Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности управления профессиональным поведением в информационно насыщенных организациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами были выделены такэюе теоретические принципы организации профессионального поведения в информационно насыщенных организациях (на примере риэлтерской деятельности), теоретически обосновано, операционализировано на факторном и структурном уровнях понятне «информационно-ориентированный тип профессионального поведения». Нами была разработана оригинальная методика ОТПР с помощью которой были… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
    • 1. Развитие научных представлений о поведении
    • 2. Поведение в профессиональной деятельности
  • ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННО НАСЫЩЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
    • 1. Взаимосвязь информационных процессов и профессионального поведения в современной организации
    • 2. Формирование информационно-ориентированного поведения в профессиональной деятельности
  • ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ТИПАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РИЭЛТЕРСКИХ КОМПАНИЙ)
    • 1. Организация исследования информационно ориентированных типов профессионального поведения: этапы и методы
    • 2. Результаты эмпирического исследования информационноориентированных типов профессионального поведения
    • 3. Особенности управления информационно ориентированными типами профессионального поведения

Особенности управления профессиональным поведением в информационно насыщенных организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество, отличительными чертами которого, является массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, предъявляет к личности повышенные требования. Известный американского социолог Д. Белл считает, что «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет развитие нового социального уклада, основанного на информационных технологиях и телекоммуникациях» (Bell D., 1999, р. 27).

В России, несмотря на то, что массовое применение электронных технологий стало возможным лишь в последние 10−12 лет, темпы их внедрения в различные сферы общества также весьма высоки. Наиболее ярко данную тенденцию иллюстрирует принятие в 2002 году Российским правительством федеральной целевой программы «Электронная Россия» суть которой сводится к планомерному и интенсивному внедрению электронных технологий во все федеральные и муниципальные властные институты. Но и до принятия программы государственные и частные компании довольно широко внедряли электронные технологии в свою деятельность. Так, по данным интернет сервера АКДИ, компания «Юкос», — один из крупнейших российских нефтедобытчиков, уже получила экономию средств в размере трех миллионов долларов от внедрения интернет-интранет систем документооборота и заказов (Интернет сервер АКДИ.РУ, 2002). Государственные институты также наращивают темпы внедрения электронных технологий, причем, «несмотря на жалобы о том, что ИТ в госструктурах финансируются по остаточному принципу, современные системы документооборота и хранилищ данных уже внедрены в 60−70% федеральных министерств и 30% региональных администраций». (Интернет-сервер IONE, 2001).

Очевидно, что развитие современного общества неразрывно связано с развертывающейся революцией в организации и обработке информации и знаний. В современных организациях задача эффективного управления информационными потоками, встает в один ряд с разработкой грамотной экономической стратегии предприятия. Превращение информации в лимитирующий фактор производства накладывает соответствующий отпечаток на характер хозяйственной деятельности и, соответственно, управления. Возрастает потребность в специалистах легко адаптирующихся к насыщенной информационной среде современных организаций, творческих, способных управлять информационными потоками и преобразовывать их в реально используемые организацией знания. Процесс адаптации субъекта профессиональной деятельности при все большей информатизации предприятий и перестройки их иерархизированных структур к модульным влечет за собой требование к формированию новых навыков и для субъекта информационно насыщенного предприятия. При этом, основной проблемой является несоответствие темпов информационного развития организации с адаптивными возможностями субъектов профессиональной деятельности и как следствие низкой способностью к формированию новых навыков. В этой связи изучение механизмов формирования и способов управления поведением в информационно насыщенной профессиональной деятельности, на наш взгляд, является одной из актуальных задач социологии управления. Зная типологические характеристики информационнно-ориентированного профессионального поведения и умея ими управлять, возможно существенно повысить эффективность работы специалиста на основе выработки адекватного стиля управления. Эффект, который в современных условиях может дать применение новых технологий мониторинга и управления поведением в условиях информационного влияния, может принести значительную экономическую выгоду. Например, только применение простейших технологий контроля над рабочим временем сотрудников (так называемые системы timesheet) позволяют сэкономить более 15% рабочего времени сотрудников и проводить постоянный мониторинг эффективности деятельности персонала. (Timesheet, 1990).

В западной социологии (преимущественно в индустриальной социологии) исследования в области профессионального поведения в информационно насыщенных организационных средах довольно распространены, причем их результаты нередко становятся основой для разработки различных стратегий управления конкретных предприятий и фирм. Из такого рода работ можно отметить труды Д. Белла (Bell D., 1996, 1999), А. Тоффлера (Toffler А., 1980, 1983, 1985, 1994), А. Тюрайна (Touraine А., 1971), М. Кастельса (Кастельс М., 1999) и др.

В советской и российской социологии данные вопросы освещались весьма неполно, а имеющиеся работы носили скорее характер проблемно-постановочных и не изучали непосредственной связи информационных процессов и профессионального поведения. Специализированных социологических исследований за последние 10−15 лет по «информационному» направлению весьма немного. Из самых известных хотелось бы отметить работы В. З. Когана (1981), Л. А. Соломонова (1991), В. Ваниш (1991), И. Ю. Чуркина (1997), Е. В. Бурмистровой (1997), Т. В. Чапля (1998), С. А. Корчагиной (1999), А.В. Ло-ханько (1999), Н. Н. Киселева (1998) и Л. А. Василенко (2000).

Приблизительно такая же ситуация и на «поведенческом» социологическом направлении. Социологические работы (исключая исследования по деви-антному поведению) по тематике поведения, а особенно по профессиональному поведению в условиях постсоветсткого общества немногочисленны (Семенова Г. А., 1991; Макеев С. А., 1991; Олейник О. С., 1995; Давыденко В. А., 1996; Ярушкин, Н. Н., 1998; Алехина О. Ф., 1999; Остроушко М. А., 1999; Брянцева Е. А., 2000), а большинство имеющихся связаны, прежде всего, с бурно развивающимся в настоящее время направлением так называемого «экономического поведения» (Афонин, А. С., 1991; Мостовая Е. Б., 1993; Адамидов Д. Ю., 1997; Трубицын А. В., 1997; Сляхдинов Г. М., 1997; Радаев В. В., 1997; Сухорукова Н. Г., 1998; Верховин В. И., 1999). Если же говорить о таком узко специализированном направлении как исследование взаимосвязи информационных процессов и профессионального поведения, то нужно констатировать что таких работ очень не много, из самых известных хотелось бы особо отметить работы В. Л. Иноземцева (1995, 1996, 1998, 1999).

В этой связи, наша работа, представляет собой исследование в рамках традиционного вопроса социологии управления — управления профессиональным поведением. При этом профессиональное поведение рассматривается нами в контексте его типических особенностей в условиях информационно насыщенной организации.

Целью диссертационного исследования является выявление особенностей управления профессиональным поведением специалистов в условиях информационно насыщенных организаций.

Объектом исследования является группа риэлтеров в процессе профессиональной деятельности.

Предметом исследования является поведение в информационно насыщенных видах профессиональной деятельности.

Теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме и результаты пилотажных исследований позволили сформулировать следующие гипотетические положения:

1. В информационно насыщенных видах деятельности у специалистов можно выделить определенные типы информационно-ориентированного профессионального поведения, включающие в себя строго определенный, стабильный набор характеристик (прежде всего когнитивных), причем уровень их проявления различен для каждого типа.

2. Возможна разработка методики управления информационно-ориентированными типами профессионального поведения, целью которой является формирование групп специалистов с наиболее «успешными» типами такого поведения.

Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе ставятся следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы профессионального поведения в информационной среде.

2. Раскрыть понятия: «поведение», «профессиональное поведение», «информационно насыщенная организация». Раскрыть и операционализировать на факторном и структурном уровнях понятие «информационно-ориентированный тип профессионального поведения».

3. Разработать социологический инструментарий, позволяющий провести социологическое исследование информационно ориентированных типов профессионального поведения.

4. Выявить типы профессионального поведения в информационно насыщенных организациях, описать их, а также исследовать особенности управления профессиональным поведением на основе выделенных типов поведения.

В соответствии с поставленными задачами нами было проведено пять основных этапов исследования.

Первый этап. Теоретический анализ сущности поведения, изучение основных научных школ и направлений в изучении поведения, а также теоретический анализ научных знаний о профессиональном поведении специалиста в информационно насыщенной среде.

Второй этап. Теоретическое исследование оснований для выделения таких феноменов как, «информационное влияние», «информационно насыщенная организация», «информационно — ориентированный тип профессионального поведения», операционализация понятия «информационно — ориентированный тип профессионального поведения».

Третий этап. Разработка и обоснование необходимости введения в эмпирическую часть диссертационной работы соответствующего социологического инструментария.

Четвертый этап. Проведение эмпирического исследования информационно-ориентированных типов профессионального поведения.

Пятый этап. Разработка и эмпирическая проверка методов управления профессиональным поведением на основе выделенных информационно ориентированных типов профессионального поведения.

Методологической основой нашего исследования является интеракцио-нистская модель поведения Дж. Мида, бихевиористический подход к пониманию поведения Д. Канкела, основные положения об объективности социальных явлений как результата методологических действий их участников этно-методологического социологического направления (Г. Гарфинкель).

Методы исследования.

В диссертационной работе использовались следующие общенаучные и социологические методы: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, интервью, формирующий эксперимент, экспертный опрос, анкетирование, тестирование.

Основой эмпирического исследования являются анализ социологической информации, полученный с помощью следующих методов математической статистики: корреляционного анализа, анализа средних величин, сравнительного анализа.

Первоначальную совокупную выборку составили 762 риэлтера из 34 агентств недвижимости г. Новосибирска. Учитываемая совокупная выборка составила 674 человека.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Предложена концептуальная модель профессионального поведения в информационно насыщенных видах деятельности в рамках которой поведение рассматривается как процесс управления окружающей информационной средой.

2. Теоретически обосновано, сформулировано и операционализировано понятие «информационно-ориентированный тип профессионального поведения».

3. Раскрыты на содержательном уровне «отсекающий», «селективный» и «случайный» типы информационно-ориентированного профессионального поведения.

Практическая значимость исследования:

Выделенные нами типы информационно ориентированного профессионального поведения могут послужить базой для дальнейших научных исследований профессионального поведения в информационной среде.

На примере риэлтерской деятельности (как информационно насыщенной) разработаны, проверены на валидность и надежность, апробированы в эмпирических исследованиях следующие методики:

— анкета для определения уровня информационного влияния в организации, которая может применяться как эмпирических исследованиях так и в практическом мониторинге риэлтерских фирм;

— опросник для выявления информационно-ориентированных типов профессионального поведения в риэлтерской деятельности (ОТПР), позволяющий изучать профессиональное поведение риэлтеров в режиме мониторинга.

Также, разработана система отбора персонала, базирующаяся на выделенных нами характеристиках типов поведения, предназначенная для формирования (методом замещающего или формирующего отбора) групп риэлтеров с наиболее эффективными типами информационно-ориентированного профессионального поведения. Данная система отбора персонала может быть широко использована в рамках кадрового отбора в любых информационно насыщенных видах деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В информационно насыщенных организациях специалистом вырабатываются определенные информационно-ориентированные типы профессионального поведения: «отсекающий», «селективный» и «случайный».

2. Данным типам соответствуют такие характеристики поведения как: информационно-поисковая активность, когнитивная продуктивность, коммуникативность, когнитивная гибкость и др., которые проявляются в различной степени в выявленных нами типах.

3. Выделенные нами информационно-ориентированные типы профессионального поведения различаются по уровню успешности.

4. Выявление информационно ориентированных типов профессионального поведения создает предпосылки для разработки соответствующих методов по созданию систем мониторинга и отбора персонала, позволяющих формировать группы риэлтеров с определенными типами поведения.

Внедрение и апробация работы.

Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на Сибирских научных конференциях «Личность и деятельность» (1995), «Психология развития личности» (1996), «Новые технологии в науке и образовании» (1998), проходивших в городе Новосибирске, а также на аспирантских семинарах Новосибирской Академии Экономики и Управления (20 012 002). Авторская система мониторинга и отбора персонала, созданная на основе диссертационного исследования, внедрена в деятельность ряда риэлтерских и рекламных фирм г. Новосибирска.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащем 171 источник. В диссертационной работе имеется 2 рисунка, 12 таблиц и 2 приложения.

Данные выводы позволяют говорить с более чем 90% вероятностью о существовании трех типов информационно ориентированного профессионального поведения — «отсекающий», «селективный», «случайный». Следовательно, для дальнейшего изучения феномена информационно ориентированного поведения мы будем исследовать только данные типы.

Важной объективной характеристикой позволяющей глубже изучить социальные закономерности проявления выделенных нами типов в риэлтерской деятельности является уровень успешности риэлтеров каждого типа. Данная характеристика определялась на основе объективных показателей коммерческой эффективности по уровню заработанных риэлтерами комиссионных. При этом предельной величиной эффективности (на основе экспертного опроса) было выбрано выполнение планового задания не менее чем на 150% (при индивидуальном плановом задании в среднем в 16 тыс. руб., эта характеристика составляла 24 тыс. руб.) а минимальной эффективностью была выбрана величина равная рентабельности содержания одного риэлтера +5% прибыль организации в среднем это составляет 4 тыс. руб.). Таким образом, мы получили шкалу с предельным интервалом в 20 тыс. руб. За шаг нами была принята величина в 2 тыс. руб., соответственно мы получили интервальную десятибалльную шкалу. Результаты, полученные нами при исследовании респондентов выделенных типов представлены в таблице № 11.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема управления профессиональным поведением специалистов в условиях современных информационно насыщенных организаций является актуальной и значимой в области социологии управления. Интерес к ней особенно растет последние годы в связи с еще недостаточной изученностью многих, особенно прикладных, аспектов этой проблемы. Одним из таких аспектов является исследование возможности управления информационно ориентированными типами профессионального поведения. Современная риэлтерская фирма (как объект нашего исследования) является характерным представителем информационно насыщенных организаций в современной России. Работая практически только с информационными потоками, имея гибкую (близкую к характерной для организаций постиндустриального типа модульной структуре) структуру, насыщенную информационную среду риэлтерская фирма предъявляет особые требования к специалистам, главное из которых — умение эффективно преобразовывать информационные потоки.

Приступая к исследованию по этой теме, мы обозначили круг понятий, которые позволили характеризовать изучаемые явления. Такими понятиями стали следующие термины: «поведение», «профессиональное поведение», «информационно насыщенная организация», «информационно-ориентированный тип профессионального поведения». Теоретической основой нашего исследования стали работы Дж. Мида (Mead G. Н., 1982, 2002), (По Ритцер Дж., 2002, с.238−286), Д. Канкела (Kunkel J. Н., 1975), основные положения этнометодологического направления в социологии (Гарфинкель Г. (по Ритцер Дж., 2002, с. 287−316)), работы по индустриальной социологии (Bell D., 1996, 1999), (Toffler А., 1980,1983, 1985,1994), (Touraine А., 1971) и др.

Опираясь теоретические работы по теме диссертации, мы проанализировали феномены «поведение» и «профессиональное поведение», раскрыли их сущность, рассмотрели структуру и функции. При этом нами был сделан обзор основных научных направлений в изучении поведения, что позволило разработать теоретическую основу для изучения типов поведения в информационно насыщенной деятельности. В частности были показаны основные подходы к пониманию профессионального поведения в рамках различных социологических направлений (Ядов В.А., 1994), (Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р., 1980), (Homans G. С., 1977), (Skidmore W.L., 1975), (Darendorf R" 1973), (Kunkel J. H., 1970, 1975), (Leibenstein H" 1976), (Hinrichs J. R" 1974), (Herzberg F., 1959, 1993), (McGregor D" 1985) и др.

В результате теоретического анализа работ ряда зарубежных представителей индустриальной социологии (Bell D., 1996, 1999), (TofflerA., 1980, 1983, 1985, 1994), (Touraine А., 1971) и др. нами был рассмотрен генезис научного знания в сфере социологических исследований профессионального поведения в условиях постиндустриального (информационно насыщенного) общества и организаций постиндустриального типа. Опираясь на вышеуказанные работы показаны основные закономерности формирования профессионального поведения в секторе новой — информационной экономики, исследован генезис и различные подходы к управлению профессиональным поведением, а также основные факторы эффективного поведения в информационно насыщенных видах профессиональной деятельности.

Исследуемая в диссертационной работе риэлтерская деятельность в результате эмпирических исследований (с помощью разработанной нами анкеты для изучения уровня информационного влияния в организации) была также отнесена к категории «информационно насыщенных видов профессиональной деятельности» (в частности, по результатам анализа полученных социологических данных выявлен, как высокий, общий уровень информационного влияния, так и значимая положительная корреляционная взаимосвязь между усталостью и уровнем информационной нагрузки риэлтера).

Нами были выделены такэюе теоретические принципы организации профессионального поведения в информационно насыщенных организациях (на примере риэлтерской деятельности), теоретически обосновано, операционализировано на факторном и структурном уровнях понятне «информационно-ориентированный тип профессионального поведения». Нами была разработана оригинальная методика ОТПР с помощью которой были выявлены такие типы информационно-ориентированного профессионального поведения как «отсекающий», «селективный» и «случайный». При этом было показано высокая достоверность определения данных типов (в среднем около 90%). Типы анализировались также по уровню успешности и проценту распространенности в исследуемых риэлтерских организациях. В частности, показана наименьшая распространенность (15,04% от совокупной учитываемой выборки) и наибольшая успешность (81,2%) риэлтеров «селективного типа», наибольшая распространенность (51,04% от совокупной учитываемой выборки) и средняя успешность (47,6%.) риэлтеров «отсекающего типа» и средняя распространенность (33,55% от совокупной выборки) и наименьшая эффективность (29,6%,) риэлтеров «случайного типа». При этом полученные данные свидетельствуют о том, что в среднем на одно агентство недвижимости приходится лишь по 3 наиболее успешных специалиста «селективного» типа, что составляет в среднем не более 8% от общего риэлтерского коллектива фирмы, однако эффективность работников данного типа более чем в два раза (2,10 раз.) выше чем у специалистов «случайного» и «отсекающего» типов.

Возможность управления выявленными типами была нами реализована следующим образом.

1. В рамках «прямого влияния на профессиональное поведение». Для реализации данной задачи был проведен формирующий эксперимент с риэлтерами «отсекающего» и «случайного» типов для приобретения ими навыков профессионального поведения по «селективному типу» (суть эксперимента заключалась в проведении в течении полугода серии тренингов с экспериментальной группой направленных на формирование «селективного» ИОТПП), с одновременным контролем успешности и мониторинга текущих типов поведения (мониторинг осуществлялся с помощью опросника ОТПР).

2. С помощью созданной нами на базе ряда методик (EPI, ТАТ, САН и др.) системы отбора персонала для определения степени проявлений типов поведения и опросника ОТПР (в качестве системы мониторинга проявлений типов в непосредственной риэлтерской деятельности).

В результате реализации формирующего эксперимента нами были получены отрицательные результаты по непосредственному управлению типами информационно ориентированного профессионального поведения путем формирования (с помощью тренингов) навыков присущих более успешному селективному типу. Иными словами была показана невозможность непосредственного тренингового влияния на выявленные типы с целью их трансформации.

В итоге этом система управления ИОТПП была реализована на базе совместного применении опросника ОТПР (мониторинг типов поведения в риэлтерской деятельности) и созданной системы отбора персонала.

Таким образом, проведенное нами диссертационное исследование позволило сформулировать следующие общие выводы:

1. Для информационно насыщенных видов профессиональной деятельности характерно профессиональное поведение со специфическими типологическими характеристиками ориентированное на управление информационными потоками. Данные характеристики названы нами «информационно-ориентированные типы профессионального поведения».

2. Риэлтерская деятельность отнесена нами к типу информационно насыщенных видов профессиональной деятельности на основании проведенного теоретического и эмпирического (с помощью разработанной нами Анкеты на определение уровня информационной насыщенности в организации) исследований.

3. Теоретически определенные и выявленные нами эмпирически (на примере риэлтерской деятельности) информационно ориентированные типы профессионального поведения названы нами как: «отсекающий», «селективный» и «случайный» типы. Данным типам соответствуют ряд устойчивых личностных характеристик, причем степень их проявления специфична для каждого типа.

4. Выделенные нами информационно-ориентированные типы профессионального поведения различаются по уровню успешности (наиболее успешным является «селективный», наименее успешен «случайный» тип).

5. Осуществлена разработка методов по управлению ИОТПП риэлтеров, основанная на оригинальной опросной методике (опросник ОТПР), позволяющей проводить мониторинг ИОТПП непосредственно в риэлтерской деятельности, а также с помощью созданной нами на базе ряда методик системы отбора персонала, позволяющей диагностировать стилевые проявления еще на этапе кадрового отбора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. -199 с.
  2. Д. Ю. Проблема взаимосвязи индивидуального и коллективного в экономическом поведении : Автореф. дис.. канд. экон. наук.- М., 1997, — 17 с.
  3. Г. Проверьте свои способности. М.: ТПО ТАМП, РИБ «ОБРАЗ», 1991.- 143 с.
  4. О. Ф. Кадровые и организационно поведенческие факторы роста эффективности управления на промышленных предприятиях : Автореф. дис.. канд. экон. наук, — Н. Новгород, 1999, — 23 с.
  5. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002. -688 с.
  6. А. С. Трудовое поведение и его социально экономические законы : Автореф. дис.. д-ра экон. Наук. — СПб., 1991, — 33 с.
  7. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995
  8. Г. Экономический анализ и человеческое поведение// THESIS. Т. 1. Вып. 1. 1993. с. 24−40
  9. А.И., Бирюков Б. В., Воробьев Н. Н. и др. Управление, информация, интеллект. М.: Мысль, 1974.
  10. В. М. Коллективная рефлексология Петроград: Изд-ское т-во «Колос», 1921.-432 с.
  11. П.Бичеев М. А. Принятие управленческих решений в условиях неравномерных информационных потоков// Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Вып. IV / Под ред. М. В. Удальцовой. Новосибирскск: НГАиУ, 2002.-412 с.
  12. В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс.// Психологический журнал. Т. 17, № 4, 1996, с.64−73.
  13. Е. А. Метод «фокус-группа» как инструмент анализа поведения потребителей : Автореф. дис.. канд. социол. наук.- М., 2000.- 23 с.
  14. Е.В. Социология и информатика: основы и направления взаимосвязи: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Саратов, 1997. — 18 с.
  15. В. Функционирование социальной информации в общественно политической жизни общества : Автореф. дис.. канд. социол. наук. — М., 1991. -21 с.
  16. Л.А. Интернет в информатизации государственного управления : Автореф. дис.. д-ра. социол. наук. -М., 2000. 54 с.
  17. М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М. И. Левина и др. М.: Юрист, 1994. — 702 с.
  18. В. И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа Автореф. дис.. д.с.н. М., 1999. — 41с.
  19. В.Р. Практический менеджмент: Пособие по кадровой работе. М.: Юристь, 1998.-234 с.
  20. C.JI. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.: Наука, 1983, 187 с.
  21. Г. М.Зараковский, В. В. Павлов. Закономерности функционирования эргати-ческих систем. Радио и связь, Москва, 1987.
  22. Д.М. Социология бизнеса. М.: СоцЭкГиз, 1962. — 195 с.
  23. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  24. В. А. Предпринимательское поведение как объект социального управления : Теорет.-методолог. аспекты: Автореф. дис.. д-ра социол. наук,-М., 1996.- 51 с.
  25. В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. -М.: «Academia», 1998.
  26. В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире, — М.: «Academia» «Наука», 1998.
  27. В.Л. Возвращение к истокам или прорыв в будущее? \ Социологические исследования, 1998. № 8. С. 140−147.
  28. В.Л. Вступительная статья к работе М.Кастельса «Могущество самобытности» \ Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева, 1999. С. 292−295.
  29. В.Л. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус, Век, 1995.
  30. В. Л. Концепция постэкономического общества : Теоретические и практические аспекты: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.01, — М., 1998, — 392с.
  31. В.Л. Очерки истории экономической общественной формации.-М.: Таурус Альфа, Век, 1996.
  32. Интернет-сервер iONE.ru. Как обустроить электронную Россию// http://www.ione.ru/scripts/themes.asp?id=l460, 2001.
  33. Интернет-сервер АКДИ.РУ. Интернет как культурная парадигма// http://www.akdi.ru/AVT-UPR/lider/1 .htm/, 2002.
  34. М. Становление общества сетевых структур \ Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева, 1999. 515 с.
  35. Н.Н. Информационная потребность как фактор социализации личности : Автореф. дис.. канд. социол. наук. Кемерово, 1998. — 19 с.
  36. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука, 1981. — 176 с.
  37. Т. Стресс. М.: Наука, 1981. — 275 с.
  38. Н.Д. Основные проблемы статики и динамики: предварительный эскиз. -М.: Наука, 1991. -567 с.
  39. А.Н., Самохвалов В. П., Коробов А. А., Корнетов Н. А. Этология в психиатрии. Киев: Здоровья, 1990. — 215 с.
  40. С.А. Формирование информационной культуры государственных и муниципальных служащих : Автореф. дис.. канд. социол. наук. Волгоград, 1999.-22 с.
  41. Краткий словарь по социологии/ Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. Политиздат, 1988, — 479 с.
  42. Я. тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -384 с.
  43. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. — 243 с.
  44. А.В. Личность в условиях информатизации общества : Автореф. дис.. д-ра. социол. наук. -Курск, 1999. -28 с.
  45. С. А. Социальная мобильность как поведение : Автореф. дис.. д-ра социол. наук.- Киев, 1991, — 28 с.
  46. Е.Б. Двойственность субъекта экономической деятельности. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. — 224 с.
  47. В.Д. Жизнь и научное творчество. М.: Наука, 1996. — 219 с.
  48. Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВАЛДОС, 1995. — 512 с.
  49. П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование: Перевод с английского / Под ред. Л. Ф. Бурлачука. Киев: ПАН Лтд., 1994. 288 с.
  50. И.П. Полное собрание сочинений. М, — Л.: Наука, 1951, Т. 3. — 477 с.
  51. О.Н. Социально-экономические концепции американского менеджмента (критический анализ). Мн.: Наука и техника, 1979. — 224 с.
  52. В. В. Экономические и социологические концепции хозяйственного поведения человека : Сравнит, исслед: Автореф. дис.. д-ра экон. наук, — М., 1997.-27 с.
  53. Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.-688 с.
  54. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1995. — 529 с.
  55. Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. Пер. с англ. М.: Экономика, 1980. — 176 с.
  56. Г. А. Целевые функции трудового поведения и их применение в социальном планировании : Автореф. дис.. канд. экон. наук, — М., 1991, — 16 с.
  57. И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Руководство. Ярославль: ФГИ «Содействие», 1991. 19 с.
  58. И.Г. Тест умственных способностей (ТУС). Руководство. Ярославль: НПО «Психодиагностика», 1992. — 38 с.
  59. И.М. Избранные произведения. М.: Наука, 1952, Т.1. — 562 с.
  60. Словарь прикладной социологии/ Сост. К.В. Шульга- Ред-кол.: Г. П. Дави-дюк (отв. ред.) и др. Мн.: Изд-во «Университетское», 1984. — 317 с.
  61. Г. М. Стереотипы социального поведения менеджеров в современном мире : (На прим. региона Юго-Вост. Азии): Автореф. дис.. канд. социол. наук, — М., 1997, — 16 с.
  62. JI.A. Совершенствование сбора и обработки информации в социологии культуры, образования и науки : Автореф. дис.. канд. социол. наук.-М., 1991.-28 с.
  63. П.А. Общедоступный учебник социологии- Статьи разных лет- под ред. В. В. Сапова. М.: Наука, 1994. — 559 с.
  64. Р. Множества. Логика. Аксиоматические теории. М.: Просвещение, 1968.-236 с.
  65. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Изд-во «Феникс» 1997. -736 с.
  66. Н. Г. Управление экономическим поведением работников промышленных предприятий : Автореф. дис.. канд. социол. наук.- Новосибирск, 1998.-23 с.
  67. Н.Г. Экономическое поведение: Учебное пособие. -Новосибирск: Издательство НГАЭиУ, 2001. 82 с.
  68. Т. С. Зависимость согласованности между различными уровнями интегральной индивидуальности от усвоения индивидуального типа общественной работы // Проблемы интегрального исследования индивидуал-ности. Пермь, 1981.
  69. А. В. Принцип рационального поведения человека в экономике : Автореф. дис.. канд. экон. наук, — М., 1997, — 23 с.
  70. Д.Н. Теория установки. Под редакцией Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1997, 448 с.
  71. Фам Мин Хак Поведение и деятельность А.реф. д.психол.наук. М., 1977
  72. Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. М.: Просвещение, 1981, 267 с.
  73. Т.В. Ценностные аспекты информационного взаимодействия в духовной сфере : Автореф. дис.. канд. социол. наук. Новосибирск: 1998. — 15 с.
  74. И.Ю. Информационный механизм социального наследования : Автореф. дис.. канд. социол. наук. Кемерово, 1997. — 15 с.
  75. Энциклопедия психологических тестов. Профессинальное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация, тесты для безработных. М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. — 320 с.
  76. В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994
  77. , Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности : Автореф. дис.. д-ра психол. наук, — СПб., 1998.- 36 с.
  78. Akerlof G. A. An economic theorist’s book of tales: essays that entertain the consequences of new assumptions in economic theory / George A. Akerlof. New York: Cambridge University Press, 1984. — 196 p.
  79. Bell D. The coming of post-industrial society: a venture in social forecasting. Special anniversary ed. / with a new foreword by the author. New York: Basic Books, 1999.- 507 p.
  80. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. 20th anniversary ed. / with a new afterword by the author. New York: Basic Books, 1996. — 363 p.
  81. Bezold C. The information millennium: alternative futures: a report for the Information Industry Association / by Clement Bezold and Robert Olson (Institute for Alternative Futures). Washington: The Association, 1986. — 221 p.
  82. Bezold C., Carlson R., Peck J. The Future of Work and Health. — Dover — London, 1986.
  83. Boon Slong N. Information technology and global competition A framework for analysis// Information & Managment. vol.20, 1991.-p. 151−160.
  84. Brzezinski Zb. Between two ages: America’s role in the technetronic era. West-port, Conn.: Greenwood Press, 1982. — 334 p.
  85. Cannon T. Welcome to the Revolution. Managing Paradox in the 21st Century. London., 1996.-292 p.
  86. R. В., Kline P. The scientific analysis of personality and motivation -New York: Academic Press, 1977. 385 p.
  87. Clark D. Post-industrial America: a geographical perspective. New York: Methuen, 1985. -220 p.
  88. Coleman J. Rational choice perspective on Economic Sociology/ The handbook of Economic Sociology. Prinston: PUP, 1994, p. 166−187
  89. Darendorf R. Homo soclologicus. L.: Routledge & Kegan Paul, 1973. — 99 p.
  90. Dewsbury D. A. Comparative animal behavior. New York: McGraw-Hill, 1978. -452 p.
  91. Dillman D. A. Mail and internet surveys: the tailored design method / Don A. Dillman. 2nd ed. New York: Wiley, 2000. — 464 p.
  92. Drucker P. F. Concept of the corporation / Peter F. Drucker — with a new introduction by the author. New Brunswick, N.J., U.S.A.: Transaction Publishers, 1993. -329 p.
  93. Drucker P. F. Post-capitalist society. 1st ed. New York, NY: HarperBusiness, 1993. — 232 p.
  94. Drucker P. F. The age of discontinuity: guidelines to our changing society / Peter F. Drucker — with a new introduction by the author. New Brunswick (U.S.A.): Transaction Pubs., 1992. — 402 p.
  95. Drucker, P. F. Landmarks of tomorrow: a report on the new «post-modern» world / Peter F. Drucker — with a new introduction by the author. New Brunswick, N.J., U.S.A.: Transaction Publishers, 1996. 270 p.
  96. Eibl Eibesfeldt I. Humanethologie. Berlin. N.Y.: Plenum Press, 1985. — 875 P
  97. Eibl Eibesfeldt I. Ethology-biology of behaviour. N. Y.: Hoi. Rinchart & Winston, 1975.- 357 p.
  98. Ellis L. Research methods in the social sciences. Madison, Wis.: Brown & Benchmark, 1994.-404 p.
  99. Ellul J. The technological society. Translated from the French by John Wilkinson. With an introd. by Robert K. Merton. 1 st American ed. New York, Knopf, 1964. -449 p.
  100. Etzioni A. Essays in socio-economics. Berlin — New York: Springer, 1999. -182 p.
  101. Foddy W. H. Constructing questions for interviews and questionnaires: theory and practice in social research. New York, NY, USA: Cambridge University Press, 1993. -228 p.
  102. Freidson E. Professionalism reborn: theory, prophecy, and policy. Chicago: University of Chicago Press, 1994. — 238 p.
  103. Granovetter M. Economic action and social structure: the problem of em-beddedness//American Journal of Sociology. 1985. V. 91. p. 481−510
  104. Hale R., Whitlam P. Towards the virtual organization / Richard Hale and Peter Whitlam. London — New York: McGraw-Hill Pub., 1997. 244 p.
  105. Hammer M. Beyond reengineering: how the process-centered organization is changing our work and our lives. 1st ed. New York: HarperBusiness, 1996. -285 p.
  106. Handy Ch. The hungry spirit: beyond capitalism: a quest for purpose in the modern world. 1st ed. New York: Broaday Books, 1998. — 267 p.
  107. Herzberg F. The managerial choice: to be efficient and to be human / Frederick Herzberg. 2nd ed., Salt Lake City, Utah: Olympus Pub. Co., cl982. 360 P
  108. Herzberg F. The motivation to work / by Frederick Herzberg, Bernard Mausner and Barbara Bloch Snyderman. New York: Wiley, 1959. — 157 p.
  109. Herzberg F. The motivation to work / Frederick Herzberg, Bernard Mausner, Barbara Bloch Snyderman — with a new introduction by Frederick Herzberg. -New Brunswick, N.J., U.S.A.: Transaction Publishers, 1993. 157 p.
  110. Herzberg F. Work and the nature of man / Frederick Herzberg. London: Crosby Lockwood Staples, 1974. 203 p.
  111. Hinrichs J. R. The motivation crisis- winding down and turning off. New York: AMACOM, 1974.-264 p.
  112. Homans George С. Behavioral theory in sociology. N.J.: Transaction Books, 1977.-546 p.
  113. Horowitz I. L. Communicating ideas: the crisis of publishing in a post-industrial society. New York: Oxford University Press, 1986. — 240 p.
  114. House J.S. The three faces of social psychology. // Sociometry. Albany, 1977.-Vol. 40, № 2.-p. 161−177
  115. Hull C. L. A behavior system- an introduction to behavior theory concerning the individual organism. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1974. — 372 p.
  116. Hull C. L. Principles of behavior, an introduction to behavior theory, by Clark L. Hull. New York: D. Appleton-Century Company, 1943. — 422 p.
  117. ILO. Costs of workplace stress are rising, with depression increasingly common // Internet сервер Международной организации труда (ILO), 2002. -http://www.ilo.org
  118. Inglehart R. Culture shift in advanced industrial society. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1990. — 484 p.
  119. Inglehart R. The silent revolution: changing values and political styles among Western publics. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1977. — 482 p.
  120. Kahn H. The year 2000- a framework for speculation on the next thirty-three years, by Herman Kahn and Anthony J. Wiener, with contributions from other staff members of the Hudson Institute. Introd. by Daniel Bell. New York: Mac-millan, 1967. -431 p.
  121. Kleinberg B. S. American society in the postindustrial age- technocracy, power, and the end of ideology by. Benjamin S. Kleinberg. Columbus, Ohio: Merrill, 1973. — 279 p.
  122. Kline P. The handbook of psychological testing. 2nd ed. London — New York: Routledge, 2000. — 744 p.
  123. Kuhn J. W. Beyond success: corporations and their critics in the 1990s. New York: Oxford University Press, 1991. — 336 p.
  124. Kunkel J. H. Behavior, social problems, and change: A social learning approach. Englewood Cliffe (N.J.): Prentice-Hall, 1975. — 213 p.
  125. Kunkel J. H. Society and economic growth- a behavioral perspective of social change. New York: Oxford University Press, 1970. — 368 p.
  126. Leibenstein H. Beyond economic man: a new foundation for microeconomics. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1976. — 297 p.
  127. Linstone H.A., Mitroff I.I. The challenge of the 21st century: managing technology and ourselves in a shrinking world- foreword by Ida Hoos. Albany: State University of New York Press, 1994. — 406 p.
  128. Lorenz K. Z. The foundations of ethology- translated by Konrad Z. Lorenz and Robert Warren Kickert. New York: Springer-Verlag, 1981. — 380 p.
  129. Lyon D. The information society: issues and illusions. Cambridge, UK: Polity Press — Oxford, UK — New York, NY, USA: B. Blackwell, 1988. — 196 p.
  130. Lyotard J. F. The postmodern condition: a report on knowledge- translation from the French by Geoff Bennington and Brian Massumi — foreword by Fredric Jameson. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984. — 110 p.
  131. Machlup F. The economics of information and human capital. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1984. — 644 p.
  132. Mandel M. J. The high-risk society: peril and promise in the new economy. 1st ed. New York: Times Business, 1996. 227 p.
  133. Maslow A. H. Future visions: the unpublished papers of Abraham Maslow / edited by Edward Hoffman. Thousand Oaks: Sage Publications, 1996. — 221 p.
  134. Maslow A. H. Motivation and personality — with new material by Ruth Cox and Robert Frager., 3rd ed. / rev. by Robert Frager. New York: Harper and Row, 1987.-293 p.
  135. McGregor D. The human side of enterprise: 25th anniversary printing / Douglas McGregor — foreword by Warren Bennis. New York: McGraw-Hill, 1985.- 246 p.
  136. McGregor D. The human side of enterprise. New York: McGraw-Hill, 1960. — 246 p.
  137. McGuire M., Fairbanks L. (Eds) Ethological psychiatry. New York: Grune & Stratton, 1977. -325 p.
  138. Mead G. H. The individual and the social self: unpublished work of George Herbert Mead / edited with an introduction by David L. Miller. Selections. 1982, Chicago: University of Chicago Press, 1982. — 229 p.
  139. Mead G. H. The philosophy of the present / George Herbert Mead. Amherst, N.Y.: Prometheus Books, 2002. — 202 p.
  140. Naisbitt J., Aburdene P. Megatrends 2000: ten new directions for the 1990's. 1st ed. New York: Morrow, 1990. 384 p.
  141. Nonaka I., Takeuchi H. The knowledge-creating company: how Japanese companies create the dynamics of innovation. New York: Oxford University Press, 1995. -284 p.
  142. Pareto V. Manual of political economy. Translated by Ann S. Schwier. Edited by Ann S. Schwier and Alfred N. Page. New York: A. M. Kelley, 1971. — 504 p.
  143. Parsons T. Economy and society: a study in the integration of economic and social theory / by Talcott Parsons and Neil J. Smelser. London — Boston: Routledge & Kegan Paul, 1984. — 322 p.
  144. Parsons T. Sociological theory and modern society. New York: Free Press, 1967.-564 p.
  145. Parsons, T. Action theory and the human condition. New York: Free Press, 1978. -464 p.
  146. Rifkin J. The end of work: the decline of the global labor force and the dawn of the post-market era. New York: G.P. Putnam’s Sons, 1995. — 350 p.
  147. Sakaiya T. The knowledge-value revolution, or, A history of the future- translated by George Fields and William Marsh. 1st ed. Tokyo — New York: Kodan-sha International, 1991. — 379 p.
  148. Schuman H., Presser S. Questions and answers in attitude surveys: experiments on question form, wording, and context. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1996. -372 p.
  149. Selig F.F. Managing information in the nineties// Information & Managment. -vol.21, 1991.-p. 251−255.
  150. Skidmore William L. Sociology’s models of man: the relationships of models of man to sociological explanation in three sociological theories. New York: Gordon and Breach, 1975. — 203 p.
  151. Skinner, B. F. Science and human behavior. New York: Macmillan, 1953. -461 p.
  152. Stewart T. A. Intellectual capital: the new wealth of organizations. 1st ed. New York: Doubleday / Currency, 1997. 278 p.
  153. Timesheet Professional user’s guide: for software version 2.0(1) and later, November 1, 1990 Palo Alto, CA: Software Partners, 1990.
  154. Toffler A. Creating a new civilization: the politics of the third wave / by Alvin and Heidi Toffler — with a foreword by Newt Gingrich. Washington: Progress & Freedom Foundation, 1994. — 98 p.
  155. Toffler A. Previews & premises: an interview with the author of Future shock and The third wave. 1st ed. New York: W. Morrow, 1983. — 230 p.
  156. Toffler A. The adaptive corporation. New York: McGraw-Hill, 1985. — 217 P
  157. Toffler A. The third wave. 1st ed. New York: Morrow, 1980. — 544 p.
  158. Tolman E.C. Purposive behavior in animals and men. New York: Appleton-Century-Crofts, 1967. 463 p.
  159. Touraine A. The post-industrial society- tomorrow’s social history: classes, conflicts and culture in the programmed society. Translated by Leonard F. X. Mayhew. 1st American ed. New York: Random House, 1971. — 244 p.
  160. University of Michigan. Survey Research Center. Survey of working conditions- final report on univariate and bivariate tables. Washington: Employment Standards Administration, 1971. — 484 p.
  161. Watson J.B. Behavior: an introduction to comparative psychology / John B. Watson — with an introduction by Robert H. Wozniak. London: Routledge / Thoemmes Press, 1993. — 512 p.
  162. Weber M. Essays in economic sociology / Max Weber — edited by Richard Swedberg. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1999. — 314 p.
  163. White H.C. Where do markets come from?// American Journal of Sociology. 1987. p. 514−547
  164. Wilson N. A. B. On the quality of working life: a report prepared for the Department of Employment, by N. A. B. Wilson. London: H.M.S.O., 1973. — 521. P
  165. Wohlers E., Weinert W. Employment trends in the United States, Japan, and the European community: a comparative economic study. New Brunswick, N.J. (USA): Transaction Books, 1988. — 293 p.
Заполнить форму текущей работой