Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна заключается, прежде всего, в постановке и решении социально-психологических проблем развития творческих познавательных интересов детей младшего школьного возраста, как способа самореализации личности, а также в следующем: обоснована необходимость такой организации социально-психологических условий в начальной школе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
    • 1. 1. Социально-психологические особенности развития детей младшего школьного возраста в условиях современной школы
    • 1. 2. Роль родителей и педагогов в формировании познавательных интересов школьника
  • Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
    • 2. 1. Теоретические представления в исследованиях ^ творческого познавательного интереса
    • 2. 2. Модификации познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе
      • 2. 3. 1. Творческий познавательный интерес как средство обучения
      • 2. 3. 2. Творческий познавательный интерес как мотив учебной деятельности
      • 2. 3. 3. Творческий познавательный интерес как устойчивая черта личности
      • 2. 3. 4. Творческий познавательный интерес как результат процессов обучения и воспитания
    • 2. 3. Творческий познавательный интерес в младшем школьном возрасте
  • Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
    • 3. 1. Предварительное изучение особенностей познавательных интересов учащихся (констатирующее исследование)
    • 3. 2. Проведение экспериментальной работы по развитию познавательных интересов учеников (формирующий эксперимент)
      • 3. 2. 1. Научные знания как средство становления познавательных интересов учащихся
      • 3. 2. 2. Использование межпредметных связей курсов русского языка и природоведения для развития познавательных интересов учащихся
        • 3. 2. 2. 1. Использование природоведческого материала на уроках русского языка
        • 3. 2. 2. 2. Использование лингвистического материала на уроках природоведения
      • 3. 2. 3. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса
      • 3. 2. 4. Проблемное построение содержания материала как условие развития познавательных интересов
      • 3. 2. 5. Интегрированные уроки как средство развития познавательных интересов учащихся
      • 3. 2. 6. Самостоятельная творческая работа как средство развития познавательного интереса учащихся
    • 3. 3. Определение эффективности выполненной работы завершающее исследование)
    • 3. 4. Социально-психологические компоненты формирования творческих познавательных интересов
      • 3. 4. 1. Стиль педагогической деятельности учителя и формирование творческих познавательных интересов
      • 3. 4. 2. Анализ социально-психологическое влияние стиля общения учителя на младшего школьника
    • 3. 5. Интегративное исследование влияния социально-психологических компонентов на развитие творческих познавательных интересов

Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Задачи развития современного общества во всех его сферах предусматривают возрастающую роль человеческого фактора, личности человека, ее общественной направленности. В сегодняшнем кризисном обществе для многих детей понижается качество процесса социализации со многими вытекающими последствиями для индивида. Кризисные явления в обществе, определившие резкое изменение социальной ситуации развития детей в последнее десятилетие, обострили проблему социально-психологического противостояния взрослых и детей и привели к массовым явлениям школьной дезадаптации детей.

Эти проблемы имеют тенденции к дальнейшему обострению, несмотря на усилия специалистов, что обусловлено противоречивостью подходов и отсутствием единых теоретических оснований. Причиной снижения качества процесса социализации школьника также является ослабление внеурочной воспитательной работы. Последнее во многом объясняется неудовлетворенностью педагогов господствовавшей в предыдущее десятилетие «адаптивно-дисциплинарной моделью воспитания», вошедшей в противоречие с новыми требованиями времени.

Несмотря на то, что в педагогической науке в это время разрабатываются новые подходы к организации воспитательной работы (Б.П. Битинас, В. Г. Бочарова, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. Т. Кабуш, В. М. Коротов, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, М. И. Рожков, JIB. Байбо-родова, А. П. Сидельковский, Н. М. Таланчук и др.), ориентирующие педагогов на развитие личности с учетом ее собственной активной позиции, творческих познавательных интересов, в массовой практике общеобразовательных школ они не получили широкой поддержки.

Особое отношение к системе социализации сложилось в начальной школе, что обусловлено акцентированием внимания в научной и методической литературе на учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, JI.B. Занков и др.).

Актуальность исследования творческих познавательных интересов, таким образом, обуславливается несколькими причинами. во-первых, возникла необходимость теоретического осмысления психологии и феноменологии творческих познавательных интересовво-вторых, в настоящее время требуется определить условия продуктивности активного творчества младшего школьника как максимально эффективного элемента формирования самореализующееся личностив-третьих, в психологии существует необходимость исследования такого состояния, которое, безусловно, являлось бы оптимальным при выполнении учеником учебной деятельности.

Основной причиной массовой школьной потери эффективности социализации с заданными параметрами личности в младшем школьном возрасте являются социально-психологические механизмы распада и искажения связей взрослых и детей в процессе социализации и обучения последних, что связано с потерей взрослым сообществом идеологических и ценностных ориентации и смысла контакта с детьми.

Неадекватные социально-психологические установки, сформированные взрослыми, приводят к непониманию истинных причин поведения ребенка. Взрослые не могут оказать ребенку необходимой помощи и в результате социально-психологическая система «ребенок — значимые взрослые» попадает в замкнутый круг дезадаптации и неадекватной социализации, когда ее члены не только воспроизводят и поддерживают деструктивное поведение, но и сопротивляется любым попыткам извне изменить это положение. Для перестраивания этой системы из замкнутого круга необходима организация комплексного социально-психологического воздействия, направленного, в первую очередь, на восстановление контакта ее членов и обеспечение их конструктивного взаимодействия в направлении оказания взрослыми (учитель, родители и другие референтные лица, формирующие корпоративную социальную группу «значимых взрослых» в процессе социализации) адекватной помощи ребенку, что позволит перестроить систему к позитивному развитию, формированию личности младшего школьника с учетом ее собственной активной позиции, творческих познавательных интересов.

В работах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне и др.) выделен принцип саморазвития личности, значимым компонентом которого является творческий познавательный интерес. Особенностью младшего школьного возраста можно считать интенсивную самореализацию детей и формирование творческих познавательных интересов, как в школе, так и за ее пределами.

Это и определило проблему исследования: какие социально-психологические условия необходимы, чтобы творческие познавательные интересы, которые являются способом самореализация личности, включались в учебный процесс, организуемый в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: выявить и обосновать социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования: творческие познавательные интересы младшего школьника в учебном процессе.

Предмет исследования: социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности.

Гипотезы исследования:

Развитие творческих познавательных интересов младшего школьника в воспитательном процессе становится возможным и значимым для личностного развития, если:

— организуется многообразие деятельностей и отношений, включающей не только внутри групповые, но и все корпоративные структуры социализации;

— в деятельности педагога преобладает демократический стиль отношений, а доминирующей формой общения педагогов и воспитанников является диалог;

— обеспечивается включенность всех социально-психологических интеракций и корпоративных структур в учебную деятельность ученических групп.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности процесса развития творческих познавательных интересов младшего школьника.

2. Обосновать социально-психологические условия, при которых развитие творческих познавательных интересов личности младшего школьника включается в учебный процесс;

3. Определить социально-психологические и педагогические средства, способствующие развитию творческих познавательных интересов личности младшего школьника, выявление и систематизация социально-психологических факторов, влияющих на развитие творческих познавательных интересов учащихся;

4. Экспериментально исследовать творческие познавательные интересы младших школьников и выявить их особенности;

5. Организовать и провести экспериментальную тренинговую работу по развитию творческих познавательных интересов учеников.

Методы исследования:

Ведущие — метод теоретического анализа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперимент, опросчастные — изучение монографической и периодической литературы, индивидуальные беседы, анкетирование, экспертные оценки, тестирование.

Исследования проводились на базе школ г. Сургута.

Методологической основой исследования являются:

— теории личности, разработанные в отечественной психологии К.А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмоловым, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьевым, А. В. Петровским, ВА. Петровским, С. Л. Рубинштейном и основные положения гуманистических и феноменологических направлений теорий личности К. Роджерса и А. Маслоу;

— концепции школьных воспитательных систем, предложенные Л. И. Новиковой, H. J1. Селивановой, В А. Караковским;

— характеристики социализации, представленные в работах И. С. Кона, А. В. Мудрика, В. В. Новикова, М. И. Рожкова и др.;

— идеи гуманистической педагогики начальной школы, описанные Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинским, Г. А. Цукерман.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна заключается, прежде всего, в постановке и решении социально-психологических проблем развития творческих познавательных интересов детей младшего школьного возраста, как способа самореализации личности, а также в следующем: обоснована необходимость такой организации социально-психологических условий в начальной школе, которая способствует развитию творческих познавательных интересов личности младшего школьникаопределены и экспериментально обоснованы социально-психологические условия включения творческих познавательных интересов младшего школьника в воспитательный процесс;

— выявлены особенности развития свойств личности современного младшего школьника, характеризующие ее социально-психологические отношения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные условия и закономерности развития творческих познавательных интересов в учебном процессе у детей младшего школьного возраста дополнят общую теорию социальной психологии, воспитания и обучения, теорию поведения личности, диагностики и коррекции.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности и разработанные классификации познавательного интереса, а также система активного влияния на него и объективного оценивания могут быть использованы: педагогическим составом в процессе профессиональной деятельности для совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей и психологов в психолого-педагогической практике и при построении индивидуальных стратегий поведения учащихся.

Практическое использование полученных теоретико-методологических данных обеспечивается сформулированными методическими рекомендациями, разработанной методикой диагностики творческого познавательного интереса младшего школьника.

Полученные результаты исследования позволяют повысить эффективность учебно-воспитательной работы в начальной школе;

На материалах исследования разработан спецкурс для студентов факультета педагогики и психологии.

Достоверность результатов исследования, его выводов обеспечена непротиворечивыми методологические основами, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в личностных характеристиках испытуемых.

Положения, выносимые на защиту:

1. Воспитание личности младшего школьника являет собой создание социально-психологических условий для развития творческих познавательных интересов личности как социального существа, вопреки традиционно установившемуся его пониманию как научению.

2. Воспитательная ценность развития творческих познавательных интересов личности заключается в деятельностном проявлении потенциальных возможностей личности младшего школьника, их самопознании и актуализации стремления к их дальнейшему развитию.

3. Важнейшим условием развития творческих познавательных интересов личности в социально-психологическом организованном процессе является многообразие деятельностей и отношений, в которые ребенок может рключиться, как «пробующий себя» субъект, поскольку в силу специфики возраста, творческие состояния имеют эмоциональный характер.

4. Возможность и эффективность социально-психологического влияния на процесс самореализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним корпоративных структур.

5. Социально-психологическое влияние включает в себя задачу создания привлекательных «образцов» форм и способов проявления творческих познавательных интересов личности младшего школьника.

Эмпирическую базу исследования составляют, во-первых, материалы наблюдения и тестирования учащихся с различным проявлением познавательного интереса, полученные в результате констатирующего эксперимента по разработанному соискателем инструментарию (объем выборки в констатирующем эксперименте — 220 человек) — во-вторых, материалы опроса педагогического состава, проведенного в ходе формирующего эксперимента (объем выборки — 18 человек). Общая выборка исследования составляет 238 человек.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась системным подходом, обоснованными исходными методологическими принципами, адекватным выбором и использованием разнообразных надежных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием компьютерных программ статистического анализа, эффективностью апробации и использования результатов исследования в практике образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (2001, 2002) — кафедры профессионального обучения Ярославского государственного технического университета (2001, 2002). Результаты были доложены на Международных конгрессах «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль, 2001) и «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2002, 2003), научных конференциях «Пути обновления педагогического образования» СГПУ (2001), конференции молодых ученых Ханты-Мансийского автономного округа (2002), конференции «Наука инновации двадцать первого века» СГПУ (2003).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на страницах, списка литературы, включающего 245 наименований, из которых 8 на английском языке, 9 таблиц, 1 рисунка и 6 приложений.

Результаты исследования.

Из 27 испытуемых, 81% высказались за то, чтобы оставить учебную неделю шестидневной, а 19% - за введение недели с семью учебными днями, объясняя это тем, что в школе интересно учиться, узнавать новое.

Приведем полученные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Опыт проведения психологических исследований в школах показал, что педагоги и родители наряду с трудностями обучения детей не менее обеспокоены их нежеланием учиться, несформированностью творческих познавательных интересов. Доминирует инфантильно-потребительское, пассивное отношение детей к процессу обучения. Основной причиной этого является отсутствие у взрослых соответствующих ожиданий успехов детей, а также недостаток своевременной и адекватной помощи детям со стороны взрослых. В этих случаях у детей формируются неэффективные защитные реакции, препятствующие их учебной и социальной адаптации, возникает вместо активной творческой увлеченности пассивно-приспособленческая позиция жертвы.

Предложенный нами интегративный подход для работы в школе предусматривает различные формы психолого-педагогического воздействия на детей, способствующие повышению возможностей их обучения и формирования творческих познавательных интересов. Это и комментирование учебного процесса, и рекомендации учителям и родителям относительно возможностей и особенностей отдельных детей, и формы организации дополнительных педагогических и внеклассных мероприятий, а также проведение психологического тренинга. Использование тренинговой программы показало, что осуществляемое нами специально организованное интегративное психологическое воздействие позволяет повысить ресурсы и возможности детей лишь при трансформации всех социально-психологических компонентов системы образования и воспитания младшего школьника.

Необходимость учета и воздействия на социально-психологические компоненты системы «ребенок — родитель — учитель» связано с тем, что взрослые могут реально изменить ситуацию, т.к. ребенок имеет незрелые личностные структуры, поэтому его поведение почти полностью определяется внешней ситуацией и позицией взрослых. В соответствии с интегративной позицией успех реализации тренинговых программ в работе с младшими школьниками так же предполагает трансформацию привычных способов взаимодействия с ребенком как со стороны учителей, так и родителей.

В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Развитие творческих познавательных интересов личности младшего школьника происходит в процессе воспитания в специально созданных социально-психологических условиях, что не всегда согласуется с пониманием воспитания как научения.

2. Творческие познавательные интересы развиваются в деятельностной активизации потенциальных возможностей личности младшего школьника, их самопознании и актуализации стремления к их дальнейшему развитию. В этом заключается воспитательная ценность их развития.

3. Многообразие деятельностей и отношений, в которые ребенок может включиться, как «пробующий себя» субъект, является важнейшим условием развития творческих познавательных интересов личности в социально-психологическом организованном процессе, поскольку в силу специфики возраста, творческие состояния имеют эмоциональный характер.

4. Процесс самореализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним корпоративных структур. При этом, высокая степень эффективности достигается при демократическом стиле, высшей формой проявления которого является диалогическая форма общения, характеризуемая как субъект-субъектные отношения, сфокусированные на предмете деятельности или проблеме обсуждения, но и эмпатического соучастия родителей. Авторитарная, манипуля-тивная форма общения снижает эффект педагогического влияния, проявляя себя в отношении к личности как к объекту воспитательного воздействия.

5. Сферы жизни младшего школьника многообразны, творческие состояния могут приобретать отрицательную направленность и закрепляться в негативных формах поведения, поэтому социально-психологическое влияние включает в себя задачу создания привлекательных «образцов», форм и способов проявления творческих познавательных интересов личности младшего школьника.

В диссертационной работе реализована интегративная модель формирующего психологического воздействия на систему «ребенок — родительучитель», позволяющая в реальных условиях школы оказывать эффективную психологическую помощь по вопросам развития творческих познавательных интересов личности младшего школьника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М., 1999. — 408 с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. — М., 1994. -237 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
  4. Т.В., Битянова М. Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе (научно-методическая программа) // Мир психологии. 1996. -№ 1.-С. 147- 170.
  5. А.А. Современная психотерапия: Курс лекций. -СПб.: Академический проект, 1997. 335 с.
  6. Э.М. Выбор образовательного маршрута (опыт сотрудничества ПМС-центра со школой) // Школа Здоровья: Материалы 1-ой конф. Психолого-медико-социальных центров МКО. М., 1998. — Т. 5. — № 3 -4.-С. 170- 176.
  7. Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской и С. М. Громбаха. М., 1984. — С. 16- 24.
  8. Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993. — 173 с.
  9. .Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Психология чувственного познания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 399−460.
  10. .Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. ЛГУ. Сер. «Психология». — Л., 1995.
  11. А. Психологическое тестирование: Пер с англ.: — В 2 т. -М., 1982.
  12. А.В., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997. — 224 с.
  13. Т.А., Ковалева А. В. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста //Школа Здоровья. -М., 1998.-Т. 5.-№ 3−4.-С. 148- 158.
  14. О.С., Мали Л. Д. Этимологический словарь слов с непроверяемым написанием // Начальная школа. 1992. — № 2 — С. 19.
  15. А.Г. От практической психологии к развивающему образованию // Детский практический психолог. 1986. — № 1 — 2. — С. 9 — 13.
  16. Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Сб. докладов 1-ой междунар. конф. памяти А. Р. Лурия. М., 1998. — С. 201 — 208.
  17. Т.В., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Нейропсихологиче-ский подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля // Школа Здоровья. М., 1995. — Т. 2. — № 4.-С. 66−84.
  18. А., Айви М. Психологическое консультирование и психотерапия. М., 1999.
  19. В.И., Баунова И. А. Родной край Ярославль: ВерхнеВолжское кн. изд-во, 1989. — 112 с.
  20. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? — М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
  21. С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993. —199 с.
  22. Р., Гриндер Д. Структура магии: Пер. с англ. В 2 т. — СПб.: АО «Институт Личности», 1993.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
  25. Н. М. Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. — М: Просвещение, 1995.-208 с.
  26. М.Р. Организация психологической службы в школе. -М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  27. .Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  28. Е.Д. Психологические проблемы методов обучения в средней общеобразовательной школе // Школа Здоровья. — М., 1995. — Т. 2. — № 3.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  30. В.И. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения.-СПб., 1994.-315 с.
  31. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  32. Е.М. Основные цели и функции психодиагностики в современном образовании // Материалы I съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994. — Ч. 1. — С. 100−106.
  33. Е. Т. Козлова Т.А. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение. М.: Академия, 1999. — 224 с.
  34. Дж. Психология познания: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  35. О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1999. — 26 с.
  36. Е.А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М., 1998.
  37. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 136 с.
  38. БурноМ. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
  39. Н.П., Зарецкий В. В. К вопросу о «детях группы педагогического риска» // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М., 1998. -С. 58−60.
  40. А. Психическое развитие ребенка: Пер. с фр. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
  41. А.Я. Структура и типы родительского отношения: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1986. 25 с.
  42. Н.Л., Афанасьева Е. И. Психологический паспорт школьника // Школа Здоровья. М., 1997. — Т. 4. — № 1. — С. 48 — 58.
  43. О.С., Абидова И. В. Возрастные особенности агрессивности школьников // Школа Здоровья. М., 1999. — Т. 6. — № 3. — С. 8992. I
  44. И.Л. Учебная деятельность сквозь зеркало двух парадигм // Мир психологии. М., 1996. — № 1. — С. 137- 146.
  45. И.В. «Психологическая азбука» программа развития самосознания младших школьников // Школа Здоровья. — М., 1999. — Т. 6. — № 4. — С. 40 — 52.
  46. А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. — М. Рига, 2000.- 184 с.
  47. С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища фамилии. М.: Наука, 1974. — 382 с.
  48. Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». М.: Импето, 1995.-96 с.
  49. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Г. В. Драгунова. М., 1967. — 349 с.
  50. В.В. Веселая грамматика. — М.: Знание, 1995. 336с.
  51. Вообразим себе. Поиграем помечтаем: Пер. с англ. — М.: Эйдос, 1994.- 128 с.
  52. Л.И. Ребенок и взрослый в классической и гуманитарной психологии // Мир психологии. — М., 1996. — № 1. — С. 8 23.
  53. А.А. Причины школьных неврозов // Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Academia, 1995. -С. 93 — 105.
  54. Н.В. Социальная психиатрия детства (новые проблемы и взаимодействие со службами социальной профилактики и реабилитационной помощи // Школа Здоровья. М., 1995. — Т. 2. — № 3. — С. 57 — 62.
  55. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — С 257 321.
  56. Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 6. — С. 6−90.
  57. Л.С. Проблемы умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — С. 231 — 256.
  58. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика Пресс, 1993. — 224 с.
  59. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 441 — 469.
  60. В. Пришла к нам снежная зима (Интегрированный урок: природоведение и русский язык) // Начальная школа (приложение к газете «1 сентября»). 1998.-№ 43.-С. 15.
  61. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. — М.: Тривола, 1995. 324 с.
  62. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. — 352 с.
  63. О.В. Устный журнал по русскому языку. Опыт внеурочной работы со школьниками разных возрастных групп // Начальная школа. 2000. — № 3 — С. 27.
  64. Григорович J1.A. Использование опросника «Анализ семейных взаимоотношений» в практике дошкольного психолога // Семейная психология и семейная психотерапия. М., 1998. — № 2. — С. 66 — 72.
  65. Н.В. Интегрированный урок по русскому языку и природоведению // Начальная школа. 1995. — № 11. — С. 25.
  66. С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. — 367 с.
  67. Гузман Р. Я Роль совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. — 1980. № 3.
  68. Н.И. Проблема дифференциации в образовании // Детский практический психолог. Обнинск, 1995. — Июль. — С. 18 — 20.
  69. Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Ком-пенс-Центр, 1993. 176 с.
  70. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  71. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее обучение: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. -№ 1. — С. 3 — 18.
  72. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1992. -№ 3−4.-С. 14−19.
  73. В.В., Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования. М.: Педагогика, 1994. — № 6.
  74. В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) // Начальное образование в России: инновации и практика. М., 1994.
  75. В.В. и др. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1994.
  76. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  77. Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Ро-зенцвейга: Практическое руководство. М., 1997. — 102 с.
  78. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. Д. Ципиной. М., 1984.
  79. И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа Здоровья.-М., 1998.-Т. 5.-№ 2.-С. 50−57.
  80. И.В., Борисова Е. М., Прихожан A.M. Модель развития психологической службы системы образования России // Детский практический психолог. Обнинск, 1994. — Январь. — С. 6 — 13.
  81. А. К. Репкин В.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 92.
  82. А.К. Загадка птицы Феникс. М.: Знание, 1979.152 с.
  83. А.К. Воспитывая интерес М.: Знание, 1984. — 180 с.
  84. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: Дом педагогики, 1996.
  85. Е.А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия // Школа Здоровья.-М., 1998.-Т. 5.-№ 3−4.-С. 199−203.
  86. С.Н. Современные проблемы детско-подростковой психологической службы // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». -М., 1998.-С. 9- 12.
  87. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М., 1984.
  88. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. — 2 т.
  89. А.В. К вопросу о генезисе, функциях и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр. психолог, труды: В 2 т. М., 1986.-Т. 1.-260 с.
  90. П.И. Материалы по занимательной грамматике русского языка-М.: Просвещение, 1961. 60 с.
  91. А.И. Как преодолеть отклонения в поведении детей. -М., 1993.
  92. Т.Д., Михайлов A.M. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт психодиагностики и психокоррекции детей. — СПб.: Изд-во «Сматр», 1996. 98 с.
  93. Т.Г. Опыт индивидуализации обучения в альтернативной школе // Школа Здоровья. М., 1997. — Т. 4. — № 2. — С. 62 — 69.
  94. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под. ред. В.В. Петрусинско-го. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  95. И.И. Структура процесса учения. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. 200 с.
  96. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. -№ 4. — С. 89 — 95.
  97. Е.В., Лютова Е. К. Программа «Я и мой ребенок» (оптимизация детско-родительских отношений) // Семейная психология и семейная психотерапия. М., 1998. — № 3. — С. 72 — 79.
  98. Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. -Ярославль: Академия развития, 1997.
  99. Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль: Содействие, 1992. — 70 с.
  100. Н.В., Устиленцева И. В. Программа коррекции личност-но-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. Ярославль, 1995. — 32 с.
  101. В.В. Психогенные патологические механизмы формирования личности у детей и подростков. М., 1976.
  102. В.А. Особенности психологических новообразований у хронически больных младших школьников // Школа Здоровья. — М., 1997.-Т. 4.-№ 2.
  103. Н.А. Центр развития и социально-психологической адаптации детей в системе психологической службы // Материалы 1-го съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. — М., 1994. -Ч. 1.-С. 59−61.
  104. В.В. Измененные состояния сознания. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 422 с.
  105. С.В., Горюнова А. В., Смирнов А. Ю. Особый ребенок и его окружение. М., 1994.
  106. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 144 с.
  107. Комплексная программа «Образование и здоровье» // Школа Здоровья. М., 1998.-Т. 5.-№ 1.-С. 85−90.
  108. В.Ю., Матвеева О. А., Львова Е. А. Комплексный подход в диагностике и коррекции развития детей младшего школьного возраста. — Южно-Сахалинск: Эстетический центр «Гармония», 1996. 38 с.
  109. А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. — 1986. -№ 4. С. 121−130.
  110. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1980.- 185 с.
  111. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1983. Серия «Педагогика и психология». — № 3.
  112. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  113. А.И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995.
  114. О.В. Интересный урок. М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  115. Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников.-М., 1996.
  116. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
  117. А.В., Ахутина Т.В, Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. -Психология. — 1996. — № 2.-С. 58−64.
  118. В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // Сб. докладов 1-ой междунар. конф. памяти А. Р. Лурия. М., 1998. — С. 193 — 200.
  119. X. Кататимное переживание образов. М.: Эйдос, 1996.253 с.
  120. А.Б. Психодиагностика состояний человека. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. — 200 с.
  121. А.Н. Избр. психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
  122. М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
  123. О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. М., 1994. — № 10 (октябрь-декабрь). — С. 47 — 57.
  124. Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников: Кн. для учителя начальных классов. — М.: Луч, 1995. — 160 с.
  125. М.П. Занимательный материал по русскому языку для 2 -3 классов. — Минск: Народная асвета, 1980. 48 с.
  126. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М.: Фолиум, 1993. — 64 с.
  127. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. -Петрозаводск, 1992. 320 с.
  128. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. -М.: Междунар. пед. академия, 1994.
  129. В.Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992. 52 с.
  130. В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии: Учеб. пособие. Ярославль: МАПН, 2002.
  131. И.В. Влияние особенностей развития психомоторики на успешность начального обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2000.- 19 с.
  132. Максимов J1.K. Психологические основы новых педагогических технологий // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 174 — 177.
  133. В.Н. Проблемное построение содержания учебного материала как условия развития познавательных интересов. // Уч. зап. АГПИ. 1968.
  134. В. Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса. — М.: Просвещение, 1987. 160 с.
  135. С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. Каталог: В 2 ч. СПб., 1993. -2 ч.
  136. В.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География. -М.: ACT, 1997.-560 с.
  137. А.К. Мотивация учения в школьном возрасте. — М.: Педагогика, 1983.
  138. И.М. Опыт групповой работы с родителями. — СПб.: Ин-т Тренинга, 1997.
  139. А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук» — К.: «Ваклер», 1997.-304 с.
  140. А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997.
  141. И.Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка. М.: Эйдос, 1994. — 114 с.
  142. И.Ю., Чакаберия Е. И. Зрительная память. М.: Эйдос, 1993.-70 с.
  143. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 168 с.
  144. М.В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  145. Мей Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
  146. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  147. Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учеб. пособие. — СПб.: фирма «Стройпечать», 1995. 64 с.
  148. Дж., Кроули В. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1998.
  149. М.Р. Стратегии понимания клиента в индивидуальном психологическом консультировании: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1999.-32 с.
  150. Л.М. Система фундаментальных принципов развития личности и ее реализация в практике образования // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования: Тез. докл. междунар. конф. М., 1996. — С. 102 — 103.
  151. С.А. Зависимость нервно-психического здоровья детей от состояния окружающей среды и влияния социальных факторов // Материалы IV конгресса педиатров России: «Охрана психического здоровья детей и подростков». М., 1998. — С. 19.
  152. Л.Н. Восприятие и успешность обучения // Материалы I-го съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. — М., 1994.-Ч. 1.-С. 153−156.
  153. Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Педагогика, 1979. — 190 с.
  154. B.C. Шестилетний ребенок в школе. — М.: Просвещение, 1990.- 175 с.
  155. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. —424 с.
  156. Н.В. Психологическая структура готовности детей к усвоению грамоты: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993.
  157. О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1999.-21 с.
  158. З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Трансформация детской игры в художественное творчество // Искусство в школе. — 1994. № 2.
  159. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995. 360 с.
  160. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  161. О.С. К вопросу об оценке сформированности понятия величина (практика развивающего обучения) // Педагогика развития: проблемы современного детства и задачи современной школы. Ч. 1. — Красноярск, 1996.
  162. О.С. Об условиях становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы // Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч. 1. Красноярск, 1997.
  163. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986. -208 с.
  164. Г. Л. Педагогическая помощь подросткам с учетом акцентуаций их характеров // Материалы I съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994. — Ч. 2. — С. 253−263.
  165. Г. М., Философова М. С., Шниткова Е.В. Клинические и медико-психологические аспекты девиантного поведения детей и подростков
  166. Материалы IV конгресса педиатров России: «Охрана психического здоровья детей и подростков». — М., 1998. — С. 7 8.
  167. В.И. Индивидуализация обучения, одаренный школьник и экология детства // Материалы I съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994. — Ч. 1. — С. 144−151.
  168. Н.С. Конфликтная ситуация как развивающий фактор // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования: Тез. докл. междунар. конф.-М., 1996.-С. 119−120.
  169. Л.А. К проблеме взаимосвязи обучения и творчества в дошкольном детстве // Междунар. конф. «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования: Тез. докл. — М., 1996. — С. 121 — 122.
  170. Л.И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: Учеб.-метод. пособие. Абакан, 1980. — 80 с.
  171. Л.И., Шушковская А. А., Слободяник Н. Н., Пады лин Н.Ю., Шинкарева Н. С. Дифференцированное обучение в аспекте коррекции недостатков в развитии младших школьников // Школа Здоровья. — М., 1997.-Т. 4. № 1. — С. 87−95.
  172. Ф. Опыты психологии самопознания: Пер. с англ. — М.: Гиль-Эстель, 1993. 240 с.
  173. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. — 168 с.
  174. Петру шин В. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 1999.
  175. А.Г. Центр психологической реабилитации: эксперимент или право на риск? // Материалы конф. «Здравый смысл и достоинство в школе: современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков». М., 1998. — С. 46 — 47.
  176. . Избр. психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология: Пер. с фр. — М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  177. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 61 69.
  178. И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики: Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс». -272 с.
  179. Ю.А. Специфика формирования способности к учению в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. — 1996.-№ 2.
  180. Ю.А., Матис Т. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Психологическая наука и образование. — 1996. -№ 2.
  181. Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. -1998.-№ 5.
  182. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1994. — 287 с.
  183. Практикум по арттерапии. СПб., 2000.
  184. A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. — № 2. — С. 11−17.
  185. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход /А. Блайзер, Э. Хайм, X. Рингер, М. Томмен. М.: Независим, фирма «Класс», 1998.-262 с.
  186. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991. — 48 с.
  187. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.- 136 с.
  188. Психосинтез и другие интегративные техники. — М., 1998.
  189. Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов кор-рекционно-развивающего обучения // Сб. докладов 1-ой междунар. конф. памяти А. Р. Лурия. М., 1998. — С. 238 — 243.
  190. В.В., Марголис А. А., Гуружданов В. А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Вопросы психологии. — 1994.5. С. 100−110.
  191. К. Групповая психотерапия: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993.-370 с.
  192. Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. — Петропавловск-Камчатский, 1998.— 43 с.
  193. И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.: Владос, 1995. — 256 с.
  194. Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. — 144 с.
  195. О. И. Лутошкина В.Р. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителей и детей как условие в развитии учебной самостоятельности младших школьников. // Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч. 2. Красноярск, 1997.
  196. Т.С. Проблемы адаптации первоклассников к условиям многопрофильной гимназии // Материалы конф. «Здравый смысл и достоинство в школе: современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков». М., 1998. — С. 35 — 36.
  197. И.О. Особенности развития произвольности у младших школьников // Материалы 1-го съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994.-Ч. 1.-С. 88−92.
  198. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1994. — 78 с.
  199. В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка// Вопросы психологии. 1984. -№ 6. — С 141−145.
  200. Дж. Обучение через движение: Пер. с англ. — М.: Изд-во Российск. откр. ун-та, 1992. 72 с.
  201. В.В. Социальная адаптация «трудных» учащихся в условиях психокоррекционной общности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 1999. — 30 с.
  202. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  203. Н.Н., Ковалева JI.M. Проблема адаптации к обучению современных первоклассников // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». -М., 1998.-С. 79−80.
  204. Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. — 240 с.
  205. Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 198 с.
  206. Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей // Мир психологии. — М., 1996. — № 1. — С. 5 — 8.
  207. Формирование мотивации учения / Маркова А. А., Матис Т. А., Орлов А. Б. и др. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  208. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. — 192 с.
  209. М.А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-родительских взаимоотношениях // Мир психологии. — 1996. — № 1. — С. 47−54.
  210. А.А. Психологический подход к оценке эффективности инновационного процесса в школе // Материалы 1-го съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994. — Ч. 2. — С. 230−236.
  211. О.В. Лесенка радости. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-80 с.
  212. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988. 272 с.
  213. Г. А. Совместная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1992. — 39 с.
  214. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 1995. 288 с.
  215. М.Л. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990.128 с.
  216. Е.В., Трофимова Я. И. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. 1998. — № 2.
  217. Е.В. К проблеме исследования уровня сформированности учебной деятельности // Вестник АРО. 1998. — № 3.
  218. Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина-Давыдова // Вопросы психологии. 1998. — № 5.
  219. Н. Д. Развитие познавательных интересов, мышления и речи на уроках чтения, русского языка, риторики // Начальная школа. — 1998.-№ 4.-С. 73.
  220. JI.B. Действенный фактор в развитии инновационной стратегии школы (деятельность практического психолога: проблемы, принципы, тенденции) // Мир психологии. — 1996. № 1. — С. 79 — 94.
  221. О.А., Обухова Л. Ф. Семейный уклад и психическое развитие ребенка // Школа Здоровья. М., 1997. — Т. 4. — № 4. — С. 72 — 85.
  222. Л.М. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи // Материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М., 1998. — С. 19 — 27.
  223. Н.Б. Возраст вопросов. М.: Знание, 1990 — 80 с.
  224. Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа Здоровья. М., 1999. — Т. 6. -№ 3. — С. 41 — 51.
  225. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 190 с.
  226. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  227. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1990. 192 с.
  228. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  229. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 197 с.
  230. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31— 42.
  231. Э. В., Аксенова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1−4 классах вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1991.
  232. Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  233. Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — С. 54 — 58.
  234. Dennison Р.Е. and Dennison G.E. Brain Gym: The Student Guide to Brain Gym, Part I and II. California: Equ — Kinesthetics. — Inc., 1989.
  235. Enwright J. Enlightening Geshtalt. Walking up from the Nightmare. -New York, 1980. P. 130 — 148.
  236. Everyone is able: Exploding the Myth of Learning Disabilities. Boston, 1987.
  237. Gardner H. Art, Mind and Brain. A cognitive approach to creativity. -N.Y., 1982.
  238. Guerney В., Guerney L. and Androniko M. Silial therapy in C. Schae-fer (Ed.) The therapeutic use of children’s play. — N.Y.: Aronson, 1976. 566 p.
  239. Kitron D.G. The application of psychodynamic methods within the framework of behavior therapy // J. Contemp. Psychotherapy — 1991. — № 1. — P. 53 62.
  240. Csikszentmihalyi M. and Robinson R. The art of seeing: An interpretation of the Aesthetic Encounter. California: Malibu, 1990. — 256 p.
  241. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. -N.Y.: Harper and Row, 1990. 303 p.
Заполнить форму текущей работой