Основные направления западной Философии двадцатого века
Эволюционизм: эволюционная теория Ч. Дарвина сразу была подвержена критикеучеными Верховым, Агасисом. Сущность эволюционной теориипоказать и объяснить, как возникло разнообразие животного и раститеьного мира, но он не выходит за границы одного вида, межвидовых различий не наблюдалось. Философия оперирует парными категориями. Этоеще одна причина существования категории небытия. Небытие… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР ЧЕЛОВЕКА. НОВЫЙ ПОВОРОТ К ЧЕЛОВЕКУ
- 2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 20 ВЕКА
- 3. СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СУЩНОСТ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Новый этап в западной философии открыл XX в., который связан со становлением современного, так называемого неклассического типа философии. Усложнение социальных связей, многообразие общественных отношений, новые взаимоотношения индивида и общества, особый интерес к человеческой личности, ее внутреннему миру, научно-техническая революция обусловили особенности этого этапа. Его отличительной чертой является многообразие существующих философских школ, течений, концепций. Вместе с тем современная неклассическая философия представляет определенную целостность. В ней можно выделить некоторые основные, наиболее авторитетные направления, оказавшие значительное влияние на развитие философской мысли, такие, как позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, постмодернизм.
Таким образом, в истории философии впервые появилось направление, отрицающее познавательную ценность философского знания.
Западная философия, будучи по-преимуществу систематизированным знанием, выделила в качестве отраслей «теологию», «психологию», «логику», «онтологию», «гносеологию», «физику», «этику» и т. д. Одним словом, весь научный этос западного рационализма (скажем, от Аристотеля до Поппера) — это сумма человеческих представлений, основанных исключительно на человеческом опыте и единственной мировоззренческой установке.
Западная философия — фундаментальная схоластика, ибо в ней все проблемы человека решаются методом опосредования — через разум, логику мышления и т. д. Человек — всегда усеченный разумом человек.
Поэтому неверно западную философию считать классической философской нормой.
1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР ЧЕЛОВЕКА. НОВЫЙ ПОВОРОТ К ЧЕЛОВЕКУ.
Философия с глубокой древности была обращена к постижению человека. Тем не менее, в каждую поворотную историческую эпоху предлагалась новая трактовка проблематики, которая издавна входила в раздел философии, именуемый «филосфской антропологией». Особенно решительный поворот к человеку произошел в философии в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX века — независимо от того, насколько высоко и насколько объективно они оценивают вклад «антропологической» философии прошлого, — считали и считают необходимым осуществить «новый поворот» к человеку. Одни философы, связывали необходимость «антропологического поворота» с широким обоснованием нерелигиозного понимания мира, которое могло бы выдержать соперничество с классической мыслью, существенно зависевшей от религии. Другие, напротив, использовали философию человека как наилучший, по их мнению, способ «модернизации» религиозной философии. Католический философ М. Шелер (1874−1928) писал: «В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и бога». С тех пор это стало традицией в религиозной философии. Такие влиятельные религиозные философы XX столетия, как П. Тейяр де Шарден, М. Бубер оставили заметный след в философии человека, создав религиозные варианты экзистенциальной философии.
Классическую философию Кьеркегор не без оснований обвинял в том, что вопрос о человеке она решает слишком абстрактно и благодушно. Философы, по Кьеркегору, превыше всего ставят что-либо всеобщее, абстрактное — дух, материю, бога, прогресс, отвлеченную истину — и этому общему стремятся подчинить конкретного человека. В самом же человеке они выделяют и отвлеченно рассматривают только его сущность. Погружаясь в дебри абстрактного «сущностного» рассмотрения, философия отходит от живого индивида с его мыслями, эмоциями, страданиями. И здесь Кьеркегор видел ограниченность не одной лишь философии, а культуры, духовных умонастроений, морали своей эпохи. У каждого столетия, по Кьеркегору, есть своя безнравственность. Безнравственность XIX столетия датский мыслитель усматривал в том, что всякое индивидуальное, единичное хочет «забыться в общем». Задачу новой, действительно повернутой к человеку философии С. Кьеркегор видел в том, чтобы вглядеться, «вчувствоваться» в человеческую жизнь, человеческие страдания. Философ должен глубже понять процессы выбора индивидом своего «Я», выбора между добром и злом. Он должен помочь индивиду найти истины, не просто близкие ему и понятные, но неотделимые от него. По Кьеркегору, человек должен открыть такую истину, ради которой ему хотелось бы жить и умереть.
Появившаяся еще в XIX веке «антропологическая» философия — в той части, где она проповедовала отказ от «диктата» абстрактного всеобщего и близость к миру конкретного индивида — была в целом перспективной. Программа эта нашла горячую поддержку и развитие в целом ряде философских направлений XX века. Среди них наиболее влиятельным в 30−60-е годы был экзистенциализм. Само название этого направления заключает в себе программу: заменить классическую «философию сущностей» философией человеческого существования.
Экзистенциализм — а вместе с ним другие философские направления, знаменовавшие поворот к человеку, такие, как персонализм, философская антропология, выразили широко распространившиеся в XX веке идеи и умонастроения.
В дальнейшем, привлекая в качестве примера идеи то экзистенциалистов, то персоналистов, то представителей философской антропологии, по существу, будет иметься в виду целое идейное движение, сконцентрированное вокруг проблемы человека и его места в мире. (Для краткости, назовем его экзистенциальной философией.)
Программу экзистенциального направления так определял глава французского персонализма Э. Мунье: «…можно охарактеризовать это мышление как реакцию философии человека против напора философии идей и философии вещей. Философия человека берет существование не во всем его объеме: существование человека — вот первая проблема философии. А традиционную философию она упрекает в том, что та слишком часто ставила на первый план интересы философии мира или философии духовных продуктов». В определенной мере этот упрек справедлив, как оправданно и требование более решительно и четко сконцентрировать философию вокруг самой главной ее проблемы — вопроса о человеке.
Моделью человека, как такового, для экзистенциальных философов стал помещенный в пограничную ситуацию — ситуацию на грани жизни и смерти — отчаявшийся и страдающий человек. Можно спорить с этими философами относительно правомерности того, что поведению человека в пограничной ситуации придается всеобщее значение. Но вряд ли можно отказывать философу, писателю в праве использовать такие ситуации для изучения человека. Что же, пользуясь этой моделью, сумела разглядеть в человеческой сущности экзистенциальная философия? И что она рекомендовала индивиду делать в пограничной ситуации? Это вопросы, которые отнюдь не отпали вместе с утратой экзистенциализмом или персонализмом их былой популярности. Отчуждение и страх в современном мире не исчезли, а усилились. Потому и размышление над поставленными проблемами пока еще имеет прямое отношение к нашей человеческой судьбе.
Список литературы
- Абдеев Р. Ф. — Философия информационной цивилизации М, 2004
- Асмус В.Ф. — Античная философия., М. 1976 г. I. Блинников Л. В. Краткий словарь философов (учебное пособие для студентов) — М., 2006 г.
- Большаков А.В., Грехнев B.C., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М., 2005 г.
- Введение в философию (под ред. И.Т. Фролова) — М., 2005 г. ч.1,2.
- Галактионов А.А., Никандров Н. Ф. Русская философия XI — XIX вв. Л, 2006 г.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи возрождения. М., 2005 г.
- Гудожник Г. С, Елисеева B.C. Глобальные проблемы в истории человечества. — М., 2006 г.
- Золотов А.Ф., Мельвиль Ю. К. — Западная философия XX века. Учебное пособие. М., 2005 г.
- История философии в кратком изложении (пер. с чеш.) И. И. Богута. М, 2006 г.
- Кемеров В.Е. — Введение в социальную философию-М., 2006
- Крапивенский С.Э. — Социальная философия. Учебное пособие для вузов — Волгоград, 2005
- Курбатов В.И. история философии. Конспект. Ростов на Дону, 2006 г.
- Мамардашвили М.К. — Как я понимаю философию — М., 2004 г.
- http://www.webknow.ru/filosofija_2743.html