Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы и основные положения гештальтпсихологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гештальпсихологи видели главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистска критика «атомизма» в психологии была предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно. Но и два прежних варианта интроспективного метода… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Принципы и основные положения гештальтпсихологии
  • 2. История создания и развития гештальтпсихологии
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Принципы и основные положения гештальтпсихологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец ХІХ ст. охарактеризовался нарастанием кризисных явлений в психологической науке. На это время основным методом изучения сознания была интроспекция. До этого времени во многих городах Европы работают психологические учреждения, созданные по образцу лаборатории Вильгельма Вундта. Его подход к изучению психологических явлений назвали структурализмом, поскольку Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Структурализм и функционализм сыграли важную роль на данном этапе развития психологии. Поскольку любая научная точка зрения является систематическим подходом к соответствующей научной дисциплине, оба этих направления стали рассматриваться как конкурирующие между собой психологические школы. Однако до 1920 года оба они были вытеснены тремя более поздними школами: бихевиоризмом, гештальтпсихологией и психоанализом. Если бихевиоризм был популярен в Америке, то гештальтпсихология и психоанализ зародились и распространились в Европе.

Немецкое слово gestal трудно перевести дословно. Оно значит «целостность», «полнота», «структура», «образ», «конфигурация». В общих чертах его содержание можно проиллюстрировать так: если вы смотрите на большую картину и можете сосредоточиться на лесе, а не на отдельных деревьях, то у вас возник «гештальт».

Это направление обеспечивал бихевиоризм, который изучает человека не в целом, а ее отдельные элементы — стимулы, реакции. Ведь в целом — не просто сумма отдельных частей, а что-то значительно больше. Когда мы смотрим на банан, мы видим банан как целый, а не желтизну, гладкость. Мы естественно комбинируем элементы, чтобы сформировать полноту, гештальт, который мы узнаем как банан.

Гештальпсихологи видели главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистска критика «атомизма» в психологии была предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно. Но и два прежних варианта интроспективного метода пришлось отбросить (вундтовский, который требовал от испытуемого отчета об элементах «непосредственного опыта», и методе расчленения сознания на «фракции», выработанный вюрцбургскою школой).

Гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но если для бихевиористов моделью служила биология, то для гештальтистов — физика. Понятие о гештальт не считалось, таким образом, уникально психологическим, прилагаемым лишь к области сознания. Оно было предвестником общего системного подхода ко всем явлениям бытия. Зарождался новый взгляд на соотношение части и целое, внешнее и внутреннее, причины и цели.

1 Принципы и основные положения гештальтпсихологии

Гештальтпсихология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основанная Максом Вертгеймером в 1912 году .

Первичными данными гештальтпсихологии являются целостные структуры (гештальты), которые в принципе не выводятся из компонентов, которые они образовывают. Гештальтам свойственные собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре ее внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (частями, что отсутствующие) сознание стремится заполнить пропуск, и мы узнаем целую букву .

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Келеру, которые выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несведения его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, которые составляют наше окружение, воспринимаются ощущениями не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт обнаруживает собой функциональную структуру, которая упорядочивает многообразие отдельных явлений .

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Б., Гладкова Е. В., Есина Е. В., Имашева Е. Г., Клименкова О. В. Большая психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007. — 543 с.
  2. Т.Д. История психологи. — М.: Академия, 2008. — 544 с.
  3. Общая психология /Под. ред. А. В. Петровского, Москва: Просвещение, 2006; 464с.
  4. В.А. История психологии ХІХ-начало ХХ века: навч. пособие. — К.: Лыбидь, 2007. — 832c.
  5. .М. О Максе Вертгеймере, основателе гештальтпсихологии // Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М., Воронеж: 2008. — С. 408−409.
  6. М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2006. — 416 с.
Заполнить форму текущей работой