Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые механизмы предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно данным Центрального банка РФ, если по состоянию на 01.01.2007 было зарегистрировано 1 189 кредитных организаций, то по со-стаянию на 01.01.2008 уже только 1 136, то есть у 53 банков были отозваны лицензии. Динамика сокращения численности кредитных учреждений за 2008 год меньше: в статистической информации на 01.01.09 Банк России указывает 1 108 кредитных организаций, то есть отзыв… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 1. 1. История института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в России: этапы, опыт правового регулирования
    • 1. 2. Понятие и сущность института несостоятельности (банкротства) кредитной организации
    • 1. 3. Признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации
  • ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 2. 1. Финансовое оздоровление как мера по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организаций
    • 2. 2. Временная администрация как специальный орган управления кредитной организацией
    • 2. 3. Реорганизация кредитных организаций как мера предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитной организаций
  • ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ» КАК КОРПОРАТИВНЫЙ КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
  • КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 3. 1. Правовой статус и функции ГК «Агентство по страхованию вкладов». 130 3.2. Удовлетворение требований кредиторов в конкурсном процессе при несостоятельности (банкротстве) кредитной организаций
    • 3. 3. Проблема привлечения руководителей при несостоятельности банкротстве) кредитных организаций к субсидиарной ответственности

Правовые механизмы предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена глубокими преобразованиями социально-экономических отношений, происходящими в современной России. Отличительной особенностью этих преобразований является сопряженность с кризисными явлениями глобального характера. Так, Россия оказалась подвержена негативному воздействию текущего мирового финансово-экономического кризиса. Он особенно болезненно отразился на состоянии банковской сферы.

Кредитным организациям в современной российской экономике отводится особая роль, так как они являются составной частью банковской системы страны, которая оказывает огромное разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом, представляя собой важнейший элемент экономики любого государства. Система кредитных организаций обеспечивает не только аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в экономический оборот, но и механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

Согласно данным Центрального банка РФ, если по состоянию на 01.01.2007 было зарегистрировано 1 189 кредитных организаций, то по со-стаянию на 01.01.2008 уже только 1 136, то есть у 53 банков были отозваны лицензии. Динамика сокращения численности кредитных учреждений за 2008 год меньше: в статистической информации на 01.01.09 Банк России указывает 1 108 кредитных организаций, то есть отзыв лицензии за 2008 год коснулся 28 банков. Однако важно, что за период 01.10.2008 по 01.01.2009 лицензии были отозваны у 18 банков, то есть стремительное сокращение (64%) пришлось на 4 квартал 2008 года. По состоянию на 01.06.2009 лицензия была отозвана у 44 банков, в отношении 33 из них уже проводятся ликвидационные процедуры.

Банк России в своем отчете на 01.05.09 среди действующих кредитных организаций называет только 1094. Выросло и число организаций, в отношении которых применяются меры по предотвращению банкротства: по данным на 01.11.08 — это 7 организаций (0,6% от всего количества банковских организаций), на 01.12.08 — 16 (1,4%), на 01.01.09 — 20 (1,8%), на 01.04.09 — 18 (1,6%), на 01.05.09 — 19 (1,8%). Таким образом, статистика 2009 года значительно превышает показатели 2007;2008 гг.

С принятием в октябре 2008 г. Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"1 (далее — Закон о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы) значительно усилена роль Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее АСВ), что позволяет ей активно участвовать в предотвращении банкротств банков и, соответственно, минимизировать ущерб, наносимый экономике и населению их несостоятельностью.

Однако происходящие в конце 2008 и в 2009 году в финансово-экономической сфере процессы требуют дальнейшего осмысления и совершенствования правовых норм в области несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, защиты прав как должников, так и кредиторов в соответствии с требованиями времени.

Практика применения Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далееЗакон о банкротстве кредитных организаций), а также Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) выявила необходимость совершенствования правового регулирования процедур предупреждения несостоятельности (банкротст.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» // Российская газета. — 28.10.2008. ва) кредитных организаций.

Степень научной разработанности темы. При всей теоретической и практической значимости института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, в литературе отсутствует исследование таких общих вопросов как определение правового положения и статуса Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», как корпоративного конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

В той или иной степени к проблеме института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций обращались такие исследователи, как Г. А. Тосунян2, М.В. Телюкина3, В.Н. Ткачев4, Е.С. Юлова5 и др.

Однако, Е. С. Юлова обращалась к проблеме института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не акцентируя внимание на особенностях правового положения и статуса Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», как корпоративного конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Со времени написания работы Г. А. Тосуняна были внесены изменения в законодательство о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, законодательство о несостоятельности (банкротстве) было дополнено новым нормативно-правовым актом, а именно Законом о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы, комплексный анализ, которого не проводился.

2 См. Тосунян Г. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: дисс.. канд. юрид. наук. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации.-, М., 2002.

3 См. Телюкина М. В. Конкурсное право. Гражданско-правовые проблемы: дисс.. докт. юрид. наук. М.: ИГП РАН, 2003.

4 См. Ткачев В. Н. Теоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых категорий субъектов конкурсного права: дисс.. докт. юрид. наук. М.: РАП, 2008.

5 См. Юлова Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: дисс. канд. юрид. наук. М.: МАЭП, 2004.

Остальные авторы рассматривали только отдельные аспекты института правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что комплексное исследование института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в настоящее время отсутствует, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Основная цель работы состояла в том, чтобы на основе теоретического анализа действующего законодательства Российской Федерации и юридической практики разработать механизм совершенствования правового регулирования института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство России, как посредством заимствования опыта из зарубежной и отечественной правоприменительной практики, так и сведя воедино все предложенные автором положения.

Достижение поставленной цели осуществлялось автором путем решения следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

1) выявление исторических и теоретико-методологических аспектов проблемы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

2) систематизация законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций;

3) анализ и обобщение мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

4) анализ и совершенствование реорганизации как меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

5) анализ правового положения АСВ, обоснование усиления его функций как корпоративного конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Предметом исследования являются отдельные положения законодательства, посредством которых осуществляется правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Методологическая основа исследования. При написании настоящей работы, в целях наиболее полного и объективного изучения рассматриваемых категорий и явлений, использовались общенаучные методы: логический, сравнительно-правовой, комплексного исследования, системного анализа — в их разнообразном сочетании.

Кроме того, наряду с такими общенаучными методами, как формальнологический, социологический, структурно-функциональный, конкретно-исторический, в работе также использовался системный подход, предполагающий рассмотрение объекта как сложного, многогранного явления, состоящего из элементов, связи между которыми образуют относительно неизменную структуру и обеспечивают его целостность.

При решении поставленных задач также были использованы методы технико-юридического анализа, конкретизации, толкования.

Теоретическую основу диссертации составили труды ученых в области гражданского права, банковского дела, в правовом поле, связанном с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций.

В юридической литературе конца XX столетия проявился значительный интерес к исследованию проблем правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Проблема несостоятельности (банкротства) имеет давнюю историю. Только анализ крупных научных работ дореволюционного периода, в которых наиболее полно прослежена эволюция взглядов на данную проблему, позволяет заключить, что институт несостоятельности (банкротства) обсуждается в юридической литературе России с конца XIX — начала XX веков.

Вопросы несостоятельности (банкротства) в той или иной мере затрагивались учеными — специалистами гражданского права.

Особо следует выделить работы В. С. Белых, П. Д. Баренбойма, Е. А. Васильева А.Ю. Викулина, В. В. Витрянского, А. Х. Гольмстена,.

B.П. Грибанова, А. А. Дубинчина, А. В. Егорова, З. И. Жилинского,.

C.А. Карелиной, М. И. Кулагина, Н. С. Малеина, Л. Ю. Михеевой, В.Ф. По-пондопуло, Б. И. Путинского, В. В. Степанова, Е. А. Суханова, П. П. Цитовича, В. Н. Ткачева, А. Ф. Трайнина, Н. А. Тур, Д. В. Туткевича, Г. Ф. Шершеневича и др.

К числу авторов, уделяющих специальное внимание вопросам, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций следует отнести работы В. Д. Анохина, Н. А. Весенёвой, Г. А. Гузнова, В. В. Зайцевой, К. М. Ильясова, B.C. Комарова, С. Г. Кисилёва, Н. Г. Лившица, О. А. Никитиной, B.C. Петрова, М. В. Телюкиной, В. Н. Ткачева, К. Т. Трофимова, Г. А. Тосуняна, Н. В. Фадейкиной, Е. С. Юловой и др.

Эмпирическая база исследования. В работе проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы судебно-арбитражной практики не только высших судебных органов Российской Федерации, но и судов регионального значения.

Научная новизна исследования предопределена выбором темы и подходом к ее освещению. Это одно из первых с позиции гражданского права монографических исследований, в котором выявляется сущность правового регулирования отношений, возникающих в процессе несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в современных условиях.

В процессе работы над выбранной темой диссертантом были получены следующие конкретные результаты, составляющие новизну исследования:

• разработаны рекомендации по упрощению реорганизации, как меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

• аргументирована целесообразность создания нового субъекта в банковской сфере — Федерального агентства по страхованию вкладов;

• аргументирована целесообразность введения на законодательном уровне института обязательного страхования банковских вкладов самими вкладчиками;

• разработаны авторские рекомендации по совершенствованию процедуры банкротства кредитных организаций — конкурсного производства;

• разработаны авторские рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в области правового регулирования института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. В отношении кредитных организаций необходимо применять критерий неплатежеспособности. При этом внешние признаки несостоятельности в тексте Закона о банкротстве именуются просто как «признаки несостоятельности», но по своему содержанию являются признаками неплатежеспособности (практической неплатежеспособности). Соответственно, и называть их представляется логичнее не внешними признаками несостоятельности, а признаками неплатежеспособности.

2. Необходимо упростить процедуру реорганизации кредитной организации, как меры по предупреждению ее несостоятельности (банкротства).

Эту проблему целесообразно решить, внеся в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения, дополнив его ст. 53.1 «Особенности реорганизации обществ с ограниченной ответственностью в форме слияния (присоединения) с акционерными обществами».

3. Предлагается создать на базе АСВ Федеральное агентство по страхованию вкладов, с передачей ему функций банковского надзора, а также функций по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

4. Одной из проблем в практике работы АСВ с кредиторами являются так называемые «разделенные вклады», т. е. депозиты, которые были образованы в результате деления более крупных вкладов. Подобные действия возлагают дополнительную нагрузку на фонд страхования вкладов.

Решить данную проблему можно путем введения на законодательном уровне института обязательного страхования банковских вкладов, величина которых превышает установленные законом 700 ООО руб.

5. Практика конкурсного производства показывает, что основной причиной банкротства банков являются неразумные и (или) недобросовестные, нередко противоправные действия, а также бездействие их единоличных и коллегиальных органов управления. Необходимо ввести ответственность членов совета директоров, учредителей (участников) кредитной организации за бездействие в ситуациях, когда требуется осуществление мер по предупреждению банкротства. В настоящее время такая ответственность предусмотрена только для руководителей кредитной организации.

6. Привлечение руководителей к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве кредитной организации осложняется необходимостью для конкурсного управляющего доказать виновность субсидиарных должников.

Поэтому представляется целесообразным освободить конкурсных управляющих от обязанности доказывать виновность руководителей кредитной организации при ее несостоятельности (банкротстве) для их привлечения к субсидиарной ответственности.

7. Иски кредиторов о взыскании убытков следует рассматривать в рамках дела о банкротстве, где сосредоточены документы, которые могли бы служить доказательствами действий (бездействия) соответствующих лиц, приведших должника к банкротству.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования в практике арбитражных судов России при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организацийв учебном процессе — при разработке лекций и подготовке семинарских занятий по правовому регулированию несостоятельности (банкротства) кредитных организацийпри написании курсовых, дипломных и иных работ студентами, аспирантами, соискателями, другими научными работниками и всеми лицами, интересующимися данными правовыми проблемами.

В диссертации содержатся предложения по совершенствованию института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Апробация результатов диссертационного исследования. Предложения и выводы диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры «гражданского права и процесса» Московского городского университета управления Правительства Москвы. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования нашли свое отражение в опубликованных автором 4-х научных статьях.

Некоторые предложения апробированы в выступлении автора на ежегодной практической конференции «Банковское право: совершенствование законодательства и практика», проведенной в городе Москве в 2007 г.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения и библиографического списка использованных нормативных правовых актов и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Правовые нормы и процедуры предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций — это особые образования, функционирующие в сфере права (договоры, меры имущественной ответственности, оперативного воздействия и др.) Они должны изучаться не в нормативном плане, т. е. не как совокупность норм, а в специальном значении. Главное в названных нормах и процедурах — возможность их использования в качестве инструментов для решения экономических и иных задач, возникающих в практической деятельности.

2. Исследование исторических и теоретико-методологических аспектов проблемы терминологического дублирования понятий «несостоятельность» и «банкротство» свидетельствуют о том, что ее интерпретация имеет длительную научную дискуссию, берущей начало еще в дореволюционной юридической литературе. Государство пошло на создание системы норм, посвященных несостоятельности (банкротству) и определило порядок его правового регулирования (конкурсное производство).

Анализ исторических и теоретико-методологических аспектов исследуемой проблемы позволило выявить, что правовые основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в России уходят своими корнями в глубь веков. Дискуссии, связанные с интерпретацией правовой природы и сущности, последствий этих явлений, берут свое начало в дореволюционной юридической литературе. Опираясь на интерпретацию и трактовки этих понятий, автор исходит из того, что понятия «несостоятельность» и «банкротство» кредитной организации различаются по своему содержанию: «несостоятельность» — это состояние, описанное в ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций (неплатежеспособность), «банкротство кредитной организации» — процесс применения к кредитной организации совокупности процедур, связанных с предупреждением ее несостоятельности.

В целом история развития института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций выявляет российскую специфику. В частности, в России развитие конкурсного права, в рамках которого регулировался институт несостоятельности (банкротства), осуществлялось по следующим направлениям: приспособление норм иностранного законодательства к российским условиям и особенностямразвитие национальных конкурсных отношенийсоздание и кодификация норм конкурсного права.

В отношении кредитных организаций целесообразно применять критерий неплатежеспособности. При этом внешние признаки несостоятельности (в тексте Закона о банкротстве они именуются просто «признаки банкротства несостоятельности»), по своему содержанию являются признаками неплатежеспособности (практической неплатежеспособности). Соответственно и называть их представляется логичнее не внешними признаками несостоятельности, а признаками неплатежеспособности.

Длительная и сложная история становления нормативно-правового регулирования института несостоятельности (банкротства) кредитных организаций обусловила тот факт, что сегодня законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права, что не всегда учитывается в осуществляемых реформах современного законодательства.

В соответствии со сложившимся в теории делением права на частное и публичное, то очевидно взаимодействие в этой сфере частно-правовых и публично-правовых интересов, частно-правовых и публично-правовых средств. Основной вопрос, имеющий принципиальный характер для предмета исследования — это вопрос о соотношении частного и публичного права и о специфике правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) кредитной организаций с точки зрения этого соотношения. На наш взгляд, институт несостоятельности (банкротства), формируясь на стыке частного и публичного права, приобрел новое качество, не сводимое к свойствам отдельных его исходных элементов.

Учет интересов различных субъектов в рамках банкротства кредитной организации является одним из основополагающих принципов правового регулирования отношений, связанных с ее несостоятельностью.

4. В Законе о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы следует закрепить право кредитной организации на прямое обращение в Комитет банковского надзора Банка России с запросом о проведении мер по предупреждению несостоятельности (банкротства).

5. В Законе о банкротстве кредитных организаций должно быть закреплено как положение о том, что временная администрация действует в интересах восстановления платежеспособности должника и соблюдения интересов кредиторов, так и эффективные механизмы защиты прав должника и кредиторов в период деятельности временной администрации.

6. Автор предлагает следующее определение реорганизации кредитной организации — прекращение существования банка, связанное с изменением его имущественного комплекса (или организационно-правовой формы). Реорганизация влечет за собой изменение субъектного состава с возникновением правопреемства.

7. Существующее сегодня положение дел на практике может привести к затягиванию процесса предоставления финансовой помощи кредитным организациям, остро нуждающимся в финансовом оздоровлении в условиях кризиса, в силу того, что процедура принятия решения об оказании финансовой помощи предусматривает сложный механизм согласования решения о направлении АСВ предложения об участии в предупреждении банкротства банка.

Считаем необходимым, внести изменения в пункт 2 ст. З Закона о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы, изложив его в следующей редакции:

Решение о направлении в Агентство по страхованию вкладов предложения об участии в предупреждении банкротства банка принимается Комитетом банковского надзора Банка России в течение 14 дней со дня получения ходатайства территориального учреждения Банка России, структурного подразделения центрального аппарата Банка России или запроса о проведении мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) от кредитной организации".

8. На наш взгляд, возможно применять положения Федерального закона № ЗОб-ФЗ от 30.12.2008 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием порядка обращения взыскаi ния на заложенное имущество» по аналогии закона к правоотношениям, воз-* никшим при банкротстве кредитных организаций, касающиеся единого поt рядка удовлетворения требований кредиторов как при банкротстве юридичеЦ. ских лиц, так и при банкротстве кредитных организаций так как в соответстг I вии со статьей 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действие настояг, щего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гра1 жданским кодексом Российской Федерации. j.

9. Наибольшую проблему в практике работы АСВ с кредиторами предi ставляют разделенные вклады" лиц. На наш взгляд, если на момент разделе-I ния вкладов предписания Банка России на запрет операций не было, то дейj ствия вкладчиков являются законными.

Автор считает, что решить данную проблему можно путем введения на законодательном уровне института обязательного страхования банковских вкладов самими вкладчиками под контролем АСВ.

10. Финансовое оздоровление и реорганизация, даже если в их основе лежит административный акт — требование Банка России, являются частноправовыми по своей природе и регулируются нормами гражданского права, временная администрация является мерой исключительно административного характера, формой реализации надзорных полномочий Банка России.

11. Временная администрация является специальным органом управлений кредитной организацией, назначаемым Банком России и действующим в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций и нормативными актами Банка России. По мнению автора, в Законе о банкротстве кредитных организаций должно быть закреплено как положение о том, что временная администрация действует в интересах восстановления платежеспособности должника и соблюдения интересов кредиторов, так и эффективные механизмы защиты прав должника и кредиторов в период деятельности временной администрации.

12. В настоящее время отсутствует Закон, который предусматривал бы возможность проведения реорганизации акционерных обществ в так называемой смешанной форме. По нашему мнению, эта ситуация мешает развитию экономики вообще и банковского сектора в частности, так как вынуждает банки проводить дополнительные мероприятия, связанные с преобразованием обществ с ограниченной ответственностью в акционерные общества, а затем реорганизовывать их в форме присоединения к банкам — акционерным обществам.

13. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» полномочия конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций возложены на АСВ. Особенность правового положения АСВ заключается, в частности в том, что федеральное законодательство может предусмотреть исключение из правила о запрете на совмещение управленческих и хозяйственных функций. АСВ создано на основании Федерального закона, который разрешает совмещение указанных функций. Другой особенностью правового положения АСВ является освобождение его от обязанности по получению лицензии для осуществления лицензируемой деятельности.

14. Исследователи указали на следующие наиболее серьезные недостатки организационно-правовой формы АСВ. Использование государственной корпорации в качестве организационно-правовой формы юридических лиц позволяет передавать государственное имущество в негосударственную собственность. В результате государство утрачивает вещное право на имущество госкорпорации. В работе также был сделан вывод, что государственные корпорации не должны выполнять управленческие функции и осуществлять полномочия по изданию нормативных правовых актов.

15. Выполнение АСВ вмененных ему функций является одной из форм государственного управления банковской системой. Через АСВ реализуется одно из направлений государственной политики в области укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации. Другой формой государственного вмешательства в банковский бизнес, как известно, является деятельность Банка России. Очевидно, что государственное регулирование банковским бизнесом через АСВ осуществляется иными, чем у Банка России, методами. Хотя АСВ не является органом исполнительной власти, оно наделено некоторыми властными функциями. Так, оно обладает правом издавать обязательные для исполнения кредитными организациями нормативные правовые акты по вопросам, прямо отнесенным законодательством к его компетенции. Кроме того, АСВ способствует реализации банковского надзора, осуществляемого Банком России.

16. Закон о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы носит временный характер и действует до 31 декабря 2011 года. Этот Закон предусматривает сложную систему согласования между Банком России и АСВ плана мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Исходя из правовых проблем с определением статуса АСВ, а также его функций, автор считает целесообразным рассмотреть вопрос о создании нового федерального органа исполнительной власти.

Создание на базе АСВ — Федерального агентства по страхованию вкладов, с передачей ему функций банковского надзора, а также функций по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации на постоянной основе, независимо от времени действия Закона о" 1 дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы, эффективно скажется на ситуации с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций. *.

17. Анализ деятельности АСВ, как конкурсного управляющего кредитных организаций свидетельствует о том, что средневзвешенный процент удовлетворения требований кредиторов пока достигает всего 60,6%, то есть 39,4% требований кредиторов остается не удовлетворенными.

18. Опыт деятельности АСВ свидетельствует, чтсьнепосредственно перед банкротством кредитных организаций осуществляется усиленный вывод денежных средств со счетов кредитной организации. Такие сделки нарушают права кредитной организации и ее кредиторов, поэтому признание их недействительными приобретает для конкурсного управляющего одно из перво очередных значении.

19. Наименее разработанной как в теоретическом, так и в практическом плане является проблема ответственности руководителей при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Это обуславливает необходимость совершенствования законодательства, регулирующего процедуру банкротства кредитных организаций, в частности, регламентации ответственности учредителей и руководителей банков.

20. Практика конкурсного производства показывает, что основной причиной банкротства банков являются неразумные и (или) недобросовестные, нередко противоправные действия, а также бездействие их единоличных и коллегиальных органов управления. Автор считаем, что необходимо ввести ответственность членов совета директоров, учредителей (участников) кредитной организации за бездействие в ситуациях, когда требуется осуществление мер по предупреждению банкротства. В настоящее время такая ответственность предусмотрена только для руководителей кредитной организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // СЗ РФ. 05.12.1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Концепция деятельности Агентства по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Вестник Банка России. 2005. — № 4. — С. 42−48.
  3. О банках и банковской деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 02.12.1990 № 395−1 (с изм. от 12.12.1991) // Ведомости СНД и ВС РФ. -06.12.1990.-№ 27.-ст. 357.
  4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395−1 (ред. от 28.04.2009) // Собрание законодательства РФ. -05.02.1996. № 6. — ст. 492.
  5. О внесении изменений в Положение Банка России от 9 ноября 2005 г. № 279-П: Указание Банка России от 29 октября 2008 г. № 2109-У.
  6. О временной администрации по управлению кредитной организацией: Положение Банка России от 9 ноября 2005 г. № 279-П.
  7. Центральном банке РСФСР (Банке России): Закон РСФСР от 02.12.90 № 394−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 06.12.90. — № 27. — ст. 356.
  8. Об ипотечных ценных бумагах: Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ // Российская газета. 2004. — 30 дек.
  9. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-Ф (ред. от 29.04.2008, с изм. от 22.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 16.02.1998. — № 7. — ст. 785.
  10. Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 26. — Ст. 3179.
  11. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 ноября 1927 г. // СУ РСФСР. -1927.-№ 23.-Ст. 830.
  12. Судебная и арбитражная практика
  13. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа по делам № А74−2320/02-К1-Ф02−3399/02-С2, № А78−5738/01-С2−10/287-Ф02−2452/02-С2, № А78−2812/00-С1−11/146-Ф02−1231/01-С2 // СПС «КонсультантПлюс. Арбитраж: Восточно-Сибирский округ».
  14. Постановление ФАС Московского округа от 13 ноября 2006 г. по делу № А41-К 1−1079/06.
  15. Постановление ФАС Московского округа по делам № КГ-А40/5060−02, № КГ-А40/8243−01 // СПС «КонсультантПлюс. Арбитраж: Московский округ.
  16. Постановление ФАС Уральского округа по делу № Ф09−828/02-ГК // СПС «КонсультантПлюс. Арбитраж: Уральский округ».
  17. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2005 г. по делу № А29−5661 /2004−4э // СПС «Консультант Плюс» и др.
  18. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2005 г, по делу № КГ-А40/5246−05 // СПС «Консультант Плюс».
  19. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от1. января 2005 г. по делу № КГ-А40/12 439−04 // СПС «Консультант1. Плюс».
  20. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 сентября 2005 г. по делу № КГ-64 399/04−73−60 // СПС «Консультант Плюс».
  21. Монографии, учебники, учебные пособия
  22. I. Устав о банкротах. СПб., 1801.
  23. , С.А. Банки Российской империи / С. А. Андрюшин. Томск, 1996.
  24. Арбитражное управление: теория и практика наблюдения / Под общ. ред. В. В. Голубева. М., 2000.
  25. , A.M. Основы государства и права/ А. М. Арбузкин. М., 1998.
  26. , П.Д. Правовые основы банкротства / П. Д. Баренбойм. М, 1995.
  27. , В. П. Статус государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» как конкурсного управляющего (ликвидатора) банков и организации, осуществляющей страхование банковских вкладов / В. П. Барчуков. М.: Юрист, 2006.
  28. , Д. Д. Банки. Их значение, операции, история развития и счетоводство / Д. Д. Батюшков. Владикавказ, 1905.
  29. , B.C. Правовые основы банкротства юридических лиц / B.C. Белых. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 1996.
  30. , B.C. Правовые основы несостоятельности (банкротства): Учебно-практ. пособие / B.C. Белых, А. А. Дубинчин, M.JI. Скуратовский. М., 2001.
  31. , Г. В. Законы о несостоятельности торговой и неторговой / Г. В. Бертгольд. — М., 1906.
  32. , М.И. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. М.: Статут, 2000.
  33. , Е.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. -М., 1993.
  34. , С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов / С. Ю. Витте. -ТЗ. -М ., 2006.
  35. , И.Ф. Русские коммерческие банки: из истории финансового капитала в России / И. Ф. Гиндин. М., 1948.
  36. , А.Х. Исторический очерк русского конкурсного процесса / А. Х. Гольмстен. СПб., 1888.
  37. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под. ред. Е. А. Васильева. М., 1993.
  38. , А.И. Справочная книга по торгово-промышленному законодательству и торговой практике / А. И. Гуляев. СПб., 1912.
  39. , М.Н. История судебных институтов / М. Н. Дмитриев. — СПб., 1902.
  40. , И.В. Предпринимательское право. Учебник / И. В. Ершова. М., 2002.
  41. , Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации / Д. В. Жданов. М.: Статут, 2001.
  42. , К.Д. Основные начала русского судопроизводства и гражданского судопроизводства / К. Д. Кавелин. М., 1910. — Т. 1.
  43. , С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) / С. А. Карелина. М., 2006.
  44. , И.И. Государственные долги России. Вестник Европы. Кн. 11 /1. И. И. Кауфман. -М., 1885.
  45. , Н.С. Политика русского самодержавия в области промышленности / Н. С. Киняпина. М., 1968.
  46. , А.Ф. О несостоятельности частных лиц по советскому процессуальному праву / А. Ф. Клейпман. Иркутск, 1929.
  47. , А.В. Недействительность сделок при банкротстве кредитных организаций / А. В. Кряжков. М.: Юрист, 2006.
  48. , М.И. Избранные труды. М., 1997.
  49. , А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности / А. Я. Курбатов. М., 2001.
  50. , К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин) / К. К. Лебедев. СПб., 2002.
  51. , К. Исторический очерк конкурсного процесса / К.Малышев. -СПб., 1871.
  52. , Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII — первой половине XIX веков / Б. Н. Миронов. М., 1981.
  53. , С. Гражданское право древнего Рима: Лекции / С. Муромцев. — М., 1883.
  54. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М., 2004.
  55. Нэп. Взгляд со стороны: Сборник / Сост. В. В. Кудрявцев. М., 1991.
  56. Основные институты гражданского права зарубежных стран / Под. ред. В. В. Залесского. М., 2000.
  57. , A.M. Проблема банкротства в условиях российских реформ / A.M. Паланкоев. М., 2000.
  58. , Г. Институт несостоятельности. Общие проблемы и особенностиправового регулирования в Германии / Г. Папе. М., 2002.
  59. , Я.И. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России / Я. И. Печерин. СПб., 1904.
  60. , Б.М. Совершенствование правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в Украине / Б. М. Поляков. Донецк, 2001.
  61. , В.Ф. Конкурсное право (правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей) / В. Ф. Попондопуло. СПб., 1995.
  62. , В.Ф. Конкурсное право: правовое регулирование несостоятельности (банкротства) / В. Ф. Попондопуло. М., 2001.
  63. Предпринимательское право / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. СПб., 1998.
  64. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Гу-бин, П. Г. Лахно. М., 2003.
  65. Разъяснения Кассационного Департамента Правительствующего сената. / Законы о несостоятельности торговой и неторговой и о личном задержании неисправных должников. Составитель Бардзкий А. Э. Одесса, 1914.
  66. Российское законодательство Х-ХХ веков. Акты Земских соборов. Том 3. -М.: Юрид. лит., 1985.
  67. Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство Древней Руси. Том 1. М.: Юрид. лит., 1984,
  68. Руководство МАСД по урегулированию несостоятельных банков М., 2001.
  69. Свод Законов Российской империи (неофициальное издание) // Под ред. Волкова А. Ф., Филиппова Ю. Д. СПб., 1898. — Т. 11.
  70. , В.А. Банкротство предприятий. Внешнее управление / В.А. Се-меусов, А. А. Пахарухов. Иркутск, 1999.
  71. Словарь иностранных слов / Под ред. И. Л. Васюкова. М., 1999.
  72. Словарь иностранных слов. М., 1989.
  73. Судебники XV—XVI вв.еков / под ред. Б. Д. Грекова. М., 1952.
  74. , М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / М. В. Телюкина. М., 2003.
  75. , М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / М. В. Телюкина. М., 1998.
  76. , М.В. Конкурсное право: теория и практика несостоятельности (банкротства) / М. В. Телюкина. М., 2002.
  77. , М.В. Основы конкурсного права / М. В. Телюкина. М., 2004.
  78. , В.Н. Конкурсное право: правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России / В. Н. Ткачев. М., 2006.
  79. , А. Несостоятельность и банкротство / А.Трайнин. СПб., 1913.
  80. Тур, Н. А. Пересмотр постановлений о несостоятельности / Н. А. Тур. -СПб., 1896.
  81. , А.В. Финансово-правовые основы российской системы страхования банковских вкладов / А. В. Турбанов. М., 2004.
  82. , А.В. Концепция деятельности государственной корпорации «Агентства по страхованию вкладов» как конкурсного управляющего / А. В. Турбанов. М.: Юрист, 2006. — С.З.
  83. , Д.В. Что есть торговая несостоятельность / Д. В. Туткевич. -СПб., 1896.
  84. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный комментарий / Под общ. ред. В. В. Витрянского. М, 1998.
  85. , А.Ф. Курс торгового права / А. Ф. Федоров. Одесса, 1914.
  86. , А.Ф. Торговое право / А. Ф. Федоров. Одесса, 1911.
  87. , Ю.Б. Избранные вопросы общей теории обязательств: курс лекций / Ю. Б. Фогельсон. М., 2001.
  88. , В. Защита прав кредиторов при банкротстве / В. Хомичев. -М., 2005.
  89. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и средние века) / Под ред. В. А. Томсинова. М., 1999.
  90. Хрестоматия по российскому конституционному праву / Сост. Ковеш-ников Е.М. М., 2001. — 832 с.
  91. , П.П. Учебник торгового права / П. П. Цитович. К., 1891,-Вып. 1.
  92. , З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Чер-ниловский. М., 1983.
  93. , Г. С. Новое в российском акционерном законодательстве / Г. С. Шапкина // Изм. и доп. в Федеральный закон «Об акционерных обществах». М.: Центр деловой информации еженедельника «Экономика и жизнь», 2002.
  94. , Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.) / Г. Ф. Шершеневич. М., 1994.
  95. , Г. Ф. Конкурсное право / Г. Ф. Шершеневич. Казань, 1890.
  96. , Г. Ф. Курс торгового права / Г. Ф. Шершеневич. — М., 1912.
  97. , Г. Ф. Учение о несостоятельности / Г. Ф. Шершеневич. -Казань, 1890.1. Статьи
  98. , B.C. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность /B.C. Белых // Российский юридический журнал. 1995. — № 3. — С. 13.
  99. , В.В. Банкротство и ликвидация в свете судебной практики / В. В. Витрянский // Закон. 2007. — № 7. — С. 6.
  100. , В.В. Банкротство: ожидание и реальностью / В. В. Витрянский // Экономика и жизнь. 1994. — № 49. — С. 22.
  101. , В.В. Как реформировать законодательство о банкротстве / В. В. Витрянский // Законодательство. -1999. № 5.
  102. , В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) / В. В. Витрянский // Хозяйство и право. 1998. — № 3.
  103. , В.В. Новый взгляд на банкротство / В. В. Витрянский // Экономика и жизнь. 1997. — № 11. — С. 27.
  104. , В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве / В. В. Витрянский // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации- Спец. прил. 2001. — № 3.
  105. , В.В. Развитие российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) и практике его применения /В.В. Витрянский // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Спец. прил.-2001.-№ 3.
  106. , В.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: забота об интересах кредиторов /В.В. Витрянский // Законодательство и экономика. 1995. — № 3−4. — С. 98.
  107. , В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) /В.В. Витрянский // Специальное приложение к журналу «Вестник ВАС РФ». 1998. — № 2.
  108. , А.Х. Устав о банкротах 1740 года / А. Х. Гольмстен // Журнал гражданского и уголовного права. 1888. — Кн. 6.
  109. , В.В. Рассмотрение арбитражными судами споров о субсидиарной ответственности лиц, вызвавших банкротство кредитных организаций / В. В. Громов // Право и экономика. 2007. — № 5. — С. 59.
  110. , Е. Прикинуться вкладчиком / Е. Гуркина // Финанс. № 1. -2009.
  111. , А.Н. Очерк развития кредитных учреждений в России / А.Н., Гурьев. СПб., 1904.
  112. , А. Зачем нам госкорпорации? / А. Дворкович // Аргументы и факты (бизнес). 24.10.2007.
  113. , В. О понятиях «несостоятельность» и «банкротство» / В. Диденко // Адвокат. 2002. — № 6.
  114. , А. Критерии банкротства: мораторий и другие последствия начала процедур / А. Ерофеев // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение. 2001. -№ 3. — С. 54.
  115. , Л.Г. Правовое положение Агентства по страхованию вкладов. / Л. Г. Ефимова // Юридическая работа в кредитной организации. — 2008. -№ 3.
  116. , В. Деньги у людей пропадут. И есть им будет нечего / В. Завадников // Газета. 03.03.2008.
  117. , А. К вопросу о несостоятельности / А. Загорский // Журнал гражданского и уголовного права. 1890. — Кн. 10.
  118. , В.В. Несостоятельность и банкротство в современном российском праве / В. В. Зайцева // Право и экономика. 1999. — № 5. — С. 13.
  119. , И.А. Теория эффективности гражданского законодательства / И. А. Зенин // Ученые-юристы МГУ о современном праве / Под ред. М. К. Треушникова. М: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005.
  120. , С. Банкротство: законодательство и правоприменительная практикам / С. Зинченко, В. Лапач, Б. Газарьян //'Хозяйство и-право.1996. № 5.
  121. , И.В. О проблемах присоединения банков обществ с ограниченной ответственностью к банкам — акционерным обществам / И. В. Ильин // Юридическая работа в кредитной организации. — 2007. — № 2.
  122. , Е. Совет Федерации изучит природу госкорпораций / Е. Киселева // КоммерсантЪ. 27.03.2008.
  123. , Б.И. Состав преступления и понятие банкротства / Б. И. Колб // Законность. 1998. -№ 1. — С.47.
  124. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность // Российский юридический журнал. -1995. № 3.
  125. , Д.А. Банкротство предприятий: его признаки и условия / Д. А. Кращенко // Право и экономика. 2000. — № 6. — С. 5.
  126. , А. Я. Субсидиарная ответственность руководителей-при несостоятельности (банкротстве) возглавляемых ими кредитных организаций / А. Я. Курбатов // Хозяйство и право. — 2007. С. 16.
  127. Ле, Хоа. Новый Закон РФ о несостоятельности (банкротстве): взгляд зарубежного экономиста / Хоа Ле // Экономика и жизнь. 1998. — № 11. -С. 20.
  128. , А.Г. Гарантии платежеспособности по законодательству Англии и Франции / А. Г. Лордкипанидзе // Законодательство зарубежных стран. Обзорная информация. М., ВНИИСЗ. — Вьп.162. — 1979. — С. 32 -33.
  129. , В. Государственный банк Российской Империи в первые годы развития / В. Мехряков // Банки и технологии. 2000. — № 1. — С. 90.
  130. , С. Живые деньги по мертвым вкладам / С. Никипорец // Банковское дело в Москве. — 2006. № 3.
  131. , Л. С. Совершенствование законодательной техники / Л. С. Пиголкин // Советское государство и право. 1968. -№ 1. — С. 56.
  132. , Н. Фактическая несостоятельность / Н. Ржондковский //
  133. Юридический вестник. 1886. — № 9.
  134. , B.C. Учение о несостоятельности / B.C. Садовский // Журнал гражданского и уголовного права. -1890. Кн. 9.
  135. , В.И. Практика применения нового законодательства о банкротстве / В. И. Сергеев // Законодательство. -1999. № 1.
  136. , Е.В. Банкротство несостоятельности рознь? / Е. В. Смирнова // ЭКО. 1993. — № 9.
  137. , В.В. Английская система регулирования несостоятельности /
  138. B.В. Степанов // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999, — № 1. — С. 116−122.
  139. , В.В. Правовое регулирование несостоятельности в, Германии, США, Англии, Франции и России / В. В. Степанов / Сборник статей / Под ред. М. И. Брагинского. М, 1999. — С. 175−176.
  140. , В.В. Французская система регулирования несостоятельности /В.В. Степанов // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. — № 4. — С. 102−107.
  141. Суд оценивает результат сделки — Интервью с судьей Федерального арбитражного суда Московского округа JL Моисеевой // КоммерсантЪ. -2005. 20 октября. — С. 20.
  142. , М.В. Прекращение деятельности юридических, лиц (реорганизациях) / М. В. Телюкина // Субъекты гражданского права. М., 2000.1. C. 39.
  143. , М.В. Признаки и критерии несостоятельности, юридического лицаг/ М. В. Телюкина // Юридический мир. 1997. — № 11. — С. 75.
  144. , М.В. Проблемы определения признаков банкротства / М.В. Телюкина// Адвокат. 1998. — № 10. — С. 6.
  145. , М.В. Сущность и некоторые проблемы конкурсного права / М.В. Телюкина// Законодательство. 2000. — № 4.
  146. , В.Н. Термины «банкротство» и «несостоятельность»: сущностьи соотношение / В. Н. Ткачев // Адвокат. 2003. — № 3. — С. 27.
  147. , Г. Концепция законодательства о несостоятельности / Г. Федотова // Хозяйство и право. 1993. — № 3.
  148. , П.В. Субсидиарная ответственность, как один из видов ответственности лиц, вызвавших банкротство кредитной организации / П. В. Фролов // Банковское право. — 2006. С. 54.
  149. , Н.Б. Россия и Германия: Новое законодательство о банкротстве: Сравнительно-правовой анализ / Н. Б. Шеленкова // Законодательство. 1998. — № 7. — С. 14.
  150. , Г. Ф. Ответ г. Садовскому / Г. Ф. Шершеневич // Журнал гражданского и уголовного права. -1891. Кн. 1.
  151. , Г. Ф. Конкурсный процесс / Г. Ф. Шершеневич // Статут. -2000. С. 89.
  152. , JI. Банкротство в гражданском праве России: Традиции и перспективы / Г. Ф. Шершеневич // Российская юстиция. 1998. — № 10.
  153. Диссертации и авторефераты
  154. , А.Б. Банкротство в гражданском праве. Проблемы теории: Дисканд. юрид. наук / А. Б. Агеев. М., 2001.
  155. , Б.С. Защита прав и законных интересов кредиторов в конкурсном праве: Дис.канд. юрид. наук / Б. С. Бруско. Иркутск, 2004. С. 18.
  156. , А.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица: Автореф. дис. канд. юрид. наук / А. А. Дубинина. Екатеринбург, 1999.
  157. , А.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица. Дис.. канд. юрид. наук / А. А. Дубинчин. -Екатеринбург, 1999.
  158. , Е.Е. Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства): Автореф. дис. канд. юрид. наук / Е. Е. Енькова. -М, 1999.
  159. , А.А. Правовое регулирование несостоятельности индивидуального предпринимателя: Дис.канд. юрид. наук / А. А. Каримов. М., 2003.
  160. , Е.А. Правовой институт: Автореф .дис. канд. юрид. наук / Е. А. Киримов. -Саратов, 1998
  161. , B.C. Гражданско-правовые средства предупреждения несостоятельности (банкротства кредитных организаций: Дис. канд. юрид. наук / B.C. Комаров. Москва, 2007.
  162. , B.C. Правовые средства предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Дис. .канд. юрид. наук / B.C. Комаров. М., 2006. — С 64.
  163. , Г. А. Правовое регулирование несостоятельности- (банкротства) юридических лиц: Дисс. канд. юрид. наук / Г. А. Плиев. Москва, 2005.
  164. , А.Н. Правоспособность и дееспособность юридического лица-должника в ходе процедур банкротства: Автореф. дис.канд. юрид. наук / А. Н. Семина. М., 2003.
  165. Г. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: Дис. канд. юридич. наук. М.: Акад. Нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации., 2002.
  166. , К.Т. Кредитные организации в банковской системе Российской Федерации: Гражданско-правовые проблемы: Дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.03 / К. Т. Трофимов. М., 2005. — 392 с.
  167. , Е.В. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан в арбитражном суде: Дис.канд. юрид. наук / Е. В. Чиркунова. СПб., 2001.
  168. Lo Pucki L. Current Development in International and Comparative Insol-vencylaw // A System Approach to Comparing Us and Canadian Reorganisation of Financially Disstressed Companies. Oxford, 1994.
Заполнить форму текущей работой