Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, теоретический анализ и результаты исследования позволили обозначить следующие группы лидерских качеств студентов: нравственные качества: целостность мировоззренияориентация на здоровый образ жизниясность гражданской позициисоциальная активностьдемократизмпатриотизмжелание служить обществуответственностьрешимость действовать в соответствии с провозглашенными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы и практика развития лидерства молодежи в деятельности студенческого самоуправления
    • 1. 1. Студенческое самоуправление как школа лидерства
    • 1. 2. Современные теории лидерства в зарубежной и отечественной 40 науке
    • 1. 3. Концептуальные основы развития лидерских качеств молодежи в 65 деятельности студенческого самоуправления
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности 100 модели развития лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления
    • 2. 1. Модель развития лидерских качеств молодежи в деятельности 100 студенческого самоуправления (на примере МГУУ Правительства Москвы)
    • 2. 2. Методические рекомендации для профессорско- 123 преподавательского состава и специалистов в области молодежной политики по развитию молодых лидеров
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования
  • Выводы по второй главе 1
  • Заключение
  • Список использованной литературы и интернет-источников
  • Приложения

Студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов определяет, что реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов. Лидерские качества позволяют человеку уверенно ставить новые задачи перед собой и окружающими, определять эффективные пути их решения. Студенческий возраст, являясь основным этапом профессионально-личностного становления, способствует активному развитию личности.

Но анализ научной и методической литературы, личный опыт автора позволяет утверждать, что молодежь в годы студенчества зачастую не обладает достаточной самостоятельностью, инициативностью, уверенностью в востребованности социально значимой деятельности. Многие молодые люди не готовы к реализации своего лидерского потенциала.

Развитие лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления позволит решить задачу подготовки высокоэффективных лидеров, способных гибко и в опережающем режиме реагировать не только на изменяющиеся запросы общества и потребности государства, но и на глобальные тренды развития человечества.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в лидерах и отсутствием научно-теоретического сопровождения развития лидерских качеств молодежи на этапе вузовского обучения. В том числе, остаются неизученными возможности студенческого самоуправления как фактора развития лидерских качеств студентов.

Преодоление противоречий между востребованностью общества в лидерах и нереализованностью потенциала студенческого самоуправления вуза в развитии лидерских качеств личности является актуальной научно-практической задачей.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы лидерства исследовали философы (Платон, Аристотель, Сократ, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Г. Гегель, М. Вебер и др.) — психологи (З.Фрейд, А. Адлер, К. Юнгбессознательные аспекты лидерстваГ. Ласуэлл, Б. Скиннер и др. -особенности сознания политических лидеровТ. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм и др. — взаимоотношения харизматических лидеров и их последователей) — социологи (К. Ходжкинсон, Г. Фейерхольм, Т. и С. Кучмарскисравнительный социокультурный анализ ценностных концепций лидерства) и др. Особенность отечественных исследований лидерства заключается в его привязке либо к политическому (И.В. Злобин О. В. Евтихов, Г. В. Левин и др.), либо к управленческому лидерству (В.А. Розанова, Б. Д. Парыгин, В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.). Вместе с тем, необходимо отметить, что в начале XX века активно разрабатывались проблемы лидерства в детских коллективах (A.C. Залужный, A.C. Макаренко и др.). С 80-х годов прошлого века наблюдается возрастающий интерес к исследуемой проблеме, но изучение студенческого лидерства не получило должного развития. Анализ трудов Б. Г. Ананьева, И. П. Гладилиной, Г. М. Королевой, Ю. Н. Кулюткина, И. И. Легостаева, Э. И. Сокольниковой, Г. П. Скамницкой, Д. И. Фельдштейна и др., характеризующих специфику студенчества, позволяет выявить предпосылки эффективного развития лидерских качеств людей данной возрастной категории.

Таким образом, анализ научной литературы, диссертационных исследований и личного опыта автора показал, что в настоящее время существует значительное число научных трудов в области лидерства студенческой молодежи, но роль студенческого самоуправления как фактора развития лидерских качеств учащейся молодежи остается малоизученной.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели развития лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления.

Объект исследования: лидерские качества студенческой молодежи.

Предмет исследования: студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов.

Гипотеза: развитие лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления будет успешным, если:

• разработана и внедрена модель развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления, позволяющая интегрировать ресурсы лидерских качеств личности и студенческого самоуправления вуза;

• обоснованы психолого-педагогические условия, позволяющие рассматривать студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов;

• определены уровни, критерии и показатели развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления;

• разработана и внедрена в деятельность органов студенческого самоуправления программа развития лидерских качеств студентов, состоящая из проектов «Школа лидерства», «Лидер-инкубатор», «Лидер-наставник».

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятий «развитие лидерских качеств» личности и «студенческое самоуправление» применительно к студентам вузов.

2. Провести теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам лидерства и студенческого самоуправления учащейся молодежи для выявления взаимосвязи между развитием лидерских качеств студентов и их активностью в деятельности студенческого самоуправления.

3. Разработать и обосновать основные принципы, структуру, компоненты, формы и методы модели развития лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления.

4. Исследовать эффективность внедрения предложенной модели с использованием комплекса взаимосвязанных диагностических методик.

5. Сформулировать научно-методические рекомендации для преподавателей высшей школы, кураторов учебных групп, специалистов в области молодежной политики по развитию лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления на основе разработанной модели.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования, отражающих диалектическое единство теоретического и эмпирического уровней познания анализ первоисточников по педагогике, психологии, философии и др.- анализ, синтез и обобщениемоделированиепроектированиепрямое и косвенное наблюдение, тестированиеэкспертная оценкаестественный педагогический экспериментматематические и статистические методы обработки эмпирических данных.

Теоретико-методологическая база исследования:

Базовым материалом для организации диссертационного исследования послужили труды в области философии, психологии, педагогики, социологии и др. В исследовании нашли применение различные подходы к развитию лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления:

• философско-антропологический подход (Б.Д. Парыгин, А. Н. Леонтьев, М. Мамардашвили и др.), определяющий лидерство в философско-антропологической интерпретации ценностных ориентаций студенческой молодежи;

• концепции лидерства отечественных и зарубежных авторов (Б.Д. Парыгин, О. В. Евтихов, М. Г. Ярошевский, Р. Стогдилл, Дж. Гейе, К. Левин);

• компетентностный подход (A.A. Вербицкий, И. А. Зимняя, Е. А. Леванова, Г. П. Скамницкая, И. И. Легостаев и др.), предполагающий освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях общественно-значимой и личной жизни;

• концепции творчества (И .Я. Лернер, И. П. Гладилина, Т. С. Комарова, Я. А. Пономарев, Н. И. Сакулина, Н. М. Сокольникова и др.);

• аксиологический подход (Н.Д. Никандров, А. Ю. Белогуров, B.C. Соловьев, Н. О. Лосский и др.), обуславливающий развитие лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления с точки зрения духовно-нравственной и мировой культуры.

Надежность и достоверность результатов данного исследования обеспечены теоретической обоснованностью исходных предпосылокрепрезентативностью выборкивалидностью диагностического инструментариякачественной обработкой экспериментальных данных.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыт инновационный потенциал студенческого самоуправления как фактора развития лидерских качеств студентов.

2. Разработана научно обоснованная модель развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления.

3. Определены уровни развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления: потенциальный — отсутствует или почти не выражена лидерская позицияситуативный — лидерская позиция проявляется в зависимости от внешних обстоятельствустойчивыйактуализирована потребность в постоянном проявлении лидерской позиции.

4. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, позволяющие рассматривать студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов:

• педагогическое воздействие на систему мотивационно-ценностных ориентаций студентов, позволяющее формировать лидерскую позицию каждого студента;

• целенаправленное вовлечение студентов в специально организованную деятельность студенческого самоуправления, способствующую развитию их лидерских качеств;

• разработка и внедрение в деятельность органов студенческого самоуправления современных технологий, тренингов, проектов, способствующих развитию лидерских качеств студентов;

• приобретение опыта лидерского поведения и ответственности лидера за принятие решения и их реализацию;

• проведение педагогического мониторинга развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления.

5. Разработаны научно-методические и практические рекомендации для преподавателей вузов и кураторов учебных групп по развитию лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления.

Теоретическая значимость исследования:

— на основе анализа научной литературы, диссертационных материалов и личного опыта автора была обоснована инновационная сущность студенческого самоуправления как фактора развития лидерских качеств студентов;

— уточнены применительно к деятельности высшей школы понятия «развитие лидерских качеств молодежи» и «студенческое самоуправление»;

— расширены имеющиеся в педагогике представления о лидерских качествах студентов вуза, формирующихся и развивающихся в деятельности студенческого самоуправления (целеустремленность, самостоятельность в принятии решений, ответственность за результаты принятых решений, социальная активность, мобильность, коммуникабельность, креативность, способность создавать команду и работать в команде, способность преодолевать препятствия).

Практическая значимость исследования:

— экспериментально проверена и внедрена в практику модель развития лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления;

— разработаны и реализованы на практике Московского городского университета управления Правительства Москвы проекты и программы «Школа лидерства" — «Лидер-инкубатор" — «Лидер-наставник" — тренинги «Студенческое САМОуправление" — «Я — лидер»;

— на основе результатов исследования разработаны методические рекомендации для преподавателей и кураторов учебных групп «Гражданскоправовое воспитание студенческой молодежи"(2010) — «Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи» (2012) — «Музейная педагогика в формировании общекультурных компетенций студентов (на примере музея МГУУ Правительства Москвы) (2012);

— опубликованы научно-методические материалы, которые нашли широкое применение в практике высшей школы, в системе повышения профессиональной квалификации педагогов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Между развитием лидерских качеств студентов и их деятельностью в органах студенческого самоуправления существует взаимодействие: выраженность лидерских качеств студентов существенно возрастает с их более активным участием в процессе реализации программ и проектов студенческого самоуправления.

2. «Лидерство», «лидерские качества личности» в классической зарубежной и отечественной литературе рассматриваются в зависимости от субъективной позиции ученого. При всем многообразии трактовок нет единых подходов к пониманию содержания данного феномена. Такое положение вещей потребовало уточнений и дополнений к трактовке следующих понятий: «лидерские качества студентов" — сложное многомерное образование, формирующееся под влиянием образовательно-воспитательной среды вуза на основе реализации лидерского поведения каждого студента;

— «развитие лидерских качеств» — это целенаправленный процесс творческого взаимодействия студентов друг с другом, с педагогами, социальными партнерами, позволяющий развивать качества личности, связанные с лидерским статусом, приобретать опыт лидерского поведения;

— «студенческое самоуправление» — это активная форма организации жизнедеятельности студентов, способствующая развитию их самостоятельности в принятии решений и ответственности за полученные результаты по достижению общественно и личностно значимых целей. Студенческое самоуправление — это педагогическая категория, заключающаяся в обосновании организации деятельности, обеспечивающей развитие самостоятельности студентов в принятии и реализации решений, а также ответственности за их результаты.

3. Модель развития лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления, позволяющая интегрировать ресурсы лидерских качеств личности и студенческого самоуправления вуза.

4. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, позволяющие рассматривать студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов: педагогическое воздействие на систему мотивационно-ценностных ориентаций студентов, позволяющее формировать лидерскую позицию каждого студентацеленаправленное вовлечение студентов в специально организованную деятельность студенческого самоуправления, способствующую развитию их лидерских качествразработка и внедрение в деятельность органов студенческого самоуправления современных технологий, тренингов, проектов, способствующих развитию лидерских качеств студентовприобретение опыта лидерского поведения и ответственности лидера за принятие решений и их реализациюреализация непрерывного педагогического мониторинга развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления.

5. В ходе исследования выявлены приоритетные лидерские качества молодежи, которые эффективно развиваются в деятельности студенческого самоуправления: целеустремленность, самостоятельность в принятии решений, ответственность за результаты принятых решений, социальная активность, мобильность, коммуникабельность, креативность, способность создавать команду и работать в команде, способность преодолевать препятствия.

6. Авторская Программа развития лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления и рекомендации по её реализации.

Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2008 по 2013 год. Основной базой эмпирического эксперимента выступил Московский городской университет управления Правительства Москвы. Общая выборочная совокупность респондентов исследования составила 175 педагогов и 2400 студентов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования Основные результаты исследования опубликованы в учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, в статьях, тезисах. Результаты проведенного исследования были представлены и получили положительную оценку научной и педагогической общественности на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях в Москве, Красноярске, Тольятти и др.

Результаты исследования внедрены в ходе повышения квалификации с кураторами учебных групппроведения тренингов и школ лидерства для студенческого актива в Московского городском университете управления Правительства Москвыраспространения педагогического опыта в различных формах повышения квалификации педагогических кадров. Во всех случаях внедрения получены положительные результаты.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет-источников, приложений.

Выводы по главе I.

Анализ литературы по теме исследования позволяет говорить о новой роли студенческого самоуправления, как школе молодежных инициатив, имеющего специфические механизмы развития лидерских качеств студентов.

Студенческое самоуправление рассматривается учеными как принцип деятельности общественных организаций (П.М. Изосимов),.

В ходе исследования было разработано следующее определение сущности педагогической категории «студенческое самоуправление" — это активная форма организации жизнедеятельности студентов, способствующая развитию их самостоятельности в принятии решений и ответственности за полученные результаты по достижению общественно и личностно значимых целей.

Теоретический анализ, обобщение полученных в ходе исследования данных свидетельствуют, что широкий спектр задач, решаемых в деятельности студенческого самоуправления, способствует развитию лидерских качеств студентов. Развитие лидерских качеств — это целенаправленный процесс творческого взаимодействия студентов друг с другом, с педагогами, социальными партнерами, позволяющий развивать качества личности, связанные с лидерским статусом, приобретать опыт лидерского поведения.

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности модели развития лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления.

2.1. Модель развития лидерских качеств молодежи в деятельности студенческого самоуправления (на примере МГУУ Правительства Москвы).

Постоянно ускоряющийся темп жизни, динамично развивающаяся информационная среда, новые потребности и запросы общества ставят новые задачи перед высшей школой России. Для решения одной из таких задачразвитие лидерских качеств студентов — мы использовали метод моделирования передового педагогического опыта, так как для исследования выдвинутой проблемы данный метод будет эффективным. Метод моделирования является универсальным и присущ исследованию тех или иных педагогических процессов. Созданная в результате диссертационного исследования модель отвечает требованиям её эффективного руководства.

Построение моделей деятельности является одним из ключевых направлений современной педагогики. Это объясняется тем, что модель можно рассматривать как наиболее полную форму концентрации знаний, позволяющих представить целостность изучаемого объектаего структуруфункционированиеиспользование определённых диагностических методик и измерительных процедурсоздание определённых схем деятельности (И.П. Гладилина).

Проектирование педагогических моделей активно изучают отечественные ученые. Часть исследователей рассматривает содержание модели как отражение воспитательных планов, программ, позволяющих регламентировать определённые воспитательные процессы, другие — под моделью подразумевают формы подготовки (ролевые игры, тренинги, школы, кружки и др.).

Научные требования, которым должна соответствовать любая теоретическая модель, сформулированы в ряде работ по методологии и методике педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, Г. П. Скамницкая и др.). Мы опираемся на определение В. В. Краевского: модель как система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования [91- с.3−12].

В качестве базового определено понятие модели как мысленно представляемой или материально реализованной системы, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте (Б.А. Глинский, Е.Ф. Чапаева).

Моделирование является методом теоретического исследования, при помощи которого можно обобщенно подойти к решению педагогических проблем. По сравнению с другими методами познания моделирование помогает изучать объект путем исследования другого объекта, аналогичного в определенном отношении первому. Результаты исследования переносятся с модели на объект.

При разработке педагогической модели развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления, которая в обобщенном виде представлена на рис 1, мы опирались на основополагающие идеи моделирования социально ориентированной личности (Л.А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова, М. И. Рожков, А. И. Уманский и др.).

Как педагогически организованный процесс развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, принципы, педагогические условия, основные формы деятельности студенческого самоуправления, методы и технологии, критерии и показатели эффективности, критериальные показатели развития лидерских качеств студентов вуза.

Системообразующим элементом модели являются цель и уровни развития лидерских качеств студентов.

Основополагающим началом в разработке модели формирования развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления является:

• изучение деятельности органов студенческого самоуправления вузов, выяснение их организационной структуры;

• определение объема теоретических знаний, навыков и умений, которые применяются в процессе организации деятельности студенческого самоуправления;

• выяснение условий, в которых не только развивается личность студента в целом, но и развиваются лидерские качества;

• определение уровней развития лидерских качеств студентов на основании данных педагогических наблюдений и педагогического эксперимента.

В проектировании модели мы использовали различные подходы: личностно-ориентированный, системный и деятельностныйразные уровни сформированности и развития лидерских качестввоздействие внешних (социальных) и внутренних (индивидуально-психологических особенностей) факторовучитывали когнитивный, мотивационный, деятельностный и эмоционально-ценностный компоненты.

Рис. 1. Модель развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления.

Цель модели — развивать лидерские качества студентов в деятельности студенческого самоуправления.

Актуальность этой деятельности обусловлена тем, что «реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост.» (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, 2012).

Задачи:

— разработка основных направлений (методологический, организационно — педагогический, содержательно-процессуальный, аналитико-результативный) деятельности по становлению студенческого самоуправления университета как фактора эффективного развития лидерских качеств студентов;

— разработка программы внедрения данной модели;

— внедрение Модели на основе современных инновационных технологий деятельности студенческого самоуправления, способствующих развитию лидерских качеств студентов;

— выявление эффективности Модели на основе анализа результатов мониторинга развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления.

В основу модели были положены следующие общенаучные и разработанные автором диссертации принципы:

— принцип поэтапного развития лидерских качеств;

— принцип гуманистических подходов;

— принцип компетентностного подхода;

— принцип ориентации на социально-значимый результат;

— принципы ценностного отношения личности к своему лидерскому поведению;

— принципы взаимосвязи МГУУ ПМ с другими вузами и рынком труда;

— принцип организации деятельности студенческого самоуправления на современных инновационных технологиях.

Модель развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления представляет собой комплекс взаимосвязанных динамично развивающихся блоков открытого типа, гибко встроенных в контекст запросов рынка труда и государства на подготовку конкурентоспособных, профессионально мобильных выпускников вузов, готовых к проявлению своих лидерских качеств в процессе решения нестандартных задач профессиональной и личной жизнедеятельности.

Методологический блок включает в себя комплекс научно-методического обеспечения развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления и содержит основные принципы организации данного процесса.

Организационно-педагогический блок включает психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления. Разработанные условия могут быть использованы как самостоятельные единицы, но больший эффект дают во взаимосвязи, так как дополняют друг друга.

Содержательно-процессуальный блок представлен проектами, обеспечивающими поэтапную деятельность по развитию лидерских качеств студентов: 1−2 курс — «Школа лидера», 3−4 курс — «Лидер-инкубатор», 5 курс -«Лидер-наставник», а также тренингами лидерства.

Аналитико-результативный блок включает в себя критерии, показатели и уровни развития лидерских качеств студентов, а также мониторинг данного процесс, позволяющий современно выявлять научные, технологические и организационные проблемы в ходе реализации модели, выбор путей решения выявленных проблем.

1&-Г.

Внедрение Модели было осуществлено следующим образом. Определение цели и задач деятельности по развитию лидерских качеств студентов позволило систематизировать содержание работы со студентами-активистами и студентами, которых необходимо было привлечь к работе в студенческом самоуправлении.

После проведения соответствующей работы с использованием разнообразных форм и методов изучались и анализировались достигнутые результаты. Информация об этих результатах поступали к субъектам процесса формирования лидерских качеств, которые сверяли эти результаты с поставленными целями, вносили необходимые коррективы в содержание работы и осуществляли новый цикл педагогического взаимодействия.

Уточнение содержания лидерских качеств студентов позволяет пересмотреть систему подготовки студенческого актива вуза. На ее достижение должен быть направлен весь комплекс учебно-воспитательных мероприятий на всех этапах формирования лидера студенческого самоуправления.

В ходе исследования были выделены следующие этапы лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления в вузе.

I этап: мотивация лидерских качеств студентов. Цель: формирование положительной мотивации участия в деятельности органов студенческого самоуправления, достижении личных успехов.

II этап: ценностное осмысление и освоение основных компонентов лидерских качеств — знаний, умений, навыков, образцов лидерства. Цель: формирование лидерских качеств на мотивационном, познавательном, деятельностном и эмоциональном уровнях.

III этап: творческая готовность к лидерству. Цель: творческая самореализация лидерских качеств в конкретной деятельности в деятельности студенческого самоуправления вуза.

Качества лидера развиваются в процессе социально и личностно значимой деятельности. В то же время необходимо отметить, что лидерские качества личности не могут быть полностью сформированы в процессе теоретической подготовки. Системообразующей основой в структуре лидерства является опыт выполнения различных видов деятельности различных социальных ролей. Качества лидерства формируются в образовательно-воспитательной среде вуза через включение студентов в деятельности органов студенческого самоуправления. Для организации эффективного развития лидерских качеств студентов в деятельности студенческого самоуправления был экспериментально проверен комплекс психолого-педагогических условий:

Данные психолого-педагогические условия позволяют развивать лидерские качества студентов через активную социально значимую деятельность. Активная социально значимая деятельности предусматривает сознательное, целенаправленное действие, ориентированное на актуальную конкретную ситуациювыстроенное на основе собственного побуждения осознанного принятия решения и понимание ответственности за последствия своих действий.

На основе анализа психолого-педагогической литературы к наиболее важным компетенциям действия относятся:

Самоосознание — это умение правильно распознавать и понимать мотивы своих действий, способы реагирования на те или иные ситуации. Это умение понимать свои настроения и эмоции, а также их влияние на окружающих.

Системное мышление — способность целостного, холистического видения ситуации. Лидер отличается тем, что постоянно выходит «за границы» своего собственного сознания, расшатывает старые устойчивые связи, строит новые. Системы, доступные охвату и пониманию, становятся сложнее, масштабнее.

Способность глобального видения. Видение будущего, приветствие перемен, предвидение потенциальных возможностей, способность создавать общее видение будущего.

Способность командообразования. Умение развивать способности людей, делегировать полномочия. Умение развивать командный стиль работы. Коллективное руководство.

Харизматичность. Харизматическая личность является идеальным лидером, за которым следуют не из чувства долга, а потому, что верят в него и доверяют ему.

Способность преодолевать стереотипы. Умение ценить различия. Способность конструирования, создания новых способов, методов и механизмов познания и освоения мира. В том числе — эффективных действий.

Наиболее эффективно функционирующие лидеры-руководители обладают специфическим набором навыков, тесно связанных с личностными качествами. По мнению одного из ведущих экспертов Европы в области лидерства Манфреда Ке дэ Ври, к ним могут быть отнесены следующие:

Динамизм. Динамичные люди напористы, независимы, все делают по-своему. Они энергичны. Им нравится доводить дело до конца. Лидеры обладают сильным стремлением к достижениям.

Коммуникабельность. Лидеры обладают незаурядными навыками общения. Как правило, они экстраверты. Общаться с людьми лидерам нравится.

Восприимчивость. Эффективный лидер открыт новым идеям, методам, знаниям. Готовность соглашаться. Хорошие лидеры обычно идут навстречу, они гибкие и приятные. Они знают, как позитивно подойти к трудной ситуации. Эти навыки позволяют им быть превосходными командными игроками.

Надежность. Лидеры доводят все до конца. Если их просят что-то сделать, они это делают.

Аналитический интеллект. Большинство эффективных лидеров обладают более чем средним аналитическим интеллектом, что позволяет им стратегически мыслить. Однако слишком высокий уровень развития интеллекта приносит излишнюю рационализацию в действия лидера, что зачастую мешает ему принять другую точку зрения.

Эмоциональный потенциал. Успешные лидеры знают, как управлять своими эмоциями. Они понимают чувства и мотивы поведения других людей.

Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность, следовательно, необходимо создание ситуации (внешней и внутренней), стимулирующей проявление лидерского потенциала студентов. Это своеобразное «поле лидерства» — особое интегральное свойство ситуации воспитанника" (А.Л. Уманский).

Конструирование поля лидерства предполагает:

— построение оптимального стиля взаимоотношений в группе, с группой и с лидером;

— организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности группы, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у максимального числа студентов;

— создание в группе обстановки сотрудничества, сотворчества (В .И. Андреев), позиция педагога «рядом и впереди» (И.П. Иванов);

— использование вариантов и элементов личностно-деятельностных педагогических технологий (коллективных творческих дел и деловых игр, социальных проектов, проблемных дискуссий).

К параметрам поля лидерства относятся: состав студентов и межличностные отношения в группе, стиль взаимоотношений педагогов и студентов, характер деятельности и общения, чувство причастности и личной ответственности за деятельность, направленность деятельности, статус личности в группе в различных видах деятельности.

Такие формы конструирования поля лидерства, стимулирующие становление лидеров, как сменность актива, создание сводных отрядов, развитие самоуправления, оптимизация атмосферы взаимоотношений и др. широко отражены в научных и методологических публикациях.

В соответствии с исследованием Роджера Гарольда, большая часть специфических умений может быть развита через участие в студенческих организациях и общественной деятельности. При этом Гарольд выделяет в качестве лидерских такие способности: межперсональное взаимодействие, планирование программ, принятие решений, разрешение проблем и конфликтов, критическое мышление, постановка целей, делегирование полномочий, управление финансами, привлечение к сотрудничеству, способность к общественной деятельности.

Следует отметить, что разнообразные лидерские программы университетов и колледжей США развивают в студентах, прежде всего три качества: активную жизненную позицию, нравственность, желание служить обществу. Служение обществу выражается, в первую очередь, в готовности к волонтерской работе, которая необычайно популярна, среди американских студентов. Будущий лидер должен гармонично сочетать «умение управлять» и «умение подчиняться», обладать развитой эмпатией, чутко реагировать — на чужую боль.

Важное место в зарубежных концепциях лидерства занимает такое качество как успешность. Согласно исследованиям ученых института Гэллапа (США) «формула успеха» состоит из следующих параметров: Здравый смысл: способность выносить оптимальные и конкретные суждения по поводу повседневных делсмотреть в корень событияучеба на собственных ошибках, ошибках других людей. Знание своего дела: профессиональные знаниясамообразованиесамосовершенствованиесамореализация. Уверенность в собственных силах: наличие решимости к смелым действиямсила волиспособность ставить перед собой четкие целигордость за свое деломужество, выносливость при достижении целей. Высокий общий уровень развития: постижение новых учений, концепций, их четкий анализбогатый словарный запасхорошие способности к чтению, письму. Способность доводить дело до конца: организаторский талантхорошие рабочие навыкиусердие. Способность установить для себя ритм напряженного, упорного труда.

Способность руководить: организовывать деятельность других (детей, коллег) — вести за собой (детей, коллег). Творческий потенциал — наличие нетрадиционных, интересных способностей, помогающих «украсить» дело и достигнуть наилучшего результата в воспитании, реабилитации воспитанников. Взаимоотношение с коллегами: пониманиеподдержкасамоконтрольуверенность в себесамооценкаответственностьчесть группы, коллектива. Удача — везение.

Сравнительный анализ различных подходов к определению лидерских качеств позволяет выявить основные тенденции в мировом образовательном процессе, которые могут быть использованы при разработке моделей современного лидера.

Л.Д. Кузнецова, В. В. Манихин, A.C. Огнёв выделяют базовые компетенции лидера:

— мотивация к достижению (преобладание ориентации на достижение цели, на результат);

— внутреннее стремление к саморазвитию;

— креативность;

— работоспособность;

— умение вдохновлять, заражать идеямиэмоциональная компетентность;

— управленческая компетенция (способность к постановке целей, способность прогнозировать, планировать, принимать решения, побуждать других к действию, контролировать);

— умение действовать в неопределенных ситуациях. Умение разумно структурировать хаос, ориентируясь на главное, а не на второстепенное. Умение структурировать ситуацию с учетом решаемых задач;

— патриотизм и принятие социальной ответственности;

— знания и умения в специальных областях (управление общественной организацией, фандрайзинг, лидерство и командообразование, деловые коммуникации, национальная социально-политическая система, включая понимание истории ее возникновения, международного контекста и тенденций развития).

Несомненный интерес для нашего исследования представляет позиция В. И. Андреева, в соответствии с которой способность быть лидером, эффективно делегировать свои полномочия, требовательность, умение создать команду и мобилизовать коллектив на успешное решение задачи, умение контролировать и корректировать работу коллектива составляют основу конкурентоспособности специалиста. По мнению ученого, для конкурентоспособной личности характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, к лидерству в условиях соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами.

Исследование показало, что к числу наиболее важных требований работодателей к выпускникам вуза относятся такие, как: умение работать в команде, организационно — коммуникативные способности и навыки. Анализ выявленных требований свидетельствует о возрастающей потребности представителей современного рынка труда в кадрах, обладающих наряду с высоким уровнем профессиональной подготовки также и лидерским потенциалом.

Вместе с тем, анализ результатов исследования позволил выявить наиболее значимые практические умения и навыки, позволяющие лидеру реализовать свои потенциальные возможности в социально — значимой деятельности: умение мыслить глобальными категориямиумение предвидеть потенциальные возможности людей и способствовать их развитиюумение делегировать полномочия в соответствии со способностями людейумения и навыки командного подхода к работеумение демонстрировать личные достижения и успехи в соревновании с противниками на основе знаний технологийумение действовать в соответствии с провозглашенными ценностями, «необходимый лидеру, с точки зрения преподавателей, обозначился достаточно четко: целостность мировоззрения, критическое мышление, энергичность, готовность ценить в людях различия, командный подход к работе, самостоятельность в принятии решений.

Проведенное исследование показало, что среди различных групп респондентов выявлены существенные отличия в содержании лидерских качеств личности. Вместе с тем, анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что лидерские качества молодежи носят не абсолютный, а относительный характер, поскольку в разных ситуациях проявляются различные личностные качества.

Таким образом, теоретический анализ и результаты исследования позволили обозначить следующие группы лидерских качеств студентов: нравственные качества: целостность мировоззренияориентация на здоровый образ жизниясность гражданской позициисоциальная активностьдемократизмпатриотизмжелание служить обществуответственностьрешимость действовать в соответствии с провозглашенными ценностямиинтеллектуальные и деловые качества: критическое мышлениекреативностьспособность преодолевать стереотипыспособность ставить перед собой четкие целиосознание приоритетовстремление к качественному результату своей деятельностиспособность мыслить глобальными категориямиспособность предвидеть потенциальные возможностиспособность создавать и воплощать в жизнь стратегический замысел, способность преодолевать препятствияособенности характера и поведения: энергичностьрешительностьцелеустремленностьстрессоустойчивостьмобильностьспособность к рискууспешностьхаризматичностьоптимизмуверенность в собственных силахкоммуникативные качества: коммуникабельность, готовность ценить в людях различияспособность к разрешению проблем и конфликтов, привлечение к сотрудничествуразвитая эмпатия (способность чувствовать собеседника) — адаптивностьспособность к временным компромиссамвладение эффективными методами и приемами межличностного общенияэмоциональностьораторское мастерство. организаторские качества: командный подход к работе, чувство партнерстваготовность к коллективному руководствуделегирование полномочийспособность создать командуспособность быть лидеромустойчивое осознанное и позитивное отношение к своей деятельностиосознанная личная ответственность за результаты своей деятельностисамо" - способности и «само» — процессы: самостоятельность в принятии решенийспособность к непрерывному саморазвитию и самообразованиюспособность к самоопределениюспособность к самоуправлениюспособность к творческой самореализацииспособность к объективной самооценкесамоконтроль.

Анализ результатов исследования позволил выявить среди множества качеств, характеризующих лидера, наиболее значимые с точки зрения представителей рынка труда и субъектов образовательного процесса. К ним отнесена совокупность таких качеств, как: целеустремленностьсоциальная активностьсамостоятельность в принятии решениймобильностьспособность преодолевать препятствиякоммуникабельностьспособность создать командуспособность к творческой самореализацииответственностьэмпатия, — позволяющих проявиться лидерским тенденциям личности и реализовать ее лидерский потенциал в профессиональной и социальнозначимой деятельности.

В ходе исследования были выделены критерии и показатели сформированности лидерских качеств студентов, представленные в таблице: Критерии и показатели лидерских качеств студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США // США: Экономика, политика, идеология. 1995, № 1.
  2. А. В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе . Дисс.канд.пед.наук. Тамбов.2010. с. 195
  3. Г. С. Основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах. Дисс.канд.пед.наук. Ульяновск, 2010. с.315
  4. Г. Х. Звездные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории / Пер. с нем. М.: Интерэкспорт, 1999, 272с.
  5. Ш. А. Как живете дети? М.: Наука, 1986. — 227 с.
  6. Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -К., 1991. —111 с.
  7. М.Ю., Овсянкин Е. Е. Курс «Лидерство» в школе. Книга для педагогов и учащихся. Архангельск. 1995. с. 15−30
  8. М.Ю., Овсянкина П. Е. Курс «Лидерство» в вузе. -Архангельск, 2005- 445 с.
  9. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М. 1980
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев -М, 1980.-Т 1.11 .Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев. М., 1980. Т. 2
  11. Антонова A.B.Эстетическое образование как фактор профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в педагогическом вузе: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2001,525 с.
  12. В.Ф. Социально-психологические исследования лидерства в дошкольном коллективе, 1973.
  13. Ю. К. Оптимизация воспитательного процесса. М.: Наука, 1982. — 130 с.
  14. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток М.: Просвещение, 1991.- 142 с.
  15. В. П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде // Социол. исслед. 2008. — № 2. — С. 76−90
  16. B.C. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
  17. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000, № 1
  18. Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
  19. П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. М.: Попурри. 2005, 303с.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб, 1992.-400 с.
  21. Р. Развитие «Я» концепции и воспитания. М.: Прогресс, 1996. — 442 с.
  22. Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности (на примере учебных групп подростков и юношей). Дисс.канд.псих.наук, Курск. 2005. с.159
  23. A.A., Руткевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М.: Квант, 1997.
  24. Д.А. История развития студенческого самоуправления в отечественной высшей школе// Российский научный журнал. 2008. -№ 5
  25. И.Н. Студенческое самоуправление как фактор профессионального воспитания будущих государственных служащих. Дисс. канд.пед.наук. Тамбов, 2010. с. 183
  26. Н.П. Педагогические условия и организационные формы развития самоуправления в современном вузе. Дисс. кандлед.наук. Пятигорск, 2004. с. 204.
  27. А.И., Веракса Н. Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте// Одаренность: Рабочая концепция. Материалы I Международной конференции (1−3 октября 2000 г.). М., 2002
  28. М. Харизматическое господство. М., 2008.
  29. Викулина М. А Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка (старшего дошкольного возраста). Автореф. кпн Нижн. Новгород. 1997
  30. О.С., А.И. Наумов. Менеджмент: человек, стратегия, организации, процесс: Учебник. -М.: Изд-во МГУ, 1995. -416с.
  31. О.С. Стратегическое управление: Учебник. -М.: Изд-во МГУ, 1995.-252 с.
  32. С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  33. A.A. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора. Автореферат.канд.социол.наук. М., 2011
  34. Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе. Дисс.канд.пед.наук. Красноярск. 2005. с.254
  35. A.C. Организация студенческого самоуправления в воспитательной системе педагогического колледжа. Дисс. .канд.пед.наук. Челябинск. 2005. с. 187
  36. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989
  37. М. А. Мотивы студенческой занятости // Социол. ис- след. -2008.-№ 8.-С. 106−115.
  38. В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи// Социол. исслед. 2006. — № 4. — С. 99−105.
  39. В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание// Социол. исслед. 2007,-№ 4.-с. 44−50.
  40. М.В. Лидерство как фактор формирования управленческой культуры. Дисс.социол.наук. Волгоград, 2007. с. 156
  41. В. Т. Этика и формирование нравственности. М.: Знание, 1 975 164 с.
  42. З.Г. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств студентов // Вестник университета (ГУУ). 2008, № 5, с.28−29.
  43. Гапонюк З. Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов. Автореф.канд.пед.наук. Москва 2008. с.25
  44. М. Л. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 215 с.
  45. Д.М. Организация и управление. М., 1972 г.
  46. И.П., Глухова М. Ф., Королева Г. М. В помощь куратору учебной группы. Методическое пособие. Выпуск 1. Москва, 2009
  47. И.П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе. Дисс.докт.пед.наук. Москва, 2009
  48. И.П., Королева Г. М. В помощь куратору учебной группы. Метод, пособие. Выпуск 2, М., МГУУ Правительства Москвы, 2009, 76с.
  49. И.П., Королева Г. М. Студенческое самоуправление в МГУУ Правительства Москвы: технологии развития молодежных творческих инициатив. Методическое пособие. М. Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009, 116 с.
  50. И.П. Социально-воспитательная деятельность студенческого самоуправления в МГУУ Правительства Москвы.
  51. И.П., Королева Г. М. Формирование общекультурных компетенций студенческой молодёжи: концептуальные основы. Монография. М. МГУУ Правительства Москвы. 2012
  52. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М., 2010
  53. А.Б. Социально-воспитательные условия формирования лидерских качеств студентов в учебном процессе вуза. Автореф.канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре. 2009. с.21
  54. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина, 2005, 301с. 56. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Терминологический словарь. Педагогические технологии, 1999 г.
  55. Г. В., Лисуренко JI.A., Першина JI.A. Психологическое сопровождение студентов МГУУ Правительства Москвы. Методич. пособие. М. 2009, с. 32.
  56. Г. В., Лисуренко Л. А., Першина Л. А. Психолого-педагогические рекомендации для профессорско-преподавательского состава по организации учебной работы со студентами. М. 2010. с 24.
  57. М. Мама лучший лидер: 50 женщин меняют привычные для компаний лидерские традиции. Р н/Д.: Феникс, 2005, 285с.
  58. Е.Л. Педагогические условия формирования лидерских качеств у членов студенческого актива вуза. Дисс. канд.пед.наук. Чебоксары. 2011. 225 с.
  59. А.И. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза. Автореф. дисс.канд.псих.наук М., 2007, с.270
  60. Деятельность и взаимоотношения детей дошкольного возраста / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.
  61. Т.Т., Румянцев В. И. Лидерство в спорте. М., 200 964. Диалектика, 2005, 385с.
  62. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. O.E. Лебедевой. М., 2003.
  63. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведение /Под ред. O.E. Лебедевой. М., 2003. Издательство «Педагогика», 1980, т. 2, с. 147.
  64. Р.В. Петербург. 2010. с.262
  65. В.Н. Психология. Изд-во «Питер», СПб. 2006 г.
  66. И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : Дисс. канд. пед. наук. Красноярск. 2003. с. 198
  67. О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. — СПб.: Речь, 2007.—238 с.
  68. Егорова-Гантман Е.В. и др. Политиками не рождаются: Как стать и остаться эффективным политическим лидером. М., 1993.
  69. Ю.М., Петровская Л. А., Ростянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: 1990.
  70. Л.Я. Студенческое самоуправление как основа расширения демократии в высшей школе / Автореф. канд.пед.наук. М., 1990.С.10.
  71. Е.М. Опыт применения рисовально-символической методики в изучении лидерства, Ярославль, 1977.
  72. М.А. Теория и технология саморазвития ответственности Студентов.// Образование и саморазвитие. Научный журнал. Казань: Изд-во Казанского университета, 2007. — № 6. — С.3−8.
  73. А. Лидерство и менеджмент в компании. По матер. Harvard Business Review http://www.tvoidiplom.ru/goods/298/5007?page=7.
  74. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя.- М.: Логос, 2002. 78. Зорина A.B. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза. Дисс.канд.пед.наук. с.217Нижний Новгород 2009 с.217
  75. Зуб А.Т., Смирнов С. Г. Лидерство в менеджменте. М., 1999, 212с. Издательство «Педагогика», 1980, т. 2, с. 147
  76. А.Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности. Дисс.канд. пед. наук Челябинск, 2010. с.207
  77. Ф. Психотерапия и лидерство. СПб, 2010
  78. Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий // Психологический журнал. 1996, № 7, с. 49. М.
  79. М. Тренинг лидерства. М.: 2011.
  80. С. Семь навыков лидера. Минск: Вегапринт, 1996.
  81. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь, 2003.
  82. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
  83. Л.Н. «Формирование лидерских качеств студентов посредством участия в деятельности органов самоуправления». Дисс. канд. пед. наук. Киров. 2009. с.
  84. Г. М. Этнокультурная деятельность в регионах: педагогическоепроектирование и реализация. Дисс.докт.пед.наук. Москва, 2011
  85. A.B., Шафеева Н. Д. Музейная педагогика в формировании общекультурных компетенций студентов (на примере МГУУ Правительства Москвы). Учебно метод, пособие. Москва, 2012
  86. В.В. Общие основы педагогики: Учебн. для студ. высш. пед. уч. зав. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256с.
  87. Краткий психологический словарь.// Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов на Дону: «Феникс», 1998.
  88. .И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000,№ 3,с.73−78.
  89. Э., Смит JI. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2010.
  90. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985.223 с.
  91. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М., 1991, -207 с.
  92. Н. К. Детское самоуправление в школе. Пед. соч. в 10 т. Т. 8. М., 1959. С. 31.
  93. Е. В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: ГМПУ им. М. В. Ломоносова, 1996.256 с.
  94. Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дисс.докт. филос. наук. М., 1996.359 с.
  95. Е.В., Суханов В. Р. Особенности лидерства как элемента социального управления. //Философия и образование пространство диалога. Архангельск, 2000. С.23
  96. Е.В. Словарик координатора детского движения, 2008 г.
  97. Ю.С. Формирование лидерских устремлений у студентов вуза. Дисс.канд.псих. наук. Сочи. 2011. с.255
  98. ЮЗ.Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М, 1997.
  99. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М, 1984.
  100. Л.А. Лидерство в образовании. Социологический анализ. Дисс.канд.социол.наук. Екатеринбург, с. 165
  101. Лидерство: психологические проблемы лидерства в бизнесе. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  102. М., Киндел С. Лидерство для «чайников» / Перевод с англ. М.:
  103. Л.А. Развитие творческого потенциала участников молодёжных социокультурных объединений: Автореф. Дисс.канд.пед.наук. Тамбов, 2006
  104. A.C. Собрание сочинений в 5 т. М, Изд-во: «Правда. Огонек», 1971, т.1, т.5.
  105. Ч.К. Уроки лидерства Иисуса Христа: Практические уроки для современной жизни. М, Феникс, 2005. с.216
  106. A.M. Концепция творческой одаренности//Вопросы психологии, 1989, № 6.
  107. О.Г. Подготовка руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации к осуществлению лидерства. Дисс. канд.пед.наук. Санкт-Петербург, 2011. с. 194
  108. Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2002, 208с.
  109. А. Лидер как мастер единоборства. М, 1993, 4.1.
  110. A.A. Гармония и дисгармония личности. Филос. этич. очерк: пер. с латыни. — М.: Политиздат, 1990. — 176с.
  111. К. Высокий стандарт лидерства: Уроки из жизни Ганди. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  112. K.M. Организация воспитательной работы с подростками в России в 20-е годы XX века Автореферат канд. пед. наук Санкт-Петербург, 2010.
  113. Г. А. Словарь социального педагога, 2000 г.
  114. A.A. Образовательные услуги общественной организации как объект организационно-педагогического проектирования. Автореф. канд. пед. наук. М, 2012
  115. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие под общей ред. A.C. Прутченкова. М., 2003 г.
  116. Отношения между сверстниками в группе детского сада/Под ред. Т. А. Рапиной. М., 1978.
  117. В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие// Педагогика, 2001, № 4, с.3−44.
  118. О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. пед. наук. М., 1993.
  119. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб, 1999
  120. В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: Дисс.канд. пед. наук: Великий Новгород, 2005 182 с.
  121. Педагогическая энциклопедия в 4-х т. М., «Советская энциклопедия», 1965. т.2,4.
  122. Петровский, А. В, Основы теоретической психологии / А. П. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: ИНФРА-М, 1998, С.410 411
  123. H., Сокол С. Политическое лидерство: теоретические и методологические основы исследования. Часть 1. М., 1992.
  124. Ю.П. Структура и условия лидерства/, www.elitarium.ru
  125. В.В. Особенности профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. Дисс. канд. психол. наук, М., 2006
  126. М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности. Дисс.докт.пед.наук. Санкт-Петербург, 2001. с.347
  127. Психология политического лидерства/УПолитическая психология/Под общ. ред. A.A. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, 2001, с.314−338.
  128. Р. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985, 221с.
  129. В. А. Психология управления: Учебное пособие. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.400 с.
  130. М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., Изд-во «Владос», 2002
  131. В. И. Лидер. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.256 с.
  132. В. И. Лидерство в спорте. М.: ФИС, 1983.124 с.
  133. Л. П. Учебное пособие «„Педагогический словарь по темам“», Сарапул, 2010 г.
  134. , Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / В. Ф. Рыбалко, -СПб.: Питер, 2001
  135. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.
  136. А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей//Педагогика, 1999, № 3, с. 107−116.
  137. А.Р. Формирование ценностного отношения студентов к образованию в процессе их участия в социально-культурной деятельности научной библиотеки вуза. Дисс. канд.пед.наук. Киров 2012
  138. Сальцева Социально-педагогический подход в воспитании Текст./ C.B.
  139. , Т.А. Панкова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. Т.1. -с.325−332.
  140. Е.Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. М.: «Аспект Пресс» 2001
  141. C.B. Развитие ключевых компетенций педагогов в системе повышения квалификации. Дисс.канд.пед.наук. Тольятти, 2008, с. 172
  142. Н. Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя. Донецк: Сталкер, 1998.448 с.
  143. О.В. Становление профессионально-педагогической компетентности будущего учителя как классного руководителя в процессе студенческого самоуправления: Автор. Дисс.канд.пед.наук: Благовещенск, 2007
  144. В. Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте. Автор.докт. пед. н, 1992.
  145. Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1995, № 6, с.23−28.
  146. Симагин A.B.Лидерство в системе социального партнёрства: социально-философский анализ: диссертация. канд. философ, наук Санкт-Петербург, 2008, 205 с
  147. В., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Ф. Педагогика: Учебное пособие. M., AKADEMIA, 2012
  148. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, ЕД&-. Исаев. — М.: Школьная Пресса, 2000.
  149. Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений // Вопросы психол. 1994. № 6., с.5−16.
  150. P.A. Формирование изобразительных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. пед. наук. М., 1981.
  151. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.
  152. C.B. Духовно-нравственное воспитание студентов в условияхинновационной среды учреждений среднего профессионального образования Дисс.канд.пед.наук. Якутск. 2010. с.207
  153. А.И. Харизматическая личность в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1997, № 3, с. 152−191.
  154. Студенческое самоуправление в условиях вузовской демократии. Метод, рекомендации. Киев. УМК ВО, 1991. с. 26.
  155. Студенческое самоуправление и формирование социально-активной личности молодого специалиста. Методические указания. Барнаул. 1989.-е. 15.
  156. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М., Педагогика. 1979.
  157. ., Шеелен Ф. М. Личность лидера / Перевод с англ. М.: Попурри. 2002, 288с.
  158. Д. Голая правда о лидере / Перевод с англ. М.: Фаир-пресс,
  159. А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства Дисс.докт.пед. наук. Кострома 2006 с. 318.
  160. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов //Методология и методы социальной психологии/ Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977.
  161. Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.-С. 73.
  162. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Юнити, 2002. 560 с.
  163. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. I:
  164. А. А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2005.640 с.
  165. И., Нижельская О. С чего начинается лидер. 2011
  166. М. Ю. Лидерство как объект социологического исследования. Дисс. канд. социол. наук. М., 1997.149 с.
  167. Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи. Дисс.канд.пед.наук. Кострома. 2007. с .213
  168. С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. М.: Инфра-М, 2000.288 с.
  169. Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1983
  170. М. Стили лидерства в формировании внешней политики // Политические исследования, 1991.
  171. . Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия, средства ее формирования/Р.И. Цветкова // Вестник Бурятского университета, Серия 10, Психология. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2006. — Вып. 1 — С. 24 — 32.
  172. Р. Социальная психология. Агрессия, Лидерство, Группы. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 256с
  173. A.B. Педагогические условия развития студенческого самоуправления в вузе. Вестник ТГПУ// Томск. 2009. с.49
  174. Н.Т. Развитие форм организации студенческого самоуправления в педагогическом вузе. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2005. с.204
  175. С. Т.: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, М., т.1
  176. С. Т.: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, М., т.2
  177. H.A. Феномен харизмы в общественном сознании: Автореф. канд. философ, наук. Пермь, 2007, 29с.
  178. Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
  179. Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вузов в деятельности органов самоуправления. Дисс.докт.пед.наук. Казань, 2008, с.
  180. .В. Мотивация студентов на получение высшего образования (Социологический аспект): Дисс.канд. социол. наук/И.В.Щепкина. М, 1996.
  181. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство. Межличностные отношения//Под ред. А. Карелина. М, 1997.
  182. И.А. Дети лидеры. М, 2011
  183. Г. Ф. Проблемы воспитания лидеров в конкурентной образовательной среде// Этнодидактика народов России: проблемы обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде. Нижнекамск, 2010
  184. Г. Ф. Наша новая школа. Лидер-инкубатор" http://www.nmi.Su/doku.php/nauka:stat-nauka:yalalov
  185. Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию. URL: http://eidos.ru/iournal/2007/0115−2.htm
  186. Янг Р. Лидерство в командах / Перевод с англ. М.: ГИППО (HIPPO), 2004, 122с.
  187. О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М, 1991.196. http://ru.wikipedia.org.197. http://www.pedagogikam.ru/teachers-61 l-6.html198. http://nsportal.ru
  188. Нормативные и правовые документы
  189. Всеобщая декларация прав человека
  190. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).
  191. Конституция Российской Федерации
  192. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1.
  193. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ
  194. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124- ФЗ
  195. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19.07.1996 года.
  196. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05. 1995 года № 82-ФЗ
  197. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01 1996 года№ 10-ФЗ
  198. Федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных объединений» от 28.06. 1995 года № 98-ФЗ
  199. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики».
  200. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11 2008 г. № 1662-р
  201. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2006 года № 100 «О совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования" —
  202. Письмо Минобразования России от 2 октября 2002 года № 15−52−468/15−01−21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации" —
  203. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 октября 2006 г. №АФ-234/06, в котором было выработано Примерное положение о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования.
  204. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию от 19 февраля 2007 года № 231/12−16 «О студенческом самоуправлении" —
  205. Постановление Правительства Москвы от 10 августа 2010 г. № 678−1111, которым был утвержден ряд комплексных мероприятий по развитию студенческого самоуправления в городе Москве.
Заполнить форму текущей работой