Разработка этнографического тура «Донские сказка»
На пересечении Платовского проспекта и Московской улицы расположен административный центр Новочеркасска. В центре площади в 1853 году был воздвигнут памятник основателю города атаману М. И. Платову. Он был создан по заказу Войскового правления известными российскими скульпторами: академиками А. А. Ивановым, Н. А. Токаревым и П. К. Клодтом. В 1923 году статуя была утрачена. Памятник воссоздан… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Сущность и специфика этнического тура
- 1. 1. Особенности этнического тура
- 1. 2. Технология формирования и продвижения этнического тура
- Глава 2. Проектное обоснование
- 2. 1. Туристический потенциал Донского края
- 2. 2. Программа этнического тура
- 2. 3. Характеристика туристической фирмы
- 2. 4. Рекомендации по продвижению
- Заключение
- Список литературы
Этнические предпосылки развития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие роста образовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещения зарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качестве средства познания жизни других народов.
Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития международного туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими .
Целью курсовой работы является обоснование и разработка этнографического тура «Донские казаки» по Донскому краю.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность и специфику этнографического тура;
Рассмотреть туристический потенциал Донского края для целей этнографического туризма;
Разработать этнографический тур;
Разработать рекомендации по продвижению нового тура.
При написании работы использовались литературные источники, открытые интернет-ресурсы.
Глава 1. Сущность и специфика этнического тура
1.1. Особенности этнического тура
Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой
Этнографический туризм (этнотуризм) имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Этот вид туризма интересен уже сегодня и будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Этно-экологический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнотуризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.
Русская (а точнее, восточнославянская) этнография, как самостоятельная отрасль знаний возникла в первой половине XIX столетия на базе созданного в 1845 году Русского Географического общества, а зародилась в недрах Кунсткамеры Петербургской Академии Наук. Само определение науки «этнография» — «народоописание» — подразумевало сбор и описание эмпирического материала, накопленного на протяжении всей письменной истории человечества.
В настоящее время «этнография» определяется как общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы-этносы, а также типы этнических общностей. Этнография ставит и решает проблемы, как чисто познавательные, так и практические: одни касаются прошлого, другие — современного.
Современное определение этноса является общепризнанным и восходит к определению, данному еще в 1923 г. С. М. Широкогоровым: «Этнос — есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающиеся ею от таковых других групп».
Основываясь на понятиях объекта этнографии и определениях этноса, можно сформулировать понятие «этнографический объект». Этнографическим объектом является культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект необходимо рассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании его оригинальных и специфических конкретных форм.
К оригинальным формам относятся явления и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно- культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса (украшения, орнаментация и т. п.).
Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества — совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п.
Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.
Специфические конкретные формы присутствуют при выражении в культуре этноса явлений, связанных с проявлением признаков хозяйственно-культурного типа, природно-географической зоны, этнокультурной области, с проникновением элементов сельской и городской культуры, воздействием современных этнических процессов .
Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.
Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.
В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. Образцы народной архитектуры представлены в музеях деревянного зодчества. Они располагают образцами жилой застройки, хозяйственных служб (мельницы, амбары и т. д.) и культовых сооружений. Сюда экспонаты свезены из различных районов области, и в музее они находятся в природных условиях, близких к реальным, например, Малые Корелы под Архангельском, Витослявицы в Новгородской области, Василево под Торжком. Деревянное зодчество, крое того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.
С этнографическими особенностями русской культуры туристам можно ознакомиться во многих отдаленных поселениях Архангельской области по рекам Печоре, Пинеге и в селе Заплавье на Селигере. Этнографическим центром считается город Каргополь, где ежегодно проводятся фольклорные фестивали (Архангельская обл., Кенозерскийц национальный парк).
Интересный этнографический материал представляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и прочие), обрядами, традициями .
Музеи краеведческие, а помимо этого есть чисто этнографические музеи.
Музеи деревянного зодчества, так как там представлено народное зодчество — под Архангельском- Малые Карелы, под Новгородом- Витослявицы, включают анимационную работу экскурсоводов.
Центры народных промыслов и ремесел предоставляют возможность посмотреть как изготавливаются изделия.
Многонациональная страна, следовательно можно посмотреть жизнь многих наших народов в оригинале. Одновременно изделия народного творчества являются сувенирами для посетителей.
Русский этнос можно увидеть в двух вариантах:
1 на Русском Севере- Архангельская, Вологодская области- поморские деревни- далеко расположены от транспортных путей, обычно по рекам (Мезень, Онега, Сухона), там не было никаких войн, не происходило смешение генофонда,
2 Сторообрядческие поселения-сам факт их возникновения определил их замкнутый образ жизни. Разбросаны по глухоманям, не похожи друг на друга, так как старообрядцы вбирали в себя ту культуру, в которой жили. Русский Север (верховья Печоры), Северный Урал (Север Свердловской области) — очень большие дома, дворы, добротные заборы, амбары, сундуки, в которых храниться одежда нескольких поколений, Алтай (горная часть) — более скромные, Сибирь.
3 Казачество — вряд ли можно назвать его русским этносом, это очень своеобразно сложившийся этнос. Казачество сформировалось на порубежье в основном из бывших крестьян и беглых преступников, брали в жены (завоевывали) то турчанок, то горянок, отсюда очень своеобразная внешность, своеобразный стиль жизни, где сочеталось ведение сх и несение воинской службы, ценилась лихость, своеобразная кухня. Живет по югу, где они исторически и оседали- Донское (Ростовская область), кубанское казачество (Краснодарский край), Ставропольское или Надтеречное казачество, Яицкое казачество (Урал), по югу Сибири до Байкала и Амурской обл. Казачество жесточайшим образом уничтожалось в годы Советской власти, они были опорой царской власти, одно из самых привилегированных войск. Но, тем не менее, казачество возрождается, возраждаются станицы, охотно относится к приему туристов, знакомят их с бытом .
По своему содержанию этнографические экскурсии, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей, входят в качестве подгруппы в исторические .
Исследователи относят этнографический туризм к познавательному, включающему знакомство с бытом, культурой, традициями народов, фольклором, хозяйством.
Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута .
1.2. Технология формирования и продвижения этнического тура
Для развития этнического туризма необходима разработка новых туристских маршрутов, а так же определение основного направления в развитии такого вида туризма на Дону.
Существуют две разновидности познавательных туров:
1) стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
2) маршрутные туры посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.
При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры — столичные города, такие, как Париж, Рим, Лондон, Москва и т. п.
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познаватвльные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.
Список литературы
- Федеральный Закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ
- Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2003 2006 годы (утверждена Областным законом от 17.12.03 № 55-ЗС, в редакции областных законов от 08.06.05 № 331-ЗС, от 28.12.05 № 440-ЗС)
- Атлас автомобильных дорог Ростовской области и прилегающих территорий: Указатель названий населенных пунктов Ростовской области; Новые дорожные знаки: 2006
- Александрова А.Ю. Туризм и рекреация в России //Международный туризм в портретах выдающихся личностей /Под.ред. д-ра геогр. Наук А. Ю. Александровой. М.: КРОНУС, 2003. С.147−149
- Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002. 384 с.
- Глушко А. А., Сазыкин А. М. География туризма. Издательство Дальневосточного университета, Владивосток -2002. 356 с.
- Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник, М.: Турист, 2004
- Зорин И.В., Каверина А. В., Квартальнов В. А. Международный туризм. Туризм как вид деятельности. М., 2002.
- Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. — Т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 192с.
- Малова Н. А. Туризм и культурное наследие // Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1.
- Папирян Г. А. Маркетинг в туризме, М., 2002.
- Романов А.А., Саакянц Р. Г. География туризма: Учебное пособие. 3-е издание. — 2004
- Сазыкин А. М География этнографического туризма. Издательство Дальневосточного университета, Владивосток -2002. 46 с.
- Солдухина О.И., Гаранина Е. Н., Здоров А. Б., Локтев А. А., Соболева Е. А., Козырева Т. В., Козырев В. М., Ополченов И. И. «Финансы и бухгалтерский учет в туризме». Изд. «Финансы и статистика», Москва 2003 г.
- Старочеркасский музей-заповедник: Путеводитель.- Ростов н/Д, 1995.
- Храбовченко В.В. Экологический туризм. Учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 208 с.
- http://www.totour.ru/tourism/etno.html
- http://www.dontour.ru/program/?id=6
- Официальный сайт администрации Ростовской области http://www.donland.ru
- http://www.mojgorod.ru/rostovsk_obl/rostovnadon/index.html
- Каталог музеев России http://www.museum.ru/M838
- Официальный сайт компании Меркурий 2000 http://www.mercury2000.ru/
- Путеводитель по Ростовской области http://www.putevoditel.nakurorte.ru/russia/rostov_obl/