Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование правовой культуры в процессе юридического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как было выявлено при проведении историко-правового и культурного анализа, правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз и навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту. Ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Профессиональная и правовая культура в контексте юридического образования: историко-правовой аспект
    • 1. Особенности европейской правовой культуры и юридического образования: историко-правовой и социокультурные аспекты
    • 2. Роль юридического образования в истории российского права и российской правовой культуры
  • Глава II. Ценностно-мировоззренческие особенности формирования правовой культуры в процессе юридического образования
    • 1. Юридическое образование и правокультурные традиции
    • 2. Юридическое образование, правовая культура и правовое воспитание
    • 3. Особенности формирования правовой культуры в условиях отраслевой специализации юридического образования
  • Глава III. Современная образовательная политика в сфере права и формирование правовой культуры
    • 1. Юридическое образование в России и «Болонский процесс»
    • 2. Правовая культура профессиональных юристов в условиях построения социального правового государства

Формирование правовой культуры в процессе юридического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Значение юридического образования для нашей страны определяется задачами перехода к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике. Новые социально-экономические условия существенно обостряют традиционную проблему образования — поиск идеалов, которые могли бы быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы, целеполагания. Целевой компонент образовательной системы определяет конкретику средств достижения этих целей, критерий оценки полученных результатов, возможные коррекции самого хода воспитательно-образовательного процесса. В условиях модернизации права и юридического образования вопрос о формировании правовой культуры будущих юристов, их правосознания, ценностных ориентаций приобретает особое значение.

Среди всего многообразия проблем современного юридического образования в России одно из главных мест занимает выработка основных направлений правовой политики в сфере юридического образования. В основе юридического образования должна лежать модель юриста, ориентированная на потребности общественного развития, достижение целей государственно-правового развития. В связи с тем, что такие цели все еще окончательно не определены, возникает потребность анализа взаимоотношения правовой политики и правообразовательной политики, правовой идеологии и юридического образования, правовой культуры юриста и юридической доктрины в современной России, ставшей на путь социального правового государства и суверенной демократической державы.

Соответственно возникает проблема исследования профессиональной правовой культуры юристов в связи с воспитательным воздействием юридического образования. Это обусловливается той ролью, которую юристы играют в обеспечении эффективного функционирования механизма правового регулирования на всех его стадиях. От уровня деятельности юристов в значительной мере зависит не только эффективное функционирование механизма правового регулирования, но и отношение рядовых граждан к праву и правовым институтам. Другими словами, авторитет права и государства, уровень правового сознания, правовой культуры населения во многом определяются профессионализмом юридических кадров. Однако именно качество подготовки юристов является наиболее острой проблемой современного юридического образования.

Следовательно, исключительную актуальность приобретают воспитательно-правовые аспекты качественного обновления системы юридического образования, подготовки студентов, предполагающие наличие у них не только определенной суммы знаний и умений, полученных при изучении правоведче-ских дисциплин, но и развитие стиля юридического мышления, навыков познания права, правоотношений, правовой культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Общим проблемам формирования правовой культуры, теоретико-правовым, аксиологическим аспектам юридического образования всегда уделялось внимание отечественных и зарубежных исследователей. Применительно к проблеме юридического образования речь в основном шла о совершенствовании и особенностях подготовки будущих юристов. В настоящее время вопросы юридического образования активно обсуждаются, главным образом, на страницах периодических юридических изданий. Среди исследователей данного вопроса следует назвать З. А. Астемирова, С. И. Архангельского, A.A. Вербицкого, H.H. Вопленко, С. А. Егорова, В. В. Ершова, С. И. Зиновьева, М. О. Исаева, С. Ю. Кашкина, Д. Кара-Бургут, A.B. Маркитан, Н. И. Побежимову, И.Н. Се-някина, О. В. Шимельфенига, Н. П. Яблокова.

Среди зарубежных исследователей следует выделить таких авторов, как Г. Дж. Берман. Э. Аннерс, Ф. Джентиле, Йохан Ф. Брейнсма, J1. Фридман, К. Осакве и др., рассматривающих вопросы формирования правовой культуры, правосознания, юридического образования в связи с изучением различных юридических дисциплин — философии права, римского права, истории государства и права.

Значительная часть научных работ посвящена проблемам практической подготовки и, в частности, внедрению в России юридических клиник. По данному вопросу издаются коллективные работы, проводятся конференции, семинары, диспуты и т. д. Здесь следует отметить таких авторов, как A.B. Байкова, JT.A. Воскобитову, A.B. Васильева, С. Н. Гаврилова, Э. Рекош. Вопрос подготовки юристов на опыте европейских стран рассмотрен в трудах А. П. Вершинина, А. Жалинского, А. Рерихта.

Важное значение для научных исследований имело обращение внимания на особенности формирования русской национальной правовой культуры. При этом формирование правовой культуры и правового сознания рассматривались как системообразующие факторы становления и развития российской государственности. Историю развития русского права, правосознания и правовой культуры изучали И. Д. Беляев, В. Н. Жуков, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, JI.B. Поляков, Л. И. Петражицкий, М. Б. Свердлов, Л. И. Спиридонов, А. П. Семитко, И. Л. Честнов, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич.

Теоретическое обоснование и разработка теории правовой культуры проводились такими учеными, как С. С. Алексеев, Н. Л. Гранат, Н.М. Кей-зеров, Е. А. Лукашева, A.B. Мицкевич, С.А. Маркова-Мурашова, Е. А. Певцова, И. Ф. Рябко, В. П. Сальников, А. П. Семитко и многими другими авторами, которые внесли большой вклад в исследование данной проблемы.

В последние десятилетия появился ряд работ, где правовая культура рассматривается либо в рамках идей правового государства и прав человека (Е.В. Аграновская, В. Н. Керимов, О. В. Мартышин, М. Ф. Орзих и др.), либо в связи с психологическими аспектами применения права (С.Н. Же-вакин, В. В. Лазарев, Ю. Н. Новик и др.), либо в социологических исследованиях правовых проблем (М.Ю. Арутюнян, О. М. Здравомыслова, Л. И. Спиридонов, М. С. Ошеров, В. А. Сапун, В. А. Щегорцов, Н. В. Щербакова и др.).

Различные аспекты правового воспитания по формированию и повышению уровня правосознания и правовой культуры, а также формированию позитивного отношения к праву, базирующегося на определении значимости права и правовых явлений, обоснованы в трудах С. С. Алексеева, Т. И. Акимовой, В. К. Бабаева, А. Б. Венгерова, А. И. Долговой, И.А. Иван-никова, В. Н. Кудрявцева, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, A.B. Малько, О. В. Мартышина, JI.A. Морозовой, К. В. Науменковой, Т. М. Почтарь, Е. А. Певцовой и т. д.

Имеющиеся в литературе данные показывают, что существует связь между успешностью профессионала-юриста, качеством профессиональной подготовки и развитием профессионального самосознания. Данной проблемой в различные периоды времени занимались П. П. Баранов, Н. Л. Гранат, А. Э. Жалинский, А. Г. Кучерена, В. Н. Карташов, В. Н. Кудрявцев, В.П. Кази-мирчук, A.B. Малько, А. Подгурецкий (перевод с польского), И. Л. Петрухин, А. Р. Ратинов, Н. Я. Соколов, Я. В. Турбова, Ю. В. Чуфаровский.

Несмотря на большое количество научных работ по вопросам подготовки юридических кадров, можно отметить осознание юридической общественностью значимости юридического образования, но и в то же время отсутствие системного подхода к указанному вопросу. Это говорит о необходимости проведения исследовательской работы в данном направлении, и лишь при комплексном подходе возможно создание прочной научной основы формирования правовой культуры юристов в процессе юридического образования.

Объектом исследования является профессиональная правовая культура юриста, а предметом — процесс и современные технологии формирования профессиональной правовой культуры в ходе юридического образования.

Целью диссертационного исследования является проведение историко-культурного и теоретико-правового анализа процесса формирования правовой культуры юриста, правового воспитания, становления профессионального юридического мышления, повышения эффективности юридического образования.

Для достижения указанной цели автором определен ряд исследовательских задач:

— провести теоретико-методологический и историко-правовой анализ профессиональной правовой культуры в контексте государственной политики в сфере юридического образования;

— определить роль юридического образования в развитии российского права, становления правовой системы и правовой культуры;

— выявить специфику формирования и особенности развития профессиональной правовой культуры в условиях национальной самобытности правовой системы России;

— определить методики и технологии правового воспитания при формировании правовой культуры студента в процессе юридического образования;

— изучить и сформулировать отраслевые особенности подготовки юристов, влияние отдельных отраслей права на правовую культуру;

— рассмотреть и проанализировать факторы, влияющие на профессиональную правовую культуру в ходе модернизации юридического образования на современном этапе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— с позиций историко-правового анализа выявлены основные закономерности, этапы, способы и методики формирования профессиональной правовой культуры обучающихся юридическим дисциплинам;

— показаны место и роль юридического образования в развитии современных правовых систем, в формировании европейской правовой культуры;

— предложен авторский подход к проблемам специализации в системе юридического образования, оказывающих прямое воздействие на состояние, уровень и качество профессиональной правовой культуры;

— предложены новые методы правового воспитания в формировании правовой культуры в процессе юридического образования;

— проанализированы отраслевые особенности подготовки юристов и установлена необходимость повышения внимания к вопросам практической подготовки с целью повышения уровня профессиональной правовой культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенность познания правовых ценностей состоит в том, что их постижение протекает, прежде всего, в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного исторического времени и менталитета народа. Главное достижение римской правовой культуры и возникшей на ее основе системы юридического образования состоит в разработке практической сферы действия права, в формировании методологии и моделей формально-догматического анализа, а также обеспечении практических механизмов удовлетворения юридических потребностей зарождающегося гражданского общества. Праксиологический контекст образовательной деятельности первых юридических факультетов, состоящий в решении разнообразных случаев жизни, а также в философском и филологическом обосновании права и различных юридических решений, определил статус ценности справедливости в иерархии ценностей европейской правовой культуры, в том числе профессиональной культуры юристов.

2. В процессе становления и развития в средневековой Европе юридических школ глоссаторов и постглоссаторов происходит разделение право-понимания на естественно-правовое и позитивистское, а также возникают первые признаки рационалистической правовой культуры буржуазного общества, так как изучение римского права, действующих правовых обычаев происходило наряду с отнесением юридических норм к общим мировоззренческим принципам и сопровождалось у юристов этой эпохи представлением об универсальном, абсолютном значении этих общих принципов. Идея естественного права как некоторого истинного, вечного, разумного, не зависящего от политической конъюнктуры права, лежала в основе профессиональной культуры юриста, а всякая норма положительного права имела для себя оправдание лишь постольку, поскольку она являлась логическим выводом из права естественного.

3. Формирование позитивистского правопонимания в России было вызвано появлением и развитием юридических факультетов по европейскому образцу. Между тем перенос на российскую почву европейских моделей юридического образования в императорской России имел свои особенности: русские ученые-правоведы создавали и развивали концепции права, органически связанные с религиозно-нравственными идеалами, обращая внимание на содержательные аспекты права, его сущность и ценности. Именно такая отличительная черта русского юридического мышления и правоведения привела к популярности отечественной теории права, романистики, гражданского и уголовного права, международного права в Европе.

4. Формирование профессиональной правовой культуры юриста в процессе юридического образования и правового воспитания личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знанийпревращение этой накопленной информации в личные убеждения. Эффективность обучения профессиональным знаниям зависит от наличия развитого мышления у студентов, что в значительной мере обеспечивается путем формирования понятийного аппарата через изучение теоретико-методологических аспектов юридических дисциплин. В процессе юридического образования формируется образ понятийного юридического мышления, его стиль и деоитологические установки, интуиция справедливости и законности принимаемых решений,.

5. Процесс правового воспитания должен, прежде всего, обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых, что достигается посредством изучения историко-теоретических юридических дисциплин, философии права, иных форм познания места и роли права в развитии цивилизации, его значения для минимизации социальных конфликтов, обеспечения свободы личности, так как в основе формирования правовой культуры лежит глубокое знание принципов и норм права, признание его социальной ценности. Структура вырабатываемого таким образом правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм и не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.

6. В правоприменительной деятельности юристов ключевую роль играют творческие способности личности, способствующие восполнению несовершенства абстрактной нормы в конкретной ситуации, что актуализирует такие качества правовой культуры, как «чувство справедливости», знание юридической техники, приемов и способов правоконкретизационной и пра-воинтерпретационной деятельности, а также правовую интуицию, знание особенностей отечественной политико-правовой культуры и менталитета, самобытности российской правовой традиции и правовой системы. В процессе формирования у студентов профессиональных навыков и умений следует ориентироваться на потребности юридической практики, что достигается посредством внедрения юридических клиник, которые должны стать обязательным основанием для положительного решения лицензирования и аккредитации юридических вузов.

7. Унификация юридического образования в ходе реализации Болонской декларации, способствующая правовой глобализации и вестернизации российской правовой культуры, отрицательно сказывается на преемственности традиционных ценностей российского образования. Ее положительный смысл — заимствование опыта, который повысит эффективность и конкурентоспособность российского высшего образования. В сфере подготовки юристов — это, прежде всего, усиление практической направленности обучения, обязательная судебная практика, увеличение продолжительности практического обучения, при этом без отказа от очевидных достоинств системы подготовки студентов — фундаментальности и интеграции обучения и науки.

8. Доступность платного юридического образования привела не только к снижению качества подготовки специалистов в области права и их невостребованности, но и к кризису профессионального правосознания, падению престижа права, воспринимаемого молодыми специалистами в качестве источника высоких доходов. Профессиональная деятельность в некоторых отраслях юридической профессии, связанной с принятием решений повышенной общественной значимости, к которым в первую очередь следует отнести судей, следователей, нотариусов, предполагает совершенство знания законодательства, глубокое проникновение в суть основных принципов права, его ценности и смысла. Кандидат на должность судьи, следователя, нотариуса должен удовлетворять требованиям высокого уровня правовой культуры и образованности, что предполагает обучение по классической программе обучения, соответствующей статусу магистра юриспруденции. Необходимо конкурсное бюджетное финансирование и законодательное закрепление перечня должностей, для занятия которых необходимо получение диплома магистра юриспруденции.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В диссертации наряду с общенаучными методами системно-структурного, функционального, институционального анализа использовались наиболее распространенные подходы и принципы общетеоретических юридических исследований: формально-догматический, социологический, сравнительно-правовой, историко-культурный, антропологический и психологический. В основу анализа правовой культуры, юридического мышления были положены концепции современной эпистемологии и гносеологии.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Предпринятый в диссертации теоретико-правовой анализ формирования профессиональной правовой культуры в процессе юридического образования позволит предложить ряд мероприятий, необходимых для совершенствования системы подготовки юридических кадров, оптимизации правового воспитания, обеспечения стабильного правового развития российского общества, государственного аппарата, правоохранительной системы. Материалы диссертации могут послужить опорными источниками по теории государства и права, юридической логике, юридической конфликтологии, философии права, а также использоваться в качестве практических рекомендаций по реформированию юридического образования.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертации выступали предметом обсуждения на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России. Отдельные теоретико-практические выводы работы докладывались на научных конференциях и «круглых столах». По теме диссертационного исследования автором опубликованы 4 научные статьи.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя некоторые итоги проведенному в диссертации исследованию, необходимо подчеркнуть, что ведущая роль в процессе формирования правовой культуры принадлежит юридическому образованию. Проведенный анализ особенностей формирования правовой культуры в процессе юридического образования помогает глубже понять культурные основания правовой жизни граждан России и Российского государства, что позволяет выявить перспективы ее развития в нашей стране.

Как было выявлено при проведении историко-правового и культурного анализа, правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз и навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту. Ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Во все периоды истории, а тем более в переломные моменты, юристы были передовыми людьми своего времени, носителями передовой культуры. Человеческая культура своему возникновению во многом обязана праву и государству. Правовому государству требуются юристы с высоким уровнем подготовки и, как было отмечено в проведенном анализе, российское юридическое образование, имея собственные национальные особенности, выросло в Х1Х-ХХ вв. на цивилизованной европейской основе. Несомненно важным значением для научных исследований было обращение внимания на особенности формирования русской национальной правовой культуры. При этом формирование правовой культуры и правового сознания рассматривались как системообразующие факторы становления и развития российской государственности.

Отсутствие отлаженной системы юридического образования может негативно сказаться в конечном итоге не только на эффективности механизма правового регулирования, правотворчества, состоянии законности и правопорядка, но и на авторитете юристов. Государство же, в котором принижена роль юристов, нельзя назвать правовым, так как к тому же обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. В связи с этим в профессиональной подготовке юристов большое значение приобретает формирование у них высокого уровня правовой культуры, которая позволит им свободно ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, успешно трудиться в условиях рыночных отношений, добиваясь результатов, адекватных требованиям общественного и научно-технического прогресса, расширить возможности для будущей профессиональной карьеры.

При формировании правовой культуры личности студента в процессе юридического образования возрастает значимость правового воспитания, однако до сих пор остающегося практически без внимания. В образовательном стандарте не заложено полноценной концепции юридического воспитания. Создание полной основы профессионального воспитания требует дополнительных исследований с участием ученых из области юриспруденции, педагогики, психологии. Важным фактором успешного решения проблем воспитания является использование не только внеучебной работы в вузе, но и воспитания в рамках традиционных занятий. В этих целях необходимо разработать рекомендации по оптимальному сочетанию обучения и воспитания в рамках юридического образования, учитывая тот факт, что правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образованиенепосредственное получение знаний. Формирование правовой культуры студента обеспечивается посредством соблюдения совокупности следующих педагогических условий: создается качество окружающей правовой среды, которая выступает мощным детерминирующим фактором правовой воспитанности субъектаразработана и реализована структурно-функциональная модель формирования правовой культуры студентакадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе, специальная научная и методическая подготовка преподавателей праванацеленность процесса профессионального образования на формирование правовой культуры в течение всего периода профессиональной подготовки студентоворганизация субъект-субъектного взаимодействия в системе «студент-преподаватель" — постоянное совершенствование содержания, форм и методов правового образования и воспитания. Только в данном случае возможно формирование положительной мотивации профессиональной деятельности будущего юриста, а также таких качеств, как глубокое уважение к закону, ценностям правового государства и т. д. Ведь правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду развития чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Важную социальную, теоретико-познавательную, методическую и воспитательную роль играют юридические клиники, созданные в ряде вузов. Их социальная значимость неоспорима, поскольку юридические услуги оказываются бесплатно. Изучение студентами, практикующимися в клинике, правовых дисциплин перестает быть формальным (то есть для сдачи экзамена). Познание осуществляется ради консультирования, поэтому носит более глубокий, предметный характер. Возрастает методическая и воспитательная роль преподавателей, курирующих деятельность студентов.

Содержание юридического образования определяет внутреннюю сторону образовательного процесса, и, следовательно, имеет непосредственный выход на качество подготовки юридических кадров. Важным средством повышения эффективности подготовки юридических кадров является специализация.

Нормативно закреплено сочетание фундаментальной и специальной подготовки, неразрывная связь практического и теоретического обучения, однако в образовательном стандарте отсутствуют рекомендации по воплощению данных положений на практике, а требования к минимуму содержания основной образовательной программы, по сути, не учитывают названные принципы.

В основе юридического образования должна лежать модель юриста, отвечающая требованиям юридической практики. Существующая в настоящее время квалификационная характеристика юриста, содержащаяся в образовательном стандарте, нуждается в существенной корректировке. Необходимо привлекать к разработке образовательного стандарта не только представителей вузовской науки, но и практических работников, а также «потребителей» юридических кадров.

Решение многочисленных проблем правового регулирования юридического образования позволит, в конечном итоге, повысить качество подготовки юридических кадров. Кроме этого, нельзя признать решенными все проблемы, связанные с введением в России многоуровнего высшего образования. Присоединение к Болонской конвенции не поставило точку в дискуссиях по данному вопросу, а, напротив, — создало реальную почву для дальнейших научных исследований. Анализируя предложенную общеевропейскую систему образования, ее новые идеи и цели, молено сделать вывод, что Россия будет сильнее, если станет поддерживать все лучшее в образовательном процессе, что молено взять из опыта развития образования в России в будущее и что будет способствовать гармонизации российской и европейской образовательных систем. Для современной России важно не пытаться просто копировать западную правовую культуру, поскольку это явно непродуктивно. Необходимо учиться у Запада в области права и юриспруденции, но при этом развивать российскую правовую культуру на базе собственных сложившихся в процессе исторического развития ценностей.

Современное общество все больше осознает свою зависимость от качества правового образования, так как уровень правовой культуры существенно влияет на эффективность деятельности человека в социуме. Велика роль личности как субъекта права, уровень ее образованности, юридической и общекультурной компетентности.

Об уровне правовой культуры юриста свидетельствуют его юридические знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1) в правильном понимании своих функций, 2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний закона, 4) в обеспечении прав и законных интересов граждан. И уровень правовой культуры профессиональной группы будет определяться степенью развитости культуры каждого из его членов, то есть степенью общего образования, уровнем его квалификации. Юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов.

В числе проблем юридического образования в России возможно выделение трех, по нашему мнению, основных:

1) отсутствие у студентов возможности получить специализацию по отдельным юридическим специальностям, обеспеченную необходимой теоретической и практической подготовкой;

2) преуменьшение социального предназначения юристов в обществе и внедрение в сознание абитуриентов (студентов) отношения к юриспруденции лишь как к выгодному бизнесу.

Стратегическая задача современного образования — воспитать конкурентоспособного гражданина мира, взращенного на российской национальной почве, духовно развитую личность, готовую ответить на вызов времени. В связи с необходимостью формирования правового государства возникает соответственно и проблема изучения в современных условиях субъективного фактора в сфере действия права и, в частности, проблема формирования правовой культуры личности как системообразующего признака базовой культуры личности. Правовая подготовка студенческой молодежи оказалась сегодня малоэффективной для обеспечения действительного профессионализма и компетентности будущих специалистов. Следовательно, требуется качественное обновление системы правовой подготовки студентов, предполагающей наличие у них не только определенной суммы знаний и умений, полученных при изучении правоведческих дисциплин, но и развитость правового стиля мышления, способов эффективно включаться в новые правоотношения, то есть наличие у них развитой правовой культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации от 12.12.93. М., 1993.
  2. Закон РФ от 10.07.92 г. № 3266−1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
  3. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г.).
  4. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 49. Ст. 6006- 2005. № 7. Ст. 560.
  5. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2000 г. № 796 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 43. Ст. 4249- 2002. № 41. Ст. 3983- 2005. № 5. Ст. 387.
  6. Указ Президента РФ от 7 июля 1994 г. № 1473 «О программе „Становление и развитие частного права в России“» // Собрание законодательства РФ 1994. № 11. Ст. 1191- 2004. № 11. Ст. 945. № 15. Ст. 1450. Ст. 1451. Ст. 1460.
  7. Декрет СНК от 5 июля 1918 г. «О передаче в ведение Народного комиссариата по просвещению учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» // Народное образование в СССР: Сборник документов 1917—1973 гг. М., 1974.
  8. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 г. // Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета: http://www.spbu.ru/News/edusem/bol.htm.
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.10.2004 года № 100 «О группе по осуществлению Болонских принципов в России» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 1999. № 11.
  10. Решение коллегии Министерства образования РФ от 13.02.2001 года № 4 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Развитие юридического образования в России на 2001−2005 гг.» // Юридическое образование и наука. 2001. № 1.
  11. Приказ Министра образования РФ от 11.02.2002 года № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. № 2.
  12. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 21 100 «Юриспруденция». Квалификация юрист. Утвержден Министерством образования Российской Федерации 27.03.2000 года.
  13. Приказ Минобразования РФ от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров».
  14. Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 дек. 1996 г. № 1 ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 5.
  15. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  16. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1450.
  17. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 159 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1451.
  18. Постановление Правительства от 6 апреля 2004 г. № 168 «Вопросы Федерального агентства по образованию» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1460.1. Книги, научные публикации
  19. Н.С., Шилов A.A. 50 лет советского высшего юридического образования // Правоведение. 1967. № 5.
  20. С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.
  21. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  22. Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. Электронная версия на http: // tsu.tmb. ru /nu/kon/ arhiv/2004/konl. 1 l/sek2/2/
  23. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М., 1980.
  24. З.А. Проблемы развития высшего юридического образования и улучшения качества подготовки специалистов-юристов // СевероКавказский юридический вестник. 1998. № 2.
  25. A.A. Формирование правосознания работников внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1995. С. 58.
  26. И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.
  27. Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
  28. Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.
  29. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
  30. А.Б. Теория государства и права. М., 1998.
  31. H.H. Специализация юридического образования // Правоведение. 1975. № 3.
  32. О. Изменения в процессуальном законодательстве в Португалии XIV в. // Право в средневековом мире. СПб., 2001.
  33. С.Н. Адвокатура в Российской Федерации: Программа курса. 4-е изд., перераб. М., 2001.
  34. А.П. Юридическое образование в Федеративной Республике Германии: опыт организации // Правоведение. 1992. № 1.
  35. H.JI. Профессиональное правосознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. М., 1984.
  36. Газета Правда. 1917. 1 декабря.
  37. А.И. Эффективность правового воспитания и проблемы ее оценки // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 28.
  38. В.В. Специализированная подготовка юристов для работы в судебной системе // Российское правосудие. 2006. № 3.
  39. С.А. Рациональный путь совершенствования юридического образования // Юридическое образование и наука. 2004. № 3.
  40. В.Н. Русская правовая школа: естественно-правовая школа первой половины XX в. М., 2001.
  41. А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. М., 1997.
  42. А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001.
  43. С.И. Учебный процесс в высшей школе. М., 1995.
  44. В.Д. Тезисы о правовой реформе в России // Законодательство и экономика. 2004. № 2.
  45. М.Р., Кошмон JI.B., Шульгин B.C. История русской культуры М., 1990.
  46. О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.
  47. JI.B. Формирование советской научной интеллигенции. 1917−1927. М., 1980.
  48. М. О высшем юридическом образовании РСФСР // Советское право. 1927. № 6.
  49. И.А. Роль юридической науки и образования в правовом воспитании юристов в СССР и Российской Федерации // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006.
  50. Н.В. Общие тенденции развития юридического образования в императорской России // Юридическое образование и наука. 2004. № 3.
  51. C.B. Становление юридического образования в России (1800−1850 гг.) // Российский юридический журнал. 2001. № 3.
  52. Культорология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998.
  53. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. М., 1998.
  54. А.С. Юридическая этика. М., 1999.
  55. Ким М.П. О культуре как предмете изучения. М., 1974.
  56. Э.В. Философия права в России. М., 1989.
  57. В.Н. Право и поведение. М., 1978.
  58. Кара-Бургут Д. Национальный доклад // Свободный Саратов. 2004. 30 апреля.
  59. О.Е., Требков А. А. Союз Юристов России и вопросы единства юридического общества // Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика: Сборник статей. М., 1993.
  60. С.Ю. Реформа юридического образования важная составляющая правовой реформы в России // Законодательство и экономика. 2004. № 10.
  61. А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. М., 2002.
  62. В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
  63. В.Н., Казимирчук В. П. Личность и уважение к закону (социологический аспект). М., 1979.
  64. В.Н. Правосознание юристов // Советская юстиция. 1974. № 10. С. 3.
  65. И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
  66. A.A. Правовые установки граждан: Автореф.. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.
  67. Курлаева Е. И Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  68. Личность и уважение к закону. Социологический аспект. М., 1979.
  69. A.B. «Хождение в юристы» (проблемы юридического образования в советской России в послевоенные годы) // Юридическое образование и наука. 2004. № 3.
  70. Л.А. Теория государства и права. М., 2002.
  71. М.Н. Теория государства и права: Акад. курс. М., 1998.1. Т. 2.
  72. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права: Курс лекций. М., 1997.
  73. О.В. Основные проблемы теории государства и права и истории политических учений // Труды Московской государственной юридической академии. 2001. № 7.
  74. A.B. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. М., 1997.
  75. Межведомственный информационный бюллетень. 2004. № 8.
  76. B.C. Общая теория права и государства. М., 2000.
  77. B.C. Философия права. М., 1997.
  78. П.И. Введение в философию права. СПб., 2000.
  79. К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. Электронная версия на http: // tsu.tmb. ru /nu/kon/ arhiv/2004/kon22.03/sekl/l 3.htm.
  80. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. проф. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  81. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994.
  82. H.A. История римского права. М., 1997.
  83. В.Г. Курс римского гражданского права. М., 1874.
  84. Н.И. Право на образование в России и Болонский процесс // Юридическое образование и наука. 2004. № 2.
  85. В. Культура и государственность в России. М., 2001.
  86. Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. СПб., 1909−1910. Т. 1−2.
  87. Л.И. Очерки философии права. СПб., 1900.
  88. Л.В. Б.И. Чичерин как историк политико-правовой мысли // Чичерин Б.Н. Политические мыслители. СПб., 1999.
  89. Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3.
  90. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2003.
  91. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения. М., 2001.
  92. Проблемы юридического образования // Юридическое образование и наука. 1999. № 1.
  93. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения. М., 2001.
  94. А. Очерк социологии права / Пер. с польского. М., 1974.
  95. Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  96. Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.
  97. Э. Возможности клинического юридического образования в Центральной и Восточной Европе // Юридическое обслуживание неимущих и права человека: Материалы семинара 4−9 июля 1998 г. Б.м., 1998.
  98. А.Р. Судебная психология для следователя. М., 2001.
  99. М.Б. От Закона Русского к «Русской Правде». М., 1988.
  100. Л.И., Честнов И.Л. Л.И. Петражицкий: жизнь и научное наследие // Л.И. Петражицкий. Теория права и государства. СПб., 2000.
  101. А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.
  102. И.Н. Специализация как средство повышения эффективности научной подготовки кадров МВД России // Исследование зарубежного опыта деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. СПб., 1995.
  103. Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.
  104. П. Система социологии: В 2 т. М., 1957. Т. 2.
  105. П. Система социологии: В 2 т. Социальная аналитика. Учение о строении сложных социальных агрегатов. М., 1993. Т. 2. С. 183.
  106. Судебная власть / Под ред. И. Л. Петрухина. М., 2003.
  107. Г. М. Человек перед судом в средневековом Провансе // Право в средневековом мире: Сборник статей. СПб., 2001.
  108. Я.В. Правосознание в структуре юридической деятельности. М., 2001.
  109. JI. Сделать образование практическим (об опыте «юридических клиник») // Российская юстиция. 1999. № 5.
  110. JI. Введение в американское право. М., 1992.
  111. В.М. История римского права. М., 1910.
  112. .Н. Философия права. М., 1900.
  113. Ю.В. Юридическая психология. М., 1997.
  114. Г. Ф. Общая теория права: В 2-х т. М., 1995.
  115. Г. Ф. История философии права. СПб., 2001.
  116. Юридическое образование: новые подходы в России и Западной Европе. М., 2001.
  117. Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов: Учебно-методическое пособие / A.B. Байков, A.B. Васильев, JI.A. Воскобито-ваидр. СПб., 1999.125. «Юридическая клиника» ординатура для юристов // Российская юстиция. 1998. № 7.
  118. Юридическое образование и наука. 2000. № 1.
  119. Т.Ф. Юридическое образование в советской России (19 171 920 гг.) // Юридическое образование и наука. 2004. № 2. С. 39.
  120. Lery Е. West Roman Vulgar Law. Philadelphia, 1951.
  121. Stenton D.M. English Justice Between the Norman Conquest and the Great Charter, 1066 -1215 -Philadelphia, 1964.
  122. Legal Culture and the Legal Profession. Ed. by L. Friedman and H.1. Scheiber. 1999.
Заполнить форму текущей работой