Дизайн как феномен культуры.
Проблемы становления дизайн-образования в России
Диссертация
Кроме того, на стыке интересов социологии и дизайна оказываются такие его функции, которые проявляются неявно. Например, функция социальной адаптации, компенсаторная. Более того, рожденный промышленным массовым производством, достигнув своего расцвета, дизайн, как это ни парадоксально, начинает играть существенную роль в таких процессах, как самоидентификация и индивидуализация. Дизайнер… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Дизайн как социокультурное явление
- 1. 1. Феномен дизайна
- 2. 2. Исторический путь дизайна в странах Европы и в США
- 2. 3. Дизайн в России
- Глава 2. Проблемы институционализации дизайн -образования
- 1. 1. Ценности предметно-пространственной среды
- 1. 2. Цели и проблемное поле дизайн-образования в средней школе
Список литературы
- Абаева И.М., Бармаш О. А. Методика воспитания проектности в студии «Старт». Сб. Дизайн в общеобразовательной системе. М. 1994. С. 49.
- Алиев Ю.Б. формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. Дисс. На соиск. Уч. Степ, доктора пед.наук. М. 1987.
- Андрианова Т.В. Культура и технология. Сб. Наука, технология, культура. ИНИОНРАН. М. 1999.
- Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. Л., 1984.
- Бердяев Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924.
- Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века- Судьба России. М., 1997
- Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. М., 1990.
- Безмоздин Л.Н. Проектирование знаковых функций предметной среды в дизайне. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.
- Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов. Социология политики. М., 1993.
- Бурдье П. Начала. М., 1994.
- Н.Валицкая А. П. Культуротворческая школа. С-Пб., 1996.
- Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Автореф. ВНИИТЭ. М., 1990.
- Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. С. 312.
- Гордеева А.В. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1991.
- Гофман А.Б. Дизайн как проектная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982.
- Гриц И.Я. Свободная трибуна. Декоративное искусство .№ 2. 1992., 1. М.
- Гудков JL, Дубинин Б. Интеллигенция. Харьков, 1995.
- Гуревич П.С. Культурология. М., 2000.
- Декоративное искусство. Материалы круглого стола. М. № 2 /1982, № 7/1989.
- Дижур A.JI. Английский опыт включения дизайна в систему воспитания и общего образования. Сб. Дизайн в общеобразовательной системе. М., 1994. С. 14.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999.
- Жолтовский И. МСАА. Т. 1. М., 1975. С. 42. 26.3имбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000.
- Илич М. Социология культуры и искусства. Культурология XX век. Дайджест ИНИОН РАН. М. 1998. С. 7−32.
- Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М., 1969.
- Каган М.С. О прикладном искусстве. Л., 1961.
- Каган М.С. Этическое и эстетическое. Л., 1971.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
- Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна. Вопросы философии № 11. М., 1981.
- Кантор В.К. Феномен русского европейца: Культурфилософский очерк. М., 1999.
- Каплун А.И. Ценность культуры и ценностная мера. Тезисы конференции ВНИИИТЭ. М., 1982.
- Каплун А.И. Специфика дизайна и объективные ценности культуры. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982.
- Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. Социологические исследования № 3. М., 2000.
- Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1999.3 8. Ковалева А., Луков В. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999. С. 258.
- Кричевский. Зато мы были первыми. Декоративное искусство. № 3 М., 1992.
- Кондаков И.В. Культура России. М., 2000.
- Кузьмин Н. Проблема научной организации быта. Современная архитектура. 1930., № 3., М.
- Кучиньская А. Прекрасное. Миф и действительность. М., 1977.43 .Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. М., 1998. Изд-во МГУ.
- Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Таллинн, 1992. Т.1 Статьи по семиотике и типологии культуры.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
- Любимова Г. Н. Дизайнер, архитектор и бытовая предметная среда. Тезисы конференции. Сб. ВНИИТЭ. М., 1982. Изд-во ВНИИТЭ.47. алюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999. Издательский центр «Феникс».
- Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений -состязательность экономические амбиции. /РЖ. Серия 11. Социология. М., 2000. ИНИОН РАН.
- Марков Б.В. Разум и сердце история и теория менталитета. Спб., 1993.
- Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966, «Мир».
- Монахова Л.П. О некоторых причинах размытости границ дизайна. Сб. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982. Изд-во ВНИИТЭ.
- Моранде П. Воспитание ответственной технологии как антропологическая программа раскрытия чувства дарованности человеческой жизни. // Религия и культура: Реф.сб. РАН.ИНИОН. М. 2000.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994. «Молодая Гвардия». 56.0ртега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Сб. Самосознание европейской культуры XX века. М, 1991.
- Паперный В. Культура Два. М., 1996.
- Пекиньо Б. Социология искусства и культуры. Журнал социологии и социальной антропологии. Т.2. С-Пб., 1999.
- Переверзев Л.Б. Дизайнерское образование в условиях развивающейся страны. Сб. трудов ВНИИТЭ Дизайн в высшей школе. М., 1994. С. 142.
- Перченко М. Антиквариат и современный дизайн. Ежегодник EXECUTIVE. М., 1998.61 .Пузанов В. И. Дизайнерская модель культуры. Техническая эстетика № 11. М, 1989.
- Пузанов В.И. Дизайн в движении: кто идет и куда. Декоративное искусство № 2. М., 1992.
- Пузанов В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема взаимодействия культурных формаций в дизайне. Автореф. ВНИИТЭ М., 1994.
- Ракитин В.И. Утилитарное и беспредметное. Художественные проблемы предметно-пространственной среды. Современная практика, творческие портреты, история. М., 1978.
- Ракитов А.И. Наука, технология, культура в контексте глобальных трансформаций и перспективы устойчивого развития России. Сб. РАН ИНИОН. М, 1999.
- Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., 1991.
- Рачеева И.В. Новый Баухауз Чикагская Школа Дизайна. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1988. Изд-во ВНИИТЭ.
- Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. М., 1971.
- Розин В.М. О дизайнерской предметности. Сб. трудов ВНИИТЭ. М., 1982.
- Савельева Н.Т. Сущность дизайна в выражении значения вещи как средства деятельности. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982. С. 23.
- Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки, история, проблемы. М., Искусство. 1989.
- Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб., 1993.
- Сидоренко В.Ф. По следам поисковой программы Королевского колледжа искусств. Сб. Дизайн в общеобразовательной системе. М., 1994. С. 9.
- Скворцов Л.В. Человек: образ и сущность. Ежегодник РАН ИНИОН. М., 2000. С. 11.
- Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973.
- Соболев П.В. Художественная ценность к вопросу о содержании понятия «художественное творчество». Л., 1983.
- Советская архитектура. № 7. М., 1955. С.З.
- Справочник Международного центра научной и технической информации. Высшие учебные заведения. М., 2001.
- Степанов А.В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология. М., 1993. С. 144−148.
- Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985.
- Стригалев А.А. Объективные критерии оценки и художественная критика. Тезисы конференции ВНИИТЭ М., 1982. С. 41.
- Теплиц К.Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек./ Ежегодник РАН ИНИОН. Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Под ред. Скворцова Л. В. М., 2000. С. 242.
- Тернер В.У. Проблема известных классификаций в примитивных культурах. Семиотика и искусствометрия. М., 1972.
- Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик, 1997.
- Фаулер Б. «Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ». РЖ РАН ИНИОН Социология (11) № 3. М, 1999.
- Филин В.А. Видеоэкология. М., 1997. «Тасс-реклама».
- Хан-Магометов С. О. Творческие связи и концепции первых художественных организаций. Тезисы конференции ВНИИТЭ. М., 1982. Изд-во ВНИИТЭ.
- Хан-Магометов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.
- Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Под ред. В. П. Толстой. М., 1997.
- Человек: образ и сущность. Массовая культура (гуманитарные аспекты). Под. ред. Скворцова Л. В. Ежегодник. ИНИОН РАН, М., 2000.91 .Чередниченко А. В. Реформа средней школы. (Материалы «круглого стола»). Социологические исследования № 2. М. 1999.
- Чередниченко Т.В. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой». // Человек: образ и сущность. Ежегодник РАН ИНИОН. М., 2000.
- Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XIX вв.. М., 1967.
- Шапко В.Г. Социология образования перед новыми вызовами. Материалы «Круглого стола». Социологические исследования № 6. М., 2000.
- Шилз Э. Теория массового общества. М., 2000. С. 228.
- Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под ред. А. В. Иконникова. М., 1990. «Стройиздат».
- Girard A. Cultural industries: a handicap or a new opportunity for cultural development? -P.UNESCO. 1982.
- Mills C. Man in the Middle: Polites and People, № 4.
- Maldonado T. Design, Nature, and Revolution: Toward a Critical Ecology. New York, 1972.
- Simon H. The Science of Design: Creating and Artificial. Cambridge. 1969.