Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие организаторской деятельности студентов в процессе высшего педагогического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены особенности развития организаторской деятельности студентов педагогического факультета Аденского университета республики Йемен, получены новые экспериментальные данные о знании студентами объектов и основных направлений организаторской деятельности учителя младших классов, изучены их представления о личностных качествах учителя, способствующих организаторской деятельности, определены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы развития организаторской деятельности у студентов в процессе педагогического образования
    • 1. 1. Организаторская деятельности учителя начальных классов в структуре педагогических способностей
    • 1. 2. Особенности младших школьников как объекта организаторской деятельности
    • 1. 3. Отличительные черты педагогического образования в Йемене
  • Глава 2. Методика изучения развития организаторской деятельности студентов
    • 2. 1. Анализ методик оценки организаторской деятельности учителя
    • 2. 2. Описание методики исследования организаторской деятельности студентов йеменского педагогического университета
    • 2. 3. Методика математической обработки экспериментального материала
  • Глава 3. Исследование организаторской деятельности йеменских студентов педагогического факультета
    • 3. 1. Знания студентами объекта и направлений организаторской деятельности учителя начальных классов
    • 3. 2. Представление студентов о личностных качествах учителя младших классов. ф
    • 3. 3. Понимание студентами содержания организаторской педагогической деятельности
    • 3. 4. Представления студентов об источниках развития организаторской деятельности в вузе
    • 3. 5. Обобщенная оценка организаторских способностей йеменских студентов
    • 3. 6. Соотношение развития организаторской деятельности студентов и их самооценки

    Глава 4. Рекомендации по определению уровня развития организаторской деятельности студентов. 4.1. Диагностическое правило для определения уровня развития организаторской деятельности по составляющим его компонентам.

    4.2. Рекомендации по оцениванию различных составляющих общего уровня развития организаторской деятельности студентов.

Развитие организаторской деятельности студентов в процессе высшего педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Подготовка специалистов с высшим педагогическим образованием для начальных классов является актуальной задачей во всех странах, так как именно в начальных классах школьного обучения наиболее интенсивно формируется личность ребенка, развивается познавательная деятельность и создается фундамент его отношений с окружающим миром. Образ первого учителя сопровождает человека всю последующую жизнь, особенно если этот учитель обладает высокими деловыми и организаторскими качествами.

Развитие организаторской деятельности у студентов педагогических вузов в процессе профессиональной подготовки составляет неотъемлемую часть предмета педагогической психологии (Балабасова Е.Г., 1982; Гоноболин Н. Ф., 1965; Зеньковский В. В., 1995; Крутецкий В. А., 1972 и др.).

В настоящее время психология управления коллективами стала развитой отраслью психологической науки. Преимущественно это труды по психологии управления производственными коллективами. Управленческая деятельность учителя не заняла в ней достойного места. В научной психологической литературе много внимания уделяется исследованию личности педагога. В то же время, сама организаторская деятельность учителя младших классов изучена недостаточно.

Очевидно, что эта деятельность отличается от других видов управления, поскольку объектами управления здесь служат дети младшего школьного возраста и школьные классы, имеющие весьма отдаленное сходство с производственными коллективами взрослых. В своей профессиональной деятельности классный руководитель должен учитывать позицию ребенка, которая определяется закономерностями возраста. Кроме того, в организаторской деятельности преподаватель взаимодействует с родителями, своими коллегами и администрацией школы. Таким образом, организаторская деятельность преподавателя оказывается сложной и многообразной по содержанию.

Особенно малоизученным оказалось развитие организаторской деятельности в процессе подготовки специалиста в вузе. В частности, нет работ, содержащих исследование развития организаторской деяо тельности у студентов педагогических факультетов в республике Йемен, хотя для Йемена эти вопросы в настоящее время очень актуальны в связи с решением нового правительства о совершенствовании системы высшего педагогического образования.

Цель исследования состоит в разработке научного подхода к изучению организаторской деятельности студентов педагогических вузов и в исследовании этой деятельности на различных этапах обучения.

Объектами исследования были 136 студентов, из которых 61 человек обучались на 2-м курсе и 75 — на 4-м курсе педагогического факультета Аденского университета.

Предметом исследования является развитие организаторской деятельности студентов в образовательном процессе.

Задачи исследования:

— изучить психологические особенности организаторской деятельности учителя младших классов по литературным данным с учетом специфики объекта этой организаторской деятельности — младших школьников;

— разработать методику изучения развития организаторской деятельности у студентов в процессе получения педагогического образования;

— разработать рекомендации по экспресс-оценке уровня развития организаторской деятельности йеменских студентов на основе нашей методики.

Гипотеза исследования: Учебная деятельность студентов, получаемые ими в процессе высшего педагогического образования знания, умения и навыки, особенно в период педагогических практик, способствуют развитию их организаторской деятельности в таких направлениях, как уточнение объектов и основных направлений организаторской деятельности учителя младших классов и тех личностных качеств, которые особенно значимы для успешной организаторской деятельности.

Научная новизна исследования.

Выявлены особенности развития организаторской деятельности студентов педагогического факультета Аденского университета республики Йемен, получены новые экспериментальные данные о знании студентами объектов и основных направлений организаторской деятельности учителя младших классов, изучены их представления о личностных качествах учителя, способствующих организаторской деятельности, определены возможности студентов разных лет обучения в решении педагогических задач, разработана и апробирована методика экспресс-оценки уровня развития организаторской деятельности.

Значение для практики. Разработана экспресс-методика для оценки организаторской деятельности студентов.

Апробация работы. Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального обучения РГПУ имени А. И. Герцена, в 1995 году докладывались на научно-практической конференции Аденского университета.

Содержание работы. Содержание работы изложено на 130 листах компьютерного набора, включающего введение, четыре главы, заключение. Работа иллюстрирована 18 таблицами и 2 рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные в результате исследования данные подтвердили основные положения, выносимые на защиту.

1. Развитие организаторской деятельности у студентов педагогических вузов проявляется в углублении знаний об объектах и направлениях организаторской деятельности учителя младших классов, в расширении представлений о личностных качествах, необходимых для этой деятельности, в совершенствовании умений ориентироваться в педагогических ситуациях, а также в более четкой ориентации на овладение учебными программами начальных классов.

2. Полученные в результате исследования данные показали, что увеличивается и изменяется состав объектов и направлений организаторской деятельности.

Если первоначально в качестве таких объектов и направлений называются класс и отдельный ученик, то к концу вузовского обучения объектами и направлениями организаторской деятельности указываются взаимоотношение учащихся в классе, родители, взаимодействие учителя с родителями, учительский коллектив и собственная профессиональная деятельность.

3. Расширяются и углубляются представления о значимых для успешной организаторской деятельности личностных качеств педагога.

Это находит свое выражение в увеличении количества называемых личностных свойств и в указании свойств, обеспечивающих совершенствование организаторской деятельности учителя.

4. В процессе вузовского образования изменяется понимание студентами содержания организаторской деятельности учителя начальных классов.

Эти изменения выражаются в том, что если первоначально студенты видят содержание организаторской деятельности как знание по специальности, то к концу обучения содержание организаторской деятельности ими понимается как деятельность, включающая в себя все ее аспекты: знание всех учебных дисциплиннеобходимые умения и навыки реализации организаторской деятельности, а также те качества личности, которые необходимы учителю для его профессиональной деятельности.

5. Использование предложенной нами анкетной методики, а также рекомендаций по оцениванию различных составляющих общего уровня развития организаторской деятельности студентов и регрессионного диагностического решающего правила позволяет за короткое время и с высокой долей вероятности ранжировать студентов по уровням развития организаторской деятельность и выделить лиц, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.

6. При проведении психолого-педагогической коррекции в первую очередь необходима корректировка неправильных установок и неадекватной самооценки личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.
  2. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  4. .Г. О соотношении способностей и одаренности. В кн.: Проблема способностей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982. — С. 1532.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
  6. А. Психологическое тестирование / Под ред. Гуревича К. М., Лубовского В. И. М.: Педагогика, 1982. — Кн.1 -320 е.- Кн 2 -296 с.
  7. Е.В. О влиянии коммуникативных свойств личности учителя на отношения с учащимися // Психологические вопросы формирования личности будущего учителя. Сб.науч.тр.МГПИ им В. И. Ленина. М., 1986. — С. 64−69.
  8. Л.И. О динамическом подходе к изучению личности // Психол. журн, 1981. Т.2, N 2. С.8−18.
  9. П.Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии, 1984. N 1. — С.13−19.
  10. Р.Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1991. 224 с.
  11. Е.Г. Анализ дидактических способностей учителяначальных классов и студентов педагогического института: Автореф дис. канд. психол. наук. М., 1982.
  12. М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
  13. В.Н. Умственная и физическая работоспособность школьников. М., 1982.
  14. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ.ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  15. А., Симон Т. Методика изучения умственной одаренности. Пер. с франц. Гос. изд. Украина, 1923. Бир Ст. На пути к кибернетическому предприятию / Принципы самоорганизации. М.: Мир, 1966.
  16. Бодалев, А А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. — 123 с.
  17. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-196 с.
  18. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. -74с.
  19. Г., Влраб У., Гутке Ю. Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс, 1986. — 205 с.
  20. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / под ред. Н. Н. Обозова. Л.: ЛГУ, 1971.
  21. Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 519 с.
  22. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Собр.соч. М.: Педагогика, 1983. — Т.5. — С.257−321.
  23. С.И. Потенциальная и актуальная готовность младших школьников к нравственному поведению // Психологические проблемы развития нравственных убеждений. Л., 1987.
  24. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982.
  25. Ю.З. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов // Вопросы психологии. N 1, 1982.
  26. О.С., Гавриков К. В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации в школе Ц Физиология человека, Т.18. N 6, 1992. — С. 116−124.
  27. Н.Ф. Книга об учителе. М., 1965.
  28. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы. М., 1962. — С.232−274.
  29. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. — 192 с.
  30. P.M. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988. — 565 с.
  31. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1976.32.3еньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. — 265 с.
  32. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.297 с.
  33. О.В. Уровень притязаний студентов педвуза и его взаимосвязь с ригидностью личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
  34. В.П. Педагогическая коррекция. М: Просвещение, 1994.
  35. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд -во Казанского ун-та, 1969. — 277 с.
  36. Г. А. Психология познания людьми друг друга // Вопросы психологии. N 1, 1983.
  37. О., Кончанин Т. О «критических моментах» в процессе адаптации. // Психологические и социальные особенности студентов. -Ереван, 1973. С.5−18.
  38. Коллектив и личность / Под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова, О. И. Зотовой. М.: Политиздат, 1978.
  39. Е.Е. Психические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991.
  40. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991. — 110 с.
  41. В.А. Основы педагогической психологии. М, 1972.
  42. В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ.2.е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  43. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л., 1970.
  44. Л.Н. Психологические условия формирования дидактических умений у студентов педвуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
  45. А.Ф. Очерк науки о характерах. Пг.: 1917. — 386 с.
  46. А.Ф. Психология общая и экспериментальная. -Л., 1925.
  47. Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск, 1981.
  48. В.В. Нарушения психического развития у детей. -М., 1985.
  49. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издат. МГУ, 1983.
  50. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика, 1974, N 1. С 97−107.
  51. А.Н. Психология общения . Тарту, 1974.
  52. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 584 с.
  53. Н.Н. Развитие свойств внимания в процессе обучения учащихся начальных классов. Киев, 1988.
  54. П., Норман Д. Переработка информации у человека (Введение в психологию) / Пер. с англ. под ред А. Р. Лурия.- М.: Мир, 1974.-550 с.
  55. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  56. А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. -334 с.
  57. Л.А. Целенаправленное формирование умственного действия сравнения у школьников третьего класса // Управление умственной деятельностью и умственное развитие учащихся. Л., 1973.
  58. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. М.: МГУ, 1981.
  59. В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
  60. B.C. Типологические исследования по психологии личности. Пермь, 1967.
  61. Методы социальной психологии / Под ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во МТЦ, 1987. — 214 с.
  62. .Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Статистика, 1980.
  63. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Культюкина, Г. С. Сухобской. М., 1981.
  64. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики общения и развития контактов между людьми. Л., 1970.
  65. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. -М.: Изд-во Академии Пед. Наук РСФСР, 1960.
  66. А.А. Социально-психическая адаптация личности (форы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. — 262 с.
  67. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. -М.: Просвещение, 1991.
  68. Р.С. Психология в 3-х кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-512 с.
  69. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.
  70. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966.
  71. Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение: Пер. с англ. М.: Мир, 1990. — 344 с.
  72. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 463 с.
  73. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований / Дис. докт. психол. наук. Л., 1983.
  74. В.Э. Психолог и учитель : проблемы взаимодействия //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.
  75. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. М.: Смысл, 1993. — 332 с.
  76. Петербургская школа накануне 1995−96 учебного года. СПб.: Центр педагогической информации Комитета по образованию, 1995. -61с.
  77. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии, т. 1−2. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 415 е., 413 с.
  78. К.К. Вопросы психологии труда. Изд.2-е, доп. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
  79. К.К. Структура и развитие личности / Отв.ред. А. Д. Глоточкин. АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  80. В.Э. Психолог и учитель : проблемы взаимодействия. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. -М., 1987.
  81. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л.: ЛГУ, 1976.
  82. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Каз. гос. ун-т, 1977.
  83. Психологическая служба в вузе / Под ред. Пейсахова Н. М. Казань, 1981.
  84. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1977.
  85. А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения. Л.: Ленингр. гос. педа-гогич. ин-т им А. И. Герцена, 1971. — 72 с.
  86. А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л., 1976.
  87. А.И. Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия // Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — С. З -14.
  88. Н.В. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии, N 4, 1986.
  89. К.Н. Межличностное познание и деятельность // Вопросы психологии, N 4, 1986.
  90. С.Л. Основы психологии. М., 1933. — 495 с.
  91. С.Л. Общая психология. Изд.2-е. М.'Учпедгиз, 1946.-704 с.
  92. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
  93. В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития // Вопросы психологии, N 1, 1982.
  94. В. И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. М.: Просвещение, 1990.
  95. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  96. Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.
  97. Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М., 1980.- 176 с.
  98. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во московского университета, 1989. — 214 с.
  99. В.Н. Становление личности. М.: Мысль, 1987.
  100. В.В. Метод индивидуальной диагностики отношения к себе и мотивация учения / Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980.
  101. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  102. Р.А. Статистические методы для исследователей. М.: Госстатиздат, 1958.
  103. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие длястудентов / Составитель .канд. психолог, наук Л. М. Семенюк. Под ред Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -252 с.
  104. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1966. Выл. 1 и 2.
  105. Д.Б. Избранные психологические труды.-М.: Педагогика, 1989.
  106. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, N 4, 1971.
  107. Festinger L., A theory of cognitive dissonance. New York, Harper.1957.
  108. Festinger L., Conflict, decission and dissonanse, Stanford, Calif., Standford University Press. 1964.
  109. Heider F. The psyhology of interpersonal relations. N.Y., 1958.
  110. Hofer M. Zur impliziten Personlichkiettheorie von Lehrern // Zeitschrift fur Entwiklungs- und Pedagogische Psychologie. 1970. N 2.
  111. Lewin K. Die psychologische Situation bei Lohn und Strafe. Leipzig, 1931 a.
  112. Meyer-Krahmer K. Die Rolle des Vaters in Entwiklung des Kindes // Psychologie in Erzeihung und Untenicht. 1980. N 27.
  113. Rosenthal P., Jacobson L. Pigmalion in the Class-Room. Weinhaim, 1971.
  114. Weick K.E.Systematic observational methods //Handbook of social psychology. Massachusets: Addison-Wesley, 1968. Vol. 2.
  115. Wyer R. Social information processing: a conceptud in- tegration / XXII nd International Congress of Psychology Le- ipzig, GDR, 1980.
  116. Wolff W. The personality of the preschool child. L., 1947. — 341 p.
Заполнить форму текущей работой