Анализ страхов в младшем школьном возрасте (половой аспект)
![Курсовая: Анализ страхов в младшем школьном возрасте (половой аспект)](https://westud.ru/work/338860/cover.png)
Штриховка, стирание и рисование. Эти методы являются связанными с предыдущим и также направлены на формирование у ребенка ощущения силы и превосходства над предметом его страха. Эффективным может оказаться такой Прием попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, и рядом себя. Ребенка следует «подтолкнуть», спровоцировать если он сам так не сделает нарисовать себя более крупным или как-либо… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Проблема исследования страхов в психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Страх как эмоциональное состояние личности
- 1. 1. 1. Определение и функции страхов
- 1. 1. 2. Причины возникновения страхов
- 1. 1. 3. Виды страхов, их проявления и последствия
- 1. 1. 4. Возрастная динамика страхов
- 1. 2. Методы коррекции страхов
- 1. 1. Страх как эмоциональное состояние личности
- Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности страхов у детей младшего школьного возраста
- 2. 1. Методика организация исследования
- 2. 2. Изучение чувства страха у детей младшего школьного возраста
- 2. 3. Рекомендации по коррекции чувства страха у детей младшего школьного возраста
- 2. 4. Комплекс занятий по коррекции чувства страха у детей
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение
Проблема диагностики и коррекции страхов у детей младшего школьного возраста является актуальной в контексте решения социальной задачи развития психологически здоровой личности.
Проблема возникновения, существования и преодоления страхов интересовала многих известных психологов и физиологов. И это неудивительно, так как психологическая и физиологическая основы страхов находятся в тесном взаимодействии. С одной стороны, многие страхи возникают как следствие длительного расстройства физиологических органов и функций, перенесённых заболеваний, а с другой стороны страхи являются серьёзной предпосылкой для развития различных физиологических нарушений.
Страх — это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чуих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить.
Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.
Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание) не являются однозначно «вредными» для человека. Любая эмоция выполняет определённую функцию и позволяет ребёнку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам и т. д. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, которое обеспечивает самосохранение.
Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики.
Подобно тому, как организму ребёнка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных, даже «острых эмоциях». Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха (рассказывают друг другу страшные истории с острым эмоциональным завершением).
Подавляющее большинство страхов обусловлено возрастными особенностями развития школьников и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. В некоторых же случаях страхи болезненно заострены и сохраняются длительное время, что в конечном итоге, может привести к формированию у детей различных видов нервности, например к неврозу.
Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у младших школьников это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных персонажей, чудовищ, привидений, смерти, боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.
Проблема роста нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста касается не только их самих, но и их родителей, учителей, психологов. И решение её возможно только при объединении психологических и педагогических усилий дошкольных учреждений и семьи, что подтверждает актуальность данной работы.
Эмоциональная система наиболее чутко реагирует на неблагополучную ситуацию развития личности и регулирует поведение человека. Резкие социальные, политические, технологические изменения, в совокупности с неблагоприятной экологической обстановкой в нашей республике, способствуют возникновению у детей и их родителей чувства неопределённости, тревоги и страха, что в конечном итоге, может привести к различным нервно- психическим расстройствам и нарушениям личностного развития.
Поэтому своевременная диагностика и коррекция страхов в младшем школьном возрасте является важной актуальной задачей в профилактике нарушений физического и психологического здоровья людей.
Цель исследования: выявить половозрастные особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Выявить представленность страхов в психике младших школьников.
3. Изучить половые различия у младших школьников переживания страхов.
4. Определить направления коррекционной работы со страхами детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. У детей младшего школьного возраста высокий уровень тревожности и наблюдается подверженность страхам.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Психологическое тестирование.
Изучая данную проблему, планируется использовать:
1. Методику «Рисунок несуществующего животного».
2. Опросник «Страхи у детей».
Объект исследования: 20 детей в возрасте 8 лет
Предмет исследования: переживание чувства страха у детей младшего школьного возраста.
Глава 1.
Проблема исследования страхов в психолого-педагогической литературе
1.1. Страх как эмоциональное состояние личности
1.1.1. Определение и функции страхов
Эмоции и чувства человека очень разнообразны и являются положительной ценностью. Эмоции — это объективно существующее явление, они сопровождают всю нашу жизнь и помогают нам наибыстрейшим образом определить полезность и вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций [2, с.5]. Но любая эмоция (например, радость, страх) может быть положительной или отрицательной, если критерий для классификации основывается на адаптивности или дезадаптивности эмоций в конкретной ситуации [9, с.29]. Так, эмоция страха связана с выживанием и способствует регуляции разрушительной агрессивности и утверждению социального порядка. Но беспричинный страх может иметь отрицательные последствия, как для личности человека, так и для общества, в целом.
Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.
Появление некоторых страхов у ребенка обусловлено его развитием. Возрастная периодизация формирования чувств и появления страхов представлена в таблице.
Возраст Чувства Страхи
Младенчество Небезопасность Страх агрессии извне
Ранний возраст
(кризис 3-х лет) Самостоятельность, автоном-ность; зависимость, несво-бода Социаьные ранние страхи (боязнь чужого человека и т. д.)
Дошкольный возраст Одиночество (на этом этапе важно формировать у детей сопричастность, принятие в сообщество) Страх самовыражения
Младший школьный возраст Неполноценность Страх взросления, инфантилизм
Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети. Как указывалось выше, самые распространенные страхи у дошкольников это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных персонажей, чудовищ, привидений, смерти, боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.
Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители. Для этого родителям следует понять причины, повлекшие за собой появление страхов у ребенка. Это могут быть: гиперопека;
обособленность родителей;
конфликты в семье;
отсутствие одного из родителей;
суровые наказания, запреты;
жесткое обращение, физическое насилие;
компьютерные игры;
бесконтрольный просмотр телевизионных программ и фильмов;
сильный испуг (особенно в ситуации внезапности);
пребывание в экстремальной ситуации (пожары, наводнения, взрывы, землетрясения, теракты и т. д.).
Проблема возникновения, существования и преодоления страхов интересовала многих известных психологов и физиологов. И это неудивительно, так как психологическая и физиологическая основы страхов находятся в тесном взаимодействии. С одной стороны, многие страхи возникают как следствие длительного расстройства физиологических органов и функций, перенесённых заболеваний, а с другой стороны страхи являются серьёзной предпосылкой для развития различных физиологических нарушений.
Возрастные особенности возникновения неврозов у детей изучены Г. Е. Сухаревой и Л. С. Юсевич (1965), которые отмечают более интенсивную реакцию детей до 3 лет на перемену обстановки и новые, необычные раздражители, а после 3 лет на трудные жизненные ситуации.
Но следует отметить, что большое количество страхов характерно для детей с любым видом невроза и является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на его самчувствии, вызывает при этом ряд проблем.
Несмотря на вышеизложенные факты, не следует объяснять страх как однозначно «вредное» явление в психической жизни человека. Ведь страх является самой распространенной реакцией в детском возрасте. Детские страхи в случае нормального развития, являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл.
По мнению Фрейда, назначение тревоги состоит в том, что бы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога, как таковая, дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом [18, 127].
Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно — оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие [5, с.4]. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание) не являются однозначно «вредными» для человека. Любая эмоция выполняет определённую функцию и позволяет ребёнку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам и т. д. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, которое обеспечивает самосохранение [14, с.393].
Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживнием, необходимым для нормального функционирования психики.
Подобно тому, как организму ребёнка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных, даже «острых эмоциях». Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха (рассказывают друг другу страшные истории с острым эмоциональным завершением). В психологическую консультацию часто обращаются родители, которые обеспечивают детям «тепличные» условия, охраняют их от любых неприятных, сильных переживаний. Такие условия часто приводят к «разлаживанию» психического аппарата, которому необходимы переживания различной интенсивности и модальности.
Таким образом, страх как любое переживание является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.
Так же часто как термин «страх» встречается термин «тревога».
Список литературы
- Анастази А., Сьюзан У. Психологическое тестирование. М., 2001.
- Астапов В. Тревожность у детей. М., 2001
- Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. Автореф. канд. дисс. М., 1987.
- Венгер А.Е. На что жалуетесь. М, 2000
- Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 245.
- Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: МГУ, 1988 г.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1984. 380 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. — М., 1990
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Просвещение, 1986
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2000
- Захаров А.И. Психотерапия у детей и подростков. Л., 1982
- Захаров. А. И. Неврозы у детей. / «Дельта», 1996
- Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000. с. 140
- Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. М., 1997 -120 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М. 1999.
- Крюкова С.М. Здравствуй, я сам. Тренинговая программа работы с детьми 3−6 лет. М., 2002
- Изард Кэрол. Эмоции человека. М., 1980.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б., Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2003
- Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 2001 г., № 2.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. М., 2001
- Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. М., 98. с.560
- Наш проблемный ребенок: учебное пособие. Под ред. Л. А. Регуш. — СПб.: Союз, 1999
- Общая психодиагностика /под ред. А. А. Бодалева, В.В.Столина/ Издательство МГУ, 1987.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.- Тривола, 1995.- 360 с.
- А.А. Осипова «Общая психокоррекция»; М, 2004
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2000
- Практикум по возрастной психологии / под ред. А. А. Головей., ЕФ. Рыбалко/ - СПб «Речь», 2001
- Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» — Москва-Воронеж, 2002;
- Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации. Под ред. Лаврентьевой Т.В.
- Психотерапия. Под ред. Б. Д. Карвасарского; СПб, 2004
- Проективная психология.; М, 2002
- Развитие личности ребенка. Общая редакция: Фонарева А. М. М., Прогресс, 1987
- Редкол В. В Психологический словарь. М., 94 490 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996
- Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание»,
- г., № 4.
- Словарь практического психолога /Сост. Головин С. Ю. Мн.: Харвест, 1998. 800 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М. 1988
- Спиваковская Алла «Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2 ООО
- Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000;
- Спиваковская А. Наблюдение за взаимоотношениями внутри семьи и процессом воспитания. М.: УМК, Психология., 2000
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Издательство «Питер», С. Петербург, 1999.
- Современный словарь по психологии. Минск, 1998.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Педагогика, 1980. 174 с.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Издательство: «Феникс», 2007
- Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М., 2000. с. 365
- Урунтаева Г. А. Психология дошкольников. Учебное пособие. М., 96. с. 310
- Хухлаева О.И. Лесенка радости. М., 1999
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.
- Цыганкова О.М. Диагностико-коррекционная работа с детьми. Мозырь, 2001
- Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., Знание, 1981.
- Эйдермиллер, Юркевич. Психология и психотерапия семьи. СПб, Питер, 2000.