Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурный анализ нравственных регулятивов в трансформирующемся российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерным проявлением преемственности нравственных установок является коллективизм, который воспроизводится в системе производственных отношений. Принцип коллективизма преобразуется в условиях корпоративных организаций и выступает несущим элементом корпоративной культуры. Он проявляется в ориентации на сплоченный коллективформировании установок на сопричастность общему делу, доверие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Вектор трансформации морали как формы социального регулирования в преобразующемся Российском обществе
    • 1. 1. Мораль — структурный компонент смыслоценностных и инструментально — этикетных установок членов общества
    • 1. 2. Нравственные нормы в системе социальных регулятивов в современном российском обществе
    • 1. 3. Специфика функционирования морали родовой, общечеловеческой и морали корпоративной, профессиональной
  • Глава 2. Детерминантная роль нравственных ценностей в регуляции социальных отношений
    • 2. 1. Смена ценностных ориентаций в трансформирующемся российском обществе
    • 2. 2. Диспропорции в преемственности поколенческих моральных установок
    • 2. 3. Нравственные стратегии и тактика россиян: мера и степень соблюдения традиционных моральных норм и ценностей

Социокультурный анализ нравственных регулятивов в трансформирующемся российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. К концу 20-го столетия мировой глобальный кризис остро проявился в России, в которой демократические преобразования повлекли кардинальные изменения как в материальной, так и в духовной жизни общества. Трансформация России, переход к рыночным отношениям сопровождался процессами реконструкции социально-экономических отношений, изменением социальных связей и ростом безработицы, снижением уровня и качества жизни, изменением социального статуса ряда социальных групп, их социокультурной дезадаптацией, что обострило социальные проблемы в обществе.

За время реформ страна понесла нравственные потери. В значительной степени проигнорированы духовные и исторические традиции России, вследствие чего была трансформирована прежняя система ценностей, а новая далеко не создана. Дилеммами предстало единое духовное пространство. Снизилась консолидирующая роль государственной идеи, ущемлено чувство национального достоинства, коммерциализированна культура, по ряду отношений стал доминировать аморализм. Несмотря на определенную разработанность нравственных проблем и ценностей, невыясненными остаются многие причины и следствия снижения эффективности действия нравственных регулятивов.

Изучения динамики нравственных регулятивов, ценностных ориентаций людей и мотивов их деятельности приобретает все большее значение: смена общественного строя, произошедшая на протяжении 90-х годов, привела к изменению условий труда, потребностей, что отразилось в трансформации ценностей различных групп населения. Анализ такого рода изменений первостепенно значим не только в теоретическом плане, но и для корректировки социальной политики.

Исследование состояния морально-политического сознания в условиях переходного общества — задача, диктуемая теоретической и практической необходимостью.

Значимость теоретической разработки, практического утверждения норм общечеловеческой морали в качестве регулятива поступков, действий, отношений людей, кодекса взаимных обязательств в условиях глобализации специально подчеркивались в Документах Мирового сообщества: на Всемирном гуманистическом конгрессе в Буффало (США — 1998 г) — в Гуманистическом Манифесте — 2000 г., В Парижской Декларации — 2005 г. -Международного Этического и Гуманистического Союза (МЭГС), в материалах других форумов. Основная идея документов: если нарушаются общечеловеческие нормы морали — общество деградирует, разрушается, идет к упадку, десоциализируется личность.

Девальвация моральных ценностей определяет необходимость восстановить прерванные культурные традиции, реализовать приоритет общечеловеческих ценностей.

На проблему необходимости повышения уровня общественной нравственности и культуры обратил внимание Президент РФ В. В. Путин в традиционном ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ1.

Пока нет ясного представления, с каким качеством знаний и ценностей будет жить Россия в XXI веке. Вместе с тем, исходя из ситуации переходного времени, нельзя не придавать должного значения нравственным ценностям как источнику формирования социума, осуществления двуединой тенденции — самосохранения и саморазвития общества. Как показал ход исторического процесса, ни одно общество не может долго существовать, если нарушаются общечеловеческие нормы нравственности.

Степень научной разработанности проблемы. Нравственность со времени средневековья является одной из актуальнейших областей исследования социально-гуманитарных дисциплин. В разное время к.

1 Путин В. В. Послание Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2005. 26 апреля. № 86. С. 3,4. проблемам этики обращались такие мыслители, как Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Спиноза, И. Кант, К. Маркс и другие.

Сущность социологии морали и ее предмета анализируется в работах зарубежных и отечественных ученых: Ж. Ошавски1, К. Нешева2, Э. Гидденса, О. Дробницкого, Ю. Согомонова, В.И. Бакштановского3, В.М. Соколова4.

Необходимость исследования социологией нравственных и материальных основ духовной жизни подчеркивают М.М. Тоненкова5, В. В. Фетискин, А. Я. Канапацкий, Г. В. Осипов6.

Социальную этику постмодерна исследовали К.Н. Костюк7, Ю. Согомонов, В. И. Бакштановский.

Изучению исторического пути развития нравственности, общих моральных принципов посвятили свои работы А.А. Гусейнов8, Р. Г. Апресян, Л.Н. Столович9, А. И. Титаренко, В. Н. Кропоткин, В.А. Кондратов10, Е. А. Чичина.

Анализ взаимодействии моральных и правовых норм содержится в работах О. В. Степанова, С. С. Алексеева, Е.А. Лукашевой11, В. В. Мамонова, Т. А. Алексеевой, Н. Ю. Хаманевой, А. Н. Аринина, О.И. Цыбулевской12.

1 Ошавски Ж. Социологията като наука. София, 1971.

2 Нешев К. Социологическое измерение морали // Этика, социальное познание, нравственное поведение. София, 1979.

3 Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 8−20.

4 Соколов В. М. Социология морали: сущность, структура, предмет исследования // Социологические исследования. 1984. № 3. С. 32−40- Соколов В. М. Социология моралиреальная или гипотетическая? // Социологические исследования. 2004. № 8. С. 78−88.

5 Тоненкова М. М. Социология духовной жизни будущей России: Новый социологический вектор. М., 2001.

6 Социология / Под ред. Г. В. Осипова. М., 2002.

7 Костюк К. Н. Социальная этика в постидеологическую эпоху // Политическая и экономическая этика. М.: Ф АИР-ПРЕСС, 2001.

8 Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 2000., Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

9 Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.

10 Кондратов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

11 ЛукашеваЕ.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

12 Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права // Автореферат на соискание ученой степени Доктора юридических наук. Саратов, 2004.

Актуальные нравственные проблемы социально-экономического и социокультурного состояния современного общества рассматриваются в работах В.А. Чуланова1, Н. И. Лапина, М. С. Ельчанинова, В. Я. Ельмеева, Н. М. Плискевич, Е.М. Авраамова2. а.

В исследовании В. И. Жукова раскрываются нравственные основыобразовательной системы в условиях глобализации, делается акцент на политических, социокультурных проблемах университетского образования в России, на правовых и нравственных нормах функционирования развития образования.

Нравственные аспекты социальной ориентации и ценностей молодежи исследовались О.В. Степановым4, А. В. Трухановым, Г. А. Чередниченко, JI.E. Петровой, Е. Ю. Литвиненко, Б. А. Ручкиным, В. А. Родионовым, А. В. Пыжиковым, К.В. Рубчевским5, Е. П. Поликановой, В.Т. Лисовским6, М. Ю. Поповым.

Проблемы обновления и усвоения социально-политических ценностей в современном российском обществе нашли свое отражение у О.В. Бондаренко7, И. М. Чудиновой, Н. Н. Седовой, Н. Римашевской, Н. М. Плискевич.

Исследования принципов взаимосвязи нравственности, гуманизма, общественной идеологии проводятся в работах Ю.Г. Волкова8, И.И. Камынина9, P.M. Нугаева, М. А. Нугаева.

1 Чуланов В. А. Бедные люди в богатой России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.

2 Авраамова Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М., 1998.

3 Жуков В. И. Университетское образование: история, социология, политика. М.: Академический Проект, 2003.

4 Степанов О. В. Престиж личности. М.: Социально-гуманитарные знания, 2003.

5 Рубчевский К. В, Формы прохождения социализации личности // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 86−92.

6 Лисовский В. Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. № 4. С. 40−46.

7 Бондаренко О. В. Ценностный мир россиян. Ростов-на-Дону. СКНЦ ВШ. 1998.

8 Волков Ю. Г. В поисках новой идеологической парадигмы // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 80−100.

9 Камынин И. И. Мораль и ее основания (социологический этюд) // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. С. 101−108.

Модели этического поведения в различных сферах жизни общества, сущность этики социальной ответственности, обстоятельно рассматриваются.

1 Л л в работах А. В. Оболонского, В. А. Канке, Н. Н. Зарубиной, Д. Ж. Валеева, В. Андронова, А. К. Семенова, E.JI. Маслова.

Серьезные исследования социальных проблем морали, выяснение условий и причин резкого ослабления регулятивных функций во всех сферах жизни трансформирующегося российского общества — экономической, политической, социальной, духовной — высветили, что нравственные принципы, нравственные убеждения, нравственные требования не оказывают сегодня большого социализирующего воздействия на формирование граждански значимых черт личности людей высокой чести, совести, долга.

Объект исследования: нравственность как механизм регуляции поведения, поступков, действий людей в транзитивном российском обществе.

Предмет исследования: масштабность, причины, характер и следствия функционирования нравственных регулятивов в трансформирующемся российском обществе.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работывыявление социокультурных условий и предпосылок повышения значимости нравственных регулятивов в современном российском обществе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1) выявить вектор трансформации нравственности как механизм регуляции поведения в условиях социальной транзиции;

2) определить влияние принципов рыночной экономики на функционирование традиционной российской системы нравственности;

1 Оболонский А. В. Этические аспекты регулирования государственной. службы // Общественные науки и современность. 2004. № 5. С. 53−64.

2 Канке В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003.

3 Валеев Д. Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 196−207.

3) рассмотреть социокультурную обусловленность преемственности поколенческих моральных установок в трансформирующемся российском обществе;

4) охарактеризовать доминирующие тенденции трансформации нравственных ценностей в системе деловых, корпоративных, профессиональных отношений;

5) выявить корреляционную связь социально-экономического благополучия россиян и соблюдения традиционных нравственных ценностей, норм и установок.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологическую базу исследования составляют современные методы познания, апробированные социокультурной практикой. В работе используются общенаучные методы синтеза, исторического и логического анализа. В основу исследования положены труды крупнейших социологов: Э. Дюркгейма, К. Маркса, П. Сорокина. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества именно как ценностно-нормативной системы. П. Сорокин предложил «интегральную модель» социологии морали, т. е. исследование соотношения различных этических ценностей в зависимости от культурологических и социологических факторов. Сущность социально^ исторического подхода к трактовке морали, состоит в том, что нравственность определяется в конечном счете тем образом жизни, который они ведут и который в свою очередь обусловлен сложившимся способом производства.

Использование методов сравнительного анализа, разработанных французским социологом М. Доганом, позволило провести сравнительный анализ влияния нравственных регулятивов в жизни «постсоветской» молодежи и более старшего поколения. Диссертационное исследование основывается на методах: анкетирование, интервьюирование, контенти интент-анализ документов.

Эмпирическую базу исследования представляют материалы государственной статистики, результаты вторичной обработки данных социологических исследований, проведенных центром изучения социологических изменений Института философии РАН (ЦИСИ ИФ РАН), Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), социологическим центром РАГС, Международным социологическим центром, данные исследований ИКСИ РАН, Научно-исследовательским центром при Институте молодежи, центром социологических исследований г. Ростова-на-Дону. Автор пользовался первичными данными — результатами собственных исследований.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выявлении объектно-субъектных процессов, раскрывающих детерминирующие функции морали в трансформирующемся российском обществе. В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем:

1) определен вектор трансформации нравственности в условиях социальной транзиции, который проявляется в дисфункции ее регулирующей роли- .

2) показана трансформация представлений о смысловых ценностях жизни, в связи с реформациями в социально-экономической и социально-культурной сферах общества;

3) рассмотрена социальная преемственность поколениями моральных установок, обусловленная социально-экономическими, политическими, духовными преобразованиями российского общества;

4) выявлена сохраняющаяся устойчивость ценности коллективизма. в условиях рыночной экономики, что обусловлено корпоративным характером деятельности экономического субъекта;

5) показан механизм углубления кризиса нравственной сферы общества, который обусловлен дисбалансом материальных и духовных ценностей.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В условиях социальной транзиции общества, сопровождающейся социальной поляризацией населения, возникает тенденция ценностного раскола, который проявился в формировании альтернативных ценностных ориентаций, что обусловлено дифференциацией населения по социально-территориальным, социально-классовым, социально — этническим, социально-демографическим группам и общностям.

2. Стремительный переход к принципам рыночной экономики и активной пропаганде ценностей неолиберальной идеологии блокирует целенаправленную деятельность институтов социализации по воспроизводству ценностных установок и ориентиров, сформированных на протяжении культурно-исторического развития России.

3. Несмотря на динамику ценностной системы, которая обусловлена переходным состоянием модернизирующего общества значительная часть представителей новых поколений воспроизводят и поддерживают в своих индивидуальных жизненных стратегиях устойчивое ядро ценностей, сформированных в процессе историко-культурного развития общества.

4. Характерным проявлением преемственности нравственных установок является коллективизм, который воспроизводится в системе производственных отношений. Принцип коллективизма преобразуется в условиях корпоративных организаций и выступает несущим элементом корпоративной культуры. Он проявляется в ориентации на сплоченный коллективформировании установок на сопричастность общему делу, доверие к руководству, умение работать в команде (ценности малой группы). Важным принципом коллективизма является сохранение социальных ожиданий, предъявляемых обществом к государству, которое рассматривается в социально-патерналистской функции — защиты интересов и прав населения, ответственность за стабильное функционирование общества и обеспечение возможности для самореализации личности.

5. Материальное и духовное благополучие россиян находится в обратной зависимости от принятия и соблюдения ими традиционных нравственных норм, правил поведения и общения. Поступки и поведение, основанные на моральном релятивизме, нередко приобретают общественно-одобряемый характер. Высокие моральные стандарты, которые не подкрепляются успешностью в экономической деятельности, вызывает критическую переоценку нравственных норм и тем самым — углубление кризиса нравственного сознания.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется потребностью в формировании мировоззрения, нравственных ценностей в духе гуманизма, толерантности, предотвращения девиантного и делинкветного поведения, диалогового мышления для достижения стабильного состояния и развития общества, социализации гармонично развитой личности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы на всех уровнях социального управления — местном, региональном, федеральном для принятия научно-обоснованных решений по проблемам социальной и социокультурной политики, в частности в комитетах по делам молодежи при концептуализации направлений работы с молодежью.

Выводы и рекомендации могут быть использованы при чтении лекционных курсов в высшей и средней школе: «Духовная жизнь общества», «Социология молодежи», «Социология морали», «Этика», «Мораль и правосознание», в совершенствовании процесса социализации молодежи, при подготовке специалистов по социальной работе.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических конференциях различного уровня: научно-методическая конференция «Воспитательная работа — как фактор формирования личности специалиста с высшим образованием» (Ростов-на-Дону, 18 декабря 2002 года) — международная научно-практическая конференция «Студенческая коммуникация: теория и практика в различных социально-образовательных аспектах» (Ростов-на-Дону, 31 марта — 1 апреля 2003 г.) — 6-я научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (Таганрог, 15−16 апреля 2005 г.) — Российско-германская научно-практическая конференция «Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта» (Ростов-на-Дону, 27−28 мая 2005 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде» (Ростов-на-Дону, 16−17 ноября 2005 г.). По теме диссертации опубликовано 8 научных статей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включая шесть параграфов), заключения и списка литературы. Объем текста диссертации — 166 машинописных страниц.

Заключение

.

Под влиянием политики «перестройки» и в результате радикальных либеральных реформ произошли колоссальные изменения в политической организации обществаизменились природа и форма собственностинаряду с позитивными изменениями в жизнь человека ворвались такие явления, как утрата доступных социальных благ в области здравоохранения, образования занятости и т. д. Разгул преступности, нарастание девиаций, безработица, вынужденная миграция, вооруженные конфликты и многое другое повлияло на общественное сознание.

В осуществлении культурной адаптации большую роль играют сложившиеся веками нормативные статусы морали, где в форме норм, предписаний, принципов, заповедей и правил закодированы лучшие, наиболее приемлемые и полезные образцы поведения и отношений человеческого общежития. Изменяясь во времени, в разные исторические периоды эти формы наполнялись новым содержанием, но именно их эволюционная роль в адаптации человека к окружающему его миру позволяет проследить специфические особенности взаимопроникновения культуры и морали. Понятийным выражением этой взаимосвязи служит термин «нравственная культура», обозначающий качественное состояние исторической нравственности, степень гуманизации нравственных отношений, ценностное содержание морали.

К собственно моральным ценностям относят феномены, запечатленные в традиционно-этических категориях добра, блага, справедливости, долга, совести, достоинства, счастья и другие, они-то и составляют внутреннее содержание морали как социального и культурного явления. Наряду с ними человеческой практикой выработаны и такие ценностные характеристики общения людей, которые к морали как свободному волеизъявлению человека, имеют на первый взгляд, опосредованное, формальное, вспомогательное отношение. Не только в обыденном, но и в теоретическом сознании они определяются как деликатность, вежливость, хорошие манеры, тактичность, стиль, фиксируя в основном поведенческие аспекты культуры человеческих отношений.

Обострение социальных противоречий изменило личностное восприятие нового мира, сформировало новую шкалу ценностей, изучение которой — удел социальной науки.

Оценивая процессы трансформации моральной системы российского общества, следует обратить внимание на то, что в ней сегодня обозначились две тенденции:

1) обновление компонентов нормативно-ценностной структуры:

2) заметное упрочение значимости ранее существовавших нравственных ценностей. Возможно, в отдаленной перспективе это выразится в становлении новой моральной системы, в преодолении несоответствия между моралью советского периода (прогрессивной по своей сущности и содержанию, но в функционировании которой имела место «двойная мораль», — разрыв между моральной установкой и практическим поведением) и постсоветскими общественными отношениями, характеризующимися двойственностью, сосуществованием морали коллективизма, и индивидуализма.

Сегодня по-новому осознается традиционная нравственная российская ценность — коллектив, но учитывается и позиция отдельной личности (68,5%). Традиционалистский приоритет коллектива над личностью увеличивается с возрастом. Вместе с тем подавляющее большинство пожилых людей (64,2%) солидарно с преобладающим мнением. молодого поколения о важности коллектива, но с сочетанием учетов интересов, позиции личности.

Сегодняшняя структура ценностных ориентаций конструируется,. и проявляется в сопряжении, взаимодополнительности нравственных качеств, в стремлении к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, к коллективу.

Усложнение общественных отношений увеличило удельный в юридической (формальной, внешней) составляющей регуляции отношений в социальной сфере. В общественной жизни этот вид регуляции становится доминирующим, а это свидетельствует, что неформальная (межличностная, внутренняя) моральная регуляция утратила свое предназначение. Усиление влияния внутренних мотивов поведения самодетерминированности личности в определенных ситуациях не вытесняет внешних регуляторов активности человека, групп. Приоритет внутренних оценок неизбежно ведет к их перекосам, самообольщению. Осознание негативной роли субъективизма в сфере общественных отношений, идущего от традиционалистских ориентиров, сделало на протяжении последнего десятилетия актуальной потребностью в формализации социальных отношений, в организации жизнедеятельности правовом способом, в создании правового государства, гражданского общества.

Молодежь не может готовить себя к будущей жизни «вообще», в ориентациях на отвлеченные идеалы труда, сознательности, долга, добра, справедливости. Умение приспосабливаться к групповой деятельности, конструктивно строить жизненные планы, усваивать культурно-практические навыки вписывается в пространство современных организационных структур (корпорации, крупные предприятия, коммерческие организации). Для молодого поколения ориентациями жизненного опыта выступают деловое честолюбие, социальные и экономические амбиции, порождаемые сферой приоритетных интересов. Задачей социологии является помощь в осознании личностных и общественных потребностей, в достижении их единства и гармонии. На сегодняшний день остро актуализировалась разработка концепции социализации творцов новой жизни. Образование обучение, воспитание — главные направления в преодолении социально-экономического, политического и духовного кризиса в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И. Права человека и закон: Историко-теоретические аспекты. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 322 с.
  2. Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М., 1998. С. 26.
  3. Актуальные проблемы социально-экономической трансформации России. Тюмень. (Материалы научно-практической конференции). 2005.
  4. Т.А. Демократия как идея и процесс // Вопросы философии.1996. № 6. С. 18−25.
  5. Г., Шастин В. Демография и нравственность // Власть. 2003. № 7. С. 68−70.
  6. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.
  7. С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. № 1.С. 26−36.
  8. Э.М. Наркомания в России: состояние и проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 139−147.
  9. В. О концепции и стратегиях социальной ответственности корпоративного бизнеса // Российский экономический журнал. 2004. № 11−12. С. 119−122.
  10. С.Ф. Нравственность первооснова духовной жизни личности и общества // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. № 1.
  11. Е.А., Лесная JI.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал.1997. № 6. С. 22−27.
  12. А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 10−18.
  13. Аристотель. Большая этика // Аристотель сочинения в 4-х т. Т. 4. М., мысль. 1983.
  14. В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С. 163−175.
  15. А.И. В поисках моральных ориентиров // Социологические исследования. 2004. № 3. С. 138−141.
  16. В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. 224 с.
  17. В.И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 8−20.
  18. В.И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика: Социлогические ракурсы. // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 3−13.
  19. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 416 с.
  20. Bendix R Herrsaft und Industriearbeit. Franlcfurt-am-Main, 1960.
  21. P.K. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни будущих педагогов // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 147−156.
  22. Л.П., Щукина А. С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования. 2003. № .7. С. 100−194.
  23. Г. П. О развитии ценностных ориентаций студентов университета // Воспитательная работа как фактор формирования личности специалиста с высшим образованием. Ростов-на-Дону, 2002.
  24. В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 46−49.
  25. Л., Колесников Ю., Юрков А. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса реформ // Alma-mater. 1997. № 9. С. 6−8.
  26. Ю.Я. У истоков современной морали. М.: Знание, 1991. 64 с.
  27. О.В. Ценностный мир россиян. Ростов-на-Дону. СКНЦ ВТТТ. 1998.
  28. Бондаревская Е, Кульневич С. Педагогика: Личность в гуманистических ториях и системах воспитания: Учебн. пособие для студ. сред, и высш. учеб. заведений слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на-Дону, 1999. С. 143−144.
  29. Н.С. Права человека и местное самоуправление в РФ. Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1998.
  30. Ю.С., Камынин И. И. Ориентация и потребности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995.-150 с.
  31. В.И., Римская И. Н. Этика права. М., 1998.
  32. С.Н. Свет невечерний. М., 1995. С. 344.
  33. П. Социология личности. М., 1993. С. 93.
  34. П.А. Москва купеческая. М., 1990.
  35. Д.Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 196−207.
  36. В.А. Добро и добродетель в нравственной философии B.C. Соловьева// Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2. С. 254−269.
  37. Н.Н. Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса // Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  38. Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 240−252.
  39. М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  40. Ю. Социальная переориентация экономических преобразований: макро- и мезоуровневые аспекты // Российский экономический журнал. 2002. № 10. С. 10−15.
  41. В.П. Симфония разума. М., 1980.
  42. С.Н. Эзотерика и ценностный мир молодого человека в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. С. 296−306.
  43. Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 80−100.
  44. Ю.Г. Гуманистическая идеология и принципы // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3. С. 48−67.
  45. Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  46. Л.Б. Нравственность и этикет. М.: Знание, 1976. С. 63.
  47. Л.Б. Этикет и мода. М., 1989.
  48. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // Труд-7. 2002. 31 января. С. 3.
  49. П.А. Российская этика на пороге 21 века // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. № 1. С. 3−13.
  50. Э. Социология. М., Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
  51. B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества, М., 1991.
  52. Н.И. Система государственного управления. М.: Юнити, 2002.
  53. А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ. М., 2003.
  54. В. Период брачного распада // Труд-7. 2002. 17 января.
  55. В.В. Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 178−187.
  56. М.К., Тихонова Н. Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования. 2004. № 3. С. 16.
  57. М.К. Российчкое общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2000.
  58. Государственный комитет Российской Федерации (Госкомитет России) по статистике // Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. Статист. Сб. М., 2003. С. 196−224.
  59. А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Мартис, 1995.
  60. П. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1994.
  61. А.А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 2000. 472 с.
  62. А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
  63. Данные всероссийского социологического мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня» (1990−2002 гг.), который проводился под руководством Н. И. Лапина Центром изучения социологических- изменений Института философии РАН (ЦИСИ ИФ РАН).
  64. Н.М., Седова Н. Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социологические исследования. 2004. № 3. С. 47.
  65. С.В. Христианская теология и духовная культура современного общества // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2. С. 53−67.
  66. Динамика социальной структуры и трансформации общественного сознания (материалы «круглого стола»), // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 52−57.
  67. Денисова Г. С Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996.
  68. Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология: Учебное пособие для студентов университетов и педагогических вузов. Ростов-на-Дону, 2000.
  69. Г. С., Уланов В. П. Русские на северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003.
  70. Динамика ценностей населения реформированной России / Отв. ред. Лапин Н. И., Беляева Л. А. М., Эдиториал УРСС, 1996.
  71. Доклад о положении в области образования в мире за 1993 г. М., 1994. С. 16.
  72. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.
  73. Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2.
  74. Э. Ценностные и «реальные» суждения // В кн. Эмиль Дюркгейм. Социология. Ее предмет. Метод. Предназначение. М.: Канон, 1995.
  75. Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.
  76. Дюркгейм Э О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  77. М.С. Трансформация России: синергетические аспекты // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 269−281.
  78. В.Я. К смене парадигмы в теории развития общества // Социология и общество. СПб., 2000. С. 488.
  79. А.Ш. Концептуальные истоки глобализации // Социальные исследования. 2003. № 3. С. 3−13.
  80. С. Добро пожаловать в пустыню реального. М., 2000. .
  81. В.И. Университетское образование: история, социология, политика. М.: Академический Проект, 2003. 384 с.
  82. В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности. // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 25−34.
  83. Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе. // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 5−16.
  84. Т.И. Социентальная трансформация российского общества: Деятельностно структурная концепция. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.
  85. Н.Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства // Общественные науки и современность. 2004. № 1.С. 96−105.
  86. А.Ф. Концептуальная сущность юриспруденции // Государство и право. 2003. № 12. С. 99−103.
  87. А.Г. Социология конфликта. М., 1994.
  88. А.Г. Ответственность экономической элиты: мнения россиян. // Общественные науки и современность. 2005. № 1. С. 45−58.
  89. Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. С. 147−162.
  90. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 52−54.
  91. А.Е. Высшая школа России в конце 19 начале 20 вв. М., 1991.
  92. Л.П. Социология культуры. М., 1996.
  93. И. Путь к очевидности. М., 1993.
  94. В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопросы философии. 1995.
  95. В.П. «Соловьи не умеют торговать на рынке» // Комсомольская правда. 1993. 1 сентября. С. 2.
  96. А .Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2. С. 201−211.
  97. В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003.-352 с.
  98. И. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1964. Т. 6.
  99. ИИ. Мораль и ее основания (социологический этюд) // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. С. 101−108.
  100. Камынин ИИ Социально-гуманитарные науки в России: смена вех // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 36−52.
  101. .Г. Различия и связь между политической и частной моралью // Вопросы философии. 2001. № 9.
  102. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема Восток-запад. М., 2001.
  103. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2001.
  104. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения//Социологические исследования. 2000. № 12. С. 124−128.
  105. Юб.Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999. 335 с.
  106. Ю7.Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М., 2000. С. 209.10 8. Козлов В. Г. Культура предпринимателя как деятельность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 1. С. 156−158.
  107. О.Н. Выбор морали // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С. 123−135.
  108. Ю.Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб., 1996.
  109. И.Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса: Воронеж, 1993.
  110. Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. Т. 1.
  111. ИЗ.Костенбаум П. Лидерство: скрытая от других сторона величия. СПб.: Эксмо, 1998.
  112. И4.Костюк К. Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность. 2001. № 6.
  113. К.Н. Социальная этика в постидеологическую эпоху // Политическая и экономическая этика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  114. В.А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 512 с.
  115. Краткий философский словарь / Под ред. Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцова. М.: СЛОВО: Эксмо, 2004. 480 с.
  116. И8.Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П. Д. Павленок. М.: Инфра-М, 2000.
  117. А.И. Культурология: словарь. М.: Академический Проект, 2000.
  118. П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. 496 с.
  119. В.Н., Лукашев Е. А. Индивидуализм или коллективизм? // Свободная мысль. 1996. № 2. С. 62−67.
  120. В.Н. Избранные труды по социальным наукам в трех томах. М.: Наука, 2002.
  121. В.Н. Облик социального мира в современной социологической мысли:// Социологические исследования. 2003. С. 8−16.
  122. И.Ю. Имидж в карьере руководителя // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 1. С. 147−153.
  123. Н.И. Как чувствует себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 78−86.
  124. Левада Ю.А. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 5−24.
  125. Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993 — 2000. М., 2000.
  126. В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. 2002. С. 19−27.
  127. О.Левашов В. К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 27−46.
  128. О.Л., Шушкова Н. В. Промышленные рабочие на уральском заводе // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 70−76.
  129. В .И. Поли. собр. соч. Т. 41.
  130. В. Т. Динамика социальных изменений // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 33−37.
  131. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. № 4. С. 40−46.
  132. Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
  133. А.А. Как российская молодежь намерена «делать» деньги // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 131−133.
  134. В.В. Конституционный строй российской Федерации: понятие, основы, гарантии //Государство и право. 2004. № 10. С. 42−51.
  135. Д. Общая социология. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1993.
  136. О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право. 2004. № 4. С. 13−16.
  137. НО.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
  138. Т.А. Потребность как социальное явление. М.: Высшая школа, 1990.
  139. К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 228.
  140. А.А. Философия человека. Омск, 1995.
  141. В.Б. Век образования. М., 1990.
  142. Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 104−113.
  143. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004.
  144. К. Идея справедливости // Социологические исследования. 1992. № 11.
  145. К. Социологическое измерение морали // Этика, социальное познание, нравственное поведение. София, 1979.
  146. Ф. Сочинения в двух томах. М., Мысль, 1990.
  147. Новый курс России: предпосылки и приоритеты. М., 1996. С. 18−20.
  148. P.M., Нугаев М. А. Общественная идеология как фактор становления гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 120−129.
  149. Социология / Под ред. Г. В. Осипова. М., 2002.
  150. С. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 69−78.
  151. Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 23.
  152. В.Д., Бессокирная Г. П. Динамика основных ценностей повседневной деятельности и мотивов труда московских рабочих в 1990-е годы // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 72−84.
  153. В.В., Пахомова Е. И., Седова Н. Н. Права человека и дискриминационные практики в современной России // Общественные науки и современность 2003. № 5. С. 40−47.
  154. JI.E. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12.
  155. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1964.
  156. Р.В. Мораль и условия ее теоретического осмысления // Что такое мораль. М., 1988.
  157. Н.М. Российское общество в новых социологических исследованиях // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 48−61.
  158. М.Ю. Социализация поколений в современной России: зарубежный опыт и социальная реальность // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6. С. 172−183.
  159. Е.П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. № 2. С. 84−106.
  160. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001.
  161. В.В. Послание Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2005. 26 апреля. № 86. С. 3, 4.
Заполнить форму текущей работой