Развитие форма государственного единства по Конституции 1993 г
Основой для осуществления региональной политики служат, с одной стороны, территориально-государственное устройство страны, с другой ее экономико-географическое районирование. Непосредственными объектами государственной региональной политики выступают республики в составе РФ (национально-государственные образования), края и области (административно-территориальные образования), автономные области… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Сущность категории «единство Российской государственности»
- 2. Распад СССР и принятие Конституции РФ
- 3. Укрепление федерализма российского государства
- 4. Актуальные проблемы сохранения единства Российского государства
- Заключение
- Список литературы
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года стало началом формирования новой российской государственности, а также иной правовой системы. Важнейшей основой функционирования единого федеративного государства в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и прежде всего федеральной Конституцией. Общепризнанный принцип всех существующих в мире федераций выражен в знаменитой немецкой формуле: «Право союза ломает право земель».
В последнее время в связи с событиями в Чечне повысился интерес к вопросам укрепления территориальной целостности России. Поиски конституционных путей разрешения возникающих в этой связи проблем вынуждают еще раз обращаться к тексту Конституции Российской Федерации 1993 года, к анализу содержащихся в ней понятий «территория», «территориальная целостность», «суверенитет», «самоопределение народов».
Российской Конституцией признается государственная целостность Российской Федерации. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором обеспечивается целостность и неприкосновенность территории; существует единое гражданство и единый правовой статус личности; гарантируется единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы; устанавливается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей российской территории; провозглашается единство системы органов государственной власти.
Целью настоящей работы является изучение развития формы государственного единства по Конституции РФ 1993 года.
1. Сущность категории «единство Российской государственности»
Каждое государство представляет собой некое единство. Если нет такой целостности, то нет и государства. И. В. Левакин отмечает, что, несмотря на смысловую схожесть, понятия целостности и единства не только не совпадают по содержанию, но и представляют собой своего рода противоречие: единство проявляется в процессе, целостность — в структуре. Единство предполагает объединение многообразного, целостность — объединение множественного .
Особенно актуальным преломление понятия целостности выступает применительно к такому сущностному явлению, как федерализм. По мнению Д. А. Ковачева, к такой сложной системе, как федеративное государство, вполне применима теория систем. Он пишет: «…в частности, для укрепления федеративного государства, его целостности, принципиальное значение имеют две аксиомы этой теории:
1) чем сильнее взаимосвязь между элементами системы, тем выше степень целостности самой системы;
2) никакая часть целого не может превалировать над целым" .
Федерализм в наши дни представляет собой чрезвычайно емкое, сложное и многомерное явление. Оно охватывает самые разные аспекты общественной жизнедеятельности — политический, правовой, экономический, финансовый, культурный, международный и др.
Единство российского федеративного государства тесно связано с отношениями между самой Федерацией («целым») и ее субъектами («частями»). И. Н. Барцицев пишет о том, что «государственное единство должно пониматься не как диктат федеральных органов по отношению к субъектам Федерации, а как совместное, кооперированное выполнение поставленных перед единым федеративным государством задач» .
Таким образом, исходя из рассмотренных теоретических посылок, можно сформулировать следующее определение единства российского федеративного государства — это совокупность имманентно присущих федерализму свойств, основанная на сочетании взаимных интересов Федерации и ее субъектов, в целях достижения российским государством единых целей и решения совместных задач.
Список литературы
- Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Юрист, 2000.
- Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: 1997.
- Баглай М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 2004.
- Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.
- Божьев В.Л. Новейшая история России. М. «Инфра М», 2004.
- Ескина Л.Б. Два юбилея Российской Конституции // Правоведение. — № 1. 1999.
- Исаев И.А. История государства и права России. М., 2001.
- История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Чибиряева М., 1998.
- Конституция РФ 1993 года.
- Левакин И.В. Российская Федерация: Проблемы государственного единства. М., 2002.
- Левакин И.В. Современная единая российская федеративная государственность. Проблемы и перспективы: Теоретико-правовое исследование. Саратов, 2000.
- Радченко В.И. Категория «целостность государства» и ее методологическое значение // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. N 2.
- Чистяков О.И. Об «организации государственного единства» вообще, России в частности и в особенности // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2003. N 3.