 1897. — 538 с.
  69. С.С. Общая теория социалистического права. — Свердловск: Изд-во Свердловского юр. ин-та, 1964. 115 с.
  70. Ш. Научно-практический комментарий к Конституции Азербайджанской Республики. Баку: Б.и., 2002. — 152 с.
  71. М. Парламенты: Сравнительное исследование структуры и деятельности представительных учреждений 55 стран. — М.: Прогресс, 1967. — 512 с.
  72. Античная демократия в свидетельствах современников / Изд. подгот. Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. -М.: Ладомир, 1996.-383 с.
  73. Ф. Франция: государственная система: Пер. с фр. — М.: Юрид. лит-ра, 1994. 176 с.
  74. А.С. Пол1тико-правов1 системи: cbit i Украша. — Кшв: Асощащя молодих украшських шттолопв i пол^июв, 1997. 200 с.
  75. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Изд-во БЕК, 1998. — 519 с.
  76. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНВРА, 2002. — 800 с.
  77. Д.Н. Административное право. М.: Изд-во БЕК, 2000.368 с.
  78. И.Л. Функции органов управления (правовые проблемы оформления и реализации). М.: Юрид. лит., 1976. — 200 с.
  79. А.А., Солдатов С. А. Конституционное право России. В 3 т. Т.1. М.: Изд-во «Профессиональное образование», 2003. — 797 с.
  80. И. Формы правления и права человека в буржуазных государствах: Пер. с чешс. М.: Юрид. лит-ра, 1985. — 222 с.
  81. С.В., Жигачев И. Ю. Введение в правовую систему США. -М.: Норма, 1997.-333 с.
  82. Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. — М.: Изд-во Воронежского ун-та, 2003. — 138 с.
  83. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985.-154 с.
  84. В. А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М.: Юристъ, 2000. — 287 с.
  85. В. А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя: Монография. — М.: Изд-во «Институт права и. публичной политики», 2005. 420 с.
  86. В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы «России, опыт зарубежных стран: Монография. — М.: Изд-во «Институт права и публичной политики», 2003. 117 с.
  87. Л.Д. Юридический статус личности в России. — Mt: ИНФРА-М НОРМА, 1997. — 304 с.
  88. А.Н. Органы советского государственного управления в современный период. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1962. —1. Ч (
  89. В.М. Основы конституционного права. 2-е изд. — Петроград: Юрид. кн. скл. «Право», 1918. — 455 с.
  90. А.Д. Собрание сочинений в 6 т. Т.5. Государственное право важнейших европейских держа. — СПб.: Типография М. М. Стлюсаревича, 1902.- 187 с.
  91. Н.И. Правовой статус Президента и задачи исполнительной власти в. Российской Федерации // Механизм исполнительной власти в Российской Федерации: Сб. науч. ст. Волгоград: Б.и., 1994. — 268 с.
  92. Девидоу М: Камо грядеши, Русь?. -М., 1993. 147 с.
  93. В.Г. Становление и развитие института президенства в России. М.: Юристъ, 2006. — 237 с.
  94. В.Г. Конституционный статус Президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой аспект. М.: Юрист, 2003. — 159 с.
  95. Действующее международное право. В 2 т. Т.2. / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: «Международные отношения», 2007. — 511 с.
  96. А.К. Средневековые города в Западной Европе. Репринтное изд-е. М.: Книжная находка, 2002.- 304 с. (СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1902.)
  97. В.И. Система государственной власти / Под. Ред. Г. В. Мальцева. — М.: Университет, 1994. 154 с.
  98. Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. — Вороеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980. 158 с.
  99. В.И., Калинский И. В., Червонюк В. И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. И. Червонюка. -М.: юрид. лит-ра, 2002. 342 с.
  100. В.В. Русское государственное право. В 3 т. Т. 1. Верховная власть и ее органы. Казань: Типография императорского ун-та, 1895.- 1312 с.
  101. Л.И. Функции и структура государства. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. — 65 с.
  102. Д.Б., Корчиго Е. В. Конституционное право России / Отв. ред Ю. А. Веденеев. М.: Юриспруденция, 1999. — 288 с.
  103. Т.В., Кашанин А. Б. Основы российского права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. — 784 с.
  104. Н.М. Власть и авторитет: Критика буржуазных теорий. -М.: Юрид. лит-ра, 1973.-264 с.
  105. .А. Философия и социология права / Изд. подгот. Ю. Н. Давыдов, В. В. Сапов. СПб.: РХГИ, 1999. — 800 с.
  106. В.И., Кутафин О.е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 1999. — 520 с. '
  107. А.Н., Глушко Е. И. и др. Правительство в зарубежных странах. М.: Ось-89, 2007. — 240 с.
  108. Ф. Лекции по общему государственному праву. — 2-е изд.- М.: Издание Бр. Башмаковых, 1912. 306 с.
  109. Е.В. Источники российского конституционного права.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1998. 196 с.
  110. Е.И. Конституционное (государственное) право России:' Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 381 с.
  111. С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 1997.-411 с.
  112. Комментарий к Конституции российской Федерации / Отв. ред. Ю. В. Кудрявцев. -М.: Фонд «Правовая культура», 1996. 551 с.
  113. А. А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в, Российской Федерации. Красноярск: Сиб. юрид. ин-т МВД России, 1999. — 111 с.
  114. Конституции государств Европы: В Зт./ Под общ. ред. и со вступительной статьей Л. А. Окунькова. М.: Норма, 2002. — Т. 1. — 817 с.
  115. Конституции и иные нормативные акты зарубежных стран. Часть 2. Республики / Сост. А. А, Пятак. Новороссийск: Новороссийская государственная морская академия, 2001. — 194 с.
  116. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. 2-е изд., испр. и доп. / Рук. авт. кол. и отв. ред. Б. А. Страшун.- М.: Изд-во БЕК, 1995. 784 с.
  117. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-832 с.
  118. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В. В. Маклаков. — М.: Юрист, 2001.-559 с.
  119. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Норма, 2001. — 688 с.
  120. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. — 716с.
  121. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997. — 416 с.
  122. Конституция РФ: Научно-практический комментарии / Под ред. и со вступ. Статьей В. В, Лазарева. М.: Спарк, 2004. — 671 с.
  123. Конституция, закон, подзаконный акт / Под ред. Ю. А. Тихомирова. — М.: Юрид. лит-ра, 1994. 136 с.
  124. И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. М.: Городец, 2006. — 591 с.
  125. Н.М. Указ и закон. Спб.: Тип. M. Mi Стлюсаревича, 1894. — *416 с.
  126. Н.М. Русское государственное право. — 5-е изд. Т.2. Спб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1905. — 596 с.
  127. Н.М. лекции по общей теории права 7-е изд. — Спб.: Изд. юрид. книжн. маг. Н. К. Мартынова, 1907. — 354, х с.
  128. А.К. Конституционализм в Казахстане: опыт становления и эффективность механизма власти. Алматы: Изд-во КазГЮА, 2000.
  129. И.А. Формирование российского конституционализма: проблемы теории и практики: Дисс. докт. юрид. наук. М.: Б.и., 2002. — 584 с.
  130. Л.Т. Теоретические проблемы конституционного статуса Президента Украины // Проблемы реализации Конституции Украины: теория и практика. Киев, 2003. — 257 с.
  131. М.А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М., 1980. — 195 с.
  132. И.Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. М.: Юрид. лит-ра, 196. — 246 с.
  133. Кутафин О. Е, Российское гражданство: Монография. — М.: Юристъ, 2004.-589 с.
  134. О.Е., Козлова Е. И. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1996.-480 с.
  135. О.Е. Предмет конституционного права. — М.: Юристъ, 2001. 444с.
  136. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов: Учебное пособие 2-е изд. — М.: Юрид. лит-ра, 1986. — 224 с.
  137. .М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит-ра, 1972.-320с.
  138. В.В., Липень С. В. теория государства и права: Учебник для вузов 2-е изд. — М.: Спартак, 2000. — 511 с.
  139. Н.И. Лекции по русскому государственному праву: В 2 т. Т.1. Конституционное право. СПб.: Типография Санкт-Петербургского Акционерного общества «Слово», 1910. — 272 с.
  140. Латино-русский словарь. -М.: Рус. язык, 1976. 1096 с.
  141. В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. — СПб.: Фонд «Университет», 2000. — 428 с.
  142. Л.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти (некоторые вопросы истории, теории и практики). М.: Юрид. лит-ра, 1978. — 352 с.
  143. В.О. «Указное право» в России. -М.: ХГЦ Велес, 1996. 52 с.
  144. В.О. Конституционные нормы и правоотношения. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. 159 с.
  145. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 687 с.
  146. В.О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с.
  147. В.М. Порядок формирования органов государственного правления. -М.: Госюриздат, 1963. 183 с.
  148. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2007.-541 с.
  149. Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учебное пособие. М.: Юрист, 1999. — 352 с.
  150. А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1979. — 205 с.
  151. Ш. О духе законов. М.: Мысль, 1999. — 672 с.
  152. Научно-практический комментарий к Конституции Российской' Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2001. — 716 с.
  153. Новые Конституции стран СНГ и Балтии / Отв. ред. Н. А. Михалева. -М.: Манускрипт, 1994. 654 с.
  154. Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: Изд-во-МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. — 470 с.
  155. Д.М. Административное право: Учебное пособие для юридических вузов. М: Юристъ, 1996. — 410 с.
  156. Л.А. Вводная часть к Конституции Республики Армения // Конституции государств Европы: В 3 т. Т.1. М.: Изд-во НОРМА, 2001. — с: 251 -285.
  157. Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Норма, ИНФРА-М, 1996. — 240 с.
  158. Л.А., Рощин В. А. Вето президента: Науч.-практич. Пособие. — М.: Городец, Формула права, 1999. — 352 с.
  159. A.M. Вспомогательные государственные органы, зарубежных стран: конституционный статус. -М.: Юристъ, 1998. 120 с.
  160. Очерки по истории выборов и избирательного права / Под ред. Ю. А. Веденеева, Н. А. Богодаровой. Калуга — Москва: «Символ», 1997. — 692 с.
  161. С.Г. Институт президентства: история и современность. — Минск: ИСПИ, 2003. 163 с.
  162. В.Ф. Местные Советы в механизме осуществления, функций Советского общенародного государства. Киев: Наук, думка, 1986. — 235 с. .
  163. С.В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. -М.: Наука, 1987. 152 с.
  164. В.И., Савенко Н. Т. Районный Совет депутатов трудящихся. — М.: Юрид. лит-ра, 1962, 235 с.
  165. Права человека. Сборник, международных договоров ООН: Нью-Йорк: Б.и., 1983. 367 с.
  166. Правовой статус Президента Российской Федерации / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Манускрипт, 1997. — 538 с.
  167. Правовые основы Российского государства: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Н. А. Машкина. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2002. — 222 с.
  168. Правовые проблемы унитаризма в Республике Казахстан / Г. Сапаргалиев, Б. Мухамеджанов, JI. Жанузакова, Р. Сакиева. Алматы: Жет1 жаргы, 2000.-312с.
  169. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А. Я. Сухарев. М.: ИНФРА-М-Норма, 2001. — 840 с.
  170. Проблемы теории государства и права. / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Проспект / ТК Велби, 2005. 768 с.
  171. В. И. Президент в когнституционном строе Российской Федерации.- Саратов: СГАП, 2000. 184.
  172. B.JI., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности. М.: Юрист, 1998.
  173. Российское законодательство: проблемы и перспективы / Под ред. Л. А. Окунькова, Ю. П. Орловского, Ю. А. Тихомирова. М.: Изд-во БЕК, 1995. -478 с.
  174. .Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 250 с.
  175. Г. Конституционное право Республики Казахстан. -Алматы: Б.и., 1998. 214 с.
  176. Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит-ра, 1994. — 176 с.
  177. Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. М.: Юрид. лит-ра, 1998. — 60 с.
  178. Советское административное право /Под ред. С. С. Студеникина. -М.: Госюриздат, 1959. 535 с.
  179. Современные буржуазные учения о капиталистическом государстве: Критические очерки / Отв.ред. В. А. Туманов. М.: Наука, 1967. — 296 с.
  180. .А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т.1. М.: Изд-во БЕК, 1993. — 246 с.
  181. В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998. — 512 с.
  182. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. — 570 с.
  183. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995.-519 с.
  184. Теория государства и права: Часть I. Теория государства / Под общ.ред. А. Б. Венгерова. М.: Юрист, 1995. — 256 с.
  185. Ю.А. Основные черты компетенции представительных органов власти // Труды ВЮЗИ. Вопросы развития и совершенствования органов народного представительства с СССР. Т. 7. М.: РИО ВЮЗИ, 1966. — С. 5−21.
  186. Ф.П. Конституционный порядок президентских выборов в современном мире (сравнительно-правовое исследование). Ереван: Мхитар Гош, 1998.-320 с.
  187. М.К., Бокоев Ж. А. Президент Кыргызской Республики. — Бишкек, 1997.- 59 с.
  188. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практ. пособие. М.: Дело, 1998--280 с.
  189. И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 190 с.
  190. И.Д. Институт президента и проблемы формы государства. Дисс. канд. юрид- наук.-М., 1994.-134 с.
  191. А.И. Глава государства и правительства в странах современного мира. М.: Экзамен, 2006.
  192. В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М.: Юрист, 2002. — 480 с.
  193. В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000.384 с.
  194. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 1997. — 568 с.
  195. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М.: Зерцало, 1998.-448 с.
  196. В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России // Сборник «История. становления и современное состояние исполнительной власти в России». М'.: Новая Правовая культура, 2003. — С. 114−121.
  197. М. Ф. Конституционное государственное право зарубежных: стран. Минск: Харвест, 1998. — 784 с.
  198. М.С., Кэри Дж. М. Президентские системы // Голосов Г. В., Галкина JI.А. Современная сравнительная политология: Хрестоматия. М.: МОНФ, 1997. — С. 198−426.
  199. .С. Конституция. Демократия. Права человека. М.Черкесск.: АОПУЛ, 1992. — 228 с.
  200. . С. Человек, народ, государство в конституционном строе РФ. -М.: Юрид. лит-ра, 2005. 576 с.
  201. Л. М. Разделение властей. М.: Юрид. лит-ра, 1995. — 176 с.
  202. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Л Сухарев. -М.: Юрид. лит-ра, 1987.-527 с.
  203. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. О. Е. Кутафина. -М.: Болын. рос. энциклопедия, 2002. — 558 с.
  204. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2004. — 450 с. 1. Научные статьи
  205. С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса//Вестн. Моск. ун-та. Серия «Право». 1998. — № 1 — С. 8−40.
  206. В.А. Президент РФ и Государственная Дума: перспективы взаимоотношений // Правоведение. 1995. — № 4−5. — С. 67−71.
  207. М.Т. Функции государства в современный период: понятие, содержание, классификация // Избр. труды по теории гос. и права. — Алматы: АЮ-ВШП «Адилет», 2003. С. 14−35.
  208. К. «Культ вождя» без страха и упрека // Российская газета. -2000. 18 февраля. '
  209. Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1997. — № 3. — С. 63−65.
  210. Л.В., Бойцова В. В. Будущее сравнительного права: возможности двадцать первого века // Юридический мир. 2002. — № 4. — С. 1725.
  211. В.В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. — 2005. -№ 8.'- С. 23−29- № 9. С. 19−24.
  212. A.M. Послания Президента РФ — конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ // Право и политика. — 2004.-№ 6.-С. 4−11.
  213. В. Н. Понятие и система органов исполнительной власти в законодательстве Республики Беларусь // Журнал российского права. — 2004. -№ 2.-С. 135−140.
  214. JI.A. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих (круглый стол журнала «Государство и право») // Государство и право. 2000. — № 3. — С.20−36- № 4. — С.15−30.
  215. Н.В. К проблеме ответственности в конституционном праве // Правоведение. 2004. — № 2. — С. 19−29.
  216. В. Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы). Ростов-н-Д, 1995.-С. 81−84.
  217. О. Н. Проблемы правовой регламентации конституционной ответственности Президента РФ // Конституционное развитие России. Межвузовский сборник научных статей. № 7. Саратов: СГАП, 2006. -. С. 114 122.
  218. А. Сапармурат Ниязов (политический портрет) // Российская газета. -2000. 18февр.
  219. С.Г. О преемственности поста Президента РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. — № 6. — С. 17−20.
  220. Конституция Президента не является «президентской» // Известия. -1993.- 14 мая.
  221. В.М., Лазарев В. А. Правовые аспекты системности и связи основных уголовно процессуальных актов предварительного расследования // Правовая политика и правовая жизнь. — 2001. — № 1. — С. 143.
  222. А.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации. // Полис.-2002.-№ 2.-С. 126−138.
  223. И.В., Болдырев И. А. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти //Законодательство и экономика. — 2005.-№ 1,-С. 18−22.
  224. В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. -№ 1.-С. 12−19.
  225. В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 2002. — № 1. — С. 30−49- № 2. — С. 9−2.
  226. А. В. Суменков С. Ю. Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты // Журнал российского права. 2002. — № 2. — С. 16−23.
  227. О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. 1998. — № 4. — С. 5−9.
  228. Л.А. Соотношение полномочий Президента РФ и Правительства РФ // Журнал российского права. — 2000. № 1. — С. 3−6.
  229. Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // Законодательство. 2000. — № 12. — С. 94−96.
  230. Окуньков Л. А. Указы Президента и проблемы их совершенствования // Законодательство. — 2000. № 12. — С. 60.
  231. Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. ч — № 2. — С. 11−28.
  232. Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. — № 2. — С. 3−10.
  233. Р.Т. Законы и акты исполнительной власти, имеющие силу -закона, в Республике Казахстан (теоретический анализ) // Журнал российского права. 2000. — № 9. — С. 111−124.
  234. Определены новые приоритеты в деятельности дипломатической службы // Казахстанская правда. 1996. — 13 сент.
  235. Ф.Ф. О компетенции руководителей // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1990. — № 1. — С. 76−80.
  236. А. Шайтан у власти. Информационное агентство Славянский мир // Ru Web. Info. Whiteword, ruweb. Info. www. Whiteword. ru
  237. Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2001. -№ 3. — С. 36−39.
  238. В. И. Президент в системе гарантий обеспечения целостности Российской Федерации // Конституционное развитие России. Межвузовский сборник научных статей. № 6. Саратов: СГАП, 2005. — С 40−46.
  239. В.Н. Президент Республики Беларусь- в законотворческом1 процессе//Журнал российского права. 1999. -№ 11. — С. 121−126.
  240. В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. — № 12. — С. 64−72.
  241. А.А. Прекращение полномочий выборных лиц публичной власти как мера юридической ответственности // Журнал российского права. — 2002. № 7. — С. 27−34.
  242. Ю. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика // Право и жизнь. 1992. — № 2. — С. 4−8.
  243. О.А. Президент России гарант прав и’свобод граждан // Политика и право. — 2005. — № 2. — С. 69−77.
  244. В.Н. Конституционные пределы полномочий Президента ' Российской Федерации (по материалам Конституционного суда Российской Федерации) // Труды МГЮА, 1998. № 3.
  245. В.Е. Президентская власть. // Государство и право. 1997. -№ 5.-С. 15−23.
  246. А.Ф. Некоторые вопросы правовой нормы и нормативных актов в советском общенародном праве // Советское государство и право. -1964.-№ 7. -С. 96−106.
  247. Г. А. Президентская- власть и разделение властей в полупрезидентской республике: опыт Армении // Государство и право. — 2000. № 1. — С. 87−97.
  248. Источники на английским языке
  249. Cambridge University Press. 1992.
  250. Dictionary of British History. L., 1937.
  251. Dictionary of World History. 1973.
  252. Greek-English Lexicon. Vol. 1. Oxford, 1948.
  253. Lijphart A. Democracies: Patterns of Majoritarian and. Consensus Government in Twenty-one Countries. New Haven, 1984.
  254. Lijphart A. Presidentialism and Majoritarian Democracy: TheoreticalI
  255. Observations. Paper presented to the Research Symposium «Presidential or Parliamentary Democracy: Does It Make a Difference?» Washington, 1989.
  256. Shugart M., Cary J. Presidents and- assemblies constitutional design and electoral dynamics. N. Y.:
  257. The Encyclopedia Americana. 1987.Vol. 14
  258. Verny D.V. The analysis of Political. N. Y., 1959.
  259. Диссертации, авторефераты диссертаций
  260. Е.М. Политико-правовая природа формы правления в Республике Казахстан: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Алматы, 1999.
  261. М.Б. Институт Президента Азербайджанской Республики: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1994.
  262. А.Ш. Конституционно-правовой статус Президента Республики Армения: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1997.
  263. С.И. Конституционные основы делегированного законодательства. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  264. С.В. Конституционно-правовой статус главы государства в России в Украине. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  265. И.Л. Институт президента в Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Томск, 1999.
  266. Гаджи-Заде Эльнур Ахлиман Конституционные модели формы правления и институт президентства в странах СНГ. Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  267. .П. Институт Президента Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1992.
  268. .П. Система органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  269. Ю.Ибраев И. С. Институт главы государства Республики Казахстан: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Алматы, 2001.
  270. П.Ковалев A.M. Институт Президента в системе разделения властей (Сравнительный опыт Франции и России): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М, 1999.
  271. В.И. Институт президентства: (Конституционно-правовой статус): Дис.. д-ра юрид. наук, СПб.: Санкт-Петербург, унив-т МВД РФ, 1999.
  272. О.Н. Акты Президента Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
  273. О.Ю. Правовой статус полномочного представителя Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  274. М.Г. Правовые акты Президента Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  275. Е.К. Основы конституционного строя Республики Казахстан: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  276. А.В. Акты Президента РФ как источник права. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  277. .А. Становление и эволюция института президента: международный опыт и казахстанская модели. Дис.. д-ра юрид. наук. Алматы: Казахский академический университет, 2002.
  278. В.А. Президент Республики Казахстан: институт, функции, инструменты власти. Дис.. докт. юрид. наук. Алматы. 2004.
  279. С.Н. Теоретико-правовые основы конституционной ответственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  280. А.И. Институт президентства в республиках в составе Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  281. А.П. Полномочия Президента Российской, Федерации в области обороны: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995.
  282. Д.Ю. Проблемы участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  283. В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид.наук. М., 2000.
  284. Султанов Азад Ш.-Оглы. Конституционно-правовой статус Президента Республики Азербайджан и Российской Федерации: опыт сравнительного исследовании: Автореф. дис.. канд. юрид. наук, М., 1997.
  285. Е.А. Президент Российской Федерации гарант прав и свобод человека и гражданина. Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
  286. P.M. Институт исполняющего обязанности главы государства в России. Дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
  287. П.В. Роль Президента в обеспечении разделения и взаимодействия властей в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  288. И.Д. Президент Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1994.
  289. Г. И. Принцип разделения властей в конституционной системе Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид наук. Екатеринбург, 1998.
  290. А.Н. Конституционные основы компетенции союзной республики: Автореф. дис.. канд. юр. наук. Саратов, 1966.
  291. Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1958.
Заполнить форму текущей работой