С давних времен, наверное, с эпохи средневековых цехов и гильдий, была осознана необходимость регулировать профессиональную деятельность посредством правил и нормативов, выработанных внутри самого профессионального сообщества. Высокие требования к качеству продукции и самоограничение в цене были показателями развитой корпоративной этики. Подобные своды норм на основе профессиональной системы ценностей возникали в разных сферах деятельности: у врачей — это клятва Гиппократа, у юристов и работников правопорядка есть свои деонтологические кодексы. В таких областях деятельности, которые имели дело с массовым информированием публики в сфере общественно важных новостей, промышленных новшеств и потребительских новинок, профессиональная этика формировалась на протяжении первой половины ХХ в. Она зафиксирована в соответствующих кодексах: рекламном — Международном кодексе рекламной практики Международной торговой палаты, первая редакция которого датируется 1934 г., а последняя — 1986 г., и Декларации принципов поведения журналистов, принятой Международной федерацией журналистов в 1954 и дополненном в 1986 г.
Цель настоящей работы: общая характеристика деонтологических кодексов в России.
Задачи настоящей работы:
— провести исследование понятия «деонтология» как системообразующего при разработке деонтологических кодексов;
— исследовать особенности разработки, принятия и современной реализации деонтологических кодексов в современной России;
— провести сравнительный анализ основных деонтологических кодексов, действующих в России.
1. Деонтология как основа деонтологических кодексов
Истоки деонтологии уходят в глубокую древность. Размышления о профессиональной состоятельности и ее юридическом закреплении, как это отмечалось во введении, были предметом анализа многих ученых, мыслителей, деловых людей древности. Но только мыслитель и врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 г. до н.э.) в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача.
Величие Гиппократа заключается прежде всего в его гуманизме, в том, что он считал человека венцом природы. Эти взгляды пронизывают весь текст «Клятвы Гиппократа».
Конечно, исторические и социальные условия, классовые и государственные интересы сменявшихся эпох, многократно трансформировали «Клятву». Но и сегодня она читается как вполне современный, полный нравственной силы документ. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж, 1969) сочли возможным дополнить ее только одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».
Термин «деонтология» введен в обиход сравнительно недавно — в начале прошлого столетия английским философом И. Бентамом как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Бентам проповедовал идеологию буржуазного либерализма. Общее благо, по Бентаму, недостижимо в условиях непреодолимого для общества антагонизма, и поэтому каждый человек должен заботиться только о себе самом. «Иначе говоря, деонтологию как учение о личном должном в поведении индивида Бентам противопоставляет этике, науке о морали как общественном должном в поведении и отношениях людей». Отсюда и следует, что гуманизм, человечность — понятия, не имеющие места в человеческом обществе.