Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемное обучение. 
Современные образовательные технологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Умение поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам; наблюдательность, способность закончить работу над проблемой (внедрение решений в практику) до появления у учащихся признаков потери интереса к проблеме. Всю науку можно представить как процесс решения проблем, и, таким образом, проблемное обучение ведет учеников по тому же пути, по которому шли создатели… Читать ещё >

Проблемное обучение. Современные образовательные технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе этого подхода лежит психологический закон: мышление активизируется наличием проблемы. Проблему можно определить как противоречие между исходным и желаемым состояниями объекта, или как противоречие между двумя имеющимися знаниями. При этом подходе содержание учебного материала представляется в виде проблемы, для решения которой нужно получить информацию. Замечательный образец проблемного обучения мы видим в диалогах Сократа.

Всю науку можно представить как процесс решения проблем, и, таким образом, проблемное обучение ведет учеников по тому же пути, по которому шли создатели данной науки. Проблемное обучение формирует научное мышление.

Джон Дьюи, американский философ и педагог, считал, что целью обучения должно быть умение решать жизненные проблемы (так называемый прагматический подход). На занятиях ученики проводили исследования, самостоятельно искали необходимые для решения проблемы знания, а учитель помогал им лишь по их просьбе. Таким образом, проблемное обучение можно определить как «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно ученики приучаются к этому сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний»[1]. В проблемном обучении движущей силой учебного процесса выступает естественная познавательная потребность ученика. Учитель же из транслятора информации превращается в консультанта и помощника.

Значительным препятствием при реализации проблемного подхода является качество личного опыта учащихся, которое должно быть отправным пунктом обучения. Это опыт часто беден, фрагментарен, плохо структурирован, и его ограниченность уменьшает перспективы обучения. Эта проблема решается предъявлением следующих требований к содержанию учебного материала:

  • 1) учащиеся должны почувствовать неудовлетворенность имеющимися у них представлениями, осознать их ограниченность, расхождение с научными представлениями;
  • 2) новые представления (понятия) должны быть ясными и четкими; учащиеся не обязаны верить в них, но должны хорошо представлять их суть;
  • 3) новые представления должны быть правдоподобными, сочетаться в сознании учащихся с уже имеющимися представлениями. Новые представления должны выглядеть потенциально допустимыми[2];
  • 4) новые понятия и представления должны быть плодотворными; они должны быть полезнее старых — способствовать решению значимых проблем, вести к новым идеям, помогать предвидеть или объяснять некие явления; человеческое мышление инертно, и у новых представлений должны быть серьезные причины, чтобы мозг принял их и отказался от старых представлений[3].

Так как учебный материал и учебный процесс в проблемном обучении организованы совершенно иначе, чем в традиционном, педагог должен обладать специфическими характеристиками. Среди них:

  • — сверхчувствительность к проблемам, способность видеть «удивительное в обыденном». Умение находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для них форме;
  • — умение увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих учеников; организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных полевых исследований;
  • — умение поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам; наблюдательность, способность закончить работу над проблемой (внедрение решений в практику) до появления у учащихся признаков потери интереса к проблеме[4].
  • [1] Педагогические технологии: учебное пособие / под ред. В. С. Кукушина. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010. С. 131.
  • [2] Очевидно, когда Джордано Бруно излагал свои взгляды на устройство Вселенной, он не учел этот пункт (прим. авт.).
  • [3] Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. М., 2006. С. 219—220.
  • [4] Чем младше учащиеся, тем быстрее у них наступает утомление и гаснет интерес.(Прим. авт.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой