Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданско-правовое регулирование в сфере связи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В самом ГК определение услуги отсутствует, а содержащиеся в ряде принятых законодательных актов легальные разъяснения соответствующей правовой категории, как справедливо отмечает М. И. Брагинский, существенно различаются между собой. Само по себе признание услуги в качестве самостоятельного объекта гражданских прав следует считать позитивным, хотя дальше этого законодатель не пошел. Статья 128… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ СВЯЗИ
    • 1. 1. История становления и развития гражданскоправового регулирования сфере связи
    • 1. 2. Современное состояние гражданско-правового регулирования отношений в сфере связи
    • 1. 3. Вопросы лицензирования услуг в сфере связи и государственный контроль
  • ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УСЛУГ СВЯЗИ
    • 2. 1. Почтовая связь
    • 2. 2. Телефонная связь. а) телефонная связь общего пользования. б) подвижная радиотелефонная связь
    • 2. 3. Универсальные услуги связи
  • ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ СВЯЗИ

Гражданско-правовое регулирование в сфере связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических, юридических лиц и органов государственной власти (управления) — в услугах электрической и почтовой связи. Средства связи вместе со средствами вычислительной техники и соответствующим программным обеспечением составляют технологическую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства. Развитие отрасли связи, постоянное совершенствование технической и, технологической сторон отрасли влечет за собой и постоянную корректировку механизмов регулирования. С момента формирования отрасли связи регуляционный приоритет отдавался государственным органам и структурам. Однако неуклонное стремление к техническому совершенствованию отрасли связи привело к тому, что государственное вмешательство в деятельность операторов связи в настоящее время все больше и больше сводится к минимуму. Именно это и является основной предпосылкой изменения подходов к правовому регулированию отрасли связи. Ввиду чего особенно актуальными становятся вопросы гражданско-правового регулирования связи, исследования истории развития, определение правовой природы отношений по оказанию услуг связи, изучение вопросов лицензирования деятельности по оказанию услуг связи, прав и обязанностей сторон договора, в связи с подготовкой вступления России в ВТО особенно актуальны вопросы международного гражданско-правового регулирования в сфере связи.

Действующее законодательство в сфере связи динамично развивается, в связи с чем ряд нормативных актов содержит пробелы. Министр Российской Федерации по связи и информатизации, подводя итоги работы отрасли, отметил, что с принятием нового Закона «О связи» были закреплены основные принципы развития отрасли связи, правила, регулирующие взаимодействие участников телекоммуникационного рынка и защищающие права пользователей услуг связи1. Но, несмотря на указанное, многие вопросы правового регулировании услуг связи оставались за рамками прежнего закона и не урегулированы новыми нормативно-правовыми актами. Так, практически вне правового поля в настоящее время осталось регулирование услуг радиотелефонной связи. Новый Закон «О связи» 2 не содержит специальной нормы, регулирующей указанный вид связи, в то время как сфера действия «Правил оказания услуг телефонной связи"3 не распространяется на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи. Рынок данной услуги развивается наиболее интенсивно, чем обусловливается принятие законодательного акта «Правила оказания услуг подвижной связи». Более того, Закон «О связи» имеет ряд иных недостатков: не определено понятие договора на оказание услуг связи, отсутствует классификация и определение отдельных видов услуг связи.

В силу особенностей отдельных видов связи каждый из них подлежит регламентации в отдельном нормативно-правовом акте, при этом уровень регулирования различный. Так, почтовая связь регулируется Федеральным законом «О почтовой связи», телефонная связь регулируется в настоящее время на подзаконном уровне «Правилами оказания услуг телефонной связи», утвержденными Постановлением Правительства.

1 Рейман Л. Д. Итоги работы отрасли связи и информатизации в 2003 году и задачи на 2004 год // СвязьИнформ. 2004. № 2.

2 О связи: Федеральный Закон от 7 июля 2003 г. № 135-ФЭ // Российская газета. 10 июля 2003 г.

Правила оказания услуг телефонной связи: Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235 // Собрание законодательства РФ. 6 октября 1997. N 40. Ст. 4599.

Создавшийся правовой вакуум, на наш взгляд, должен быть заполнен принятием Закона «О телефонной связи». В научной литературе данная тема практически не исследована. Труды ученых, использованные в настоящем исследовании, посвящены общим вопросам гражданско-правового регулирования договора возмездного оказания услуг. Указанное препятствует развитию гражданско-правового регулирования в сфере связи, поскольку известно, что научная мысль должна идти впереди закона и способствовать его созданию. Негативно на этот аспект влияет и практическое отсутствие судебной практики, поскольку опосредование практикой нормативно-правового акта способствует выявлению его недостатков и определяет пути его совершенствования.

Перечисленные выше доводы определяют выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность и значение как с точки зрения теории, так и с позиций законодательства и практики его применения. Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в обобщении и увеличении научных и практических знаний в исследовании гражданско-правового регулирования отношений в сфере связи, исследовании истории развития регулирования данной сферы, определении правовой природы отношений по оказанию услуг связи, изучении вопросов лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, прав и обязанностей сторон договора по оказанию услуг, отражении особенностей отдельных наиболее значимых видов услуг связи с учетом практики применения, исследованию вопросов международного гражданско-правового регулирования в сфере связи. Поставленная цель определила следующие задачи:

— проанализировать действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность, связанную с оказанием услуг связи;

— изучить историю становления и развития гражданско-правового регулирования в сфере связи и сделать соответствующие выводы;

— обобщить, систематизировать и оценить существующие положения законодательства о связи;

— определить понятие услуги связи в качестве объекта правоотношений, а точнее — объекта обязательства;

— проанализировать теоретические и практические проблемы формирования законодательства о регулировании отношений возмездного оказания услуг связи и их реализацию в действующем ГК РФ;

— обобщить практический опыт в области гражданско-правового регулирования услуг связи;

— разработать и обосновать теоретические аспекты по теме диссертации;

— сформулировать аргументированные предложения по совершенствованию законодательства РФ на основе обобщенного материала с учетом выявленных пробелов и несоответствий.

Цели исследования достигаются в диссертационной работе путем анализа научных положений и законодательства, а также путем практики применения действующих норм права.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является гражданско-правовое регулирование отношений в области связи.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач диссертационное исследование основывается на общенаучном диалектическом методе познания, предполагающем объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также на следующих специальных методах исследования: комплексном, системном, сравнительно-правовом, нормативном, формально-логическом, историческом. Исследуемые конструкции анализируются в соотношении с близкими правовыми категориями с учетом как внешних, так и внутренних связей.

Положения и выводы диссертации основываются как на анализе действующего законодательства РФ и практики его применения в.

Гражданском кодексе Российской Федерации1, в Федеральных законах «О защите прав потребителей"2, «О связи"3, «О почтовой связи"4, «Правилах оказания услуг телефонной связи», 5 так и ранее действующих — «О связи"6, «О почтовой связи», а также исследовании «Правил оказания услуг подвижной связи» и «Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи"9, исследовании определенных положений международного законодательства, а также законодательства некоторых зарубежных стран и практики его применения, изучении монографий и публикаций в периодических изданиях, касающихся общих положений регулирования договора возмездного оказания услуг связи.

Степень разработанности темы. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере связи является малоизученной проблемой в теории гражданского права как советского, так и современного периодов. Комплексного освещения данная тема в работах ученых-цивилистов не получила.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-Ф37/ СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

2 О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 23 001.7/ Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 15. Ст. 6282.

3 О связи: Федеральный Закон от 7 июля 2003 г. № 135-Ф3 / Российская газета. Ю. июля 2003 г.

4 О почтовой связи: Федеральный Закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 20.02.1995, N 8, ст. 600,/Собрание законодательства РФ. 19 июля 1999. N29. Ст. 3697.

5 Правила оказания услуг телефонной связи: Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235 // Собрание законодательства РФ. 6 октября 1997. N 40. Ст. 4599.

6 О почтовой связи: Федеральный Закон от 9 августа 1995 г. № 129-ФЗ /Собрание законодательства РФ. 14 августа 1995. N 33. Ст. 3334.

7 О связи: Федеральный Закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ / Собрание законодательства РФ" .20 февраля 1995. N 8. Ст. 600.

8 Об утверждении правила оказания услуг подвижной связи: Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 № 328//Собрание законодательства РФ30 мая 2005. № 22. ст. 2133.

9 Об утверждении правила оказания услуг местной внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 № 248// Собрание законодательства РФ 23 мая 2005.№ 21.Ст.2030.

Определенные аспекты договора на оказание услуг, прав и обязанностей сторон, лицензирования, гражданско-правового регулирования отношений в сфере связи, международного гражданско-правового регулирования связи нашли отражение в трудах таких российских и зарубежных ученых, как Н. А. Баринов, М. И. Брагинский, П. Жюйар, Д. Карро, А. Ю. Кабалкин, О. А. Красавчиков, Я. А. Куник, В. В. Левый, О. Н. Поликарпова, О. Н. Ойгензихт, Ю. X. Калмыков, В. П. Мозолин, А. А. Пушкин, Я. Ф. Фархутдинов, Г. П. Чуб, В. А. Язев, С. Якушева, В. В. Суденко и т. д.

Так, в автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Г. П. Чуб на тему: «Договор на предоставление услуг почтово-телеграфной связи» указывается, что «.деятельность по предоставлению услуг связи относится к числу договоров по предоставлению услуг», дается характеристика данного договора, раскрываются права и обязанности.

Автор четко не определяет юридическую природу прав и обязанностей по договору на предоставление услуг почтово-телеграфной связи, а также достаточно неконкретно освещает вопросы их возникновения и прекращения.

Г. П. Чуб детально рассматривает вопрос о предмете договора. По его мнению, действия как предмет договора о предоставлении услуг органами связи необходимо ограничить от действий, которые относятся к сфере внутренней организации деятельности в целях надлежащего исполнения договора и носят специальное название операции.1.

В диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук В. В. Суденко на тему: «Договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи» автор детально рассматривает договор оказания услуг радиотелефонной связи и его. элементы (стороны, предмет, содержание и.

1 Чуб Г. П. Договор о предоставлении услуг почтово-телеграфной связи. Автореф.: на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М, 1963. С. 2−3. ответственность сторон договора) — по его мнению, «договор оказания услуг радиотелефонной связи — это соглашение физического или юридического лица (абонента) с оператором радиотелефонной сотовой связи, по которому оператор обязуется предоставлять абоненту доступ к сотовым сетям радиотелефонной связи и оказывать прочие заказанные абонентом в соответствии с выбранным тарифным планом услуги, связанные с использованием сети и радиотелефонного оборудования, а абонент обязуется оплачивать их по цене, установленной договором"1.

В нашей диссертации, в отличие от вышеуказанной работы, исследуется сфера гражданско-правового регулирования в — целом, истоки формирования гражданско-правового регулирования, поднимаются весьма важные вопросы современного состояния гражданско-правового и международного законодательства, лицензирования в данной сфере.

В настоящее время нет научных исследований посвященных рассматриваемой нами теме. Единственная публикация О. Н. Поликарповой «Возможности нового Федерального закона в правовом регулировании индустрии связи» посвящена анализу нового Закона «О связи», произведенный анализ ввиду многоаспектности публикации носит поверхностный характер и произведен в большей степени в рамках административного законодательства. Изложенное подтверждает наличие научной новизны проведенных нами исследований.

Нисколько не оспаривая научной ценности указанных работ, считаем необходимым отметить, что в нашей диссертации впервые произведен подобного рода анализ, оценка всего массива нормативно-правовой базы регулирования данной сферы. К сожалению, произвести более подробный анализ научной литературы и представить оценку мнений ученых по наиболее существенным проблемам рассматриваемой нами темы не представляется возможным ввиду отсутствия публикаций, раскрывающих.

1 Суденко В. В. Договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи: Атореф.дисс.канд. юрид.наук. Краснодар, 2003. проблемы гражданско-правового регулирования в сфере связи, а соответственно, и отсутствия какой-либо определенной научной позиции.

Таким образом, обоснованным является вывод о том, что уровень разработки проблем гражданско-правового регулирования в сфере связи нуждается в существенном повышении, в том числе путем диссертационного исследования.

Научная новизна работы состоит в оригинальном подходе при осуществлении комплексного исследования гражданско-правового регулирования в сфере связи, правовой природы отношений сторон в данной сфере, правовой природы существующих гражданских прав и обязанностей по оказанию услуг связи, различных аспектов гражданско-правового регулирования отдельных видов услуг связи (таких, как почтовая, телефонная, радиотелефонная), в исследовании совершенно нового для Российского законодательства вида услуг связи — универсальных услуг. Данный вид услуг рассматривается как с учетом российского, так и зарубежного опыта.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Обосновывается, что услуга связи обладает свойствами синхронности оказания и получения в соединении с ее несохраняемостью, что можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг». Вывод о синхронности оказания и получения услуги является обоснованным, так как получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно, поскольку при оказании первыхвещественный результат неустойчив, для них является типичным отсутствие признака неосязаемости, а в некоторых случаях — моментальной потребляемости.

2. Формулируется определение услуги связи как комплекса действий оператора, направленных на прием, обработку, передачу, доставку знаков, сигналов, письменного текста, изображения, звуков посредством сети связи, осуществляемых оператором связи на условиях договора возмездного оказания услуг.

Формулируется понятие договора оказания услуг связи как соглашение между оператором и абонентом по форме и на условиях, установленных оператором, в соответствии с которым последний обязуется осуществить комплекс действий, направленных на прием, обработку, передачу, доставку знаков, сигналов, письменного текста, изображения, звуков посредством сети связи, а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги.

3. Делается вывод о том, что договоры, закрепленные в Гражданском кодексе РФ — «поименованные» договоры, поскольку современный период можно назвать временем интенсивного формирования нормативных моделей многих договорных отношений возмездного оказания услуг связи, которые в свою очередь могут претендовать на самостоятельную типологическую принадлежность в будущем. Ввиду чего предлагается соответствующее законодательное урегулирование отношений в сфере услуг связи. Нормы нового закона, регулирующие именно оказание услуг связи, отдельных его видов должны учесть устойчивую тенденцию классификации услуг связи в современной экономике, их правовое обеспечение, гарантии и защиту прав абонентов, ответственность операторов. Выполнение услуг профессиональными участниками потребует учета этого обязательства в правовом режиме возмездного оказания услуг, который должен создать адекватные условия, направленные на удовлетворение потребностей заказчиков.

4. Обосновывается вывод о том, что в новом Законе необходимо установить закрытый перечень лицензируемых услуг и менять его по мере необходимости посредством внесения поправок в Закон. Поскольку очевидно, что вносить изменения в подзаконные акты процедурно намного легче, однако, упрощая процедуру, не следует поступаться правами участников рынка. Количество лицензий, которые сейчас обязан получать один оператор связи, в конечном итоге отражается на себестоимости услуг связи.

5. С целью формирования действенного правового механизма в рассматриваемой области целесообразно принятие нормативного акта, регулирующего и закрепляющего вопрос безопасности и качества услуг.

6. Обосновывается необходимость принятия Закона «О телефонной связи», регулирующего не только отношения по предоставлению услуг телефонной связи гражданам, а также гражданам-предпринимателям и юридическим лицам. В новом Законе должна быть принята единая терминология, общие принципы, условия оказания телефонной связи, должно найти отражение наиболее детальное регламентирование предоставления услуг телефонной связи посредством таксофонов, порядок предъявления претензий лицом, воспользовавшимся данной услугой. Представляется также целесообразным включение в сферу действия данного Закона регулирования всех видов связи, в том числе и радиотелефонной.

7. В работе отмечается, что в правоприменительной практике весьма редки случаи обращения абонентов в суд ввиду ненадлежащего оказания услуг связи оператором, и происходит это по двум причинам: из-за невозможности получения доказательственной базы ввиду нематериального, не отражающегося во внешнем мире свойства услугиотсутствует закрепление, как на законном, так и на подзаконном уровне, содержание понятия оказание услуги радиотелефонной связи надлежащего качества. Ввиду чего полагаем целесообразным принятие государственных стандартов качества в данной сфере.

8. В работе делается вывод об обоснованности закрепления в отечественном законодательстве норм, регламентирующих оказание универсальных услуг связи, что создает правовые предпосылки предоставления всем без исключения гражданам страны инновационных телекоммуникационных услуг. Создание эффективной системы оказания универсальных услуг связи в России позволит уменьшить разрыв между возможностями различных слоев населения — независимо от уровня их доходов и мест проживания — в доступе к средствам телекоммуникаций и связи. В основу этой системы положено взвешенное правовое регулирование, реализованное в Федеральном законе «О связи». Однако, как свидетельствует опыт других стран, значительная роль в регулировании этой деятельности отводится не только и даже не столько законодательству, сколько нормативным правовым актам подзаконного характера, издаваемым Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи. В этой связи недопустимы задержки с подготовкой и опубликованием соответствующих нормативных правовых актов, без издания которых «запуск» механизма оказания универсальных услуг связи с Российской Федерации вряд ли возможен.

На основе теоретических положений, выносимых на защиту, разработаны предложения об изменениях и дополнениях действующего законодательства, призванных устранить имеющиеся пробелы и неточности.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что вносится существенный вклад в теорию гражданского права. Впервые осуществлена систематизация всего массива нормативно-правовых актов в сфере гражданско-правового регулирования услуг связи, выявлены пробелы в законодательстве и обозначены пути их урегулирования.

Практическая значимость исследования обусловлена применимостью полученных результатов и выводов при совершенствовании законодательства и с целью устранения выявленных пробелов и недостатков в последующей научной деятельности. Выводы могут быть приняты во внимание при осуществлении практической деятельности субъектов гражданского права в области оказания услуг связи. Материалы диссертации могут быть использованы также в учебном процессе при подготовке общих и специальных курсов в юридических, экономических и управленческих учебных заведениях при разработке пособий и методических изданий по данной проблематике.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При исследовании гражданско-правового регулирования законодательства в сфере связи мы пришли к выводу, что действующее законодательство либо вообще не регулирует отдельные аспекты отношений в области связи, либо положения нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, противоречат друг другу.

В самом ГК определение услуги отсутствует, а содержащиеся в ряде принятых законодательных актов легальные разъяснения соответствующей правовой категории, как справедливо отмечает М. И. Брагинский, существенно различаются между собой. Само по себе признание услуги в качестве самостоятельного объекта гражданских прав следует считать позитивным, хотя дальше этого законодатель не пошел. Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав. Исходя из лексического толкования статьи, можно прийти к заключению, что работы и услуги составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом, включающим в себя деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и другими группами объектов. Таким образом, значение понятия «имущество» не охватывает содержания понятия работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.

Услуги связи характеризуются свойством синхронности оказания и получения услуги и несохраняемостью, что можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг». Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. Поскольку при оказании первых вещественный результат неустойчив, для них является типичным отсутствие признака неосязаемости, а в некоторых случаях — моментальной потребляемости.

Можно согласиться и с утверждением, что типы договоров, закрепленные в Гражданском кодексе РФ («поименованные» договоры), не охватывают всего многообразия договорных отношений. Набор поименованных договоров любой страны всегда отстает от потребностей гражданского оборота. Современный период можно назвать временем интенсивного формирования нормативных моделей многих договорных отношений возмездного оказания услуг, которые могут претендовать на самостоятельную типологическую принадлежность в будущем.

Учитывая устойчивую тенденцию диверсификации услуг в современной экономике, можно предположить, что правовой институт возмездного оказания услуг будет одним из самых динамично развивающихся гражданско-правовых институтов. Выполнение услуг профессиональными участниками потребует учета этого обстоятельства в правовом режиме обязательства возмездного оказания услуг, который должен создать адекватные условия, направленные на удовлетворение потребностей заказчиков. Но нормативное закрепление новых типов и разновидностей договоров должно быть связано прежде всего с изменением и дополнением ГК и иных законов.

В новом Законе «О связи» необходимо установить закрытый перечень лицензируемых услуг и менять его по мере необходимости посредством внесения поправок в Закон. Очевидно, что вносить изменения в подзаконные акты процедурно намного легче, однако, упрощая процедуру, не следует поступаться правами участников рынка. Количество лицензий, которые сейчас обязан получать один оператор связи, в конечном итоге отражается на себестоимости услуг, то есть на потребителях.

С целью формирования действенного правового механизма в рассматриваемой области целесообразно принятие рамочного федерального закона о безопасности и качестве услуг, принятие ряда законов прямого действия, определяющих требования по безопасности и качеству отдельных классов услуг связи.

Методологически концепция предлагаемого законопроекта о безопасности услуг должна предусматривать:

— определение терминов, общих понятий безопасности и качества услуг, потребительских свойств услуг;

— разработку основных принципов построения общегосударственной системы качества и безопасности услуг.

С принятием такого федерального закона для всех контролирующих и надзорных органов страны будет создана единая правовая основа их деятельности в данной сфере.

В отличие от почтовой, регулирование телефонной связи установлено на подзаконном уровне, в связи с чем полагаем необходимым принятие Закона «О телефонной связи», регулирующего не только отношения по предоставлению услуг телефонной связи гражданам, а также гражданам-предпринимателям и юридическим лицам. Считаем, что в новом законе должна найти отражение единая терминология, общие принципы, условия оказания телефонной связи, наиболее детальное регламентирование предоставления услуг телефонной связи посредством таксофонов, порядок предъявления претензий лицом, воспользовавшимся данной услугой. Представляется также целесообразным включение в сферу действия данного Закона регулирования всех видов связи, в том числе и радиотелефонной.

Необходимо отметить, что в правоприменительной практике весьма редки случаи обращения абонентов в суд ввиду ненадлежащего оказания услуг связи оператором, и происходит это по двум причинам: из-за невозможности получения доказательственной базы ввиду нематериального, не отражающегося во внешнем мире свойства услугиотсутствует закрепление как на законном, так и на подзаконном уровне содержание понятия оказание услуги радиотелефонной связи надлежащего качества. В ввиду чего полагаем целесообразным принятие государственных стандартов качества в данной сфере.

Включение в Закон такой новации как услуги универсальной связиэто шаг вперед по сравнению с ранее действовавшим Законом «О связи», который вообще не содержал такого понятия. Рассмотрение в сравнении с нормами Федерального закона «О связи» некоторых аспектов иностранного опыта правового регулирования и практики оказания универсальных услуг связи подтверждает, с одной стороны, обоснованность закрепления в отечественном законодательстве норм об этом, а с другой стороны, создает правовые предпосылки предоставления всем без исключения гражданам страны инновационных телекоммуникационных услуг. Построение эффективной системы оказания универсальных услуг связи в России позволит уменьшить разрыв между возможностями различных слоев населения, независимо от уровня их доходов и мест проживания, в доступе к средствам телекоммуникаций и связи.

В основу этой системы положено взвешенное правовое регулирование, реализованное в Федеральном законе «О связи». Однако, как свидетельствует опыт других стран, значительная роль в регулировании этой деятельности отводится не только и даже не столько законодательству, а нормативным правовым актам подзаконного характера, издаваемым Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи. В этой связи недопустимы задержки с подготовкой и опубликованием соответствующих нормативных правовых актов, без издания которых «запуск» механизма оказания универсальных услуг связи с Российской Федерации вряд ли возможен.

Унификация гражданского и торгового права европейских стран воплотилась в некоем «супернациональном» европейском праве, которое, с одной стороны, служит главным регулятором интеграции, способствует ее развитию, а с другой — отражает и воплощает ее результаты и потребности. Межгосударственное регулирование отношений в сфере рынка услуг осуществляется в направлении разработки соглашений в рамках такой международной организации, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), а также в рамках специализированных межправительственных организаций. Повысится роль Всемирной торговой организации (World Trade Organization) по регулированию отношений в области торговли услугами.

Генеральный Совет ВТО представлен Советом по торговле услугами. Договор ВТО включает приложение 1 «Б» «Общее соглашение о торговле услугами» и содержит 29 статей.

Дальнейшее согласование норм национального гражданского законодательства с правилами, содержащимися в международных документах, которые Россия еще не подписала, но которые отражают деловую международную практику, позволит нашей стране интегрироваться в мировой рынок торговли услугами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. //РГ. 1993. 25 дек. -№ 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ в редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 167.
  3. О техническом регулировании: Федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 30.12.2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
  4. О лицензировании отдельных видов деятельности Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ // СЗ РФ от 13 августа 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430.
  5. О почтовой связи: Федеральный Закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ //СЗ РФ. 19 июля 1999. N 29. Ст. 3697.
  6. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13 октября 1995 г.// СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.
  7. О естественных монополиях: Федеральный Закон от 17 августа 1995 N 147-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 21 августа 1995. N 34. Ст. 3426.
  8. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон от 25 декабря 1994 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 27 декабря 1990. N 30. Ст. 418
  9. О сертификации продукции и услуг: Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 26 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1993. № 26. Ст. 966.
  10. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 15. Ст. 6282.
  11. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948−1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.
  12. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года N 2211−1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
  13. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.
  14. Гражданский кодекс РСФСР от 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
  15. Об исследовательской программе «Пути и формы укрепления Российского государства»: Указ Президента РФ от 29 апреля 1994 г. № 848 //СЗ РФ. N2. С т. 84.
  16. О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1390 // Ведомости СНД и ВС РФ. 26.11.1992. N 47. Ст. 2720.
  17. О Федеральной службе Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи: Указ Президента Российской Федерации от 25 января 1996 года № 96 // Российская газета. 1996. 31 янв. N 19.
  18. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 // СЗ РФ. 19.08.1996. N 34. Ст. 4082.
  19. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859.
  20. Общеправовой классификатор отраслей законодательства: утв. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. // Собрание актов президента и правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4936.
  21. Правила предоставления услуг телеграфной связи: Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 11 087/ СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 96.
  22. Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1239 // СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4602.
  23. Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1239 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. N 40. Ст. 4602.
  24. Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи: Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328//Собрание законодательства Российской Федерации 2005. № 22. Ст. 2133.
  25. Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310//Собрание законодательства РФ 2005. № 22. Ст. 2030.
  26. Об утверждении правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услугсвязи от 21 апреля 2005 г. № 246// Собрание законодательства РФ 2005. № 317. Ст. 1576.
  27. Об утверждении правил оказания услуг телеграфной связи от 15 апреля 2005 № 222//Собрание законодательства РФ 2005. № 17. Ст. 1557.
  28. Об утверждении правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи: Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 248//Собрание законодательства РФ 2005. № 18. Ст. 1680.
  29. Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221// Собрание законодательства РФ 2005. № 17. Ст. 1556.
  30. О мерах по организации универсальных услуг связи: Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 241//Собрание законодательства РФ 2005. № 17. Ст. 1572.
  31. Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 № 87//Собрание законодательства РФ 2005. № 9. Ст. 719.
  32. Правила оказания услуг телефонной связи: Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235 // СЗ РФ. 6 октября 1997. N 40. Ст. 4599.
  33. Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. N 125 II СЗ РФ. N 41. Ст. 4076.
  34. О приватизации предприятий связи: Постановление Правительства РФ от 22 декабря 1992 г. №¦ 10 037/ Российская газета. 1993. 5 янв. N2.
  35. О перечнях услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 N 793 // Собрание законодательства РФ. 14 августа 1995. N 33. Ст. 3391.
  36. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановлениям Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 // Собрание законодательства РФ. 13 марта 1995. N 11. Ст. 997.
  37. О перечне услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов): Постановление правительства от 7 августа 1995 г. № 793 // Российская газета. 1995. 17 aer. N 159.
  38. Об утверждении положения о Федеральной службе России по регулированию естественных монополий в области связи: Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1343 // СЗ РФ. N47. Ст. 5336.
  39. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ 15 августа 1997 г. № 1025 // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3979.
  40. Порядок ведения лицензионной деятельности: утв. Постановлением Правительства РФ т 24 декабря 1994 года № 1418 // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 69.
  41. Устав связи Союза ССР: утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 27 мая 1971 г. // СП. СССР. 1971. № 10. Ст. 83.
  42. О работе Министерства связи СССР по улучшению обслуживания населения телефонной и другими видами связи: Постановление Центрального Комитета КПСС от 31 декабря 1986 г. // Правда. 19 января 1987.
  43. Правила пользования городской и сельской телефонной связью: Приказ Министерства связи СССР от 22 марта 1985 г. № 131// Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1986. № 3.
  44. Положение о системе сертификации средств связи для взаимоувязанной сети связи Российской Федерации: Приказ Минсвязи РФ от 10 апреля 2001 N 118 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 25. 18.06.2001.
  45. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 1 июля 1996 года № 6/8 // Вестник ВАС РФ. N 9. 1996.
  46. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июля 1997 года № 1578/97 // Вестник ВАС РФ.1997. № 11.
  47. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 февраля 2000 года № 6041/97 // Вестник ВАС РФ. 2000. № 6.
  48. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 августа 2000 года № 3807/00 // Вестник ВАС РФ. 2000. № 10.
  49. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и от 5 сентября 2000 года № 1565/00 // Вестник ВАС РФ. 2000. № 11.
  50. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 1996 года№ 1606/96 //ВестникВАС РФ. 1996. № 10.
  51. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 октября 1997 года № 1506/97 // Вестник ВАС РФ. 1996. № 10. 1998. № 2.
  52. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1996 года № 3411/96 // Вестник ВАС РФ. 1997. № 2.
  53. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 1996 года № 7966/95 // Вестник ВАС РФ. 1996. № 8.
  54. Монографии, книги, учебные пособия
  55. К. Система русского гражданского права- Т. IV. Отдельные виды обязательств. СПб. 1904.
  56. М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1998.
  57. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2003.
  58. М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967.
  59. А. Права граждан по договору бытового заказа. Саратов, 1979.
  60. А. Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания граждан. М., 1983.
  61. В.Г. Советское гражданское право. Т. 2. М., 1976.
  62. И.Н. Международные экономические организации. М., 2000.
  63. М.В. Система договоров в советском гражданском праве / Ученые записки Харьковского юридического института. Харьков, 1954.
  64. A.M. Русское гражданское право. Обзор действующей кассационной практики правительствующего Сената и проекта гражданского уложения. СПб., 1911.
  65. Г. Пандекты. Обязательственное право. М., 1900.
  66. И.В. Предпринимательское право. М, 2002.
  67. . М. Качество продукции как правовая категория.
  68. Жилинский С. Э Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). М., 1999.
  69. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями / Составитель И. С. Тютрюмов. СПб., 1911.
  70. И.А. Антология мировой правовой мысли. М., 1999.
  71. В.А. Свод кассационных положений по вопросам русского гражданского материального права. М., 1906.
  72. О.С. Советское гражданское право. Отдельные виды обязательств. JL: ЛГУ, 1961.
  73. О.С. Обязательственное право. М., 1980.
  74. А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М., 1980.
  75. А.Ю. Законодательство о сфере обслуживания населения. М., 1988.
  76. А.Ю. Гражданский закон об услугах населению. М., 1980.
  77. А.Ю., Брычева Л. И. Услуги населению: правовое обеспечение. М., 1988.
  78. Д. П. Жюйар. Международное экономическое право. М., 2002.
  79. Мей ер Д. И. Русское гражданское право. М., 2000.
  80. Международные экономические организации. Справочник / Под ред. И. О. Фариэова. М., 1982.
  81. А.А. Советское гражданское право. Т. II. М., 1983.
  82. В.И. Русское гражданское право. Вып. II. Обязательственное, семейное и наследственное право. Киев. 1915.
  83. Е.А. Гражданское право. Т. 2. М., 1993.
  84. .Н. Европейское право. М., 1999.
  85. Е.Д. Договоры услуг в общественном питании. М., 1989.
  86. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 2001.4. Статьи
  87. Ю.Х. К понятию обязательств по оказанию услуг в гражданском праве // Советское государство и право. 1966. N 5.
  88. Ю.Х. К понятию обязательств по оказанию услуг в гражданском праве // Советское государство и право. 1966. N 5.
  89. А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Государство и право. 1994. № 8−9.
  90. А. Новое о квалификации гражданско-правового договора // Хозяйство и право. 2001 г. № 9.
  91. О. А. Сфера обслуживания: гражданско-правовой аспект // Гражданское право и сфера обслуживания. Свердловск, 1984.
  92. Материалы пресс-брифинга Министра Российской Федерации по связи и информатизации Л. Д. Реймана // Вестник телекоммуникаций. № 2(149).
  93. Материалы официальных данных Министерства связи РФ // Оператор. 2004. № 20.
  94. В. П. Роль советского права в реализации решений XXVII съезда КПСС // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1986. № 5.
  95. Материалы официальных данных Министерства связи РФ П Оператор. 2003. № 38.
  96. Материалы официальных данных Совета Федерации РФ // Оператор. 2003. № 6.
  97. Е.В. Универсальные услуги связи: основные понятия и иностранный опыт // Правовые вопросы связи. 2003. № 1.
  98. Е.А. Особенности некоторых видов возмездного оказания услуг // Экономика и право. 2002. № 6.
  99. Т. Услуги как стратегический выбор глобально действующих предприятий // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3.
  100. Международная научно-практическая конференция «Гражданское законодательство Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы». Концепция гражданского законодательства Российской Федерации и тезисы докладов. М., 1994.
  101. И.Е. Содержание административного, режима естественной монополии в сфере почтовой связи // Правовые вопросы связи. 2003. № 1.
  102. О.М. Порядок создания и ликвидации коммерческой организации // Правовое положение коммерческой организации / Под Патушинский Б. Л. Гражданское право. Т. 2. М., 1944.
  103. Я. О лицензировании отдельных видов деятельности. // Хозяйство и право. 2002. № 1.
  104. О.Н. Возможности нового закон в регулировании индустрии связи // Правовые вопросы связи. 2003. № 1.
  105. Л.Д. Итоги, работы отрасли связи и информатизации в2002 году и задачи на 2003 г. // СвязьИнформ. 2003 г. № 2.
  106. Л.Д. Почтовая связь // СвязьИнформ. 2002 г. № 2.
  107. Л.Д. Итоги работы отрасли связи и информатизации в2003 году и задачи на 2004 год // СвязьИнформ. 2004. № 2.
  108. Тезисы докладов четвертой международной конференции «Использование радиочастотного спектра для радиосвязи, радиовещания и телевидения- правовые аспекты регулирования деятельности операторов связи в России» // Спектр. 2003 г. 11−13 ноября. 2003 г.
  109. К. Лицензирование по новым правилам: необходимость и перспективы реформ //Хозяйство и право. 2001. № 13.
  110. Я.Ф. Правовое регулирование гарантийного ремонта предметов культурно бытового назначения // Советская юстиция. 1974. N9.
  111. С. А. Концептуальная основа части второй Гражданского кодекса // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996.
  112. Е.Г. Перспективы развития правового института возмездного оказания услуг // Журнал российского права. 2002. № 1.
  113. Е. Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1983. № 1.
  114. Е. Д. О нормативном регулировании отношений по оказанию услуг // Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986.
  115. Е. Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1983. № 1.
  116. Е. Д. О нормативном регулировании отношений по оказанию услуг // Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986.
  117. Е.Д. Предмет обязательств по оказанию услуг: Сборник ученых трудов СЮ И. Вып. 3. М.: Госюриздат, 1964.
  118. Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг //Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1983. N 1.
  119. В.Ф. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М., 1980.
  120. В.Ф. Советское гражданское право. Т. 2. М.: Высшая школа, 1985.
  121. С. Соотношение лицензирования и специальной правоспособности // Российская юстиция. 2003. № 11.
  122. International Legal Materials. 1994. Vol. XXXIII. Num. 1. January.
  123. Bronckers M.J., LaroucL Telecommunications Services and the World Trade Organisation. JWT. 1997. № 3.
  124. Диссертации (авторефераты)
  125. M. В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук.- JL, 1989.
  126. Чуб Г. П. Договор о предоставлении услуг почтово-телеграфной связи. Автореф.: дисс. канд. юрид. наук. М., 1963.
  127. Суденко В.В.: Договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи: Автореф.дисс.канд.юрид.наук.- Краснодар, 2003.
Заполнить форму текущей работой