Особенности PR в межличностных отношениях
Различают два вида корпоративного общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. verbalis словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и пр. Корпоративное общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между… Читать ещё >
Содержание
- Тема: Особенности PR в межличностных отношениях
- 1. Формы общения. Межличностное общение в неофициальной обстановке
- 2. Традиции PR в корпоративном межличностном общении. Деловая беседа
- 3. Деловое совещание
- Заключение
В сфере PR общение выступает и пространством существования этого вида духовной и практической деятельности, и основным методом достижения взаимопонимания и сотрудничества ради установления благожелательных отношений в обществе, в мире бизнеса.
Общение как особого рода деятельность — это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).
Субъектом общения выступают индивид, группа, целевая или массовая аудитория, все общество в целом. Основные субьекты общения в сфере PR: с одной стороны — ПР-агентство (или ПР-специалист, а также любой представитель мира профессий, близких к PR), с другой — целевая аудитория (вместе с группами потенциальных членов), взятая и в полном объеме, и в виде разрозненных или единичных ее представителей (индивидуумов). Такое ограничение связывает PR в основном с деловым общением.
Объектом общения в сфере PR могут быть любые аспекты деловых отношений, любые проблемы, возникающие при установлении благоприятных связей с общественностью:
— маркетинговые исследования, показывающие новые тенденции развития рынка и хозяйственных отношений, новые потребности потребителей, эффективность деятельности товаропроизводителей;
— обсуждение (поиск) адекватных реакций со стороны ПР-агентств и фирм на новые явления рыночных отношений, на вызов конкурентов;
— оценка человеческого фактора в едином мире бизнеса и PR (практическое обсуждение и решение проблем подготовки специалистов, их специализации и пр.);
— совершенствование приемов и методов делового общения, PR как коммуникативного проесса, как искусства выработки взаимоприемлемых позиций на основе оптимизации соединения личных и общих интересов;
— высказывание суждений в процессе консультирования в связи с потребностями практики деловой и общественно-политической жизни;
— выработка механизма паблисити в соответствии с каждой уникальной ситуацией, с каждым конкретным заказом;
— создание концепции имиджа, репутации, рекламного стиля, презентаций, корпоративных отношений, ПР-кампаний;
— создание концепций переговоров, деловых бесед и общения.
Функции общения многообразны — в соответствии с широким кругом практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога и т. д. Обобщенная группировка функций допускает выделение трех их разновидностей.
Единство функций, одновременность их проявления в процессе общения активизирует все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные силы собеседников, превращает общение в событие личной (а может быть, и не только личной) жизни людей. Не случайно так плодотворны диалогические формы общения в журналистике, педагогике, научно-исследовательской деятельности («мозговой штурм», например), в искусстве (театр), политике (дискуссия, дебаты).
Результаты общения не принадлежат только одному из собеседников — в них концентрируются взаимообусловленные побуждения участников диалога:
— сформировать общее сознание, включить его в индивидуальные сознания каждого из партнеров беседы;
— изменить поведение в соответствии с изменившимся сознанием;
— научиться по-новому реагировать на новые обстоятельства;
— усвоить новую информацию, новые знания и на этой основе выработать соответствующие качества характера, новые приемы общения, межличностных отношений.
1. Формы общения. Межличностное общение в неофициальной обстановке
Существуют различные классификации форм, видов и типов общения.
Известная схема М. С. Кагана представляет мир общения следующим образом:
Эти и другие классификации не учитывают специфики общения в сфере PR и рекламы.
Общение в сфере рекламы и PR формируется и развивается в системе тех общественных и коммерческих отношений, которые способствуют распространению товаров и услуг, а также знанию о них. В этой связи целесообразно отнести этот тип обмена информацией к профессиональному общению, поддерживающему имидж и репутацию товаропроизводителей (фирмы), общественной и государственной структуры, товара, услуг, образа (стиля) жизни [4, c.34].
Личные и неличные формы — именно так можно подразделить общение в рекламе и PR в зависимости от роли коммуникатора ПР-мэн, рекламный работник), а также от надежности и оперативности обратной связи. Если обмен рекламными и Пр-идеями происходит в режиме живого диалога (вопрос — ответ, суждение — согласие или отрицание и т. д.), в одних и тех же временных и ситуативных рамках, — реализуются личные формы общения. Если обратная связь «срабатывает» с опозданием, с разрывом временных и ситуативных границ, — функционируют неличные формы общения. Первый тип общения присущ PR, второй — рекламе.
Рекламный, или неличный, тип общения точно соответствует самой сущности рекламной деятельности. Еще в 1948 г. реклама была определена Американской ассоциацией маркетинга как «любая форма НЕЛИЧНОГО представления и продвижения коммерческих идей, товаров или услуг, оплачиваемых четко установленным заказчиком».
ПР-общение персонифицирует все проявления обмена идеями и мнениями, происходящего в режиме диалога. Отпечаток личности самого коммуникатора (ПР-специалиста), учет комплекса социально-психологических характеристик заказчика (руководства фирмы, политического лидера, государственного деятеля и пр.) отчетливо просматриваются и в ПР-обращении, и в поиске целевой аудитории, и в самих результатах ПР-общения, ПР-акций.
Средства личного общения соединяют людей в процессе непосредственного обмена мнениями, идеями, различного рода текущей информацией. Здесь на ход беседы влияют такие очевидные факторы, как эмоциональное состояние собеседников, обстановка (интерьер) общения, активное участие каждой стороны в диалоге.
Список литературы
- Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 2005.
- Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR М.: Изд-во Буковского, 1997.
- Звегинцев Р.С. Коммуникационный менеджмент. М., 1998.
- Ньюсом Д., Скотт Ф., Турк Дж. Это P.R. Реалии паблик рилейшнз М., Юнити, 2002.
- Честара Д. Деловой этикет. Паблик рилейшнз. М., 1997.
- Клюев Е.В. Речевая оммуникация. М.: ПРИОР, 2005.
- Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996.