Духовная культура личности в системе гуманитарного образования: Социально-философский анализ
Диссертация
Гуманитарное мышление (в силу наличия в нем двух различных плановнаучного «уразумения» и «человеческого проникновения», анализа и диалога) в качестве основы обновляющегося сознания, в качестве методологического подхода к изучению системы «человек — природа» позволяет, на наш взгляд, выполнять человеку его нелегкое предназначение «скрепы мира» сохранять и поддерживать целостность и полноту… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философский анализ понятия духовной культуры личности
- 1. 1. Культура, общество и личность. Философский анализ понятий
- 1. 2. Сущность духовности. Анализ основных подходов
- 1. 3. Ценностые ориентации в структуре личности и духовная культура личности как ценность
- Глава 2. Гуманитарное образование как ценность и социальный институт
- 2. 1. Гуманитарное образование как социальный институт
- 2. 2. Гуманитарное образование как ценность
- 2. 3. Влияние гуманитарного образования на развитие духовной культуры личности
Список литературы
- Абрамов Ю. Ф., Кудашов В. И. Феномен диалогичности и современное образование. — Иркутск, 1998.
- Абульханова Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: соотношение философского, методологического и конкретно — научного подходов к проблеме индивида. — М., 1977.
- Андреева Н. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1989. — № 1.
- Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып.З. М., 1970.
- Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестник Московского университета. 1994. — № 4.
- Антипова Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск, 1987.
- Аристотель. О душе. Собр. соч. в 4 т. М., 1975.
- Арсентьев А. С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и философии в мире. М., 1994.
- Барулин В. С. Социальная философия. Ч. 1. М., 1993.
- П.Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1986.
- Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник 1984 1985. — М., 1989.
- В.Бачинин В. А. Духовная культура личности. -М., 1986.
- Безчеревных Э. Б. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности // Философско психологические проблемы развития образования. — М., 1981.
- Библер В. С. От наукоученмя к логике культуры. М., 1991.
- Бим Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. — М., 1994.
- Блонин В. А. Проблема интегрированного подхода к общему гуманитарному образованию в университете // Тезисы Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». Новосибирск, 1995.
- Блонский П. П. Педагогические и психологические произведения. В 2 т. Т. 1. -М., 1979.
- Бодалев А. А. О коммуникативном ядре личности // Современная педагогика. 1990. — № 5.
- Бом Д. Наука, духовность л глобальный кризис: в направлении мира с будущим // Человек. 1993. — № 1.21 .Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1987.
- Буровский А. М. Антропоэкология (концепция антропогеосферы, ее сущности, морфологии, структуры, динамики, истории). Красноярск, 1994.
- Вахтеров В. П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм // Русская школа. 1901. — № 2.
- Введение в христианство. М., 1988.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования //Вопросы философии. 1983.-№ 11.
- Вернадский В. И. Начало и вечная жизнь. М., 1989.
- Виденеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.
- Виденика В. П., Руденко Р. Г. К вопросу о критериях оценки гуманитаризации образования // Проблемы развития федерации и высшей школы. Харьков, 1991. .
- Виндельбанд В. История и естествознание // Прилюдии. СПб., 1904.
- Волошинов В. Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. -М., 1976.
- Гарайедага Д. Подготовка специалистов по прикладному системному анализу. Рассогласованность средств и содержание образования. Практика проектирования как педагогический метод // Искусство и наука в системной практике. М., 1989.
- Гванин Ю. С. О гносеологическом содержании понятия «оценка» // Вопросы философии. 1987 — № 6.
- Гегель Г. В. Ф. Философия духа. // Энциклопедия философских наук. Т. 3. -М., 1977.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Кн. Первая. СПб., 1992.
- Гендин А. М. Изменения в ценностных ориентациях учащейся молодежи в переходный период // Современное российское общество: осмысление прошлого, поиск достойного будущего. Красноярск, 1995.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико ориентированных образовательных концепций). — М., 1998.
- Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.
- Гофф Ж. С небес на зем^ (перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII XIII вв.) // Одиссей. — М., 1991.
- Григорьев С. И. Социология’жизненных сил и социология субъективности в контексте поиска новой парадигмы социологического мышления // Социологическая работа. Вып. 5. М., 1992.
- Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. М., 1994. — № 1.
- Гуревич А. Я. К читателю // Одиссей. 1989.
- Гуревич А. Я. Социальная история и исторические науки // Вопросы философии. 1990. — № 4.
- Демин М. В., Подольская Е. А. Ценностная ориентация личности как философская проблема // Методические вопросы исследования современных общественных процессов. -М., 1981.
- Дмитриенко В. А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт. -Красноярск, 1989.
- Дмитриенко В. А., Домбинская М. Г. Проблема формирования духовной культуры студента II Образование в Сибири. 1996. — № 1.
- Докинз Р. Эгоистический ген. М., 1993.
- Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995.
- Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-политический анализ. Л., 1974.
- Иконникова С. Н., Соколов Э. В. Диалектика развития личности // Духовная культура развитого социализма и личность. Л., 1980.61 .Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
- Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1984.
- Lb*t:iH И. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10 т. М., 1993.
- Иоанн. Митрополит Санкт Петербургский и Ладожский. Нам доверено Отечество // Советская Россия. — 30.01.1993. — № 12.
- Каган М. С. О духовном // Вопросы философии. 1985. — № 9.
- Каган М. С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки. 1989.
- Карпинская Р. С., Никольский С. А. Социобиология. Критический анализ. -М&bdquo- 1986.
- Келле В. Ж. Наука как феномен культуры // Наука и культура. М., 1984.
- Кислов Б. А. Проблема истины в оценке // Истина как гносеологическая концепция. Свердловск, 1983.
- Книжность как феномен культуры (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. — № 7 — 8.
- Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
- Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. М., 1957.
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
- Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988.
- Коркин Н. А., Недия Г. С. Актуальные проблемы современной марксистской теории ценностей // Вопросы философии. 1986. — № 9.
- Коршунов А. М., Мантанов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988.
- Косова Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования И Социологические исследования. 1994. — № 2.
- Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. — № 12.
- Кузнецова Г. В., Максимов Л. В. Духовные ценности: утраты, поиски, обретения. Ниж. Новгород, 1991.
- Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. -М., 1980.
- Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной революции современной России // Социологические исследования. 1994. — № 5.
- Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
- Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.
- Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности // Духовность и культура. Екатеринбург, 1994.
- Лисовский В. Т. Современное студенчество. Социологические очерки. М., 1990.
- Лисовский В. Т. Что значит быть современным? М., 1993.
- Лосский Н. Мистическое богословие. Киев, 1991.
- Мамардашвилли М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21,42.
- Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.
- Михайлов Ф. Т. Перспективы гуманитаризации образования // Философские исследования. 1995. — № 4.
- Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
- Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
- Н адираш в илл и Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси, 1974.
- Немировский В. Г. Социология личности: теория и опыт исследований. -Красноярск, 1979.
- Немировский В. Г. Концепция сигнала жизни в массовом сознании. Методология и опыт социологического исследования. Диссертация на соискание уч. степени доктора социологических наук. Вюльнюс, 1989.
- Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев, 1990.
- Нескрябина О. Ф. Культура, творчество и утверждение индивидуальности //За единство истины, добра и красоты. Красноярск, 1993.
- Нескрябина О. Ф. Интеллигентность и индивидуализм актуальные системы ценностей и задачи образования // Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. — Новосибирск, 1999.
- Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
- Питирим. Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Тело, душа и совесть (Учение о человеке в христианской традиции и современность) // О человеческом в человеке. М., 1991.
- Пузиков В. Г., Тимофеев А. Ф. Иерархия ценностей в системе образования // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. -Новосибирск, 1995.
- Пушкин В. Н. Психология и кибернетика. М., 1971.
- Пятикорский А. М. Индивид и культура // Вопросы философии. 1990. -№ 5.
- Рерих Н. К. Избранное. М., 1979.
- Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911.
- Ричардсон Г. Образование для свободы. М., 1997.
- Розин В. М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1*32.
- Розин В. М. Философия образования. Красноярск, 1993.
- Розов Н. С. Архивариусы и новаторы // Вестник высшей школы. 1990. -№ 11.
- Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
- Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. М., 1995.
- Рубенс А. А. Ценностные отношения и личность // Проблемы формирования целостной личности. Рига, 1976.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
- Русско латинский словарь. — СПб., 1891.
- Руткевич М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
- Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976.
- Сабирова Д. К. Нравственно эстетические нормы образования // Тезисы Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». — Новосибирск, 1995.
- Сагатовский В. Н. Храм и путь к нему (о ключевых ценностях образования) // Философия образования для XXI века. М., 1992.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л., 1979.
- Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.
- Серебряков Л. Е. Философская культура учителя // Педагогическое образование. Вып. 10. М., 1993.
- Силичев Д. А. Культурология. М., 1998.
- Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М., 1989.
- Слуцкий М. С. Перспективные возможности преодоления кризиса современного образования И Человек Философия — Гуманизм: Материалы Первого Российского философского конгресса. Т. 7. Философия и проблема человека. — СПб, 1997.
- Соловьев В. С. Собр. соч. в 2 т. М., 1988.
- Социальная стратификация в человеческом измерении // Философская и социологическая мысль. 1992. — № 2.
- Социальная философия франкфуртской школы. М., 1975.
- Титма М. X. Жизненные ценности одного поколения. М., 1992.
- Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. Тбилиси, 1966.
- Уледов А. К. Духовная жизнь общества: проблема методологии исследований. М., 1980.
- Урсул А. Д. Путь в ноосферу. М., 1993.
- Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. М., 1982.
- Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень, 1992.
- Федотова В. Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. — № 3.
- Федотова В. Г. Цена прогресса. М., 1988.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фролов И. Т. Прогресс науки и будущее человека. (Опыт постановки проблемы- дискуссии- обобщения. М., 1975.
- Хазова Л. В. Гуманитаризация естественнонаучного и инженерного образования. -М., 1990.
- Хазова Л. В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты. Красноярск, 1997.
- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. -М., 1988.
- Хаидеггер М. Время и бытие // Статьи и выступления. М., 1993.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.
- Циолковский К. Э. Воля Вселенной. Калуга, 1928.
- Чагли И. И. Труд. М., 1979.
- Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.
- Шадриков В. Д. Социальные науки и гуманитаризация высшего образования в России (О развитии гуманитарного образования) // Высшее образование в России. 1992. — № 3.
- Шалышкина И. В. Духовные ценности в жизни общества: перспективы философского осмысления // Философская и социологическая мысль. 1992. — № 5.
- Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
- Шенурик А. И. Духовная культура современной молодежи. М., 1990.
- Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманитаризации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов — на — Дону, 1995.
- Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
- Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. Красноярск, 1993.
- Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методология проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Якобсон П. Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
- Allport Y. W., Vernon P. Е. A study of values. Boston, 1951.
- Adler F. The value consept in sociology // American Journal of sociology.1956,-N62.168f—--Education and society today // Ed. By A. Harnett and M. Naish. L.- N.Y.-1. Philad., 1986.
- Catton W. R. A theory of value // American Solioligical Review, 1950.
- Kluckhohn C. Values and value orientation in the theory of acthion: anexploration in definition and classification // Foward a general theory of action. 1. Cambridge, 1951.
- LasswellH. D. The analysis of political behavior. London, 1949.
- Morris C. Varieties of human value. Chicago, 1956.
- Ornstein A., Levine D. Foundations of Education. Boston, 1995.
- Power E. Philosophy of Education. N.Y., 1992.
- Parsons T. Capitalism in Recent. Yerman literature: Sombart and Weber // Journal ofRolitical Economy. -1928. Vol. 36. — N 6- - 1929. — Vol. 37. — N1.
- Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. San Fransico, 1972.
- Thurstone L. L. The measurement of values.- Chicago, 1959.