Организация товародвижения продукции на предприятии... (на примере предприятия)
Территория предприятия занимает 1,5 га закрытых бетонным забором. Технологические участки по производству молочных продуктов расположены в одном здание. В здание расположены: аппаратное отделение (проводится пастеризация, сепарирование и производство сметаны), отделение фасовки в пакеты, творожное отделение (производство творога и мягкого сыра), заквасочное отделение и молокохранилище. Мощность… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
- 1. 1. Понятие товародвижения
- 1. 2. Планирование товародвижения
- 1. 3. Реализация и контроль товародвижения
- 2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРА
- 2. 1. Краткая характеристика предприятия
- 2. 2. Ассортимент производимой продукции
- 2. 3. Выбор каналов товародвижения
- Заключение
- Литература
Главная цель, которая ставиться перед маркетингом, — способствовать увеличению прибылей фирмы. Изучение рынков сбыта, определение номенкла-туры выпускаемых изделий, установление цен и прочие вопросы маркетинго-вых исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зре-ния получения максимальной прибыли) условий реализации товарной продук-ции.
Сбыт — всего лишь одна из многих функций маркетинга, причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими раз-делами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подхо-дящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то товары навер-няка пойдут легко. Анализ сбыта и методов продвижения товаров является не-отъемлемой частью организации сбыта продукции на предприятиях.
Исследование основных форм и методов сбыта направленно на выявле-ние перспективных средств продвижения товаров от производителя до конеч-ного потребителя и организацию их розничной продажи на основе всесторон-него анализа и оценки эффективности используемых или намечаемых к исполь-зованию каналов и способов распределения и сбыта, включая те из них, кото-рыми пользуются конкуренты.
Критериями эффективности выбора в данном случае являются: скорость товародвижения, уровень издержек обращения и объемы реализации продук-ции. Считается, что эффективность избираемых фирмой форм и методов рас-пределения и сбыта тем выше, чем короче период времени, затрачиваемого на доведение товаров от места производства до места реализации и на их продажу конечному потребителю; меньше расходы на их организацию; больше объемы еализации и полученная при этом чистая прибыль. Главная цель состоит в со-кращении суммарной величины сбытовых издержек, которая во многом, если не в основном, зависит от уровня коммерческой работы и службы сбыта. Если учесть, что у многих капиталистических предприятий затраты на реализацию и сбыт продукции достигают примерно 40% общего уровня издержек производ-ства, то становится очевидным значение этого направления маркетинговых ис-следований.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие товародвижения
Товародвижение это комплекс хозяйственных операций, обеспечи-вающих доставку товара с места его производства до места его потребления или продажи. Включает транспортировку, хранение, заключение торговых сде-лок с покупателем. Товародвижение осуществляется без посредников самим товаропроизводителем (прямой канал товародвижения) или за участием одного или нескольких посредников (косвенный канал). Выбор типа товародвижения зависит от емкости рынка товара и специфических характеристик товара.
Методы продвижения товара являются творческим вопросом маркетинга. Сейчас часто придумывают новые методы, но, как только какой-то метод ста-новится успешным, он тут же становится известным всем коммерческую тайну сохранить невозможно. Сейчас все больший интерес уделяется методам стимулирования сбыта по сравнению с прямой рекламой, т. е. можно оценить коммуникационную эффективность рекламы, но конечную эффективность рек-ламы четко определить нельзя, т.к. на конечное потребительское поведение по-мимо рекламы влияет много других факторов (появление или уход конкурентов с рынка и т. д.). А реклама дорогое удовольствие.
Товародвижение рассматривается как деятельность по планированию, реализации и контролю физических потоков материалов и готовых продуктов от места их изготовления к месту использования.
Функции товародвижения осуществляются через каналы распределе-ния, которые включают все организации или всех людей, связанных с передви-жением и обменом товаров и услуг, являющихся участниками каналов сбыта или посредниками.
1.2. Планирование товародвижения
План товародвижения это совокупность целей, стратегий и мероприя-тий, позволяющих достичь запланированных результатов в области сбыта про-дукции.
Процесс планирования товародвижения состоит из следующих этапов:
1. .Постановка целей и задач товародвижения.
2. Выбор стратегии товародвижения.
3. Выбор основных каналов сбыта.
4. Составление плана сбыта.
5. Разработка плана действий (мероприятий).
6. Определение бюджета товародвижения.
7. Контроль плана товародвижения.
1.2.1. Постановка целей и задач товародвижения
Как правило, цели товародвижения представляют собой меру влияния, которое фирма планирует оказать на конкретный рынок. Это не является про-гнозом того, что может произойти в пределах горизонта планирования, а явля-ется конкретной величиной, к которой должна активно стремиться фирма. Цели товародвижения основываются на платёжеспособном спросе тех целевых рын-ков, на которых работает предприятие.
Цели товародвижения могут быть заданы как в объёмах продаж в физи-ческом выражении, так и в долях рынка для каждой марки товара или услуги отдельно. Данные цели, представленные в определённой, в понятной для со-трудников форме, лежат в основе плана сбыта продукции для сбытового под-разделения предприятия или партнёра по сбыту.
Многие фирмы ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. К сожалению ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара. Максимальный сервис для кли-ентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов. А ведь все это способствует росту издержек по распределению. Ориентация на сокра-щение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержа-ние небольших товарно-материальных запасов и наличие небольшого числа складов. Издержки товародвижения нередко связаны между собой в обратно пропорциональной зависимости.
В маркетинге под товародвижением подразумевается система обеспе-чения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания. Или же товародвижение — это деятельность по планированию и контролю за пе-ремещением продукции от мест её создания к местам продажи с целью удовле-творения потребностей Потребителей и с выгодой для предприятия. Миними-зация расходов на организацию товародвижения при всей её заманчивости для предприятия ни в коем случае не может сказываться на уровне обслуживания.
Как считает Ф. Котлер, уровень обслуживания определяется следующими факторами:
— скоростью выполнения заказа и возможностью осуществления срочной поставки;
— готовностью принять обратно поставленную продукцию, если в ней бу-дет обнаружен дефект, и в кратчайший срок заменить её или компенсировать понесенный Потребителем ущерб;
— хорошо организованной собственной складской сетью и достаточным уровнем запасов продукции по всей номенклатуре;
— высокоэффективной службой сервиса или сопровождения;
— конкурентоспособным уровнем цен по доставке продукции.
Ни один из этих факторов сам по себе не является решающим для того, чтобы сделать собственную систему товародвижения отличной, но все они в той или иной степени влияют на неё и пренебрежение одним из них может на-рушить её нормальное функционирование и отрицательно сказаться на имидже предприятия.
Перед каждым руководителем предприятия в вопросе организации това-родвижения всегда встаёт вопрос: заниматься ли прямой продажей или вос-пользоваться услугами посредников? Понятно, что однозначного ответа на все случаи жизни просто не бывает, поэтому мы рассмотрим основные преимуще-ства и недостатки каждого из этих вариантов .
Прямой сбыт (канал товародвижения нулевого уровня) не предполагает наличия посредников, так как продажа продукции осуществляется непосредст-венно Потребителям на основе прямых контактов с ними. К ним относится и реализация продукции через собственную торговую сеть, а так же продажа по объявлениям СМИ. Этот вариант наиболее часто используется при реализации продукции производственно-технического назначения и реже — товаров народ-ного потребления.
Косвенный сбыт (многоуровневый канал товародвижения) подразумевает продажу продукции через посредников. Выделяют: одно-, двух- и трехуровне-вые каналы. Количественной характеристикой канала товародвижения наряду с длиной является и его ширина число посредников (оптовых и розничных) на любом этапе реализации продукции предприятия (например, число всех опто-вых фирм, закупающих продукцию у производителя). Разновидностями кос-венного сбыта являются интенсивный, селективный (выборочный) и эксклю-зивный сбыт.
Интенсивный сбыт означает подключение к сбытовой программе всех возможных торговых посредников независимо от формы их деятельности. Ос-новное его преимущество состоит в наличие очень плотной сбытовой сети, а недостаток в том, что наличие большого числа мелких Покупателей усложняет контроль за их платежеспособностью и требует дополнительных средств на рекламу.
Список литературы
- Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: ИНФРА — М, 2001
- Астратова Г., Семин А. Маркетинг как инструмент потребительского рынка продовольственных товаров // «Маркетинг». 1998. — № 4
- «Бизнес и логистика-2001»: Сборник материалов Московского Между-народного Логистического Форума. Москва, 2001 год;
- Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Эко-номика, 1991
- Гаджинский А. М. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник. М.: ИНФРА М, 2002.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. М.:ЮНИТИ ДАНА, 2005
- Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор луч-шего решения. М.: Экономика, 1993
- Конспект лекций по дисциплине «Логистика», Донбасская националь-ная академия строительства и архитектуры, Институт «экономика, менеджмент и право в строительстве», Макеевка, 2006 г.
- Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заве-дений. 3-е изд. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003.
- Миротин Л.Б., Ташбаев Ы. Э. «Логистика для предпринимателя» -Инфра-М, Москва, 2002 г.
- Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производст-ва на предприятии. М.:ИКЦ «МарТ», 2003
- Устав молочного завода ОАО «Виндор».