Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов на уроках технологии
Контроль графической грамоты учащихся позволяет учителю более объективно выявить их знания и умения, поскольку в результате работы уче-ника остается графический документ, который тщательно анализируется и объективно оценивается. При выполнении графического задания учащиеся как не могут воспользоваться подсказкой или списать. Данный фактор имеет немаловажное значение для изученя индивидуальных… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Предмет «Технология» в средней школе
- 1. 1. Технологическое образование и личность
- 1. 2. Внедрение предмета «Технология» в учебный процесс школы
- 1. 3. Проблемы обучения образовательной области «Технология» в современ-ной школе
- 1. 4. Комплексное психолого-педагогическое исследование уровня достиже-ний школьников на уроках технологии
- Глава 2. Проверка знании, умений и навыков на уроках технологии
- 2. 1. Контроль знаний по диагностично поставленным целям обучения
- 2. 2. Проверка графических навыков на уроках технологии
- 2. 3. Методика проведения уроков технологии в начальной школе с использо-ванием компьютера и программных средств
- Глава 3. Экспериментальные уроки технологии
- 3. 1. Осуществление межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе
- 3. 2. Контрольные (проверочные) работы на проверку знаний навыков и уме-нии у школьников начальных классов
- Заключение
- Список использованной литературы
Актуальность исследования подтверждается тем обстоятельством, что изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий, выдвигают новые требования к технологической подго-товке учащихся школы. Младшие школьники должны усвоить основы зна-ний и умений не только по элементам обработки различных материалов и материаловедению, но и по организации творческой проектной деятельности, культуре дома, электротехническим работам. Для осуществления технологи-ческой подготовки школьников в базисный учебный план введена образова-тельная область «Технология», в соответствие с целями и задачами которой необходимо разработать методику преподавания технологии в школе.
Важность и значимость трудовой подготовки и подходы к ее препода-ванию рассматривались такими классиками педагогической науки, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский.
Позднее собственно разработкой методических вариантов осуществле-ния трудовой подготовки младших школьников занимались: за рубежом — Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Штейнер и др., в нашей стране ученые и пе-дагоги П. П. Блонский, Шацкий С. Т., А. Н. Волковский, С. М. Ривес, М. Н. Шульман, В. А. Сухомлинский и другие. Особый вклад в решение выше-указанной проблемы внесли П. И. Христианович, разработавший школьную программу трудовых занятий детей начиная с девятилетнего возраста, а так-же К. Ю. Цируль, методически обосновавший введение в общеобразователь-ной школе нового для своего времени предмета «Ручной труд». Вместе со своими единомышленниками Н. П. Столпянским, НВ. Касаткиным, Д. И. Загребиным и другими при отборе ремесел для построения курса обуче-ния в качестве критериев он рассматривал в частности: соответствие возрасту и силам детей и возможность методически обоснованного построения курса.
Введение образовательной области «Технология» в учебный план на-чальной школы обусловило необходимость разработки методики преподава-ния технологии в начальной школе. Существующие разработки частных во-просов данной методики (Б.Н.Трегубенко, КВ. Матяш, М. В. Хохлова, В. Б. Костина, Л.Ю.Огерчук) не позволяют полностью решить поставленную проблему.
Объест исследования процесс преподавания технологии в школе.
Предмет исследования — методы проверки навыков, умении и знаний школьников.
Цель исследования исследование научно-обоснованных основ мето-дики обучения школьников предмету «Технология».
Гипотеза исследования — методика преподавания образовательной об-ласти «Технология» в школе обеспечит получение школьниками технологи-ческого образования, если данная методика:
-будет соответствовать содержанию образовательной области «Технология» и обеспечит освещение всех разделов, преду-смотренных в программе по технологии;
-обеспечит активное и осознанное усвоение школьниками технологических знаний, умений и навыков;
-будет предусматривать использование в процессе обучения метода проектов.
Задачи исследования:
1. Определить характерные особенности преподавания образователь-ной области «Технология» в начальной школе.
2. Определить методику выполнения проектов в начальной школе.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных мето-дик.
Теоретико-методологическую основу составляют:
Концепция метода проектов (Дж. Дьюи., У.Кильпатрик.); кон-цепция формирования технологической культуры школьников (Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.), концептуальные основы образовательной об-ласти «Технология» (Атутов ПР., Кальней В. А., Симоненко В. Д., Хотунцев ЮЛ.); концепция развития творчества учащихся посредством целенаправ-ленного обучения (Выготский Л.С., Давыдов В. В., Эльконин Д.Б.).концептуальные основы развивающего обучения (Выготский Л. С, Да-выдов В. В).
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключе-ние, список литературы.
Глава 1. Предмет «Технология» в средней школе
1.1. Технологическое образование и личность
Технологическое образование должно обеспечивать не только высокую профессиональную подготовку, но и способствовать раскрытия личностного потенциала обучающихся, развития их духовно-нравственных и лидерских ка-честв. Только такие специалисты способны бескорыстно отстаивать общест-венные интересы, эффективно управлять социальными процессами и успешно взаимодействовать при решении социальных проблем. Важная роль в форми-ровании профессионалов высокого ранга принадлежит выпускным кафедрам. Перспективная цель выпускной кафедры должна сводиться к такой организа-ции работы педагогического коллектива со студентами, чтобы не прерывать с ними деловых отношений в интересах планомерной учебной, научной и вос-питательной работы, повышения их общекультурного и образовательного уровня, соответствующего требованиям высшей квалификации .
Достижение указанной цели возможно при условии сплочения участников образовательного процесса вокруг идеи гуманизма на основе дости-жений национальных культур во всех областях жизнедеятельности. К сожа-лению, такая многоплановая работа в образовательных учреждениях по ряду причин проводится не всегда качественно. Особенно это характерно для мно-гих вузов технического профиля, в которых господствует идея узкого про-фессионализма. Практика показывает, что невнимание к формированию вы-соких нравственных ценностей является основной причиной подготовки кад-ров, не способных решать усложняющиеся профессиональные, экономиче-ские, организационные и социальные задачи.
Узкой группе энтузиастов не под силу качественно проводить нужную стратегическую линию в образовании. На наш взгляд, на выпускной кафедре необходимо создавать благоприятные условия для разработки и совершенст-вования эффективной системы подготовки кадров нового типа, использую-щей и создающей наиболее продуктивные образовательные технологии. Эта работа связана с осмыслением современной концепции образования, с фор-мированием соответствующей идеологии, способствующей раскрытию и реализации личностного потенциала участников образовательного процесса. Направленность образовательных технологий должна учитывать естествен-ные, основополагающие интересы каждого человека и общества в целом.
Важнейшим организационным вопросом такой работы является создание работоспособной команды и обстановки, способствующей для творче-ских поисков и воспитания потенциальных лидеров на принципах взаимопо-мощи. Приоритетным содержанием любой деятельности является получение результатов, согласованных с духовно-нравственными ценностями, ориенти-рующими человека на принятие решения: каким ему быть (идеал) и как ему таким быть (методы, технологии, средства достижения поставленных целей).
Стимулированию развития и коррекции личности способствует создание благоприятных педагогических условий непосредственно на плановых занятиях для самосовершенствования и систематической мотивации к твор-честву, самостоятельности, самообучению и самовоспитанию, выработке по-лезных и преодолению вредных привычек.
Общество созрело для действий по выходу из кризисных ситуаций. Есть передовые идеи, есть уникальные специалисты с высокой гражданственностью и обостренной совестью, способные реализовать свой по-тенциал с большой пользой для общества. Нужны лишь благоприятные соци-альные условия для плодотворной работы, которые могут быть созданы в любом образовательном учреждении при соответствующем отношении к этому управленческих структур всех уровней. А всем вместе нужна система постоянной работы по выявлению, формированию и продвижению лидеров.
1.2. Внедрение предмета «Технология» в учебный процесс школы
Образовательная область «Технология» призвана способствовать фор-мированию у обучающихся основных технико-технологических понятий и представлений о способах преобразовательной деятельности, связанных с со-временным производством материальных и духовных ценностей, использо-ванием при этом энергии и информации, обеспечить на основе самоопреде-ления подготовку, необходимую выпускникам для последующего профес-сионального образования и трудовой деятельности.
Для совершенствования технологического образования в общеобразовательных учреждениях используется учебно-материальная база и пе-дагогические кадры межшкольных учебных комбинатов.
В помощь социальной адаптации выпускников в рамках образовательной области «Технологии»: деятельность Межшкольного учебного комбината «Смена» Заводского района г. Кемерово осуществляется по двум направлениям: профессиональная подготовка по 16 профилям и обучение учащихся по методике В. Д. Симоненко .
Содержание образовательной области «Технология» отражает соци-ально-профессиональную деятельность людей в следующих сферах «чело-век-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа». В свою очередь, каждый ком-понент этой деятельности предусматривает соответствующее содержание, заключенное в блоке-модуле. Каждый модуль с учетом специфики его со-держания обязательно включает инвариантную часть (профессиональное са-моопределение): анализ требований, предъявляемых к человеку конкретным видом труда; анализ соответствующих профессионально важных качеств; со-ставление формулы профессиональной деятельности; анализ требований рынка труда в данной деятельности; выполнение профессиональных проб (или их элементов).
Основные методы, используемые в ходе реализации содержания обра-зовательной области «Технология»: беседа, игра, мозговой штурм, проекти-рование, экскурсии, обучение на пратике.
Особая роль в подготовке школьников к социально-профессиональной адаптации отводится производственной практике, основная цель которой — встреча обучающихся с производством и приобретение опыта будущей про-фессиональной деятельности. Производственная практика организуется для каждого школьника индивидуально, с учетом его пожеланий и интересов, как в условиях учебного комбината, так и за его пределами.
В настоящее время в комбинате создано 100 рабочих мест для произ-водственной практики. Это кулинарный и швейный цехи, столярная и сле-сарная мастерские, школьное кафе, магазин «Школьник».
Руководство деятельностью школьников в период практики осуществ-ляет мастер-наставник (профессионал) как в учебном комбинате, так и на предприятиях и в учреждениях города (столовые, магазины, детские сады, больницы), с которыми заключены договоры для прохождения производст-венной практики.
Результат практики — защита проекта на тему, которую выбирают обу-чающиеся в соответствии со своими интересами и которая согласована с по-требностями производства, где эта практика осуществляется.
Обучение учащихся с 5 по 11 классы по методике В. Д. Симоненко в Межшкольном учебном комбинате осуществляется с учетом пожеланий и интересов обучающихся, выявлению которых способствует анкетирование школьников. Такое исследование позволило установить, что информация, полученная на уроке «Технология» пригодится обучающимся в их дальней-шей жизни и у них есть инте у них есть инте обучении этого предмета в межшкольном учебном комбинате.
В МУК «Смена» в последнее время особое внимание уделяется методу проектов.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получа-ется при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятель-ную деятельность учащихся — парную. групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого промежутка времени.
В МУК «Смена» в 2003 году открыта городская опорно-методическая площадка по направлению «Использование метода проектов в школьной практике».
Основанием явилось то, что накоплен опыт использования метода про-ектов. Ежегодно в МУК «Смена» проводится олимпиада проектов по техно-логии. В апреле 2003 года совместно с МОУ ДПО «Научно-методический центр» на базе нашего учреждения был впервые проведён городской конкурс проектов по технологии. В нём приняли участие учащиеся 11-х классов школ города Кемерово. Были представлены 24 проекта. Защита проектов проходи-ла в рамках двух секций: гуманитарно-эстетической и естественно-технологической. Лучшие проекты определялись по следующим критериям :
— реальность проекта;
— актуальность проекта;
— социальная значимость проекта;
— качество оформления;
— новизна и оригинальность;
— качество презентации.
Список литературы
- Юстимов П.П. Контроль знаний и умений на уроке. М.: Дрофа, 2005. 300 с
- Скаткин М.Н. Дидактика средней школы — М, 2005. 424 с.
- Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1−2 М, 2004. 222 с.
- Основы педагогического мастерства. Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. М, 2004. 404 с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе — М, 2005. 421 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории — М, 2004. 439 с.
- Маркова А.П. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 2005. 237 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности — М, 2004. 566 с.
- Крутецкий В.А. Психология — М., 2005. 562 с.
- Ильина Т.А. Педагогика школы. — М, 2005. 346 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М.: 2003. 333 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 2004. 122 с.
- Баранов С.П. Принципы обучения. — М, 2005. 109 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. — М.: Просвещение, 2004. 337 с.
- Хуторской А.В., Хуторская Л. Н. Увлекательная физика: сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. М: АРКТИ, 2001.
- Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6 — 7 кл. М: Просвещение, 1988.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образова-ния: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М.: Интеллект-центр, 2001. 296 с.
- Гладков А.К., Козлов А. С., Крашенинников В. В., Петров А. Н., Потапов В. М., Саватеев И. В., Сартаков И. В., Шеховцов В. А., Юсова З. В. Комплекс-ные тесты по дисциплинам специальности «Технология и предприниматеь-ство»: Учебное пособие для студентов ФТиП НГПУ.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. 124 с., Ч.1.
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко М.: Вентана-Графф, 2003. 256 с.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. 3-е изд. стереотип. М.: Издательский центр «Ака-демия», 1999. 288 с.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Фе-никс», 1997. 736 с.
- Программы «Технология»: 1−4 классы, 5−11 классы: Для средних общеоб-разовательных учреждений РФ. М., 2000. 158 с.
- Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов/ [ К. А. Аль-буханова, Е. Н. Богданов, М. Г. Бурняшев и др. ]. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. 584 с.
- Овечкин В. П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образова-ния школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. Брянск, 1998. 238 с.
- Мошак В. З. Знакомство со стандартизацией на уроках технологии// Шко-ла и производство. 2000. — № 8. с. 6 8
- Общая психология: Учебник/ Под общ. ред. проф. А. В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с.
- Молева Г. А. Богданова Н. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда)// Школа и производство. 2000. — № 3. с 64 — 66
- Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
- Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и класс-ного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск»., 2001, с. 160−162.
- Хромов А.А. Опыт преподавания некоторых разделов «Технологии» в начальной школе. Научные труды Московского педагогического государ-ственного университета. Серия: естественные науки. М., Проме-тей, 1999. С.384−385.; 0,23 пл.
- Хромов А. А. Опыт изучения технологии в начальной школе // Школа и производство. 1998. № 4. С.18−10.; 0,28 п.л.