Малый бизнес: перспективные стратегии развития
В настоящее время в основных развитых странах более 90% от общего числа фирм является малыми. На долю этих фирм приходится от 30% до 60% ВВП (во Франции — 60%, в Германии — 57%, в США — 50%, в странах ЕС -63%); предприятия малого бизнеса обеспечивают занятость более чем половины тру-доспособного населения (в Италии — 73%, в Великобритании 53,6%, в США — 54%, в Японии — 78%). Малые предприятия… Читать ещё >
Содержание
- 1. Малый бизнес в России: возникновение, этапы развития
- 1. 1. Этапы развития малого бизнеса в России
- 1. 2. Проблемы становления малого бизнеса в России
- 2. Стратегии развития малого бизнеса в России
- 2. 1. Анализ стратегических приоритетов развития малого биз-неса на федеральном уровне
- 2. 2. Формирование стратегии развития малых фирм
- 2. 3. Стратегии развития малого бизнеса на 2008 2011гг
- 3. Стратегические направления развития малого бизнеса в Пензе и Пензенской области
- 3. 1. Малое предпринимательство в Пензенской области в 2006 году
- 3. 2. Основные показатели деятельности малых фирм Пензен-ской области за 2007 год
- 3. 3. Результаты деятельности малых фирм и развитии малого предпринимательства в Пензенской области в 1 квартале 2008 года
- Заключение
Актуальность темы работы определяется тем, что переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организа-ционно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной дея-тельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способ-ствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребитель-ского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, является раз-витие малых форм производства. Они могут дать России необходимую насы-щенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
В Стратегии развития страны до 2020 года на малый и средний бизнес возлагаются большие надежды. От него зависит формирование среднего класса, создание конкурентной среды, развитие производства. Вместе с тем вопрос о развитии малого и среднего предпринимательства носит не только экономиче-ский, но и политический характер — это вопрос разных концепций путей разви-тия страны. До сих пор продолжается борьба между сторонниками инноваци-онного пути развития и сторонниками пути колониально-сырьевого.
Для движения по инновационному пути необходимо убрать администра-тивные барьеры на пути малго бизнеса. Вторым шагом должно стать законо-дательное обеспечение приоритетного развития малого бизнеса в инновацион-ных секторах экономики, где его сейчас у нас практически нет.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать ма-лое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Объектом работы выступает малый бизнес.
Предметом данной научной работы является изучение основных тенден-ций развития малого бизнеса в 2006 2011 годах.
Целью работы является изучение и анализ основных статистических по-казателей развития малого бизнеса в России и Пензенской области в 2000 2008 годах.
Для достижения данной цели, а работе предполагается рассмотрение сле-дующих задач:
анализ малый бизнес в России: возникновение, этапы развития;
изучение проблемы становления и развития малого бизнеса в России Развитие малого бизнеса в Пензе и Пензенской области;
анализ малого предпринимательства в Пензенской области;
изучение основных показателей деятельности малых фирм по итогам 2006 года;
изучение основных показателей деятельности малых фирм Пензенской области за 2007 год;
анализ результатов деятельности малых фирм и развития малого пред-принимательства в Пензенской области в 1 квартале 2008 года.
Объектом исследования являются малые предприятия.
Предметом исследования является изучение перспективных стратегий развития малого бизнеса.
Методы научных исследований. Для решения поставленных задач ис-пользовались: экономический и статистический анализ, системный подход, экспертные оценки, теория нечётких множеств и др.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования изуче-ны и использованы результаты научных исследований отечественных ученых, таких как: Агеев А. И., Борисов Е. Ф, Вэриан Х. Р., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С., Маршев В., Крупцев М., Мау В., Медынский В. Г., Шар-шукова Л.Т., Морозова Т. В., Пиндайк Роберт С., Сульман М., Тилли Р. И др.
Информационной базой исследования послужили официальные данные Государственного комитета статистики РФ, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, материалы исследований дея-тельности малых фирм.
1. Малый бизнес в России: возникновение, этапы развития
1.1. Этапы развития малого бизнеса в России
Вопросы развития малого бизнеса имеют не только экономическое, но и социальное значение. Это база для усиления предпринимательской активности в России и основа для расширения среднего класса в стране. Об этом заявил 27 марта избранный, но не в ступивший должность президент РФ Дмитрий Мед-ведев, в ходе заседание президиума Госсовета в Тобольске.
Основная причина медленного развития фирм малого бизнеса в России чрезмерный административный прессинг. Система регулирования малого биз-неса устарела, технические регламенты обновляются медленно, при этом дея-тельность субъектов малого предпринимательства контролируется по 45 на-правлениям. Этот чудовищный набор, по мнению Дмитрия Медведева, прово-цирует взяточничество и вымогательство. «России нужна стратегия развития малого бизнеса, это позволит ему стать ведущим элементом экономики стра-ны», считает он [30]
Дмитрий Медведев заявил, что регистрация проверок фирм малого бизне-са ничего не дает. Комментируя высказывания одного из участников заседания президиума Госсовета в Тобольске о том, что нужно перенять опыт других стран, в частности, Казахстана, где все проверки малого бизнеса регистрируют-ся в прокуратуре, Медведев отметил, что и в России существует система реги-страции проверок. «Только регистрация, к сожалению, у нас не работает», — ска-зал он.
«У наших уважаемых коллег может быть и работает, но пока до такого уровня не добрались», сказал Медведев [31].
В качестве примера он привел ситуацию, когда предприятия проверяют жалобами на то, что «с какого-то малого предприятия ночью раздаются какие-то звуки». «И придут и будут там по полной программе мучить», подчеркнул он.
Российское малое предпринимательство в своём развитии за последние десять лет уже прошло два этапа, и находиться на пороге вхождения в новый, четвёртый, этап.
Первый из них появился в конце 80-х годов. В целом неплохое положение дел в экономике обусловило отношение к данному периоду как к золотому ве-ку малого бизнеса. Действительно, происходило очень быстрое и лёгкое нако-пление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров народного потребления, сфера всевозможных (и столь же дефицитных тогда) бытовых ус-луг, розничная торговля и общественное питание и т. п. Однако была и иная сторона золотого века малые предприятия выполняли функцию канала пе-рекачки ресурсов госфирм в теневую экономику, в пользу полукриминального и часто криминального предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось, да и заключается в том, что средства, накапли-ваемые в малом предпринимательстве методом доразграбления практически всегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития россий-ского производства и его инфраструктуры [3, с. 87]
Конечно, в формировании малого бизнеса того времени имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малого бизнеса включалось в общий, всячески поддерживаемый правительством, процесс развития коопера-тивного развития. Именно через кооперацию происходило обучение широких масс населения основам предпринимательства.
Однако золотой век малого предпринимательства и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жёстком противоречии с иными направлениями экономических преобразований, а точнее с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жесткоунитарных традициях, с опорой преимущественно на аппарат государственной власти и управления. Попытки правительства ограничивать возможности получения доходов от разницы меж-ду твёрдыми ценами госсектора и свободными ценами негосударственных фирм, регламентировать деятельность малых фирм, использовать рычаги нало-гообложения всё это наталкивалось на явную недееспособность администра-тивного аппарата.
Необходим был кардинально новый экономический курс. И он был во-площён в 1991 году в уже обновлённой России в реформах шоковой терапии. Начался второй этап и в развитии российского малого бизнеса.
1991 год год кардинальных реформ охарактеризовался самыми высоким с середины 80-х годов темпами роста числа малых фирм (в 2,1 раза) и числен-ности работающих в них. Стала образовываться нормальная конкурентная сре-да, характеризующаяся борьбой малых фирм за выживание на основе повыше-ния качества, разнообразия товаров и услуг или снижения цен на них.
Главной функцией малого предпринимательства в условиях шоковой те-рапии стало обеспечение выживания значительных слоёв населения в условиях жизненного кризиса через самозанятость, предоставление возможности полу-чения дополнительных средств к существованию.
Уже к 1995 году все вероятности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности оказались практически исчерпанными, поэтому многие из возникших ранее малых фирм либо прекратили своё существование, либо диверсифицировались.
Обозначился новый, третий, этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса. Именно 1995 год дал резкое замедление темпов прироста числа малых фирм и занятых в них. Рост составил чуть более 1%. Произошло сокращение среднесписочной численности занятых в МП. После бурного роста крутая остановка в развитии МП имела эффект абсолютной не-ожиданности. Тогда вовсю шли дискуссии о том, как скоро численность рос-сийских МП достигнет 2−3 миллионов с объемом продукции в 35−45% от ВВП.
То есть о том, когда российский малый бизнес достигнет мировых стан-дартов. Бытовала точка зрения, что это может произойти в ближайшие два-три года. Прогнозирование — вещь вообще неблагодарная, но в данном случае оп-тимистические прогнозы совсем разошлись с российскими реалиями [8, с. 99].
Почему же стал неактуальным малый бизнес? Замедление роста числа новых малых фирм можно объяснить тем, что никак не проявлял себя — ни в экономическом, ни в социальном плане — такой мощный фактор увеличения числа фирм, как безработица. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличе-ния, официальная безработица показывалась на уровне 2−3% от активного насе-ления. Правомерно, правда, предположить, что реальная безработица была на много выше, чем указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но, тем не менее, официаль-ный статус занятого (пусть даже на «полуживых» бывших советских предпри-ятиях) создавал социально-психологический эффект, при котором население отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе применять свои силы в сфере малого бизнеса.
Что же касается поверхностных причин замедления оста МП, то они не-посредственно проистекают из общеэкономической стратегии российского правительства. Дело в том, что весь упор в ней был сделан на упрочение и со-действие развитию экспортно-ориентированного топливно-энергетического комплекса. А последовательностью с этим комплексом в качестве «друга-соперника» при потакании и попустительстве власти (при подпитке из бюдже-та) на глазах набухал крупный спекулятивный банковско-финансовый сектор. Ни первому, ни второму малый бизнес было совершенно не нужно.
1.2. Проблемы становления малого бизнеса в России
Нельзя точно сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь скрепляющим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных фирм. Поэтому для начала следует определить те отрасли и об-ласти экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бы-товое обеспечение населения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность [11, с. 74].
Потому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться ре-зультативного функционирования производства и сферы услуг, является разви-тие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые трансформации рыноч-ной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает прибавочные рабочие места, является основным источником формиро-вания среднего класса [16, с. 83].
В ситуации инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сы-рья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», стремительно перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спе-куляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками продуктов для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также изделия из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вложив каких-либо средств в помещения, обо-рудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Список литературы
- Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М., 2001.
- Андреев В. Правовой статус малых фирм // Российская юстиция, 2000, № 9.
- Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. М.: ЮрайтМ, 2002. 635.
- Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2005. Гл. 16.
- Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный под-ход: Учебник для вузов /Пер. с англ. Под ред. Н. Л. Фроловой. М.:ЮНИТИ, 2008.
- Гребенников П.И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика, С — Пб. 2007
- Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело, 2007. 470.
- Курс экономической теории: Учебник/Под общей ред.: проф. Чепурина М. Н., проф. Киселёвой Е. А. Киров:АСА, 2008.624.
- Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник. М.: ИНФАМ, 2005. 928.
- Маленова С. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2000, № 4.
- Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги: Учебник для ву-зов / Под ред.проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Маршев В., Крупцев М. Власть и бизнес: новое осмысление старого // Меж-дународный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2000, № 5.
- Масарский М. О социальной ответственности российских предпринимателей // Политэконом, 2007, № 1.
- Мау В. Экономическая реформа: сквозь призму конституции и политики. — М.: Ад Маргинем, 2007.
- Медынский В.Г., Шаршукова Л. Т. Инновационное предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2005.
- Мкртчян М., Саркисян Р., Спектор А. Необходимость и факторы перехода к ресурсоэкономному развитию // Российский экономический журнал, 2003, № 11−12.
- Мкртчян М.Ц. Рынок и эффективное использование материальных ресурсов. — М.: Дело, 2002.
- Морозова Т.В. Малое предприятие: учет, отчетность, налоги. — М.: Главбух, 2000. 214. Строев Е. Новые подходы к реформе экономики // Проблемы тео-рии и практики управления. Международный журнал, 2005, № 4.
- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. 2-е изд., изм. — М.: НОРМА, 2006.
- Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело, 2001.
- Сульман М. Как России реализоват экономический потенциал // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал, 2003, № 4.
- Тилли Р. Предпринимательская мораль и предпринимательское поведение в XIX веке: приметы немецкой буржуазности (перевод С. Буровой) // Полит-эконом, 2007, № 1, май.
- Управление экономикой в переходный период. — М.: Институт экономики РАН, 2007.
- Чепуренко А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России // Мир России, 2003, № 1, т. II.
- Черник Д.Г. Налоговая реформа в посткризисный период // Налоговый вест-ник, 2001, № 7.
- Чернявская Е.И. Предпринимательство в инновационной сфере. В кн.: Эко-номическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных сис-тем. — М.: Изд-во РАГС, 2007.
- Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В. Д. Камаева. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике пред-приятия. — М.: ИНФРА-М, 2007.
- Яковец Ю.В. Тенденции структурных сдвигов в экономике //Экономист, 2007, № 12.
- http://www.uralpolit.ru/urfo/socium/world/id_92 804.html
- http://www.rtpp.ru/news/2008/rus_mart3104.htm
- http://www.penza.ru/national_economy/predpr/
- http://www.penza.ru/national_economy/predpr/?page_pager=2
- http://www.penza.ru/national_economy/predpr/otbor?highlight=%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81
- http://www.penza.ru/invest/investments/incubator?highlight=%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81