Понятия знака и знаковой системы
Знакам и знаковым ситуациям противостоят случаи, когда предмет не выполняет роли знака и, следовательно, не создает знаковой ситуации. Сравним с описанными выше два следующих случая. Допустим, что лапа собаки случайно попала в огонь. Собака тотчас же отдернет ее, т. е. совершит определенное действие. Это действие направлено непосредственно на предмет, вызвавший болевое ощущение, и состоит в том… Читать ещё >
Содержание
- 1. Что такое знак?
Понятие знака, которое одновременно разрабатывалось и лингвистами, и математиками, и логиками, стало фундаментальным понятием семиотики, которую не случайно чаще всего называют наукой о знаковых системах.
Что же такое знак? Вначале укажем те особенности знака, которые лежат как бы на поверхности явлений и описание которых не требует специального анализа.
Прежде всего, знак есть предмет (в широком смысле слова, в каком предметом являются не только вещи, но и свойства вещей, их отношение друг к другу, событие, факт и т. п.), доступный восприятию того организма, для которого он выступает в качестве знака. Ясно, далее, что предмет, выполняющий функцию знака, представляет ценность для организма не сам по себе, а лишь в отношении к другому предмету. Знак всегда является знаком чего-то. Именно это отношение к чему-то другому делает один предмет знаком другого предмета. Каков характер этого отношения? Самый общий ответ гласил бы: Первый предмет обозначает второй предмет. Совершенно очевидно, что подобный ответ не решает проблемы, ибо за словом обозначение стоят те же смутные интуиции, какие связаны и со словом знак, но он по крайней мере ставит проблему. Там, где один предмет функционирует как знак другого предмета, имеет место отношение обозначения. И если мы хотим узнать природу знака, мы обязаны прежде всего выяснить сущность обозначения. Для этого нужно провести специальный анализ, в основу которого мы положим индуктивный прием обобщения единичных случаев.
Проанализируем три следующие ситуации:
1. Допустим, физиолог, производящий опыты над собаками, помещает в комнате пустой ящик, в который временами заглядывает собака. Иногда она находит в ящике пищу. Если наличие пищи в ящике всякий раз сопровождается звонком, то уже после нескольких повторений собака научается искать пищу в ящике по звонку. У собаки выработался на звонок условный рефлекс, в ее мозгу установилась связь между звонком и наличием пищи в ящике.
Рассмотрим ближе функцию, выполняемую звонком после того, как на него выработан условный рефлекс. Услышав звонок, собака совершает определенные действия: бежит к ящику, хватает пищу и съедает ее. Объектом ее действий является пища. Совершенно ясно, что, когда условный рефлекс уже сложился, действие собаки не направлено на сам звонок. Следовательно, функция звонка заключается не в том, чтобы вызвать действие на самого себя, а в том, чтобы указать собаке на другой предмет (пища в ящике), по отношению к которому собака и совершает ряд действий, отослать собаку к этому предмету, направить ее внимание на этот предмет. Звонок не интересует собаку сам по себе. Он выполняет посредствующую функцию, сигнализируя о наличии пищи в определенном месте. Помня об этом, перейдем к анализу второй ситуации.
2. Предположим, что один человек говорит другому: Принеси стакан воды! Человек, к которому обращаются с такой просьбой, идет к столу, берет стакан, наливает в него воды, а затем приносит его. Он совершает, таким образом, услышав слова, ряд действий. Несмотря на отличие второй ситуации от первой (о чем речь пойдет ниже), у них есть и нечто общее. Действия, вызванные у слушателя словами, направлены не на сами слова, то есть звуки, произведенные голосовым аппаратом говорящего, а на другой предмет. Слова не объект действия и здесь этот момент еще более очевиден, чем в примере со звонком, они выступают в качестве средства, указывающего слушателю на определенный предмет (в нашем теперешнем примере на необходимость совершения определенного действия). Как и звонок в первой ситуации, слова выполняют посредствующую функцию функцию указания на что-то иное, отличное от них самих.
3. И наконец, последняя ситуация, в которой действующим лицом является черепашка, изобретенная английским инженером и психиатром Уолтером Греем, простейшее кибернетическое устройство, имитирующее деятельность животного. Оказывается, у черепашки можно выработать условный рефлекс. Она сконструирована так, что, наталкиваясь на препятствие, поворачивает обратно. В момент столкновения ее с препятствием раздается свисток. Так повторяется несколько раз, после чего черепашка научается поворачивать обратно по свистку, еще не коснувшись препятствия. Свисток указывает черепашке на препятствие, отсылает ее к этому предмету, сигнализирует о нем. И в этом случае в качестве объекта действия выступает не сам свисток, а другой редмет препятствие, от встречи с которым уклоняется черепашка и о наличии которого говорит свисток.
Сравнив функцию звонка в первой ситуации, произносимых слов во второй и свистка в третьей, мы видим, что во всех случаях имеется нечто общее, а именно: один предмет (звонок, произносимые слова, свисток) указывает на другой предмет (наличие пищи в ящике, необходимость принести стакан воды, наличие препятствия), один предмет отсылает к другому предмету некоторый организм (собаку, человека) или кибернетическое устройство (черепашку).
Список литературы
- Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. (сокр. перевод-реферат В. Н. Фурса) // От Я к другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.
- Арутюнова Н. Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке. М., 2000.
- Барт Р. Война языков. // Барт Р. S/Z / Пер. с фр. Г. Косикова, В. Му-рат. М., 1994.
- Барт Р. Воображение знака. / Пер. Н. Безменовой // Избр. работы: Се-миотика. Поэтика. М., 1989.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
- Барт Р. Основы семиологии // Французская семиотика: От структура-лизма к постструкткурализму / Пер. с фр. Г. Косикова, М, 2000, с.247−310 (или в кн: Структурализм: «за» и «против». М, 1975, с.114−163)
- Барт Р. Семиологическое приключение.
- Барт Р. Семиология и градостроительство. // Современная архитекту-ра. 1971. N1.
- Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. — Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
- Барулин А. Н. О структуре языкового знака // Знак. Сб. ст. по лин-гвистике, семиотике и поэтике пам. А. Н. Журинского. М., 1994.
- Бахтин М. М. Автор и герой художественного произведения // Эсте-тика словесного творчества. М., 1985.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средне-вековья и Ренессанса. М., 1990.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
- Бенвенист Э. Семиология языка. // Бенвенист Э. Общая лингвистика. Гл 5 (с.69−89 по изданию: Благовещенск, 1998)
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.
- Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. // Нача-ла. М., 1994.
- Варзарян С. Р. От знака к образу. Ереван, 1973.
- Ветров А. А. Семиотика и её основные проблемы. М., 1968.
- Гаспаpов М. Л. М. М. Бахтин в русской культуре XX века. Вторичные моделирующие систем. Таpту, 1979.
- Гаспаров Б. М. Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
- Гольдин В. Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.
- Горелов И. Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказ о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991.
- Греймас А., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. М., 1998. Т.2. С.510−577.
- Гусев С. С. Смысл возможного. Коннотационная семантика. М.: Але-тейя, 2002 (Серия: Тела мысли)
- Гуссерль Э. Логические исследования. Т.2. Исследование 1: Выраже-ние и значение. / Пер. В. Молчанова // Логос. М., 1997. N10.
- Делез Ж. Логика смысла. / Пер. с фр. Я.Свирского. М., 1995.
- Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. М., 1999.
- Журавлев А. Г. Звук и смысл. М., 1991.
- Заренков Н. А. Опыт построения семиотической теории жизни и био-логии (Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэво-люция). М., 2001
- Звегинцев, В.А. Человек и знак // Звегинцев, В. А. Язык и лингвисти-ческая теория. М., 1973.
- Знак. Сб. ст. по лингвистике, семиотике и поэтике пам. А.Н. Журин-ского. М., 1994.
- Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. Новоси-бирск, 1990.
- Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. Киев, 1994.
- Иванов В. В., Лотман Ю. М., Пятигоpский А. М., Топоpов В. Н., Ус-пенский Б. А. Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам). Semiotyka i struktura tekstu. Wroclaw: Ossolineum, 1973.
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Слав, языковые моделирующие се-миотич. системы. М., 1965;
- Иванов В. В.Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. 298 с.
- Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем. В его кн.: Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1. М, 1998. С. 381 — 602
- Имя семантическая аура. Сб. статей. Отв. ред.: Т. М. Николаева. (Ежегодник. Первый выпуск). М.: «Языки славянской культуры», 2006.
- Канке В. А. Семиотическая философия. Обнинск, 1997
- Кнтекст. Лит.-теор. исследования. [Ежегод. вып.]. 1972−79. М., 1973−80;
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М, 1977 (гл. 4 Культура и восприятие)
- Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения. М.: Мирос, 1997.
- Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хро-нотоп. Витебск, 1993. N 4.
- Кристева Ю. Разрушение поэтики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. 1994. N5.
- Лахман Р. Ценностные аспекты семиотики культуры / семиотики тек-ста Юрия Лотмана // Лотмановский сборник. М., 1995. Т.1. С. 192 — 213.
- Леви-Строс К. Из книги «Мифологичные. 1. Сырое и вареное» // Се-миотика и искусствометрия. М., 1972.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М., 1990.
- Лосев А.Ф. Философия имени // Из ранних произведений. М., 1990.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Лотман М. Ю. Избранные статьи в трех томах. Таллинн, 1992−1993. Т.1−3.
- Лотман М. Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С.17−245.
- Лотман М. Ю. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. ХIV. (Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 567). Тар-ту, 1981. С.3−18.
- Лотман Ю. М. «Договоp» и «вpучение себя» как аpхетипические мо-дели культуpы. Тpуды по русской и славянской филологии, 32 (Acta…, 513). Таpту, 1981. С. 316.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Про-свещение, 1972.
- Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек текст — семиосфе-ра — история / Тартуский университет. М.: Языки русской культуры, 1999.
- Лотман Ю. М. Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? // Лотман Ю. М Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999. С.383−385.
- Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
- Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 тт. Т. 1. Таллинн, 1992.-Т.1.
- Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный пара-докс // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.
- Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. Труды по знаковым системам, 6 (Acta…, 308). Таpту, 1973, с. 227 243
- Лотман Ю. М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая хаpактеpистика. Тpуды по знаковым системам, 5 (Acta et commentationes uni-versitatis Tartuensis, 284). Таpту, 1971. С. 167 176
- Лотман Ю. М. Проблема исторического факта // Лотман Ю. М. Внут-ри ыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999. Лот-мановский сборник. М., 1995−1997. Ч.1−2.
- Лотман Ю. М. Семиосфера.
- Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.
- Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.
- Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры, вып. 1 (Таpту, 1970)
- Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1971 (см. в особенности главу «Соположенность pазноpодных элементов как пpинцип композиции», с. 335 — 343)
- Лотман Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи, т.1, Таллин, 1992
- Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф — имя культура // Лотман Ю. М. Избранные статьи, т.1, Таллин, 1992
- Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание: Мета-физические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997.
- Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопеди-ческого словаря. Части I (А-Л) и II (М-Я). СПб.: Университет культуры, 2000
- Моисеев В. И. Семиотический процесс в неживой природе. 1999.
- Моррис Ч. Из книги «Значение и означивание»: Знаки и действия. // Семиотика. М., 1983.
- Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика /ред. и сост. Ю. С. Степанов. М., 1983. С. 36 — 88
- Мукаржовский Я. Искусство как семиологический факт; Преднаме-ренное и непреднамеренное в искусстве.
- Основные направления структурализма. М., 1964. [С. 69−80, 122−126, 206−208, 215−218.]
- Пирс Ч. С. Из работы «Элементы логики» // Семиотика. М., 1983.
- Пирс Ч. С. Логика как семиотика: теория знаков.// Метафизические исследования. Вып. 11. Язык. СПб,.1999. С. 199−217.
- Проблемы знака и значения / Сб. ст. под ред. И. С. Нарского. М., 1969.
- Пятигорский А. М. «О некоторых теоретических предпосылках се-миотики», «Семиотическая ситуация и ее наблюдатель», «Семиотическая си-туация в свете обсерваторной методологии» // Избранные труды. М., 1996
- Расскажи стихи руками. М., 1992.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.
- Рождественский Ю. В. Словарь терминов. Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Наука, 2002
- Свирепо О. А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современ-ной психотерапии. М.: Издательство Института психотерапии, 2003
- Семиотика и авангард: Антология / Ред.-сост. Ю. С. Степанов, Н. А. Фатеева, В. В. Фещенко, Н. С. Сироткин. Под общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Академический Проект; Культура, 2006. 1168 с.
- Семиотика культуры. Учёные записки ТГУ, вып. 463. Тарту, 1978.
- Семиотика культуры. Учёные записки ТГУ, вып.546. Тарту, 1981.
- Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знако-вым системам XIX / Отв. Ред. Ю. М. Лотман. Тарту, 1986.
- Семиотика страха. Антология. М.: Русский институт, Европа, 2005 (Серия: Механизмы культуры)
- Семиотика. Коммуникация. Стиль. Сборник обзоров. М.: АН СССР, 1983.
- Семиотика. Сборник переводов./ Сост. Ю. С. Степанов. М., 1983.
- Солганик Г. Е. От слова к тексту. М., 1993.
- Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
- Соссюр, Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.
- Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт иссле-дования. М., 1997.
- Степанов Ю. С. Семиотика. М., 1972.
- Степанов Ю. С., Эдельман Д. И. Семиотический принцип описания языка // Принципы описания языков мира. М., 1976.
- Сусов И. П. Семиотика и лингвистическая прагматика // Язык, дис-курс и личность. Тверь, 1990.
- Сэпир Э. Избранные работы по языкознанию и культурологии. М, 1993 (статьи «Символизм»; «Коммуникация»)
- Теория метафоры. /Сост. Н. Д. Арутюнова. М., 1990.
- Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.
- Топоров В. Н. Древо мировое // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1991.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.
- Труды по знаковым системам. В. 1−25. Тарту, 1964−92;
- Труды по знаковым системам: XV. Типология культуры. Тарту, 1982.
- Труды по знаковым системам: XVI. Текст и культура. Тарту, 1983.
- Труды по знаковым системам: XVII. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. Тарту, 1984.
- Труды по знаковым системам: XXI. Символ в системе культуры. Тар-ту, 1987.
- Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1971.
- Успенский Б. А. Принципы структурной типологии. М.: Изд-во Московского университета, 1962.
- Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культу-ры (до конца XVIII в.) // Избр. труды. Т. 1. М., 1994.
- Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки рус-ской культуры», 1995.
- Успенский Б.А. Избр. труды. Т. I: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996; Т. 2: Язык и культура.
- Успенский Б.А. История и семиотика (Воспиятие времени как се-миотическая проблема) // Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1996. Т.1.
- Флоренский П. А. Обратная перспектива // Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.
- Флоренский П. А. У водораздела мысли // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990.
- Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов: Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Вече. 1997.
- Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. Антология. М.: Прогресс, 2000
- Фреге Г. Понятие и вещь // Семиотика и информатика, Вып. 35. М, 1997, с. 380−396
- Фреге Г. Смысл и денотат. // Семиотика и информация. Вып. 8. М., 1977.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
- Хайдеггер М. Путь к языку / Пер. В. Бибихина // Время и бытие: Ста-тьи и выступления. М., 1993.
- Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.
- Шкловский В. Искусство как прием.
- Щедровицкий Г. П. О методе семиотического исследования знаковых систем. М., 1967.
- Эко У. О членении кинематографического кода // Строение фильма. М., 1983.
- Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 2004
- Элиаде М. Священное и мирское. / Пер. Н. Гарбовского. М., 1994.
- Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. М., 1991.
- Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М, 1975. С. 193 — 230.
- Якобсон Р. О. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 1983. С. 108 118.
- Якобсон Р. О поэтической функции языка; Взгляд на развитие семио-тики.
- Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987.
- Кафтанджиев Х. Семиотика абсолюта. М.: Издательство: РИП-холдинг, 2006 (Серия: Академия рекламы)