Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX — начала XX вв
Диссертация
Актуальность исследования. Войдя в глубокой древности в культуру и общественное сознание различных народов мира, театр стал для многих поколений школой жизни, средством постижения окружающей действительности, приобщения к сокровищнице человеческого гения. В наши дни, в условиях наработки ценностей информационного общества, интерес к театру значительно ослабевает. Под воздействием кино… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая
- ШКОЛЬНЫЙ И ДЕТСКИЙ ТЕАТР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1. 1. Становление отечественного школьного и домашнего детского театра
- 1. 2. Педагогические проблемы и принципы театрального творчества учащихся
- 1. 3. Роль общественной инициативы в развитии художественно-эстетического воспитания детей и юношества, школьного и детского театров
- Выводы по первой главе
- Глава вторая.
- ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ГРАЖДАНСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТА НИЯ УЧАЩИХСЯ
- 2. 1. Использование средств театрального искусства в учебно-воспитательной работе
- 2. 2. Роль театра в организации разумного досуга детей и юношества
- 2. 3. Детская дореволюционная драматургия и ее образовательно-воспитательное значение
- Выводы по второй главе
Список литературы
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, СОВЕТА МИНИСТРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
- Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Тт. 1 23. -СПб., 1881−1913.
- Всеобщее обучение: Сб. законов и правительственных распоряжений. / Сост. К. Денисов. Вып. 1 -З.-СПб., 1913−1916.
- РАБОТЫ ВИДНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ И ДЕЯТЕЛЕЙ НАРОДНОГО1. ОБРАЗОВАНИЯ.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 г. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
- Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Ввод. ст. В. З. Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1953. — 412 с.
- Бунаков Н.Ф. Сельская школа и народная жизнь. Успехи и культурная сила народного театра. // Русский начальный учитель. -1901.-№ 4.-С. 168−169.
- Вахтеров В. П. Всеобщее обучение. М., 1897. — 32 с.
- Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М., 1913. — 584 с.
- Вахтеров В. П. Спорные вопросы образования. М., 1907. — 28 с.
- Герд А.Я. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: АПН РСФСР, 1953. — 208 с.
- Кант И. О педагогике // Хрестоматия по истории педагогики. Сост. И.Свадковский. Т.1. М., 1935. — С.585−595.
- Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика 1982 — 704 с.
- Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2-е изд., доп. — СПб., 1914. — 212 с.
- Каптерев П. Ф. Новые движения в области народного образования к средней школы // Современные педагогические течения / Сост. П. Ф. Каптерев и А. Ф. Музыченко. М.: Польза, 1913. — С. 5 — 103.
- Каптерев Г1. Одно из новых направлений в педагогике // Школа и жизнь. 1912.- № 2.
- Крупская Н. К. Педагогические сочинения.: В 6 т./ Под. ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. М.: Педагогика, 19 781 980.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании / Под ред. А. М. Арсеньева и др. -М.: Педагогика, 1976. 640 с.
- Макаренко А.С. Собрание сочинений. В 4 т. М.: Правда, 1987.16.. Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г. Н. Волкова. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М., 1981.
- Рачинский С. Народное искусство и сельская школа // Русь. 1882. №№ 40−42.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика. 1991. 240 с.
- Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН, 1954.-409 с.
- Толстой J1.H. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1 989 540 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988 1990.
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т./ Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962−1965.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т./ Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.1. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ
- Коллекция документов Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.
- МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ. УЧЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. ТРУДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СЪЕЗДОВ1. 2-й съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. СПб., 1898. — 404 с.
- Доклады первому общеземскому съезду по народному образованию 1911 г.: В 2 т. М., 1911.
- Материалы по реформе средней школы. Пг., 1915.- С.328−333.
- Настольная книга по народному образованию. В 2 т./ Сост. Г. Фальборк, В. Чарнолуский. — Т. 1. — СПб., 1899. — 713 с.
- Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Т. 1. -СПб., 1905.-267 с.
- Первый Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве. Постановление школьной секции съезда // Школа и жизнь.- 1916. № 2. Стб. 56−60.
- Резолюции III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, 1903 1904 гг. — СПб., 1906. -XVI. — 115 с.
- Труды первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая 4 июня). — СПб., 1906. — 280 с.
- Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912 1913г. — Пг., 1914. — 464 с.
- Ю.Третий съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России (1903 -1904). Отчет. Под ред. А. Н. Глаголева. 4.1−2. -М. 1904. — 680 с.
- Труды первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Петербург, 30. XII 1912 г.-6.1 — 1913 г. — Т. 1. — СПб. — 672 с.
- ДНЕВНИКИ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА
- Бенуа А.Н. Из воспоминаний//-Речь. 1912.-2 ноября.
- Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М: ВТО, 1979. — 296 с.
- Данилыч (Иванов Ф.Д.) Из опыта внешкольной работы. Воспоминания о работе в дореволюционной деревне. М., 1924. — 104 с.
- Засосов Д.А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890−1910-х годов. Записки очевидцев. Л.: Лениздаг, 1991.-271 с.
- Острогорский В.П. Из истории моего учительства. Как я стал учителем. (1851−1864). СПб., 1895. — 293 с.
- Семенов Д.П. Школьные воспоминания // Пятидесятилетие школы К. И. Мая. 1856−1906. СПб., 1907. — С.136−142.
- Чарнолуский В. И. Из воспоминаний об учительском союзе эпохи первой русской революции // Народный учитель. 1925. — № 11. -С. 57−61.
- Философов Д.В. Майские жуки // Речь. 1910. — 31 октября.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
- Вестник воспитания. -М., 1890 1917.
- Вестник народного образования. СПб., 1911−1916.
- Воспитание и обучение. СПб., 1877- 1917.
- Для народного учителя. М., 1905 — 1917.
- Известия Всероссийского педагогического общества. СПб., 1915 -1917.
- Журнал Министерства народного просвещения, СПб., 1860 -1917.
- Искусство и жизнь. Пг., 1915.
- Народное образование. СПб., 1896 — 1917.
- Народный учитель. М., 1905- 1915.
- Образование. СПб., 1892 — 1909.
- Педагогическая хроника. СПб., 1878 — 1885.
- Педагогический листок. СПб. М., 1871 — 1917.
- Педагогический сборник. СПб., 1864 — 1917.
- Русская школа. СПб., 1890- 1917.
- Свободное воспитание. М., 1907 — 1918.
- Техническое и коммерческое образование. СПб., 1892 — 1917.
- Художественно-педагогический журнал. СПб., 1910−1914.
- Школа и жизнь. СПб., 1907−1916.
- Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. СПб., 1900. -351 с.
- Алчевская Х.Д. Несколько слов по поводу детского театра // Что читать народу. Т.1. СПб., 1884. — С. 347−354.
- Алчевская Х.Д. Театр в Харьковской мужской воскресной школе. (Из школьного дневника. 20 апреля 1894 года). // Салтыкова М. Н. Хроника воскресных школ. М., 1900. — С.262−268.
- Анастасиев А. Школьные праздники в деревне // Педагогический листок. ~ 1907. № 6. С. 413−445.
- Андреев К. Нечто об ученических внеклассных занятиях и развлечениях (По поводу доклада А. Д. Алферова об ученических спектаклях в школе) // Русские ведомости. 1902. — 21 мая.
- Анель. К вопросу о постановке спектаклей для детей // СреднеАзиатская жизнь. 1908. — № 42.7. «Антигона» на сцене Юрьевского реального училища // Гермес.-1908. -№ 16.
- Антропов Р. Юные жертвы // Театр и искусство 1904. — № 20.
- Арапов П. Летопись русского театра. СПб., 1861. — 386 с.
- А.П.Б. (Один из педагогов) К вопросу о школьных спектаклях // Русская школа. 1904. — № 12. — С. 82−86.
- Бахтин Н.Н. Вопрос о публичности детских спектаклей // Народное образование. 1914. № 5−6. С. 591−594.
- Бахтин Н.Н. Воспитательное значение театра // Сборник педагогических статей в честь редактора журнала «Педагогический сборник» А. Н. Острогорского. СПб., 1907. — С.321−345.
- Бахтин Н.Н. Детский театр // Что и как читать детям. 1912. — №. 7. -С. 1−7.
- Бахтин Н.Н. Детский театр и его значение для народной школы. Доклад, прочитанный на 1 Всероссийском съезде по вопросам народного образования // Художественно-педагогический журнал. -1914. -№№ 2−3.
- Бахтин Н.Н. Обзор пьес для детского и школьного театра // Русская школа, 1911. -№№ 10−12.
- Бахтин Н.Н. Обзор пьес для школьного театра за 1911 год // Педагогическое обозрение. 1912. — №№ 3−6.
- Бахтин Н.Н. Репертуар детского театра. Доклад на диспуте в Петроградском обществе дошкольного воспитания. // Школа и жизнь. -1914. -№ 46.
- Бахтин Н.Н. Рождественские спектакли // Искусство и жизнь. 1915. № 1.С. 7−12.
- Бахтин Н.Н. Школьный праздник. Вып. 1. Школьный майский праздник. Сборничек для декламации и пения во время праздниковдревонасаждения и «Майских союзов». С нотным приложением и рисунками. Изд. 2-е. СПб., 1914. — 60 с.
- Белявский А. Исторический очерк развития элементарной школы в биографиях замечательнейших педагогов и по уставам правительств. СПб., 1905.
- Боцяновский Детский театр // Художественно-педагогический журнал. 1910. -№ 1.-С. 4−6.
- Бурнашев М. Театр при Императорской академии художеств в ХУШ в. // Старые годы. 1907. № 7−9. — С. 391−401.
- Бурьянов В. О театре (тетрадка первая) // Бурьянов В. Детские игрушки, театр и камер-обскура. Книжка-гостинец. СПб., 1837. — С. 37−62.
- Буткевич А. Воспитательное значение детского театра // Воспитание и обучение. 1909. — № 5, — С. 145−158.
- Вайсбах М. Роль рисования при обучении и воспитании // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 6. — С.71 -74.
- Вайсбейн М. Эстетическое воспитание // Художественно- педагогический журнал. 1911. — № 14. — С. 197−198.
- Вебер Э. Рисование на классной доске // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 13. — С. 177−180.
- Вейнберг П. Гимназисты-актеры и писатели. Письмо в редакцию // Русская школа. 1904. — № 7−8. — С. 163−168.
- Велский (Великопольский) А. Записки педагога. СПб., 1909. — 227 с.
- Виппер Р. Специальная подготовка преподавателя средней школы, или поднятие его положения. М., 1898. — 25 с.
- Владимирский Ф. Пение в жизни и школе // Педагогический листок. 1907. — № 8. — С. 553−562.
- Власенко Н. О посещении моими ученицами театра // Салтыкова М. Н. Хроника воскресных школ. М., 1900. — С. 268−270.
- Вопросы народного образования в Московской губернии. Вып. 2 / Сост. В. В. Петров. — М., 1899. — 195 с.
- Всероссийский учительский съезд // Народный учитель. 1914. № 11 12.-c.3- 10.
- В. В-ский Домашний спектакль учеников Виленской классической гимназии // Виленский вестник. 1869. — № 25.
- В.Ш. К вопросу о спектаклях в учебных заведениях (Из письма в редакцию) //Педагогический сборник. 1883. № 3. — С. 215−222.
- Генкель Г. Народное образование на Западе и у нас. СПб., 1906. -153 с.
- Георгиевский J1. «Царь Эдип» на сцене «Китайского театра» в Царском Селе // Всемирная иллюстрация. 1893. 1-е полугодие. № 17.
- Гимназия имени И. и А. Медведниковых в Москве // Русская школа. 1904. — № 12. Педагогическая хроника. — С. 75−81.
- Грингмут В. О постановке «Антигоны» Софокла в Царскосельской гимназии и Лицее Цесаревича Николая // Московские Ведомости. -1891. -№ 155.
- Грингмут В., Шепелев Н., Любомудров С. Ученические спектакли в женской классической гимназии. М., 1897.
- Двадцатилетие московской частной гимназии Ф. И. Крейман. М., 1884.
- Дети на театральных подмостках // Учитель. 1866. — Т. У1. — № 1. -С.35−36.
- Детские досуги, или Собрание повестей, анекдотов, исторических статей, драматических пьес к детскому понятию. Издал Иван Сле-пин при помощи литераторов. СПб, 1829. — 373 с.
- Детский домашний театр. Художественный сборник избранных пьес для детских домашних спектаклей. Сост. И. Корецкий. СПб, Б.г. — 40 с.
- Детский отдел на летних гуляньях. Невского общества устройства народных развлечений // Народный театр. Сборник. М., 1896. С.37−40.
- Детский театр и живые картины. Собрание театральных пьес и сюжетов для живых картин, с объяснением устройства домашнего театра и постановки живых картин / Сост. Ал.П. СПб., 1852. — 4.1. -204 с. 4.2.-224 с.
- Детский театр. Каталог изданий Н. Н. Бахтина. Г1г., 1915.- 12 с.
- Ежегодник народной школы. Вып. 1 / Под ред. В. И. Чарно-луского. — М., 1908. — 461 с.
- Заборский А. К вопросу о комбинации полезного с приятным // Педагогический листок. 1903. — № 5.
- Звягинцев Е. А. Народная жизнь и школа. Вып. 1, — М., 1915. -130 с.
- Звягинцева А. Вредны ли спектакли для детей? // Вестник воспитания. 1904.-№ 7.-С. 73−98.
- Игнатов И.Н. Театр и зрители. М., 1916. — 342 с.
- Идеалы народной школы / Сост. 0. В. Кайданова. М., 1905. — 39 с.
- Интеллигенция в России: Сб. ст. СПб. 1910. — 259 с.
- Кирьяков В. В. Съезд учителей земских школ Московского уездного земства // Русское Богатство. 1902. — № 1. — С. 224 -256.
- Клетнова Е. О театре для детей // Русское дело. 1889. — № 2.
- Комедия Аристофана на сцене частной гимназии Крейман // Московские Ведомости. 1884. — № 23.
- Конорская М. Детский театр, его вред и польза. (Книжки «Педагогического листка», «Задушевного слова») 1901. — Изд. Вольфа. — 16 с.
- Коровяков Д.Д. Искусство выразительного чтения. Опыт систематического изложения теоретических основ и приемов преподавания. -СПб., 1892, — 160 с.
- Косоротов А. Небо на сцене // Театр и искусство. 1910 — № 30.
- Кошкина Н. Детские развлечения // Воспитание и обучение .- 1904. -- № 4. С. 175−180.
- Кремлев А.Н. К вопросу о так называемом детском театре // Труды второго всероссийского съезда по педагогической психологии в С. Петербурге в 1909 г. 1−5 июня. СПб., 1910. — С. 346−349.
- Крон С. Дети на сцене // Петербургская жизнь. 1900, — № 484.
- Круглов А. Детский театр // Вестник Воспитания. 1893. — № 3.
- Крымский С. Воспитание и театр // Семья. 1903. — № 50. — С. 8−9.
- Лавров Я. Записки по педагогике и дидактике. 2-е изд. — Псков, 1913.-324с.
- Ландграф Замечательное психологическое явление // Киевлянин. -1869.-№ 14.- С. 1.
- Локог Т., профессор. Пощадите детей! (О кинематографе) // Новое время. 1910. -№ 12 423.
- Луговой А. О росте и упадке. XVII. // Новости. 1902. — № 219.
- Манассеина 11. Праздник // Художественно-педагогический журнал- 1910.-№ 7.
- Менщиков А. Педагогический праздник в Москве // Московские Ведомости. 1866. — 16 апреля.
- Межуев П. Г. Современная школа в Европе и Америке. М., 1912.- 247 с.
- Миронов А.А. Задачи и средства эстетического воспитания в средней школе. // Русская школа. 1901.- № 12.
- Мищенко Л. Игры детей и художественное воспитание // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 12. — С. 161 -165.
- Мищенко Л. Психология искусства и фантастические образы // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 23. — С. 333−335.
- Музей русской старины кн. М. К. Тенишевой // Художественно-педагогический журнал. 1911. № 11. — С. 151−152.
- М.Ив.Ш-фъ Детский театр // С-Петербургские Ведомости. 1902.-№ 226.
- Народное образование в Соединенных Штатах Северной Америки. Высшее, среднее и низшее. СПб., 1895. — 490 с.
- Народное образование на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году / Сост. Е. Ковалевский. СПб., 1897- 361 с.
- Николаев С. Античные трагедии на ученической сцене // Педагогический еженедельник. 1893−1894. № 12.
- Н.М. Ученические развлечения // Педагогический еженедельник. -1893−1894. -№ 1.
- Образовательные спектакли П. И. Вейнберга // Искусство. 1883. — № 8.
- Обухов А. М. Ближайшие практические вопросы народного образования в России. М., 1910. — 207 с.
- Общее дело: Сб. ст. по вопросам распространения образования среди взрослого населения. --. Вып. 1. 2-е изд. — М., 1905. — 479 е.- Вып. 2. — М., 1902 — 556 е.- Вып. 3. — М., 1912. — 441 е.- Вып. 4. — М., 1912. -473 с.
- Остен-Дризен Н. В. Влияние театра на юношество (Доклад барона Н.В. Остен-Дризена «Влияние театра на юношество». Протокол заседания общего собрания СПб. Родительского кружка 6 февраля 1910 г.// Воспитание и обучение. 1910. — № 10.
- Острогорский А.Н. Репертуар школьных пьес // Педагогический сборник. 1883. -№ 3. — С. 204−214.
- Острогорский А.Я. Предисловие к книге К.Гильти «Счастье» / Памятная книжка Технического училища за 1900 /01 учебный год. -СПб., 1901.- 162 с.
- Острогорский В.П. Выразительное чтение как предмет обучения // Педагогический листок. 1895. — № 3. — С. 19−32.
- Острогорский В.П. Несколько примерных уроков обучения детей выразительному чтению // Педагогический листок. 1895. № 4. — С. 20−38.
- Отчеты об исполнении «Антигоны» в Петербургской гимназии // Гермес. 1908. -№№ 2, 7.
- Петров Г. С. Школа и жизнь. 8-е изд.- СПб., 1903. -174 с.
- Поворинская В. Нервность детей и детский театр // На помощь матерям. 1905. -№ 3.
- Покатилов 3. (Бывший народный учитель). Детские спектакли и их влияние на развитие детей // Русский начальный учитель. 1889. -№ 12. Приложение. — С. 220−225.
- Пробуждение и развитие художественного вкуса в детях // Художественно-педагогический журнал. — 1911. № 15. — С. 209−210.
- Профессиональные учительские организации на Западе и в России: Сб.ст.-Пг., 1915. -295 с.
- ЮО.Пругавин А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. 2-е изд.- СПб., 1895. — 547 с.
- Розанов В. В. Сумерки просвещения: Сб. статей по вопросам образования. СПб., 1899. — 240 с.
- Ростиславов А. Детскость в театре // Театр и искусство. 1910.- № 43.
- Ростиславов А. О детских спектаклях // Художественно-педагогический журнал. 1910. — № 3.
- Румянцев Н. Детский праздник // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 8. — 97−98.С.
- Румянцев Н. О развитии творчества у детей // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 13. — С. 181−182.
- Румянцев Н. Е. Педология, ее возникновение, развитие 9 и отношение к педагогике. СПб., 1910. — 82 с.
- Румянцев Н. Обучение рисованию в связи с лепкой в первоначальной школе // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 1. -С. 7−8.
- Суздальцев К. Кооперация и просвещение. М., 1915.-47 с.
- Театральные представления детей и подвижные игры детского сада //Детский сад. 1867.-№ 11−12. — С. 406−410.
- Театр для пользы юношества. Пер. с франц. М.: Университетская типография, 1779−1780. — 412 с.
- ПЗ.Тичер П. Драматизация как один из методов современной школы // Народное образование. 1910 — № 11−12.
- Труды педагогической лаборатории при Московском педагогическом собрании / Под ред. А, Н. Бернштейна. Вып. 1.-М., 1909. -60 с.
- Учебные заведения Ведомства Императрицы Марии. Краткий очерк.-СПб., 1906.-470 с.
- Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России. М., 1908. — 212 с.
- Фальборк Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. -СПб., 1899. 264 с.
- Федоров Б. Предисловие к книге «Детский театр». Изд. 2-е. СПб., 1835. 4.1. — С. 1-XVIII.
- Франс А. Детские игрушки // Художественно-педагогический журнал. 1911. -№ 1. — С. 1−3.
- Хижнякова М. Музыкальное образование в средней школе // Художественно-педагогический журнал. 1911. ~№ 7. — С.81−82.
- Чарнолуский В. И. Вопросы народного образования на первом Общеземском съезде-М., 1912. 130 с.
- Чарнолуский В. И. Итоги общественной мысли в области образоваIния. СПб., 1906−78 с.
- Чарнолуский В. И. Настольная книга по внешкольному образованию.-2-е изд.-Т. 1,-СПб., 1913.-501 с.
- Чарнолуский В. И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб., 1909. — 90 с.
- Чарнолуский В. И. Учительские организации в России. М., 1908.- 146 с.
- Частный почин в деле народного образования. М., 1896.~ 361 с.
- Чехов Н. В. Народное образование в России с бО-х годов XIX века. -М., 1912.-224 с.
- Чехов 11.В. Школьные праздники и их воспитательное значение // Тулупов Н. В., Шестаков В. М. «Для народного училища». Вып. VI. -М., 1905.-32 с.
- Чужаиов И. Школьный театр // Спутник средней школы и экстерна.- 1909. № 20−21. — С. 377−378.
- Шадурская 3. Опыт народного театра // Художественно-педагогический журнал. 1911. — № 7. — С. 85−86.
- Шварц А.Н. О постановке «Эдипа в Колоне» Софокла на греческом языке в гимназии Крейман // Годичной отчет гимназии Крейман за 1874 г." М., 1875.
- Шварц А.Н. О постановке «Андрии» Теренция на латинском языке 0, в гимназии Крейман // Годичный отчет гимназии Крейман за 1877 г." М., 1878.
- Щеглов Н.Л. Спектакли и журналы в учительских семинариях // Русская школа. 1904.- № 12.- С. 87−89.
- Эрманс С. О выразительном чтении и ученических спектаклях // Школа и Жизнь. 1907.- № 17−19.
- Янишевский А. О любительских спектаклях в кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1908. — № 10. — С. 303−308.
- Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э. Д. Днепрова, О. Е. Кошелевой. М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1986 .- 230 с.
- Алексеев А. Рождественское древо // Домовой. 1995. — № 12. — С. 25−27.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.-494 с.
- Андрианова-Перетц В. П. Сцена и приемы постановки в русском школьном театре XVII—XVIII вв. // Старинный спектакль в России. -Л., 1928. С. 7−63.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985.-477 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
- Апраскина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М., 1956.
- Аркин Е.А. Дошкольный возраст. Изд. 5-е. М., 1948. — 335 с.
- Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
- Бабушкин Ю.У. Театр (в учебно-воспитательном процессе) // Педагогическая энциклопедия. Т.4. М.: «Советская энцик-лопедия», 1968. -Стб. 219−225.
- Багреева Е.Г. Воспитание музыкой // Советская педагогика. 1986. № 12.-С. 45−46.
- Бахтин Н.Н. Детский театр и его воспитательное значение // Игра. Непериодические издание, посвященное воспитанию посредством игры. № l.-IIr., 1918.-С.5−20.
- Белецкий А. Старинный театр в России Т. 1. Зачатки театра в народном быту и школьном обиходе Южной Руси Украины. — М., 1923.- 103 с.
- Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 263 с.
- Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР. Историко-статистический очерк М.: Статистика, 1964. «195 с.
- Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. Материалы, собранные С. К. Богоявленским. -М., 1914.-189 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1995, — 209 с.
- Бруштейн А.Я. Советский театр для детей // Советский театр. К тридцатилетию Советского государства. Сб. статей. М., 1947. -420 с.
- Вирен В.Н. Студенческий театр при Московском университете // Вестник МГУ. 1949. Вып.З. Сер. обществ, наук, вып. 7. С. 71−81.
- Волков Ф.Г. и русский театр его времени. Сб. материалов / Отв. ред. Ю. А. Дмитриев. 1953. -254 с.
- Воспитательная работа с учащимися IX-XI классов. / Под ред. И. С. Марьенко. М.: АПН РСФСР, 1961.-263 с.
- Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр. От истоков до середины XVIII в.-М., 1957.-262 с.
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории среднего образования в России во второй половине XIX века. Гимназия и учебный процесс в ней// Учен, записки Лен. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Каф. педагогики. 1947. -Т. 50.-252 с.
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Казанского. М.: Учпедгиз, 1950.-274 с.
- Ганелин Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. М.:Учпедгиз, 1940.-407 с.
- Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества // Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. „История русской педагогике с древнейших времен до Великой пролетарской революции“, ч. 1. Сост. Н. А. Желваков. М. 1936.-С. 129- 131.
- Гозенпуд А. Детские театры страны. М., 1976. — 120 с.
- Гончаров Л. 11. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Историч. очерк. М.: Педагогика, 1972. — 320 с.
- Гончаров Н. К. Основы педагогики. М.: Учпедгиз, 1947. — 408 с.
- Гончаров Н. К. Очерки по истории советской педагогики. Киев, 1970.-362 с.
- Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. — 272 с.
- Дадамян Г. Г. Театр в культурной жизни России в годы первой мировой войны (1914−1917). -М.: ГИТИс, 1987.- 77 с.
- Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. -М., 1948. 587 с.
- Дети и театр // Театр. 1986. № 1. С. 106−107.
- Детский революционный театр. М., 1924. — 158 с.
- Детский театр. Под ред. Н.Шер. Л., 1925. — 232 с.
- Дмитриев.С. С. Очерки истории русской культуры начала XX в. -М.: Просвещение 1985. 256 с.
- Днепров Э. Д. Методологические проблемы истории педагогики // Сов. педагогика. 1986. -№ 8. — С. 95 — 102.
- Днепров Э. Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования // Сов. педагогика. 1986. — N 1. — С. 107−114.
- Днепров Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики (1913 1977): Проблемы, тенденции, перспективы. -М.: АПН СССР, НИИ ОГ1, 1981. — 90 с.
- Доватор Р. Л. Педагогическая журналистика в годы первой революции в России // Сов. педагогика. 1985. — N 4. — С. 102 — 106.
- Доватор Р. Л. Педагогическая печать России на рубеже двух веков //Сов. педагогика. 1987.-№ 6.-С. 114−120.
- Доватор Р. Л. Проблемы семейного воспитания в прогрессивной русской педагогике (конец XIX начало XX вв.)// Сов. педагогика. — 1985. -№ 12. — С. 91 -95.
- Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. -152 с.
- Ельницкий К. Очерки по истории педагогики. Пг., 1918.- 129 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., Педагогика, 1990.-240 с.
- Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. 2-е изд. -М., 191 8. — 88 с.
- Зельцер С. А.А.Брянцев. М., 1962.
- Золотарев С.А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. 2-е изд. — Вологда, 1923. — 245 с.
- Золотова Н. Александр Бенуа: воспоминания о празднике // Домовой. 1995. -№ 12.-С.115−120.
- Искусство в школе. Сборник статей. М., 1964.
- Историки спорят. 13 бесед / Под общ. ред. В. С. Лельчука М.: Политиздат, 1988. — 510 с.
- Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова, О. Е. Кошелевой М.: НИИ ОН АПН СССР, 1989. -216с.
- История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России: Сб. науч. тр./Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Е. А. Будилова, В. А. Кольцова. ~М.: Наука, 1990. -216 с.
- Источниковедческие и историографические аспекты русской культуры: Сб. ст. / Под ред. Л. Н. Пушкарева и др.- М.:АН СССР, Ин-т истории СССР, 1984. 212 с.
- История СССР с древнейших времен до наших дней. В 2-х сериях, в 12 т. Т. 6. Россия в период империализма. 1900 -1917 гг. — М.: Наука, 1968.- 854 с.
- Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.-439 с.
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994. — 208 с.
- Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. (Гимназии и реальные училища с конца XIX века до Февральской революции 1917 года). М.: Госучпедиздат, 1947. — 247 с.
- Константинов Н. А. Революция 1905 г. и школа / Доклады АПН РСФСР. 1957. — Т. 1. — С. 69 — 76.
- Крупник Е.П. Формирование художественного отношения школь-никров к искусству // Советская педагогика. 1988. — № 6. — С.22−25.
- Кувыкин В. Л. Философия Вл. Соловьева. Из цикла „Страницы истории отечественной философской мысли“ М.: Знание, 1988. — 60 с.
- Кузьмин М. Н. Школа и образование в Чехословакии (конец XVIII 30-е годы XX вв.). -М: Наука, 1971.-260 с.
- Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во., 1971. -278 с.
- Ларин А.Е. Эстетическое воспитание учащихся профтехучилищ. -Минск, 1981.-334 с.
- Левин Lll. М. Общественное движение в России в 60−70-е годы XIX века. М.: Соцэкономиздат, 1958. — 512 с.
- Лукьянов Б.Г. В мире эстетики: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1983.
- Любинский Л.И. Театр для детей: Облик героя в современной драматургии для детей и юношества. М., 1965.
- Любомудров М.Н. Века и годы старейшей сцены. М.: Сов. Россия, 1891.-256 с.
- Медынский Е. Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. 2-е изд.- М.: Госучпед-издат, 1938. — 512 с.
- Михайлова А.Я. Особенности восприятия спектакля младшими школьниками // Советская педагогика. 1988. № 2. — С. 45−49.
- Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. Малоисследованные проблемы и источники: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОП, 1980. — 294 с.
- Невский В. Свободно-ботанические занятия с детьми // Свободное воспитание. 1918. — № 4−5. — С. 33 — 54.
- Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР: Сб. ст. М.: Мое. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1972. -163 с.
- Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Педагогика, 1981. — 352 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в. / Отв. ред М. Ф. Шабаева. — М: Педагогика, 1973. — 605 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР- Вторая половина XIX века / Под ред. А. И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1976.-600 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М., 1991. — 448 с .
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917−1941 гг. / Отв. ред. Я. П. Кузин, М. Н. Колмакова. М., 1980. -456 с.
- Педагогический поиск / Сост. И. П. Баженова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Перетц В. Г1. Театральные эффекты на школьной сцене в Киеве и Москве XVII и начала XVIII веков. // Старинные спектакли в России. Л., 1928.-С. 64−98.
- Петровский А.В. Вопросы истории теории психологии. Избр. труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
- Петрушин В.В. Взаимодействие школы, семьи, культурно-просветительных учреждений в музыкальном воспитании // Советская педагогика. 1984. № 7. С. 44−47.
- Пискунов А. И. О проблематике историко-педагогических исследований на современном этапе // Сов. педагогика. 1964. — N 5. — С. 99- 104.
- Плеханов А. В. Очерки по истории русской революционно-демократической педагогики. Вып. 1. — Владимир, 1973. — 240 е.- Вып. 2. — Владимир, 1974. — 208 с.
- Плохова М.Г. Совершенствование системы эстетического воспитания школьников // Вопросы истории школы и педагогики на этапе зрелого социализма. Сб. научн. трудов. НИИ ОГ1 АПН СССР. М, 1985.-С. 119−129.
- Плохова М.Г. Эстетическое воспитание во внешкольных учреждениях (1960−1980) // Советская педагогика. 1984. № 1. С, 110−115.
- Плюхин В.У. Формирование эстетической активности школьников // Советская педагогика. 1988. № 9. С. 35−40.
- Полозова Т.Д. Карл Маркс О воспитательной роли искусства // Советская педагогика. 1988. № 5. С. 21−27.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. -280 с.
- Привалова Е. Г1. А. Т. Болотов и театр для детей // ХУШ век. Сб.З. -M.-J1., 1958.-С. 242−261.
- Проблемы истории общественных движений и историографии М.: Наука, 1971.-472 с.
- Программа факультативного курса „Театр как средство эстетического воспитания“ для педагогических институтов. М., 1962.- 16 с.
- Равкин 3. И. Историзм как методологический принцип педагогики // Сов. педагогика. 1985. -№ 10. — С. 47 — 54.
- Равкин 3. И. Методологическая функция историко-педагогических исследований // Сов. педагогика 1984. № 12- - С. 50 — 56.
- Равкин 3. И. Народ и школа: становление традиций демократизации // Сов. педагогика. 1987. — № 11. — С. 12−19.
- Разумный В.А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (Ос-новополагания интегративной педагогики) М., 1999. — 65 с.
- Разумный В.А. Художественная педагогика. М., 1999, — 74 с.
- Раннап Х.Я. Развитие музыкально-певческой культуры учащихся. // Советская педагогика, 1984. С. 44 — 47.
- Ю2.Рашин А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX вв.//Историч. записки. Т. 37.-М, 1951. — С. 28 — 80.
- Рубина Ю.И. Драматический кружок в школе (5−7 кл.). -М., 1956.
- Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. 208 с.
- Русская драматургия последней четверти ХУП и начала ХУШ в. -М., 1972.-368 с.
- Сац Н. И. Дети приходят в театр. М., 1961.
- Седельникова М. В. Н. В. Чехов видный деятель народного просвещения. — М.: Учпедгиз 1960. — 171 с.
- Сетин Ф. Детский театр Андрея Болотова // Театр. 1973. № 9. С. 5557.
- Сказка на сцене. Сборник статей. М., 1964.
- Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. — 222 с.
- З.Смирнов В. 3. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. М.: Госучпедиздат^бЗ. — 312 с.
- Соломатина Т.Б. Развитие общественной инициативы в области начального образования в России второй половины XIX начала XX веков. — М&bdquo- 1999. — 440 с.
- Софронова Л .А. Поэтика славянского театра. М., 1981.
- Стариков Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. Эпоха. Быт. Нравы.-М., 1988.-344 с.
- Степанский А. Д. История общественных организаций дореволюционной России. ~М., 1979.
- Степанский А.Д. Научные общества при высших учебных заведениях дореволюционной России // Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и в СССР. М. 1979. -С. 210−239.
- Такташева Л.Е. Первые спектакли школьного театра и школа „Рождество Христово“ из Соликамска // Панорама искусств. Сб. 5. -М., 1982.
- Театр детства, отрочества и юности. Сборник статей о театре для детей. М.: ВТО, 1972. — 284 с.
- Театр и школа. (Сборники статей). Вып. 1−9. М., 1957−1987.
- Театр юных зрителей. 1922−1927. Опыт работы театра для детей и юношества. Сб. статей./ Под ред. А. И. Пиотровского. Л., 1927. -143 с.
- Тебиев Б.К. и др. Тульский театр. (Историко-искусствоведческий очерк). Тула, 1977. — 247 с.
- Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX веков. — М.:Интеллект, 1996. — 251 с.
- Тебиев Б.К. Хроника общественно-педагогического движения в канун Октября // Сов. Педагогика. 1990. — № 1,2.
- Теория эстетического воспитания / АН СССР, Ин-т философии- Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1979. -255 с.
- Тимирязев К. А. Наука и демократия. Сб. статей.1904 1919 гг. ~ М.: Соцэкгиз, 1963.-498 с.
- Титков Е.П. Образовательная политика Екатерины Великой. М., 1999. — 482 с.
- Уткина Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая половина XIX в.). М.: Наука, 1975. — 317 с.
- Филиппов Вл. Великий русский самородок // Театральный альманах. 1946. № 1(3).-С. 171−185.
- Филиппов Ф. Р. Социология образования М.: Наука, 1980. — 197 с.
- Филиппова Л. Д. Из истории женского образования в России // Вопр. истории. 1963.-N 2.-С. 209−218.
- Фроммет Б.Р. Русский социализм и кооперация. Пг.: Изд-во Кооп. мысль, 1919. — 127 с.
- Хайченко Г. А. Русский народный театр конца XIX начала XX века. -М.: Наука, 1975.-367 с.
- Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. Ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М.: Издательская группа „Прогресс“, „Прогресс-Академия“, 1992. -464 с.
- Хрестоматия по истории педагогики / Под общ. ред. С. А. Каменева. В 4 т. — Т. 4. — Ч. 2. Сост. Н. А Желваков. -М.: Госучпедгиз, 1936. -516с.
- Цимринг С. Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования в России. СПб., 1996. — 230 с.
- Чарнолуский В. И. Основные принципы системы народного просвещения в эпоху русской революции 1905 г. // Нар. просвещение. -1925.-№ 10−11.-С. 34−33.
- Шевченко Г. П. Эстетическое воспитание в школе. Киев: Радянсь-ка школа, 1985. — 246 с.
- Шимбарев П.Н., Огородников И. Т. Педагогика. Учебник для педагогических институтов. М., 1954. — 432 с.
- Ширяева В. Школьный спектакль. М., 1959.- 180 с.
- Школа России накануне и в период революции 1905 -1907 гг.: Сб. научных трудов. / Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. -М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОГ1, 1985. 220 с.
- Школьный театр первой ступени. Методический и репертуарный сборник / Под ред. Н. Гернет и К. Шнейдер. J1., 1933. — 132 с.
- Эстетическое воспитание во внеклассной работе восьмилетней школы. М., 1963.9. ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ
- Агулина С.В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России (середина XIX -начало XX веков): Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1996. — 18 с.
- Андреева И.Н. Основные тенденции развития социальной работы в России (Вторая половина XVIII начало XX века). Автореф. дис.. д-ра пед наук. — М., 1999. — 33 с.
- Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917−1939 гг.): культурологический аспект. Автореф.. дис. д-ра культурологии. М., 1999. — 39 с.
- Болгова A.M. Педагогические воззрения Екатерины II. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1999. — 23 с.
- Вирен В.Н. Московский университет и его влияние на развитие московского театра (XVIII в.). Автореф. дис.. канд. искусствоведения.-М» 1956. 16 с.
- Галкина М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Автореф.. дис. канд пед. наук. М., 1999. — 17 с.
- Козлова О.Н. Гуманизм в воспитании: социокультурные проблемы реализации. Автореф.. дис. д-ра социол. наук. М., 1994.- 32 с.
- Львов К. И. Женское образование в СССР в прошлом и настоящем. (В связи с проблемой совместного и раздельного обучения девочек народов СССР): Дис.. д-ра пед. наук. М., 1946. -767 с.
- Малыгина Е.А. Развитие ориентации художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера). Автореф. дис.. канд. пед наук. М., 2000. 24 с.
- Михайлова М. В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века: Дис. канд. пед. наук. М., 1966. — 311 с.
- Отривной В.П. Формирование творческих способностей подростков в театральной студии. Лвтореф. .дис. канд. пед. наук. М., 2000. 20 с.
- Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917−1967). Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М&bdquo- 1989. — 41 с.
- Смирнова И.Э. Формирование у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях. Авторф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 22 с.
- Соломатина 'Г.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XJX -началаXX века. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. 36 с.
- Тебиев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-политическое движение в России конца XIX начала и XX в.: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1991. — 379с.
- Тебиев Б.К. Проблема внешкольного образования в общественно-педагогическом движении в России конца XIX начала XX в.: Дис.. канд. пед. Наук. — М., 1984. — 190 с.
- Эрман О.Э. Реализация педагогических идей М.К.Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе. Автореф.. дис. канд пед. наук. М., 1999. — 17 с.