Повышение социального и культурного статуса педагогической деятельности становится одной из главных задач российской системы образования. Модернизация образования, ее объективное влияние на развитие общества, обусловили поиск нового идеала учителя. Не снижается также острота проблемы сохранения целостности национальной системы профессионального образования и обеспечения стабильности ее развития на основе регулируемого эволюционирования. Идеал педагога-профессионала, компетентного и способного ориентироваться в конкретной ситуации, умеющего творчески подходить к решению педагогических задач, — вот образ учителя у народников. Однако он и сейча также актуален.
Успешное решение этой задачи возможно при условии непрерывного развития личностной и профессиональной культуры педагога, его способности видеть педагогические проблемы в контексте социокультурных изменений, что предполагает неразрывную связь и преемственность идеала учителя из прошлого в будущее.
В современных социальных условиях заметно обострились противоречия между:
существующей практикой педагогического образования готовить учителя-предметника и необходимостью развития личности будущего педагога как субъекта профессиональной деятельности, формирования его профессионального интереса к своей будущей деятельности и соответствующих профессионально-личностных качеств, как это было у народников;
образовательными возможностями формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у будущих сельских учителей, влияющими на формирование общепедагогических представлений, и отсутствием образцов, какие имели место в XIX веке;
увеличивающим числом выпускников педагогических специальностей и незначительным количеством выпускников, приступивших к работе в образовательных учреждениях.
Одной из основных причин неэффективности педагогического образования является отсутствие системы содержания, методов и организационных форм, обеспечивающих формирование профессионального интереса студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. В то же время, можно утверждать, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для разрешения выявленных противоречий в практике высшего педагогического образования, например, путем использования плюсов и минусов идеала, сложившегося в образе учителя у народников.
Тем не менее, в научно-практических исследованиях недостаточно разработана система формирования идеала учителя у педагогических работников.
Полученные данные позволили сформулировать проблему, которая заключается в разработке и научном обосновании дидактической системы формирования нового идеала учителя на основе образа учителя у народников. Что и позволило определить тему исследования.
Цель исследования разработка и научное обоснование системы формирования идеала учителя у нродников и его черты в современном образе учителя.
Объект исследования система представлений об учителе у народников.
Предмет исследования система формирования идеала учителя у народников.
Цель, предмет исследования определили необходимость постановки следующих задач:
1. Обобщить теоретический и экспериментальный материал по теме исследования и уточнить понятие «идеал учителя у народников».
2. Выявить специфику содержания и структурные компоненты педагогической деятельности в понимании народников.
3. Разработать и научно обосновать дидактическую систему поэтапного формирования нового идеала учителя сегодня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские исследования идей системно-структурного подхода (В.Г. Афанасьев, В. П. Кузьмин, В. А. Черкасов и др.); теория формирования профессиональных педагогических умений (О.А. Абдуллина, И. Т. Огородников, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Н. М. Яковлева и др.); учение о взаимосвязи педагогической теории и практики (В.И. Журавлев, В. В. Краевский, В. М. Полонский и др.); теория о сущности профессионального интереса (Б.Г.Ананьев, Г. Д. Бабушкин, И. Ф. Гербарт, Л. А. Гордон, С. П. Крягжде, А. К. Маркова, А. Осин, С. Л. Рубинштейн и др.); теория поэтапного формирования умственных понятий и действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.); концепции формирования личности учителя (Б.Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.); общефилософские принципы (единства сознания и деятельности; личностно-деятельностный; развития субъекта через деятельность).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы: междисциплинарный анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; синтез и обобщение научных взглядов на проблему формирования идеала учителя у народников; педагогическое моделирование и др социологические методы.
Глава 1 Народничество: сущность, представители, основные проблемы.
1.1 Российская интеллигенция в глазах народников: сущность и выдающиеся представители
В русской и советской историографии история российской интеллигенции XIX — начала XX в. рассмотрена достаточно подробно. Первые попытки изучения причин зарождения и особенностей русской интеллигенции были сделаны во второй половине XIX начале XX в. В дореволюционных исследованиях интеллигенция определялась как внесословная и внеклассовая группа образованных людей, а история русской интеллигенции отождествлялась с историей русского сознания. Термин «интеллигенция» не рассматривался с позиций профессиональной деятельности. Однако уже тогда выделяли группу «служилой интеллигенции», формирование которой связывали с эпохой Петра I и зарождением нового «образованного класса». На протяжении длительной истории существования понятия «интеллигенция» ему подбирались разные критерии.
В отечественной историографии интеллигенция как социальный слой рассматривается с 1860-х годов. Это связано с особенностями распространения просвещения и развития системы образования. В начале XX века феномен русской интеллигенции рассматривался с позиций философии. Сторонники «философии Всеединства» Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, К. Н. Леонтьев, М. О. Гершензон и др., опубликовавшие свои размышления в сборниках «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909), пытались осмыслить предназначение русской интеллигенции, обозначить истоки её формирования. В словаре В. Даля понятие «интеллигенция» трактуется как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» .
В советской историографии в определении интеллигенции укрепилась профессиональная составляющая данного общественного слоя. В Большой советской энциклопедии интеллигенция определяется как «общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры». Здесь же отмечается, что самой многочисленной в дореволюционной России была интеллигенция, служившая в государственном аппарате и аппарате управления капиталистической промышленностью, в том числе служащих органов гражданской администрации .
В контексте изучения профессиональных групп вела разработку темы истории российской интеллигенции советская историческая наука. В советской историографии в 1960;1980;е годы появились исследования по истории российской интеллигенции (в первую очередь следует назвать монографии В.Р.Лейкиной-Свирской, Н.М.Пирумовой). В них рассмотрены вопросы формирования интеллигенции, её социальный, профессиональный состав, материальное и общественное положение различных категорий интеллигенции. Уделено внимание вопросам развития системы образования, численности образованных кадров. Важное место в работах всех авторов отведено общественной и революционной деятельности интеллигенции.
Группа интеллигенции, занятая в сфере образовательной и воспитательной деятельности, в конце XIX начале XX века была наиболее многочисленной. Её оформление находилось в прямой зависимости от процесса развития системы народного образования. Постепенное формирование на территории региона системы духовных и светских учебных заведений повлияло на сословный состав учительского персонала. Если в первой половине XIX века на учительской службе состояли в основном представители духовенства, то в конце XIX начале XX веков в этой сфере были задействованы представители всех сословий. Рост количества учебных заведений требовал значительного увеличения числа преподавателей. Однако из-за отсутствия специализированных учебных заведений по подготовке учителей, зачастую в начальной школе их обязанности выполняли лица с низшим образованием, без свидетельств на звание учителя. Важную роль в повышении образовательного уровня преподавательского состава школ сыграла система подготовки земских стипендиатов из местного населения. В начале XX века появляются общества по поддержке учительского труда, поднимаются вопросы социальных гарантий для представителей этой профессии. Плановая подготовка интеллигенции из местного населения через систему земских стипендиатов привела к увеличению их количества во всех видах социальных учреждений.