Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация: социально-философский аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеология впечатлений проявляет себя в различных областях человеческой жизнедеятельности: она универсальна. Ее язык имеет национальные оттенки, но она сама приемлема для любого общества. Для идеологии впечатлений свойственен свой язык, своя кодовая система. Языками этой идеологии являются реклама, средства массовой информации, а также кино, мода и т. п. Все эти системы кодов через собственные… Читать ещё >

Содержание

  • I. I)
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ
    • 1. Разработка проблемы идей-впечатлений и их изменений в истории западной философии.19*
    • 2. Основные концепции идеологии и ее трансформации в XVIII — XX веках
    • 3. Поиск национальной идеи в отечественной философии и проблема, возможностей ее реализации
  • ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН И ПРОЦЕССЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕОЛОГИИ
    • 1. Сущность и содержание феномена трансформации идеологии: роды, типы, формы, виды
    • 2. Развитие идеологии как трансформация и модернизация
    • 3. Идеологическая трансформация в России
  • ГЛАВА 3. ИДЕОЛОГИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. Сущность и корни (гносеологические, социальные, социально-психологические) идеологии впечатлений информационного общества
    • 2. Языки идеологии впечатлений информационного общества (на примере идеологии впечатлений России)
    • 3. Место идеологии впечатлений в идеологии современного мира и России

Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация: социально-философский аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблемы идеологии, ее сущности и роли в жизни общества всегда актуальны. Сегодня они приобретают особое значение в связи с реформированием российского > постсоветского общества, процессами глобализацииразвитием электронной культуры и информатики, обострением противоречий между Западом и Востоком, выражающих разные культуры, идеологические установки и ориентации: Глубокие экономические, социальные и духовные' преобразования мира, усиливающийся терроризм, религиозный фанатизм, политический экстремизм с новой силой выдвигают необходимость управлять социально-духовньши процессами общества в гуманистических целях и интересах.

Современные идеологические идеи, отношения и идеологическая деятельность находятся в состоянии непрекращающейся трансформацииих. содержаниятипов, форм, видовязыка. Если совсем недавно, менее двух десятков лет назад, идеологическая борьба откровенно выражала открытое противостояние социализма и капитализма, то ныне она превратилась, в столкновение и взаимодействие плюрализма идеологий: идеологии потребления, идеологии всеобщего благоденствияидеологии духовного" подавления, идеологии^ образцов западной культуры и демократииидеологии глобализма и т. п.

Такой феномен как идеология, представляя систему взглядов и идей, в которых оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальным проблемам и конфликтам, а также к целям социальной деятельности, подвержен постоянным преобразованиям, трансформации под воздействием изменений не только общественных, надындивидуальных отношений, но групповых и индивидуальных.

Происходящие в России изменения отношений социальных субъектов к институту собственности и месту государства в экономических отношениях серьезно влияют на идеологический процесс. И хотя официально считается, что плюрализм идеологий, их рациональное использование, толерантность якобы заменяет революционную борьбу классов мирными средствами (реформами), на самом деле, как показывает общественно-историческая' практика, в классовом обществе идеология всегда носит классовый характер. Бесспорно также и то, что в условиях информационного общества происходит значительное усложнение идеологических процессов, самой идеологии, ее трансформация.

Одной из особенностей трансформации идеологии за последние годы явилось утверждение в качестве наиболее влияющей на происходящие процессы идеологии впечатлений, ее качественное преобразование и даже вытеснение ею идеологии теоретического рода. Этому способствовало в значительной мере возникновение электронной культуры и связанной с нею «экономики впечатлений» (совокупности производственных отношений, возникающих для получения прибыли на основе использования информационной электронной культуры: организации досуга, сферы услуг, рекламы и др.).

Среди причин трансформации идеологии впечатлений в условиях современного общества стало увеличение образно-виртуального элемента не только в системе коммуникаций, но и в самой жизнедеятельности человека, его бытии. Впечатление, как особое психическое состояние, зависящее не только от самой действительности, но и от нереальных продуктов, (симулякры, фантомы, виртуальность), становится основанием для формирования идей-впечатлений на основе системы образов, создаваемых посредством особого языка — СМИ, рекламы, телевидения и др.

Таким образом, качественными характеристиками феномена трансформации идеологии информационного общества являются особые средства выражения потребностей, интересов, целей — образы, создаваемые для усвоения на уровне обыденного сознания. Детерминационное воздействие совокупности объективных и субъективных, материальных и духовных условий на трансформацию идеологии современного общества позволяет вести речь о распространении такого вида идеологии, как идеология впечатлений, которую необходимо знать, чтобы эффективно решать проблему бытия человека. Тем более что содержанием идеологии впечатлений в нашем обществе становится широко распространенная на Западе идеология потребления. Разработка проблем природы, содержания, сущности и направленности идеологии впечатлений имеет большое значение для будущего России, ее молодежи, для торжества идеологии гуманизма, основанной на принципах добра, красоты, истины, справедливости.

Степень научной разработанности темы исследования. Известно, что термин «идеология» был впервые предложен французским философом конца XVIII — начала XIX века A. JI. К. Деспотом де Траси и означал «науку об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта» или «учение об идеях».

Проблемы идей и их общественной значимости привлекали Кун фу-ци (Конфуция), JIao-цзы, Шан Яна, Демокрита, Эпикура, Платона, Аристотеля, Сенеку, Плотина, Блаженного Августина, Фому Аквинского, Т. Мора, Н. Макиавелли, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, К. Гельвеция, Дж. Локка, Д. Юма, Ж-Б. Руссо, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, П-Ж. Прудона, О. Конта, К. Г Юнга. Такие философы как Аристотель, Плотин, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Г. Юнг обратили внимание на различную роль разума и рассудка при формировании представлений и связанных с ними идей:

1. Представления, ведущие на основе логики (рационального начала) к понятиям и идеям-понятиям;

2. Представления, ведущие на основе эмоций, желаний, чувств к впечатлениям и идеям-впечатлениям.

Об идеологии писали К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Мангейм, Д. Белл, 3. Бжезинский, Р. Гароди и др. Со времен К. Маркса и Ф. Энгельса идеология рассматривается в 3-х основных направлениях:

— идеалистической концепции, согласно которой мир есть воплощение идей;

— учение об идеологии как теоретическом уровне общественного сознания, отражающем и защищающем интересы классов;

— учение о таком типе мыслительных процессов, в которых вырабатываются особые продукты — идеи и их системы, в том числе ложные.

Интерес к идеологии всегда носил и носит по сей день междисциплинарный характер. Идеология исследовалась философами, социологами, психологами, политологами. В их числе Т. Адорно, Р. Арон, В. С. Барулин, М. Бахтин, Б. Н. Бессонов, 3. Бжезинский, М. Вебер, К. Гирц, Э. Дюркгейм, Г. Кан, В. В. Келле, В. Ж. Ковальзон, У. Матц, JL Н. Москвичев, В. Парето, В. Райх, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледов, 3. Фрейд, Ф. Фукуяма, М. В. Яковлев.

В последние годы феномен идеологии рассматривается-отечественными исследователями особенно в связи с изменениями, происходящими в информационной и электронной массовой культуре (Ю. В. Бурдаков, М. К. Горшков, К. X. Делокаров, В. И. Жуков, М. В. Иголкин, К. Н. Костриков, В. П. Макаренко, В. П. Медведев, В. М. Межуев, В. И. Митрохин, Л. Н. Москвичев, В. Н. Шевченко, Ж. Т. Тощенко). Ныне разрабатываются проблемы идеологической роли, содержания и функций образов, символов, знаков в жизнедеятельности современного общества. Так, В. Н. Межуев в работах, посвященных анализу духовного производства, стремится выявить социальные смыслы духовной деятельности, раскрыть основные формы общественного сознания, а в них — содержание и функции идей, образов, символов, компенсирующих собой в идеальной форме «отчужденность», «овеществленность» и «обезличенность» материальных (экономических и политических) отношений людей в обществе1.

К. Н. Костриков показал, что в России и на Западе идет процесс глубочайшего и всевозрастающего духовного обнищания, неудержимого падения, катастрофического распада, замены всех духовных ценностей, «коллекцией бессмысленных и уродливых фетишей» .

Ж. Т. Тощенко исследует идеологию как специфическое состояние жизни общества и человека, как уровень общественного сознания, его целенаправленные и стихийные процессы манипулирования общественным мнением3.

JI. М. Москвичев раскрывает в своих работах формы, структуры и закономерности развития и функционирования духовной культуры и интеллектуального потенциала общества, возрастающую роль знания, его обновления, возможность и необходимость философско-методологического плюрализмаидеологические, политические, моральные критерии научной экспертизы4.

М. К. Горшков исследует общественное мнение, как духовную и духовно-практическую реальность, как синтез рационального, эмоционального и волевого, как механизм связи массового сознания^ и массового поведенияон обосновал концепцию динамического формирования массового сознания (саморазвитие и самообновление) под воздействием меняющихся потребностей и интересов людей5.

1 Межуев В. М. Между прошлым и будущим. Избранная социально — философская публицистика. — М., 1996; см. ток же: Межуев В. М. Россия как культурная альтернатива современной цивилизации // Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). К 70-летию профессора М. П. Мчедлова. — М.: РНИСиНП, 1998. — С. 49 — 58- Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2006.

2 Костриков КН. Феномен художественной культуры: детерминационные процессы современного развития. -М., 2005.

3 ТощенкоЖ.Т. Идеологические отношения: (Опыт социологического анализа). — М.: Мысль, 1988., ТощенкоЖ.Т., Харченко С. В. Социальное настроение. — М.: Academia, 1996.

4 Москвичев JI.H. Знания о мире и мир знаний. — М.: Педагогика, 1989.

5 Горшков М. К Государственная и общественная идея// Власть, 1996, № 12- Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). — М., 2000; Класс одиночек // Российская газета, 2006, 29 декабря, № 295 (4261). — С. 7.

Э. А. Араб-оглы, Б. Н. Бессонов, И. А. Гобозов, В. Е. Давидович, Г. И. Иконникова, Ю. А. Красин, JL Н. Москвичев, М. В. Яковлев и другие в своих работах анализировали трансформацию идеологии западного общества в условиях научно-технической революции и ее интерпретации Р. Ароном, Дж. Белл ом, 3. Бжезинским, Дж. К. Гэлбрейтом, Г. Каном, Г. Маркузе, П. Сорокиным, А. Тоффлером, А. Туреном, которые рассматривали в 50−60-х гг. XX в. трансформацию идеологии от классовой к «концу идеологий» (социальной технологии, другим формам деидеологизации), а также — к реидеологизации.

Отечественные философы отстаивали марксистский тезис классового характера идеологии, ее плюрализм, выражающий интересы и потребности разных классов, социальных групп, обновленных новой научно-технической реальностью.

Казалось бы, что феномен идеологии достаточно всесторонне рассмотрен и зарубежными, и отечественными философами и социологами. Вместе с тем о недостаточном уровне разработанности проблем трансформации идеологии говорилось на IV Российском философском конгрессе (М., 24−28 мая 2005 г.), на одной из секций которого проходли дискуссии о возможности совместить плюрализм идеологий с национальной идеей в современной России, о характере идеологии, ее особенностях в связи с современными глобалистическими процессами1. Не только проблемы трансформации идеологии в информационном обществе и электронной культуре, охватившей весь мир, но и в истории человечества исследованы фрагментарно. Требуется дальнейшее раскрытие сущности, детерминации, типов, форм и видов трансформации идеологии. Важным сегодня является раскрытие и самого понятия «трансформация идеологии» как феномена и как процесса.

1 Круглые столы «Русская идея и современность», «Российская повседневность и социальные трансформацию) // Философия н будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (М., 24−28 мая 2005 г) — М.: «Современные тетради», 2005, Т. 5. — С. 637 — 663, С. 427−463. J.

Работы Б. Н. Бессонова, С. И. Гончарука, П. СГуревича,.

A. А. Гусейнова, В. Н. Дахина, К. X. Делокарова, В. И. Дубовского,.

B. И. Жукова, К. Н. Кострикова, О. А. Митрошенкова, JL Н. Москвичева, Т. И. Ойзермана, Г. П. Отюцкого, В. Г. Федотовой, В. Н. Шевченко и др., посвященные трансформации современного общества, свидетельствуют о необходимости целостного социально-философского видения феномена трансформации идеологии, тем более что она связана с задачами разработки российской национальной идеи и эффективной реализацией государственных национальных программ.

Начиная с 70-х гг. XX века философами-постмодернистами Запада Ж. Бодрийяром, Ф. Гваттари, Ж. Делезом, Ж. Деррида, Р. Рорти, М. Фуко, и др. уделяется особое внимание исследованию «экономики впечатлений» и идеологии впечатлений. Последний феномен в отечественной философской литературе вообще исследован недостаточно. П. В. Алексеев, В. М. Видгоф, JI. С. Выготский, А. А. Радугин, А. Г. Спиркин, А. Н. Чанышев, М. Шелер, К. Г. Юнг обратили внимание на то, что духовное освоение мира осуществляется через образование ума посредством не только понятий и логики, но и впечатлений — от образов-представлений, воображения, фантазии.

Цель исследования.

Раскрыть сущность идеологии впечатлений современного информационного общества, электронной культуры и современной России.

— Показать роды, типы, формы, виды и языки идеологии впечатлений в процессе исторической трансформации.

— Рассмотреть особенности идеологии впечатлений информационного1 общества.

Задачи исследования.

— Определить, исходя из анализа историко-философских и современных концепций идеологии, теоретико-методологические основания для исследования природы, сущности, содержания, основных детерминант идеологии впечатлений, ее модернизации и трансформации.

— Определить понятие «идеология впечатлений», показав ее отличие от теоретической идеологии и социальной психологии.

— Применительно к истории человечества и новым реалиям современного мира раскрыть онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, праксиологическую сущность феномена трансформации идеологии впечатлений.

— Показать опасность распространения в обществе идеологии впечатлений как идеологии потребления и раскрыть сущность, условия и факторы, детерминирующие распространение идеологии впечатлений, насаждающей бездуховные образцы и ценности, далекие от идеалов красоты, добра, истины и справедливости.

— Выявить на основе языков идеологии впечатлений ее сущность, функции и социально-психологические особенности, показав:

A. идеология впечатлений как особый род (гносеологический критерий) идеологии существует с начала возникновения человеческой цивилизации и по сегодняшний день;

Б. качественно новые свойства идеологии впечатлений появились на основе электронной культуры (симулякры, фантомы, виртуальность и др.) в информационном обществе;

B. в современном мире, в том числе й в России, преобладающим содержанием идеологии впечатлений стала идеология потребления, единство их формы и содержания породило «экономику впечатлений», для которой товаром являются образы, виртуальные ценности, а рынком — отношения людей по поводу этих ценностей;

Г. массовая культура формируется на основе идеологии впечатлений, зачастую ориентированной на худшие западные образцы, несущие бездуховность, безнравственность, отчуждение человека от ценностей1 национальной культуры.

Объект исследования. Идеология общества в историческом" пространстве и времени.

Предмет исследования. Идеология впечатлений и особенности ее трансформации в условиях информационного общества и в современной России.

Гипотеза исследования. Социально-философский аспект исследования идеологии предполагает:

— определение понятия «идеология впечатлений» как такого рода системы идей-образов, духовно-практического образования, которые ориентированы их «конструкторами» на формирование идей-впечатлений;

— выявление гносеологических причин своеобразия идеологии впечатлений позволяет вести речь об идеологии теоретической (понятий) и идеологии впечатлений (ориентированной на язык образов, чувств);

— оба рода идеологии имеют общую сущность — выражение интересов социальных субъектов;

— специфика идеологии впечатлений не только гносеологическая, но и социально-психологическая: она являет собой как систему идей-образов, так и чувства, эмоции, социально-психологические идеологические отношения;

— идеология впечатлений была исторически первым родом идеологии. Она возникла задолго до вербальной, рациональной идеологии. Ее формы — мифология, магия, нравы, традиции, обычное право, первобытное искусство;

— идеология впечатлений детерминирована всем историческим развитием общества, что нашло отражение в ее типах, формах и видах;

— раскрытие сущности идеологии впечатлений в различных ее формах и отличие от теоретической идеологии, с одной стороны, и социально-психологического уровня, с другой;

— с появлением информационного общества и электронной культуры в условиях погони за максимальной прибылью этот род идеологий получает широкое распространение, охватывая все формы общественного сознания, и своим потребительским и бездуховным содержанием деформирует духовную культуру общества.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем в предметном поле социальной философии предлагается авторская концепция феномена трансформации и модернизации идеологии впечатлений в историческом и современном социальном пространстве и времени. В данной работе впервые исследовано возникновение идеологии как духовно-практического образования в ее самой исторически первой форме — идеологии впечатлений (наскальная живопись, мистические танцы, ритуалы). Показано, что идеология как система идей, выражающих потребности и интересы социальных субъектов, сохранится всегда, пока будет существовать человечество. Классовая идеология в ряду других идеологий существует лишь в классовом обществе.

Выявленный плюрализм идеологий получил классификацию на основе следующих критериев:

— гносеологического, определяющего род (происхождение знания) идеологии: теоретическая идеология (понятий) и идеология практическая (впечатлений);

— тип формации и тип цивилизации — влияют на тип идеологии;

— деятельностного подхода и формы общественных отношений — формы идеологии;

— потребности — цели и интересы — цели социальных субъектов — детерминируют вид идеологии;

Аргументирован вывод о том, что идеология впечатлений, используемая идеологией потребления в современных условиях российского общества, способствует утрате и разрушению многих духовных ценностей. Однако при изменении отношения государства и индивида к духовно-нравственным ценностям, при их активном участии в формировании идеологии впечатлений, используя средства массовой информации, электронные ее носители, специфический язык, эта идеология способна содействовать формированию нового гуманистического толерантного общества.

Положения, выносимые на защиту.

— Обращение к историко-философским источникам как к классическим, так и к современным дает возможность выявить следующие важнейшие для соискателя теоретико-методологические основания исследования идеологии впечатлений, ее сущности, исторической трансформации.

— Процесс возникновения идей, их систем осуществляется не только на, теоретическом уровне общественного сознания, но и на социально-психологическом: существуют не только идеи-понятия, но и идеи-впечатления, вырабатываемые как идеологами, так и самой массовой культурой.

— Трансформация идеологии — это и феномен, и процесс, выражающий противоречивый исторический динамический характер. Идеология — это не только продукт классового общества, ее ранние исторические формы находятся в первобытном обществе, получая свое дальнейшее развитие в классовом обществе.

— Феномен трансформации идеологии имеет место везде и всегда как реидеологизация, выражающая новые потребности и интересы социальных субъектов.

— Негативные явления и тенденции трансформации идеологии связаны с вытеснением из нее общечеловеческого, гуманистических ценностных установок и ориентаций;

— Господствующей идеологией информационного общества становится идеология впечатлений, содержание которой требует нравственной и эстетической корректировки.

— Идеология впечатлений — это система образов, формируемая идеологами и ориентируемая на возникновение идей-впечатлений, выражающих потребности, интересы, ценностные ориентации определенной направленности, целеполагания. Ее направленность связана с производством и потреблением впечатлений (образы, симулякры, фантомы, символы), формированием нравственных, эстетических, социальных, политических и других ценностей общества потребления.

— Содержание идеологии впечатлений не столько ориентировано на теоретическое ее усвоение, сколько на психологическое (обыденное сознание и поведение людей), где важно именно получение впечатления от образа, сигнала, ощущения, восприятия, представления, фантазии, воображения, переживания различных чувств: страха, ужаса, надежды, веры, спокойствия или тревоги, одобрения самых разных поступков (в том числе и аморальных, преступных) и т. п.

— Понять сущность и особенности современной идеологии впечатлений позволяет анализ таких явлений культуры как реклама, телевидение, компьютерные игры, всевозможные телешоу, идеологической деятельности средств массовой информации.

— Типы идеологии обусловлены типом формации и типом цивилизации, форма идеологии — формами отражения и формами общественных отношений, вид идеологии детерминирован потребностями и интересами социальных субъектов, типом и формой идеологии. Потребностями, интересами и ценностями социальных субъектов детерминирован сам социальный, гуманистический характер идеологий.

Теоретико-методологическую базу исследования составили классические и современные работы по философии, истории, социологии, культурологии, политологии, этике. Их положения содействовали осмыслению современных процессов трансформации общественного сознания и такого его элемента как идеология в условиях развивающегося информационного общества.

Материалистическое понимание истории позволило рассмотреть идеологию как процесс, уходящий своими корнями в развитие социально-экономических, политических, социально-культурных и духовно-практических условий и на этой основеj рассмотреть типы идеологии. Диалектико-материалистический анализ идеологических процессов способствовал раскрытию противоречивости и единства модернизации и трансформации идеологии.

Методология феноменологической философии и социологии позволила !, проанализировать трансформацию идеологии на уровне системного мира и повседневной реальности (идеология впечатлений). i s Цивилизационный подход помог раскрыть значение, роль, место национального и общественного в идеологической трансформации, а ' формационный — сущность идеологии и границы ее трансформации.

На основе системно-структурного и структурно-функционального методов проанализирована трансформация идеологии как целостного, системно-динамичного и функционально-динамического явления.

Идеи Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ж. Лакана, Ж. Лиотара, М. Фуко, У. Эко способствовали иследованию проблемы: конечное и бесконечное, эмпирическое и рациональное, рациональное и иррациональное, старое и новое, реальное и воображаемое. Особую ценность представляют для соискателя работы по «экономике впечатлений» Дж. Гилмора, М. Кастельса, Я. И. Кузьминова, Дж. Пайна.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могу быть использованы:

— при разработке концепции идеологии в современных российских условиях, в том числе для обоснования национальной идеи;

— в целях обоснования концепции «нового курса реформ», его идеологического обеспечения, в том числе для создания духовно-практических условий реализации государственных национальных программв качестве методологической основы прогнозирования идеологических процессов, разработки социальных технологий трансформации идеологии впечатлений, ее гуманистической направленности;

— в учебных курсах по социальной философии, социологии, политологии, журналистике, юриспруденции, истории.

Апробация диссертационного исследования. Апробация положений диссертации проводилась в течение 2000 — 2008 гг. в сообщениях автора на научных конференциях, семинарах и круглых столах, проводимых кафедрой журналистики и связей с общественностью и кафедрой философии Российского государственного социального университета (РГСУ), выступлении на Общероссийских чтениях «Основы социальной концепции Русской православной Церкви» (М., 2001), X Международных социологических чтениях (Руза, 2003), Научных чтениях РГСУ (М., 2003) конференции «Гуманитарное образование в условиях глобализации: состояние и перспективы» (М., 2007). Основные положения диссертациинашли отражение в авторском спецкурсе «Язык идеологии впечатлений в современной рекламной фотографии».

Публикации. Основные выводы и теоретические положения отражены в опубликованных научных работах, общим объемом 4,3 печ.л., в том числе в журнале «Ученые записки Российского государственного социального университета», рекомендованного ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации и в главе «СМИ и нравственное здоровье общества», написанной для учебника «Журналистика социальной сферы» кафедры журналистики и связей с общественностью РГСУ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка библиографических источников, содержит 204 страницы машинописного текста, 2 схемы, 2 таблицы.

Выводы по Главе 3.

Проведенное в Главе 3 исследование позволяет сделать следующие выводы:

— информационное общество, как постиндустриальное, способствовало выдвижению на первый план трансформированной идеологии впечатленийвозникает синтез идеологии впечатлений с «экономикой впечатлений». Экономической целью получения максимальной прибыли становятся различные формы досуга, реклама, масс медиа, которые ориентированы на визуально-виртуальные элементы современной электронной культуры;

— детерминированность «экономикой впечатлений» — одна из главных особенностей идеологии впечатлений современного информационного общества. Главным субъектом идеологии впечатлений современного информационного общества становится потребитель.

— большую роль в процессе становления идеологии впечатлений играет развитие систем коммуникаций (средств массовой информации, компьютерных сетей);

— основными чертами идеологии впечатлений информационного общества являются виртуализация, персонификация, мифологичность, стереотипность, избранность потребителя, медийность;

— идеология впечатлений проявляет себя в различных областях человеческой жизнедеятельности: она универсальна. Ее язык имеет национальные оттенки, но она сама приемлема для любого общества;

— язык идеологии впечатлений — разнообразные кодовые системы: реклама, средства массовой информации, кино, мода и т. п., предлагающие аудитории образ реального мира, основанный на его психо-эмоциональном восприятии, познании через представления, воображения, фантазию, эмоции, которые в сознании человека становятся впечатлениями;

— образы идеологии впечатлений сегодня представляют собой симулякры по своему содержанию, несущие безнравственность, бездуховность, страх и пассивность;

— вместе с тем, идеология впечатлений может стать объединяющей идеологией как в России, так и во всем мире, если будет ориентирована на общечеловеческие ценности и задачи. Идеология впечатлений информационного общества обладает большим потенциалом эффективностинеобходимо только обеспечить оптимальное сочетание сущности, содержания идеологического сообщения, средств и способов их передачи в гуманистических, общечеловеческих целях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования соскатель делает следующие выводы:

— Идеология — это система взглядов, идей, понятий, концепций, теорий, образов, отражающих и защищающих интересы социальных субъектов (государство, класс, социальная группа, этнос, партия и т. д.). Так как существует два рода идей (по гносеологическому основанию): 1). идеи, основанные на понятиях (идеи-понятия) — 2). идеи, основанные на представлениях, эмоциях, воображении, фантазии (идеи-впечатления) — то можно говорить о возникновении и существовании идеологий двух родов: 1). теоретической идеологии (теоретический уровень общественного сознания) — 2). идеологии впечатлений, формируемой идеологами на основе особенностей социально-психологического уровня общественного сознания (обыденное сознание, социальные чувства, традиции, нравы, обычаи). Род идеологии — зависит от уровня развития цивилизованности общества, его общественного сознания, а также индивидуального сознания.

Идеология модернизируется и трансформируется в своем историческом развитии, в разных своих проявлениях всегда сопровождая человека, общество. Идеология как духовный феномен общества изменяется, в том числе качественноимеет разнообразные типы, формы, виды. Устойчивость идеологий и идей как таковых зависит от их близости к повседневной реальности, реалистичности их содержания, а также яркости впечатлений от образов, получаемых на основе представлений, фантазии, воображения.

— Идеология впечатлений — это система образов и формируемая-идеологами на основе представлений, чувств, эмоций, выражающих определенные потребности, интересы, ценностные ориентации социальных субъектов. Идеология впечатлений была исторически первой идеологией человечества и складывалась из таких элементов, как мифология, магия, мораль, обычное право, первобытное искусство. Она существенно отличается от теоретической идеологии, и ее нельзя свести к общественной (социальной) психологии. Идеология впечатлений представляет собой такой духовный феномен, в котором потребности и интересы социальных субъектов в лице отдельных индивидов и широких масс выражаются в системе образов, ориентированных на формирование определенных эмоций и идей-впечатлений.

— Идеология существует как на государственном уровне, так и вне его, возникая задолго до его появления. Жизненно-практический уровень идеологии складывается стихийно, базируется на многообразном повседневном опыте и здравом смысле. Вместе с тем, следует отметить, что идеология этого уровня не всегда отличается продуманностью, систематичностью, обоснованностью: она, как правило, лишь впечатляет. Жизненно-практический уровень общественного сознания — это в значительной мере всегда идеология впечатленийсуществующая в таких его формах как мифология, религия, нравственность, искусство, правосознание:. Это позволяет говорить об особом месте идеологии впечатлений в системе общественного сознания и реальности в целом.

— Глубокие социальные трансформации в обществе приводят к идеологическим модернизациям и трансформациям. Процесс трансформации идеологии — это переход из одного качественного ее состояния в другое, становление нового качества и нередко скачок. Феномен трансформации идеологии это уже качественно новый уровень, радикальное изменениеэто ее наличное бытие во всем многообразии (плюрализм) и разнообразии (уровни, этапы развития). Идеологическая трансформация может быть сознательная (целенаправленная) или стихийная. Модернизация идеологии — есть ее изменение в рамках одного типаона выступает в качестве адаптивного процесса, изменяя и во многом приспосабливая идеологии к изменившимся условиям, но в соответствии с особенностями менталитета нации.

— В условиях становления информационного общества вопросы идеологии становятся первоочередными. Несмотря на достаточную массовость и популярность концепции деидеологизации в XX веке, проблема поиска новой объединяющей, интегративной идеологии выдвигается многими исследователями на первый план (реидеологизация). Современное общество в условиях идеологического плюрализма остро нуждается в новой идеологии для эффективного противостояния духовному кризису.

— Информационное общество и процесс глобализации способствуют изменению места идеологии в обществе, синтезу «экономики впечатлений» с идеологией впечатлений. Экономическим средством получения максимальной прибыли становятся различные формы досуга, реклама, СМИ, ориентированные на визуально-виртуальные элементы современной электронной культуры.

— Идеология впечатлений проявляет себя в различных областях человеческой жизнедеятельности: она универсальна. Ее язык имеет национальные оттенки, но она сама приемлема для любого общества. Для идеологии впечатлений свойственен свой язык, своя кодовая система. Языками этой идеологии являются реклама, средства массовой информации, а также кино, мода и т. п. Все эти системы кодов через собственные знаки предлагают аудитории образ реального мира, основанный на его психоэмоциональном восприятии, познании через представления, воображения, фантазию, эмоции, которые в сознании человека становятся идеями-впечатлениями. Образы идеологии впечатлений сегодня представляют собой симулякры — искаженные образы реального миразачастую отрицательные. Основными чертами идеологии впечатлений информационного общества являются виртуализация, персонификация, мифологичность, стереотипность, избранность потребителя, медийность. Главным субъектом идеологии впечатлений современного информационного общества становится потребитель вещей.

Успешное решение проблем, связанных с определением национальной идеи, является необходимым, т.к. в обществе плюрализма идеологий крайне важно согласие и выработка определяющих общих целей (сегодня это национальные программы России). При этом идеи блага и справедливости лежат в основе идеологии объединения народов. Недостаточно строить новую идеологию, разрабатывать «национальную идею» на основе принципов абстрактного гуманизма, необходимо учитывать экономическую реальность, исторический опыт России и Запада, общественное настроение. Реализация в современной России национальных программ с необходимостью требует и соответствующей модернизации их социальной технологии, использования всех достижений и преимущества электронной культуры для обогащения и изменения социальной реальности, жизненного мира человека. В основу новой российской идеологии должны быть положены лучшие исторические, культурные, духовные традиции и общечеловеческие ценности. Однако остается нерешенным вопрос об официальной идеологии, способной сплотить российское общество. Предлагаются такие идеи как «справедливость», «патриотизм», «достойная жизнь каждого» и др.

— Влиятельной формой идеологии российского общества сегодня являются не теоретические концепции философского и социологического содержания, не политические программы, а идеология впечатлений во многом прозападной массово-культурной и политической ориентации. Вместе с тем, идеология впечатлений может стать объединяющей идеологией как в России, так и во всем мире, если будет ориентирована на общечеловеческие ценности и задачи. Идеология впечатлений информационного общества обладает большим потенциалом эффективности, необходимо только обеспечить оптимальное сочетание сущности, содержания идеологического сообщения, средства и способа его передачи в гуманистических, общечеловеческих целях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Я. В поисках своей идеи. Ml: Русский гуманитарный интренет-университет, Кн. Г, 2000- Кн. 2, 2003.
  2. Н.С. Миф: хаос и логос. // Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. — М.: Политиздат, 1990. — 461 с.
  3. Ф. Хроники российской рекламы. М.: Гелла-принт, 2003.-334 с:
  4. Антисери Д, Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1−2) / В1 переводе и под редакцией С. А. Мальцевой СПб.: Пневма, 2003. — 688 с.
  5. Антисери Д, Реале Дж. Западная философия, от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта (3) / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой — СПб.: Пневма, 2002. 880 с.
  6. Антисери Д, Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4) / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой — СПб.: Пневма, 2005. — 880 с.
  7. Араб-ОглъьЭ.А. Обозримое будущее: социальные последствия НТР: год 2000.-М.: Мысль, 1986. 205 с.
  8. Араб-Огльг Э. А. Прок от будущего // Будущее в настоящем: Сборник / Сост. Н. Стрельникова, под общ. ред Э.А. Араб-Оглы. — М.: Прогресс, 1984. -224с.-С. 6−25.
  9. Аристотель. Метафизика // Собр. Соч. в 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1975. — 552 с.
  10. Аристотель. Никомахова этика. // В 4 томах. Т. 4. — М.: Мысль, 1984.-830 с.
  11. Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. — М.: Текст, 1993. —303 с.
  12. Р. Мемуары: 50 лет размышлений о политике. М.: Ладомир, 2002.-873 с.
  13. Р. Пристрастный зритель / Пер. с фршщ. под ред. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2006. — 416 с.
  14. Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. I I.C. Гуревича. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Политика», 1993. — 608 с.
  15. Н.Д. Язык и мир- человека. М.: Языки русской культуры, 1999: — 896 с.
  16. П.Бакунин М. А. Философия, социология, политика: М.: Правда, 1989. -621 с.
  17. Барт Р: S/Z / Пёр. с фр. Т. К. Косикова, В. П. Мурат М.: РИК «Культура», Ad Marginem, 1994. — 303 с.
  18. Р. Мифология / Пер. с фр, вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина — М.: Изд-во им: Сабашниковых, 1996. — 312 с.
  19. Ю.Барулин B.C. Российский человек в XX веке: Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2000. — 431 с. 21 .Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. — М.: Весь мир- 2004- 185 е.
  20. Бек У. Что такое глобализация? — М.: Прогресс-Традиция, 2001. —303 с.
  21. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального, прогнозирования. М.: Academia, 1999. — 786с.
  22. Д. От священного к светскому. // Религия и общество / Сост. В .И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775 с, — С 699 — 702.
  23. В. Православие — Самодержавие — Народность в условиях либеральных реформ — http://vmw.nasledie.ni/oboz/N0993/908.HTM.
  24. .Н. Идеология духовного подавления. М.: Мысль, 1971.- 295 с.
  25. B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков.
  26. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с."
  27. В.В. Язык философия. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 416 с.
  28. Блаженный Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. -Мн.: Харвест, 1999. — 1600 с.
  29. . Пароли. От фрагмента к фрагменту / Пер. с фр. Н. Суслова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 200 с.
  30. . Прозрачность зла. — М.: Добросвет, 2000. — 257 с.
  31. Е.И. Реклама как социокультурное явление в системе социальной коммуникации: Дис. к. социол. н. — Курск, 2005. — 139 с.
  32. Болыпой толковый словарь русского языка. / Сост. И гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  33. П. Социальное пространство: поля и практики. / Пер. с франц.- отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 2007. ~ 576 с.
  34. П. Социология социального пространства. / Пер. с франц.- отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
  35. Ф. Соч. в 2 Т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. — 575 с. 41 .Василъцов С. И., Обухов С. П. Русский вопрос России: Политические партии и самосознание нации. — М.: «Русский летописец, 2006. — 44 с.
  36. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001. — 253 с.
  37. А.В. Нужна ли России «национальная идея» — http://vodolagin-proff.narod.ru/doc/esse.htm.
  38. А.В. Философия воли. М.: Держава — XXI век, 2005.255 с.
  39. ., Ферихам А. Типы потребителей: введение в психографику/ Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.5Ъ.Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1998. — 1067 с.
  40. Г. Феноменология духа. // Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Часть 3. — М.: Ин-т философии АН СССР, 1956. — 371 с.
  41. Г. Философия права. — М.: Мысль, 1990. 524 с.
  42. Г. Философия религии. В 2-х т. Т. Г. — Mi: Мысль, 1976. — 532с.
  43. Г. Философия религии. В 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. — 573с.
  44. К. А. Об уме. М.: 1938. — 229 с.
  45. Т. Избранные философские произведения. В. 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1965. 583 с. 63 .Гоббс Т. Левиафан. // Избр. фил. произведения в 2-х томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1965. 748 с.
  46. М.К. Класс одиночек // Российская газета, 2006, 29 декабря, № 295 (4261). С. 7.
  47. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. 384 с.
  48. Гражданское общество и духовное развитие личности / авт. Б. Н. Бессонов, В. В. Дубицкий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. — 295 с.
  49. Г. Общества спектакля. / Пер. с фр. С. Офертас и М.Якубович. Ред. Б.Скупратов. М.: Логос, 2000. — 184 с.
  50. Р. Разыскание истины посредством естественного света. // Сочинения в 2 т. Т. 1 М.: Мысль, 1989. — 654 с.
  51. К.Х., Подзигун И. М. Глобализация и социально-философская мысль // Глобализация и философия. Сб. статей / Отв. ред К. Х. Делокаров: М., 2001. — 84 с. — С. 27 — 55.
  52. У. Многообразие религиозного опыта. — М.: Наука, 1993: —431 с.
  53. Д. Племянник Рамо. // Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак фаталист и его хозяин. — М.: Правда, 1984. — 544 с.1%.Дробницкий О. Г. Моральная философия: Избр. тр. О. Г. Дробницкий. М.: Гардарики, 2002. — 520 с.
  54. А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. — М.: РИП -холдинг, 2002. 222 с.
  55. Духовные аспекты трансформации российского общества. / Отв. ред. Э. Я. Мозговая. М.: РАГС, 2004. — 90 с. 81 .Евреева О. А. Перспективы соборности в современном мире. // Ученые записки РГСУ. -М.: Изд. РГСУ, 2006, № 3. С. 179 — 185.
  56. С. То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). / Пер с англ., слов., группа переводчиков. — М.: Логос, 2004. 336 с.
  57. Я.Н. Основные, вторичные и побочные эффекты рекламы. // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика», 2002, № 3. С 3 — 4:
  58. Зиновьев А: Постсоветская Россия- в эпоху глобализации. // Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный научно-практический' журнал социальных и гуманитарных наук. М.: 2002, Т. IV, вып. 1 — 2. — С. 301−304.
  59. А.А. Логическая социология. Экономика. Идеология. // Социально-гуманитарные знания, 2002, № 6. С. 126−144.
  60. Идеологический плюрализм: видимость и сущность/ Ред. кол.: Б. Н. Бессонов, И: С. Нарский (отв. редакторы), Х. Н. Момджян, Г. М. Сергеев. М: Мысль, 1987. — 314 с. 94 .Иконникова Н. И. Бытие человека: природа, структура, детерминация. -М.: Союз, 2006.- 312 с.
  61. Имшинецкая И: Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2002: — 172с.9 В.Кабанис П.Ж. Ж. Отношения между физической и нравственной природой человечества. — СПб, 1865. Т. 1.
  62. Т. Город Солнца // Философия от античности до современности. М.: Электронная библиотека DirectMEDIA, 2004 — С. 8228.
  63. . И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 1995. — 512с.
  64. И. Критика чистого разума СПб: ИКА «Тайм-Аут», 1993.476 с.
  65. И. Метафизика нравов // Кант И. Критика практического разума СПб: Наука, 1995. — 528 с.
  66. И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб: Наука, 1995. — 528 с.
  67. Л.П. Евразийская идея в материалистической оболочке. // Философские науки, 2004, № 9 С. 70.
  68. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608 с.
  69. Н.Б. Медиакультура, миф и политика. // Философские науки, 2006, № 5. С. 5 — 17.
  70. Г. С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии, 2006, № 4. С. 3 — 16.
  71. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / Пер. с нем. М.: Республика, 1997. -240 с.
  72. П. Принцип этической экономии. СПб, 1999. — 400 с,
  73. Т.Ф. Социально-философские основания культуры человека: Автореферат дис. к.ф.н. Омск, 2004. — 17 с.
  74. И.И. Либерализм: политика и идеология // Вопросы философии, 2006, № 1. С. 3 — 14.
  75. .И. Политический анализ, прогноз, технологии. — М.: Союз, 2002−231 с.
  76. Е.Ю. Динамика ценностных ориентации в современном российском обществе: проблема соотнесения светского и религиозного: Автореферат дис. к.ф.н. — М., 2004. — 23 с.
  77. П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. — 493 с.
  78. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Рус. яз., 1998. 848 с.
  79. Кто такие славяне? //Отечественные записки, 2002, № 3. С. 122−124.
  80. В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования российской идеологии 21 века / Ин-т соц.-полит. исследований РАН. М.: Книга и бизнес, 2004. — 552 с.
  81. Я. Первоочередная задача — реформа интеллектуальных секторов экономики. — опубликовано в журнале «Отечественные записки», 2005, № 1. — электронная версия http://magazines.russ.rU/oz/2005/l/2005l14.html.
  82. Е. Е. Панин Д.А. Идеи и знаки: Семиотика, философия языка и теория коммуникации в эпоху Французской революции. СПб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2004. — 248 с.
  83. JIeeu-Брюлъ JI. Сверхъестественное в первобытном мышлении — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 602 с.
  84. Е.В. Идеология как необходимый фактор жизни современного общества: Дис. к.ф.н. — Горно-Алтайск, 2004. — 197 с.
  85. ЛоккДж. Сочинения в трех томах. Т.1. — М.: Мысль, 1985. — 621с.
  86. ЛоккДж. Сочинения в трех томах: Т. 2. — М.: Мысль, 1985. — 560с.
  87. А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. — М.: ACT, 2000.-623 с.
  88. Лукач-Д. Политические тексты. / Пер. с нем и венг. — М.: Три квадрата, 2006. 336 с.
  89. Н. Общество как социальная система. / Пер. с нем. А.Антоновский. М.: Логос, 2004. — 232 с.
  90. Н. Государь // Макиавелли Н. Государь- Рассуждения о первой декаде Тита Ливия/ Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. — СПб.: Азбука-классика, 2006. 288 с.
  91. Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия// Макиавелли Н. Государь- Рассуждения о первой декаде Тита Ливия/ Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. — СПб.: Азбука-классика, 2006. 288 с.
  92. . Магия, наука и религия. / Вступ. статьи Р. Редфилда и др. -М.: Рефл-бук, 1998. 288 с.
  93. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999. — 419 с.
  94. Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 189 с.
  95. В.Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности: Дис. д.ф.н. — Барнаул, 2003. — 275 с.
  96. А. Наедине с собой. Размышления. // Римские стоики. Сенеке, Эпиктет, Марк Аврелий. -М.: Республика, 1985.
  97. К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 2. — М., 1967.
  98. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд, Т. IV. — М., 1955. — 616с.
  99. К., Энгельс Ф. О религии. — М. Прогресс, 1985. 334 с.
  100. JI.B. Общение в сфере телевидения: Дис. д. психол.н. -М., 2000.-424 с.
  101. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Политиздат, 1955. — 233 с.
  102. В.А. Третий Ренессанс // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рождения. Михаила Михайловича Бахтина (1895 1995). Сост., ред. К. Г. Исупов. — СПб: Алетейя, 1995. — 374 с. -С. 132−154.
  103. В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 с.
  104. В.М. Между прошлым и будущим. Избранная социально- философская публицистика. М., 1996. — 151 с.
  105. В.М. Россия как культурная альтернатива современной цивилизации // Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). К 70-летию профессора М. П. Мчедлова. — М.: РНИСиНП, 1998. -272 с. С. 49 — 58.
  106. А. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. 398 с.
  107. Методологическое своеобразие социально-гуманитарного знания / Колл. авт. М.: Изд-во МГУК, 1999. — 120 с.
  108. КБ. Социальная трансформация: содержание и субъектная детерминация: Дис. на к. ф. н. — Волгоград, 2004. 170 с.
  109. В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии, 2006,№ 4.-С. 27−43.
  110. В.И. Сущность и критерии социальной напряженности. М.: Российская государственная академия труда и занятости Минтруда России, 2000. — 160 с.
  111. В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация: Философские очерки. СПб.: Наука, 1994. — 145 с.
  112. Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие / Науч. ред. М. В. Удальцова. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение,. 2002. — 230 с.
  113. М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Том I. Пер. с фр. М.: Голос, 1992. — 384 с.
  114. М. Опыты. О славе, совести, добродетели и гневе./ Пер. с фр. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2003. — 747 с. 159.' Монтенъ М. Опыты. О стойкости, праздности, умеренности и страстях./ Пер. с фр. -М.: ACT- Харьков: Фолио, 2003. 654 с.
  115. Мор Т. Утопия // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков./ Пер. с лат., англ., фр. М.: Правда, 1989. — 608 с.
  116. И. Слагая слоганы. М.: РИП- холдинг, 20 021 — 170 с.
  117. JI.H. Знания о мире и мир знаний— М.: Педагогика, 1989.- 127 с.
  118. JI.H. Социалистическое общественное сознание: методологические проблемы. -М.: Мысль, 1982. 79 с.
  119. JI.H. Теория «деидеологизации»: Иллюзия и действительность. — М.: Мысль, 1971. — 237 с.
  120. С. Машина, творящая богов. — М.: Центр психологии и психотерапии, КСП+, 1998. 560 с.
  121. Н.В. Рождение и развитие философских идей: ист.-филос. очерки и портреты. — М.: Политиздат, 1991. 463 с.
  122. В.Л. Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. — М.: Армада-пресс, 2001. 686 с.
  123. М. От буквы — до духа // Российская газета, 2004 г., № 3606.
  124. Е. В. Человек потребляющий: культурологические аспекты антропологии ТВ-рекламы -http://www.ethnonet.ruAib/0503−05.html
  125. Е.В. Неотрадиционализм в культуре1 повседневности: Российская версия конца XX века: Автореферат дис. к. культурологических наук. М., 2004−27 с.
  126. Новая, постиндустриальная волна на Западе: Антология. / Под ред. В JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 63 Ь с.
  127. H.JI. Повседневность и язык : Культурологические, основания, и эмпирические реалии: Дис. д.ф.н. Саранск, 2003. — 311 с.
  128. У. Избранное: Пер. с лат. А. В. Апполонова и М. А. Гарнцева под общ. ред. А. В. Апполонова. -М.: Едиториал УРСС, 2002. -272 с.
  129. З.У. Формирование общественного идеала в социально-историческом развитии: Автореферат дис. к. ф. н. Махачкала- 2004. — 29 с.
  130. Ортега-и-Гассет X Восстание масс / Пер. с исп. — М.: ACT: Ермак, 2005. 269 с.
  131. Е.Д. Скрытое воздействие средств массовой информации на массовое сознание как социально-философская проблема: Дис. к.ф.н. — М., 2004. -154 с.
  132. Пайн II Джозеф Б., Гилмор Джеймс X Экономика впечатлений: работа — это театр, а каждый бизнес — сцена / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2005. 304 с.
  133. Н.И. Информационная война и «Третий Рим». — М.: Баярд, 2003.-257 с.
  134. ПанаринА.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств. // Вопросы философии, 2003, № 6. — С. 16−36.
  135. А. Сто страниц для будущего // Будущее в настоящем: Сборник / Сост. Н. Стрельникова, под общ. ред Э.А. Араб-Оглы. М.: Прогресс, 1984. — 224 с. — С. 26 — 47.
  136. А. Человеческие качества — М.: Прогресс, 1984. 302 с.
  137. Л.И. Духовное измерение реальности: Автореферат дис. к.ф.н. — Новошахтинск, 2003. — 19 с.
  138. Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 3 — М.: Мысль, 1994. — 654 с.
  139. Плотин. Об уме, идеях и сущем. // Плотин. — СПб.: Алетейя, 1995.-672 с.
  140. Плотин. Эннеады. Киев: «Уцими-Пресс», 1995. — 395 с.
  141. Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. — М, МГИМО, 1995.
  142. Политический театр Алексея Пушкова. // Российская газета, 2006, 16 декабря, № 284 (4250) С. 3.
  143. М.Ю. Социализация личности в условиях деидеологизации: в поиске идеологии консолидации. // Социально-гуманитарные знания, 2004, № 6. С. 63 — 78.
  144. А.А. Философия. Курс лекций. М.: Владос, 1995. — 302'с.
  145. . История западной философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-992 с.
  146. . Человеческое познание. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1997. — 555 с.
  147. Е.В. Реклама. 5-е изд. СПб: Питер, 2002. — 544 с.
  148. Россия и внешний мир. / Под ред. В. И. Жукова. М.: Союз, 2001. — 367 с.
  149. Россия на рубеже веков / Отв. ред. М. К. Горшков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИСиНП), 2000.-448 с.
  150. Савельева И, Полетаев А. Знание о прошлом как проблема социологии знания. — опубликовано в журнале «НЛО», 2001, № 52, электронная версия статьи http://magazines.mss.ru/nlo/2001/52/sav.html.
  151. Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. — ML: Алетейя, 2001. — 288 с.198: Синица Е. Реклама и менталитет. // Петербургский рекламист, 2003, № 3(78). -С. 18−19.
  152. СМИ в информационном взаимодействии власти и общества. Материалы Всероссийской конференции: М.: Хроникер, 2005. — 272 с.
  153. Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 416 с.
  154. Н.Е. Новые явления в ментальности россиян* // Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). К 70-летию профессора М. П. Мчедлова. М.: РНИСиНП- 1998. — 272 с. — С. 167 — 178.
  155. СЛ. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.622 с.
  156. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  157. .Т. Идеология и жизнь. Социологический очерк. — М.: Советская Россия, 1983. — 192 с.
  158. .Т., Харченко С. В. Социальное настроение. — М.: Academia, 1996. 196 с.
  159. .Т. Идеологические отношения: (Опыт социологического анализа). — М.: Мысль, 1988. 286 с.
  160. А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая. // ПОЛИС: Политические исследования, 2002, № 5. С. 123−133.
  161. У ледов А. К. Структура общественного сознания (теоретико-социологическое исследование). М.: Мысль, 1968. — 324 с.
  162. Ученова В В. Ценностные лабиринты рекламной деятельности. // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика», 2002, № 3. С. 14−23.
  163. В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии, 2005, № 11. — С. 3 — 23.
  164. В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс — Традиции, 2005 — 543 с.
  165. О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001.-384 с.
  166. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. — 719 с.
  167. Дж. Золотая ветвь. Ереван: Айастан, 1989: — 878 с.
  168. Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Пер. с англ. -М.: ACT, 2004. 571 с.
  169. Д. Идеологические страдания. // Независимая газета, 2006, 24 ноября. — электронный архив «Независимой газеты» http://www.ng.ru/ideas/2006−11−24/10stradania.html
  170. С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ACT, 2005. — 603 с.
  171. К. Постмодернизм / Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.-272 с.
  172. О. Вечная философия. М.: Эксмо, 2004. — 464 с.
  173. Хрестоматия по истории (философии (западая философия). Ч. 2 — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 528 с.
  174. Ю.М. Актуальные проблемы идеологического противоборства на мировой арене. — М.: О-во «Знание» РСФСР, 1986. — 42 с.
  175. А.Н. Курс лекций по древней философии. — М.: Высшая школа, 1981.-374 с.
  176. М. Формы знания и образование. // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 413 с.
  177. В. Грядущая реклама. М.: Интерэксперт, 2001. — 302 с.
  178. Е.Н. Медиапространство и символическое пространство. // Философские науки, 2004, № 9. С. 27.
  179. Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005. -160 с.
  180. Юм Д. Естественная история религии // Юм Д. Малые произведения. М.: Канон, 1996. — 460 с.
  181. Юм Д. Исследования о человеческом разумении. — М.: Прогресс, 1995.
  182. Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: Канон, Т. 2, 1995.
  183. Юм. Д. Малые произведения. М.: Канон, 1996. — 460 с.
  184. Юнг К.Г. О двух видах мышления. // Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. — 416 с.
  185. Е.А. Психология коллектива и личность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 93 с.
  186. Balkin, M.J. Cultural software: A Theory of ideology. — New Haven: Yale University Press, 2003. 350 p.
  187. Bell, Daniel. The end of ideology. — London: Harvard univ. press, 2000.-501 p.
  188. Brzezinski Zb. Between two ages. America’s role in the Technotronic era. N.Y., 1970:
  189. Chomsmky N. Simple Trushs, Hard Problems: Some thoughts on terror, justice and selfdefence. // Philosophy, 2005, vol. 80. — P. 5 — 28.
  190. Fejes F, Schwoch J. Competing ideology for the information age: A two sector model' of the New Information society / The ideology of the Information age / Ed. by J. Slack and F. Fejes. — Norwood, 1987.
  191. Habermas J. Religious Tolerance The Pacemaker of Cultural' ' Rights. // Philosophy, 2004, vol. 79. — P. 5 — 18.242. http://www.itu.int/wsis официальный сайт Всемирного саммита по вопросам информационного общества.
  192. Jackie Hogan. The construction of gendered national identities in the television advertisements Japan and Australia. // Media culture & society, Vol. 21,. № 6,1999.
  193. Jasay, de Anthony. Freedom from a Mainly Logical Perspective/ I I Philosophy, 2005, vol. 80. P. 565 — 584.
  194. Jenkins, Ph. Images of terror: What we can or can’t know about terrorism. -N. Y.: Aldine de Gruyter, 2003. 227 p.
  195. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. -Wash.: World Future Soc., 1983. 171 p.
  196. McLuhan M. Understanding media: The Extensions of Man. N.Y., 1967.
  197. McLuhan M. Hot and Cool. A collection of essays with responses by Marshall MacLuhan. N. Y.: New American Library. 1967.
  198. Media Culture and Society, 1998, № 20.
  199. Oliga, John C. Power, Ideology, and Control. N.-Y.A Plenum US, 1996.-344 p.
  200. Philosophy, 2003, vol. 78.
  201. Platner, Marc F. Internationalism and Democracy. // Philosophy, 2005, vol. 80.-P. 495−511.
  202. Richardson G.W. Looking for meaning in all the wrong places: why negative advertising is a suspect category. // Journal of Communication, 2001, vol. 51. — P.775−800.
  203. Sawhney H. Information superhighway. Metaphors as midwives // Media Culture and Society, 1996, № 18. P. 291 — 314.
  204. Social problems, 2006, Vol. 53.
  205. Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. — Oxford: Polity Press, 1990.
  206. Webster F. Theories of the Information Society. L., NY.: Routledge, 1997.-257p.
  207. Williams, Louise Blakeney. Modernism and the ideology of history. — Cambridge: Cambridge univ. press, 2002. 265 p.
Заполнить форму текущей работой