Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов в условиях модернизации высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анкет студенчества преподаватели были разбиты на 3 группы: первая группа — с высоким показателемвторая группа — со средним показателемтретья группа — с низким показателем. Выборка исследования составила 50 преподавателей с различных факультетов, читающих лекции для специальности «государственное и муниципальное управление». Проведенный опрос преподавательского состава в ходе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГОЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

1.1 Сущность и содержание понятия «профессиональная деятельность преподавателя вуза». 15 1.2. Методология оценки профессиональной преподавательской деятельности в системе вузовского образования. 34 1.3 Система оценки профессиональной преподавательской деятельности: зарубежный и отечественный опыт управления педагогическими кадрами.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 67 2.1. Анализ существующих методик оценки профессиональной деятельности преподавателя в российских вузах.

2.2 Определение системы показателей профессиональной преподавательской деятельности в высшей школе.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

3.1 Методика оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов.

3.2 Модель эффективного функционирования методики оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза. 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов в условиях модернизации высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современной политической стратегией России является политика модернизации. Реализация стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе. Современное образование должно отвечать международным требованиям, отличаться качественным подходом к процессу обучения, развивать в человеке потенциал, способности. Учебные заведения должны выпускать компетентных специалистов.

Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия жизнедеятельности российского общества предъявляют повышенные требования к качеству высшего образования. Одним из показателей качественного высшего образования можно рассматривать количество выпускников, успешно сделавших карьеру, следовательно, внутривузовская деятельность должна быть направлена также й на повышение качества образования выпускаемых специалистов, в ее рамках должны решаться задачи повышения эффективности учебной, научной и научно-методической работы, развития творческой активности преподавателей, повышения качества и оптимизации кадрового потенциала. Одним из путей повышения- '. качества высшего образования является обеспечение высокого уровня профессиональных знаний и научной компетентности преподавателей, осуществляющих образовательный процесс.

Кадровый потенциал вуза отражает не только подготовленность преподавателей к выполнению своих функций в настоящий момент, но и совокупность их возможностей в долгосрочной перспективе — с учетом научной и педагогической квалификации, уровня мотивации, возраста, практического опыта, деловой активности, профессиональной мобильности и качества деятельности, в том числе ее результативности и инновационности.

Сегодня в России происходит реформирование всей образовательной системы, разрабатываются новые проекты по развитию образования и ~ науки. Постановлением' Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» была введена новая система оплаты труда работников, которая предусматривает возможность дополнительного поощрения труда преподавателя за различные виды деятельности: Но, несмотря на это, показатели и критерии оценки качества работы преподавателей до настоящего момента в российском законодательстве нормативно не определены.

При принятии новой системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава в России становится актуальной проблема определения рейтинга каждого преподавателя" на основе единой унифицированной методики с многомерным анализомего деятельности и многобалльной оценкой. Практически во всех высших учебных заведениях Российской Федерации разрабатываются и используются различные виды требований к преподавателям, а оценка деятельности преподавателей проводится на основе собственных разработанных или заимствованных методик.

Педагогическая деятельность относится к творческому виду деятельности, где возможны различные варианты оценки ее результативности, эффективности и качества. Это обстоятельство приводит к наличию многообразных подходов к построению оценочных моделей, которые отличаются друг от друга, и порой весьма существенно, как по методологическим основаниям, так и по процедурам практической реализации.

Анализ управления профессиональной деятельностью преподавателя высшей школы необходимо проводить с позиции социологии: использование качественных и количественных методов, которые направлены на получение информации, понимание и ее интерпретацию. Как фундаментальная наука социология объясняет такое социальное явление, как преподавательская деятельность вуза, собирает и обобщает информацию о нем. Как прикладная наука — позволяет прогнозировать его развитие и управлять им.

Рассмотрение преподавательской деятельности именно с позиции социологии предполагает не только определение сущности объекта, но и исследование основных, уже применяемых методик оценки преподавательской деятельности, проблем внедрения различных методик и критериев оценки для разработки единой методики оценки преподавательской деятельности с позиции управления высшим образованием.

Проблема исследования понимается автором как противоречие между общественно-государственной потребностью в разработке методики оценки деятельности преподавательского состава вузов в условиях модернизации высшего образования, предъявления ¦ со стороны общества и государства более высоких требований к высшей школе, с одной стороны, и отсутствием системного подхода к подбору показателей оценки. качества деятельности профессорско-преподавательского состава — с другой. Существующие методики оценки преподавательской деятельности не позволяют объективно оценить субъект профессиональной деятельности, а их применение часто влечет не оптимизацию внутривузовской деятельности, а ее усложнение. Из-за несовершенства методик оценки труда преподавателей вузы теряют талантливых и особо одаренных педагогов, не имея возможности в достаточной мере поощрять их труд и стимулировать творческую активность.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Большинство научных исследований в области преподавательской деятельности проведены в рамках науки педагогики, причем основы преподавательской деятельности, основные характеристики, факторы влияния на преподавательскую деятельность рассматриваются в работах.

1 1 ^ авторов (Н.В. Бордовская, A.A. Реан, Г. М. Афонина", И. П. Подласый, В.В.

Краевский4 и др.) с точки зрения воздействия школьного учителя на ученика.

Анализ функционирования системы высшего образования, управления образованием и образовательными учреждениями нашли свое отражение в работах таких авторов как Г. В. Атаманчук5, В.Г. Афанасьев6, Б.С. Гершунский7, В.И. Жуков8, Титова H. JL9, Ю.А. Конаржевский10 и др.

Изучению проблем социального управления посвящены труды таких социологов как В. Н. Иванов, В.И. Патрушев11, В.Н. Ковалев12, Г. И. Осадчая13, O.A. Уржа14 и др.

Теории изучения профессиональной педагогической деятельности раскрыты в работах: А.А.Деркача15, Э.Ф.Зеера16, Е.А.Югамова17,.

А.К.Марковой, и др., исследованию профессиональной деятельности.

1 Бордовская., Н. В. Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000.

Г. М. Афонина Педагогика: курс лекций и семинарские занятия/ Г. М. Афонинапод ред. O. А. Абдуллина. — 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

4 Краевский В. В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2004.

6 Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М.: Политиздат, 1975.

7 Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики. — М.: Совершенство, 1998.

8 Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы — М.: 2001.

9 Титова Н. Л. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. — М.: МАКС Пресс, 2008.

10 Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. -M.: Педагогика, 1996.

11 Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др.- Под ред. В. Н. Иванова. — М.: Высшая школа, 2001.

12 Ковалев В. Н. Социология управления социальной сферой-М.: 2003.

13 Осадчая Г. И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой: Учебное пособие.-М., 1999.

14 Уржа O.A. Стратификация и социальное управление — М.: 1999.

15 Деркач A.A. Формирование образовательной среды для достижения профессионального успеха. М: РАГС, 2007.

6 Зеер Э. Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалистаЕкатеринбург, 1999.

17 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.

18 Маркова A.K. Психология профессионализма. — M., 1996 преподавателя посвящены работы: В. А. Сластенина, И.Ф.Исаева19, З.Ф. Есаревой20, Н.В. Кузьминой21, и др.

Анализ вопросов, профессионализма преподавателей высшей школы и его оценки посвящены работы: Бусыгиной А. Л., КлещевскогоЮ.Н., Красноженовой Г. Ф:24. Вопросы оценки, труда преподавателей, мотивационные и стимулирующие аспекты педагогической деятельности, аттестации преподавательских кадров, совершенствованию организации и оплаты труда были освещены в работах следующих ученых: С.А. Дятлов25,.

О (к оп.

Е.Н.Жильцов-, В. П. Иванов, Н. В. Кузьмина и др.

Таким образом, в литературе, посвященной профессиональной деятельности преподавателя, акцент в большинстве случаев делается на анализе самой личности преподавателя, технологий обучения, совершенствовании процесса преподавания, которые. носят преимущественно педагогический-характер. Диссертационное исследование направлено на изучение процесса оценки деятельности преподавательского состава с помощью анализа различных методик и критериев 'оценки профессиональной деятельности преподавателя. Делается акцент на раскрытии роли единой методики оценки преподавательской деятельности впроцессе стимулирования преподавателя вуза к постоянному совершенствованию своей деятельности.

19 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.

20 Есарева 3. Ф. — Особенности деятельности преподавателя высшей школы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

21 Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина — М.: Высш. шк., 1990.

22 Бусыгина А. Л. Профессор-профессия. Теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Самара: Изд-во СамГПУ, 2003,.

23 Клещевский Ю. Н. «Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности: экономико-организационные аспекты», Кузбассвузиздат, Кемерово, 1998 г.

24 Красноженова Г. Ф. Высшая школа России (проблемы сохранения интеллектуального потенциала). — М.: Мысль, 1998.

25 Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. — СПб., 1994.

26 Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: соц-эк. аспекты / Под ред. E.H. Жильцова, Ю. Л. Кудрявцева. — М.: Иссл. центр Гособразования СССР, 1991.

27 Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом/ Под общей ред. В. П. Иванова. — М.: Известия, 2003.

Объект исследования — профессиональная деятельность преподавателя современного российского вуза, требующая в условиях модернизации высшего образования применения новых технологийзнаний и способов обучения:

Предмет, исследования — комплексная оценка профессиональной деятельности профессорско-преподавательскогосостава в > условиях новых требований к высшей, школе.

Цель исследования — на основе анализа отечественного и зарубежного опыта примененияразличных способов оценки преподавательского труда разработать методику оценки профессиональной деятельности преподавателя, современного российского вуза как эффективного механизма повышения «качества образования.

Достижение поставленной, цели возможно посредством решения" ¦ следующих исследовательских задач:

— обосновать сущностное содержание понятия «профессиональная преподавательская деятельность в вузе»;

— обосновать-принципы оценки преподавательской деятельности в вузе на основе анализа применяемых моделей и процедур оценки труда-' определить основные направления оценки профессорско-преподавательской деятельности в зарубежной и отечественной практике управления педагогическими кадрами;

— выявить действующую систему показателей1 и подходов, к оценке на основе анализа применяемых методик оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в российских вузахопределить новую систему показателей профессиональной деятельности преподавателя высшей школы- •.

— разработать методику оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в российских вузах;

— разработать модель эффективного функционирования данной методики в процессе управления кадровым потенциалом вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения системного подхода, процессного, структурно-функционального подхода, общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, математической статистики. Наряду с общенаучными методами автором также использовались социологические методыанкетирование, интервьюирование, традиционный анализ документов.

Информационной базой исследования выступили различные законодательные акты Российской Федерации (ФЗ № 3266−1 «Об образовании», ФЗ № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановление Правительства РФ № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и др.), обобщены результаты научных исследований, материалы периодической. печати, научно-практических семинаров и конференций, статистическая информация.

Эмпирическую базу исследования составили данные социологических исследований, проведенных автором:

Влияние качества преподавательской деятельности на конкурентоспособность выпускников на рынке труда". Анкетный опрос выпускников московских вузов о качестве образования и качестве преподавательского труда профессорско-преподавательского состава (п=450). Выборка: метод снежного кома, признаки отбора: год выпуска. Сроки проведения — 2008 г.;

— «Оценка преподавательской работы в вузе и ее качество». Анкетный опрос студентов РГСУ с 1 по 4 курс (п=200). Случайная выборка. Репрезентующие признаки: курс, специальность. Сроки проведения — 2009 г.;

— «Преподавательская деятельность в вузе и методика ее оценки». Экспертный опрос преподавателей РГСУ различных факультетов, читающих лекции для специальности «Государственное и муниципальное управление» (п=50). Сплошной опрос. Сроки проведения — 2009 г.;

— «Методики оценки преподавательской деятельности в московских вузах и их эффективность». Интернет опрос преподавателей и заведующих кафедр московских вузов (п=63). Сроки проведения — 2010 г.

Научная новизна исследования состоит в предложенной автором методике оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава российских вузов, в результате разработки которой:

• уточнено понятие «профессиональная деятельность преподавателя высшей школы (вуза)», интерпретация которого в условиях • модернизации высшего образования требует от преподавателя высшей школы осуществления не только традиционных способов • реализации профессиональных функций, но и применения новых технологий и средств;

• на основе анализа применяемых моделей и процедур оценки преподавательской деятельности выявлены и обоснованы принципы оценки, которым, по мнению автора, должна соответствовать методика оценки преподавательской деятельности;

• определены направления деятельности профессорско-преподавательского состава, которые следует оценивать, и способы их оценки на основе системного анализа зарубежного опыта (США, Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия, Испания, Бельгия) оценки профессиональной преподавательской деятельности в высших учебных заведениях и отечественного опыта управления педагогическими кадрами вузоввыявлена действующая система показателей и подходов к оценке преподавательской деятельности, а также определены положительные и отрицательные стороны применения тех или иных методик оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава на основе проведенного анализа применяемых в российских вузах различных способов оценки преподавательской деятельностиопределена новая система показателей профессиональной преподавательской деятельности в высшей школе, позволяющих оценить деятельность преподавателя в условиях модернизации высшего образованияна основе новой системы показателей разработана методика оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, соответствующая новым требованиям к высшей школеразработана модель эффективного функционирования авторской методики в процессе управления кадровым потенциалом вуза,-учитывающая положительные и отрицательные стороны использования данной методики в образовательном процессе, позволяющая анализировать не только сильные и слабые стороны организации учебного процесса, но и факторы, влияющие на управление образовательным процессом в вузе. На защиту выносятся следующие положения: понятие «профессиональная деятельность преподавателя вуза» автором интерпретируется как вид педагогической деятельности, включающий воспитательную, образовательную, методическую, научно-исследовательскую работы, в ходе выполнения которых в рамках учебного процесса реализуется передача знаний, умений и навыков от преподавателя, к студентам, а также формируются компетенции будущих квалифицированных специалистовоценка профессиональной деятельности преподавателя, вуза как способ установления значимости деятельности, осуществляемой каждым конкретным преподавателем вуза, для субъектов управления данного вуза должна соответствовать ряду принципов: объективности, справедливости, диагностичности, практической' направленности, научности, значимости каждого показателя и полнотыанализ зарубежного и отечественного опыта применения, различных методик оценки профессиональной, деятельности преподавателя показал, что система оценки работы преподавателей студентами является одним из наиболее распространенных инструментов контроля и стимулирования качества преподавания в западных вузах, российскаяже практика существенно ограничивает возможности студентов, с одной стороны, самостоятельно выбирать того* или иного преподавателя, а с другой стороны, оценивать" деятельность преподавателей, хотя именно студенты являются основными потребителями образовательных услуг и должны быть в большей степени заинтересованы в их качественовые условияновые требования, предъявляемые к высшему образованию со стороны государства, работодателей, студентов и самих преподавателей, позволили выделить новые показатели преподавательской деятельности: применение новых технологий в преподавательской деятельностиосвещение в процессе преподавания, плюрализмамнений по актуальным вопросамразработка новых методов проведения занятийпостоянное самообучение и участие в международных научных конференцияхразработанная методика, которая-состоит из трех уровней оценивания профессиональной деятельности преподавателей вуза, включает: квалификационный" рейтинг преподавателя относительно постоянных показателей, характеризующих квалификационный потенциал преподавателя, накопленный им за все время работы (таких как: стаж работы, ученая степень и звание, членство в академиях, наличие почетных званий’и других знаков отличия-и т.д.) — - «текущий» рейтинг, отражающий достижения, преподавателя за данный учебный год, его профессиональную деятельностьрейтинг «динамика развития, деятельности», отражающий достижения преподавателя, его профессиональную деятельность, за последние три года- • эффективное функционирование разработанной* методики оценки преподавательской деятельности в высшей школе требует выполнения ряда условий: привлечение преподавателей к разработке критериев оценки-их профессиональной деятельности, соответствие нормативно-правовой базы вуза проведению^ рейтинговой оценки, наличие координационной, контролирующей Комиссии в вузе. Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается' в разработке конкретных мер, направленных на. совершенствование управления преподавательской деятельностью путем внедрения разработанной методики оценки преподавательского труда.

Разработаннаяметодика оценки преподавательской деятельности может способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг, улучшению методов управления, совершенствованию оплаты труда и эффективному использованию бюджетных средств.

Полученная методика оценки качества кадрового состава вузов может быть реализована в различных вузах, может применяться Министерством образования и науки РФ' для совершенствования системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава, при формировании стратегии развития кадрового потенциала высшей школы, для совершенствования образовательного процесса, посредством внедрения интерактивных форм обучения, а таюке использоваться в качестве информационных руководств вузам для оценки преподавательской деятельности.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации обсуждались на VII Афанасьевских чтениях «Социальное управление: исторический опыт, проблемы и перспективы» (2009г.), на научно-методической конференции «Современные технологии организации педагогического процесса в высшей школе» (2010г.), на Всероссийской — конференции с элементами научной школы для молодежи «Итоги развития системы научно-образовательных центров в 2010 г.».

Основные положения диссертации отражены в 9 опубликованных работах, в том числе в 3 публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ.

Положения и выводы диссертации использовались в практической работе диссертанта: материалы диссертационного исследования были использованы при проведении занятий по дисциплинам «Исследование систем управления»,. «Теория управления» для студентов Российского государственного социального университета.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 152 страницах.

Выводы по главе:

Разработанная автором методика оценки преподавательской деятельности основана на опыте Российского государственного социального университета и Саратовского государственного технического университета.

Основной целью введения рейтинга преподавателей является улучшение качества деятельности профессорко-преподавательского состава и совершенствование качества образовательного процесса, что способствует повышению обоснованности принимаемых управленческих решений.

Введение

разработанных критериев и показателей в практику работы высших учебных заведений может способствовать реализации принципов интенсификации и эффективности подготовки квалифицированных специалистов в условиях модернизации российского образования.

Оценка проводится по 4 направлениям деятельности преподавателя: учебная, методическая, воспитательная и научно-исследовательская. Для обеспечения сравнимости результатов в оценке предусматриваются четыре квалификационные категории преподавателей: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель. В процессе оценки учитываются: квалификационный рейтинг преподавателя относительно постоянных показателей, характеризующих квалификационный потенциал преподавателя, накопленный им за все время работы;

— «текущий» рейтинг, отражающий достижения преподавателя за данный учебный год, его профессиональную деятельность по четырем направлениям деятельности: учебной, воспитательной, методической. и научно-исследовательскойрейтинг «динамика развития деятельности», отражающий достижения преподавателя, его профессиональную деятельность.

Разработанная методика характеризуется следующими принципами:

— объективностью;

— возможностью применения математических методов обработки полученных результатов;

— достаточной простотой использования в практической деятельности.

Предложенная автором методика отражает требование внешних факторов, влияющих на развитие вуза, стимулирует преподавателей к совершенствованию своей деятельности, что способствует улучшению качества высшего образования в целом. В свою очередь качество образования, которое дается в вузе отражается на трудоустройстве будущих выпускников данного вуза.

В целях организации работы по внедрению комплексной оценки профессорско-преподавательского состава в вузы автором представляется необходимым создание специальной Комиссии, которая должна стать координационным органом, действующим при вузе.

Внедрение данной методики в систему управления вузом позволит: оценить качественный состав кадров, определить рейтинг каждого конкретного преподавателя, создать условия для повышения активности преподавателей в учебной, методической, научной и воспитательной работе, обеспечить руководителей дополнительной информацией об уровне профессиональной подготовки преподавателей и направлениях ее совершенствования и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной системе образования России сложилась неоднозначная ситуация. Несмотря на ряд реализуемых в стране в рамках основ государственной инновационной политики РФ до 2010 года программ в системе высшего профессионального образования существуют весьма серьезные проблемы: от несоответствия ресурсного обеспечения целям учебного процесса и задачам развития страны до низкого уровня кадрового потенциала вузов, так же система управления высшим образованием не мотивирует вузы к внедрению принципов достижения и непрерывного улучшения качества своей работы.

Одной из поставленных задач диссертационного исследования с целью разработки критериев оценки данной деятельности было выявить профессиональные особенности преподавательской деятельности в вузе.

В ходе исследования сущности педагогической деятельности, автором было выявлено, что педагогической деятельности посвящено множество научно-исследовательских работ, но в большинстве случаев, ученые рассматривают педагогическую деятельность на примере учителя среднего образования, раскрывают его профессиональную деятельность, функции, результаты его работы.

К особенностям преподавательской деятельности в высшей школе можно отнести то, что помимо обучающей и воспитывающей деятельности у преподавателя высшей школы преобладают и другие виды деятельности, которые реализует преподаватель в процессе работы в вузе. Также необходимо понимать, что зачастую в высших учебных заведениях преподают выпускники не педагогических вузов и многие аспекты и особенности педагогической деятельности, строящейся на основе наукипедагогика, не могут быть применимы к преподавательской деятельности.

Таким образом, в диссертационном исследовании было уточнено понятие «профессиональная деятельность преподавателя высшей школы», рассмотрены основные виды деятельности, функции преподавателя вуза и характеристики преподавателя как личности, которыми он должен обладать для выполнения профессиональных функций. Так же в работе автор рассматривает возможность применения компетентностного подхода к оценке преподавательской деятельности, так как именно данный подход, по мнению автора, отражает всю сущность деятельности преподавателя вуза. В диссертационной работе качество образовательного процесса рассматривается сквозь призму компетентности преподавателя, так как бесспорным условием качества образования, обеспечиваемого образовательным учреждением, является высокий уровень научно-педагогического потенциала и квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава. Современное управление высшим образованием невозможно без оптимальной оценки профессиональной деятельности преподавателя: уровень научно-педагогического потенциала и компетентность преподавательского состава следует рассматривать через оценку его деятельности.

Продуктивно работающий преподаватель — это сотрудник развивающейся образовательной системы и данная система должна уметь сопоставлять преподавательский труд, критерии и методологии оценки преподавательской деятельности, систем стимулирования данной деятельности и пути дальнейшего ее совершенствования.

Анализ зарубежного опыта показал, что в большинстве зарубежных университетов уделяют особое внимание качественным критериям (оценке независимых экспертов) индивидуальной преподавательской деятельности. Во многих странах одной из форм контроля качества образования являются жесткие процедуры назначения на должность преподавателей и особенно кандидатов, претендующих на должности доцентов или профессоров. При этом в зарубежных подходах к оценке качества деятельности преподавателя участие в научно-исследовательской работе и эффективность преподавания рассматриваются как системообразующие, хотя и не единственные компоненты.

Если в российской практике, на сегодняшний день актуальность и необходимость оценки преподавательской деятельности как элемента системы менеджмента качества еще только доказывается учеными исследователями, то западные коллеги в области образования и оценки педагогических кадров уже в начале 90-х годов выделили три функции систем оценивания преподавателей: информационную, мотивационную и стимулирующую и было доказано опытном путем, что важнейшим условием совершенствования образовательного процесса является повышение педагогического мастерства преподавателя, который был и остаётся стержневым звеном любой педагогической системы.

Анализ отечественного опыта применения систем оценки преподавательской деятельности в вузах:

— показал, что специфика организации образовательного процесса и учебных планов в российских вузах не способствует реализации функций систем оценивания преподавателей, выделенных зарубежными исследователями;

— показал, что в российских вузах оценка преподавательской деятельности проводится в большинстве случаев путем аттестации кадров, которая, как показало исследование, является формальной и не соответствует требованиям развития современного вуза;

— позволил выявить основные проблемы внедрения единой методики оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в российских вузах;

— выявил, что критерии оценки качества работы преподавателей в настоящее время нормативно не определены и практически во всех вузах РФ существуют разного рода перечни требований к преподавателям, а оценка их деятельности проводится на основе собственных разработанных или заимствованных методик.

На сегодняшний день система управления высшим образованием в России не мотивирует вузы к внедрению «прозрачных» принципов достижения и непрерывного улучшения качества своей работы. Большинство вузов опасаются неправильного использования показателей эффективности со стороны межвузовских структур и стремятся в разумных пределах искажать результаты своей деятельности при одновременном завышении своего потенциала. По социологическому исследованию, проведенному автором в 2010 году, в ходе которого было опрошено 63 эксперта — преподавателей и заведующих кафедр было выявлено, что около 21% работающих преподавателей не знают: кем и по каким критериям оценивается их труд.

Необходимость преобразований в системе высшего профессионального образования подтверждается и результатами других проведенных исследований. Изучая качество образовательного процесса в вузах, были выделены следующие показатели: качество учебного процесса, качество подготовки по специальности, уровень организации учебно-методической работы, обеспеченность техническими и другими условиями для проведения учебного процесса, а также учитывали оценку студентами качество занятий, умений, навыков и способностей преподавателей вуза.

Анализ анкетного опроса, в ходе которого было опрошено 450 выпускников московских вузов, показал, что каждый второй выпускник видит необходимость изменений в системе высшего профессионального образования. В рамках научно-исследовательской работы были разработаны анкеты для студентов, на основе которых был проведен анкетный опрос среди студентов 1−4 курсов. В ходе анкетного опроса, проведенного среди студентов РГСУ, было выявлено, что студенты стремятся к интегрированной оценке преподавательского состава. При анализе роли участников образовательного процесса в обеспечении функционирования системы оценки преподавателей были определены субъекты управления данными процессами с точки зрения студенчества.

На основе анкет студенчества преподаватели были разбиты на 3 группы: первая группа — с высоким показателемвторая группа — со средним показателемтретья группа — с низким показателем. Выборка исследования составила 50 преподавателей с различных факультетов, читающих лекции для специальности «государственное и муниципальное управление». Проведенный опрос преподавательского состава в ходе исследования позволил выяснить мнение самих преподавателей о способах оценки их деятельности, выделить качества, которые должны оцениваться, по каким критериям должна проводиться оценка профессиональной деятельности преподавателя и т. п. 100% респондентов отметили, что «компетентность, знание своего предмета (ов)» — основная характеристика для современного преподавателя, что еще раз подтвердило возможность применения компетентностного подхода к оценке преподавательской деятельности.

В образовательном процессе высшей школы существует проблема в определении главенствующей роли науки или преподавания: ряд преподавателей — талантливые ученые и исследователи, но они не обладают профессиональными преподавательским умениями и навыками, они не могут заинтересовать аудиторию, не обладают ораторским искусством, что приводит к потере интереса у студентов к дисциплине, к низкой посещаемости занятий и т. д. В свою очередь, ряд преподавателей — преподавая дисциплины, но не занимаясь на практике исследованиями в данной области «теряют» практичную сторону дисциплины, актуальность того или иного направления в науки. Преподаватель высшей школы должен уметь совмещать две существенно разные профессии — преподаватель и ученый. При опросе преподавателей и заведующих кафедрами различных вузов г. Москвы в 2010 году на вопрос: «Связан ли хотя бы один читаемый курс с тематикой Ваших научных проектов?» 39% опрошенных ответили «Да, иногда упоминаю результаты своих научных исследований в читаемом материале» и 23% «Да, часто обращаемся к результатам исследований».

Исследования, проведенные автором позволяют сделать вывод, что повышение «весомости» того или иного вида преподавательской деятельности в системе оценки профессиональной деятельности преподавателя в сочетании с последующим материальным поощрением может быть использовано в качестве мощного рычага в управлении деятельностью вуза.

Вопросы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы, а в частности оплате труда как ключевому фактору повышения качества учебного процесса, продолжают оставаться актуальными. В современной практике вузы могут пользоваться различными подходами в формировании собственной системы оплаты труда и применении разных форм: от сдельной до почасовой или смешанной. Однако для оценки эффективности сложных видов деятельности не могут использоваться простые схемы. Решение данной проблемы возможно при создании четких критериев оценки труда преподавателей.

Для эффективной работы преподавателей и повышения качества образовательного процесса необходима единая система оценки профессорско-преподавательской деятельности, а именно единая рейтинговая оценка. При принятии новой схемы оплаты труда профессорско-преподавательского состава становится актуальной именно проблема определения рейтинга каждого преподавателя на основе единой унифицированной методики с многомерным анализом его деятельности и многобалльной оценкой.

Несмотря на то, что в настоящее время практически все вузы разрабатывают и внедряют в практику каждый свою оценку кадрового состава, они не могут считаться универсальными. Проведенный в работе анализ некоторых методик показал, что существует ряд недостатков, присущих в основном всем методикам, не позволяющие превратить процесс оценки преподавательской деятельности в инструмент развития личности преподавателя и, тем самым, повышения качества образовательного.

•4 процесса в целом. Например, излишняя формализация методик, включение в рейтинг только количественных показателей и др.

Критерии оценки кадров, по мнению автора, должны учитывать не только объективную, но и субъективную сторону, а также должны включать в себя не только количественные, но и качественные характеристики.

Для разработки методики оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза автором были рассмотрены основные принципы, факторы и условия, при которых, разработанная и внедренная в образовательный процесс, методика будет реально действенной.

Как показало исследование, оценка компетентности преподавательского состава должна быть связана с реализацией следующих принципов: объективности, справедливости, диагностичности, практической направленности, научности, полноты и значимости каждого критерия.

Также, оценка преподавателей высшей школы существенно зависит от ее соответствия следующим требованиям:

— оцениваемый должен быть убежден в объективности оценки;

— воспринимал ее как полезную для себя;

— знал, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки;

— хотел устранить выявленные недостатки.

Таким образом, всем принципам оценки преподавательской деятельности отвечает рейтинговая оценка, которая является перспективной, так как совмещает в себе практически все достоинства известных способов оценки качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, позволяет преодолеть субъективность и обеспечить интегративность оценки, поскольку данная система основывается на накоплении баллов за каждый выполненный преподавателями вид научной, учебной, воспитательной и методической работы.

Преимущества рейтинговой оценки заключаются в следующем:

• развернутая процедура оценки качества работы преподавателя обеспечивает ее надежность;

• оценка удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);

• реализует принципы объективности (не зависит от воли проверяющего, так как критерии и балы, присуждаемые по каждому критерию изначально известны), справедливости (преподаватель сам может сопоставить себя с другими преподавателями по заданным критериям и по их количественных показателям и убедиться в справедливости результатов) и полноты (рейтинговая оценка позволяет включать в методику оценки как и количественные показатели, так и качественные);

• процедура оценки дает возможность развивать у преподавателей навыки самооценки и анализа профессиональной деятельности.

Разработанная автором методика оценки профессорско-преподавательской деятельности отвечает всем требованиям, выявленным в ходе исследования и основывается на методе ранжирования.

Введение

разработанных критериев и показателей в практику работы высших учебных заведений будет способствовать реализации принципов интенсификации и эффективности подготовки квалифицированных специалистов в условиях модернизации российского образования.

Процесс оценки состоит из трех уровней оценивания компетентности преподавателей вуза и включает: квалификационный рейтинг преподавателя относительно постоянных показателей, характеризующих квалификационный потенциал преподавателя, накопленный им за все время работы (таких как — стаж работы, ученая степень и звание, членство в академиях, наличие почетных званий и других знаков отличия и т. д.);

— «текущий» рейтинг, отражающий достижения преподавателя, его профессиональную деятельность за данный учебный годрейтинг «динамика развития деятельности», отражающий достижения преподавателя, его профессиональную деятельность за последние три года.

Исходными данными для определения «текущего» рейтинга и рейтинга «развития деятельности» являются: объем учебной нагрузки, сведения о публикациях, составление учебно-методических рекомендаций, приобретение патентов, применение новых технологий в процессе работы и т. д. «Текущий» рейтинг рассчитывается на основе анкетирования и преподавателей, и учащихся вуза. Сочетание объективных и субъективных критериев в методике оценки преподавательской деятельности позволит повысить заинтересованность преподавателя в изучении существующего передового педагогического опыта, распространении опыта своей работы, создаст условия для более четкой проверки ценности данного опыта, совершенствования применяемых методов и технологий проведения занятий и т. д.

На взгляд автора, наиболее показательным для управляющей подсистемы, заинтересованной в эффективной оценке преподавательской деятельности будет являться «рейтинг развития». В современной ситуации развития всего общества, разнообразных систем, преподаватель как элемент системы не может находиться в состоянии стагнации. Учет данного рейтинга при аттестации преподавателей вуза позволит управляющей подсистеме вуза выявлять «слабые», «затормаживающие развитие» элементы системы, мотивировать преподавателей к совершенствованию своей деятельности, к развитию научно-исследовательской работы вуза, внедрению новых технологий в управление преподавательской и иными видами деятельности в вузе и т. д.

Разработанная система оценки преподавательской деятельности позволит путем выбора приоритетов направлять усилия как отдельных работников, так и всего коллектива кафедры на эффективное выполнение наиболее актуальных задач для вуза. Система оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза является стимулирующим фактором для преподавателей к повышению личной квалификации в различных формах, к активному участию во всех сферах жизни кафедры и вуза, к ответственному выполнению своих профессиональных обязанностей.

Разработанная методика оценки преподавательской деятельности является одним из элементов управления деятельностью вуза, на которое оказывают свое влияние такие факторы внешней среды как показатели государственной аккредитации вузов, переход на двух уровневую систему высшего образования и другие. В свою очередь оценка преподавательской деятельности влияет на качество преподавательской деятельности, а, следовательно, и на качество знаний и умений будущих выпускников. Предложенная автором методика оценки учитывает мнение студенчества при проведении оценки преподавательской деятельности, то есть студенчество, как потребитель образовательных услуг может косвенно воздействовать на качество преподавательской деятельности.

Таким образом, современное развитие социально-экономических и других сфер жизнедеятельности общества требует разработки и введения в каждом вузе системы оценки труда преподавателей, взаимоувязанной с принципами системы менеджмента качества и основанной на актуальных для сегодняшнего момента критериях, выдвигаемых всеми участниками образовательного процесса. Именно система оценки преподавательской деятельности в конечном итоге должна способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг, совершенствованию системы оплаты труда, улучшению методов образовательным учреждением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266−1 «Об образовании».
  2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 Ш22-ФЗ).
  3. Указ президента РФ от 27.03.1996 N 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ».
  4. Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года /Электронный ресурс: http://fictionbook.ru/author/litagentevropa/novayapoliticheskayastrategiya vposla/(дата обращения 18.09.2010)
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 201 Ого да. М.:АПКиПРО, 2002.
  6. Постановление Совета Министров СССР от 19 февраля 1953 г. № 539 «О мерах по улучшению подготовки профессорско-преподавательских кадров для высших учебных заведений» /Высшая школа. М., 1957.
  7. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1962 г. № 441 «О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров» СП СССР, 1962, № 7
  8. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 31 июля 1962 г. N 283 «О порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших учебных заведениях»
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2005 г. № 1938
  10. Л.П. Болонский процесс: роль вузовского преподавателя /Л.П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина. — М., 2004. 40 с.
  11. Ю.С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом / Ю. С. Алферов, И. М. Курдюмов, Л. И. Писарев. —М., 1997. 146 с.
  12. A.A. О профессиональной компетенции преподавателя высшей профессиональной школы /A.A. Андреев, В. И. Солдаткин // Единаяобразовательная информационная среда: проблемы и пути развития: Всерос. науч.-практ. конф.-выст.
  13. Г. В. Теория государственного управления. -М., 2004. -301с.
  14. Аттестация преподавателя и мастера производственного обучения /Под ред. Н. В. Кузьминой. — СПб., 1992. 80с.
  15. В.Г. Социальная информация и управление обществом. — М.: Политиздат, 1975.— 408с.
  16. Г. М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия/ под ред. O.A. Абдуллина. 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 512с.
  17. A.B. Основы военной психологии и педагогики : учеб. пособие / Барабанщиков A.B. М.: Просвещение, 1988 — 271с.
  18. О.И. Секреты педагогического мастерства: монография / под общ. ред. С. С. Чернова Новосибирск: ЦРНС: СИБПРИНТ, 2009. — 232с.
  19. Н.В., Реан А.А Педагогика Изд. Питер, 2009. — 299с.
  20. В.В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. — 261 с.
  21. A.JI. Профессор-профессия. Теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.—200с.
  22. Е.Ю., Граничина О. А., Трапицын С. Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 159с.
  23. Е.Ю. Оценка деятельности преподавателей в российских и зарубежных вузах. Архангельск, 2005. — 163с.
  24. В.А. Критерии оценки деятельности преподавателя // Образование в регионах России и СНГ. 2003. № 1. С. 60−65.
  25. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики. — М.: Совершенство, 1998.-607с.
  26. A.A. Формирование образовательной среды для достижения профессионального успеха. М: РАГС, 2007. — 200с.
  27. М.А. Общие основы педагогики: конспект лекций — Изд. Высшее образование, 2006 192 с.
  28. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 112с.
  29. В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985−2001гг. М., 2002 г. 656с.
  30. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития.- М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. 327 с.
  31. Зимняя И. А Педагогическая психология Изд. Логос, 2009. — 384 с.
  32. Е.Ю. Квалиметрическое обеспечение как фактор развития образовательных систем в высшей школе: Автореф. дис. канд. пед. наук.1. Великий Новгород, 1999.
  33. Э.Б. Качество образования и способы его измерения М.: АПКиППРО, 2006. — 120 с.
  34. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев, Одесса: Вища школа, 1978. — 285с.
  35. В.Н. Социология управления социальной сферой —М.: 2003. — 240с.
  36. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  37. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина- М.:Высш. шк., 1990.-119с.
  38. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. психол. 1981. с. 20−30.
  39. В. В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256с.
  40. Г. Ф. Высшая школа России (проблемы сохранения интеллектуального потенциала). М.: Мысль, 1998. — 258с.
  41. .Т. Воспитательные аспекты обучения М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  42. В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США. М., 1992. -48с.
  43. В.А., Ермоленко E.H. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  44. Н.Г. Практикум по педагогической психологии Изд-во: Питер Пресс ООО, 2009. 207с.
  45. Модель и организационная структура системы управления качеством подготовки специалистов / В. Бобылев, Т. Прахова, А. Янченко // Стандарты и качество. 2003. — № 8. -С. 85 -86.
  46. Г. Н., Наводнов В. Г. Модели оценивания деятельности образовательных организаций Йошкар-Ола, 1997. — С.15−25
  47. Г. Психология и учитель. Перевод с англ., Изд. ЛКИ, 2007 282с.
  48. H.H., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности Издательство: Мастерство, 2002. 288с.
  49. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: Издательство «Весь мир», 2000.
  50. Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др.- Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2001.-271с.
  51. Педагогика и психология высшей школы// Под редакцией С.И. Самыгина/ Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс». — 1998 — 544с.
  52. Л.И. Контроль и оценка качества образования в ФРГ // Педагогика. 2006. — № 6. — с. 100−106.
  53. B.C. Оценка в управлении персоналом //Известия Аккадемии труда и занятости. 3−4. Ижевск, 2003. 258с.
  54. М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.
  55. А.Н. Мои заметки. М., 1910. 312с.
  56. Г. И., Ляшенко В. П., Митрошенков O.A. Философия М., Перспектива, 2007. — 631 с.
  57. П. О жизни и трудах О.И. Сенковского// Сенковский О. И. Собрание сочинений: В 9 Т. СПб, 1858. Т.1.
  58. В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. ПЕДАГОГИКА: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 9-е изд. — Изд. Академия, 2008. — 576 с.
  59. В.А. Этюды о коммунистическом воспитании /Народное образование, 1967 № 2, с.39
  60. В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. Шк., 1985. 557 с.
  61. Т.А. Управление вузовской системой в США. М., 1995.-52с.
  62. H.JI. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. М.: МАКС Пресс, 2008. — 280 с.
  63. С.Ю., Васильева Е. Ю. Оценка качества деятельности профессорско-преподавательского состава вуза / Журнал «Знание. Понимание. Умение, 2005 -№ 4 с. 16
  64. O.A. Стратификация и социальное управление — М.: 1999. 269с.
  65. Г. И. Высшее образование и российское общество/Всероссийский экономический журнал «ЭКО», 2008 г. № 8−9, с.75−92
  66. Устойчивое развитие университетов: подходы к принятию управленческих решений / А. Белоконь, Б. Владимирский// Alma Mater. -2003.-№ 6.-С. 3−8.
  67. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224с.
  68. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. М.:-МАН ВШ, 1993. 44с.
  69. Болыиой энциклопедический словарь /Электронный ресурс: http: //die. academic .ru/dic .nsf/епсЗ p/224 578 (дата обращения 25.11.2010)
  70. В. Соверменный философский словарь Папринт, 1998. — 1064с.
  71. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. -1312с.
  72. Г. Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах. Электронный ресурс: http://institutiones.com/general/633-sistemi-ocenivaniya.html (дата обращения 18.06.2010)
  73. А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Электронный ресурс http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm (дата обращения 27.10.2009)
  74. А.Г. Совмещение научной и преподавательской деятельности: проблемы и перспективы/ Интернет сайт общероссийской общественной организации Российский Союз Молодых ученых. http://rosmu.ru/activity/opinions/45.html (дата обращения 27.10.2009)
  75. В.Соловьёв, Г. Курдюмов, А.Кулагин. В поисках критериев эффективности преподавательского труда/ Электронный ресурс: http://sci.informika.ru/text/magaz/higher/l97/4razdel.html (дата обращения 13.03.2010)
  76. Л.М., Малов И. В. Работа преподавателя ВУЗа: объективизация оценки ее качества /Электронный ресурс: http://share.auditory.ru/2007/Anastasia.Sadovskaya/quality21/2005/2005−02/35−3 8. pdf (дата обращения 17.08.2010)
  77. Проект Рекомендации Генеральной конференции Международной организации труда «Развитие людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение», созванной в Женеве
  78. Административным советом Международного бюро труда 1 июня 2004 г. Электронный ресурс http://www.lir-portal.ru/article/kurs-na-razvitie-lyudskikh-resursov (дата обращения 18.09.2009)
  79. Основы дистанционного обучения. Учебное пособие. Преподаватель в сфере образования./ Электронный ресурс: http://users.kpi.kharkov.ua/lre/bde/rus/pd/teacher.htm (датат обращения 16.04.2010)
  80. Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством http://www.quality.edu.ru/quality/sk/param/213/ (дата обращения 23.10.2010)
  81. Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003/ Электронная версия: http://slovari.yandex.ru/~книги/Филocoфcкий%20cлoвapь/~Cy/ (дата обращения 17.10.2010)
  82. Управление персоналом: словарь-справочник/ Электронный ресурс: http://psyfactor.org/personal/personall-24.htm (дата обращения 17.10.2010)
  83. Официальный сайт Новосибирского Государственного Технического Университета: http://www.nstu.ru/info/normdoc/ (дата обращения 18.08.2010)
  84. Официальный сайт Томского политехнического института: http://portal.tpu.ru/departments/otdel/ok/pps (дата обращения 5.08.2010)
  85. Официальный сайт Волгоградского государственного технического университета: http://www.vstu.ru/docs/polozhenie-o-poryadke-provedeniya-attestatsii.pdf (дата обращения 16.08.2010)
  86. Hanushek Е. A., Kimko D. D. Schooling, Labor-Force Quality, and the Growth of Nations // American Economic Review. 2000. Vol. 90, No 5. P. 1184−1208.
  87. Marsh H. W., Roche L. The Use of Students' Evaluations and an Individually Structured Intervention to Enhance University Teaching Effectiveness // American Educational Research Journal. 1993. Vol. 30, No 1. P. 217−251.
Заполнить форму текущей работой