Взаимодействие искусства и повседневности как механизм трансформации культурных парадигм
Диссертация
Культурная ситуация XX века показала, что идея «здравого смысла», господствовавшая двести лет, перестала быть доминирующей, идеалы научной рациональности и модернистского проекта «рухнули» и мир утратил былую целостность. Стремление восстановить целостность социальной реальности, обрести фундамент для ее воссоздания побуждает человека отыскивать в прошлом образец, который можно выдвинуть… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Культурная парадигма и проблема трансформации социальной реальности
- 1. Философский поиск оснований трансформации социальной реальности
- 2. Культурная парадигма как способ организации социального пространства
- Глава II. Взаимодействие искусства и повседневности как проблема социальной философии
- 1. Социальная функция искусства
- 2. Исторические типы взаимодействия искусства и повседневности
- Глава III. Преобразование повседневности: опыт русского авангарда
- 1. Авангард в искусстве рубежа XIX — XX вв. как вариант трансформации нововременной культурной парадигмы
- 2. Поиски беспредметного искусства в области создания новой эстетики повседневности: супрематизм и конструктивизм
- 3. Русский авангард и практика повседневности: варианты воплощения идеала жизнестроения
- 4. Институализация авангардных культурных моделей
Список литературы
- Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. СПб.: Алетейя, 1999.-272 с.
- Аверинцев С. Красота как святость//Курьер. 1988. №.7 — С. 13.
- Адаскина Н. Место ВХУТЕМАСа в русском авангарде // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 97−109.
- Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-400 с.
- Амазонки авангарда: Каталог выставки. Нью-Йорк: Музей Соломона Гугенхейма, — М.: Третьяковская галерея, Галарт, 2000. — 366 с.
- Антология исследований культуры Т.1. Интерпретации культуры -СПб.: Университетская книга, 1997 726 с.
- Бакач Н.Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа: Дисс.. канд. филос. наук. Волгоград, 1998. — 136 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М.: Изд. группа «Прогресс" — «Универс», «Рея», 1994. — 615 с.
- Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М.: Радуга, 1983. -С. 326−333.
- Ю.Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. — С. 69 — 255.
- П.Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 20-х годов. -Киев: Next, 1984.-С. 9−68.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. — 525 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. -М.: Медиум, 1995.-321 с.
- Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М.: ИЧП Лига, 1994. с. 464−499.
- Бердяев Н.А. Конец ренессанса и кризис гуманизма // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М.: ИЧП Лига, 1994. -С. 392−406.
- Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.: Интерпринт, 1990. — 48 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.-445 с.
- Бердяев Н.А. Человек и машина // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М.: ИЧП Лига, 1994. — С. 499−523.
- Березин Ф. М. История лингвистических учений. М.: Высшая школа, 1984.-319 с.
- Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. — 244 с.
- Богданов К. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство — СПБ, 2001. — 438 с.
- Бодлер Ш. Об искусстве / Пер. с фр. М.: Искусство, 1986. — 421 с.
- Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр. М.: Рудомино, 1995. — 168 с.172
- Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция k. XIX XX -М, 1987.-319 с.
- Бранский В.П. Искусство и Философия: Роль философии в Формировании и восприятии художественного произведения на примере живописи. -Калининград: Янтарный сказ, 1999. 704 с.
- Бродель Ф. Структуры повседневности Т. 1: Возможное и невозможное. -М.: Прогресс, 1986. 622 с.
- Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. — 173 с.
- Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр. СПб.: Институт экспериментальной социологии, Алетейя, 2001. — 562 с.
- Бурлюк Д.Д. Воспоминания отца русского футуризма / Публикация Е. Чижова, Д. Ксенина // Минувшее: Исторический альманах Вып. 5. -М.: Прогресс, Феникс, 1991. — С. 7−53.
- Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // ConHO^oroc=Socio-Logos: Социология. Антропология. Метафизика. М.: Прогресс, 1991.-С. 39−50.
- Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. — 565 с.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. — С. 61−208.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. -780 с.
- Вейц М. Роль теории в эстетике // Американская философия искусства:173основные концепции второй половины XX века антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология. — Екатеринбург: Деловая книга, — Бишкек: Одиссей, 1987. — С. 43−60.
- Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. -М.: Искусство, 1988. 239 с.
- Волошин М. Скелет живописи // Весы. 1904. -№ 1. — С. 41−51.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 575 с.
- Гасснер X. Конструктивисты: Модернизм на пути Модернизации // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 124−162.
- Гачев Г. Г. Жизнь художественного сознания: очерки по истории образа. -М.: Искусство, 1972.-200 с.
- Генис А. Лук и капуста. Парадигмы современной культуры // Знамя. -1994.-№ 8.-С. 188−200.
- Герман М.Г. Уильям Хогарт и его время. Л.: Искусство, 1977. — 225 с.
- Голенков С.И. Хайдеггер и проблема социального. Самара: Издательство «Самарский университет», 2002. — 132 с.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. — 217 с.
- Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Количественный и качественный подходы. Самара: Издательство «Самарский университет», 2002. — 424 с.
- Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.: Изд. корпорация Логос, 1995.-144 с.
- Гумбольдт В. фон Язык и философия культуры: Пер. с нем. / Сост, общая ред. и статьи А. В. Гулыги и Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1985. -450 с.
- Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. — 369 с.174
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М.: Индрик, 1993. — 328 с.
- Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарика, Юрист, 1999. — 278 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995. — 288 с.
- Гурьянова Н. Хронология нового русского искусства 1915 1932 // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 — 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 697−706.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 336 с.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 136−176.63 .Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. — № 3. — С. 101−116.
- Даниэль С.М. Картина классической эпохи. — Л.: Искусство, 1986. 199 с.
- Джафарова С. Музей живописной культуры // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 84−96.
- Дики Дж. Определяя искусство // Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология. — Екатеринбург: Деловая книга, — Бишкек: Одиссей, 1987. — С. 243−252.
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. -С. 213−255.
- Дуглас Ш. Русский текстиль. 1928 -1932 // Великая утопия: Русский и175советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 255−264.
- Дудник С.И., Солонин Ю. Н. Парадигмы исторического мышления XX века: Очерки по современной философии культуры. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. — 199 с.
- Еремеев А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987. — 317 с.
- Жадова J1. А. Эль Лисицкий теоретик визуальной культуры // Проблемы образного мышления и дизайн. — М.: Искусство, 1987. — С. 55−64.
- Философия культуры. Т. 1.-М.: Юрист, 1996. С. 483−488. 79. Зиммель Г. Как возможно общество // Зиммель Г. Избранное. Философиякультуры. Т. 2.-М.: Юрист, 1996. С. 509−526. 80.3иммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология. XX век.
- Антология. М.: Юрист, 1995. — С. 378−398. 81. Зиммель Г. Приключение // Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. Т. 2.-М.: Юрист, 1996. — С. 212−226.
- Иванов В.И. О кризисе гуманизма // Иванов В. И. Родное и вселенское. -М.: Республика, 1994. С. 102−112.176
- Иванов В.И., Гершензон М. Переписка из двух углов // Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. — С. 113−136.
- Иванова JI.B. Воспоминания: Книга об отце. М.: РИК, «Культура», Феникс, 1992.-428 с.
- Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: Интрада, 2001. -382 с.
- Ионин Л.Г. Культура на переломе: направления и механизмы современного культурного развития в России // Социологические исследования. 1995 — № 2. — С. 41−48.
- Ионин Л.Г. Повседневность как не праздник и не идеал // Художественный журнал. 1997. — Июль. — № 17. — С. 6−9.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. — 280 с.
- Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. — 272 с.
- История буржуазной социологии XIX начала XX века. — М.: Наука, 1979. — 306 с.
- История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах М.: РГГУ, 1996 — 255 с.
- Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. — С. 6−22.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве // Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х томах. Т. 1 — М.: Гилея, 2001. -С. 96−200.
- Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: В 6 томах. Т. 5. М.: Наука, 1966. — 564 с. 1.l
- Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения: В 6 томах. Т. 3. -М.: Наука, 1964.-799 с.
- Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Сочинения: В 6 томах. Т. 4. Ч. 2 — М.: Наука, 1964. — С. 107−438.
- Капроу А. Искусство, которое не может быть искусством // Художественный журнал. 1997. — Июль. — № 17. — С. 6−9.
- Карасик И. Мансуров в ГИНХУКе // Павел Мансуров. Петроградский авангард. Каталог выставки. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Edition, 1995. — С. 26−36.
- Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993. -351 с.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. -779 с.
- Кнабе Г. С. Язык бытовых вещей // Декоративное искусство. 1985. -№ 1. — С. 39−43.
- Князев Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировиденье: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 3−20.
- Коваленко Г. Александра Экстер // Амазонки авангарда: Каталог выставки. Нью-Йорк: Музей Соломона Гугенгейма — М.: Третьяковская галерея, Галарт, 2000. — С. 131−155.
- Ковтун Е.Ф. Корни Матюшина // Служение русскому авангарду: Памяти Е. Ф. Ковтуна. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Edition, 1998. — С. 24−29.
- Ковтун Е.Ф. Лучизм Ларионова // Русский авангард: Недописанные страницы. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Edition, 1999. -С. 5−23.
- Ковтун Е.Ф. Русский авангард 1920-х 1930-х годов. — СПб.: Аврора, 1996.-287 с.178
- Ковтун Е.Ф. Русский период Мансурова // Павел Мансуров. Петроградский авангард. Каталог выставки. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Edition, 1995. — С. 10−25.
- Ковтун Е.Ф. Филонов и мастера аналитического искусства // Ковтун Е. Ф. Русский авангард 1920-х 1930-х годов. — СПб.: Аврора, 1996. -С. 125−147.
- Коген Г. Эстетика чистого чувства (Фрагменты из тома I: основы систематической эстетики) // Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е. Г. Яковлева. -М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 54−60.
- Козлова Н.Н. Горизонт повседневности советской эпохи. -М.: ИФРАН, 1996.-216 с.
- Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник -М.: Ключ-С, 1998.-192 с.
- Козьякова М.И. Эстетика повседневности. Материальная культура и быт 15−19 веков. М.: ГИТИС, 1996. — 176 с.
- Комптон С. Искусство советской книги. 1922 1932 // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 — 1932. Каталог выставки. -М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 217−226.
- Конев В.А. Социальное бытие искусства. Саратов: Издательство саратовского университета, 1975. — 187 с.
- Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // В. А. Конев Онтология культуры. Самара: Издательство «Самарский университет», 1998. — С. 3−17.
- Конев В.А. Человек в мире культуры: Культура, человек, образование: Пособие по спецкурсу. Издание 2-е, исправленное и дополненное. -Самара: Издательство «Самарский университет», 2000. 109 с.
- Кравченко А. И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 1995. -140 с.
- Кризис эстетики? Материалы круглого стола // Вопросы философии.1 791 991.-№ 9.-С. 3−13.
- Кристева Ю. Зачем сегодня нужны художники // Художественный журнал. 1996 — № 9. — С. 8−9.
- Кроль А.Е. Уильям Хогарт. М. — JI.: Советский художник, 1966. -187 с.
- Кун Т. Структура научных революций: Логика и методология науки. -М.: Прогресс, 1977. 300 с.
- Лаврентьев А. Что такое линиизм? // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993.-С. 172−174.
- Лапин Н.И. Кризис отчуждения бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 29−41.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 376 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Пер. с фр. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.
- Левин Ю.И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature (Special issue devoted to Acmeism) I. — Амстердам -1974.-№ 7/8.-С. 47−83.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983 / Пер. с фр. — 535 с.
- Ледантю М. Живопись всеков / Публикация Дж.Э. Боулта // Минувшее: Исторический альманах Вып. 5. — М.: Прогресс, Феникс, 1991. -С. 183−202.
- Лехциер В.Л. Введение в феноменологию художественного опыта. -Самара: Издательство «Самарский университет», 2000 236 с.
- Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.180
- Личкова В.А. Концепция эвокативности языка культуры // Лингвистика: взаимодействие концепций и парадигм. Харьков, 1991. -Вып. 1, ч.2.-С. 306−311.
- Лишаев С.А. Эстетика другого. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2000. — 366 с.
- Лобанова-Ростовская Н. Советский фарфор 1920-х: Оружие пропаганды // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 242−254.
- Лоддер К. Переход к конструктивизму // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993.-С. 110−120.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства СПб.: Искусство — СПБ, 1994. — 399 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Изд. группа «Прогресс" — Гнозис, 1992.-288 с.
- Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. -С.17−245.
- Малевич К. Государственникам от искусства. Статьи в газете Анархия // Малевич К. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913 -1929. Сочинения в 5 т. Т. 1. -М.: Гилея, 1995. С. 75−87.
- Малевич К. От кубизма к супрематизму // Малевич К. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913 -1929. Сочинения в 5 т. Т. 1. — М.: Гилея, 1995. — С. 27−35.
- Малевич К. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913 1929. Сочинения в 5 т. — Т. 1. — М.: Гилея, 1995. — 393 с.181
- Малевич К. Супрематизм // Малевич К. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913 -1929. Сочинения в 5 т.-Т. 1. -М.: Гилея, 1995.-С. 150−153.
- Малявин В.В. Мифология и традиция постмодернизма // Логос. -Книга 1: Разум. Духовность. Традиция. 1991. — С. 51−59.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. -432 с.
- Мамардашвили М.М., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании и языке. Иерусалим: Малер, 1982. — 276 с.
- Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. — 700 с.
- Мангейм К. Очерки социологии знания. М.: ИНИОН, 2000. — 164 с.
- Мандельштам О.Э. О природе слова // О. Мандельштам. Сочинения. -Т. 2.-М. 1990.-С. 172−187.
- Маркаде Ж.-К. Живописная формула Мансурова // Павел Мансуров. Петроградский авангард: Каталог выставки. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Edition, 1995. — С. 37−39.
- Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. -СПб.: Алетейя, 1999.-296 с.
- Марков М. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. — 239 с.
- Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т. 4. — М.: Политиздат, 1986. -С. 136−140.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация / Пер. с англ. Киев: ИСА, 1995. -352с.
- Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: Санкт-Петербургская академия культуры, 1995. — 217 с.
- Мириманов В. Б. Европейский авангард и традиционное искусство: Проблема конвергенции // Международный журнал по теории и истории182мировой культуры. Мировое древо. Arbor mundi. The Wold Tree. M., 1993.-№ 2.
- Моль А. Социодинамика культуры. M.: Прогресс, 1973. — 406 с.
- Наков А.Б. Абстрактное и конкретное искусство. Россия и Польша. -М.: Искусство, 1997.-416 с.
- Наков А.Б. Русский авангард. М.: Искусство, 1991.-191с.
- Ницше Ф. Веселая наука. // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1. / Сост., ред. и примеч. К. А. Свасьяна. -М.: Мысль, 1996. С. 491−719.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / Сост., ред. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1996. — С. 238−406.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Сост., ред. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1996. — С. 47−157.
- Общества, организации, учебные заведения // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. С. 707−724.
- Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы: Сборник. М.: Радуга, 1991. — 63 8 с.
- Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? -М.: Наука, 1991. С. 3−51.
- Павел Филонов в контексте художественной культуры XX века (круглый стол) // Философские науки. 1991. — № 2. — С. 95−115.
- Парнис А.Е. Ранние статьи Р. Якобсона о живописи // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — С. 409−413.
- Пассмор Дж. Культурные универсалии // Философские науки. 1990 -№ 11.-С. 110−114.
- Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. JL: Искусство, 1980. 240 с.183
- Перцов В. Маяковский: Жизнь и творчество. (1893 1917). -М.: Наука, 1969.-366 с.
- Повелихина А. Мир как органическое целое // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 55−62.
- Поспелов Г. Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990. — 272 с.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
- Прокофьев В. Н Живопись Эдуарда Мане: Между прошлым и будущим // Прокофьев В. Н. Об искусстве искусствознании. Статьи разных лет. -М.: советский художник, 1985 С. 115−137.
- Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм // Прокофьев В. Н. Об искусстве искусствознании. Статьи разных лет. М. Советский художник, 1985. -С. 150−181.
- Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СпбГУ- Алетейя, 2000. — 352 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.-413 с.
- Розанов В.В. Опавшие листья: Лирико-философские записки. -М.: Современник, 1992. 543 с.184
- Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.- Лабиринт, 1994. -210 с.
- Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с.
- Сарабьянов Д.В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М.: Галарт, 1994. — 207 с.
- Сарабьянов Д.В., Шатских А. С. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М.: Искусство, 1993. — 414 с.
- Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994. — 248 с.
- Сергеев К.А. Ренессансное основание антропоцентризма. СПб.: Издательство СпбГУ, 1993. — 258 с.
- Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1994. — 373 с.
- Синергетика в пространстве культуры // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. Раздел II. М.: Прогресс-Традиция, 2000.-С. 156−325.
- Следственное дело Иг. Терентьева, 1931 / Публикация С. В. Кудрявцева // Минувшее: Исторический альманах Вып. 18. — М.-СПб.: Atheneum, Феникс, 1995.-С. 533−610.
- Смирнова Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. — № 1. — С. 127−137.
- Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е. Г. Яковлева. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 224 с.
- Соловьева С.В. Индивидуальная форма историчности. Самара: Издательство «Самарский университет», 2002. — 177 с.
- Соловьева С.В. Индивидуальная форма историчности: человек в эпоху социальных и культурных перемен. Дисс.. канд. филос. наук. Самара, 1999.-284 с.
- Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 427−504.
- Сорокин П.А. О так называемых факторах социальной эволюции // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -С. 521−530.
- Степанов А.И. Прекрасная политика // Логос. С.-Петерб. чтения по философии культуры. Российский духовный опыт. СПб., 1992. -С. 89−103.
- Степанов Ю.С. Язык и метод: К современной философии языка. -М.: Языки русской культуры, 1998. 784 с.
- Ступников И.В. Джон Гей- Комментарии к Опере нищего Дж. Гея. // Джон Гей Опера нищего Полли. М.: Искусство, 1977. — С. 3−33- 201−215.
- Тавризян Г. М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1989. — 269 с.
- Татаркевич В. Дефиниция искусства // Вопросы философии. 1973. -№ 5.-С. 67−75.
- Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. -736 с.186
- Третьяков С.М. Искусство в революции и революция в искусстве. -Горн- 1923-№ 3(8).-С. 114−117.
- Тюпа В.И. Парадигма художественности (Конспект цикла лекций) // Дискурс 1997. -№ 3−4. — С. 175−180.
- Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. -М.: Ренессанс, 1991. 289 с.
- Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. — 208 с.
- Фуко М. Слова и вещи / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. — 405 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. M.:Ad Marginem, 1997. — 451 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. — 447 с.
- Хайдеггер М. Искусство и пространство / Примечания В. В Бибихина, Р. А. Гальцовой // Самосознание европейской культуры XX века. -М.: Прогресс, 1991. С. 95−102.
- Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. — 464 с.
- Хогарт В. Автобиографические заметки // Мастера искусство об искусстве. Т. 2. — М., 1933. — С. 66−76.
- Ходасевич В.М. Портреты словами: Очерки о деятелях русской культуры. -М.: Советский писатель, 1987. 318 с.
- Художественная культура и искусство: методологические проблемы. Сб. научных трудов. Л.: ЛГИТМИК, 1987. — 158 с.
- Художественное в эстетике и искусстве. Киев: Наукова думка, 1990.249 с.
- Частная жизнь: Человек в кругу семьи. М.: РГГУ, 1996. — 376 с.
- Шарп Дж. А. Малевич, Бенуа и критическое восприятие выставки 0,10 // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 41−54.
- Шатских А. Краткая история ОБМОХУ // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993.-С. 163−171.
- Шатских А. УНОВИС очаг нового мира // Великая утопия: Русский и советский авангард 1915 — 1932. Каталог выставки. — М.: Галарт, — Берн: Бентелли, 1993. — С. 72−83.
- Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: Автореф. дисс.. к. ф. н. Волгоград, 1994. — 18 с.
- Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.- Л.: Изд. Академии, 1935. — 204 с.
- Шкловский В.Б. Гамбургский счет. Л.: Искусство писателей, 1928.250 с.
- Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. -383 с.188
- Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2 (Фрагменты) // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. — 432−453 с.
- Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М.: Логос, 2002. -680 с.
- Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. — № 2. — С. 129−137
- Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: тексты. М.: Изд. Межд. ун-та Бизнеса и Управления, 1996. — С. 481−496.
- Эпштейн М. Искусство авангарда как явление религиозного сознания // Новый мир. 1989. — 12. — С. 222−235.
- Эстетические ценности предметно-пространственной среды. -М.: Стройиздат, 1990. 335 с.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
- Якимович А.К. Парадигмы XX века // Русский авангард 1910 1920-х годов в европейском контексте. — М.: Наука, 2000. — С. 3−16.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. -527 с.
- Barthes R. Le grain de la voix. Paris., 1958.
- Barthes R. Sollers ecrivain. Paris., 1959.
- Hintikka J. Possible Worlds and Epistemik Logik // Nous. 1967. -Vol. 1. -№ 1.
- Levi-Strauss C. Le regard e loigne. Paris, 1983
- Paulson R. Hogarth: his life. Art and times. London, 1971.
- Shutz A. The Homecomer. On Phenomenologie and Social Relation. -Chicago, 1977.
- Tenbruck F.H. Representative Kultur // Sozialstrukur und Kultur / Hrsg. von H. Haferkamp. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.