Процесс социализации личности в группе
Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается теория социализации, — это вопрос об активности-пассивности индивида в этом процессе. В большинстве случаев интерпретация процессов социализации в западной психологии делает акцент на «принуждении», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктринации» и т. п. Иными словами, индивид в этих процессах выступает лишь как пассивный элемент… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Механизмы социализации личности
- 2. Социализация личности в группе
- 2. 1. Этапность социализации личности
- 2. 2. Особенности социализации личности на разных этапах жизни
- Выводы
- Список литературы
Процесс социализации личности в группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие социализации является классическим как для отечественной, так и для зарубежной социологии. Оно лежит в основе многих явлений и процессов, ведущих к становлению и функционированию личности как субъекта социальных отношений, определяющих вектор ее формирования. Проблема социализации рассматривается целым спектром научных дисциплин: социологией, психологией, антропологией, педагогикой и др. в силу междисциплинарности данного понятия и некоторой его размытости, в современной науке нет его однозначного определения.
Социализация это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм [3, стр. 73].
Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице.
Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.
С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.
По своему содержанию социализация это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой их усвоение индивидом, интериоризацию.
Объект работы личность.
Предмет работы социализация в группе.
Целью работы является изучение процесса социализации личности в группе.
Задачи работы. Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи:
1) Определить социально-психологические механизмы, факторы социализации;
2) Изучить процесс социализации личности в группе, выделить особенности на разных этапах жизни.
В социологии выделяют два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.
Агенты социализации это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его [3, стр. 74].
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах — семья.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп институтов формальные организации, официальные учреждения.
1. Механизмы социализации личности
В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в два блока.
1. Социальные, отражающие социально-культурный аспект (набор ролей и статусов, предлагаемых обществом человеку, совокупность социальных институтов, в рамках которых он может формировать свои социальные качества и т. п.);
2. Индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути человека (избирательность личности в освоении образцов поведения, деятельности, проявлении гендерных особенностей, транслируемых конкретным обществом) [2, ср. 33].
Другим аспектом изучения социализации личности является анализ ее механизмов, которые могут быть выделены по разным основаниям. Первыми могут выступать направления воздействий социализирующих факторов: интериоризация усвоение опыта человечества, зафиксированного в знаках и орудиях, в результате чего этот опыт становится достоянием личности, формирует присущие только человеку высшие психические функции, оказывает влияние на становление личности; экстериоризация опредмечивание, проявление в деятельности и общении ранее усвоенных способов действии. При этом возможно их изменение или генерирование новых паттернов поведения, если того требуют не встречавшиеся ранее социальные условия [2, стр. 33].
По мнению отечественных психологов, социализация происходит в следующих сферах жизни человека: в деятельности, в общении и в сфере самосознания. Социализацию в сфере деятельности А. Н. Леонтьев определял как «расширение каталога деятельностей, которыми владеет ребенок» [7, стр. 180]. Имеется в виду постепенное усвоение тех видов деятельности, которые ребенок может самостоятельно воспроизводить, т. е. освоение культурных образцов поведения. Для каждого возрастного периода развития характерна своя, так называемая «ведущая» форма деятельности, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Понятие ведущей деятельности ввел А. Н. Леонтьев [1], а Д. Б. Эльконин развил и углубил содержание этого понятия. Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить такие виды ведущей деятельности, как: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников; 5) общественно-полезная деятельность подростков; 6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности. Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит опредеенный путь становления. Ее формирование осуществляется под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.
В сфере общения социализация происходит в ходе постепенного расширения круга общения, углубления самого процесса общения, связанного с изменением его содержания и форм. М. И. Лисина разработала концепцию развития общения ребенка со взрослыми, в которой общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность) [8]. Содержание параметров форм общения, по ее мнению, зависит от периода психического развития, на котором находится ребенок. Так до 1 года, в младенческом возрасте у ребенка развивается ситуативно-личностное общение, призванное удовлетворить его потребность в доброжелательном внимании. С 1 года до 3 лет (ранний возраст) преобладает ситуативно-деловое общение, удовлетворяющее потребность ребенка в сотрудничестве. От 3 до 5 лет, когда ребенок вступает в младший, а затем в средний дошкольный возраст, развивается внеситуативно-познавательная форма общения, и у ребенка возникает потребность в уважении со стороны взрослых. На этом этапе развития ребенком движет познавательный мотив, и для его достижения ребенок начинает активно использовать речевые средства. В возрасте 4−6 лет (средний и старший дошкольный возраст) на первый план выходит потребность ребенка во взаимопонимании и сопереживании, которая удовлетворяется во внеситуативно-личностном общении [6] .
В сфере самосознания социализация выступает в плане формирования Я-концепции, становления образа самого себя — это очень широкая проблема, затрагивающая самые различные исследования. Социальная психология расставляет свои акценты в изучении самосознания. Она рассматривает проблему формирования социальной идентичности и занимается вопросом сопоставления человеком образа «Я» с социальным эталоном. Идентификация [5] представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Это механизм социализации личности, осуществляющий «присвоение» индивидом своей человеческой сущности. Идентификации обычно противопоставляется обособление — механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении человека выделитьс из числа других, закрыться, отстраниться [4].
Идентификация оказывает двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств, с другой — может способствовать растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального. Обособление в свою очередь дает возможность сохранить в общении с людьми свою индивидуальность, чувство собственного достоинства. При обособлении развивается ответственность, самостоятельность, но вместе с тем оно может привести к отчуждению, которое проявляется в эмоциональной холодности, лишении близости и доверия.
Идентификация играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния. Говоря о социальной идентификации, нужно помнить об этнической идентичности (этничности), профессиональной, политической и других идентичностях, которые имеют большое значение для развития самосознания личности.
Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается теория социализации, — это вопрос об активности-пассивности индивида в этом процессе. В большинстве случаев интерпретация процессов социализации в западной психологии делает акцент на «принуждении», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктринации» и т. п. Иными словами, индивид в этих процессах выступает лишь как пассивный элемент социального мира, который этот мир формирует по заданным нормам и стандартам. Однако сама жизнь показывает, что процесс социализации носит более сложный характер, так как далеко не все становятся «добровольно конформными» и даже выступают против того, что им «индоктринируется». Это значит, что в процессе собственной социализации человек рано или поздно начинает играть активную роль, т. е. становится субъектом.