ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Понятие «продвижение».
Продвижение — это общее название, охватывающее платную рекламу, саму продажу, косвенную рекламу (public relations), а также все другие формы связей, представляющих клиентам целевого рынка позицию фирмы [5].
Реклама — это оплаченное присутствие в средствах массовой информации сведений о фирме (товаре, услуге), имеющее целью увеличить известность фирмы и ее обороты [4]. К средствам массовой информации (СМИ) причисляются телевидение, радио, газеты и приложения к газетам, журналы, материалы, рассылаемые по почте, театральные программы и шоу, видеои аудиокассеты, телефонные справочники, каталоги, компьютерные базы данных, крупноформатные плакаты, борта транспортных средств, щиты, а также целый ряд новых технических средств. Реклама преследует две взаимосвязанные цели:
— познакомить потенциальных клиентов с фирмой, продуктом, услугой;
— склонить людей испытать товар или услугу, а после опробования — сделать повторную покупку.
Оплаченная реклама — лишь одна из множества составляющих удачной маркетинговой деятельности. Остальные элементы: непосредственно продажа, маркетинг, косвенная реклама (public relations), а также фирменные знаки [9].
Реклама нужна не всем фирмам. Иногда предприятию, оказывающему юридические, переводческие, проектные и другие подобные услуги, необходимо для процветания четыре-пять клиентов. Такой фирме достаточно устных рекомендаций и не нужна реклама в масс-медиа. В сущности, она может даже стать знаменитой в своем кругу, играя на том, что «такой изысканной фирме не нужна реклама» .
Однако большая часть предприятий нуждается в рекламе. Выбор средств массовой информации и степень интенсивности рекламы — личное дело предпринимателя. Решение будет зависеть от того, какова позиция фирмы.
2. Особенности продвижения ночного клуба.
Модный музыкальный клуб — довольно капиталоемкое предприятие. Вложения в его открытие составляют примерно $ 1,53 млн. Кроме того, нужна четкая концепция, без которой эти инвестиции не имеют смысла. Наконец, необходим партнер с именем в этом бизнесе: люди в любом случае пойдут на имя. Если все получитсянайдется хорошее помещение, партнер, а концепция будет востребована рынком — инвестиции окупятся довольно быстро, всего за один год. Если за 12 месяцев не удастся выйти на прибыль, клуб надо закрывать — с этим проектом уже ничего не сделаешь.
Стандартной сметы на открытие ночного заведения в Москве не существует — в городе десятки клубов от самых бюджетных концепций до самых пафосных. Если в планах открыть модный музыкальный клуб, здесь цифры более-менее понятны [11].
В среднем в такое заведение площадью около 1 тыс. кв. м придется вложить не менее $ 1,5 млн. Ивестиции в модный клуб с хорошим оборудованием могут достигать $ 3 млн. Около 20% этой суммы — рекламный бюджет, еще примерно 15% - дизайн и строительные работы.
Нет смысла вкладывать большие деньги во внутреннюю отделку помещения. Ночной клуб работает в темноте, и на его стены публика совершенно не обращает никакого внимания.
Если зайти в большинство московских клубов при дневном свете, скорей всего, не узнаете его, а то и ужаснетесь: настолько экономичной окажется его внутренняя отделка.
На чем ни в коем случае нельзя экономить, так это на оборудовании — барном и техническом (световое, музыкальное, проекционное, спецэффекты и т. д.). Техническое обеспечение — главная составляющая современного клуба. Без хорошей музыки и света проект не клуб, а место встречи, каких в Москве сотни [14].
Пошел проект или не пошел, становится ясно уже в течение первых двух недель после открытия. Если на открытие народ пришел, а на следующей неделе не пришел — клуб надо закрывать. Снижение потока можно сразу почувствовать по финансовым показателям, то есть по кассе бара.
В основном клубы открываются либо на собственные деньги, либо на деньги частного партнера или партнеров.
Без них в подобных проектах вообще не обойтись. Даже если деньги есть, для реализации идеи нужен человек из индустрии шоу-бизнеса как минимум с опытом, а желательно — с именем. Шоу-бизнес — это персонализированная индустрия, а люди всегда идут на имя. Со стороны, без знания рынка и без имени поднять такой проект в одиночку невозможно.
В Москве ни одной удачной сделки по продаже готового ночного клуба еще не было. Ночной клуб — это не место, брэнд или репутация и т. Д [5].
В первую очередь — это промоутерская команда. Без команды, создавшей его, любой клуб обречен. Возможно, поэтому подобные сделки на рынке не практикуются.
Открывать клуб ради того, чтобы просто открыть, не стоит. Чтобы сделать по-настоящему успешный проект, нужно для начала продумать концепцию (идею, музыкальное направление), в которой клуб будет работать, понять, на какую аудиторию ориентироваться и т. д.
Клуб с четкой концепцией будет иметь стабильную аудиторию. Свободных ниш, несмотря на большое количество ночных заведений, масса. Музыкальное направление, в котором работает послений проект — клуб Infiniti — RnB. Когда открывался клуб Infiniti три года назад, музыкальное направления RnB практически не было представлено в Москве [7].
Как клубная ниша RnB-музыка считалась бесперспективной. Тогда многие говорили: «Сумасшедшие. Как можно набить молодежью такой большой клуб. В Москве не наберется столько молодых людей, слушающих такую музыку». В чем-то они были правы: в столице было несколько совсем небольших клубов, в которых раз-два в неделю проводились RnB-вечеринки. О какой-либо популярности музыки действительно сложно было говорить. Тем не менее, эти три года пропагандировали эту музыку (позиционирование Infiniti как дворец культуры рэпа и RnB), в итоге сейчас в каждый уик-энд приходит до 3 тыс. человек. Для московского клуба это очень много.
Самая перспективная аудитория — это молодежь от 18 до 26 лет. Ее много, она активна — в этом возрасте ночные заведения периодически посещают до 8090% молодых людей.
Ежегодно происходит смена аудитории клуба примерно на 30% - столько повзрослевших клабберов переходят в другие, более солидные клубы, столько же 18-летних новичков прибавляется. Люди после 2630ти более состоятельны и потому, может быть, кому-то представляются более перспективной публикой. Но при этом эта возрастная аудитория имеет как публика ряд недостатков: она не прирастает с такой же скоростью, как молодежная, за нее идет более жесткая конкуренция [8].
Нельзя быть клубом для всех. Если цель создать модный и культовый клуб, он должен быть открыт только для своей тусовки и закрыт для всех остальных.
Поэтому в Infiniti работает фейсконтроль. Это помогает отфильтровывать случайных людей, которые размывают концепцию.