Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности
Диссертация
Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна заключается, прежде всего, в постановке и решении социально-психологических проблем развития творческих познавательных интересов детей младшего школьного возраста, как способа самореализации личности, а также в следующем: обоснована необходимость такой организации социально-психологических условий в начальной школе… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
- 1. 1. Социально-психологические особенности развития детей младшего школьного возраста в условиях современной школы
- 1. 2. Роль родителей и педагогов в формировании познавательных интересов школьника
- Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
- 2. 1. Теоретические представления в исследованиях ^ творческого познавательного интереса
- 2. 2. Модификации познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе
- 2. 3. 1. Творческий познавательный интерес как средство обучения
- 2. 3. 2. Творческий познавательный интерес как мотив учебной деятельности
- 2. 3. 3. Творческий познавательный интерес как устойчивая черта личности
- 2. 3. 4. Творческий познавательный интерес как результат процессов обучения и воспитания
- 2. 3. Творческий познавательный интерес в младшем школьном возрасте
- Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
- 3. 1. Предварительное изучение особенностей познавательных интересов учащихся (констатирующее исследование)
- 3. 2. Проведение экспериментальной работы по развитию познавательных интересов учеников (формирующий эксперимент)
- 3. 2. 1. Научные знания как средство становления познавательных интересов учащихся
- 3. 2. 2. Использование межпредметных связей курсов русского языка и природоведения для развития познавательных интересов учащихся
- 3. 2. 2. 1. Использование природоведческого материала на уроках русского языка
- 3. 2. 2. 2. Использование лингвистического материала на уроках природоведения
- 3. 2. 3. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса
- 3. 2. 4. Проблемное построение содержания материала как условие развития познавательных интересов
- 3. 2. 5. Интегрированные уроки как средство развития познавательных интересов учащихся
- 3. 2. 6. Самостоятельная творческая работа как средство развития познавательного интереса учащихся
- 3. 3. Определение эффективности выполненной работы завершающее исследование)
- 3. 4. Социально-психологические компоненты формирования творческих познавательных интересов
- 3. 4. 1. Стиль педагогической деятельности учителя и формирование творческих познавательных интересов
- 3. 4. 2. Анализ социально-психологическое влияние стиля общения учителя на младшего школьника
- 3. 5. Интегративное исследование влияния социально-психологических компонентов на развитие творческих познавательных интересов
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М., 1999. — 408 с.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — М., 1994. -237 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
- Азарова Т.В., Битянова М. Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе (научно-методическая программа) // Мир психологии. 1996. -№ 1.-С. 147- 170.
- Александров А.А. Современная психотерапия: Курс лекций. -СПб.: Академический проект, 1997. 335 с.
- Александровская Э.М. Выбор образовательного маршрута (опыт сотрудничества ПМС-центра со школой) // Школа Здоровья: Материалы 1-ой конф. Психолого-медико-социальных центров МКО. М., 1998. — Т. 5. — № 3 -4.-С. 170- 176.
- Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской и С. М. Громбаха. М., 1984. — С. 16- 24.
- Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993. — 173 с.
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Психология чувственного познания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 399−460.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. ЛГУ. Сер. «Психология». — Л., 1995.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Пер с англ.: — В 2 т. -М., 1982.
- Ануфриев А.В., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство «Ось-89», 1997. — 224 с.
- Артемова Т.А., Ковалева А. В. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста //Школа Здоровья. -М., 1998.-Т. 5.-№ 3−4.-С. 148- 158.
- Арямова О.С., Мали Л. Д. Этимологический словарь слов с непроверяемым написанием // Начальная школа. 1992. — № 2 — С. 19.
- Асмолов А.Г. От практической психологии к развивающему образованию // Детский практический психолог. 1986. — № 1 — 2. — С. 9 — 13.
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Сб. докладов 1-ой междунар. конф. памяти А. Р. Лурия. М., 1998. — С. 201 — 208.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Нейропсихологиче-ский подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля // Школа Здоровья. М., 1995. — Т. 2. — № 4.-С. 66−84.
- Айви А., Айви М. Психологическое консультирование и психотерапия. М., 1999.
- Баранов В.И., Баунова И. А. Родной край Ярославль: ВерхнеВолжское кн. изд-во, 1989. — 112 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? — М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993. —199 с.
- Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии: Пер. с англ. В 2 т. — СПб.: АО «Институт Личности», 1993.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
- Бетенькова Н. М. Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. — М: Просвещение, 1995.-208 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. -М.: Совершенство, 1997. 298 с.
- Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
- Божович Е.Д. Психологические проблемы методов обучения в средней общеобразовательной школе // Школа Здоровья. — М., 1995. — Т. 2. — № 3.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Большаков В.И. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения.-СПб., 1994.-315 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
- Борисова Е.М. Основные цели и функции психодиагностики в современном образовании // Материалы I съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994. — Ч. 1. — С. 100−106.
- Бровкина Е. Т. Козлова Т.А. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение. М.: Академия, 1999. — 224 с.
- Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
- Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1999. — 26 с.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М., 1998.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 136 с.
- БурноМ. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
- Вайзман Н.П., Зарецкий В. В. К вопросу о «детях группы педагогического риска» // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М., 1998. -С. 58−60.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка: Пер. с фр. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1986. 25 с.
- Васильева Н.Л., Афанасьева Е. И. Психологический паспорт школьника // Школа Здоровья. М., 1997. — Т. 4. — № 1. — С. 48 — 58.
- Васильева О.С., Абидова И. В. Возрастные особенности агрессивности школьников // Школа Здоровья. М., 1999. — Т. 6. — № 3. — С. 8992. I
- Вахнянская И.Л. Учебная деятельность сквозь зеркало двух парадигм // Мир психологии. М., 1996. — № 1. — С. 137- 146.
- Вачков И.В. «Психологическая азбука» программа развития самосознания младших школьников // Школа Здоровья. — М., 1999. — Т. 6. — № 4. — С. 40 — 52.
- Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. — М. Рига, 2000.- 184 с.
- Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища фамилии. М.: Наука, 1974. — 382 с.
- Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». М.: Импето, 1995.-96 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Г. В. Драгунова. М., 1967. — 349 с.
- Волина В.В. Веселая грамматика. — М.: Знание, 1995. 336с.
- Вообразим себе. Поиграем помечтаем: Пер. с англ. — М.: Эйдос, 1994.- 128 с.
- Воробьева Л.И. Ребенок и взрослый в классической и гуманитарной психологии // Мир психологии. — М., 1996. — № 1. — С. 8 23.
- Воронова А.А. Причины школьных неврозов // Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Academia, 1995. -С. 93 — 105.
- Вострокнутов Н.В. Социальная психиатрия детства (новые проблемы и взаимодействие со службами социальной профилактики и реабилитационной помощи // Школа Здоровья. М., 1995. — Т. 2. — № 3. — С. 57 — 62.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — С 257 321.
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 6. — С. 6−90.
- Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — С. 231 — 256.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика Пресс, 1993. — 224 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 441 — 469.
- Голубь В. Пришла к нам снежная зима (Интегрированный урок: природоведение и русский язык) // Начальная школа (приложение к газете «1 сентября»). 1998.-№ 43.-С. 15.
- Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. — М.: Тривола, 1995. 324 с.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. — 352 с.
- Григоренко О.В. Устный журнал по русскому языку. Опыт внеурочной работы со школьниками разных возрастных групп // Начальная школа. 2000. — № 3 — С. 27.
- Григорович J1.A. Использование опросника «Анализ семейных взаимоотношений» в практике дошкольного психолога // Семейная психология и семейная психотерапия. М., 1998. — № 2. — С. 66 — 72.
- Грищенко Н.В. Интегрированный урок по русскому языку и природоведению // Начальная школа. 1995. — № 11. — С. 25.
- Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. — 367 с.
- Гузман Р. Я Роль совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. — 1980. № 3.
- Гуткина Н.И. Проблема дифференциации в образовании // Детский практический психолог. Обнинск, 1995. — Июль. — С. 18 — 20.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Ком-пенс-Центр, 1993. 176 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее обучение: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. -№ 1. — С. 3 — 18.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1992. -№ 3−4.-С. 14−19.
- Давыдов В.В., Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования. М.: Педагогика, 1994. — № 6.
- Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) // Начальное образование в России: инновации и практика. М., 1994.
- Давыдов В.В. и др. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1994.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Данилова Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Ро-зенцвейга: Практическое руководство. М., 1997. — 102 с.
- Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. Д. Ципиной. М., 1984.
- Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа Здоровья.-М., 1998.-Т. 5.-№ 2.-С. 50−57.
- Дубровина И.В., Борисова Е. М., Прихожан A.M. Модель развития психологической службы системы образования России // Детский практический психолог. Обнинск, 1994. — Январь. — С. 6 — 13.
- Дусавицкий А. К. Репкин В.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 92.
- Дусавицкий А.К. Загадка птицы Феникс. М.: Знание, 1979.152 с.
- Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес М.: Знание, 1984. — 180 с.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: Дом педагогики, 1996.
- Екжанова Е.А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия // Школа Здоровья.-М., 1998.-Т. 5.-№ 3−4.-С. 199−203.
- Ениколопов С.Н. Современные проблемы детско-подростковой психологической службы // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». -М., 1998.-С. 9- 12.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М., 1984.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. — 2 т.
- Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функциях и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр. психолог, труды: В 2 т. М., 1986.-Т. 1.-260 с.
- Зарецкий П.И. Материалы по занимательной грамматике русского языка-М.: Просвещение, 1961. 60 с.
- Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении детей. -М., 1993.
- Зинкевич Т.Д., Михайлов A.M. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт психодиагностики и психокоррекции детей. — СПб.: Изд-во «Сматр», 1996. 98 с.
- Ивошина Т.Г. Опыт индивидуализации обучения в альтернативной школе // Школа Здоровья. М., 1997. — Т. 4. — № 2. — С. 62 — 69.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под. ред. В.В. Петрусинско-го. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. 200 с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. -№ 4. — С. 89 — 95.
- Карпова Е.В., Лютова Е. К. Программа «Я и мой ребенок» (оптимизация детско-родительских отношений) // Семейная психология и семейная психотерапия. М., 1998. — № 3. — С. 72 — 79.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. -Ярославль: Академия развития, 1997.
- Клюева Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль: Содействие, 1992. — 70 с.
- Клюева Н.В., Устиленцева И. В. Программа коррекции личност-но-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. Ярославль, 1995. — 32 с.
- Ковалев В.В. Психогенные патологические механизмы формирования личности у детей и подростков. М., 1976.
- Ковалевский В.А. Особенности психологических новообразований у хронически больных младших школьников // Школа Здоровья. — М., 1997.-Т. 4.-№ 2.
- Коваль Н.А. Центр развития и социально-психологической адаптации детей в системе психологической службы // Материалы 1-го съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. — М., 1994. -Ч. 1.-С. 59−61.
- Козлов В.В. Измененные состояния сознания. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 422 с.
- Козловская С.В., Горюнова А. В., Смирнов А. Ю. Особый ребенок и его окружение. М., 1994.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 144 с.
- Комплексная программа «Образование и здоровье» // Школа Здоровья. М., 1998.-Т. 5.-№ 1.-С. 85−90.
- Коновалов В.Ю., Матвеева О. А., Львова Е. А. Комплексный подход в диагностике и коррекции развития детей младшего школьного возраста. — Южно-Сахалинск: Эстетический центр «Гармония», 1996. 38 с.
- Копьев А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. — 1986. -№ 4. С. 121−130.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1980.- 185 с.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1983. Серия «Педагогика и психология». — № 3.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Красило А.И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995.
- Крылова О.В. Интересный урок. М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
- Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников.-М., 1996.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
- Курганский А.В., Ахутина Т.В, Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6−7 лет // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. -Психология. — 1996. — № 2.-С. 58−64.
- Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // Сб. докладов 1-ой междунар. конф. памяти А. Р. Лурия. М., 1998. — С. 193 — 200.
- Лейнер X. Кататимное переживание образов. М.: Эйдос, 1996.253 с.
- Леонова А.Б. Психодиагностика состояний человека. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. — 200 с.
- Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
- Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. М., 1994. — № 10 (октябрь-декабрь). — С. 47 — 57.
- Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников: Кн. для учителя начальных классов. — М.: Луч, 1995. — 160 с.
- Лукашук М.П. Занимательный материал по русскому языку для 2 -3 классов. — Минск: Народная асвета, 1980. 48 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М.: Фолиум, 1993. — 64 с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. -Петрозаводск, 1992. 320 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. -М.: Междунар. пед. академия, 1994.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. — М., 1992. 52 с.
- Мазилов В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии: Учеб. пособие. Ярославль: МАПН, 2002.
- Макарова И.В. Влияние особенностей развития психомоторики на успешность начального обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2000.- 19 с.
- Максимов J1.K. Психологические основы новых педагогических технологий // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 174 — 177.
- Максимова В.Н. Проблемное построение содержания учебного материала как условия развития познавательных интересов. // Уч. зап. АГПИ. 1968.
- Максимова В. Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса. — М.: Просвещение, 1987. 160 с.
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. Каталог: В 2 ч. СПб., 1993. -2 ч.
- Маркин В.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География. -М.: ACT, 1997.-560 с.
- Маркова А.К. Мотивация учения в школьном возрасте. — М.: Педагогика, 1983.
- Марковская И.М. Опыт групповой работы с родителями. — СПб.: Ин-т Тренинга, 1997.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук» — К.: «Ваклер», 1997.-304 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997.
- Матюгин И.Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка. М.: Эйдос, 1994. — 114 с.
- Матюгин И.Ю., Чакаберия Е. И. Зрительная память. М.: Эйдос, 1993.-70 с.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 168 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Мей Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учеб. пособие. — СПб.: фирма «Стройпечать», 1995. 64 с.
- Миллс Дж., Кроули В. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1998.
- Минигалиева М.Р. Стратегии понимания клиента в индивидуальном психологическом консультировании: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1999.-32 с.
- Митина Л.М. Система фундаментальных принципов развития личности и ее реализация в практике образования // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования: Тез. докл. междунар. конф. М., 1996. — С. 102 — 103.
- Михайлова С.А. Зависимость нервно-психического здоровья детей от состояния окружающей среды и влияния социальных факторов // Материалы IV конгресса педиатров России: «Охрана психического здоровья детей и подростков». М., 1998. — С. 19.
- Морина Л.Н. Восприятие и успешность обучения // Материалы I-го съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. — М., 1994.-Ч. 1.-С. 153−156.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Педагогика, 1979. — 190 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. — М.: Просвещение, 1990.- 175 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. —424 с.
- Нижегородцева Н.В. Психологическая структура готовности детей к усвоению грамоты: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993.
- Насырова О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1999.-21 с.
- Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Трансформация детской игры в художественное творчество // Искусство в школе. — 1994. № 2.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995. 360 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Островерх О.С. К вопросу об оценке сформированности понятия величина (практика развивающего обучения) // Педагогика развития: проблемы современного детства и задачи современной школы. Ч. 1. — Красноярск, 1996.
- Островерх О.С. Об условиях становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы // Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч. 1. Красноярск, 1997.
- Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986. -208 с.
- Павличкова Г. Л. Педагогическая помощь подросткам с учетом акцентуаций их характеров // Материалы I съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994. — Ч. 2. — С. 253−263.
- Панин Г. М., Философова М. С., Шниткова Е.В. Клинические и медико-психологические аспекты девиантного поведения детей и подростков
- Материалы IV конгресса педиатров России: «Охрана психического здоровья детей и подростков». — М., 1998. — С. 7 8.
- Панов В.И. Индивидуализация обучения, одаренный школьник и экология детства // Материалы I съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994. — Ч. 1. — С. 144−151.
- Пантина Н.С. Конфликтная ситуация как развивающий фактор // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования: Тез. докл. междунар. конф.-М., 1996.-С. 119−120.
- Парамонова Л.А. К проблеме взаимосвязи обучения и творчества в дошкольном детстве // Междунар. конф. «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования: Тез. докл. — М., 1996. — С. 121 — 122.
- Переслени Л.И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: Учеб.-метод. пособие. Абакан, 1980. — 80 с.
- Переслени Л.И., Шушковская А. А., Слободяник Н. Н., Пады лин Н.Ю., Шинкарева Н. С. Дифференцированное обучение в аспекте коррекции недостатков в развитии младших школьников // Школа Здоровья. — М., 1997.-Т. 4. № 1. — С. 87−95.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания: Пер. с англ. — М.: Гиль-Эстель, 1993. 240 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. — 168 с.
- Петру шин В. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 1999.
- Петрынин А.Г. Центр психологической реабилитации: эксперимент или право на риск? // Материалы конф. «Здравый смысл и достоинство в школе: современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков». М., 1998. — С. 46 — 47.
- Пиаже Ж. Избр. психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология: Пер. с фр. — М.: Просвещение, 1969.-659 с.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 61 69.
- Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики: Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс». -272 с.
- Полуянов Ю.А. Специфика формирования способности к учению в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. — 1996.-№ 2.
- Полуянов Ю.А., Матис Т. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Психологическая наука и образование. — 1996. -№ 2.
- Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. -1998.-№ 5.
- Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1994. — 287 с.
- Практикум по арттерапии. СПб., 2000.
- Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. — № 2. — С. 11−17.
- Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход /А. Блайзер, Э. Хайм, X. Рингер, М. Томмен. М.: Независим, фирма «Класс», 1998.-262 с.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991. — 48 с.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.- 136 с.
- Психосинтез и другие интегративные техники. — М., 1998.
- Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов кор-рекционно-развивающего обучения // Сб. докладов 1-ой междунар. конф. памяти А. Р. Лурия. М., 1998. — С. 238 — 243.
- Рубцов В.В., Марголис А. А., Гуружданов В. А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Вопросы психологии. — 1994.5. С. 100−110.
- Рудестам К. Групповая психотерапия: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993.-370 с.
- Рябкова Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. — Петропавловск-Камчатский, 1998.— 43 с.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.: Владос, 1995. — 256 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. — 144 с.
- Свиридова О. И. Лутошкина В.Р. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителей и детей как условие в развитии учебной самостоятельности младших школьников. // Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч. 2. Красноярск, 1997.
- Семенова Т.С. Проблемы адаптации первоклассников к условиям многопрофильной гимназии // Материалы конф. «Здравый смысл и достоинство в школе: современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков». М., 1998. — С. 35 — 36.
- Сипачев И.О. Особенности развития произвольности у младших школьников // Материалы 1-го съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994.-Ч. 1.-С. 88−92.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1994. — 78 с.
- Слуцкий В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка// Вопросы психологии. 1984. -№ 6. — С 141−145.
- Сполдинг Дж. Обучение через движение: Пер. с англ. — М.: Изд-во Российск. откр. ун-та, 1992. 72 с.
- Стрельцов В.В. Социальная адаптация «трудных» учащихся в условиях психокоррекционной общности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 1999. — 30 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Тарасенко Н.Н., Ковалева JI.M. Проблема адаптации к обучению современных первоклассников // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». -М., 1998.-С. 79−80.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. — 240 с.
- Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 198 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей // Мир психологии. — М., 1996. — № 1. — С. 5 — 8.
- Формирование мотивации учения / Маркова А. А., Матис Т. А., Орлов А. Б. и др. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. — 192 с.
- Хазанова М.А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-родительских взаимоотношениях // Мир психологии. — 1996. — № 1. — С. 47−54.
- Хван А.А. Психологический подход к оценке эффективности инновационного процесса в школе // Материалы 1-го съезда практических психологов образования России: Тез. докл.: В 2 ч. М., 1994. — Ч. 2. — С. 230−236.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-80 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988. 272 с.
- Цукерман Г. А. Совместная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1992. — 39 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 1995. 288 с.
- Чистякова М.Л. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990.128 с.
- Чудинова Е.В., Трофимова Я. И. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. 1998. — № 2.
- Чудинова Е.В. К проблеме исследования уровня сформированности учебной деятельности // Вестник АРО. 1998. — № 3.
- Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина-Давыдова // Вопросы психологии. 1998. — № 5.
- Шевченко Н. Д. Развитие познавательных интересов, мышления и речи на уроках чтения, русского языка, риторики // Начальная школа. — 1998.-№ 4.-С. 73.
- Шибаева JI.B. Действенный фактор в развитии инновационной стратегии школы (деятельность практического психолога: проблемы, принципы, тенденции) // Мир психологии. — 1996. № 1. — С. 79 — 94.
- Шиграева О.А., Обухова Л. Ф. Семейный уклад и психическое развитие ребенка // Школа Здоровья. М., 1997. — Т. 4. — № 4. — С. 72 — 85.
- Шипицына Л.М. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи // Материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М., 1998. — С. 19 — 27.
- Шуманова Н.Б. Возраст вопросов. М.: Знание, 1990 — 80 с.
- Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа Здоровья. М., 1999. — Т. 6. -№ 3. — С. 41 — 51.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 190 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1990. 192 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 197 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31— 42.
- Якубовская Э. В., Аксенова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1−4 классах вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1991.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — С. 54 — 58.
- Dennison Р.Е. and Dennison G.E. Brain Gym: The Student Guide to Brain Gym, Part I and II. California: Equ — Kinesthetics. — Inc., 1989.
- Enwright J. Enlightening Geshtalt. Walking up from the Nightmare. -New York, 1980. P. 130 — 148.
- Everyone is able: Exploding the Myth of Learning Disabilities. Boston, 1987.
- Gardner H. Art, Mind and Brain. A cognitive approach to creativity. -N.Y., 1982.
- Guerney В., Guerney L. and Androniko M. Silial therapy in C. Schae-fer (Ed.) The therapeutic use of children’s play. — N.Y.: Aronson, 1976. 566 p.
- Kitron D.G. The application of psychodynamic methods within the framework of behavior therapy // J. Contemp. Psychotherapy — 1991. — № 1. — P. 53 62.
- Csikszentmihalyi M. and Robinson R. The art of seeing: An interpretation of the Aesthetic Encounter. California: Malibu, 1990. — 256 p.
- Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. -N.Y.: Harper and Row, 1990. 303 p.