Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зрелость социально-психологического развития человека в контексте акмеологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зрелость человека как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности… Читать ещё >

Зрелость социально-психологического развития человека в контексте акмеологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачи акмеологии в области зрелости человека

Зрелость человека как субъекта труда и жизни обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень акме человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, — ступени зрелости. Первой задачей акмеологии является определение сходного и различного в зрелости у разных людей. Акмеология стремится установить проявления у разных людей своеобразия действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств физической и духовной «субстанций» человека.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какие потенциальные составляющие профессиональной компетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей, в то же время за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, по и на творческом уровнях.

Поэтому вторая задача акмеологии состоит в выяснении характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности. Желаемый их уровень во всех отношениях способствует успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости. И напротив, их дефицит определяет многие жизненные проблемы. Здесь, разумеется, сказывается обусловленность формирования макрохарактеристик человека социальными, природно-экологическими и другими общими и частными обстоятельствами его жизни.

Третьей задачей акмеологии является установление механизмов и результатов воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природных и иных условий на человека. При этом ставится и решается четвертая задача акмеологии: разработка такой стратегии организации жизни человека, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях проявить себя на ступенях зрелости. Следует помнить, что, проходя эту ступень, человек переживает и взлеты, и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным особенностям, и к характеристикам в разных видах его деятельности, и ко всем его проявлениям как индивидуальности.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень его развития, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его акме, его вершина. Насколько «высокой» оказывается эта вершина, насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего акме, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и находясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его акме определяются тем, какой сформировались у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца.

О высоком уровне зрелости тогда можно говорить уверенно, когда человек, отдаваясь делу, которому он себя посвятил, осознает, что его прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен, и перед человеком открываются новые перспективы. Зрелость зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует. Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться, изменять свою траекторию. Так, любовь, творческие достижения могут привести к движению в сторону психологической молодости.

С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым «личное время», благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и воспоминаниями о прошлом, а также мотивами, развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий, воспринимается как быстро протекающее и, став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

Люди значительно отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. Их акме, оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят по всем взаимосвязанным макрохарактеристикам и как индивиды, и как личности и субъекты деятельности, и как неповторимые индивидуальности.

Таким образом, вырисовывается пятая, ключевая группа задач, которые призвана решать акмеология: это научное освещение феномена «акме», объективирование общего и самобытного у разных людей; прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме. Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное акме действительно состоялось.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой