Обеспечение эксплуатационной надежности вертолетных силовых установок в условиях летного вуза
А имеют лучшие показатели, чем двигатели ТВЗ-117. Львиная доля отказов в полете двигателей ТВЗ-117 и ТВ2−117А связана с отказами САР двигателей. Большой объем и сложность функций, выполняемых системой регулирования, значительное число разнообразных сложных агрегатов, в нее входящих, а также переменные режимы работы обуславливают и наибольшее число отказов этой системы. Большая часть отказов… Читать ещё >
Содержание
- ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
- ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАДЕЖНОСТИ СУ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВЕРТОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНОГО ВУЗА И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
- 1. 1. Особенности обеспечения надежности СУ и БП вертолетов в условиях летного ВУЗа
- 1. 2. Общие данные о состоянии безопасности полетов вертолетов в СВАИ за 1991.2003 гг
- 1. 2. 1. Основные причины инцидентов
- 1. 2. 2. «Фактор экипажа» в проблеме обеспечения безопасности полетов
- 1. 2. 3. Роль инженерно — авиационной службы в обеспечении БП
- 1. 2. 4. Влияние аэродромно — технического обеспечения на БП
- 1. 2. 5. Влияние внешних факторов на БП вертолетов
- 1. 2. 6. Отказы авиационной техники
- 1. 3. Анализ надежности вертолетных ГТД
- 1. 3. 1. Определение основных показателей надежности двигателей
- 1. 3. 2. Анализ отказов и неисправностей основных узлов и систем вертолетных ГТД, причины и профилактика отказов
- 1. 3. 2. 1. Компрессор
- 1. 3. 2. 2. Камера сгорания
- 1. 3. 2. 3. Турбины
- 1. 3. 2. 4. Выходное устройство
- 1. 3. 2. 5. Система смазки
- 1. 3. 2. 6. Система автоматического регулирования и управления двигателя
- 1. 3. 2. 7. Система запуска
- 1. 3. 2. 8. Приводы двигателя
- 1. 3. 2. 9. Повышенная вибрация двигателей
- 1. 3. 3. Распределение причин отказов между основными узлами и системами двигателей
- 1. 4. Основные закономерности надежности СУ и БП вертолетов в условиях летного ВУЗа
- Выводы
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА И ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА НАКОПЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ИЗНОСОМ РАБОЧИХ ЛОПАТОК КОМПРЕССОРА И НАРАБОТКОЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ТВЗ-117.
2.1. Корреляционно-регрессионный анализ.
2.1.1. Форма представления статистического материала.
2.1.2. Оценка формы корреляционной связи.
2.1.3. Определение коэффициента корреляции.
2.1.4. Определение коэффициентов уравнения корреляции.
2.2. Экспоненциальная модель процесса накопления повреждений. 103
Выводы.
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ В ПОЛЕТЕ, СВЯЗАННЫХ С СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА. РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ-ПРИЧИН ОС В ПОЛЕТЕ.
3.1. Анализ и обоснование целесообразности исследований
ОС полета.
3.2. Анализ и обоснование целесообразности исследований основных факторов-причин ОС полета.
3.3. Математическая модель взаимосвязи основных факторов-причин ОС в полете. Прогнозирование выбора и проведения научно-обоснованных периодических проверок и осмотров СУ, а также тренажей летного состава.
Выводы.
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ СУ И БП ВЕРТОЛЕТОВ.
4.1. Разработка и внедрение перечня научно-обоснованных проверок и осмотров СУ, тренажей летного состава по действиям в ОС в полете, методических рекомендаций по определению причин отказов СУ.
4.2. Методика определения влияния надежности двигателей на безопасность полетов вертолетов.
4.3. Использование методов математической статистики для анализа состояния надежности AT и БП вертолетов.
4.3.1. Определение уровня безопасности полетов.
4.3.2. Статистический метод определения степени опасности отказов AT.
4.3.3. Использование метода статистического сравнения для ранжирования неблагоприятных факторов.
Выводы.
ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВЕРТОЛЕТОВ.
5.1. Создание автоматизированной обучающей контрольной программы по действиям экипажа в ОС полета.
5.1.1. Необходимость создания программы.
5.1.2. Описание программы.
5.2. Использование метода определения остаточного ресурса СУ для разработки алгоритма оценки подготовленности летчика
5.2.1. Ресурс двигателей, принципы установления ресурса.
5.2.2. Основные факторы, определяющие ресурс двигателей.
5.2.3. Влияние условий эксплуатации на ресурс ГТД.
5.2.4. Зависимости для определения напряженности и температуры основных деталей ГТД. Алгоритм оценки подготовленности летчика.
5.3. Перспективы развития работ.
Выводы.
Список литературы
- Авиационный турбовальный двигатель ТВ2−117А и редуктор ВР-8А. М.: Машиностроение, 1987,256 с.
- Акимов В. М. Основы надежности газотурбинных двигателей. — М.: Машиностроение, 1981, 207 с.
- Акимов В. М., Старик Д. А., Морозов А. А. Экономическая эффективность повышения ресурса и надежности газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1972,172 с.
- Алабин М. А., Ройтман А. Б. Корреляционно-регрессионный анализ статистических данных в двигателестроении. М.: Машиностроение, 1974,124 с.
- Александров В. Г. Контроль технической исправности самолетов и вертолетов. -М.: Транспорт, 1976,360 с.
- Александров В. Г., Мырцымов В. В., Ивлев С. П., Майоров А. В., Бор-щев К. В., Хаймович И. А. Справочник авиационного инженера. — М.: Транспорт, 1973,400 с.
- Алексеев К. П. Влияние условий эксплуатации на технико-экономические характеристики авиадвигателя. — М.: Транспорт, 1983,94 с.
- Алексеев К. П. Эксплуатационная надежность авиационных силовых установок. — М.: Транспорт, 1976,159 с.
- Анцелиович JI. JI. Надежность, безопасность и живучесть самолета. -М.: Машиностроение, 1985,296 с.
- Аралов Г. Д. Ценовая эффективность наработки двигателя без съема с крыла // Проблемы безопасности полетов, № 1,2000, с. 38 — 40.
- Барзилович Е. Ю., Савенков М. В. Статистические методы оценки состояния авиационной техники. М.: Транспорт, 1987,240 с.
- Бездетное Н. П. Философия безопасности // Вертолет, № 2, 1999, с. 22 23.
- Белоусов А. И., Биргер И. А. Прочностная надежность деталей турбо-машин. Куйбышев.: КуАИ, 1983,92 с.
- Белоусов С. И., Кинив С. Ю. Анализ состояния безопасности полетов вертолетов при подготовке инженеров-пилотов в период с 1991 по 1999 гг. // Вестник СГАУ. Сер. Проблемы и перспективы развития двигателестроения. 2000. Вып. 4. Ч. 2. С. 28 43.
- Белоусов А. И., Кинив С. Ю. Анализ отказов авиационной техники при подготовке инженеров-пилотов в СВАИ за 1991−1999 гг. // Вестник СГАУ. Сер. Проблемы и перспективы развития двигателестроения. 2000. Вып. 4. Ч. 2. С. 44−49.
- Белоусов А. И., Кинив С. Ю. Вероятностные показатели безопасности полетов вертолетов в условиях подготовки инженеров-пилотов. // Вестник СГАУ. Сер. Проблемы и перспективы развития двигателестроения. 2000. Вып. 4. 4.2. С. 83−85.
- Белоусов А. И., Кинив С. Ю. Анализ отказов и расчет среднестатистических показателей надежности вертолетных двигателей // Авиационная техника, № 1,2002, с. 68−69.
- Белоусов А. И., Кинив С. Ю. Эксплуатационная надежность вертолетных силовых установок. Самара.: СГАУ, 2003, 114 с.
- Бочаров В. И., Деркач О. Я., Буслаев О. Б., Полтавец В. А., Шичко JI. JI. Методы определения эксплуатационно-технических характеристик самолета и вертолета. М.: Машиностроение, 1991,144 с.
- Буслаев О. Б., Баев Н. А. Метод оценки показателей надежности изделий авиационной техники с учетом изменения эксплуатационных факторов // Проблемы безопасности полетов, № 5,1995, с. 73 79.
- Вакуленко В. В. Действия экипажа вертолета Ми-24 В в особых случаях в полете. Сызрань.: СВАИ, 2003,205 с.
- Володко А. М. Безопасность полетов вертолетов. — М.: Транспорт, 1981,224 с.
- Володко А. М. Вертолет в особой ситуации. М.: Транспорт, 1992,262 с.
- Губарев В. Г. Программное обеспечение и операционные системы ПК. Ростов н/Д.: Феникс, 2002,384 с.
- Горлатых С. В. Средства и методы контроля работоспособности и диагностирования силовых установок современных транспортных самолетов // Проблемы безопасности полетов, № 5,1990, с. 67−85.
- Данилов В. А. Вертолет Ми-8. М.: Транспорт, 1988,278 с.
- Дудка К. К., Крылов О. В. Система управления и регулирования вертолетного турбовального двигателя ТВЗ-117. Сызрань.: СВВАУЛ, 1989,41 с.
- Емеличев В. А., Мельников О. И., Сарванов В. И., Иышкевич Р. И. Лекции по теории графов. — М.: Наука, 1990,384 с.
- Жмереницкий В. Ф., Полулях К. Д., Акбашев О. Ф. Основные направления снижения опасности полета летательного аппарата // Проблемы безопасности полетов, № 10,1999, с. 3 5.
- Жулев В. И., Иванов В. С. Безопасность полетов летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1986,224 с.
- Зайнетдинов Р. И. Информационные ресурсы INTERNET для специалистов и ученых транспорта // Проблемы безопасности полетов, № 1, 2000, с. 5−13.
- Зайцев А. М. Обеспечение надежной работы деталей авиационных двигателей. М.: Транспорт, 1971,196 с.
- Зубков Б. В. Минаев Е. Р. Основы безопасности полетов. М.: Транспорт, 1987, 143 с.
- Кеба И. В. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт, 1980,248 с.
- Кеба И. В. Летная эксплуатация вертолетных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт, 1976,279 с.
- Кинив С. Ю. Статистический метод определения степени опасности неблагоприятных факторов // Сборник научных статей № 1. Сер. Методология преподавательской деятельности. Социально-гуманитарные проблемы. 2002. 4.2. С. 31 -34.
- Коваленко И. В. Ми-24. Краткий курс. Сызрань.: СВАИ, 2001,131 с.
- Костиков В. А., Солодков Е. В., Спицин Г. Н. Проблемы безопасности полетов вертолетов ГА РФ // Проблемы безопасности полетов, № 8, 1993, с. 16−29.
- Косточкин В. В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок. -М.: Машиностроение, 1976,272 с.
- Котенко А. Б. Конструкция вертолета Ми-24. Сызрань.: СВВАУЛ, 1992,59 с.
- Кузнецов Н. Д., Гриценко Е. А., Корноухов А. А., Федорченко Д. Г. Установление и увеличение ресурсов авиационных ГТД. Самара.: СГАУ, 1998,207 с.
- Кулешев В. В. Вертолетный газотурбинный двигатель ТВЗ-117. М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1981,206 с.
- Лозицкий Л. П., Степаненко В. П., Студеникин В. А. и др.- Под ред. Степаненко В. П. Практическая диагностика авиационных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт, 1985,102 с.
- Михеев Е. Н. Безопасность полетов вертолетов в США // Проблемы безопасности полетов, № 2,2000, с. 3.
- Мишунин В. А., Зубков Б. В., Гришкина О. С. Влияние профессиональной подготовки специалистов на «человеческий фактор» и состояние безопасности полетов //Проблемы безопасности полетов, № 2,2000, с. 29 35.
- Оре О. Теория графов. М.: Наука, 1980, 336 с.
- Орлов В. И. Энергетические (силовые) системы вертолета Ми-24. — Сызрань.: СВАИ, 2002,99 с.
- Орлов В. И., Трофимец А. И., Кинив С. Ю., Мотовилов И. И. Конструкция и эксплуатация вертолета Ми-24 В (П). Сызрань.: СВАИ, 2004,199 с.
- Петров А. Н. Безопасность полетов на ранних этапах становления авиации // Проблемы безопасности полетов, № 4,1999, с. 11 -14.
- Пикула Э. Р. Эрозионный износ проточной части компрессоров авиационных газотурбинных двигателей. // Проблемы безопасности полетов, № 6, 1999, с. 46−49.
- Полтавец В. А., Плаксина Е. А. Безопасность полетов в легкомоторной авиации // Проблемы безопасности полетов, № 4,1999, с. 9 13.
- Ромасевич В. Ф. Аэродинамика и динамика полета вертолетов. — М.: Военное издательство, 1982,487 с.
- Россел П., Москаленский Б. Авиационные происшествия статистика и методы предупреждения // Проблемы безопасности полетов № 12, 1995, с. 5 — 15.
- Руководство по технической эксплуатации двигателя ТВЗ-117 3 серии. Книга L М.: Машиностроение, 1978,204 с.
- Русанов Е.А. Методика расследования авиационных происшествий и инцидентов. М.: Военное издательство, 1995,175 с.
- Рыжков В. П. Анализ состояния безопасности полетов и профилактической работы в частях армейской авиации за последние 10 лет (1988 1997 гг.) // Проблемы безопасности полетов, № 3,2000, с. 45−57.
- Сакач Р. В., Зубков Б. В., Давиденко М. Ф. и др. Под ред. Сакача Р. В. Безопасность полетов М.: Транспорт, 1989,239 с.
- Смирнов Н. Н., Владимиров Н. И., Черненко Ж. С. Техническая эксплуатация летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1990,423 с.
- Спенс P. Clipper. Руководство по программированию. Версия 5.01. -Мн.: Тивали, 1994,480 с.
- Сосунов А. М. Отказы и неисправности турбореактивных двигателей. -М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1964,367 с.
- Судаков В. Я., Зуевский Е. И., Мигненко В. И., Карпушкин В. И., Котен-ко А. Б., Мищенко В. П., Селезнев Ю. В., Бухаров А. Н., Орлов А. Д., Фоменко Ю. П., Дудин А. Г. Конструкция и эксплуатация вертолетов и двигателей. М.: Военное издательство, 1987,328 с.
- Тарасенко А. Я. Неразрушающий контроль и диагностика авиатехники. Состояние, проблемы и пути их решения // Проблемы безопасности полетов, № 10, 1993, с. 45−47.
- Теймуразов Р. А., Овчаров В. Е. Безопасность полетов в гражданской авиации // Вертолет, № 1, 1998, с. 10−11.
- Турбовальный двигатель ТВЗ-117. Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию. М.: Машиностроение, 1980, 158 с.
- Тюрин Ю. Некоторые вопросы состояния эксплуатации и разработки авиадвигателей в России // Авиатранспортное обозрение, № 12, 1998, с. 20 24.
- Фатеев С. С. Основы конструкции вертолетов. М.: Военное издательство, 1990,248 с.
- Цейтлин В. И. Обеспечение надежности и ресурса газотурбинных двигателей // Проблемы машиностроения и надежности машин, № 3, 1991, с. 37−44.
- Чуйко В. М. Управление надежностью и ресурсом авиационных двигателей // Конверсия в машиностроении, № 5, 1995, с. 22 25.
- Чумак А. Г., Култышев Ю. А., Харитон В. А. Перспективы совершенствования эксплуатационной документации и информационного обеспечения экспертных систем // Проблемы безопасности полетов, № 4,1999, с. 16 — 22.
- Шапиро А. Ш. Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники за рубежом // Проблемы безопасности полетов, № 12, 1995, с. 48 55.
- Шенк X. Теория инженерного эксперимента. М.: Мир, 1972,381 с.
- Шибанов Г. П. Надежности и безопасность полетов проектируемых летательных аппаратов // Проблемы безопасности полетов, № 3,1999, с. 3 9.
- Яковлева Т. М. Методика анализа безопасности полетов гражданских воздушных судов // Проблемы безопасности полетов, № 5, 2003, с. 3 9.