Институт двойного гражданства в Российской Федерации
Проживают на территории страны со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство, а течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных далее. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории России для лиц, прибывших… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Гражданств в конституционном праве России
- 1. 1. Определение понятия гражданства
- 1. 2. Общая характеристика гражданства
- 1. 2. 1. Основания приобретения гражданства России
- 1. 2. 2. Основания прекращения гражданства России
- 2. 1. Понятие двойного гражданства
- 2. 2. Причины возникновения двойного гражданства
- 2. 3. Последствия двойного гражданства
- 2. 4. Способы предотвращения двойного гражданства
- 2. 5. Правовое регулирование двойного гражданства в Российской Федерации
- 2. 6. Приобретение двойного гражданства
Природа гражданства является сложной и многогранной. Гражданство может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Гражданство может быть почетным. Его можно предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Как правило, гражданство определяется в виде связи индивида с государством, но очевидно, что в то же время оно представляет собой и определенное состояние общества. Поэтому гражданство следует рассматривать не только как государственный и правовой институт, но и как институт социально-культурный, нравственно-психологический. Юридическая природа гражданства включает в себя и институт права, и правоотношение, и правовое состояние, и субъективное право. Для того, чтобы лицо могло считаться гражданином какого-либо государства, необходимо документальное подтверждение гражданства. Содержание гражданства динамично, поскольку отображает малейшие изменения в государстве, политическом режиме и правовом положении граждан. Гражданство также отражает авторитет и положение государства в международных отношениях.
Институт гражданства в равной мере важен как для государства, так и для отдельной личности, поскольку связь гражданства объединяет индивида и государство, по общему правилу, через предварительную интеграцию индивида в общество. В то же время гражданство соединяет народ и государство посредством оформления правового состояния, проживающего на территории государства населения — тем самым гражданство делает возможным существование государства и обеспечивает его суверенитет.
Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности, в частности, право человека на гражданство, признание права на изменение гражданства, а в некоторых случаях — права на двойное гражданство (бипатриды), запрет выдачи своего гражданина другому государству кроме как на основании закона или международного договора, равенство прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства.
В настоящей работе предлагается дать общую характеристику такого явления как гражданство, определить его понятие, а так же, рассмотреть и раскрыть сущность двойного гражданства в Российской Федерации.
1. Гражданств в конституционном праве России.
1.1. Определение понятия гражданства.
Среди исследователей гражданства имеются возражения против целесообразности полного и безоговорочного отказа от определения понятия гражданства посредством формулы «принадлежность лица к государству». В частности, указывается, что под гражданством следует понимать, прежде всего, правовую принадлежность лица к государству, позволяющую разграничивать распределение населения между различными государствами.
Термин «принадлежность, — пишет А. Л. Головко, — означает не подвластность, а вхождение в состав чего-то. Его можно применять к человеку, который через принадлежность к государству входит в состав его граждан, то есть в состав народа». Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно, посредством правовых норм определяет круг своих граждан, то есть, крут лиц, постоянно находяихся с ним в общих политико-правовых отношениях, основным условием существования которых, выступает государственная принадлежность лица, то есть гражданство.
С.В. Черниченко считает, что разница между понятием принадлежности лица к государству и специфической правовой связи лица с государством трудноуловима, поскольку в обоих случаях имеется В виду определенное отношение между лицом и государством, носящее юридический характер .
Обозначенное дает основание для сближения приведенных выше позиций. В определении понятия гражданства при этом признак правовой связи объединяется с признаком принадлежности лица к государству.
Н.В. Витрук считает, что гражданство является правовой связью по принадлежности лица к определенному государству .
А.А. Головко, напротив, формулирует понятие гражданства как принадлежности лица к государству, влекущую установление стабильной двусторонней политико-правовой связи между государством и гражданами. Однако при привлекательности такого подхода следует учесть безуспешность раскрытия значения одного из этих понятий с помощью другого.
Одной из проблем определения понятия гражданства как правовой связи является вопрос о соотношении в ней политического и правового компонентов.
В законе «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями законодатель определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, тогда как в Законе СССР «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 г. гражданство определялось в преамбуле как политико-правовая связь .
Отказ от политического компонента в законодательном определении имеет положительную сторону с точки зрения большей определенности при функциональном использовании законодательства о гражданстве, поскольку, как показывает опыт, политизация правового статуса гражданства влечет за собой его неустойчивость, ибо решение вопросов гражданства ставится в зависимость от возникших ситуаций, от соотношения политических сил. Определение гражданства как правового явления освобождает квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложняющих реализацию права на гражданство, утверждается отказ от приоритета политики в отношении права, столь характерного для советского времени. Новое определение более ориентировано на закрепление значения гражданства как важного фактора регламентации правового статуса личности .
В то же время, следует различать политический компонент, связанный с реализацией гражданства в правовом статусе гражданина и политическую составляющую природы гражданства.
Гражданство исторически отражало потребность государства отделить от общей массы населения ту ее часть, которая могла непосредственно участвовать в политической деятельности государства, в осуществлении власти. Принадлежность человека к гражданской общине означала связь с носителем политической власти в государстве. В дальнейшем гражданство также выражало политические отношения в государстве, прежде всего, отношения властвования. Не случайно во всех государствах как буржуазного, так и социалистического типа главным последствием гражданства было обладание политическими правами.
Ф. Энгельс, характеризуя связь политики с правом, юридических явлений с политическими, отмечал: «…Все юридическое в основе своей имеет политическую природу». Однако не все правовые явления носят столь ярко выраженный политический характер как гражданство. В гражданстве фокусируются не только политические, но и социальные, нравственные, психологические связи, однако политический характер гражданства проявляется в тесной связи гражданства с суверенитетом государства, носящей двусторонний характер: на гражданина распространяется политическая власть в полном объеме, и одновременно гражданин получает возможность пользоваться всеми политическими правами. Гражданство подразумевает поддержку со стороны граждан государства, основных принципов политической системы государства. При решении вопросов, связанных с гражданством, государство наряду с экономическими, демографическими и другими мотивами, руководствуется, в первую очередь, мотивами политическими.
Политический компонент гражданства характеризует человека как субъекта государственной власти. Личность, приобретая гражданство, приобретает тем самым политико-правовое качество, не посредственно влияющее на ее сущность .
Обозначенное, дает возможность определить гражданство в теоретическом плне как политико-правовое явление, представляющее политико-правовое состояние и политико-правовую связь как одного лица, так и основной части населения с государством.
Сведение определений гражданства только к связи, либо только к принадлежности лица к государству, их замкнутое противопоставление друг другу представляется неполным, поскольку обедняет его понимание.
С позиций общей теории права гражданство в то же время представляет собой типичный пример правового состояния. Последнее определяется в теории либо как длящееся непрерывное обстоятельство, отражающее положение лица в обществе, его отношения с другими людьми, либо как особый вид правоотношений, И то и другое верно по отношению к гражданству. Правовую связь гражданства, возможно, рассматривать как особого рода правоотношение между лицом и государством вплоть до отождествления категорий «связь» и «отношение». С. С. Алексеев считает, что каждое явление общественной жизни необходимо рассматривать как общественное отношение. С. К. Косаков пишет, что нет оснований не считать правоотношением различные формы юридической связи в обществе, в том числе и гражданство. Понимание гражданства как особого рода длящегося правоотношения обуславливает его понимание как правового (политико-правового) состояния.
На основе рассмотренных выше позиций можно сделать вывод, что все определения понятия гражданства в правовой науке в итоге сводятся к специфическому взаимоотношению отдельной личности с государством. При терминологическом различии при определении понятия гражданства на одну юридическую плоскость ставятся два субъекта личность и государство и гражданство определяется как своеобразное взаимоотношение между ними. Как многосложное явление гражданство несет смысловую нагрузку и в международном и во внутригосударственном праве.
В соответствии с предметом международного права гражданство, в первую очередь, рассматривается как средство для разграничения распределения населения между различными государствами, указания на принадлежность индивида к тому или иному государству.
Понимание гражданства как состояния характерно для внутригосударственного права, поскольку гражданство непосредственно служит основой правового положения личности в государстве.
Итак, все приведенные подходы к определению понятия гражданства являются верными, так как отражают понимание различных аспектов гражданства. Множественность определений понятия гражданства не противоречит современной методологии науки, признающей возможность существования разносторонних определений объекта исследования, не сводя полученные результаты к единому определению.
Здесь уместно вспомнить слова русского ученого И. Л. Ильина, посвященные познанию права: «Подходя к праву во всей его сложности со своей особой точки зрения, каждая методологически обособленная дисциплина выделяет в нем именно ту сторону, которая важна для нее, и именно эту сторону объявляет существенной в праве, составляющей искомую сущность права.
Получается не одно определение права, а несколько, может быть, много, и ни одно из этих определений не может и не должно претендовать на исключительность. Все они вместе и только сообща могут притязать на исчерпывающее постижение сущности права". Эти слова всецело могут быть отнесены и к познанию природы гражданства.
Гражданство служит как для характеристики особых специфических свойств юридического статуса индивидов, так и для обозначения существующей правовой связи между физическим лицом и государством. Образно говоря, гражданство можно рассматривать как снизу и изнутри, так и сверху и извне, что связано с тем, что гражданство одновременно содержит в себе и международно-правовые и внутригосударственные отношения и вопросы гражданства рассматриваются как внутригосударственным, так и международным правом.
Не следуя сложившейся в западной доктрине множественности терминов, обозначающих гражданство (в ряде стран международно-правовое понятие гражданства называют национальной принадлежностью, оставляя термин «гражданство» за внутригосударственным правом), в русском языке, как более емком, и, соответственно, в отечественной науке, понятие гражданства включает в себя и международно-правовой и внутригосударственный аспекты.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
- Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 N 1948−1 // «Российская газета», N 30, 06.02.1992
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ // «Парламентская газета», N 104, 05.06.2002
- Федеральный закон от 15.12.1996 N 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства» // Бюллетень международных договоров. 1997. N 2. С. 78.
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // «Российская газета», N 162, 31.07.2004
- Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14.11.2002 N 1325 // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4571
- Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе, М., 1971.
- Витрук И.В. Гражданство как правовая связь личности с государством. Проблемы государства и права. М., 1976.
- Головко А.А. Человек, личность, гражданин. — Минск, 1982.
- Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
- Ильин И.Л. Понятия права и силы, М., 1998.
- Козлова Е.И., Кутафий О.Е, Конституционное право России. М., 1995.
- Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества. Саранск, 1995.
- Комарова В.В. Конституционное право России. Вопросы и ответы — Москва: Юриспруденция, 2004.
- Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Кукушкина М. К — Екатеринбург, 1995.
- Косаков С.К. Конституционные основы советского гражданства. Фрунзе, 1984.
- Кутафий О. Е, Государственное право Российской Федерации. М., 1993.
- Левченко И.П., Прудников А. С., Калинин В.Н.,, Российское гражданство. Учебное пособие для вузов — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
- Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. I.
- Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996.
- Международное право / Под ред, Колосова Ю. М., Кузнецова В. И. М., 1994.
- Низамов Б. Б. Теоретические проблемы возникновения и развития гражданства, Автореф. дисс… на соиск. уч, степени… к. ю. н, Ташкент, 1982.
- Право и политика современной России. Под ред. Мальцева Г. В., Лукашевой Е. А., Нерсесянца B.C. — М., 1996.
- Российское гражданство: условия признания, приобретения, восстановления. Библиотечка «Российской газеты». Вып. 8.- М., 2006.
- Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. 2-е, перераб. и доп. изд-е. М.: Право и закон, 2001.
- Тункин Т. И. Закон о гражданстве СССР // Советское государство и право. 1979. № 7.
- Ушаков Н.А. О нецелесообразности допущения Российской Федерацией двойного гражданства // Актуальные проблемы гражданства. М. 1995.
- Философия / Под ред. Алексеева П. В., Панина А. В. М. 1998.
- Хаммар Томас. Государство, нация и двойное гражданство // Российский бюллетень по правам человека. 1994 г. № 3.
- Хил У. Г. Ваш второй паспорт. М., 1996.
- Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства М., 1968.
- Шафир М.Л. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование / Конституционный строй России, Вып. 1. М., 1992.
- Шевцов В. С, Гражданство в Советском союзном государстве. М., 1969.