Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обеспечение эксплуатационной надежности вертолетных силовых установок в условиях летного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А имеют лучшие показатели, чем двигатели ТВЗ-117. Львиная доля отказов в полете двигателей ТВЗ-117 и ТВ2−117А связана с отказами САР двигателей. Большой объем и сложность функций, выполняемых системой регулирования, значительное число разнообразных сложных агрегатов, в нее входящих, а также переменные режимы работы обуславливают и наибольшее число отказов этой системы. Большая часть отказов… Читать ещё >

Содержание

  • ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
  • ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАДЕЖНОСТИ СУ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВЕРТОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНОГО ВУЗА И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
    • 1. 1. Особенности обеспечения надежности СУ и БП вертолетов в условиях летного ВУЗа
    • 1. 2. Общие данные о состоянии безопасности полетов вертолетов в СВАИ за 1991.2003 гг
      • 1. 2. 1. Основные причины инцидентов
      • 1. 2. 2. «Фактор экипажа» в проблеме обеспечения безопасности полетов
      • 1. 2. 3. Роль инженерно — авиационной службы в обеспечении БП
      • 1. 2. 4. Влияние аэродромно — технического обеспечения на БП
      • 1. 2. 5. Влияние внешних факторов на БП вертолетов
      • 1. 2. 6. Отказы авиационной техники
    • 1. 3. Анализ надежности вертолетных ГТД
      • 1. 3. 1. Определение основных показателей надежности двигателей
      • 1. 3. 2. Анализ отказов и неисправностей основных узлов и систем вертолетных ГТД, причины и профилактика отказов
        • 1. 3. 2. 1. Компрессор
        • 1. 3. 2. 2. Камера сгорания
        • 1. 3. 2. 3. Турбины
        • 1. 3. 2. 4. Выходное устройство
        • 1. 3. 2. 5. Система смазки
        • 1. 3. 2. 6. Система автоматического регулирования и управления двигателя
        • 1. 3. 2. 7. Система запуска
        • 1. 3. 2. 8. Приводы двигателя
        • 1. 3. 2. 9. Повышенная вибрация двигателей
      • 1. 3. 3. Распределение причин отказов между основными узлами и системами двигателей
    • 1. 4. Основные закономерности надежности СУ и БП вертолетов в условиях летного ВУЗа
  • Выводы

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА И ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА НАКОПЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ИЗНОСОМ РАБОЧИХ ЛОПАТОК КОМПРЕССОРА И НАРАБОТКОЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ТВЗ-117.

2.1. Корреляционно-регрессионный анализ.

2.1.1. Форма представления статистического материала.

2.1.2. Оценка формы корреляционной связи.

2.1.3. Определение коэффициента корреляции.

2.1.4. Определение коэффициентов уравнения корреляции.

2.2. Экспоненциальная модель процесса накопления повреждений. 103

Выводы.

ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ В ПОЛЕТЕ, СВЯЗАННЫХ С СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА. РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ-ПРИЧИН ОС В ПОЛЕТЕ.

3.1. Анализ и обоснование целесообразности исследований

ОС полета.

3.2. Анализ и обоснование целесообразности исследований основных факторов-причин ОС полета.

3.3. Математическая модель взаимосвязи основных факторов-причин ОС в полете. Прогнозирование выбора и проведения научно-обоснованных периодических проверок и осмотров СУ, а также тренажей летного состава.

Выводы.

ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ СУ И БП ВЕРТОЛЕТОВ.

4.1. Разработка и внедрение перечня научно-обоснованных проверок и осмотров СУ, тренажей летного состава по действиям в ОС в полете, методических рекомендаций по определению причин отказов СУ.

4.2. Методика определения влияния надежности двигателей на безопасность полетов вертолетов.

4.3. Использование методов математической статистики для анализа состояния надежности AT и БП вертолетов.

4.3.1. Определение уровня безопасности полетов.

4.3.2. Статистический метод определения степени опасности отказов AT.

4.3.3. Использование метода статистического сравнения для ранжирования неблагоприятных факторов.

Выводы.

ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВЕРТОЛЕТОВ.

5.1. Создание автоматизированной обучающей контрольной программы по действиям экипажа в ОС полета.

5.1.1. Необходимость создания программы.

5.1.2. Описание программы.

5.2. Использование метода определения остаточного ресурса СУ для разработки алгоритма оценки подготовленности летчика

5.2.1. Ресурс двигателей, принципы установления ресурса.

5.2.2. Основные факторы, определяющие ресурс двигателей.

5.2.3. Влияние условий эксплуатации на ресурс ГТД.

5.2.4. Зависимости для определения напряженности и температуры основных деталей ГТД. Алгоритм оценки подготовленности летчика.

5.3. Перспективы развития работ.

Выводы.

Обеспечение эксплуатационной надежности вертолетных силовых установок в условиях летного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успешное решение проблем повышения надежности двигателей вертолетов на всех этапах жизненного цикла и безопасности полетов, а также государственной задачи подготовки летного состава является важным условием обеспечения обороноспособности страны.

При эксплуатации вертолетного парка в летном ВУЗе фиксируется большое количество авиационных инцидентов. Анализ надежности и безопасности полетов вертолетов показывает, что причины инцидентов можно разделить на три основные группы: отказы авиационной техники, ошибки личного состава и неблагоприятные внешние условия. Отказы авиационной техники включают отказы силовой установки и отказы функциональных систем вертолета. К ошибкам личного состава относятся не только ошибки летного и инженерно-технического состава, но и представителей служб обеспечения, организации и управления полетами. Под неблагоприятными внешними условиями понимают воздействие внешних неблагоприятных факторов: состояние атмосферы, явления погоды, орнитологическая обстановка и т. п.

Результаты исследований показывают, что из-за нарушений и ошибочных действий летного состава, происходит около 37% от общего числа инцидентов. Около 38% инцидентов связано с отказами авиационной техники, из которых большая часть во все годы приходится на силовую установку вертолета, включающую двигатели и системы, обеспечивающие их работу [14].

В связи с отмеченным актуальными становятся задачи совершенствования форм и методов контроля технического состояния авиационной техники, а также специальной подготовки экипажа к работе при возникновении особых случаев в полете.

Одним из путей повышения эксплуатационной надежности СУ вертолета и снижения доли инцидентов, связанных с «человеческим фактором», является раскрытие взаимосвязей и взаимовлияний основных факторов-причин авиационных инцидентов, разработка и внедрение в практику перечня дополнительных проверок и осмотров AT, при этом реализуется принцип: чем больше неисправностей обнаружено на земле, тем меньше отказов в полете. Важны также разработка и внедрение в учебный процесс и в эксплуатационные подразделения автоматизированной обучающей программы по действиям экипажа в особых случаях в полете и разработка алгоритма оценки подготовленности летчика с использование метода определения остаточного ресурса СУ вертолета.

В связи с этим в работе поставлена следующая целы повышение эксплуатационной надежности СУ вертолетов в условиях летного ВУЗа благодаря раскрытию взаимосвязей и взаимовлияний основных факторов-причин авиационных инцидентов, разработке и внедрению в учебный процесс и в эксплуатационные подразделения новых форм обучения, оценки подготовленности летного состава, перечня научно-обоснованных проверок и осмотров AT.

Указанная цель может быть реализована на основе комплексного решения следующих основных задач исследований:

1) анализ состояния надежности AT и БП вертолетов в летном ВУЗе с определением уровня изменения по абсолютным и относительным показателям;

2) выявление основных факторов-причин авиационных инцидентов, имевших место в СВАИ за период с 1991 по 2003 гг.;

3) анализ отказов и неисправностей вертолетных ГТД и расчет среднестатистических показателей надежности двигателей;

4) установление статистической зависимости между износом PJI компрессора и наработкой вертолетных ГТД для различных условий эксплуатации;

5) анализ и составление перечня ОС в полете, взаимосвязанных с отказами силовой установки вертолета;

6) разработка математической модели взаимосвязи основных факторов-причин возникновения ОС в полете и перечня научно-обоснованных периодических проверок и осмотров СУ, а также тренажей летного состава по действиям в ОС в полете;

7) разработка методики определения влияния надежности двигателей на БП вертолетов в условиях летного ВУЗа;

8) составление алгоритма оценки подготовленности летчика с использованием метода определения остаточного ресурса СУ вертолета и создание автоматизированной обучающей программы по действиям экипажа в особых случаях в полете.

В диссертационной работе использованы методы: теории вероятностей, регрессионного анализа, графов и математической статистики.

В результате комплекса исследований сформулирована совокупность основных научных положений, выводов и рекомендаций.

Научную новизну представляют:

1) математическая модель взаимосвязи основных факторов-причин возникновения особых случаев в полете на всех этапах жизненного цикла двигателей — использования их в условиях летного ВУЗа, — разработанная на базе теории графов, позволяющая обеспечить эксплуатационную надежность силовой установки и разработать научно-обоснованный перечень проверок и осмотров AT, а также тренажей экипажа;

2) методика определения влияния надежности вертолетных ГТД на безопасность полетов вертолетов в условиях летного ВУЗа;

3) корреляционные зависимости между износом PJI компрессора и наработкой двигателей ТВЗ-117 в различных условиях их использования;

4) использование метода определения остаточного ресурса СУ для разработки алгоритма оценки подготовленности летчика в условиях летного ВУЗа;

5) автоматизированная обучающая контрольная программа оценки действий экипажа в ОС в полете.

Практическая ценность работы заключается в том, что:

1) использование математической модели взаимосвязи факторов-причин возникновения ОС в полете повышает уровень эксплуатационной надежности СУ и БП вертолетов в условиях летного ВУЗа благодаря разработке научнообоснованного перечня проверок и осмотров авиационной техники, а также тренажей летного состава;

2) использование методики определения влияния надежности двигателей на БП вертолетов позволяет прогнозировать вероятность возникновения аварийной ситуации в полете из-за отказа одного или двух двигателей и сформулировать требования к надежностным характеристикам СУ в различных условиях их эксплуатации;

3) полученные корреляционные зависимости между износом лопаток компрессора и наработкой двигателей ТВЗ-117 позволяют оценивать интенсивность деградации характеристик двигателя, прогнозировать техническое состояние СУ, рационально планировать количество двигателей для замены и наметить способы улучшения характеристик двигателей, находящихся в серийном производстве и эксплуатации;

4) внедрение в учебный процесс в СВАИ автоматизированной обучающей программы позволяет повысить качество теоретической подготовки летного состава по действиям в ОС в полете, надежность СУ и БП;

5) предложенный алгоритм оценки подготовленности летчика с использованием метода определения остаточного ресурса СУ позволяет проводить объективную оценку его действий при пилотировании вертолета, повысить качество летной подготовки и обеспечить эксплуатационную надежность СУ в условиях летного ВУЗа.

На защиту выносятся:

1) результаты анализа надежности AT и БП вертолетов в СВАИ за период с 1991 по 2003 гг.;

2) разработанная на основе теории графов математическая модель взаимосвязи основных факторов-причин возникновения ОС в полете;

3) методика определения влияния надежности вертолетных двигателей на безопасность полетов вертолетов в условиях летного ВУЗа;

4) корреляционные зависимости между износом рабочих лопаток первой ступени компрессора и наработкой двигателей ТВЗ-117 в различных условиях эксплуатации;

6) автоматизированная обучающая контрольная программа по действиям экипажа в ОС в полете;

7) алгоритм оценки подготовленности летчика с использованием метода определения остаточного ресурса СУ вертолета.

ВЫВОДЫ.

1. Рассмотрены основные виды ресурса двигателей и принципы установления ресурса. Проанализированы основные факторы, определяющие ресурс двигателей, что позволило выявить наиболее сильно влияющие факторы и основные критические элементы конструкции двигателя. Исчерпание ресурса двигателей зависит от режимов работы и внешних условий. Основными критическими элементами двигателя являются диски и лопатки турбины и компрессора.

2. Рассмотрено решение задачи определения накопленного повреждения деталей двигателя за ресурс на основе методов суммирования повреждений. Представлены зависимости для определения напряженности, температуры PJI и дисков компрессоров и турбин, суммарного повреждения этих деталей, на основе которых предложен алгоритм оценки подготовленности летчика с точки зрения обеспечения надежности СУ и БП вертолетов в условиях летного ВУЗа.

3. Проанализировано влияние условий эксплуатации на ресурс ГТД. Наибольшее влияние на исчерпание ресурса ГТД оказывают следующие эксплуатационные факторы: температура воздуха на входе в двигательпринципы пилотированияиндивидуальные особенности двигателей.

4. Выявлено, что при обучении курсантов цикл пилотирования оказывает существенное влияние на исчерпание ресурса двигателей. Рассмотрены характерные ошибочные действия курсантов при пилотировании вертолетов в условиях летного ВУЗа. В результате получено, что при выполнении одного и того же полетного задания разные курсанты нарабатывают разное количество переменных режимов. Таким образом, при условии установки на вертолетные ГТД счетчика ресурса по отклонению от типового полетного цикла, то есть по большему накоплению повреждений, можно оценивать квалификацию пилота. Это позволит получить объективную оценку действий летчика, в том числе и при возникновении особых случаев в полете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Выполнен анализ состояния надежности AT и БП вертолетов в летном ВУЗе за период 1991.2003 гг. Исследованы абсолютные и относительные поф казатели БП. В результате установлено:

— количество инцидентов в рассматриваемый период по всему парку снижается, что, в первую очередь, связано с уменьшением общего налета;

— годовые колебания относительных показателей безопасности полетов свидетельствуют о необходимости постоянного внимания к профилактической работе по повышению уровня БП;

— из всех типов вертолетов, на которых проводится подготовка летного состава, лучшие показатели имеют вертолеты Ми-8, худшие — Ка-27.

2. Выявлены и проанализированы факторы-причины авиационных инцидентов. Основной причиной инцидентов во все годы является «человеческий фактор» -57,6%. На отказы AT приходится 37,6%. Причиной оставшихся инцидентов является воздействие внешних непрогнозируемых факторов. Из всех инцидентов по «человеческому фактору» 37,3% связано с «фактором экипажа». Ошибочные действия летного состава стали следствием недисциплинированности или непрофессиональных действий. Самым распространенным проявлением внешнего неблагоприятного фактора стало попадание во входное устройство двигателей птиц, которое, как правило, приводит к досрочному съему двигателей с эксплуатации. Анализ статистических данных по отказам AT показал, что, несмотря на уменьшение общего налета и числа инцидентов по парку вертолеф> тов, доля инцидентов из-за отказов AT увеличивается. Для вертолетов Ми-24 и Ми-8 больше всего отказов приходится на силовую установку вертолета (для Ми-24 — 29,4%, для Ми-8 — 37%). Отсюда следует актуальность разработки методологии обеспечения надежности СУ в условиях летного ВУЗа.

3. Выполнен анализ отказов и неисправностей вертолетных ГТД. Рассчитаны среднестатистические показатели надежности двигателей. Двигатели ТВ2.

117А имеют лучшие показатели, чем двигатели ТВЗ-117. Львиная доля отказов в полете двигателей ТВЗ-117 и ТВ2−117А связана с отказами САР двигателей. Большой объем и сложность функций, выполняемых системой регулирования, значительное число разнообразных сложных агрегатов, в нее входящих, а также переменные режимы работы обуславливают и наибольшее число отказов этой системы. Большая часть отказов, приводящих к досрочному съему двигателей ТВЗ-117, приходится на компрессор из-за повреждений лопаток компрессора. Причиной большинства досрочно снятых двигателей ТВ2−117А стали отказы, обнаруженные на земле (повышенный расход масла, негерметичность опор двигателя) — 68,4%. При этом данные отказы двигателей проявляются при наработке более 2000 ч с начала эксплуатации. Таким образом, причинами отказов СУ являются конструктивно-производственные недостатки, нарушения и ошибочные действия при эксплуатации, а также воздействие внешних факторов. Следовательно, для обеспечения эксплуатационной надежности СУ необходимы совершенствование форм и методов контроля технического состояния СУ, специальная подготовка летного состава к работе при возникновении ОС в полете, учет условий использования двигателей.

4. С использованием метода корреляционно-регрессионного анализа и экспоненциальной модели процесса накопления повреждений получены зависимости между износом РЛ первой ступени компрессора и наработкой вертолетных ГТД для различных условий эксплуатации. Полученные зависимости позволяют оценивать интенсивность деградации характеристик двигателя, прогнозировать техническое состояние СУ, рационально планировать количество двигателей для замены и наметить способы улучшения характеристик двигателей, находящихся в серийном производстве и эксплуатации.

5. Выполнен анализ и составлен перечень особых случаев в полете, связанных с СУ вертолета. Все ОС объединены в семь групп по двум признакам:

— принадлежность к функциональной системе СУ вертолета;

— опасность последствий особого случая полета.

Благодаря этому на базе теории графов разработана математическая модель взаимосвязи основных факторов-причин особых случаев полета, позволившая выявить сильносвязанные факторы и наметить пути повышения надежности СУ вертолета.

6. Разработаны рекомендации по повышению надежности СУ и БП вертолетов в условиях летного ВУЗа на основе:

— предложенного перечня научно-обоснованных периодических проверок и осмотров СУ, а также тренажей летного состава по действиям в ОС;

— разработанной методики определения влияния надежности двигателей на БП вертолетов;

— созданной автоматизированной обучающей программы оценки действий экипажа в ОС в полете;

— разработанного алгоритма оценки подготовленности летчика с использованием метода определения остаточного ресурса СУ вертолета.

7. Внедрение в эксплуатационные подразделения летного ВУЗа разработанных рекомендаций позволило поддерживать высокий уровень эксплуатационной надежности СУ, готовить квалифицированный летный состав и соответственно повысить уровень БП вертолетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиационный турбовальный двигатель ТВ2−117А и редуктор ВР-8А. М.: Машиностроение, 1987,256 с.
  2. В. М. Основы надежности газотурбинных двигателей. — М.: Машиностроение, 1981, 207 с.
  3. В. М., Старик Д. А., Морозов А. А. Экономическая эффективность повышения ресурса и надежности газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1972,172 с.
  4. М. А., Ройтман А. Б. Корреляционно-регрессионный анализ статистических данных в двигателестроении. М.: Машиностроение, 1974,124 с.
  5. В. Г. Контроль технической исправности самолетов и вертолетов. -М.: Транспорт, 1976,360 с.
  6. В. Г., Мырцымов В. В., Ивлев С. П., Майоров А. В., Бор-щев К. В., Хаймович И. А. Справочник авиационного инженера. — М.: Транспорт, 1973,400 с.
  7. К. П. Влияние условий эксплуатации на технико-экономические характеристики авиадвигателя. — М.: Транспорт, 1983,94 с.
  8. К. П. Эксплуатационная надежность авиационных силовых установок. — М.: Транспорт, 1976,159 с.
  9. JI. JI. Надежность, безопасность и живучесть самолета. -М.: Машиностроение, 1985,296 с.
  10. Г. Д. Ценовая эффективность наработки двигателя без съема с крыла // Проблемы безопасности полетов, № 1,2000, с. 38 — 40.
  11. Е. Ю., Савенков М. В. Статистические методы оценки состояния авиационной техники. М.: Транспорт, 1987,240 с.
  12. Н. П. Философия безопасности // Вертолет, № 2, 1999, с. 22 23.
  13. А. И., Биргер И. А. Прочностная надежность деталей турбо-машин. Куйбышев.: КуАИ, 1983,92 с.
  14. С. И., Кинив С. Ю. Анализ состояния безопасности полетов вертолетов при подготовке инженеров-пилотов в период с 1991 по 1999 гг. // Вестник СГАУ. Сер. Проблемы и перспективы развития двигателестроения. 2000. Вып. 4. Ч. 2. С. 28 43.
  15. А. И., Кинив С. Ю. Анализ отказов авиационной техники при подготовке инженеров-пилотов в СВАИ за 1991−1999 гг. // Вестник СГАУ. Сер. Проблемы и перспективы развития двигателестроения. 2000. Вып. 4. Ч. 2. С. 44−49.
  16. А. И., Кинив С. Ю. Вероятностные показатели безопасности полетов вертолетов в условиях подготовки инженеров-пилотов. // Вестник СГАУ. Сер. Проблемы и перспективы развития двигателестроения. 2000. Вып. 4. 4.2. С. 83−85.
  17. А. И., Кинив С. Ю. Анализ отказов и расчет среднестатистических показателей надежности вертолетных двигателей // Авиационная техника, № 1,2002, с. 68−69.
  18. А. И., Кинив С. Ю. Эксплуатационная надежность вертолетных силовых установок. Самара.: СГАУ, 2003, 114 с.
  19. В. И., Деркач О. Я., Буслаев О. Б., Полтавец В. А., Шичко JI. JI. Методы определения эксплуатационно-технических характеристик самолета и вертолета. М.: Машиностроение, 1991,144 с.
  20. О. Б., Баев Н. А. Метод оценки показателей надежности изделий авиационной техники с учетом изменения эксплуатационных факторов // Проблемы безопасности полетов, № 5,1995, с. 73 79.
  21. В. В. Действия экипажа вертолета Ми-24 В в особых случаях в полете. Сызрань.: СВАИ, 2003,205 с.
  22. А. М. Безопасность полетов вертолетов. — М.: Транспорт, 1981,224 с.
  23. А. М. Вертолет в особой ситуации. М.: Транспорт, 1992,262 с.
  24. В. Г. Программное обеспечение и операционные системы ПК. Ростов н/Д.: Феникс, 2002,384 с.
  25. С. В. Средства и методы контроля работоспособности и диагностирования силовых установок современных транспортных самолетов // Проблемы безопасности полетов, № 5,1990, с. 67−85.
  26. В. А. Вертолет Ми-8. М.: Транспорт, 1988,278 с.
  27. К. К., Крылов О. В. Система управления и регулирования вертолетного турбовального двигателя ТВЗ-117. Сызрань.: СВВАУЛ, 1989,41 с.
  28. В. А., Мельников О. И., Сарванов В. И., Иышкевич Р. И. Лекции по теории графов. — М.: Наука, 1990,384 с.
  29. В. Ф., Полулях К. Д., Акбашев О. Ф. Основные направления снижения опасности полета летательного аппарата // Проблемы безопасности полетов, № 10,1999, с. 3 5.
  30. В. И., Иванов В. С. Безопасность полетов летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1986,224 с.
  31. Р. И. Информационные ресурсы INTERNET для специалистов и ученых транспорта // Проблемы безопасности полетов, № 1, 2000, с. 5−13.
  32. А. М. Обеспечение надежной работы деталей авиационных двигателей. М.: Транспорт, 1971,196 с.
  33. Б. В. Минаев Е. Р. Основы безопасности полетов. М.: Транспорт, 1987, 143 с.
  34. И. В. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт, 1980,248 с.
  35. И. В. Летная эксплуатация вертолетных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт, 1976,279 с.
  36. С. Ю. Статистический метод определения степени опасности неблагоприятных факторов // Сборник научных статей № 1. Сер. Методология преподавательской деятельности. Социально-гуманитарные проблемы. 2002. 4.2. С. 31 -34.
  37. И. В. Ми-24. Краткий курс. Сызрань.: СВАИ, 2001,131 с.
  38. В. А., Солодков Е. В., Спицин Г. Н. Проблемы безопасности полетов вертолетов ГА РФ // Проблемы безопасности полетов, № 8, 1993, с. 16−29.
  39. В. В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок. -М.: Машиностроение, 1976,272 с.
  40. А. Б. Конструкция вертолета Ми-24. Сызрань.: СВВАУЛ, 1992,59 с.
  41. Н. Д., Гриценко Е. А., Корноухов А. А., Федорченко Д. Г. Установление и увеличение ресурсов авиационных ГТД. Самара.: СГАУ, 1998,207 с.
  42. В. В. Вертолетный газотурбинный двигатель ТВЗ-117. М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1981,206 с.
  43. Л. П., Степаненко В. П., Студеникин В. А. и др.- Под ред. Степаненко В. П. Практическая диагностика авиационных газотурбинных двигателей. М.: Транспорт, 1985,102 с.
  44. Е. Н. Безопасность полетов вертолетов в США // Проблемы безопасности полетов, № 2,2000, с. 3.
  45. В. А., Зубков Б. В., Гришкина О. С. Влияние профессиональной подготовки специалистов на «человеческий фактор» и состояние безопасности полетов //Проблемы безопасности полетов, № 2,2000, с. 29 35.
  46. Оре О. Теория графов. М.: Наука, 1980, 336 с.
  47. В. И. Энергетические (силовые) системы вертолета Ми-24. — Сызрань.: СВАИ, 2002,99 с.
  48. В. И., Трофимец А. И., Кинив С. Ю., Мотовилов И. И. Конструкция и эксплуатация вертолета Ми-24 В (П). Сызрань.: СВАИ, 2004,199 с.
  49. А. Н. Безопасность полетов на ранних этапах становления авиации // Проблемы безопасности полетов, № 4,1999, с. 11 -14.
  50. Э. Р. Эрозионный износ проточной части компрессоров авиационных газотурбинных двигателей. // Проблемы безопасности полетов, № 6, 1999, с. 46−49.
  51. В. А., Плаксина Е. А. Безопасность полетов в легкомоторной авиации // Проблемы безопасности полетов, № 4,1999, с. 9 13.
  52. В. Ф. Аэродинамика и динамика полета вертолетов. — М.: Военное издательство, 1982,487 с.
  53. П., Москаленский Б. Авиационные происшествия статистика и методы предупреждения // Проблемы безопасности полетов № 12, 1995, с. 5 — 15.
  54. Руководство по технической эксплуатации двигателя ТВЗ-117 3 серии. Книга L М.: Машиностроение, 1978,204 с.
  55. Е.А. Методика расследования авиационных происшествий и инцидентов. М.: Военное издательство, 1995,175 с.
  56. В. П. Анализ состояния безопасности полетов и профилактической работы в частях армейской авиации за последние 10 лет (1988 1997 гг.) // Проблемы безопасности полетов, № 3,2000, с. 45−57.
  57. Р. В., Зубков Б. В., Давиденко М. Ф. и др. Под ред. Сакача Р. В. Безопасность полетов М.: Транспорт, 1989,239 с.
  58. Н. Н., Владимиров Н. И., Черненко Ж. С. Техническая эксплуатация летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1990,423 с.
  59. Спенс P. Clipper. Руководство по программированию. Версия 5.01. -Мн.: Тивали, 1994,480 с.
  60. А. М. Отказы и неисправности турбореактивных двигателей. -М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1964,367 с.
  61. В. Я., Зуевский Е. И., Мигненко В. И., Карпушкин В. И., Котен-ко А. Б., Мищенко В. П., Селезнев Ю. В., Бухаров А. Н., Орлов А. Д., Фоменко Ю. П., Дудин А. Г. Конструкция и эксплуатация вертолетов и двигателей. М.: Военное издательство, 1987,328 с.
  62. А. Я. Неразрушающий контроль и диагностика авиатехники. Состояние, проблемы и пути их решения // Проблемы безопасности полетов, № 10, 1993, с. 45−47.
  63. Р. А., Овчаров В. Е. Безопасность полетов в гражданской авиации // Вертолет, № 1, 1998, с. 10−11.
  64. Турбовальный двигатель ТВЗ-117. Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию. М.: Машиностроение, 1980, 158 с.
  65. Ю. Некоторые вопросы состояния эксплуатации и разработки авиадвигателей в России // Авиатранспортное обозрение, № 12, 1998, с. 20 24.
  66. С. С. Основы конструкции вертолетов. М.: Военное издательство, 1990,248 с.
  67. В. И. Обеспечение надежности и ресурса газотурбинных двигателей // Проблемы машиностроения и надежности машин, № 3, 1991, с. 37−44.
  68. В. М. Управление надежностью и ресурсом авиационных двигателей // Конверсия в машиностроении, № 5, 1995, с. 22 25.
  69. А. Г., Култышев Ю. А., Харитон В. А. Перспективы совершенствования эксплуатационной документации и информационного обеспечения экспертных систем // Проблемы безопасности полетов, № 4,1999, с. 16 — 22.
  70. А. Ш. Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники за рубежом // Проблемы безопасности полетов, № 12, 1995, с. 48 55.
  71. X. Теория инженерного эксперимента. М.: Мир, 1972,381 с.
  72. Г. П. Надежности и безопасность полетов проектируемых летательных аппаратов // Проблемы безопасности полетов, № 3,1999, с. 3 9.
  73. Т. М. Методика анализа безопасности полетов гражданских воздушных судов // Проблемы безопасности полетов, № 5, 2003, с. 3 9.
Заполнить форму текущей работой