Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика подготовки студентов педагогических вузов к внеклассной работе по английскому языку

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход от традиционной к личностно ориентированной культуросо-образной модели профессионального развития педагога — специалиста в об-ласти обучения иностранным языкам возможен, если созданы условия для максимального проявления и поддержания его образовательной активности, которая определяется как профессионально значимое качество личности, вы-ражающееся в способности самостоятельно выстраивать… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблема подготовки студентов педагогических вузов к вне-классной работе по английскому языку в педагогической теории и практике
    • 1. 1. Анализ современных тенденций в российском языковом образовании и подготовке к преподаванию иностранного языка
    • 1. 2. Особенности организации внеклассной работы по англий-скому языку
  • Вывод
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готов-ности студентов педагогических вузов к внеклассной работе по английскому языку
    • 2. 1. Система подготовки студентов к преподаванию иностранно-го языка
    • 2. 2. Методика эксперимента
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Вывод
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Методика подготовки студентов педагогических вузов к внеклассной работе по английскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность идеи

Переход от традиционной к личностно ориентированной культуросо-образной модели профессионального развития педагога — специалиста в об-ласти обучения иностранным языкам возможен, если созданы условия для максимального проявления и поддержания его образовательной активности, которая определяется как профессионально значимое качество личности, вы-ражающееся в способности самостоятельно выстраивать собственную обра-зовательную траекторию. Опыт показывает, что образовательная активность педагога развивается поэтапно и проходит в своем развитии определенные уровни, качественно меняющиеся в процессе самовыражения. Социальная адаптация начинающего учителя к коллективу, условиям и специфическим особенностям педагогического труда осуществляется непосредственно в школе под руководством и поддержке — опытных учителей, методистов, ру-ководителей. Начинающий учитель постепенно осваивает нормативно-правовую, директивную и учебно-методическую базу процесса обучения иностранным языкам, овладевает активными формами организации учебного процесса, современными педагогическими технологиями обучения ино-странному языку. На этом этапе личностного и профессионального станов-ления учитель определяет для себя дальнейший путь профессионального роста и повышения квалификации. Специфика предметной области, ее мно-гоаспектность, открытость к интеграции с другими предметными областями требуют формирования адекватных себе уровней коммуникативных компе-тенций в области языка и речи, методической, социально-педагогической, организационной и деловой культуры.

Очевидным становится то, что на сегодняшний день сложился ряд про-тиворечий:

— между требованиями государственного образовательного стандарта к качественной профессиональной подготовке учителя иностранного языка и традиционными методиками его реализации в системе непрерывного педаго-гического образования;

— между потребностями развивающейся школы в учителе, обладающем готовностью к профессиональному росту и самоактуализации и неумением обеспечить организационно-педагогические условия, способствующие дина-мике профессионального становления молодого специалиста;

— между потребностью молодого специалиста в овладении прогрессив-ными методами преподавания иностранного языка в поликультурном кон-тексте и традиционными подходами к подготовке будущего учителя к педа-гогической деятельности в школе, не принимающими во внимание новые тенденции школьной языковой политики.

Объект исследования

Объектом исследования является процесс профессиональной подготов-ки студентов педагогических вузов к внеклассной работе по английскому языку.

Предмет исследования

Предметом исследования являются: сущность, содержание подготовки студентов педагогических вузов к внеклассной работе по английскому языку.

Цель исследования:

Разработать систему подготовки студентов к преподаванию иностран-ного языка, исследовать уровень подготовки студентов к внеклассной работе по английскому языку.

Достижение цеи осуществляется путём решения следующих задач:

1. Проанализировать современные тенденции в российском языко-вом образовании и подготовке к преподаванию иностранного языка;

2. Рассмотреть особенности организации внеклассной работы по английскому языку;

3. Разработать основу системно-методического комплекса по под-готовке студентов к преподаванию иностранного языка;

4. Разработать бланк опроса;

5. Провести опрос;

6. Проанализировать результаты исследования.

Глава 1. Проблема подготовки студентов педагогических вузов к внеклассной работе по английскому языку в педагоги-ческой теории и практике

1.1. Анализ современных тенденций в российском языковом образова-нии и подготовки к преподаванию иностранного языка

Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно учреждения образования готовят человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества. Интеграция в мировую систему высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской школы — это один из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный законом. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

В последние годы модернизации высшего профессионального образо-вания, особенно в области подготовки учителя, замечено снижение интереса к профессии учителя. Большая часть выпускников, получивших профессию учителя, не реализуют себя в педагогической деятельности, а находят приме-нение своим профессиональным знаниям в других сферах. Это говорит о не-достаточной эффективности профессиональной подготовки учителя в вузе.

Аналогичная тенденция проявляется и в подготовке учителя иностран-ного языка в вузе. Многим стало казаться, что подготовка учителя иностран-ного языка ничем не отличается от подготовки, например, переводчика или специалиста в области международных отношений, целью которой является формирование готовности содействовать налаживанию культурных отноше-ний, воспитанию уважительного отношения к духовным ценностям других стран. При таком подходе к профессиональной подготовке учителя ино-странного языка не учитывается одна из самых важных ее составляющих профессиональная направленность учителя на самореализацию в педагогиче-ской деятельности. Именно поэтому многие выпускники факультета ино-странных языков полагают, что они могут работать, не учитывая направлен-ности подготовки к специфической сфере деятельности.

Вместе с этим, современные тенденции развития общества (процессы глобализации и информатизации, обмен научными и культурными ценностя-ми, ускоренный рост технологического процесса, быстрая смена условий труда) также заставляют переосмыслить образ специалиста профессионала.

В обществе сегодня востребован учитель, в том числе и учитель ино-странного языка, способный не только к межкультурной коммуникации, но и индивидуальному, личностному участию в творческом решении поставлен-ных образованием задач.

В настоящий момент наукой разработан ряд подходов, которые могут быть использованы для решения задач профессионального образования учи-теля иностранного языка, востребуемого современным обществом.

В работах ученого-педагога Ю. К. Бабанского, в исследованиях Н. И Жинкина, Н. И. Гальковской, Н. И. Геза рассмотрены педагогические явле-ния как системы, что позволяет осмыслить подготовку специалиста в вузе как целостный, многогранный процесс, включающий множество специфиче-ских аспектов. Общие закономерности профессиональной подготовки и фор-мирования личности учителя раскрываются в работах О. А.

Абдуллиной, Е. А. Белозерцева, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, К. М. Левитана, А. К. Марковой, Л. М. Митиной. Педагог-учёный В. А. Сласте-нин, исследуя систему профессионально значимых качеств личности учите-ля, особо выделяет её профессиональную направленность и отмечает ее зна-чимость в процессе профессионального становления будущего учителя.

Анализ антропоориентированных работ Н. И. Пирогова, К. Д. Ушин-ского, Р. Штейнера, Г. Ноля указал на высокую значимость индивидуально-личностных свойств человека, что позволило обосновать их учет в подготов-ке современного учителя в вузе.

Чрезвычайно ценно, что исследованиях Н. В. Кузьминой, Н. Ф. Нехлю-довой, Е. И. Рогова, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова рассмотрено много-гранное понятие профессиональной педагогической деятельности, где под-черкнута ее индивидуально-личностная направленность, а в работах целого ряда учёных (В. А. Крутецкого, Ф. Н. Гоноболина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Максимова, Е. Г. Балбасова, С. М. Фридман, Н. Ф. Левитова, т В. Г. Красиль-никовой, В. П. Симонова) обращено внимание на процесс формирования профессионально значимых качеств личности как на глубоко индивидуаль-ный процесс. Исследования Н. С. Пряжникова, И. В. Никишиной, П. В. Ки-риллова и др. существенно дополняют значимость индивидуальноличност-ного самоопределения студентов в процессе их профессиональной подготов-ки в вузе.

Большое влияние на становление учителя иностранного языка в про-цессе его подготовки в вузе оказали работы известных философов и психоло-гов, в которых даются глубинные смыслы межличностного общения и внут-реннего диалога человека с самим собой (М. М. Бахтин, М. В. Бехтерев, М. Бубер, А. Ленгле, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев и др.). Опираясь на эти ис-следования, учёные П. Б. Гурвич, И. Г. Винокурцева изучали диалогическое общение с педагогических позиций и рассматривали коммуникативную ком-петентность будущего учителя иностранного языка как средство его индиви-дуально-личностного проявления.

Кроме того, исследования А. Андреева, Э. Зеера, А. Дорофеева, П. Те-рехова, А. Хуторского, В. Байденко, М. Розеновой, И. А. Зимней, Ю. Г. Тату-ра, расширили представление о процессе профессиональной подготовки бу-дущего учителя, акцентируя внимание на том, что профессиональную подго-товку будущих учителей в вузе следует рассматривать как процесс формиро-вания у студентов профессиональной компетентности, отмечая ее личност-ную окрашенность качествами конкретного студента и ее глубокую индиви-дуальность. Исследования Н. Шиянова, А. М. Новикова, О. Мельничук, Т. В. Ганиной, Н. Демидовой, О. И. Гатаулиной, Л. К. Сидоровой в рамках гума-нистического подхода сосредоточили внимание на необходимости в процессе профессионального образования создания условий для развития творческого потенциала личности, проявления индивидуальности студентов. Исследова-телями А. Кочиевым, О. Мельничук, А. Яковлевой, Г. В. Гаврилиной, В. И. Никитиным представлена модель современного специалиста. В науке также изучен образ будущей профессии, рассмотрено понятие индивидуального стиля деятельности учителя, в котором проявляется индивидуально-личностная сущность специалиста. (А. Ф. Белошицкий и И. Ф. Бережная, В. И. Загвязинский Н. В. Кузьмина, А. В. Торохова).

Интерес к различным аспектам профессиональной культуры проявили работы Г. А. Воробьева, А. Л. Бердичевского, Н. Д. Гальсковой, Л. И. Петро-вой, В. Карташовой, сконцентрировавшие внимание на значимости её фор-мирования у учителя иностранного языка, а также на проявлении базовой культуры личности в его профессиональной деятельности.

Специфику профессиональной подготовки будущего учителя ино-странного языка в вузе представили исследования К. Терентьевой, В, М. Ты-риной, Е. О. Стоценко и др., раскрывшие понятие языковая личность, фор-мирование которой имеет огромное значение для индивидуально-личностного проявления студентов в процессе их межкультурной и межъя-зыковой коммуникации; Ю. В. Еремина, который обратил внимание на важ-ность психолого-педагогического блока в содержании профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.

Вместе с этим, недостаточно изучен целый ряд аспектов профессио-нальной подготовки будущего учителя иностранного языка в вузе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой