Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-профессиональная адаптация банковских служащих: На примере региональных коммерческих банков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стимулированию этой важной группы персонала. Особенно осторожно должны банковские менеджеры подходить к полному реформированию организационной системы, так как вторичная социально-профессиональная адаптация будет охватывать в этом случае весь коллектив. Банковскому топ-менеджменту необходимо вести планомерную кропотливую работу по разъяснению необходимости перемен, максимально увеличивать группу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социально-профессиональной адаптации в региональном коммерческом банке
    • 1. 1. Понятие социально-профессиональной адаптации
    • 1. 2. Особенности социально-профессиональной адаптации в региональном коммерческом банке
    • 1. 3. Зарубежный опыт организации социально-профессиональной адаптации в коммерческих банках
  • Глава 2. Механизмы социально-профессиональной адаптации в региональных коммерческих банках
    • 2. 1. Социально-профессиональная адаптация в кадровой политике банка
    • 2. 2. Структура, технологии социально-профессиональной адаптации вновь принятых банковских сотрудников
    • 2. 3. Социально-профессиональная адаптация банковских служащих в условиях перемен

Социально-профессиональная адаптация банковских служащих: На примере региональных коммерческих банков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования социально-профессиональной адаптации банковских служащих определяется особенностями перехода Российского общества к рыночной экономике, значительными изменениями в социальных структурах, возникновением нового социального институтакоммерческого банка, практической необходимостью выделения основных факторов и критериев успешности адаптации в такой сложной с социологической точки зрения профессиональной страте как банковские служащие.

В настоящее время все большее значение для развития рыночных отношений приобретает кредитно-финансовая сфера, в которой значительное место занимают региональные коммерческие банки.

Банки — это не только экономические, но и социальные институты, осуществляющие аккумуляцию денежных средств вкладчиков, юридических лиц, и вкладывающие эти денежные средства в социально-экономическое развитие регионов.

Повышение роли банков в условиях развития рыночных отношений привело к увеличению объема их работы, к повышению требований к их сотрудникам. Банковские служащие составляют достаточно многочисленную группу населения регионов России, значительную часть среднего класса, который служит опорой экономических преобразований в стране в целом. В связи с этим нельзя не переоценить проблемы повышения эффективности работы персонала банков, пополнения коллективов региональных банков за счет новых сотрудников, адаптации банковского персонала к изменениям внешней среды и внутренней организации. Невнимание к этим вопросам может привести к снижению профессиональной и социальной компетенций финансово-кредитных специалистовчто в свою очередь может привести к срывам взаимных платежей и расчетов, к дезорганизации инвестиционной деятельности, к несвоевременным выплатам зарплат, пенсий, пособий и к другим негативным социальным последствиям.

Во многом успех того или иного банка определяется уровнем личностных, социальных, профессиональных и технологических компетенций его сотрудников. Получить и не растерять все виды компетенций помогают четко прописанные технологии и методики социально-профессиональной адаптации, которыми пользуется банк для оптимизации деятельности своего персонала. Практический опыт работы показал недостатки в специальных знаниях банковских топменеджеров в области социологии адаптации, как новых сотрудников, так и методик доадаптации (вторичной адаптации) специалистов, проработавших многие годы в том или ином банке.

Поэтому необходимо научно-теоретическое осмысление этого сложного вопроса: изучение взаимосвязи профессиональной страты и ее отношения к формирующемуся в России среднему классу, осмысление сути социально-профессиональной адаптации и влияние на ее успешность организационной (корпоративной) культуры, выяснение роли воспитания организационной приверженности как окончательного критерия адаптации и включенности в профессиональную страту, различения особенностей первичной и вторичной социально-профессиональной адаптации — и, в конечном счете, выработка эффективных управленческих механизмов, технологий, институтов, регулирующих процесс социально-профессиональной страте в регионах России.

Состояние и степень разработанности проблемы.

Исследование процессов социально-профессиональной адаптации банковских служащих возможно только на интегративном, междисциплинарном уровне, используя в исследовании данные психологии, экономики, педагогики. Впервые обратили внимание на проблемы адаптации естественные науки, в первую очередь биология. Социология стала заниматься вопросами адаптации индивидов в условиях общественного окружения только в начале 20-го века. Основы теории социальной адаптации были заложены в работах Л. Бристола, Г. Четтертона-Хила, Дж. Томсона, М. Тропа, Ф. Знанецкого и др /23, 30, 65, 58. 76, /.

В настоящее время в науке накоплен значительный теоретический и практический потенциал в исследовании данного вопроса. Большой вклад внесли в теоретико-методологическом плане изучения адаптации П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Лион, Д. Мид, Д. Моренко и многие другие. Они рассматривали эту проблему в основном с точки зрения теории ролей, как приспособление индивида к предписанным нормами, социальным ролям /104, 105.81.82, 83,58, 73.74/.

Среди отечественных авторов, заложивших теоретическую базу социологий адаптации, следует назвать Т. Н. Вершинину, Т. И. Заславскую, Л. Н. Когана, И. А. Милославову, Г. Н. Осипова, В. Г. Подмаркова, Л. Л. Шпак, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова и др. Их исследования были тесно связаны с разработками психологов, педагогов, А. В. Бушлинского, Л. С. Выгодского, А. Л. Журавлева, О. И. Зотовой, Т. Л. Александровского, А. С. Гусевой, С. Я. Батышева и др/22, 47, 61. 58, 85, 123. 124, 128. 129/.

Большую часть трудов по социологии адаптаций в 60−90-е годы 20-го века была написана на стыке социологии, экономики, психологии. В странах Восточной Европы наиболее активно исследования адаптации проводились в Польше (К. Загульский, С. Новаковский, Я. Щепаньский,.

М. Ярошинская), Чехословакии (Ф.Круттой, Ш. Пльшко), Румынии (Э.Крац) и др/ 58, 125/.

За последнее время к проблеме социальной адаптации обратился целый ряд отечественных ученых: JI.A. Беляева, А. А. Возьмитель, З. Т. Голенкова, J1.A. Гордон, М. К. Горшков, Э. В. Клопов, J1.B. Корель, С. П. Кузнецов, Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова, О. М. Дудина, М. А. Ратникова,.

A.Н. Демин, В. В. Травин, В. А. Дятлов, Р. Г. Яновский, Е. Г. Ясин и многие другие / 16, 25, 29, 30. 31, 32, 33, 58. 62, 64, 40, 37, 113, 132, /.

В работах JI.A. Беляевой, JI.A. Гордона, А. Г. Здравомыслова, Т. И. Заславской, Л. И. Новиковой, В. О. Руковишникова, В. Г. Федотовой, В. А. Ядова и других выдвинут ряд фундаментальных положений о социальной адаптации в контексте модернизации российского общества как длительного многоуровнего сложного процесса. Проблема адаптации в аспекте реформирования российского общества в социально-экономическом и политическом планах отражена в работах Б. А. Грушина, Э. С. Демиденко, А. В. Дмитриева, Т. И. Заславской, В. А. Мансурова, Н. М. Римашевкой,.

Р.В. Ривина, О. Н. Яницкого и др / 16, 30, 31, 47, 58, 128, 129/.

Системно и целостно в плане социально-экономического подхода были описаны проблемы адаптации в исследованиях Н. А. Антонова, Ю. П. Аверина, Г. Н. Бутырина, JI.A. Гордона, А. В. Дмитриева, Е. И. Морозова, Ю. М. Резника, А. И. Сухарева, В. А. Ядова, С. А. Яцкевича и многих других/30, 31,38.47 38, 39,58, 75,. 93, 111, 128, 129/.

Проблемы адаптации были эмпирически подробно представлены в 90-х годах 20-го века в ряде экономических дисциплин: общем менеджменте, управлении персоналом (А.Р.Алавердов, А. И. Наумов, О. С. Виханский, Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова, О. М. Дудина. М. А. Ратникова,.

B.В. Травин, В. А. Дятлов, А. Н. Демин, И. П. Попова, Бершовой JI.B. и др.) 9, 24, 64, 40, 113, 37,17/. Ученые ограничивали себя рамками изучения профессиональной адаптации в новом коллективе.

Несмотря на большое количество исследований по вопросам адаптации, недостаточно подробно были исследованы и теоретически осмыслены вопросы социально-профессиональной адаптации, феномен которой исследуется на стыке общего менеджмента, социологии, педагогики, психологии, экономики и управления персоналом. Многие работы рассматривают узко профессиональную адаптацию как приспособление к трудовому коллективу, не обращая внимания на социологическую составляющую вхождение в профессиональную страту. Исследуя подробно первичную адаптацию как вхождение в новый производственный коллектив, ученые не занимались рассмотрением не менее важного процесса — доадаптации, вторичной социально-профессиональной адаптации организаций, коллективов и отдельных сотрудников. Комплексное исследование социально-профессиональной адаптации в условиях регионального коммерческого банка, а также ее социальные институты, технологии, факторы и критерии успешности не нашли пока широкого отражения в научной литературе и диссертационных исследованиях. Это и обусловило выбор темы, объекта, предмета, целей и задач настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования — выявление социальных особенностей профессиональной адаптации банковских служащих, определение меняющихся приоритетов в ее структуре, и их влияние на социальные институты, технологии, факторы и критерии успешности адаптации.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

— анализ и обоснование теоретико-методологических подходов к изучению процессов социально-профессиональной адаптации с учетом выявления новых знаний, полученных общественными науками социально-политическими и экономическими изменениями в регионах России;

— определение и описание особенностей социально-профессиональной группы <банковские служащие>;

— анализ факторов и критериев социально-профессиональной адаптации банковских служащих;

— выявление конечной цели и критериев успешности первичной и вторичной социально-профессиональной адаптации банковских служащих;

— выявление взаимосвязи принадлежности банковских служащих к среднему классу с успешностью их социально-профессиональной адаптации;

— выявление изменений приоритетов в элементах структуры социально-профессиональной адаптации в региональном коммерческом банке;

— разработка технологий, механизмов и управленческой организации социально-профессиональной адаптации в условиях регионального коммерческого банка.

Объект исследования — социально-профессиональная группа <банковские служащие>.

Предмет исследования — процессы социально-профессиональной адаптации служащих в региональных коммерческих банках, факторы, обуславливающие ее специфику.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общие положения и принципы теоретической социологии в сфере социальных институтов, структур, процессов и технологий, а также социологии управления. Изучение процессов адаптации было проведено с позиций системного подхода, институционального и структурно-функционального анализа, позволяющих изучать процессы социальнопрофессиональной адаптации в условиях регионального коммерческого банка.

Эмпирическую базу исследования составили материалы разовых и серийных исследований, проведенных в период 2000;2002 года под руководством и непосредственным участием автора в региональных банках г. Пензы, Саранска, Курска, Екатеринбурга, Уфы. При проведении исследований использовались методы массового опроса, наблюдения, фокус групп, анализа документальной информации и статистических данных.

Научная новизна. Результаты диссертационной работы позволили комплексно раскрыть взаимосвязь основных факторов и специфики адаптации в условиях регионального коммерческого банка:

— адаптировано понятие <�социально-профессиональная адаптация> к группе <банковские служащие>;

— обосновано положения о взаимосвязи социально-профессиональной адаптации персонала с корпоративной культурой банка;

— описаны и проанализированы зарубежные модели адаптации;

— введено понятие <банковской личности> как основной особенности социально-профессиональной страты;

— выявлена связь кадровой политики банка в области адаптации с проблемой формирования в России среднего класса;

— определены, описаны и проанализированы особенности социально-профессиональной адаптации банковских служащих в условиях перемен;

— выявлена связь структурных компонентов социально-профессиональной адаптации с корпоративно-культурным элементом развития организации и их влияние на формирование <банковской личности>;

— выявлена зависимость успешности социально-профессиональной адаптации от уровня образования, материального достатка, возраста и стажа работы в банке;

— определена основная цель социально-профессиональной адаптациивоспитание организационной приверженности.

В соответствии с целью и задачами диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1) успешная социально-профессиональная адаптация предполагает включение в новую профессиональную страту;

2) социально-профессиональная адаптация имеет две стороны: адаптацию для самого сотрудника, адаптацию для организации, которые имеют различные цели, задачи, технологии, для полной и успешной социально-профессиональной адаптации необходимо совмещение этих двух сторон, которые совмещаются благодаря положительной корпоративной культуре;

3) целью любой социально-профессиональной адаптации в страте и производственном коллективе является воспитание организационной приверженности;

4) основными факторами успешности социально-профессиональной адаптации являются принадлежность к среднему классу, которая зависит от уровня образования и уровня материального дохода, и возраста и стажа работы в банке;

5) определенным условием оптимизации процесса социально-профессиональной адаптации молодежи в Пензенском регионе является функционирование уникального социального института — учебного детского банка;

6) четко прописанные технологии и мониторинг являются важными условиями социально-профессиональной адаптации в организации.

Научно-практическая значимость работы. Основные положения диссертации и рекомендации уже успешно применяются в кадровом менеджменте ОАО Пензенского Губернского банка <Тарханы> и могут быть использованы в научно-исследовательской работе при изучении адаптации профессиональных групп населения в условиях других регионов, других предприятий и при подготовке конкретных управленческих решений.

Результаты проведенных исследований докладывались на административных совещаниях, на заседаниях правления банка <Тарханы>, освещались в СМИ. Материалы диссертации могут использоваться при разработке учебных программ и пособий по курсам <управление персоналом>, <социология управления>, <общий менеджмент^ Предполагается разработка спецкурса < социально-профессиональная адаптация в производственных коллективах>.

Апробация работы. Апробация положений диссертации проводилась на Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза 2001 г.) на научной конференции профессорско-преподавательского состава Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры «^Государственное и муниципальное управление Пензенского государственного университета (2002 г.) и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации отражены в четырех работах общим объемом 2,2 п.л.

Структура работы. Текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы, содержит 23 таблицы и приложения.

Заключение

.

Настоящая диссертационная работа посвящена изучению социально-профессиональной адаптации сотрудников в условиях регионального коммерческого банка. В качестве начального положения исследования был определен факт связи социализации и социально-профессиональной адаптации. Результатом успешной социально-профессиональной адаптации является вхождение в новую профессиональную страту «банковские служащие». Социально-профессиональная адаптация является сложным научным феноменом и имеет социологическую, педагогическую и экономическую составляющие.

В работе определены характеристики профессиональной страты «банковские служащие», которая состоит в свою очередь из подстрат (банковские руководители, экономисты, бухгалтеры, кассиры).

В работе различаются первичная и вторичная социально-профессиональные адаптации, которые имеют аналогичную структуру:

— профессиональную адаптацию;

— социально-психологическую;

— организационную;

— экономическую;

— психофизиологическую.

Любая адаптация имеет две стороны:

— адаптацию для самого сотрудника;

— адаптацию для организации.

Эти две стороны имеют различные ценности и приоритеты. Для успешной социально-профессиональной адаптации необходимо совмещение этих двух сторон. Они объединяются положительной корпоративной культурой, которая является фактором формирования у сотрудников организационной приверженности, которая является окончательным критерием успешности социально-профессиональной адаптации.

Первичная и вторичная социально-профессиональные адаптации, их особенности, технологии и структуры, определяются, кадровой политикой, которая меняется в зависимости от изменений внешних и внутренних условий развития предприятия. За все время существования региональных коммерческих банков проводилось три различные кадровые политики, зависящие от исторического развития рыночных отношений в России:

1. Кадровая политика до 1996 года;

2. Кадровая политика в 1997;1998 годах;

3. Кадровая политика с 1999 года.

Факторами успешности первичной социально-профессиональной адаптации являются:

1. Успешное вхождение в профессиональную страту;

2. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии;

3. Воспитание организационной приверженности.

При вторичной социально-профессиональной адаптации следует различать адаптацию всего коллектива к глобальным переменам внутренней и внешней сред предприятия и адаптацию отдельных сотрудников при горизонтальных и вертикальных перемещениях внутри предприятия.

Факторами успешности вторичной социально-профессиональной адаптации всего коллектива являются:

1. Сохранение сплоченного работоспособного коллектива;

2. Сохранение устойчивого положительного отношения к профессии;

3. Сохранение организационной приверженности.

Факторами успешности вторичной социально-профессиональной адаптации при перемещениях отдельных сотрудников являются:

1. Успешное вхождение в новую профессиональную подстрату;

2. Воспитание устойчивого положительного отношения к новой профессии;

3. Сохранение организационной приверженности.

Таким образом, основой успешной социально-профессиональной адаптации является факт вхождения сотрудника в новую профессиональную страту. Смысл вхождения в страту состоит в превращении «экономической личности» в «банковскую личность».

Этот процесс представляет собой экономическую и профессиональную социализацию и формирование высоко квалифицированного банковского специалиста. «Банковская личность» определяется следующими характеристиками:

— принадлежностью к страте банковские служащие;

— уровнем знаний банковского бизнеса, банковских технологий, наличием определенных навыков, умений в области практической работы;

— индивидуальными психологическими характеристиками (пол, черты характера, уровень развития интеллекта, наличие определенных психологических характеристик);

— уровнем развития корпоративной культуры, экономических отношений на производстве, уровнем организационных отношений в банке.

Типичной банковской личностью является женщина 35−40 лет с высшим экономическим образованием (в большинстве случаев / 69% экономическое образование является базовым, в 31% случаев — базовым является техническое образование). Как правило, банковская личность характеризуется такими качествами как трудолюбие, вдумчивость, усидчивость, высокий уровень самоконтроля, аналитический склад ума, требовательность к себе и подчиненным. Навыки практической работы характеризуются свободным владением компьютерной техникой на уровне пользователя, знанием технологий работы в области кредитного анализа, работы с ценными бумагами, навыками обращения с наличной иностранной валютой и рублями. Банковская личность не ограничивает пределы своей компетенции рамками должностной инструкции и правилами внутреннего трудового распорядка, в случае необходимости сотрудник готов посвятить своей работе выходные и праздничные дни, отлично понимая, что его благосостояние напрямую зависит от благополучия и процветания банка. Настоящий банковский сотрудник полностью разделяет нормы и правила организационной культуры и корпоративного поведения.

Существенным критерием, влияющим на успешность вхождения в новую профессиональную страту, является принадлежность к среднему классу. Признаками соотнесенности со средним классом являются:

1. Высокий уровень образования;

2. Соответствующий уровень материального дохода.

Средний класс состоит в свою очередь из нескольких подгрупп в зависимости от образования и уровня дохода:

1. Верхний средний класс;

2. Средний средний класс;

3. Нижний слой среднего класса.

57% сотрудников исследованных региональных коммерческих банков принадлежат к среднему классу. Они наиболее быстро и относительно безболезненно адаптируются к новым условиям профессиональных страт.

Социальные технологии, институты и приоритет структуры первичной социально-профессиональной адаптации зависят от особенностей четырех групп банковского персонала:

1. Старшие опытные работники, проработавшие в банковской системе многие годы;

2. Новые сотрудники среднего возраста, сменившие в результате рыночных реформ старые профессиональные страты;

3. Молодые специалисты;

4. Люди, не имеющие четко выраженных профессиональных симпатий, но обладающие обширными личностными, профессиональными и деловыми связями.

Обычным социальным институтом адаптации является банковский коллектив. ОАО Пензенский губернский банк «Тарханы» организовал несколько лет назад уникальное учебное заведение — учебный детский банк, который стал важным региональным социальным институтом не только социально-профессиональной адаптации в банковском коллективе, но и социальным институтом адаптации всей молодежи к рыночным реформам.

Социальные институты, технологии, и структура приоритетов вторичной социально-профессиональной адаптации зависят от особенностей профессиональных подстрат:

1. Банковские руководители;

2. Экономисты;

3. Бухгалтеры;

4. Кассиры.

Эти подстраты различаются по уровню образования, материального дохода.

Успешность первичной социально-профессинальной адаптации зависят от уровня образования и материального достатка.

При вторичной социально-профессиональной адаптации, необходимость которой возникает при вертикальных перемещениях, следует различать перемещения, в результате которых повышается или понижается социальный статус и материальное благосостояние. Важным фактором успешности вторичной социально-профессиональной адаптации при горизонтальных перемещениях, которые влекут за собой снижение социального статуса и материального благосостояния, является возраст и стаж работы сотрудников в банке.

Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать банковскому менеджменту неуклонно совершенствовать корпоративную культуру организации, воспитывать организационную приверженность, снижать текучку кадров, повышать уровень образования и материального дохода рядового банковского сотрудника. Особенно серьезно следует подходить к процессу найма и введению в должность вновь принятых сотрудников. Необходимо разрабатывать совершенные технологии и системы найма персонала, изучать индивидуально-психологические характеристики соискателей на вакантные должности, определять их уровень интеллектуального развития, коммуникативной компетенции. Очень важно совершенствовать процесс мониторинга испытательного срока, вовремя определять организационные, социально-психологические, экономические и другие трудности социально-профессиональной адаптации. Необходимо уделять большое внимание формированию штата наставников, к которым должны относится наиболее опытные профессионалы, обладающие высоким уровнем коммуникативной компетенции и ¦ педагогическими способностями. В качестве совершенствования работы с наставниками руководителям надо разрабатывать мероприятия по материальному и моральному.

146 стимулированию этой важной группы персонала. Особенно осторожно должны банковские менеджеры подходить к полному реформированию организационной системы, так как вторичная социально-профессиональная адаптация будет охватывать в этом случае весь коллектив. Банковскому топ-менеджменту необходимо вести планомерную кропотливую работу по разъяснению необходимости перемен, максимально увеличивать группу сотрудников, поддерживающих реформы, формировать команду из своих единомышленников, так как «Все хозяйственные операции можно свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать» / 130, с. 10/.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Москва, 2002.
  2. Договор № 001 от 19 февраля 1998 года между КБ «Тарханы» и Пензенским технологическим институтом о сотрудничестве и организации обучения. Пенза, 1998.
  3. Дополнительное соглашение к договору № 001 от 19 февраля 1998 между КБ «Тарханы» и Пензенским технологическим институтом о сотрудничестве и организации обучения.
  4. Инструкция Центрального банка Российской федерации № 75-И.
  5. Положение об учебном детском банке. Пенза, 1994.
  6. Совместное решение Администрации г. Заречного и КБ «Тарханы» о создании учебного детского банка. Пенза, 1995.
  7. Совместное решение о создании учебного детского банка в г. Сердобске. Пенза, 1996.
  8. А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. М., 1997.
  9. Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий. // Социологические исследования. 2000. № 8.
  10. И.В. и др. Экономическая психология. СПБ, 2000.
  11. Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегия негативной адаптации. // Социологические исследования. 1993. № 4.
  12. . Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности. // Американская социология. М., 1972.
  13. С .Я. Реформа профессиональной школы (опыт, поиск, задачи, пути реализации).-М., 1987.
  14. А.В., Луковников Н. Н. О социально-психологическом климате в коллективе. // Банковское дело 1994. № 7.
  15. Л.А. Российское общество в преддверии рынка. // Мир России 1992. № 1
  16. Л.В. Адаптация работников в новых условиях. // Справочник кадровика 2001. № 6.
  17. Бестужев-Л ада И. В. Нормативное прогнозирование. Возможные пути реализации целей общества М., 1987.
  18. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. 1978.
  19. Бор М.З., Пятенко В. В. Стратегическое управление банковской деятельностью. -М., 1995.
  20. М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведениям., 1995.
  21. Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск, 1986.
  22. P.P. Социальная адаптация работника к трудовой деятельности. Автореф. дис. канд. наук. М., 1998.
  23. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995.
  24. А.А. Способы бизнеса и способы жизни Российских предпринимателей М., 1997.
  25. Л.С. Собр. соч. В 2-х тт. Tl. М., 1982.
  26. Е.С., Герчиков В. И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров. //Социологические исследования.-2000. № 10.
  27. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979.
  28. З.Т. и др. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., Институт социологии РАН. 1996.
  29. JI.A. Социальная адаптация в современных условиях. // Социологические исследования 1994. № 8.
  30. Л.А., Клопов Э. В. Современные общественно-политические преобразования в масштабе социального времени. // Социологические исследования. 1998. № 1.
  31. М.К. Человек и карьера. М., 1991.
  32. М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России. // Социологические исследования. 2000. № 3.
  33. П.С., Шнайдерман М. Р. Адаптивные системы. Рига, 1972.
  34. Т. Дети поражения. // Эксперт. 2001 № 23.
  35. А.С., Жданов О. И. Психологические аспекты профессиональной адаптации в условиях рыночных отношений.// Банковское дело.- 1997. № 9.
  36. А.Н., Попова И. П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации.// Социологические исследования 2000. № 5.
  37. А.В., Тощенко Ж. Т. Социологический опрос и политика. // Социологические исследования 1994. № 5.
  38. А.В., Латышев В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М. Роспэк, 1994.
  39. О.М., Ратникова М. А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию? // Социологические исследования. 1997. № 11.
  40. У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки управленческой практики М., 1996.
  41. И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. М., 1998.
  42. Г. В. Общая социология. Саратов. 1999.
  43. Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
  44. Евдокимова-Динелло Н. П. Капитал и российские банкиры. // Социологические исследования 2000. № 2.
  45. В.И. Социальный фактор развития цивилизации. // Общество и экономика 1996. № 9−10.
  46. Т.И. Социальная структура России: главное направление перемен. // В кн. «Куда идет Россия?». М. 1997.
  47. В.Я. Опросный метод анализа работы банков.// Социологические исследования 1999. № 12.
  48. Э.Г. Рынок труда банковских служащих. // Справочник кадровика. 2001. № 9.
  49. И.Г. Социальные технологии работы с персоналом в банковсой сфере: Дис. канд. наук. Пенза 2002.
  50. И.Г. Особенности кадрового менеджмента в банковской сфере Пензенской области. // Сб. науч. тр. «Современные проблемы инвестиционного комплекса.» Иркутск. 1999.
  51. И.Г. Проблема эффективного обучения и повышения квалификации персонала коммерческого банка. // Межвузовский сб. науч. тр. «Экономические и социальные проблемы управления предприятием. «Пенза. 2000.
  52. И.Г. Некоторые аспекты эффективности оценки персонала. // Экономика и управление: теория и практика Пенза. 2000. Вып. 1.
  53. И.Г. Управление как социальная технология. // Межвузовский сб. науч. статей «Экономика и управление: теория и практика.» Пенза.-2000. Вып. 2.
  54. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации М., 1993.
  55. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
  56. А .Я., Баткаева И. А., Ворожейкин О. В. и др. Управление персоналом организации М., 1997.
  57. В.А. Адаптация населения к социально-экономическим изменениям (региональный аспект): Дис. канд. наук. Пенза. 2002.
  58. А.И. Социология.-Екатеринбург, 1999.
  59. А.И. Социология труда и производства. М., 1996. .
  60. JT.H. Быть горожанами М., 1990.
  61. Л.Д. Социология адаптации: этюды апологии Новосибирск. 1997.
  62. Г. Б. Из истории менеджмента: мотивация труда персонала. // Текстильная промышленность 1996. № 11.
  63. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии.- 1971. № 1.
  64. П.С. Социально-экономические исследования адаптивности работников предприятий в новых условиях хозяйствования. Дис. канд. наук.- СПБ., 1991.
  65. Г. Структура и функции коммуникации в обществе. 1948.
  66. А.Н. Деятельность, Сознание. Личность М., 1977.
  67. Т.Н. Банки: организация и персонал. Современная концепция управления М., 2000.
  68. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал технологии М., 2000.
  69. Г. М., Новиков В. В. Психология управления в кризисном обществе.- СПБ., 1999.
  70. В.В., Парсиев А. В. Удовлетворенность реформами: региональный аспект.// Социологические исследования. 1994. № 11.
  71. Р. Социальная теория и социальная структура. // Социологические исследования 1992. № 2.
  72. Мид Д. Философия действия. -М., 1938.
  73. Мид Д. Коллективное поведение. // Американская социологическая мысль.- М. 1996.
  74. Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. М., 1995.
  75. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) // Ан. АРМ. ССР. Ереван, 1988.
  76. Л.И. Управление в сфере подготовки специалистов с высшим образованием: региональные аспекты. Пенза, 1998.
  77. Г. И. Социализация молодежи в современной России. // Социальная политика и социология.- М. 1997.
  78. Т.Б. Средний класс и его работа. // Социологические исследования 2000. № 3.
  79. П.О. О новом мышлении хозяйственного руководителя. // Новый мир, — 1992. № 5.
  80. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. // Американская социологическая мысль.- М., 1994.
  81. Т. Современное состояние и перспективы систематической теории социологии. // Структурный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень. № 1. Сер. «Переводы и рефераты». М. 1968.
  82. Т. Функциональная теория изменений. // Сруктурно-функциональный анализ в современной социологии Вып. 2.- М., 1969.
  83. В.И. Главное направление социальной стабилизации общества. // Муниципальный мир.- 2000. № 3.
  84. В.Г. Человек в трудовом коллективе.- М., 1992.
  85. В.А. Технология карьеры М., 1995.
  86. В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: Дис. канд. наук.- Екатеринбург. 1997.
  87. Р., Гравитц М. Методы социологических исследований М., 1972.
  88. В.В. Экономическая социология. М., 1997.
  89. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организация и управления. Воронеж. 1995.
  90. Г. А. Концепция формирования социальной направленности рынка и труда в переходной экономике. ВИНИТИ, № 511.- В. 99. 1999.
  91. Г. А. Внутренний рынок труда как инструмент гибкой политики занятости. // Материалы 11 международной экономической конференции. Ополе (Польша). 2000.
  92. Ю.М. Формирование институтов гражданского общества (социокультурный подход. // Социологические исследования. 1994. № 10.
  93. Н.М., Бочкарева В. К., Мигранова JI.A. Оценка нуждаемости семей в социальной защите на основе больной методики. Первые результаты практической реализации. // Российские реформы. Социальный аспект. М., 1998.
  94. М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социально-профессиональной адаптации личности (информационный подход). Дис. канд. наук.- Новосибирск, 1995.
  95. В.О. Социальная динамика политического конфликта в России. // Социологические исследования.- 1993. № 5.
  96. В.О. Социология переходного периода. // Социологические исследования 1994. № 8−9.
  97. М.М. Очерки педагогической психологии в связи с общейпедагогикой М., 1920.
  98. О.Н., Фомина Т. А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса. // Социологические исследования. 2000. № 11.
  99. Н.В. Анализ социально-психологических проблем банковских служащих. // Деньги и кредит.- 1995. № 2.
  100. Ю., Рыков А. Адаптация персонала на предприятиях. // Кадры 1996. № 10.
  101. В.И. Общая педагогика. М., 1998.
  102. Л., Волкова Т. «Все работы хороши. Выберу на вкус?». Психодиагностика на службе кадровика. // Управление персоналом 2001. № 2.
  103. П.А. Человек, Цивилизация, Общество М., 1992.
  104. П.А. Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства. // Социологические исследования. 1994. № 2.
  105. Г. Основание социологии. Ч. 1−2. СПБ., 1899.
  106. Ю.В. Стратификационный анализ объектов государственного управления. Автореф. дис. канд. наук. Саратов. 1998.
  107. Э. Кадровая политика за рубежом. А Управление персоналом 2000.№ 10.
  108. О., Алехина О. «Обучающийся подход к развитию культуры организации. // Управление персоналом. 2001. № 5.
  109. С.Г. Проблемы экономики труда. М., 1957.
  110. А.И. Основы регионологии. Саранск. 1996.
  111. Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности. // Социологические исследования. 2000. № 3.
  112. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.
  113. Д.Г. Идеология и современная культура. М., 1990.
  114. Э.А., Морозова Т. И., Морозова Н. И. Инновационный менеджмент. М., 1996.
  115. Э.А., Морозова Т. И., Морозова Н. И. Нововведения в банковском бизнесе России. М., 1998.
  116. Н.И. Деформация трудового поведения работника. // Социологические исследования 2000. № 7.
  117. .П. Российский менталитет в сценарии перемен. // Социологические исследования. 1999. № 12.
  118. JI.B., Петросян Д. С., Раскатов А. В. Управление финансовой организацией: теория и практика, — М., 1998.
  119. Ю.С. Рыночные трансформации и человеческий потенциал. // Российские реформы. Социальные аспекты. М., 1998.
  120. В. Г. Основы социологии М., 1997.
  121. Н.А. Персонал банка: технология управления и развития М., 1997.
  122. JI.JI. Социокультурная адаптация в советском обществе. -Красноярск. 1991.
  123. В.И. Начало пути. М., 1979.
  124. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
  125. И.А. Профессиональная адаптация молодежи в условиях коммерческого банка. // Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи Пенза, 2001.
  126. И.А. Критерий успешной социально-профессиональной адаптации банковских служащих. // Социально-экономическая политика как фактор снижения социальной напряженности в регионе Пенза, 2001.
  127. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL, 1979.156
  128. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентификации личности. // Мир России 1995. № 3−4.
  129. JI. Карьера менеджера. Тольятти. 1995.
  130. О.Н. Модернизация в России в свете концепции «общества риска». // Куда идет Россия?- М., 1997.
  131. Р.Г. Социальные проблемы экономической безопасности (социальный аспект). // Безопасность 1997. № 3−4.
  132. Lang К. Personalfuehrung: nicht nur reden, sondern leben- Methoden fuer eine erfolgreiche Kompetez-Potenzialentwicklung.- Wien, 2001.
  133. Michon C. Stern P. La dimensation sociale. P. 1985.
  134. Rischar K. Optimale Personalauswahl. Kiel. 1990.
  135. Rotter K. Generalized expectances for interlaversus external control reinforent // Psychol. Monogr. 1966. N. 1.
  136. Schein E.H. Organizational culture and leadership. San Francisco. 1985.
  137. Seilbert G. Die erfolgreiche Personalauswahl. // Personbros. 1990. N. 910.
  138. Steinbuch P.A., Olfert K. Personalwirtschaft. Kiel, 1993.
  139. Schuler H., Funke S. Berufseignungsdiagnostik. // Arbeitsunterlagen, zum Baustein. // Psychische Diagnostik. 1986/
  140. Tard G. Etudes de psychologie sociale. P. 1898.
  141. Zander E. Personalfuehrung. Koeln. 1993.
Заполнить форму текущей работой