Роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей
Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки — синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну — две недели в специальном календаре фиксируются… Читать ещё >
Содержание
- 1. Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики
- 1. 1. Содержание экологического воспитания дошкольников
- 1. 2. Разные типы экологических занятий и их роль в воспитании детей
- 2. Роль моделирования наглядных пособий в экологическом воспитании детей
- 3. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.
Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях наглядных методов обучения: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, можно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание детей оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.
Наглядные методы обучения — это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы обучения необходимо начинать использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.
Традиционное использование наглядных пособий обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.
Использование наглядных методов позволяет знакомить детей с многообразием животного мира, т.к. дети знакомятся не только с конкретными животными, но и получают обобщенные знания об отдельных группах (домашних, диких, лесных и др.).
Наглядные пособия можно использовать, чтобы дать детям представления о росте и развитии животных. Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие условия обеспечивают нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи. Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях.
Проведенная работа показала, что наглядные пособия можно использовать по-разному. Каждая картинка может быть рассмотрена отдельно. В этом случае обучающиеся подробно знакомятся с той или с другой стороной жизни животного. Одновременное рассматривание нескольких картинок, объединенных каким-либо содержанием, позволяет формировать у детей обобщенные представления о многообразии животного мира.
Использование наглядно-дидактических пособий является важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей.
На занятиях используются различные методические приемы, способствующие усвоению знаний: выполнение схем, показывающих взаимосвязь понятий и их классификацию; применение изобразительной и схематической наглядности, часто в виде динамических наглядных схем. Особая роль отводится видео- и кинофильмам, которые дают динамическую картину природных явлений, позволяют пронаблюдать особенности строения, поведения, повадок живых объектов. Конкретизацию понятий обеспечивает широкое применение на занятиях натуральной наглядности: гербариев и коллекций, но основное место отводится наблюдению за животными.
1. Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики.
Экологическое состояние нашей планеты требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России — свои в каждом регионе.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании — экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия — это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников».
Реферат построен на основе учебных пособий С. Н. Николаевой, у которой сложился свой авторский взгляд на проблему экологического воспитания детей дошкольного возраста, в результате длительных (более 25 лет) исследований и постоянной их апробации на практике в детских садах России.
1.1. Содержание экологического воспитания дошкольников.
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым — экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей.
Экологическое мировоззрение — это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
1.3. Разные типы экологических занятий и их роль в воспитании детей.
Общая характеристика занятий.
Экологические занятия, как одна из форм организации обучения детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения.
Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.
Первично-ознакомительный тип занятий
На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жини и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т. е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах.
Обобщающий тип занятий
Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, комнатными и травянистыми растениями, домашними животными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель — выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов — и на их основе формируется обобщенное представление.
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Формирование обобщенного представления может происходить на примере 2−3 хорошо знакомых животных.
Список литературы
- Мир природы и ребенок. (Методика эклогического воспитания дошкольников)/ Под ред. П. Г. Саморуковой. М., 2000.- 319с.
- Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе : метод. материал для работы с родителями в дошкол. учреждениях / С. Н. Николаева. — М.: Новая школа, 1993. — 63 с.
- Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства : рек. педагогам, родителям и гувернерам / С. Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 111 с. — (Библиотека воспитателя).
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — 2-е изд., испр. — М., 2001. — С. 12, 113, 83−99.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Николаева. — М., 2002. С. 175−177.
- Николаева, С.Н. Эколог в детском саду: программа повышения квалификации дошкол. работников / С. Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 119 с. — (Библиотека воспитателя).
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников : кн. для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 96 с.
- Николаева, С.Н. Юный эколог: программа эколог. воспитания дошкольников. / С. Н. Николаева. — М., 2004. — С.83−89.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. — М., 2003. С.135−138.