Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое управление деятельностью учреждений дополнительного образования: На примере Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе стратегического управления образовательным учреждением лежат различные теоретические и методологические подходы. Важнейшей задачей учреждения ДПО является выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей конкурентные преимущества и ключевые идеи. В качестве концептуальной основы стратегии… Читать ещё >

Содержание

  • J ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
    • 1. 1. Основные факторы, определяющие необходимость разработки стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования
  • 2. Дополнительное профессиональное образование в системе образовательных услуг
  • 3. Анализ современного состояния сферы дополнительного профессионального образования Российской Федерации
    • 1. 4. Перспективы развития сферы дополнительного профессионального образования
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ j ПОДХОДЫ К ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ. j 21. Теоретические аспекты стратегического управления
    • 2. Методические подходы к организации стратегического управления
    • 3. Система стратегической информации как основа стратегического анализа для принятия управленческих решений
      • 2. 4. Характеристика методов и обоснование выбора метода стратегического анализа

      ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. о ' 3.1. Методические основы стратегического управления учреждениями дополнительного профессионального образования.

      2. Методика разработки стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования.

      3.3. Реализация и оценка эффективности внедрения принятой стратегии управления.

      3.4. Разработка системы формирования стратегии учреждения дополнительного профессионального образования (на примере Московской области).

Стратегическое управление деятельностью учреждений дополнительного образования: На примере Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует большое количество причин объективного и субъективного плана, обусловливающих увеличение доли безработных среди выпускников учреждений основного профессионального образования (УОПО). Определенные меры по ослаблению их действия предпринимаются на федеральном и региональном уровнях. Значительная роль в решении этой проблемы отводится самой системе образования — ведь образование на протяжении всей жизни стало ключевым средством конкурентоспособности каждого человека. Не случайно ЮНЕСКО включила его в программу среднесрочного развития, а ведущие страны объявили стратегическим средством борьбы с безработицей. Ожидается, что в ближайшем будущем крупным компаниям потребуется только половина работников, занятых в них сегодня, зато уровень квалификации оставшихся должен быть вдвое выше имеющегося. Во многом сходная ситуация складывается и на российском образовательном пространстве.

Эффективное выполнение программ социально-экономического развития страны в решающей мере зависит от соответствующего кадрового сопровождения. Обеспечить высокий профессионализм и компетентность руководителей и специалистов любой сферы возможно только на основе использования системы дополнительного профессионального образования (ДПО) Система обладает такими уникальными качествами, как быстрая адаптация к изменению внешних условий, краткие сроки подготовки, преобладание практических знаний над теоретическими, более интенсивные образовательные технологии и многообразие используемых форм обучения (другой характер педагогического взаимодействия преподавателей с обучающимися), а также большая заинтересованность в получении профессиональных знаний.

Высокая значимость системы ДПО определяет необходимость ее постоянного развития и формирования новой эффективной вертикальной структуры управления профессиональным обучением, основанной на тесной координации федеральной, региональной и муниципальной политики с учетом дальнейшего повышения роли и самостоятельности образовательных учреждений ДПО.

Планирование будущего учреждения ДПО, проводимое в условиях высокой неопределенности, требует разработки стратегии их развития. При этом появляется необходимость формулирования ответов на вопросы о том, какие направления развития наиболее важны для отдельного учреждения в конкретной ситуации. Учреждения ДПО стоят перед необходимостью самостоятельной оценки перспектив своего развития, анализа сильных и слабых сторон, шансов и рисков, конкурентоспособности как по учреждению в целом, так и его отдельных областей деятельности.

Формирование стратегического мышления является проблемой для современных учреждений ДПО, возникает необходимость осмысления и анализа имеющего мирового опыта и, по возможности, адаптации или разработки методов с учетом сложившихся в России условий.

Важность стратегического управления а, следовательно, и адекватного использования механизмов, реализующих это управления, обусловливается тем, что внешняя среда нестабильна, требует постоянного анализа и приспособления политики учреждения ДПО к ее изменениям. Каждая конкретная рыночная ситуация требует от субъекта управления выбора определенной модели подстраивания, которая представляет из себя систему совокупности взаимосвязанных механизмов различной природы: экономических, организационных, правовых и политических. Эта система должна обеспечить получение ожидаемой выгоды. События становятся все более острыми, повышаются темпы изменений, которые по скорости проявления часто обгоняют ответную реакцию учреждения, поэтому возрастает частота неожиданных трудностей в их развитии.

Учреждения ДПО, прогнозирующие и учитывающие как можно раньше характерные динамичные изменения среды функционирования, получают благоприятные шансы, связанные с рациональным использованием собственных сил и средств за счет стратегического управления и разработки целевых стратегий для создания новых преимуществ.

Несмотря на то, что стратегическое управление являлось темой многочисленных исследований, его отдельные этапы требуют более полного и точного определения и описания. Кроме того, развитие производительных сил и производственных отношений, динамика научно-технического прогресса постоянно добавляют к существующим вопросам новые проблемы, требующие научного исследования.

Стратегия учреждений ДПО и стратегическое управление, как система ее обеспечения, созданы для нивелирования нестабильности окружающей среды и обеспечения устойчивого существования субъекта. Особая прикладная значимость поиска надежных механизмов обеспечения выживания учреждений ДПО предопределяет обращение в данной работе к вопросам формирования стратегии их развития, стратегического управления и соответствующего эффективного инструментария.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что назрела необходимость более глубокого изучения проблемы стратегического управления системой ДПО и ее учреждениями в условиях рынка труда. В новых условиях становится все более рискованным управление на основе только предшествующих знаний и опыта. Сохранение старого подхода к проблеме использования ограниченного набора механизмов стратегического управления без учета системы сбалансированных показателей, становится тормозом развития потенциала учреждений ДПО. В настоящее время появилась уникальная возможность создания системы научных знаний, на основе которых будут разработаны методы управления учреждениями ДПО, развитыми и дополненными по сравнению с уже существующими исследованиями, адаптированными к современным условиям хозяйствования.

Разработанность темы исследования Теоретико-методологические основы стратегического управления достаточно полно и подробно освещены в работах таких зарубежных ученых и специалистов, как Ансофф И., Гэлбрэйт Дж., Дэниеле Дж., Дэй Дж., Каплан Р., Карлоф Б., Коуза Р., Нортон Д., Портер М., Стрикленд А., Уильямсон О. и др.

Большой вклад в решение проблем стратегического управления внесли работы российских ученых, в том числе Андреева А. А., Барановского А. И., Васьковского А. С., Винокурова В. А., Виханского О. С., Долинской М. Г., Ершова И. В., Идрисова, А Б., Кныш М. И., Макарова A.M., Марковой ВД, Моисеева Н. К., Перегудова С. И., Пермичева Н. Ф., Платоновой Н А., Пригожина, А И, Прилепского Б В., Прилепского М. Б., Радичка Д. М., Слесарева С. А., Сульповара Л. Б., Тихонова P.M., Трифонова Ю В., Туровца О. Г., Шаборкиной Л. В., Шевченко С. Ю., Яшина И. С. и др.

Различным аспектам проблемы управления учреждениями дополнительного образования посвящены работы авторов Валентинова В. В., Кондратьева С. В., Веснина В Д., Вороновой ЮА, Газалова Б. В., Гапоненко А. Л., Деражне Ю. Л., Севостьянова В. С., Фомина В. Н., Фоминой Е. В.

Однако еще явно недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с разработкой и реализацией стратегии в специализированных учреждениях ДПО, в частности применения системы сбалансированных показателей с целью доведения согласованных стратегических целей до всех уровней образовательного учреждения, а также оценки эффективности образовательных услуг.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является формирование организационно-экономического механизма стратегии управления развитием учреждений ДПО с учетом реалии отечественной экономики и потребностей рынка труда. В соответствии с намеченной целью в диссертации были поставлены и реализованы следующие задачи:

4 исследовать тенденции развития сферы ДПО в условиях реформы системы образования в России;

4 разработать инструментарий экономической диагностики функционирования образовательных учреждений с учетом влияния внешней среды и условий их деятельности;

4- предложить методический аппарат стратегического анализа деятельности учреждений ДПО и апробировать его на конкретном примере;

4 разработать рекомендации по совершенствованию стратегического управления деятельностью учреждений ДПО.

Объект исследования Объектом исследования явились специализированные образовательные учреждения служб занятости населения Московской области.

Предмет исследования Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в учреждениях дополнительного образования, определяющие стратегию их развития и методы управления, а также система внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность учреждений и выбор ими стратетй управления.

Теоретическая и методологическая основа исследования Теоретико-методической основой диссертации явились концептуальные положения теорий рыночной экономики и стратегического менеджмента. При подготовке работы использованы труды зарубежных и отечественных ученых по этим проблемам. Эмпирической основой послужили данные анализа деятельности учреждений ДПО, проведенного автором.

Исследование базируется на принципах системного подхода, в качестве инструментов использовались методы выдвижения и проверки гипотез, методы аналитической обработки фактических данных, экспертные оценки.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые и законодательные акты федерального и регионального уровней, Законы РФ, статистические данные и фактические материалы, опубликованные в СМИ, информация, размещенная в глобальной сети Интернет, публикации в периодических отечественных изданиях: «Общество и экономика», «Вопросы экономики», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Наука и образование», «Дополнительное профессиональное образование», а также личные исследование и наблюдения автора.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она является одним из первых в сфере услуг научным исследованием, в котором разрабатываются основы применения существующих методик стратегического управления в деятельности учреждений ДПО, а также обосновывается необходимость реализации стратегии развития на основе применения системы сбалансированных показателей:

Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту. предложено определение стратегического управления учреждениями ДПО как деятельности по достижению намеченных целей, в зависимости от выбранных приоритетов, определяющих устойчивое развитие на основе разработки и реализации эффективной стратегии, адекватно реагирующей на изменение ситуации на рынке трудадополнена классификация стратегий управления бизнес — процессами в системе дополнительного образования с целью определения типовых стратегических решений, принимаемых за основу при выборе различных стратегических альтернатив;

— f предложена модель процесса стратегического управления для практического применения в учреждениях дополнительного образования, обеспечивающая их экономическую устойчивость в условиях изменения параметров состояния внешней среды развития учебного центра. Модель представляет авторское понимание структуры и хода указанного процесса и отражает основные взаимосвязи в нем;

— f разработаны рекомендации, способствующие эффективному и широкомасштабному внедрению в работу учебных центров системы сбалансированных показателей для оценки и контроля выбранной стратегии развитияразработана методика стратегического анализа, позволяющая определить конкурентные преимущества учреждения ДПО, выявить узкие места в развитии, оценить потенциальные возможности и наиболее эффективные направления деятельности;

— f разработана методика оценки и контроля стратегии на примере работы конкретного учебного центра, позволяющая учесть влияние факторов внешней среды для своевременного принятия управленческого решения.

Практическая значимость диссертационной работы определяется конкретной значимостью методических и практических рекомендаций, которые позволяют создать методическую основу для формирования стратегии, осуществить выбор из широкого круга целей наиболее значимых для каждого конкретного учреждения ДПО и увязать его деятельность с выбранными приоритетами развития региона. Реализация сформулированных в работе рекомендаций позволяет повысить эффективность управленческой и планово-аналитической деятельности и, тем самым, обоснованность стратегических управленческих решений, а также степень адаптации учреждения ДПО к изменению внешних условий хозяйствования, что позитивно скажется на результатах его деятельности и повысит социальную значимость его работы и степень выживания. Результаты проведенного исследования могут быть использованы также в учебном процессе при подготовке и переподготовке специалистов в области управления деятельностью образовательных учреждений.

Апробация работы Основные теоретические положения диссертационного исследования были изложены на научно-практических конференциях Московского государственного университета сервиса «Наука — сервису», «Интернет — экономика», в ряде публикаций в сборниках научных трудов Московского государственного университета сервиса.

Результаты диссертационной работы внедрены в Рузском Центре Профессиональной Подготовки, в учебном процессе Московского областного филиала Московского университета МВД России (г. Руза) и филиала Московского государственного университета сервиса (г.Тучково).

Публикации. По теме диссертации опубликованы 4 печатные работы общим объемом 2,6 п. л., в том числе лично автора -1,9 п. л.

Структура диссертационной работы определена логической последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные результаты исследования развивают теоретические и методические основы формирования стратегии развития образовательных учреждений ДПО, а также содержат конкретные рекомендации по совершенствованию управления этим процессом. Наибольший эффект при непосредственной реализации стратегии достигается в том случае, если все стратегические мероприятия реализуются при координации из единого центра, решения, принимаемые в рамках каждой из функциональных стратегий, должны быть увязаны по времени и ресурсам и не противоречить друг другу. Их использование способствует повышению эффективности функционирования образовательных учреждений в современных условиях.

Таким образом, в диссертации концептуальные основы стратегического управления, которые позволяют решать следующие задачи:

4- выделить необходимую для анализа стратегического положения и разработки стратегии информацию;

4- выбрать оптимальный метод анализа стратегической информации;

4- проанализировать стратегическое положение учреждения ДПО и разработать меры по его улучшению;

4- изучить возможные последствия реализации стратегии и реакцию конкурентов на нее;

4- выделить основные функции разработки стратегии и их взаимосвязь;

4- выявить основные направления совершенствования структуры учреждения ДПО с точки зрения наиболее эффективной разработки стратегии;

4- создать систему поддержки принятия стратегических решений.

Использование предложенных автором рекомендаций и предложений при разработке стратегии учреждения ДПО с учетом постоянно меняющихся внешних условий и отраслевых особенностей позволит учреждения ДПО достичь и обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности, предупредить вытеснение с рынка и избежать нерационального использования средств. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод об актуальности рассматриваемой проблемы, ее насущности.

С целью практической реализации предложенных концепций и принципов, процессов поддержки принятия стратегических решений сформирована модель процедур стратегического управления реально действующего учреждения ДПО, а именно Центра профессиональной подготовки г. Рузы Московской области.

Результаты диссертационной работы внедрены в Рузском Центре профессиональной подготовки, в учебных процессах Московского областного филиала Московского университета МВД России (г.Руза) и филиала Социально-технологического института Московского государственного университета сервиса (г.Тучково).

По мере развития рыночных преобразований в России, продолжения реформы деятельности образовательных учреждений, углубления знаний о состоянии внутреннего рынка, внедрения современных методов управленческого учета, повышения квалификации руководства учреждения ДПО подходы к формированию стратегий развития в условиях риска для выживаемости, их содержание и последовательность этапов будут приближаться к общепринятым в странах, где достигнут более высокий уровень управления, будут трансформироваться, уточняться и развиваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях российские учреждения ДПО функционируют в обстановке постоянной нестабильности. Преобразования в отечественной экономике, специфика перехода к рыночным отношениям создают дополнительные сложности для выживания в сложившейся ситуации.

Развитие внешней среды подвержено различным рискам, которые создают непрерывную угрозу устойчивости учреждения ДПО на рынке. В этих условиях для тех учреждений, которые в состоянии прогнозировать и учитывать эти изменения быстрее конкурентов, могут появиться благоприятные возможности на базе рационального использования внутренних сил, посредством стратегического управления и разработки целевых стратегий для создания новых преимуществ, в целях выживания и ослабления давления конкурентов.

Учреждения ДПО в настоящее время недостаточно готовы к выработке долгосрочной стратегии на их уровне Необходимо наладить разработку и поиск надежных методов формирования стратегии развития в условиях жесткой конкуренции.

Анализ и систематизация научных исследования отечественных и зарубежных экономистов, посвященных проблемам стратегического управления, позволила охарактеризовать сущность стратегического управления, описать виды стратегии и провести их классификацию, определить факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность учреждения ДПО.

Изучив и обобщив научные труды по теории стратегического управления, можно констатировать важность и необходимость развития теории стратегий в отечественной экономической науке и внедрения стратегического управления в российских учреждениях ДПО Положения диссертационной работы раскрывают актуальность стратегического управления для образовательных учреждений на современном этапе и направлены на поиск эффективных методов выбора стратегии управления. На основе эффективного стратегического управления учреждением ДПО формируются конкурентные преимущества, которые являются составляющей его конкурентоспособности и выживаемости.

Возникновение и развитие новых системно-кибернетических методов исследования в экономической науке требует использования новых подходов к подбору материала, доступного исследователям в области теории управления. Необходимы теоретическое переосмысление тех подходов, которые существуют и их интеграция в единую систему развития учреждения ДПО. Стратегическое управление учреждения ДПО может быть представлено следующей последовательностью формируемых свойств: гибкость, адаптивность, конкурентоспособность При этом задачи стратегической и оперативной деятельности можно разделить'.

— f стратегическая деятельность должна быть ориентирована на развитие потенциала для обеспечения самоорганизации и на углубление и расширение методов управления;

4- оперативная деятельность должна быть нацелена на ситуационное использование надлежащего свойства в конкурентной обстановке.

В основе стратегического управления образовательным учреждением лежат различные теоретические и методологические подходы. Важнейшей задачей учреждения ДПО является выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей конкурентные преимущества и ключевые идеи. В качестве концептуальной основы стратегии обеспечения выживаемости заслуживает подход, согласно которому современная стратегия должна базироваться на познании внешних возможностей и опасностей, прогнозирования будущего, изменения своего внешнего окружения таким образом, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование в настоящих условиях.

Переход к рынку для большинства учреждений дополнительного профессионального образования связан с попаданием в зону рисков, они впервые вынуждены столкнуться с проблемой оценки своих возможностей, состояния рынка, позиций конкурентов. Анализ различных подходов к формированию конкурентных стратегий учреждения ДПО показывает, что ни одно из них не может претендовать на роль единственно верного, поэтому возникает необходимость в системном подходе к стратегии управления образовательным учреждением ДПО как основной форме обеспечения полной выживаемости.

Чтобы создать и удержать конкурентные преимущества в условиях неопределенности, учреждения ДПО должны использовать альтернативные формы управления. Ориентиры могут дать рассмотренные автором подходы, которые помогут по-новому осмыслить стратегию учреждения ДПО, пересмотреть приоритеты с целью обеспечения многочисленных вариантов, повышающих стратегическую гибкость.

Предлагаемая в диссертации методика разработки стратегии управления на образовательном учреждении должна содержать следующие этапы:

4- определение миссии;

4- выбор целей и постановка задач развития;

4- выбор наиболее приоритетного пути развития в сложившихся условиях;

4- подбор подходящих альтернатив развития в условиях риска;

4- определение объема и границ необходимой стратегической информации о внешней среде деятельности учреждения ДПО;

4- выбор наиболее доступных и приемлемых методов стратегического анализа;

4- анализ внешней среды деятельности учреждения ДПО;

4- выбор и обоснование стратегии учреждения ДПО;

4- непосредственная разработка стратегии;

4- контроль и оценка реализуемой стратегии.

Данная методика опирается на уже существующие методики разработки стратегий управления предприятиями, но акцентирует внимание на важности сбора необходимой стратегической информации и грамотного ее анализа и позволяет в наибольшей степени оценить положение конкретного учреждения ДПО среди его конкурентов, что является весьма важными для успеха и обеспечения выживаемости в конкурентной среде.

К числу основных результатов, определяющих научную и практическую ценность диссертационной работы, можно отнести следующие моменты.

Дано комплексное определение стратегического управления с целью более ясного выражения сущности этих понятий.

Стратегическое управление — деятельность по достижению поставленных целей, в зависимости от выбранных приоритетов, определяющих устойчивое развитие, на основе разработки и внедрения эффективной стратегии, создания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменений внешней и внутренней среды.

Сущность стратегического управления характеризуется в работе специфическими целями и эффективностью, приоритетным учетом внешней среды, а завоевание и удержание конкурентных преимуществ рассматривается как средство достижения стратегически значимых результатов.

В исследовании представлена модель процесса стратегического управления образовательным учреждением на базе комплексности компонентов, которые позволяют достоверно и эффективно проводить данный процесс. Она схематично показывает структуру и ход процесса и отражает основные взаимосвязи в нем. В модели учтены наиболее общие для известных существующих концепций стратегического развития элементы.

При введении системы стратегического управления на учреждения ДПО возникают трудности при создании информационной структуры, способной на оперативное отслеживание происходящих изменений и соответствующего адекватного отображения полученной информации. В работе предложена комплексная диагностика внутренней и внешней среды функционирования учреждения ДПО на основе применения прогрессивных методов стратегического анализа, а именно — метода построения профилей и метода портфельных матриц.

Экономическая диагностика направлена на определение состояния хозяйственной деятельности в образовательном учреждении ДПО в условиях неполной информации с целью выявления проблем развития и перспективных путей решения и позволяет решить следующие задачи:

4- выбрать различные варианты стратегии учреждения ДПО с выходом на высокие экономические результаты деятельности;

4- определить состояние учреждения ДПО в условиях ограниченной информации;

4- оценить режим функционирования, его эффективность и стабильность работы:

4- предусмотреть возможные последствия и эффективность управленческих решений.

С целью выбора наиболее оптимального метода стратегического анализа, в работе проведена оценка критерия «учет факторов» по существующим методам анализа и произведен сравнительный анализ методов.

На основе научных разработок отечественных и зарубежных авторов проанализированы и дополнены основные методические приемы выбора стратегических альтернатив развития учреждения ДПО при соблюдении принципов универсальности, адаптации к российской практике и простоте использования.

В целях совершенствования систем управления учреждениях ДПО рекомендовано отработать механизм стратегического управления, повысить уровень информационного обеспечения, усовершенствовать процесс формирования и реализации стратегии развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г. № 12- ФЗ с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 8 декабря 2003.)
  2. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125 ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 7 июля 2003 г.
  3. Федеральная программа развития образования (Федеральный закон от 10.04.2000 № 51 -ФЗ)
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756- р)
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751)
  6. Об утверждении Положения и состава Научно-методического совета по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (Приказ Минобразования России от 21 января 2004 г. № 192)
  7. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
  8. Азоев Г. Л. Черенков, А П, Конкурентные преимущества фирмы.-М.: Новая книга, 2000.
  9. Р.Л. Искусство решения проблем: пер. с англ. / под ред. Мослевского К. М.: Мир, 1982.
  10. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Пер с англ.-М.:Прогресс, 1985.-328 с.
  11. Алексеева М.М., Планирование деятельности фирмы / / М. М. Алексеева- Фин. акад при правительстве РФ, 1999
  12. В.Г., Атабаев Д. М. и др.Региональные проблемы переходной экономики Вопросы теории и практики.-М.:ЗАО «Издательство „Экономика“», 2002.-646 с.
  13. Алиев В. Г. Теория организации: Учебник.-М.: Луч.1999.-416 с.
  14. Анализ концепции стратегического управления: Лекция по дисц. «Стратегическое планирование». Спец. 60 800 Экономика и упр. на предпр. I Л. Г. Головач, И Ю. Исаев, Г. А. Краюхин и др.- СПбГИЭА. — СПб., 1997. — 53с. — чЗ
  15. Андреев АА., Радичка Д М. Стратегическое управление.Учеб.пособие для всех фак/Моск.Гос.Ун-т коммерции Омский фил.-Омск, 1996.-159 с.:ил.
  16. И. Новая корпоративная стратегия СанкПетербуг: «Питер», 1999.
  17. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М: Экономика, 1989.
  18. Аньшин В М. Инновационная стратегия фирмы. М.: Рос.экон. академия, 1995.
  19. Аронов, А М. .Организация стратегического планирования на диверсифицированных учреждения ДПОх / /А М. Аронов, А Н. Петров- М-во образования Рос. Федерации. С.-Петербург., 2001
  20. Архипов В М., Верховская О. Р. Стратегическое планирование в малом бизнесе. СПб, 1995
  21. Архипов В М., Стратегический менеджмент:: Учеб пособие / / С.-Петерб гос ун-т экономики и финансов Каф. экономики предприятия и произв Менеджмента, 1998
  22. Асаул, Анатолий Николаевич. Антикризисное управление корпоративными структурами в инвестиционно-строительном комплексе // А. Н Асаул, М '1998 г.
  23. Баканов МИ, Шеремет АД Теория экономического анализа Учебник-3-е изд. Перераб-М.:Финансы и статистика, 1993.-288
  24. Барановский А. И Экономика промышленности. Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений.-М., 1997
  25. БеренсВ., Хакранек П М. Руководство по оценке эффективности инвестиций.-М.: «Интерксперт», «ИНФРА-М», 1995.-528 с.
  26. Богданов С.С., Основные элементы стратегического планирования развития больших социально-экономических систем//С. С. Богданов, Т. В. Шевцова- М-во общ и проф. Обр, 1998
  27. Богомазов В.А. .Стратегия развития автотранспортных предприятий:: Учеб. пособие по спец 60 813 Экономика и упр. на транспорте // В. А. Богомазов- М-во общ. .1997
  28. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М.: АО «Асиана», 1996.
  29. Боумен К Основы стратегического менеджмента/Пер с англ под оед Л. Г. Зайцева, И М. Соколовой -М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  30. А.И. Переходная экономикаМЛОУРУС, 1994.
  31. Ю.А. и др. Стратегия хозяйственного управления. Хабаровск: РИОТИН, 1994.
  32. А.С. Роль конкуренции в становлении рыночной экономики.-М., 2000.-45 с.
  33. Бельков, Анатолий Валерьевич. Стратегическое управление корпоративными инновациями//А В Бельков- РАН. Ин-т соц -экон. проблем, 1998
  34. Веснин ВД Основы менеджмента. М.: Об — во «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования, 1996.
  35. Винокуров В А. Основы стратегического управления на предприятии.-М.Центр экономики и маркетинга, 1996.
  36. Виссем X. Менеджмент в подразделениям фирмы (предпринимательство и координация в централизованной компании)/Перевод с англ -М :ИНФРА-М, 1996
  37. Виханский О. С, Наумов, А И Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс, учебник для экономических спец вузов М.: Изд — во МГУ, 1995
  38. Виханский, О.С., .Стратегическое управление:: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности и направлению менеджмент II О. С. Виханский, 2002
  39. Волкова В. Н- Чабровский В. А. Цель: Прогнозирование, анализ, структуризация. СПб: СПбГТУ, 1995.
  40. Воронова Ю.А., Стратегия управления комплексным развитием учреждений социальной сферы: М-во образования Рос. Федерации Гос.образоват.учреждение высш. проф образования «с -Петерб.гос.ун-т экономики и финансов», 2003
  41. В.И. Управление проектами в России(Основные понятия, история, достижения, перспективы).-М.:Аланс, 1995.225с., ил.
  42. Высоцкий, Леонид Леонидович, Стратегическое управление инновационной деятельностью:: Учеб.-метод. пособие / /Л. Л. Высоцкий, Н. В. Высоцкая- Рос. акад. гос. службы при Президенте
  43. Газалов Б.В., Стратегическое планирование деятельности хозяйствующих субъектов социального обслуживания II Б.В. Газалов- М-во образования Рос. Федерации. С.-Петербург., 2001
  44. Гапоненко, А Л., Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город I I АЛ. Гапоненко- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, 2001
  45. Глухов, Владимир Викторович. Стратегическое управление в нефтяной компании II В. В. Глухов, А. А. Барков- М-во общ. и проф. образования РФ. С.-Петерб. гос. техн. ун-т, 1999
  46. И., Абрамова Е. Стратегия выживания промышленных предприятиях в новых условиях. Вопросы экономики, М.:1995, № 6.
  47. Ю.Л. Стратегическое управление :Учеб пособие/Новосиб.гос.акад экономики и управления -Новосибирск.-1995.-ч.1.-118 с.:ил.-:Библиог.:с.116−117
  48. Ю.Л. Стратегия развития предприятия/СанктПетербург.Ун-т экономики и финансов .-СПб., 1992.160 с, 2 л.ил.т, табл.
  49. Дмитренко Г. А., Стратегический мененджмент: целевое управление персоналом организаций:: Учеб. пособие / / Г. А. Дмитренко- Межрегион, акад упр. персоналом
  50. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации в 2002—2003 учебном году .-Электронная версия.- httpY/stat edu ml
  51. Дополнительное профессиональное образование.-Электронная версия.- http //www gain nil
  52. П.Ф. Управление, нацеленое на результаты.-М.:Технол.школа бизнеса, 1994.
  53. Ефремов В.С., Стратегическое планирование в бизнес-системах II В. С. Ефремов, 2001
  54. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планир.:Учеб пособие.-М: изд-во «Финпресс», 1998.-192
  55. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления :Учеб пособие/Информ.-внедр.центр «Маркетинг» .-2-е изд.-М., 1998.-195с.
  56. В. И., Стратегическое планирование: Учебник II Подгот. проф. Зайцевым В. И., доцентами Логвиновым С. А., Павловой Е. Г. и др.- Ассоц авт. и изд. «Тандем»., 1998
  57. Заруцкая В.В., Стратегическое планирование и управление корпорацией / / В. В. Заруцкая — М-во общ. и проф. образования РФ. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.1998
  58. Зуб А.Т., Стратегический менеджмент: основные понятия и принципы II А. Т. Зуб — Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Фак. гос. упр., 2001
  59. Е.А., Пушкарева Г. М. Анализ финансового результата деятельности предприятия.-М.'.Финансы и статистика, 1990.
  60. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций.-М.:ФИЛИНЪ, 1997.-271 с.:ил.
  61. Ириков В.А., Технология стратегического планирования и формирования финансово-экономической политики фирмы: Учеб. пособие / / В. А. Ириков- Моск. физ.-тех. ин-т., 1997
  62. К построению теории прогнозирования перспектив развития учреждений дополнительного образования II Дополнительное образование: поиск, опыт, находки: Материалы первой научно-практической конференции. Часть 1, Новосибирск, 1997
  63. Кабаков B.C. .Многофункциональный менеджмент в социально-экономических системах: Сб. науч. тр. II Редкол.: д-р экон. наук, проф. В. С. Кабаков и др.1996
  64. Казанцев, Анатолий Константинович. Факторы успеха предпринимательской деятельности: Сб. науч. тр. II М-во общ и проф. образования РФ. С.-Петерб. гос. инж.-экон. акад.- Редкол: Д-, 1998
  65. . Деловая стратегия: пер. с англ. / науч. ред. и авт. послесл. В А. Приписное. М.: Экономика, 1991.-239с.
  66. Каспин В.И., Стратегический менеджмент:: Учеб. пособие / / В. И. Каспин — М-во общ и проф. образования Рос. Федерации. Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. Обр, 1998
  67. Квартальное В.А., Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления / / В. А Квартальное- Рос. междунар акад. туризма, 1999
  68. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика, М: Изд во «Прогресс», 1982.
  69. Клейнер, Георгий Борисович, Механизмы принятия стратегических решений на промышленных предприятиях: Результаты эмпир. анализа, 1998
  70. Книга делового человека- Справочник / Л Е. Варданян, А И.Канащенков.А В Носов и др., Под ред Г. А. Краюхина, Э. С. Минаева.-М.: Высшая школа. 1993−350 с.
  71. Н.И., Перекатов Б. А., Тютиков ЮП. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учеб. пособие/С.-Петерб.Ун-т экономики и финансов .-СПб.:Любавич. 1997.-238 с.:табл.
  72. Н.И., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями.Учеб пособие/С-Петерб Ун-т экономики и финансов ,-СПб.:Любавич.1996.-207 с.т.
  73. Т. Стратегия и структура предприятий. М.: Прогресс, 1987.
  74. Константинов Г. Н., Стратегический менеджмент: Учеб. пособие / / Г. Н. Константинов
  75. Концепция развития человеческих ресурсов. М.: РГАТиЗ, 1998.47 с.
  76. Ф. Основ маркетинга.Пер с англ./Общ ред. и вступ ст.Е. М. Пеньковой.-М."Прогресс, 1990
  77. Кочетков, А И и др. Управление проектами (зарубежный опыт).-СПб.: «ДваТри», 1993.-443с.
  78. М.И. Стратегическое управление кампанией:Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ, 1998.-768 с.
  79. Курушина, Елена Викторовна. Проблемы стратегического управления предприятиями Тюменского региона: Межвуз. сб. науч. тр. / / М-во общ и проф. образования Рос. Федерации. Тюмень, 1999
  80. В.И., Пермичев Н. Ф. Деловая игра «Управление продажами». Н. Новгород: НИНБ, 2001.-65 с.
  81. .Ж. Стратегический маркетинг.СПб.: Наука, 1999 г.
  82. Латтман Ш Стратегия и политики предприятия //Проблемы теории и практики управления-1995.-№ 5
  83. , Л. П.Основы стратегического управления отраслевым ремонтным производством : — Учеб. пособие: Для студентов техн. спец, слушателей шк. бизнеса, менеджеров, 1998
  84. Логиновский, Олег Витальевич, Управление и моделирование в социальных и экономических системах: Учеб. пособие II О. В. Логиновский — М-во общ. и проф. образования РФ. Юж.-Ур. г. 1997
  85. Лопатников Л.И.Экономико-математический словарь/Словарь современной экономической науки. Изд 4-е, перераб. и дов.-М.: Изд-во «АВФ», 1996.704 с.
  86. Любанова Т. П .Стратегическое планирование на предприятии: Учеб. пособие для студентов вузов //Т.П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова, 2001
  87. А. М., Стратегическое управление хозяйственной организацией в условиях становления постиндиструальной экономики., Ижевск: Изд-во ИэиУ УдГУ, 2004.
  88. Макконнел КР., Брю С. Л. Экономикс:Принципы, проблемы и политика В 2 т. Т.1.-М.:Республика, 1992.-399С.
  89. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1988.
  90. Маркова ВД, Кравченко Н.А.Бизне-планирование :Пракпособие.-НовосибирскЭКОР, 1994.-152 с.:ил.
  91. Маркова В Д., Кузнецова С А. Разработка стратегии развития предприятия -ребования времени//ЭКО.-1998.-№ 11 .-с. 13−23.
  92. Маркова В Д., Кузнецова С А. Стратегический менеджмент: Курс лекций.- М: ИНФРА -М.:Новосибирск.Сибирское соглашение, 1999, — 288 с.
  93. Менеджмент организаций: Учебное пособие / под ред. Румянцевой З. П. и Саломатина НА. М.: ИНФРА-М, 1995.
  94. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций): учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.-96 с.
  95. Минцберг, Г., Школы стратегий: Стратег, сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента //Генри МИнцберг, Брюс Альстрэнд, Джозеф Лэмпел- Пер. с англ., 2000
  96. Мир управления проектами./Пер с англ. под ред.Х.Решке, Х. Шелле-М.: СОВНЕТ/АЛАНС, 1994.304 с.
  97. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т. 1,2. М.: Внешторгиздат, 1993.
  98. Ф. И. Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ.-М.:Высш.шк., 1989.
  99. Н.Ф. Стратегическое управление предприятием^.Новгород'изд-во ВВАГС.2003
  100. Н.Ф., Сергеичев Н. Ю. Инструменты маркетинга: учебно практическое пособие. — Н. Новгород: изд — во Волга — Вятской академии государственной службы, 2001. — 279 с.
  101. , А. Н. .Основы стратегического планирования: Учеб.- метод, пособие / / О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленингр. обл.- Авт.: д-р экон. наук, проф. А. Н. .1998
  102. Петрова И.И., Особенности стратегического планирования в условиях малого бизнеса II И. И. Петрова, Б. А. Чемурзиев- М-во общ. и проф. образования РФ. С.-Петерб. 1998
  103. Пипко, Елена Григорьевна, Стратегическое управление: Монография. II Е. Г. Пипко — Моск. гос. ун-т сервиса, Поволж. технол. ин-т сервиса, 2000
  104. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ,/Под ред. И с предисловием В Д Щетинина.-М.:Междунар отношения, 1993.-896 с.
  105. А.И., Методы развития организации /А.И.Пригожин, М.:-МЦФЭР, 2003
  106. .В., Прилепский М.Б.Стратегическое планирование комплексного развития предприятия//ЭКО.-1999.-№ 3.-с. 104−126.
  107. Р.Каплан, Д. Нортон. Сбалансированная система показателей. ЗАО «Олимп-Бизнес», Москва, 2003
  108. Резниченко В е., Ефремов В А. Батьковский А. М, Хрусталев Е. Ю. Современная теория управления инвестиционными проектами М. Центральный российский Дом Знаний, 1993.
  109. Русаков В.Ф., Стратегический менеджмент:: Учеб. пособие для студентов специальностей 60 800,060500 и 6 0600II В.Ф. Русаков- М-во образования Рос. Федерации М, 2000
  110. Т. Кернс К. Аналитическое планирование.Организация систем Пер с англ-М Радио и связь, 1991.-224 с.
  111. Самочкин, Владимир Николаевич, Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование / / В. Н. Самочкин, 2000
  112. В. С. Профессиональное образование активная форма политики занятости II Профессиональное образование. 2001. № 11. С. 31.
  113. В., Фомин В. Творческое взаимодействие // Человеческие ресурсы. 2003. № 1. С. 37−38.
  114. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / под ред. Красновой В., Привалова А. М.: журнал Эксперт, 2001. — 65 с.
  115. Серебрякова, Галина Валентиновна. Стратегическое управление на химических предприятиях:: Учеб. пособие для студентов спец «Менеджмент"-61 100 специализации «Упр. в хим. пром-сти"-, 1998
  116. Словарь справочник менеджера / под ред. Г. М. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  117. Соловьев, Владимир Сергеевич. Теория стратегического управления социальными организованными системами: Монография. I IB. С. Соловьев, 2000
  118. М. Управление производством. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968.
  119. Статистика рынков, товаров и услуг: Учебник /И.К. Беляевский.Г.Д Кулагина и др.-Под ред. И. К. Беляевского.-М.:Финансы и статистика, 1995.-432 с.
  120. Степанова, Галина Николаевна. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятиях:: Учеб. пособие для специальностей 60 800 «Экономика и упр. на предприятиях (полиграфия)», 2001
  121. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. -М.: Наука, 1990.- 199 с.
  122. Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области опыт и проблемы разработки: Материалы междунар.науч.-пракг.конф., состоявшейся 26−28 нояб2003 г. в Г. Владимире Под ред А. Е. Илларионова и В.А.Кретинина
  123. Стратегия управления основа успеха: Материалы Всерос.науч.-практ.конф. «Самобытность потреб кооп.: опыт и проблемы упр.Мурм.фил.образоват.учреждения «Моек ун-т потребит.кооп.», 2002
  124. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний Пер с англ М: Прогресс, '986.-123 с
  125. Твисс Б Управление научно-техническими нововведениями.- М. Экономика, 1989.-276 с.
  126. Технология стратегического планирования и формирования финансово-экономической политики фирмы: Учеб. пособие II В. А. Ириков- Моск. физ.-тех. ин-т., 1997
  127. P.M. Зарубежный опыт создания конкурентоспособной продукции, Н., НИИ-Мащ, 1994.
  128. А. А. .Стратегический менеджмент =: Crafting & implementing strategy: Искусство разраб. и реализации стратегии: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец мен., 1998
  129. Томпсон, А А., Стрикленд, А Дж. Стратегический менеджменг.Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер.с англ. под ред.Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.-М.: «Банки и биржи», Издат. Об-ние «ЮНИТИ», 1998.-576 с.
  130. Томсон, А А. Стрикленд, А Дж.:Концепции и ситуации. Учебник для вузов.-М.:ИНФРА-М, 2000.-411 с.
  131. Тренев Н.Н. .Стратегическое управление: Учеб. пособие / / Н. Н. Тренев, 2000
  132. Трифонов Ю.В., Стратегическое управление в рыночной экономике. М-во образования Рос. Федерации, Нижегор.гос.ун-тим.Н. И. Лобачевского, Н. Новгород:Изд-во Нижегор.гос.ун-та.2003.
  133. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм./Сост.и общ ред Н М Фонштейн -Пер.с англ.-М.: «Дело Лтд», 1995.-224с.
  134. ЭА. Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе.-М.:АКАЛИЗ, 1996.
  135. Уткин Э. А. Основы мотивационного менеджмента.-М.:ЭКСМОС, 2000.-352 с.
  136. P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-ти т. М.: ВИПК Энерго, 1992.
  137. Р.Ах. Стратегический менеджмент = : Strategic management: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. и направлению"Менеджмент"// Р. А. Фатхутдинов, 1998
  138. Формирование и реализация стратегии технического и социально-экономического развития предприятий.Сб. материалов 1 Междунар науч.-практ.конф., февр.2003 Под ред.Б. Я. Татарских, Пенза, 2003
  139. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. / под ред и с предисл А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  140. Хоскинг А. Курс предпринимательства Практическое пособие. Пер с англ.-М.:Междунар.отношения, 1993.
  141. Хрестоматия «Управление обучением». -М -МЦДО «ЛИНК», 1996.
  142. Л.В. Инновационная стратегия развития предприятия.-Саранск, Изд-во Мордов. Ун-та, 1998.-129 е., включ. Обл.:ил.
  143. Шапиро В Д и др. Управление проектами.-СПб.: «ДваТри», 1996.-610 с.
  144. Шевченко С.Ю., Стратегия инновационного развития предприятия:: Учеб. пособие II С. Ю. Шевченко- М-во общ. и проф. образования РФ. С.-Петерб. гос. ун-т экономики, 1998
  145. Якупова Н М., Стратегическое управление стоимостью предприятия’Казан.ун-т, 2003.
  146. Kaplan R. S., Norton D. P. The Balanced Scorecard Measures then drive Performance II Harvard Business Review. — 1992. — Vol.70. — N 1. — P. 71 -79.-Электронная версия.-http //www devbusiness ru/development/restructurinq/BalancedScoreCard htm
  147. Kaplan R. S., Norton D. P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System II Harvard Business Review. -1996, Vol. 74. N 1. — P.75−85.
  148. Kaplan R. S., Norton D. P. The Balanced Scorecard Translating Strategy Action. Cambridge Mass. -1996,-Электронная версия.- httpV/www intalev ru/publications/index php? s=09jun&uin=110
  149. D.Norton, R. Kaplan Tutting Balanced Scorecard to work», Harvard Business Review, September-October 1993
  150. D.Norton, R. Kaplan «The Balanced Scorecard: translating strategy into action», Harvard Business Press, 1996
  151. Jonathan R. Woetzel Remaking the China’s giant steel industry The McKinsey Quarterly, 2001 Number 4 Emerging rnarkets.-Электронная версия. -http7/www zhuk net/archive/articlesyk asp? aid=4Q83
  152. LOUIS L. SCHORSCH You can market steel The McKinsey Quarterly, 1994 Number 1. Mark Payne «Steel dumping: lateral thinking needed», Metal bulletin Research
  153. Keith H. Hammonds «Michael Porter’s Big Ideas» FC44, p. 150, т
  154. Richard Lynch Corporate strategy, Pitman Publishing, 1997 .-Электронная версия -http //www devbusiness ru/development/strategy htm165
Заполнить форму текущей работой