Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дана общая характеристика современного обыденного религиозного сознания в условиях дезорганизованной социальности. В качестве научного инструментария использовалась теория ритуала В. Тэрнера, позволяющая проследить параллели между лиминальной и коммунитарной стадиями ритуала и процессами дезорганизации — самоорганизации в обществе. Также в качестве инструментария теоретического и эмпирического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обыденное религиозное сознание в условиях социальной дезорганизации
    • 1. 1. Обыденное религиозное сознание: понятие и феномен
    • 1. 2. Специфика современного обыденного религиозного сознания: эволюционный аспект
    • 1. 3. Общая характеристика процесса социальной дезорганизации
    • 1. 4. Обыденное религиозное сознание в условиях социальной дезорганизации в примитивном и современном обществах
  • Глава 2. Дезорганизация обыденного религиозного сознания в современном российском обществе
    • 2. 1. Современная российская религиозность и дезорганизация обыденного религиозного сознания
    • 2. 2. Отдельные идеи и представления современного российского обыденного религиозного сознания в условиях социальной дезорганизации
    • 2. 3. Анализ воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание современного российского общества

Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Состояние социальной дезорганизации, в котором оказалось современное российское общество, определяет необходимость изучения проблем, связанных с динамикой общественного сознания, в том числе и религиозного сознания.

Проблематика изучения обыденного религиозного сознания предполагает разработку концептуальной модели особенностей обыденного религиозного сознания в мире современной социальности. Но особое значение приобретает выявление особенностей обыденного религиозного сознания в условиях социальной дезорганизации, особенно актуальное для современного российского общества.

Выявление особенностей современного обыденного религиозного сознания предполагает его рассмотрение в эволюционном аспекте. Возникает необходимость изучения связи обыденного религиозного сознания в процессе эволюции с определёнными историческими типами социальности и мировоззренческими системами.

Изучение обыденного религиозного сознания в дезорганизованной социальной среде предполагает рассмотрение воздействия дезорганизационных процессов на него в эволюционной перспективе, от примитивного до современного постмодернистского общества. Важное значение для понимания сути воздействия социальной дезорганизации на современное обыденное религиозное сознание приобретает изучение особенностей восприятия дезорганизационных процессов с позиции мифологического сознания, определение степени их воздействия на примитивный социум.

Эволюционный аспект изучения обыденного религиозного сознания предполагает выделение и анализ процессов в религиозной сфере жизни общества, оказывающих воздействие на эволюцию религиозного сознания от примитивного до современного общества.

Для изучения специфики обыденного религиозного сознания жителей Ставропольского края необходимо определение доминирующих факторов социальной дезорганизации, воздействующих на него, а также доминирующих типов депривации.

Определение доминирующих типов депривации делает возможным рассмотрение перспектив развития на территории Ставропольского края религиозных организаций различных типов.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, связанные с воздействием изменения социальной среды на религиозное сознание являлись объектом пристального изучения.

Изучением понятия, структуры, особенностей и эволюции религиозного сознания занималась целая плеяда отечественных религиоведов и философов: Н. П. Андрианов, Ю. Ф. Борунков, Е. К. Дулуман, B.C. Кулик, Б. А. Лобовик, Е. В. Осиновец, В. В. Павлюк, А. Д. Сухов, В. Танчер, Д. М. Угринович и др.

Воздействие эволюционных изменений в обществе на развитие религиозного сознания освящено в трудах П. Бергера, Р. Белла, И. Ваха, М. Вебера, Э. Гирли, Ч. Глока, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, X. Кокса, О. Конта, Т. Лукмана, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Г. Спенсера и др.

Специфика первобытного мышления и мифологического сознания, а также архаической религиозности отражена в трудах Э. Я. Голосовкера, М. Евз-лина, В. В. Иванова, Ф. Х. Кессиди, М. Ю. Лотмана, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Ф. Лосева, Е. М. Мелетинского, B.C. Полосина, М. Ю. Смирнова, В. Н. Топорова и др. Коллективные формы религиозного сознания изучались Э. Дюркгеймом, Л. Леви-Брюлем, К. Г. Юнгом. Психологическую основу изучаемых явлений и процессов составили научные взгляды А. Адлера, У. Джемса, Е. Блейера, Д. Кэмпбелла, 3. Фрейда, Д. Хиллмана, К. Г. Юнга и др.

Изучение современной традиционной и нетрадиционной религиозности представлено работами А. Баркер, Р. Белла, Э. Гирли П. Хиласа, В. И. Гараджи, А. Меня, К. И. Никонова, A.B. Пименова, Е. Г. Пьяных, A.B. Щипкова и др.

Существенный вклад в изучение модернистской и постмодернистской социальности внесли 3. Бауман, Д. Белл, П. Бергер, Э. Гидденс, Д. Гэлбрейт, П. Дракер, О. Тоффлер, А. Турен, Ф. Ферраротти, Д. Фридман, Ю. Хабермас.

Проблема социального порядка, первоначально сформулированная Т. Гоббсом, просматривается в социальной теории О. Конта, В. Парето, М. Вебе-ра, Т. Парсонса.

Дезорганизация рассматривалась прежде всего, как нарушение порядка, институционально закреплённого в социальной системе, отступление от норм и стандартов у Я. Щепаньского, А. Коэна, В. Н. Кудрявцева. Новое понимание процессов организации — дезорганизации, как необходимого компонента развития социума, связывается с именами А. Богданова, JL Пастера, П. Кюри, Р. Мертон, J1. Козера, Р. Дарендорфа, И. Пригожина, Ю. Рюэля и Ф. Такенса, Р. Тома, Г. Хакена.

В общей теории организации, сформировавшейся в рамках системного подхода, проблемами дезорганизации занимались В. Г. Афанасьев, Э.Г. Вино-грай, В. П. Кузьмин, Г. И. Наан, М. С. Коган, В. И. Сагатовский, В. И. Свидерский.

Информационный подход к процессам организации — дезорганизации представляют Н. Винер, А. Д. Урсул, В. М. Глушков, Е. А. Седов, И. Б. Новик, М. И. Сетров, И. А. Акчурин.

Среди отечественных учёных, занимающихся проблемами социальной напряжённости, конфликтогенности, ценностно-нормативных ориентаций и аномии в социальных системах разного порядка, необходимо отметить A.A. Давыдова, A.B. Дмитриева, А. Г. Здравомыслова, Н. И. Лапина, В. О. Рукавишникова.

Однако, несмотря на достаточную изученность отдельных явлений и процессов, связанных с феноменом обыденного религиозного сознания, в том числе и в условиях кризисного социума, а также процесса социальной дезорганизации, необходимо отметить отсутствие специальных комплексных исследований, связывающих воедино феномен обыденного религиозного сознания и процесс дезорганизации, и в частности — в эволюционной перспективе изменяющейся социальности.

Объектом исследования является воздействие процесса социальной организации на обыденное религиозное сознание в примитивном и современном обществе.

Предметом исследования является особенности воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание в России, и в частности в Ставропольском крае.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является анализ воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание современного российского общества и, в частности жителей Ставропольского края.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: -рассмотреть феномен обыденного религиозного сознания в эволюционной перспективе;

— выявить особенности воздействия дезорганизованного социума на мифологическое сознание и современное обыденное религиозное сознание- -разработать теоретические модели основных черт обыденного религиозного сознания в условиях современной социальности;

— установить особенности современного обыденного религиозного сознания в условиях дезорганизованной социальной среды;

— исследовать специфику воздействия социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края.

Основная гипотеза. Социальная дезорганизация в обществе детерминирует дезорганизацию обыденного религиозного сознания.

Вспомогательные гипотезы. 1. В условиях социальной дезорганизации в обществе особенности современного обыденного религиозного сознания приобретают высокую динамику, а процессы, способствующие его эволюции, протекают более интенсивно.

2. В воздействии на российское обыденное религиозное сознание доминируют внеэкономические факторы социальной дезорганизации.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы и методы исследования вопросов теоретического анализа феномена обыденного религиозного сознания и процесса социальной дезорганизации.

В диссертационной работе были использованы методологические принципы структурно-функциональной и феноменологической социологии.

С позиции сравнительного метода и с применением принципов синерге-тического подхода был исследован феномен обыденного религиозного сознания, показано влияние на него дезорганизационных процессов в обществе.

При анализе процесса социальной дезорганизации использован структурно-функциональный метод.

Принципы диалектического подхода позволили выявить степень воздействия дезорганизации на современное обыденное религиозное сознание.

В своих исследованиях диссертант опирался на диалектический метод познания, а также руководствовался принципами историзма, конкретности и развития.

Методы исследования и информационная база.

— Традиционный метод анализа документов по проблеме исследования- -Наблюдение, визуальное и статистическое внешних и внутренних проявлений социальных процессов;

— Опрос. Для подтверждения теоретических концепций и проверки гипотез по теме исследования было проведено анкетирование. Генеральная совокупность выборки представлена респондентами, являющимися активными и пассивными верующими различных конфессий, а также верующих с аморфным религиозным сознанием, не идентифицирующих себя с конкретной конфессией и религиозной организацией. Объём выборки — 1200 человек, представляется достаточным для формирования представления обо всей генеральной совокупности.

Верующие характеризуются следующими статистическими признаками: 1) Пол: 54% мужчины, 56% женщины- 2) Возраст: 17−25 лет — 40%, 25 — 45 лет — 37%, старше 45 — 23%- 3) Социально-профессиональный статус и род занятий: руководители — 1,3%, специалисты — 13%, служащие — 14%, рабочие -22%, учащиеся — 10%, пенсионеры — 19,5%, безработные — 6,2%, не указали -3% опрошенных- 4) Конфессиональная принадлежность: православные — 43%, другие христиане — 29,5%, мусульмане — 19%, буддисты — 1,5%, другие — 7%. -Сравнительный анализ данных социологических исследований разных лет. Использованы результаты опросов, полученных центром «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИС и НП) в 1993;1999 годы, Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в 1988;1996 годах, Институтом социально-политических исследований (ИСПИ) РАН в 1993;1996 годах и др.- -Исследование исторических параллелей- -Неформализованное интервью.

Автор участвовал в разработке инструментария, организации полевых работ, математической обработке данных.

Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом:

— в диссертационной работе осуществляется комплексное исследование характера воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание современного российского общества с использованием научных и познавательных возможностей диалектического подхода- -обыденное религиозное сознание рассмотрено в эволюционной перспективе в зависимости от динамики исторических типов социальности и миропонимания- -выявлены характерные особенности воздействия социальной дезорганизации на мифологическое и современное обыденное религиозное сознание, особенности восприятия ими дезорганизационных процессов;

— разработана концептуальная модель особенностей современного обыденного религиозного сознания, в качестве методологической основы была использована теория современной социальности П. Бергера;

— для эмпирического исследования воздействия факторов социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание использована теория развития религиозных групп Ч. Глока и Р. Старка;

— определены типы депривации, доминирующие в воздействии на обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края, а также перспективы развития религиозных организаций на территории края.

Основные положения, выносимые на защиту: -прослеживается явная зависимость между особенностями обыденного религиозного сознания и определённым типом социальности. Дезорганизованная социальная среда детерминирует дезорганизацию обыденного религиозного сознания;

— эволюция обыденного религиозного сознания от мифологического сознания примитивного общества до современного обыденного религиозного сознания в постмодернистском социуме, в общих чертах тождественна воздействию социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание некогда стационарного общества;

— процесс эволюции обыденного религиозного сознания от мифологического сознания, существующего в едином социомифическом космосе закрытого общества, стационарного по сути, до современного обыденного религиозного сознания, можно обозначить термином «дезорганизация»;

— в условиях социальной дезорганизации в обществе выявленные особенности современного обыденного религиозного сознания приобретают высокую динамику, а процессы, способствующие его эволюции протекают более интенсивно;

— с позиции мифологического сознания социальная дезорганизация воспринимается как космологическое, а зачастую и эсхатологическое явление. Одним из важнейших средств сохранения социального порядка и укрепления социальной солидарности в примитивном обществе является его преднамеренная и временная дезорганизация в ходе циклических ритуалов регенерации времени- -несмотря на то, что для общественного сознания российского общества характерно состояние духовного монетаризма, однако в воздействии на обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края доминируют внеэкономические факторы, социальная и психическая, а не экономическая депривация- -явно охранительный по отношению к традиционной религиозности и традиционным религиозным организациям характер обыденного религиозного сознания жителей Ставрополья противоречит, наблюдаемому у них же росту религиозного индивидуализма и падению доверия к институциональным формам традиционных религий и религиозным организациям вообще;

— современное обыденное религиозное сознание жителей Ставропольского края, как и в целом по России, оказалось в состоянии дезорганизации под воздействием дезорганизационных процессов в обществе.

Научно-практическая значимость диссертации. Концептуальная модель особенностей современного обыденного религиозного сознания, представленная диссертантом, может быть полезной для дальнейшей разработки и корректировки теоретико-методологических подходов к проблемам изучения современной российской религиозности и религиозного сознания.

Результаты исследования по проблеме воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание могут представить интерес для социологов, исследующих проблемы динамики общественного сознания и функционирования социальных институтов в условиях дезорганизованного социума. А также всем специалистам, интересующимся вопросами, связанными с особенностями религиозности жителей Ставропольского края.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертационной работы докладывались автором на межрегиональных конференциях, на заседаниях методических объединений, использовались в преподавании учебных курсов. Общие положения диссертационного исследования отражены в пяти публикациях, общим объёмом 1,2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов и заключения. Общий объем работы 138 страниц.

Список литературы

включает 165 источников, из них 5 источников на иностранном языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью нашего исследования являлось определение воздействия процесса социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание в современном российском обществе и непосредственно в Ставропольском крае. Общей гипотезой являлось положение о дезорганизации современного обыденного религиозного сознания под воздействием дезорганизованной социальности.

Первым шагом нашего исследования являлось рассмотрение феномена обыденного религиозного сознания в эволюционном аспекте. В ходе теоретического анализа были выявлены основные процессы в религиозной сфере жизни общества, оказывающие непосредственное воздействие на эволюцию обыденного религиозного сознания от мифологического сознания до современного обыденного религиозного сознания. К ним мы отнесли:

— десакрализацию обыденного религиозного сознания, в ходе которой бессознательное остаётся практически единственной сферой существования и манифестации сакрального;

— эволюционно параллельный десакрализации процесс секуляризации- -увеличивающийся религиозный индивидуализм;

— снижение авторитета и влияния традиционной религиозности и в целом социального института религии в обществе;

— возрастающее воздействие на обыденное религиозное сознание нетрадиционной религиозности;

— тенденция к экуменизму, большей религиозной терпимости и плюрализму.

Была прослежена зависимость эволюции обыденного религиозного сознания от динамики развития определённых типов социальности и соответствующего им миропонимания (примордиального, миропонимания модерна и постмодерна). Анализируя эволюцию религиозного сознания от примитивного до современного общества, с помощью сравнительного метода, были выявлены общие черты современного обыденного религиозного сознания.

В ходе теоретического анализа, мы установили зависимость между особенностями современной социальности и современным обыденным религиозным сознанием, используя в качестве инструментария концепцию модернистской социальности П. Бергера.

Таким образом, были выявлены следующие особенности обыденного религиозного сознания в мире современной социальности: -возрастающее абстрагирование религиозных идей и представлений- -прогрессирующий синкретизм обыденного религиозного сознания, ассимилирующего религиозные идеи и представления «нетрадиционных» религий и новые идеи и представления общественного сознания, и в немалой степени — научного сознания;

— темпоральная трансформация, будущее выступает основным аспектом времени;

— индивидуация обыденного религиозного сознания;

— тенденция к освобождению, как выбору того или иного варианта проявления религиозности;

— прогрессирующий религиозный плюрализм, терпимость к другим религиозным взглядам и традициям, возрастающий интерес к ним- -эволюционное вытеснение сакрального в бессознательное порождает интерес к иррационализму: оккультизму, магии, восточной психотехнике, мифологическому символизму, астрологии и т. п. Это демонстрирует подсознательное влечение современного человека войти в контакт с сакральным, заново «открыть» его. Проявляется интерес к религиозному опыту и транслирующей его нетрадиционной религиозности.

Данные особенности современного обыденного религиозного сознания определяют доминирование индивидуального над общественным в религиозном сознании.

Далее, используя сравнительный метод, мы рассмотрели изменения в обыденном религиозном сознании под воздействием процесса социальной дезорганизации в примитивном и современном обществе. Рассмотрев особенности восприятия дезорганизации мифологическим сознанием, мы пришли к выводу о космологическом характере дезорганизации в представлении примитивного человека. Был сделан вывод, что одним из важнейших средств сохранения социального порядка и интеграции в примитивном обществе является его преднамеренная временная дезорганизация, которая была обозначена как «ритуальная циклическая дезорганизация».

Дана общая характеристика современного обыденного религиозного сознания в условиях дезорганизованной социальности. В качестве научного инструментария использовалась теория ритуала В. Тэрнера, позволяющая проследить параллели между лиминальной и коммунитарной стадиями ритуала и процессами дезорганизации — самоорганизации в обществе. Также в качестве инструментария теоретического и эмпирического анализа была использована теория развития религиозных групп Ч. Глока и Р. Старка, которая, на наш взгляд, хорошо представляет не только генезис религиозных групп и организаций, но и показывает воздействие факторов социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание.

Установив, в ходе нашего исследования, особенности современного обыденного религиозного сознания и рассмотрев его специфику в условиях социальной дезорганизации, мы пришли к следующему выводу: эволюция обыденного религиозного сознания от мифологического сознания до современного обыденного религиозного сознания, в общих чертах тождественна воздействию социальной дезорганизации на обыденное религиозное сознание некогда стационарного общества.

Таким образом, процесс эволюции обыденного религиозного сознания от мифологического сознания существующего в едином социомифическом космосе закрытого общества, стационарного по сути, до современного обыденного религиозного сознания, можно обозначить как «дезорганизация».

Далее был сделан следующий вывод: если процесс эволюции обыденного религиозного сознания можно охарактеризовать как дезорганизацию, то в условиях социальной дезорганизации в обществе особенности современного обыденного религиозного сознания и процессы, способствующие его эволюции, должны наблюдаться и протекать более интенсивно. Этот тезис являлся методологической основой проведённого нами эмпирического исследования. Рассмотрев картину современной российской религиозности, был сделан предварительный вывод о дезорганизации российского обыденного религиозного сознания.

Анализ результатов эмпирического исследования подтвердил общую гипотезу о дезорганизации обыденного религиозного сознания под воздействием дезорганизационных процессов в обществе. Также был подтверждён тезис о интенсификации особенностей современного обыденного религиозного сознания и процессов, способствующих его эволюции в условиях дезорганизованного социума.

Утверждая доминирование внеэкономических факторов социальной дезорганизации по степени воздействия на религиозное сознание российского общества, мы доказали это, выявив преобладание в обыденном религиозном сознании жителей Ставропольского края социальной и психической, а не экономической депривации.

В ходе эмпирического анализа, нами были выявлены два парадокса дезорганизованного обыденного религиозного сознания жителей Ставрополья: -Несмотря на то, что в общественном сознании российского общества господствует идеология духовного монетаризма в воздействии на обыденное религиозное сознание доминируют внеэкономические факторы, социальная и психическая, а не экономическая депривация;

— Явно охранительный по отношению к традиционной религиозности и традиционным религиозным организациям характер обыденного религиозного сознания жителей Ставропольского края вступает в противоречие с наблюдаемом в нём же, ростом религиозного индивидуализма и падением доверия к институциональным формам традиционных религий и религиозным организациям вообще.

Основываясь на результатах эмпирического исследования, даны некоторые прогнозы развития на территории Ставропольского края религиозных организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е., Арутюнян М., Здравомыслова О., Турунцев Е. Здравствуй, племя младое, незнакомое! (идеи и ценности молодых интеллектуалов) // ОНС, 1993.-№ 4.-С. 40−41.
  2. С.С. Будущее христианства в Европе // Новая Европа. 1994. -№ 4.-С. 16−23.
  3. И.А. Единство естественнонаучного знания. М.: Наука, 1974.
  4. Н.П. Эволюция религиозного сознания. JL: Лениздат, 1974.
  5. Н.П., Лопаткин P.A., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. -М.: Мысль, 1966.
  6. Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. -Архангельск: Изд-во ПТУ, 1998.
  7. В.И. Теория катостроф. М.: Наука, 1990.
  8. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Наука, 1975.
  9. С.Т. Социально-философские аспекты обыденного сознания. -Ставрополь: Изд-во Сев-Кав ГТУ, 1999.
  10. Ю.Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.
  11. П.Барт Р. Мифологии. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика.-М., 1989.
  12. П. Понимание современности // Социс, 1990. — № 7.
  13. З.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  14. H.A. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон, 1999.
  15. A.A. Тектология: (Всеобщая организационная наука): В 2-х тт. -М.: Экономика, 1989.
  16. А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности // ОНС, — 1997. № 6,-С. 38.
  17. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971.
  18. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
  19. А.Н. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М.: Мысль, 1982.
  20. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.: Лань, 1999.
  21. В.В. Характеристики (атрибуты) порядка и хаоса: от древних космогоний к современной синергетике // Порядок и хаос в развитии социально-экономических систем. Томск, 1998.
  22. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  23. Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.
  24. Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1989.
  25. В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  26. Ф. Новое язычество // ОНС, 1993. — № 4. — С. 43 — 49.
  27. В.М. и др. Наука и управление. М.: Наука, 1973.
  28. Т. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1964.
  29. Э.Я. Логика мифа. М.: Наука, 1977. — С. 19.
  30. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб., 1993.
  31. А., Давыдова В. Измерение социальной напряжённости. М.: Институт социологии РАН, 1992.
  32. К. К вопросу об энтропии, беспорядке и дезорганизации // Знание -сила, 1995.-№ 9.
  33. У. Многообразие религиозного опыта / Мистика. Религия. Наука. -М.: Канон, 1998.
  34. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. М., 1995.
  35. A.B. О социальной дезинтеграции и конфликте. // Социс. 1992. -№ 10. — С. 3 — 9.
  36. Е.К. Идея Бога. М.: Наука, 1970.
  37. Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально-психологический очерк. М.: Политиздат, 1970.
  38. Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб: Карабасников, 1912.
  39. Э. Элементарные формы религиозной жизни / Мистика. Религия. Наука. М.: Канон, 1998.
  40. М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993.41.3дравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социс. 1993. — № 8. — С. 12−21.
  41. Иванов Вяч. Вс. Образы природной среды в знаковых системах культуры и искусства // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. JL: Лениздат, 1986.
  42. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.
  43. К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности). // Вопросы философии, 1997. — № 6. — С. 43 — 51.
  44. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.
  45. Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
  46. Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.
  47. Г. Г. Мифологическое сознание: история и современность. (Обзор) // РЖ Философские науки. 1993. — № 1. — С. 105 — 109.
  48. М. Научное мировоззрение. М., 1961.
  49. Л. Функции социального конфликта // Социология: Реф. жур. 1992. -С. 165- 169.
  50. О. // Антология мировой философии. Т. 3, М., 1971.
  51. А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965.-С. 519−551.
  52. Ю.В. Христианский экуменизм. М., 1980.
  53. В.Н. Социальные деформации: (причины, механизмы и пути преодоления). М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1992.
  54. М.А. Теоретико-методологические проблемы дезорганизации социальной системы. Диссер. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. М., 1995.
  55. В.П. Гносеологические проблемы системного знания. М.: Знание, 1983.
  56. B.C. О методологии исследования структуры религии: Проблемы методологии научного познания. Науч. тр. Новосибирск, ун-та. Филос. серия. -Новосибирск, 1968. Вып. 2.
  57. А. Россия на пороге контрреформации // НГ Религии. — 1997. 24 июля. — С. 6.
  58. Дж. Тысячеликий герой. -М.: Рефл-бук, 1997.6147.Кюри П. Избранные труды. М. — Л.: Наука, 1966.6248.Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России. // Со-цис. 1993. — № 9. — С. 17−28.
  59. ., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа. 1996.
  60. Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.
  61. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  62. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1984.
  63. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
  64. В.Р. Формирование новой религиозной парадигмы в информационном обществе. // Человек Философия — Гуманизм. Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4−7 июня 1997 г.): В 7 т.-СПб., 1997. Т.5.
  65. .А. Религиозное сознание и его особенности. Киев.: Наукова думка, 1986.
  66. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.
  67. А.Ф. Диалектика мифа. // Из ранних произведений. М., 1990.
  68. А.Ф. Знак. Символ. Миф. // Труды по языкознанию. М., 1982.
  69. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  70. М.Ю., Успенский Б. А. Миф имя — культура // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973.
  71. . Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.
  72. . Сакральное и профанное в жизни «первобытного человека» // Диспут. 1992. — № 3. — С. 39 — 47.
  73. Р. Формула табу мана как минимум определения религии. / Классики мирового религиоведения. — М.: Канон, 1998.
  74. C.B. Материалы социологических опросов общественного мнения, проведённых центром «Религия в современном обществе» РНИС и НП в 1997 1998 годах. // Религия и общество: Реф. сб./РАН ИНИОН. — М.: РАНИНИОН, 1999.
  75. Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
  76. А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. М., 1991. Т.2: Магизм и Единобожие.
  77. Р. Социальная теория и социальная структура. // Социс, 1992. — № 2.-С. 119−120.
  78. Р. Социальная структура и аномия. // Социс, 1992. — № 3. — С. 104 -114--№ 4.- С. 91−96.
  79. Р. Явные и латентные функции. // Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 379−448.
  80. Л.Н. Философия религии. М., 1993.
  81. Г. И. Понятие о бесконечности в математике, физике и астрономии. -М., 1959.
  82. К. Песни просвещения: эволюция сказания о герое в западной поэзии. СПб.: БСК, 1997.
  83. И.С. Диалектика сознательности и стихийности в условиях социализма. // Диалектика стихийности и сознательности в управлении природными и социальными процессами. Иркутск, 1991.
  84. К.И. Философски-антропологические аспекты религиозного плюрализма. // Аринин Е. И. Религия вчера, сегодня, завтра. Архангельск, Изд-во ПТУ им М. В. Ломоносова, 1994. Вып.З.
  85. Г. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление. -М., 1989.
  86. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979.
  87. И.Б. Системный стиль мышления / Особенности познания и управления в сложных системах/. М., 1986.
  88. Ю.М. Опыт философии хозяйства. Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система. М.: Изд-во МГУ. 1990.
  89. В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. -М.: Мысль, 1984.
  90. A.B. Новая религиозность и секулярная культура. // РЖ Философия и социология. 1990. № 4. — С. 106.
  91. ЮО.Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. -М.: Ладомир, 1999.
  92. Ю1.Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Мир, 1985.
  93. Ю2.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.
  94. Е.П. Феномен русской религиозности. Диссер. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997.
  95. Ю4.Пфлейдерер О. Религия и религии. / Мистика. Религия. Наука. М.: Канон, 1998.
  96. Ю5.Ранк О. Миф о рождении героя. М.: Рефл-бук, 1997.
  97. Юб.Резник Ю. М. Введение в социальную теорию. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.
  98. Религия и общество: Реф. сб. / РАН ИНИОН. М.: РАН ИНИОН, 1999.
  99. Ю8.Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.
  100. Религия и право: Инф.-аналит. журнал. М., 1998. — № ?. — С. 40 — 61.
  101. ПО.Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. М. М. Прусака, В. В. Борщева. М., 1996.
  102. Ш. Рукавишников В. О., Иванов В. М. и др. Социальная напряжённость: диагноз и прогноз. // Социс, 1992. — № 3. — С. 3 — 23.
  103. Ю., Такенс Ф. О природе турбулентности. // Странные аттракторы. -М., 1981.
  104. В.Н. Проблемы методологии управления социальными процессами. Томск, 1974.
  105. С.И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
  106. Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации по состоянию на 1 января 1993 и 1 января 1996 гг. // Наука и религия, 1997. — № 1. — С. 34 — 36.
  107. В.И., Зотов P.A. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.
  108. Е.А. Эволюция и информация. М.: Наука, 1976.
  109. М.И. Основы функциональной теории организации: (Философский очерк). Л.: Наука, 1972.
  110. Л.В. Россия: социальное самосознание на историческом переломе. // Общественное сознание и социальная трансформация в странах Восточной Европы. М.: ИНИОН РАН, 1996.
  111. Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
  112. М.Ю. Мифология и религия: некоторые аспекты их соотношения // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. СПб., 1992. Вып.З. — № 20.
  113. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Республика, 1992.
  114. Социо Логос. Общество и сферы смысла. — М., 1991. Вып.1.
  115. Г. Основные начала. СПб., 1897.
  116. А.Д. Религия как общественный феномен. М.: Мысль, 1972.
  117. Э.Б. Первобытная культура. -М., 1989.
  118. С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.
  119. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического. Избранное. -М., 1995.
  120. В.Н. Первобытные представления о мире // Очерки естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.
  121. Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997.
  122. З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие // РЖ Философские науки.- 1993.-№ 2.-С. 73.
  123. В. Символ и ритуал. М., 1983.
  124. Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.
  125. Д.М. Философские проблемы критики религии. М.: Изд-во МГУ, 1965.
  126. А.Д. Сложность, организация, информация. // Философские науки. -1968.-№ 3.
  127. В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.
  128. Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.
  129. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990.
  130. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986.
  131. Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., — Л., 1931.
  132. Ю. Модерн: незавершенный проект // Вопросы философии, -1992. № 4.
  133. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.
  134. Хаос // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5.
  135. Дж. Архетипическая психология. СПб.: БСК, 1996.
  136. В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). -М., 1995.
  137. П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  138. A.B., Копцик В. А. Симметрия. М.: 1972.
  139. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1993. 151. Элиаде М. Космос и история. -М., 1987.
  140. М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 153. Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994.
  141. М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.
  142. СПб.: Университетская книга, 1999. 155. Элиаде М. Священные тексты народов мира. М.: КРОН — ПРЕСС, 1998.
  143. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
  144. Юнг К. Душа и миф. М.: Порт-Рояль, 1997.
  145. Юнг К. и др. Человек и его символы. СПб.: Университетская книга, 1996.
  146. И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.
  147. И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.
  148. Radcliffe -Brown A. Structure and Functions in Primitive Society. L., 1959.
  149. Pareto V. Le Traite de sociologie generale. Paris, Payot, 1933.
  150. Park R.E. Yuman migration and marginalman // Amer. j. of sociology. Chicago. 1928. — vol.33. № 6. — p. 881 — 893.
  151. Stonquist E.V. The marginalman. A study in personality a culture conflict.
  152. N.Y.: Russell a Rbssel. 1961. 165. Glok C.Y., Stark R. Religion and Society in Tension. Rand MacNally. 1965.
Заполнить форму текущей работой