Студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов
Диссертация
Таким образом, теоретический анализ и результаты исследования позволили обозначить следующие группы лидерских качеств студентов: нравственные качества: целостность мировоззренияориентация на здоровый образ жизниясность гражданской позициисоциальная активностьдемократизмпатриотизмжелание служить обществуответственностьрешимость действовать в соответствии с провозглашенными… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы и практика развития лидерства молодежи в деятельности студенческого самоуправления
- 1. 1. Студенческое самоуправление как школа лидерства
- 1. 2. Современные теории лидерства в зарубежной и отечественной 40 науке
- 1. 3. Концептуальные основы развития лидерских качеств молодежи в 65 деятельности студенческого самоуправления
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности 100 модели развития лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления
- 2. 1. Модель развития лидерских качеств молодежи в деятельности 100 студенческого самоуправления (на примере МГУУ Правительства Москвы)
- 2. 2. Методические рекомендации для профессорско- 123 преподавательского состава и специалистов в области молодежной политики по развитию молодых лидеров
- 2. 3. Результаты экспериментального исследования
- Выводы по второй главе 1
- Заключение
- Список использованной литературы и интернет-источников
- Приложения
Список литературы
- Абашкина Е.Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США // США: Экономика, политика, идеология. 1995, № 1.
- Авдеева А. В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе . Дисс.канд.пед.наук. Тамбов.2010. с. 195
- Абузярова Г. С. Основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах. Дисс.канд.пед.наук. Ульяновск, 2010. с.315
- Альтман Г. Х. Звездные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории / Пер. с нем. М.: Интерэкспорт, 1999, 272с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете дети? М.: Наука, 1986. — 227 с.
- Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -К., 1991. —111 с.
- Ананченко М.Ю., Овсянкин Е. Е. Курс «Лидерство» в школе. Книга для педагогов и учащихся. Архангельск. 1995. с. 15−30
- Ананченко М.Ю., Овсянкина П. Е. Курс «Лидерство» в вузе. -Архангельск, 2005- 445 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М. 1980
- Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев -М, 1980.-Т 1.11 .Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев. М., 1980. Т. 2
- Антонова A.B.Эстетическое образование как фактор профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в педагогическом вузе: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2001,525 с.
- Ануфриева В.Ф. Социально-психологические исследования лидерства в дошкольном коллективе, 1973.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация воспитательного процесса. М.: Наука, 1982. — 130 с.
- Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток М.: Просвещение, 1991.- 142 с.
- Бабинцев В. П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде // Социол. исслед. 2008. — № 2. — С. 76−90
- Безрукова B.C. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
- Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000, № 1
- Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
- Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. М.: Попурри. 2005, 303с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб, 1992.-400 с.
- Берне Р. Развитие «Я» концепции и воспитания. М.: Прогресс, 1996. — 442 с.
- Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности (на примере учебных групп подростков и юношей). Дисс.канд.псих.наук, Курск. 2005. с.159
- Бодалев A.A., Руткевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М.: Квант, 1997.
- Боков Д.А. История развития студенческого самоуправления в отечественной высшей школе// Российский научный журнал. 2008. -№ 5
- Борзых И.Н. Студенческое самоуправление как фактор профессионального воспитания будущих государственных служащих. Дисс. канд.пед.наук. Тамбов, 2010. с. 183
- Бугаенко Н.П. Педагогические условия и организационные формы развития самоуправления в современном вузе. Дисс. кандлед.наук. Пятигорск, 2004. с. 204.
- Булычева А.И., Веракса Н. Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте// Одаренность: Рабочая концепция. Материалы I Международной конференции (1−3 октября 2000 г.). М., 2002
- Вебер М. Харизматическое господство. М., 2008.
- Викулина М. А Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка (старшего дошкольного возраста). Автореф. кпн Нижн. Новгород. 1997
- Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент: человек, стратегия, организации, процесс: Учебник. -М.: Изд-во МГУ, 1995. -416с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -М.: Изд-во МГУ, 1995.-252 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Волокитина A.A. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора. Автореферат.канд.социол.наук. М., 2011
- Волоткевич Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе. Дисс.канд.пед.наук. Красноярск. 2005. с.254
- Воробьева A.C. Организация студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа. Дисс. .канд.пед.наук. Челябинск. 2005. с. 187
- Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989
- Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социол. ис- след. -2008.-№ 8.-С. 106−115.
- Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи// Социол. исслед. 2006. — № 4. — С. 99−105.
- Гаврилюк В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание// Социол. исслед. 2007,-№ 4.-с. 44−50.
- Галенко М.В. Лидерство как фактор формирования управленческой культуры. Дисс.социол.наук. Волгоград, 2007. с. 156
- Ганжин В. Т. Этика и формирование нравственности. М.: Знание, 1 975 164 с.
- Гапонюк З.Г. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств студентов // Вестник университета (ГУУ). 2008, № 5, с.28−29.
- Гапонюк З. Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов. Автореф.канд.пед.наук. Москва 2008. с.25
- Гарнцев М. Л. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 215 с.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972 г.
- Гладилина И.П., Глухова М. Ф., Королева Г. М. В помощь куратору учебной группы. Методическое пособие. Выпуск 1. Москва, 2009
- Гладилина И.П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе. Дисс.докт.пед.наук. Москва, 2009
- Гладилина И.П., Королева Г. М. В помощь куратору учебной группы. Метод, пособие. Выпуск 2, М., МГУУ Правительства Москвы, 2009, 76с.
- Гладилина И.П., Королева Г. М. Студенческое самоуправление в МГУУ Правительства Москвы: технологии развития молодежных творческих инициатив. Методическое пособие. М. Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009, 116 с.
- Гладилина И.П. Социально-воспитательная деятельность студенческого самоуправления в МГУУ Правительства Москвы.
- Гладилина И.П., Королева Г. М. Формирование общекультурных компетенций студенческой молодёжи: концептуальные основы. Монография. М. МГУУ Правительства Москвы. 2012
- Гозман Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М., 2010
- Голубь А.Б. Социально-воспитательные условия формирования лидерских качеств студентов в учебном процессе вуза. Автореф.канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре. 2009. с.21
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина, 2005, 301с. 56. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Терминологический словарь. Педагогические технологии, 1999 г.
- Гринь Г. В., Лисуренко JI.A., Першина JI.A. Психологическое сопровождение студентов МГУУ Правительства Москвы. Методич. пособие. М. 2009, с. 32.
- Гринь Г. В., Лисуренко Л. А., Першина Л. А. Психолого-педагогические рекомендации для профессорско-преподавательского состава по организации учебной работы со студентами. М. 2010. с 24.
- Гржелаковски М. Мама лучший лидер: 50 женщин меняют привычные для компаний лидерские традиции. Р н/Д.: Феникс, 2005, 285с.
- Гуничева Е.Л. Педагогические условия формирования лидерских качеств у членов студенческого актива вуза. Дисс. канд.пед.наук. Чебоксары. 2011. 225 с.
- Давлетова А.И. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза. Автореф. дисс.канд.псих.наук М., 2007, с.270
- Деятельность и взаимоотношения детей дошкольного возраста / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.
- Джамгаров Т.Т., Румянцев В. И. Лидерство в спорте. М., 200 964. Диалектика, 2005, 385с.
- Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. O.E. Лебедевой. М., 2003.
- Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведение /Под ред. O.E. Лебедевой. М., 2003. Издательство «Педагогика», 1980, т. 2, с. 147.
- Дружинина Р.В. Петербург. 2010. с.262
- Дружинин В.Н. Психология. Изд-во «Питер», СПб. 2006 г.
- Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : Дисс. канд. пед. наук. Красноярск. 2003. с. 198
- Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. — СПб.: Речь, 2007.—238 с.
- Егорова-Гантман Е.В. и др. Политиками не рождаются: Как стать и остаться эффективным политическим лидером. М., 1993.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Ростянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: 1990.
- Загайтова Л.Я. Студенческое самоуправление как основа расширения демократии в высшей школе / Автореф. канд.пед.наук. М., 1990.С.10.
- Зайцева Е.М. Опыт применения рисовально-символической методики в изучении лидерства, Ярославль, 1977.
- Закирова М.А. Теория и технология саморазвития ответственности Студентов.// Образование и саморазвитие. Научный журнал. Казань: Изд-во Казанского университета, 2007. — № 6. — С.3−8.
- Залезник А. Лидерство и менеджмент в компании. По матер. Harvard Business Review http://www.tvoidiplom.ru/goods/298/5007?page=7.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя.- М.: Логос, 2002. 78. Зорина A.B. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза. Дисс.канд.пед.наук. с.217Нижний Новгород 2009 с.217
- Зуб А.Т., Смирнов С. Г. Лидерство в менеджменте. М., 1999, 212с. Издательство «Педагогика», 1980, т. 2, с. 147
- Иванова А.Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности. Дисс.канд. пед. наук Челябинск, 2010. с.207
- Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. СПб, 2010
- Кенджеми Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий // Психологический журнал. 1996, № 7, с. 49. М.
- Кипнис М. Тренинг лидерства. М.: 2011.
- Кови С. Семь навыков лидера. Минск: Вегапринт, 1996.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь, 2003.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
- Конышева Л.Н. «Формирование лидерских качеств студентов посредством участия в деятельности органов самоуправления». Дисс. канд. пед. наук. Киров. 2009. с.
- Королева Г. М. Этнокультурная деятельность в регионах: педагогическоепроектирование и реализация. Дисс.докт.пед.наук. Москва, 2011
- Комар A.B., Шафеева Н. Д. Музейная педагогика в формировании общекультурных компетенций студентов (на примере МГУУ Правительства Москвы). Учебно метод, пособие. Москва, 2012
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебн. для студ. высш. пед. уч. зав. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256с.
- Краткий психологический словарь.// Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов на Дону: «Феникс», 1998.
- Крестов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000,№ 3,с.73−78.
- Кристофер Э., Смит JI. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2010.
- Кричевский Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985.223 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М., 1991, -207 с.
- Крупская Н. К. Детское самоуправление в школе. Пед. соч. в 10 т. Т. 8. М., 1959. С. 31.
- Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: ГМПУ им. М. В. Ломоносова, 1996.256 с.
- Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дисс.докт. филос. наук. М., 1996.359 с.
- Кудряшова Е.В., Суханов В. Р. Особенности лидерства как элемента социального управления. //Философия и образование пространство диалога. Архангельск, 2000. С.23
- Кузнецова Е.В. Словарик координатора детского движения, 2008 г.
- Кулинцева Ю.С. Формирование лидерских устремлений у студентов вуза. Дисс.канд.псих. наук. Сочи. 2011. с.255
- ЮЗ.Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М, 1997.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М, 1984.
- Лесина Л.А. Лидерство в образовании. Социологический анализ. Дисс.канд.социол.наук. Екатеринбург, с. 165
- Лидерство: психологические проблемы лидерства в бизнесе. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Лоуб М., Киндел С. Лидерство для «чайников» / Перевод с англ. М.:
- Любимова Л.А. Развитие творческого потенциала участников молодёжных социокультурных объединений: Автореф. Дисс.канд.пед.наук. Тамбов, 2006
- Макаренко A.C. Собрание сочинений в 5 т. М, Изд-во: «Правда. Огонек», 1971, т.1, т.5.
- Манц Ч.К. Уроки лидерства Иисуса Христа: Практические уроки для современной жизни. М, Феникс, 2005. с.216
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии, 1989, № 6.
- Марчукова О.Г. Подготовка руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации к осуществлению лидерства. Дисс. канд.пед.наук. Санкт-Петербург, 2011. с. 194
- Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2002, 208с.
- Минделл А. Лидер как мастер единоборства. М, 1993, 4.1.
- Мильте A.A. Гармония и дисгармония личности. Филос. этич. очерк: пер. с латыни. — М.: Политиздат, 1990. — 176с.
- Наир К. Высокий стандарт лидерства: Уроки из жизни Ганди. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Нечаева K.M. Организация воспитательной работы с подростками в России в 20-е годы XX века Автореферат канд. пед. наук Санкт-Петербург, 2010.
- Новокшонова Г. А. Словарь социального педагога, 2000 г.
- Обручникова A.A. Образовательные услуги общественной организации как объект организационно-педагогического проектирования. Автореф. канд. пед. наук. М, 2012
- Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие под общей ред. A.C. Прутченкова. М., 2003 г.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада/Под ред. Т. А. Рапиной. М., 1978.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие// Педагогика, 2001, № 4, с.3−44.
- Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. пед. наук. М., 1993.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб, 1999
- Певзнер В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: Дисс.канд. пед. наук: Великий Новгород, 2005 182 с.
- Педагогическая энциклопедия в 4-х т. М., «Советская энциклопедия», 1965. т.2,4.
- Петровский, А. В, Основы теоретической психологии / А. П. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: ИНФРА-М, 1998, С.410 411
- Пишулин H., Сокол С. Политическое лидерство: теоретические и методологические основы исследования. Часть 1. М., 1992.
- Платонов Ю.П. Структура и условия лидерства/, www.elitarium.ru
- Плешакова В.В. Особенности профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. Дисс. канд. психол. наук, М., 2006
- Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности. Дисс.докт.пед.наук. Санкт-Петербург, 2001. с.347
- Психология политического лидерства/УПолитическая психология/Под общ. ред. A.A. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, 2001, с.314−338.
- Р. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985, 221с.
- Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.400 с.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., Изд-во «Владос», 2002
- Румянцева В. И. Лидер. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.256 с.
- Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М.: ФИС, 1983.124 с.
- Русинова Л. П. Учебное пособие «„Педагогический словарь по темам“», Сарапул, 2010 г.
- Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / В. Ф. Рыбалко, -СПб.: Питер, 2001
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.
- Савенков А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей//Педагогика, 1999, № 3, с. 107−116.
- Салимова А.Р. Формирование ценностного отношения студентов к образованию в процессе их участия в социально-культурной деятельности научной библиотеки вуза. Дисс. канд.пед.наук. Киров 2012
- Сальцева Социально-педагогический подход в воспитании Текст./ C.B.
- Сальцева, Т.А. Панкова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. Т.1. -с.325−332.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. М.: «Аспект Пресс» 2001
- Сафарова C.B. Развитие ключевых компетенций педагогов в системе повышения квалификации. Дисс.канд.пед.наук. Тольятти, 2008, с. 172
- Сацков Н. Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя. Донецк: Сталкер, 1998.448 с.
- Селезнева О.В. Становление профессионально-педагогической компетентности будущего учителя как классного руководителя в процессе студенческого самоуправления: Автор. Дисс.канд.пед.наук: Благовещенск, 2007
- Сенько В. Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте. Автор.докт. пед. н, 1992.
- Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1995, № 6, с.23−28.
- Симагин A.B.Лидерство в системе социального партнёрства: социально-философский анализ: диссертация. канд. философ, наук Санкт-Петербург, 2008, 205 с
- Сластенин В., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Ф. Педагогика: Учебное пособие. M., AKADEMIA, 2012
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, ЕД&-. Исаев. — М.: Школьная Пресса, 2000.
- Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений // Вопросы психол. 1994. № 6., с.5−16.
- Смирнова P.A. Формирование изобразительных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. пед. наук. М., 1981.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.
- Сорошева C.B. Духовно-нравственное воспитание студентов в условияхинновационной среды учреждений среднего профессионального образования Дисс.канд.пед.наук. Якутск. 2010. с.207
- Сосланд А.И. Харизматическая личность в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1997, № 3, с. 152−191.
- Студенческое самоуправление в условиях вузовской демократии. Метод, рекомендации. Киев. УМК ВО, 1991. с. 26.
- Студенческое самоуправление и формирование социально-активной личности молодого специалиста. Методические указания. Барнаул. 1989.-е. 15.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М., Педагогика. 1979.
- Трейси Б., Шеелен Ф. М. Личность лидера / Перевод с англ. М.: Попурри. 2002, 288с.
- Тэйлор Д. Голая правда о лидере / Перевод с англ. М.: Фаир-пресс,
- Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства Дисс.докт.пед. наук. Кострома 2006 с. 318.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов //Методология и методы социальной психологии/ Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977.
- Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.-С. 73.
- Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Юнити, 2002. 560 с.
- Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. I:
- Урбанович А. А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2005.640 с.
- Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер. 2011
- Федорова М. Ю. Лидерство как объект социологического исследования. Дисс. канд. социол. наук. М., 1997.149 с.
- Филиппова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи. Дисс.канд.пед.наук. Кострома. 2007. с .213
- Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. М.: Инфра-М, 2000.288 с.
- Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1983
- Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики // Политические исследования, 1991.
- Цветкова. Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия, средства ее формирования/Р.И. Цветкова // Вестник Бурятского университета, Серия 10, Психология. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2006. — Вып. 1 — С. 24 — 32.
- Чалдини Р. Социальная психология. Агрессия, Лидерство, Группы. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 256с
- Шарыпин A.B. Педагогические условия развития студенческого самоуправления в вузе. Вестник ТГПУ// Томск. 2009. с.49
- Шафигуллина Н.Т. Развитие форм организации студенческого самоуправления в педагогическом вузе. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2005. с.204
- Шацкий С. Т.: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, М., т.1
- Шацкий С. Т.: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, М., т.2
- Швецова H.A. Феномен харизмы в общественном сознании: Автореф. канд. философ, наук. Пермь, 2007, 29с.
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
- Шигапова Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вузов в деятельности органов самоуправления. Дисс.докт.пед.наук. Казань, 2008, с.
- Щепкина Б.В. Мотивация студентов на получение высшего образования (Социологический аспект): Дисс.канд. социол. наук/И.В.Щепкина. М, 1996.
- Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство. Межличностные отношения//Под ред. А. Карелина. М, 1997.
- Яворина И.А. Дети лидеры. М, 2011
- Ялалов Г. Ф. Проблемы воспитания лидеров в конкурентной образовательной среде// Этнодидактика народов России: проблемы обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде. Нижнекамск, 2010
- Ялалов Г. Ф. Наша новая школа. Лидер-инкубатор" http://www.nmi.Su/doku.php/nauka:stat-nauka:yalalov
- Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию. URL: http://eidos.ru/iournal/2007/0115−2.htm
- Янг Р. Лидерство в командах / Перевод с англ. М.: ГИППО (HIPPO), 2004, 122с.
- Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М, 1991.196. http://ru.wikipedia.org.197. http://www.pedagogikam.ru/teachers-61 l-6.html198. http://nsportal.ru
- Нормативные и правовые документы
- Всеобщая декларация прав человека
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124- ФЗ
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19.07.1996 года.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05. 1995 года № 82-ФЗ
- Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01 1996 года№ 10-ФЗ
- Федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных объединений» от 28.06. 1995 года № 98-ФЗ
- Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11 2008 г. № 1662-р
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2006 года № 100 «О совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования" —
- Письмо Минобразования России от 2 октября 2002 года № 15−52−468/15−01−21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации" —
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 октября 2006 г. №АФ-234/06, в котором было выработано Примерное положение о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию от 19 февраля 2007 года № 231/12−16 «О студенческом самоуправлении" —
- Постановление Правительства Москвы от 10 августа 2010 г. № 678−1111, которым был утвержден ряд комплексных мероприятий по развитию студенческого самоуправления в городе Москве.