Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главной задачей в сфере нормативного регулирования экономических отношений является определение пределов правового регулирования конституционного права на предпринимательскую деятельность таким образом, чтобы, с одной стороны, ограничения права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность не приводили к его умалению, возникновению препятствий в реализации интересов субъекта права… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная и юридическая природа конституционного права человека и гражданина на предпринимательскую ф деятельность
    • 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности как социально- экономической и правовой категории
    • 2. Сущность и нормативное содержание конституционного права на предпринимательскую деятельность
    • 3. Место и роль права на предпринимательскую деятельность в системе конституционных прав и свобод
  • Глава 2. Проблемы реализации конституционного права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность
    • 1. Конституционно-правовой механизм реализации права на предпринимательскую деятельность
    • 2. Конституционное закрепление и конкретизация в отраслевом законодательстве права на предпринимательскую деятельность
    • 3. Ограничения конституционного права на предпринимательскую деятельность
  • Глава 3. Конституционно — правовые гарантии права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность
    • 1. Обеспечение конституционного права на предпринимательскую деятельность
    • 2. Охрана и защита права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность

Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Признание и защита прав и свобод человека, как главного ориентира и высшей ценности, является определяющей целью в развитии гражданского общества и правового, социального государства.

Проблема прав и свобод человека и гражданина приобретает особую актуальность на рубеже XXI века, в связи с глобализацией современной цивилизации и демократизацией мирового сообщества. Как отмечает В. Т. Кабышев, права и свободы человека в аспекте соотношения человека и государства — это предел осуществления государственной власти, критерий развитости и цивилизованности общества, средство защиты человечества от всех катаклизмов, которые ему несут процессы глобализации.1.

Эволюция прав и свобод в новом веке происходит в условиях обострения противоречий между индивидуализмом, социальностью и солидарностью. Имеются достаточные сложности в установлении баланса свободы и равенства, как принципов, на которых основаны права человека, а также — преодолении о тенденции злоупотребления правом, свободой. Данные факторы обусловливают необходимость новых индивидуальных и коллективных научных исследований в области прав и свобод человека, их реализации и обеспечения.

Современный демократический этап развития России характеризуется стремлением к воплощению общепризнанных идей конституционализма в политико-правовой сфере, формированию институтов гражданского общества, основанного на принципах правового государства, подлинной свободы, самоуправления и саморегулирования.

Устойчивое, поступательное движение общества невозможно без обеспечения свободы и автономии личности, по своему усмотрению определяющей См.: Кабышев В. Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий //Правоведение. 2001. № 4. С. 70.

2 См.: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы: Материалы «круглого стола» // Государство и право. 2001. № 5 С. 89. способы и сферы своей жизнедеятельности. Эта свобода и ее границы содержатся в правах человека.1.

Основу конституционной доктрины России составляет уважение прав и свобод человека, установление приоритета интересов личности над государственными интересами, взаимной ответственности государства и личности. В ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностьюпризнание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Признание Основным законом приоритета прав личности, ознаменовало конец полновластия государства, рассматривавшего человека как послушного и бесправного исполнителя государственной воли, предопределило необходимость установления партнерства между гражданином и властью.

Тем не менее, атмосфера уважения к правам и свободам человека окончательно не сформировалась. Продолжают нарушаться конституционные права и свободы. Данный гуманистический принцип не стал важнейшей составляющей российской правовой и политической культуры.2.

Наше общество находится в самом начале пути создания правового государства, формирования цивилизованной рыночной экономики, становления гражданского общества. Поскольку свобода экономической деятельности лежит в основе рыночных отношений, являющихся базисом взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления, возрождение институтов частной собственности и предпринимательства в Российском государстве имеет особое значение.

Известно, что социальный строй, основанный только на частных или публичных началах, не ведет к построению гуманного общества и гарантиям.

1 См.: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития/ Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2000.C.19.

2 По данным Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в 2000 году Уполномоченным и сотрудниками его аппарата рассмотрено около 25 тысяч индивидуальных и коллективных жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека. Из них 45,8% - связано с уголовной проблематикой, 24.7% - касаются вопросов гражданского права и жилищного законодательства, 10% - трудовых отношений и т. д.//См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году// Рос. газета. 2001. 16 мая. естественной свободы личности.1 Отход от тоталитаризма, административно-командных методов управления, стремление России гарантировать соблюдение и реальную защиту прав и свобод человека, войти в мировое сообщество, вызвали потребность в коренной перестройке всей системы общественных отношений, необходимости перехода на новую систему хозяйствования. Однако рыночные отношения не могут являться самоцелью. Задача рыночной экономики — обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии.2.

Стержнем реформ переходной экономики является трансформация отношений и структуры собственности. После длительного периода отрицания права человека на частную собственность, российская Конституция закрепила в качестве основ конституционного строя свободу экономической деятельности, многообразие и равенство форм собственности, установила право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Многолетний опыт развития зарубежных стран и мировая практика подтверждает правильность такого выбора.

Принятие впервые в отечественной истории всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, законов о разгосударствлении собственности, предпринимательстве, Гражданского кодекса Российской Федерации, положили начало построению законодательных основ частноправовых отношений, развитию свободы экономической и творческой деятельности граждан. В России с конца 80-х годов стали активно организовываться частнопредпринимательские структуры, создаваться хозяйственные товарищества и общества, развиваться малое предпринимательство.

За годы реформ были в основном ликвидированы основные элементы отжившей административной системы, созданы институты рыночной экономики,.

1 См.: Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 13.

2 См.: Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т. 1. Теория рыночной экономики / В. Ф. Максимова. М., 1992. С. 25−26. которая стала принципиально иной — экономикой свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан.

На 1 октября 1997 г. в Российской Федерации функционировало около 844 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. С учетом работников, выполняющих работы по договорам, и совместителей, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято более 12 млн. человек.1 После августа 1998 г. от 25 до 35 процентов малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.2 Но, итоги социально-экономического развития страны в 1999;2000 годах показали некоторую тенденцию к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции — на 24 процента, объем инвестиций в основные фонды — на 24 процента. На территории Саратовской области по сравнению с 2000 годом количество малых предприятий увеличилось на 4,9%. В 2001 г. их было зарегистрировано 23,5 тыс. Численность индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2000 г. возросла на 5,9% и составила 72 539 челв 2001 г. в малом предпринимательстве был занят 115 141 чел. Доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте за 2001 г. составила 32,8%.4.

Однако, десятилетний период проведения реформ показал, что процесс «ненасильственной» смены форм собственности, эволюционных социально-экономических преобразований в Российском государстве, достаточно сложен и противоречив.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998;1999 годы"//СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3355.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 -2001 годы // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 959.

3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002;2004 годы)"// СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3295.

4 См.: Архив Саратовского территориального управления МАП России за 2002 г. (Саратов).

Смешанная, многоукладная экономика основывается на различных, зачастую противоположных интересах.1 Переход к гражданскому обществу от общества, являющегося его противоположностью, не может происходить без определенных антагонизмов и борьбы людей — как друг с другом, так и, прежде всего — с самими собой.

Бурный рост частного капитала, незаконное в ряде случаев обогащение отдельных слоев населения, с одной стороны, отсутствие принципа «всеобщей справедливости» в установлении первоначальных основ частной собственности, отрицательное отношение многих граждан к самой идее «плюрализма форм собственности», с другой стороны, привели к дисбалансу интересов, нарушению стабильности в ходе реформ.

Имеющимся социально-экономическим трудностям и коллизиям немало способствовала несовершенная правовая база, не позволяющая в полном объеме обеспечить регулирование отношений по защите свободы, независимости и инициативы индивидуальных собственников, соблюдению прав и свобод граждан. Как отмечает Н. И. Матузов, социальная сторона реформ в России оказалось наименее удачной, если не сказать провальной, с далеко идущими моральными, материальными, духовными, психологическими и даже физическими последствиями. Был предан забвению, человеческий факторчеловек с его правами оказался не целью, а средством и жертвой реформ.2.

Следует констатировать, что самые прогрессивные, радикальные программы развития Российского общества (как, например, «Программа 500 дней», программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, развития чековых инвестиционных фондов и т. д.), не были до конца претворены в жизнь или остались декларациями. До настоящего времени пока не удалось создать реальных комплексных механизмов осуществления и защиты.

1 См., напр.: Матузов Н. И. Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений// Государство и право. 1995. № 4. С. 11.

2 См.: Матузов Н. И. Права человека: время надежд и разочарований// Права человека: пути их реализации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (8−10 октября 1998 г.)/ Под ред. Д. Ф. Аяцкова, А. С. Ландо. Саратов, 1999. С. 73. прав человека и гражданина, в том числе и на предпринимательскую деятельность.

Известный социолог Б. А. Грушин считает, что корень всех совершаемых реформаторами ошибок и неудач в вопиющем несоответствии предлагаемых ими стратегий поведения действительным характеристикам той социальной материи, которая называлась советским обществом.1 Если стратегии развития базируются на неадекватных, часто грубо ошибочных представлениях о реальной действительности, то они обречены на провал и будут решительно отторгаться обществом как абсолютно чуждые, непонятные ему.2.

По мнению В. Т. Кабышева, причины, по которым Российское государство, получив одну из самых демократических Конституций мира, не может реализовать свою главную конституционную обязанность — защищать права и свободы человека, коренятся в нашей истории, культуре, менталитете, обусловлены переходным периодом современной российской государственности. Вернуть доверие к институтам власти — одна из главных задач, стоящих сегодня перед обществом. Необходимо целенаправленное формирование в общественном сознании идеи, что человек, его права и свободы — это высшая конституционная ценность, все остальные общественные ценности по отношению к ней имеют иной правовой уровень и не могут ей противоречить.3.

Таким образом, актуальной политической и социально-экономической проблемой в современных условиях, имеющей прямое отношение к формирующемуся сегодня в России гражданскому обществу, является изменение совокупного общественного сознания, идеологии, преодоление отчуждения граж.

1 См.: Грушин Б. Смена цивилизации/УСвободная мысль. 1991. № 18. С. 27.

2 См. также: Российское государство и правовая система: Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 1999. С. 49−50.

3 См.: Кабышев В. Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие)// Права человека: пути их реализации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (8−10 октября 1998 г.) С.128−129. данина от общества, обеспечение реального осуществления прав и свобод человека, подлинной свободы экономической деятельности.1.

В одном из последних Посланий Президента РФ Федеральному Собранию, отмечается, что степень доверия граждан к государству напрямую определяется тем, как оно защищает своих граждан. Попытки проведения структурных преобразований не должны заканчиваться одним лишь написанием концепций и программ. Дело здесь — в самой системе работы и законодательных и л исполнительных органов, функций органов власти.

В связи с этим остро встает вопрос — о позиции государства по отношению к человеку в условиях перехода к рынку. Имеется необходимость дополнительного изучения таких проблем, как: должно ли государство брать на себя функцию обеспечения социально-экономических прав и свобод гражданина или — оставлять его один на один с рыночной стихией? Сочетаются ли законы рыночной экономики с этой функцией? Каковы реальные возможности государства в защите основных экономических прав личности?

Как справедливо замечает Е. А. Лукашева, те модели рыночного общества, которые нам предлагались, основаны на жестких стандартах, связанных с борьбой за существование, конкуренцией, минимизацией роли государства в социальной защите прав человека. Не учитывались особенности постсоциалистической экономики и общественного сознания, воспитанного на совершенно иных постулатах.3.

При исследовании права на предпринимательскую деятельность, разработке механизма его реализации следует, по нашему мнению, принимать во внимание и социальные ожидания общественного сознания, а также степень подготовленности граждан к профессиональному занятию предпринимательской деятельностью, остающуюся на невысоком уровне. В связи с чем, от.

1 Некоторые насущные проблемы защиты прав предпринимателей постоянно освещаются средствами массовой информации. См. напр.: Ермоленко В. Горячая точка // Общая газета. 1999. № 42- Семеняк Н. Классовая борьба // Рос. газета. 2002. 8 февр.

2 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Не будет ни революций, ни контрреволюций"//Рос. газета. 2001. 4 апр.

3 См.: Лукашева Е. А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С, 6. дельного анализа и проработки требует вопрос о непосредственных условиях реализации данного конституционного права, изложенных в статье 34 Конституции РФ — наличии и возможности свободного использования личностью своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Необходимо, на наш взгляд, создание отношений, в которых государство не будет пассивным наблюдателем, безразличным к фактическому положению граждан, вступающих в свободный рынок, занимающихся предпринимательской деятельностью. Речь должна идти не о государственном вмешательстве в экономические процессы, (так как у предпринимательства в целом — а малого в особенности — огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным давлением)1, а о государственном содействии развитию предпринимательской деятельности и рыночных отношений, оптимальном нормативном урегулировании прав предпринимателей, их обеспечения и защиты.

Своевременным и актуальным в настоящее время является также исследование проблемы ограничения права на предпринимательскую деятельность. Нельзя обойти вниманием имеющий место фактор злоупотребления правом в предпринимательских отношениях. К многочисленным нарушениям прав граждан привела в недавнем прошлом деятельность таких компаний как МММ, «Русский Дом Селенга», «Властелина», «Тибет» и др. Значительный масштаб имеет отток капитала за рубеж, нелегальное отмывание денег, незаконный оборот валюты, создание фиктивных предприятий, уклонение от уплаты налол гов, таможенных платежей, ложное банкротство и т. п.

Таким образом, выявление сущности конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, его нормативного содержания, проблемных вопросов реализации, пределов ограничения, способов защиты и роли государства в обеспечении.

1 См. также по данному вопросу: Послание Президента Российской федерации Федеральному собранию Российской федерации на 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентноспособной» // Рос. газета. 2002. 19 апр.

2 См. по данному вопросу: Проблемы борьбы с отмыванием денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем: Материалы «круглого стола» // Государство и право. 2001. № 2. С. 106−119. данного права являются потребностью современного развития российского общества и государства. В целях четкого правового регулирования предпринимательских отношений в обществе, совместимости публичных интересов и частной инициативы, требуется изменение и дополнение и ряда нормативных актов, принятие новых законов на федеральном и региональном уровне.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности, теоретической и практической значимости темы настоящей диссертационной работы.

Степень разработанности темы и круг источников. Определяя степень разработанности данной темы, следует отметить, что конституционное право человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности не достаточно изучено в научной литературе.

Комплексного исследования, посвященного проблемным вопросам осуществления конституционного права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность, анализу конституционно — правового механизма реализации данного права, в современный период в научной литературе не имеется.

Широко рассматривается предпринимательство и предпринимательская деятельность в рамках экономической теории, в трудах Г. П. Черникова, Е. Непринцевой, А. Блинова, Ю. Степанова, С. Д. Резника, В. В. Томилова, Л. Ивановой, Т. Н. Нешатаевой, Е. Б. Коврова.

Имеющиеся на сегодняшний день монографии, статьи, диссертационные исследования, посвящены в основном изучению правового режима предпринимательства и предпринимательской деятельности в гражданско-правовом аспекте. Это работы И. Г. Бельковой, А. В. Брызгалина, И. О. Боткина, Б. Газарьяна, В. Газмана, С. Григоренко, С. Зинченко, Т. В. Кашаниной, Н. И. Косяковой, В. Лапача, В. В. Лаптева, С. И. Носова, В. Ф. Попондопуло, С. Чурина и др.

В конституционном праве существуют отдельные разработки данной проблемы, посвященные защите экономических прав и свобод предпринимателейгосударственному регулированию и юридической защите предпринимательства в деятельности российской адвокатурыанализу социальноправовых характеристик предпринимательской деятельности, как разновидности труда, обоснованию «солидарной» природы предпринимательства как объекта конституционного права личности. Эти вопросы нашли свое отражение в исследованиях следующих авторов: Г. А. Гаджиева, Г. Б. Мирзоева и В.И. Крусса1.

Труды названных ученых позволили проанализировать и раскрыть специфику рассматриваемой темы, учесть некоторые аспекты содержания конституционного права на предпринимательскую деятельность.

Основополагающее значение для изучения проблем, связанных с вопросами понятия, нормативного содержания конституционного права на предпринимательскую деятельность, его обеспечения и защиты имеют работы таких отечественных ученых — правоведов, как: М. В. Баглай, М. И. Байтин, Н. С. Бондарь, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, С. А. Глотов, В. Т. Кабышев, В. А. Карташкин, Е. И. Козлова, В. В. Копейчиков, В. А. Кучинский, И. А. Ледях, Е. А. Лукашева, В. О. Лучин, Н. И. Матузов, А. В. Малько, А. С. Мордовец, В. А. Ржевский, З. И. Сущук, Ю. А. Тихомиров, И. Е. Фарбер, P.O. Халфина, В. Е. Чиркин, Б. С. Эбзеев.

В работе использованы и исследования зарубежных авторов в области политологии, социологии, экономики, юриспруденции, защиты прав человека, свободы предпринимательства: М. Вебера, М. Козлони, X. Ламперта, А. Ло-пес-Пина, Ф. Люшера, М. Питерса, М. Стоддарда, И. А. Шумпетера, М. Харт-вига, Р. Хизрича, Э. Цоллера и др. Диссертант обращался и к трудам ученых дореволюционной России: В. М. Хвостова, А. И. Чупрова, М. И. Туган — Барановского и др.

Автором проанализирован значительный объем общетеоретической и специальной научной литературы, использованы достижения науки в области.

1 См.: Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995; Гаджиев Г. А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств): Авто-реф. дис.. доктора юрид. наук. М., 1996; Мирзоев Г. Б. Государственное регулирование и юридическая защита предпринимательства в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995; Крусс В. И. Конституционное право личности на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1997. конституционного, административного, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, уголовного, налогового права, теории государства и права, истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, философии и др. Привлекались архивы федеральных и региональных органов власти.

Нормативно-правовую основу диссертации составили действующие источники отечественного права, законодательство зарубежных стран, нормы международного права. Автор попытался восполнить некоторые правовые пробелы регулирования права на предпринимательскую деятельность путем выдвижения предложений по изменению и дополнению нормативных актов.

Особое внимание в исследовании обращено на решения Конституционного Суда РФ, материалы судебной практики, так как основной формой защиты прав человека и гражданина, в том числе и на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, является судебная защита.

В связи с дальнейшим развитием действующего законодательства и активным воздействием права на рыночную экономику, принятием Гражданского, Налогового, новых Земельного и Уголовного кодексов, Кодекса об административных правонарушенияхфедеральных законов: о банкротстве, инвестиционной деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, аудиторской деятельности, государственной регистрации юридических лиц, защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и т. п., дополнительному изучению и анализу были подвергнуты новые правоотношения, складывающиеся в сфере предпринимательства, условия реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, его защита.

Цель-и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертации является: научный анализ формально-юридической и содержательной сторон конституционного права человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельностиисследование главных элементов конституционно — правового механизма реализации данного права, конкретизации и пределов реализации права на предпринимательскую деятельность в отраслевом законодательствеобоснование необходимости ограничения данного права в целях его надлежащего осуществления и защиты, а также — возрастания роли государства в создании условий для развития и обеспечения предпринимательских отношений.

Для достижения указанных целей автором поставлены следующие задачи: проанализировать социально-правовые характеристики предпринимательской деятельностираскрыть содержание и юридическую природу конституционного права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России, как права «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности», его место в системе конституционных прав и свободсформулировать определение научных категорий: «свободное использование своих способностей» и «свободное использование имущества», рассмотреть их в качестве структурных компонентов права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, необходимых и существенных условий его реализацииопределить понятие и провести структурно-функциональный анализ конституционно-правового механизма реализации данного права в современных условияхисследовать пределы правового регулирования конституционного права на предпринимательскую деятельность, формы ограничений права на предпринимательскую деятельностьрассмотреть процессы возрастания роли государственного регулирования в сфере развития предпринимательских отношенийвыявить проблемные вопросы осуществления прав лиц, занимающихся бизнесомпроанализировать основные формы и способы охраны и защиты конституционного права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в Россииподготовить практические предложения по развитию и совершенствованию действующего законодательства о собственности и предпринимательстве, хозяйственных сделках, гарантиях данного вида экономической деятельности в целях реального осуществления права граждан на предпринимательскую деятельность, обеспечения функционирования социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на принципах гарантированности государством свободы индивида, его защиты и социальной справедливости.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частные методы познания.

В процессе работы были применены историко-юридический, социологический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы исследования.

Общенаучные методы познания применялись при исследовании понятий «предпринимательская деятельность», «конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность», «механизм реализации конституционного права», «охрана и защита права на предпринимательскую деятельность» и др.

Научная новизна диссертации. В научной работе дана оценка современного состояния и уровня развития конституционного права человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, роли государства в развитии предпринимательских отношений. Автором сформулировано теоретическое понятие предпринимательской деятельности, определено содержание категории «конституционное право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности», некоторых других категорий, используемых при конструировании статьи 34 Конституции РФ.

Диссертантом предпринята попытка комплексного подхода к теоретической разработке конституционно-правового механизма реализации права человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, рассмотрению его структурных элементов, внутренних и внешних связей, их функциональной зависимости.

Автором проанализирована проблема ограничений прав на занятие предпринимательской деятельностью, исследованы основные формы, в которых выражаются ограничения данного права. В связи с этим — впервые предложена классификация запретов в сфере осуществления права на предпринимательство. Даны характеристики понятий: «ограничение права», «умаление права», «препятствие в осуществлении права» на предпринимательскую деятельность, рассмотрены вопросы злоупотребления правом.

В работе показана роль экономических гарантий, первостепенное значение среди которых в реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность имеет, по мнению автора, признание и защита государством частной собственности.

Диссертантом рассмотрены вопросы современной концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности, пределов вмешательства государства в сферу экономики в целях предотвращения тормозящих факторов ее развития. Делается вывод об усилении активной роли государства и воздействия права на экономику, необходимости разработки и применения четкой системы мер по управлению в социальной и экономической жизни.

Автором исследованы факторы, затрудняющие реализацию конституционного права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность. Впервые обращено внимание на важнейший элемент содержания конституционного права на предпринимательскую деятельность — свободное использование своих способностей для ведения этой деятельности.

Защита права человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности рассматривается в диссертации как важнейшая обязанность государства, главный компонент конституционно — правового механизма реализации данного права. Диссертантом проведен анализ основных форм государственной защиты этого права, впервые показана существенная роль одного из ключевых федеральных органов исполнительной власти — Министерства юстиции РФ, его органов и учреждений, подчеркнуто особое место судебной защиты в системе государственной защиты права на предпринимательскую деятельность, предложены меры по ее улучшению.

Результатом изучения, анализа и обобщения проблемных вопросов темы, явилось углубленное представление о правовой природе, основных характеристиках и особенностях конституционного права человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, его месте и роли в системе основных прав и свобод человека, механизме реализации данного права, способах его охраны и защиты.

В результате проведенного исследования диссертантом сформулированы и обоснованы новые теоретические положения и практические выводы, рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

1. Автором предлагается новая трактовка понятия «предпринимательская деятельность». В широком смысле — это самостоятельная хозяйственная деятельность субъекта в целях получения предпринимательского дохода, осуществляемая на свой риск и под свою ответственностьв узком — это особый творческий тип хозяйствования, характеризующийся новаторством, поиском более эффективного использования ресурсов, идей, рыночных возможностей, направленный на удовлетворение общественных и личных потребностей.

2. Категория «свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности» определяется диссертантом как осознанное, незатрудненное, неограниченное, нестесненное применение и употребление личностью комплекса своих индивидуально — психологических свойств и особенностей, необходимых для организации и успешного ведения предпринимательской деятельности.

3. Право на предпринимательскую деятельность не может быть реализовано без соответствующего юридического состава: юридических фактов, заключающихся в использовании имущества собственником, либо управомочен-ным лицом для ведения предпринимательской деятельности, в применении гражданином знаний, умений, навыковосуществлении государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо юридического лица, созданного отдельной личностью или коллективом гражданнекоторых административных и налогово-финансовых отношений.

4. Автором доказывается, что это конституционное право обладает как частноправовым (в большей степени), так и публично-правовым содержанием.

Право на предпринимательскую деятельность можно отнести как к группе личных прав, так и экономических прав. Применительно к странам Восточной Европы и государствам СНГ, исходя из их исторического прошлого и необходимости (в связи с этим) государственного содействия в реализации права на предпринимательскую деятельность, является закономерным отнесение данного права к числу позитивных, входящих в группу социально-экономических и культурных прав.

5. В диссертационном исследовании формулируется вывод: конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, является:

— одной из форм проявления свободы личности в сфере экономики;

— одним из ведущих социально-экономических прав в системе конституционных прав и свобод человека, тесно связанным с правом на труд, правом собственности, правом на свободу научного, технического и других видов творчества;

— комплексным субъективным правом человека и гражданина на использование своего имущества и способностей для ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданином России или коллективом граждан, иностранным лицом, либо лицом без гражданства в целях получения предпринимательского дохода, основанной на самостоятельной ответственности, новаторстве и риске.

6. В содержании категории «реализация основных прав и свобод» автором выделяются две составляющие: сам процесс достижения определенного результата и материализованный результат. Механизм реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность определяется как система правовых и организационных средств, обеспечивающих условия реализации, охраны и защиты конституционного права, а также форм и способов его реализации, применяемых на различных стадиях (этапах).

7. Главной задачей в сфере нормативного регулирования экономических отношений является определение пределов правового регулирования конституционного права на предпринимательскую деятельность таким образом, чтобы, с одной стороны, ограничения права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность не приводили к его умалению, возникновению препятствий в реализации интересов субъекта права со стороны государства и его органов, с другой — не была допущена возможность злоупотребления предпринимателями своим правом. Существенными препятствиями в реализации конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности автор считает юридические коллизии, возникающие при противоречии друг другу федеральных законовактов одинаковой юридической силы.

8. Диссертантом обосновывается потребность в систематизации нормативных актов, конкретизирующих конституционное право на предпринимательскую деятельность в форме официальной предметной инкорпорации — систематического многотомного сборника законов и важнейших подзаконных нормативных актов, расположенных в определенном порядке, в соответствии с институтами комплексной отрасли предпринимательского права, а также — видами предпринимательской деятельности.

9. Формирование определенных качеств и способностей личности для ведения предпринимательской деятельности формулируется в работе как необходимое условие реализации права на предпринимательскую деятельность. Перед Россией, как государством посткоммунистического периода должна стоять отдельная задача развития этих способностей, воспитания у граждан предпринимательской культуры, цивилизованных навыков ведения бизнеса, перестройки общественного сознания в целях восприятия и усвоения основных законов рыночной экономики.

10. Существенным недостатком конституционно-правового регулирования общих гарантий конституционного права на предпринимательскую деятельность является отсутствие самостоятельной главы в Конституции РФ об экономических основах конституционного строя, принципах социальной и экономической политики Российского государства, систематизированных положений о создании благоприятных условий для социального и экономического развития, справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики обеспечения экономической стабильности, что необходимо учесть в будущем, при разработке проекта новой Конституции РФ.

11. В научном исследовании обосновывается целесообразность политики «государственного содействия», «государственного стимулирования» предпринимательской деятельности в российском обществе, отхода от принципов незначительного (робкого) вмешательства государства в рыночную экономику. В этой области явно недостаточно только провозглашения и некоторой конкретизации данных прав. Для эффективной реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность важна многосторонняя, продуманная, долговременная политика, постоянные действия со стороны государства, обеспечивающие реальность его осуществления.

12. В работе подчеркивается важное значение судебной системы в возможности надежной, каждодневной защиты права на предпринимательскую деятельность. Предлагается ряд мер по совершенствованию механизмов правосудия, с целью обеспечения гарантий на квалифицированную и профессиональную защиту прав предпринимателей, компетентного, объективного и беспристрастного рассмотрения спора, эффективности и действенности применения судебных процедур.

Практическая значимость исследования определяется необходимостью совершенствования конституционно-правового регулирования отношений, складывающихся в сфере осуществления свободной экономической деятельности, предпринимательства. Процесс реализации и защиты права на предпринимательскую деятельность в России еще не отвечает современным потребностям развития личности и общества, созданию правового государства.

Основные положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейших научно-теоретических исследований в области прав и свобод граждан в экономической деятельности, правотворческой деятельности государства по внесению изменений в действующую Конституцию РФ, Гражданский, Земельный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, федеральные законы, иные нормативные акты. А также — в разработке и принятии новых нормативных актов — о нормативно-правовых актах, обществах с ограниченной ответственностью в области производства сельскохозяйственной продукции, антимонопольной политике и др.

Результаты выполненной работы нашли отражение в подготовке предложений по совершенствованию законодательства. Диссертантом неоднократно предлагались изменения и дополнения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».1 Некоторые предложения были учтены в процессе изменения данного закона.2.

Материалы проведенного исследования могут применяться при подготовке программ и концепций государственного регулирования предпринимательской деятельности, в учебном процессе — при чтении курсов по конституционному, административному, гражданскому, предпринимательскому праву, проблемам судопроизводства, а также преподавании спецкурсов по правам человека, написании учебных пособий.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре конституционного и международного права Саратовской государственной академии права. По теме диссертации опубликовано 9 статей.

Теоретические и практические выводы по теме исследования нашли свое отражение в выступлениях на научно-практических семинарах (конференциях), в том числе на международной научно-практической конференции «Права человека в России и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Саратов, 1996 г.), Всероссийской конференции участников рынка недвижимости в Государственной Думе Федерального собрания РФ (Москва, 2002 г.).

Отдельные положения диссертации использованы автором при проведении учебных занятий по курсу «Конституционное право Российской Федерации» в Саратовской государственной академии права, в процессе преподавания в Российском институте государственных регистраторов при Министерстве Юстиции РФ, а также — в практической деятельности Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области.

1 Предложения направлялись в Министерство юстиции РФ (2 декабря 1998 г.), Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ (17 февраля 2000 г.), Главное управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области (29 апреля 2002 г.) по запросу данных органов, от Саратовской областной регистрационной палаты (подготовленные авторским коллективом с участием диссертанта).

2 См.: Федеральный закон от 5 марта 2001 года «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 997.

Процессы построения правового государства, его демократизации, созда ния рыночной экономики, направлены на достижение нового качественного со стояния российского общества. Основой успешного проведения экономиче ских реформ являются эффективно работающие рыночные механизмы, призна ние в качестве высшей ценности прав и свобод человека, защита государством экономических прав. В заключение проведенного исследования, подведем некоторые итоги. Конституционное право на предпринимательскую деятельность является одним из основополагающих прав человека и гражданина, обеспечивающих его свободу в экономической сфере. Российское государство последовательно воплощает в жизнь междуна родные стандарты по признанию, охране и защите прав человека и основных свобод, в том числе права собственности, права на предпринимательскую дея •Щ'^ ' тельность. Конституционное закрепление данных прав положило начало фор мированию новых, принципиально иных отношений в российском обществе, основанных на многообразии форм собственности, экономической свободе че ловека и гражданина, возможности личности по своему усмотрению заниматься различными видами экономической деятельности. Необходимого отметить, что реализация конституционного права на предпринимательскую деятельность представляет собой сложный многосту пенчатый процесс, результат реального воплощения в жизнь конкретных воз можностей, обусловленных нормативным содержанием данного права. Одним из важнейших компонентов механизма его реализации является конкретизация в текущем законодательстве, которая на сегодняшний день в недостаточной степени действенна. Требует особого внимания законодателя и правопримени тельных органов установление правомерных ограничений, пределов осуществ ления данного права, обеспечение эффективных гарантий его охраны и защиты, поскольку трансформационные изменения российской экономики за десятилетний период ее либерализации, прогресс в динамике предпринима тельских отношений были сопряжены с рядом острых проблем. Следует подчеркнуть, что ускоренный слом механизма централизованно го управления и спонтанное, спорадическое введение рыночных элементов в значительной мере привели к нарушению основ регулирования экономической деятельности в России, частичной потере духовных ориентиров обш-ественного сознания, расхождению между деютаративными установками об обеспечении финансовой стабилизации и реальным состоянием экономики и социальной сферы. Федеральные программы государственной поддержки малого предпри нимательства (в связи с их недофинансированием) были выполнены не полно стью.' Не устранены неоправданные административные барьеры, создаваемые ведомствами, а также — препятствия в реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность. ф Главными препятствиями в осуш-ествлении предпринимательской дея тельности являются: отсутствие стабильной нормативно-правовой базы по ре гулированию рыночно-хозяйственных отношений, противоречивость дейст вующего законодательства, недостаточность мер по созданию условий добро совестной конкуренции, наличие неоправданного вмешательства и давления со стороны региональных органов исполнительной власти и муниципальных орга нов, нечеткость полномочий и распределения функций между государственны ми и муниципальными органами, фискальный характер налоговой политики.^ Можно констатировать, что государство в настоящее время не выполня ет в достаточной степени своих обязанностей по регулированию рыночной эко номики, охране и защите прав предпринимателей: принятию комплексных мер по формированию режима максимального благоприятствования предпринима тельскому поведению, соответствующих частным и публичным интересам, ут верждению справедливых, единых для всех правил экономической деятельно ' См.: Съезд надежд (по материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий) // Российск. экон. журнал. 2000. № 1. 57. сти, эффективной и действенной работе государственного аппарата, созданию твердых гарантий государства для каждого предпринимателя. Недопустимым на сегодняшний день является суш-ествуюш-ее смешение государственных функций с функциями коммерческих организаций. Во многих субъектах Федерации, функции государственного технического учета и техни ческой инвентаризации (осуществление которых необходимо при совершении предпринимателями сделок с недвижимостью), возлагаются Государственным комитетом РФ по строительству и лсилищно-коммунальному комплексу и ре гиональными органами исполнительной власти на государственные предпри ятия — коммерческие организации, имеющие своей целью извлечение прибыли.' Также имеет место неоправданное расширение государственного аппара та. Вместо сокращения количества управленческих органов, с которыми взаи модействует предприниматель, упорядочения их деятельности и оптимизации функций, наблюдается рассредоточение полномочий, выполняемых ранее од ним органом, что осложняет и затрудняет работу хозяйствующих структур. В этой связи следует критически отнестись к созданию множества различных ор ганов, осуществляющих государственное управление земельными ресурсами распоряжение государственными землями. Так, в подготовке документов по оформлению прав предпринимателей на земельные участки участвуют: терри ториальные органы Росземкадастра, федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата», уполномоченные структурные подразделения в органах местного самоуправления^, коммерческие организации, выполняю щих работы по топографической и геодезической съемке земельного участка, подготовке планов земельных участков и т. д. В данном случае, в целях защиты частной собственности, преодолению барьеров в реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность, настоятельно требуется (по ана ' См. напр.: Постановление Губернатора Саратовской области от 17 апреля 2000 г. «Об утверждении Временно го положения о единой системе государственного технического учета объектов недвижимости на территории Саратовской области» // Сборник законодательства Саратовской области. 2000. № 4. Ст. 284.^ См.: СЗ РФ. 2001. № 3. Ст. 251- Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 10 декабря 2001 г. № П/200//Архив Саратовоблкомзема. 2001 г.#) логии с зарубежными странами, например — Швецией) создание единой службы кадастрового и технического учета, в полномочия которой входило бы осуще ствление учета, как зданий и сооружений, так и земельных участков, выполне нию иных необходимых функций. Полагаем, что будущее развитие социально-экономических отношений, реальное осуществление конституционного права на предпринимательскую *^ деятельность, его охрана и защита, предполагают необходимость определенно го изменения направления реформирования российской экономики, отхода от «ультралиберальной» концепции минимизации вмешательства государства в рыночно-хозяйственные процессы. Только сильное государство, установление в нем четких правил экономического порядка и мер по их защите, способно обеспечить экономическую свободу, развитие предпринимательской деятель ности, гарантировать защиту частной собственности и добросовестной конку ренции, ограничить возможность произвольного вмешательства государствен Ф ных органов и должностных лиц в предпринимательские отношения. Огромное значение имеет и достижение стратегического социального партнерства между бизнесом и властью в целях поиска компромиссных реше ний, учитывающих интересы, как предпринимателей, так и государства, зако нодательное закрепление обязательности проведения диалоговых процедур между предпринимательскими объединениями и органами власти. Ярким при мером необходимости такого подхода является установление в недав нем прошлом единого социального налога в предпринимательской сфере, в ре Щ зультате введения которого, налоговая нагрузка на малый бизнес только воз росла.' В целях стимулирования и поддержки предпринимательства необходимо совершенствовать систему государственных заказов, конкурсного размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд и координацию их про ведения, осуществлять разумный протекционизм во внешнеэкономических от т ' См. также об этом: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Феде рации на 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Рос. газета. 2002. 19 апр. ношениях, конкретных отраслях производства, расширять государственное и корпоративное планирование. Важным и назревшим в суп]-ествуюш-их условиях является установление конкретных мер политической и юридической ответственности государствен ной власти в целом, а также — высших должностных лиц Российской Федера ции, ее субъектов, муниципальных образований, судей. В целях эффективной охраны прав предпринимателей требуется четкое определение правового положения органов прокуратуры и юстиции, дальней шее развитие судебной реформы, совершенствование системы правосудия и механизмов защиты прав и свобод. Следует также интенсифицировать законодательную деятельность. На каждой сессии Государственной Думы Федерального собрания РФ вносится около 600 законопроектов, больше половины из которых посвящ-ена тем или иным социально-экономическим вопросам. Однако, по утверждению председа теля Правительства РФ, работа над блоком «экономических» законов ведется медленно и неоправданно затягивается. Не менее важно своевременно подгото вить и несколько новых подзаконных актов по малому бизнесу.' В целом обеспечение свободы экономической деятельности, реализация конституционного права на предпринимательскую деятельность должно стать одним из стратегических приоритетов построения в России демократического социально-ориентированного рыночного обш-ества. При этом, ядром развития предпринимательства должна стать эффективная поддержка малого бизнеса. В рамках разработанных вопросов по изучению конституционного права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, еще остаются нерассмотренным ряд теоретических проблем, могу щих стать самостоятельными перспективными направлениями дальнейших на учных разработок. Они ждут своих исследователей.См.: Правительству нужны законы //Рос. газета. 2002. 15 мая.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Е. Арбитражный суд в судебной системе России // Гос-во и право. 2000. № 9.я*
  2. И.Ю., Коршунов Н. М., Хорев А. А. К вопросу об ограничениях и обременениях права.собственности // Гос-во и право. 2000. № 10.
  3. З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Чешко. М.: «Рус. яз.», 1986.
  4. Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М.: Госюриздат, 1961.
  5. С.С. Общая теория права: Курс в 2 Т. М.: «Юрид. лит.», 198 Г.
  6. С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995.
  7. .И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. Самара: «СамВен», 1992.
  8. В. М. Болотский Б.С. Разработка российского законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем: некоторые дискуссионные вопросы // Гос-во и право. 1999. № 6.
  9. А.И. Закон о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика // Законодательство. 2001. № 12.
  10. Анализ внешней среды развития предпринимательства: Служба Та-сис Генерального Директората IA, Европейская комиссия. Изд во: «Ресурсный центр малого предпринимательства». М., 1998.
  11. М.В. Место семейного права в системе отраслей частного права (по трудам цивилистов России конца XIX начала XX в.) // Гос-во и право. 1995. № 6.
  12. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА. М, 2000.
  13. В.А. К вопросу о хозяйственном плане //Экономическое обозрение. 1924. № 6.
  14. М.И. Сущность права (Современное нормативное правопо-нимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001.
  15. А. Развитие предпринимательства // Экономист. № 6. 1993.
  16. Болыпой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000.
  17. Н.С. Самоуправление народа и социально-экономические права граждан СССР. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1988.
  18. С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950.
  19. В.П. Преступления в сфере экономики. М.: «Дело», 2001.
  20. Н. История советского государства. 1990−1991. М.: Прогресс, 1992.
  21. А., Кочугуева М. Концепции значимости государства: декларации и реалии // Экономист. 2001. № 5.
  22. Н.В. О юридических средствах обеспечения реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. 1964. № 4.
  23. Н.В. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1980.
  24. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1985.
  25. Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1998.
  26. В каких поправках нуждается Конституция: Материалы «круглого стола"//Журнал российск. права. 1999. № 1.
  27. Л.Д. Юридический статуе личности в России. М.: ИНФРА0 <Г Р. г* v. ЧМ-НОРМА, 1997. ^
  28. А.А. Свобода, право, личность: проблемы теории // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 3(12) /Под ред. И. Н. Сенякина. Саратов: СГАП, 2001.
  29. В.И. Конституционные принципы гражданского общества в Российской Федерации // Вестник Саратов, гос. академ. права. Саратов: СГАП. 1998. № 3.
  30. Г. Защита права собственности в конституционном праве Российской Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. № 4 (33) — 2001. № 1 (34).
  31. Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М.: «Манускрипт», 1995.
  32. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: «Мысль», 1990.
  33. С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. Саратов: СГАП, 1999.
  34. Готовится новый закон о конкуренции // Изв я. 2002. 30 апр.
  35. М.В. Предприниматель в современной экономике.// Общество и экономика. 1993. № 4.
  36. С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.//Хозяйство и право. 1999. № 5.
  37. . Смена цивилизации//Свободная мысль. 1991. № 18.
  38. Гук П. А. Судебный прецедент в России: теория и практика // Правоведение. 2001. № 4.
  39. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М.: ГИС, 1956.
  40. О. Честь мундира судей превыше всего? // эж — Юрист. 2000.33.
  41. Демократия и правовой статус личности в социалистическом обществе / Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. М.: Наука, 1987.
  42. Р.В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000.
  43. В. Горячая точка // Общая газета. 1999. № 42 244.3авьялов А. Впереди работа над ошибками // эж — Юрист (приложение к «Экономика и жизнь»). 2002. № 9.
  44. И.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юристь, 1999.
  45. В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвуз. сб. научн. работ. Ростов н/Д: РВШ МВД РФ- Саратов: СГАП. 1995.
  46. В.Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Правоведение. 2001. № 4.
  47. А.Б. Роль Министерства юстиции Российской Федерации в создании правовой основы реформирования экономики // Роль органов юстиции в правовом государств: Материалы науч.-практ. конф. М.: РПА, 2002. г ¦
  48. А.Б. Участие органов юстиции в формировании правовой основы современных экономических отношений // Бюл. Мин. юст. Рос. Федерации. 2002. № 1.
  49. В.И. НЭП и акционерное- предпринимательство в СССР. М.: Знание, 1991.
  50. Т.В. Предпринимательство — правовые основы. М.: «Юрид. лит»., 1994.
  51. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ Общ. ред. А. Г. Милейковского, И. М. Осадчей. М.: Прогресс, 1978.
  52. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: АН ССР, 1958.
  53. Е. Правовые проблемы государственной регистрации прав на вновь возведенные объекты недвижимости// Приложение к журналу «Хозяйство и право». М., 2000. № 11.
  54. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М. Юристъ, 1998.
  55. Е.В. Конституционный принцип верховенства федерального закона в России // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов. 1998. № 3.
  56. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч. 1. / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1997.
  57. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» / Под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М.: ЮРИНФОРИЦЕНТР, 1999.
  58. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: НОРМА ИНФРА.. М, 2000.
  59. Конституционное право России: Лекции / Отв. ред. В. Т. Кабышев, Е. В. Колесников. Саратов: СГАП, 1995.
  60. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: «Юрид. лит.», 1994.
  61. В.В., Сущук З. И. Реальный социализм: демократия, личность, права человека. Киев: Вища шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1983.
  62. В.И. Предпринимательство дело новое или хорошо забытое.//Предприниматель. 1992. № 1−2.
  63. А.В., Николаев В. В. Законы о малом бизнесе // Журнал рос-сийск. права. 2002. № 2.
  64. Т.О. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство//Право и экономика. 1997. № 3.
  65. Краткий психологический словарь./ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
  66. В.А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М.: БЕК, 1998.
  67. В.В. Правомочия субъектов предпринимательской деятельности при совершении сделок. // Журнал российск. права. 2000. № 4.
  68. А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов -основная задача права на современном этапе// Хоз-во и право. 2001. № 6.
  69. Курс советского государственного права / Под общ. ред А. И. Ле-пешкина. Т.1 М.: Госюриздат, 1961.
  70. В. А. Личность, свобода, право. М.: «Юрид. лит.», 1978.
  71. В.В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Спарк, 200.0.
  72. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: «Дело», 1993.
  73. В.В. Проблемы совершенствования предпринимательского законодательства.// Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Рос. АН. Ин-т гос-ва и права, 1995.
  74. В.В. Хозяйственное право право предпринимательской деятельности.//Гос-во и право. 1993. № 1.
  75. И.А. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран).//Социальное государство и права человека/Отв. ред. Е.А. Лука-шева.М.:ИГП РАН, 1994.
  76. В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч. Т.27.
  77. В.И. Как организовать соревнование? // Полн. собр. соч. Т. 35.
  78. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. // Поли, собр. соч. Т. 1.
  79. Ленин В.И. X съезд РКП (б). Доклад о замене разверстки натуральным налогом. 15 марта 1921 г. // Полн. собр. соч. Т.43.
  80. Ленин В.И. VII Московская губпартконференция 29−31 октября 1921 г. Доклад о новой экономической политике 29 октября // Полн. собр. соч. Т.44.
  81. Р.З. Современная теория права. М.: Юрид. лит., 1992.
  82. Лопес-Пина А. Судебная защита основных прав в Испании // Защита прав человека в современном мире/ Отв. ред. И. А. Ледях. М.: ИГПРАН. 1993.
  83. Е.А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений / Социальное государство и защита прав человека. М.:ИГП РАН, 1994.
  84. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ, 2002.
  85. В.Я. Права человека и формирование гражданского общества в России // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.3(12) / Под ред. И. Н. Сенякина. Саратов: СГАП, 2001.
  86. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности/Под ред. С. В. Боботова. М.: Прогресс, 1993.
  87. Е.Д. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы в России.//ЭКО. № 10. 2000.
  88. А.В. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции Российской Федерации//Гос-во и право. 1993. № 3.
  89. А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов: СГАП. 1994.
  90. А.В. Проблемы парности конституционных стимулов и ограничений // Конституционное развитие России: Межвуз. науч. сб. Саратов: СГАП- СЁШ МВД РФ, 1996. Вып. 2.
  91. А.В. Цели ограничений прав человека // «Права человека в России и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод»: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов: СГАП, 1997.
  92. ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
  93. С.Н. Конституционная обязанность российского государства охранять права и свободы граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999.
  94. А.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере организации и деятельности субъектов предпринимательской деятельности .// Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1993.
  95. Д. С. Конституционно-правовые вопросы реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  96. Г. А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств): Автореф. дис.. доктора юрид. наук. М., 1996.
  97. Ф.А. Акты применения норм советского права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1971.
  98. Т.А. Правовые формы реализации экономической функции российского государства в условиях перехода к рыночным отношениям: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Самара, 2000.
  99. М.В. Конституционное право граждан СССР на обжалование: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1986.
  100. Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Саратов, 2000.
  101. В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм: Дис. докт. юрид. наук, выполн. функции автореф. М., 1993.
  102. А.В. Стимулы и ограничения в праве (теоретико-информационный аспект): Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. Саратов, 1995.
  103. Г. Б. Государственное регулирование и юридическая защита предпринимательства в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1995.
  104. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: Автореф. дис.. .докт. юрид наук. Саратов, 1997.
  105. А.А. Правовое регулирование рыночных отношений (общетеоретический аспект): Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Саратов. 1994.
  106. А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов. 2001.
  107. А.В. Юридическая природа и механизм реализации свободы манифестаций (собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований и других публичных акций) в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1993.
  108. О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
  109. В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. 2001. Саратов.
  110. Е.М. Осуществление права собственности граждан Российской Федерации на современном этапе. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов. 1994.
  111. О.А. Механизм правоприменения: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1995.
  112. С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
Заполнить форму текущей работой