Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся как объект профессиональной подготовки учителя
![Диссертация: Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся как объект профессиональной подготовки учителя](https://westud.ru/work/3179040/cover.png)
Диссертация
Профессиональная готовность учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися представляет собой интегральное личностно-профессиональное образование, соединяющее в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты, в последний из которых входят интеллектуальные, эмоциональные и управляющие умениятехнологическая модель подготовки учителя к дидактическому… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования дидактического взаимодействия учителя и учащихся как объекта профессиональной подготовки учителя
- 1. 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы дидактического взаимодействия учителя и учащихся
- 1. 2. Системный анализ дидактического взаимодействия учителя и учащихся
- 1. 3. Таксономия целей дидактического взаимодействия учителя и учащихся
- 1. 4. Структура дидактического взаимодействия учителя и учащихся, его модель
- 1. 5. Содержание образования как основа дидактического взаимодействия учителя и учащихся
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. Моделирование профессиональной подготовки учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися
- 2. 1. Формирование готовности учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися — важнейший элемент его профессиональной подготовки
- 2. 2. Содержательная модель формирования готовности учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися
- 2. 3. Методики диагностики уровней сформированности готовности учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися
- 2. 4. Речемыслительная деятельность учителя как основание его подготовки к дидактическому взаимодействию с учащимися
- Выводы по 2 главе
- ГЛАВА 3. Основные тенденции, технологии и психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися
- 3. 1. Технологическая модель формирования готовности учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися
- 3. 2. Основные тенденции формирования готовности учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися
- 3. 3. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися
- Выводы по 3 главе
Список литературы
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. выс. учеб. заведений. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Амосов Н.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии. 1992. — № 6. -С. 50−74.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-386 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.-Кн. 1.-316е.- кн. 2.-295 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е. изд. Казань, Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андреева И.Н. Философия и история образования: Учебное пособие. — М.: Московское городское педагогическое общество, 1999. 190 с.
- Анцыфирова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии// Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969. С.57−117.
- Артемов В.А. Речевой поступок // Преподавание иностранных языков: Теория и практика. М., 1971. — С.258 — 269.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя. 2-е изд.доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 112 с.
- Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Дис. .д-ра пед. наук в форме науч. доклада. Л., 1990.-49 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
- Бердяев H.A. Самопознание Мемуары. М: ДЭМ, 1990. — 334 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. — М.: Наука. 1975. 399 с.
- Бибрих P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Моск. ун-та. -Сер. 14. Психология. — 1987. — N2. — С.20−30.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1998. 576 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973.-273 с.
- Богоявленская ДБ. Интеллектуальная активность как проблема творчества: Монография. Ростов на-Дону: РГУ, 1983. — 176 с.
- Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. 1969. — N2. — С. 25−38.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Бодалев A.A., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. — С. 185−192.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бондаревская Е.В. В защиту «живой методологии» // Педагогика. 1997. -№ 2. — С.3−21.
- Бордовский В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: Дис. .д-ра пед. наук. СПБ, 1999. — 365 с.
- Брунер Дж. Процесс обучения:/ Пер. с англ. О. К. Тихомирова. М.: АПН РСФСР, 1962.-84 с.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Брушлинский A.B. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. 1994, — Т. 15.- № 3. — С.17−27.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 6. — С. 3−11.
- Брушлинский A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990. — 214 с.
- Васильев И.А., Поплужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: МГУ, 1980.-190 с.
- Веккер J1.M. Психологические процессы: Мышление и интеллект. Т.2. -Л.:ЛГУ, 1976.-340 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Выс. школа, 1991. — 203 с.
- Вербицкий A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: Дис. д-ра пед. наук в виде науч. доклада. М., 1991. — 55 с.
- Вербицкий A.A., Ильин Г. Л. Психолого-педагогические основы образования: Экспериментальная учебная авторская программа. М.: Б. и., 2000.16 с.
- Вербицкий A.A., Чернявская А. Г. Менеджер в роли учителя: материалы к курсу «Психология и педагогика». 3-е изд., стер. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.-102 с.
- Взаимодействие // БСЭ. 3-е изд. — Т.5. — М.: Сов. энциклопедия, 1971. -С.7.
- Вилюнас В.К. Психологический анализ эмоциональных явлений: Автореферат дис. .канд. психол. наук. М., 1976. — 25 с.
- Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека: Дис. канд. психол. наук. М., 1972. — 14 с.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973. 288 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова B.B. М.: Просвещение, 1966. — 441 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти т. М., 1982. — Т. 2. — С.5−361.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-139 с.
- Гнеденко Б.В. Вначале было слово .II Вестник высшей школы. 1990. -Nl.-C.23.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионального педагогического образования / Под общей ред. акад. РАО В. Л. Матросова. М.: Прометей, 1999. — 116 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Дарьинский A.B. Непрерывное образование // Сов. педагогика, — 1975. -№ 1. С.16−25.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 318 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие для студ. пед ин-тов / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1975. — 303 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. — 264 с.
- Дроздова Т.А. Психологический анализ зависимости процесса понимания от коммуникативной задачи: Дис.. канд. психол. наук. М., 1986. — 200 с.
- Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1983. -356 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. — Мн.: БГУ, 1981. — 383 с. ii 59. Жинкин Н. И. Вопрос и вопросительное предложение // Вопросы языкознания. 1955. — N3. — С. 22−34.Щ
- Жинкин Н.И. Механизм речи. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Загвязинский В.И. Исследование движущих сил учебного процесса: Дис.. .д-ра пед. наук. М., 1972. — 412 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 159 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Справочник менеджера образования. -М.: Новая школа, 1965. -Т.1. -С.5−41.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.424 с.
- Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России. 2001. 256 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Зимняя И.А. и др. Малахова В.А., Путиловская Т. С., Хараева JI.A. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся.- М., 1980. -С. 53−55.
- Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
- Зинченко Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования //Сов.педагогика. -1991.- № 1.-С.81−87.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: АПН РСФСР, 1961. -562 с.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. 1961.-N1.-С. 18−26.
- Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования: Монография. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.- 163 с.
- Ильин Г. Л. Теоретические основы проективного образования: Дис. .д-ра пед. наук. М.- 1995. — 390 с. Ч
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1971. — Вып. 1. — 72 е.- 1972. — Вып. 2. — 88 е.- 1973. — Вып.З. — 78 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — 200 с.
- Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Автореферат дис.. д-ра пед.наук. -М., 1993. 33 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.:1. Педагогика, 1981.-200 с.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие. Грозный: Чеч.-Инг. у-нт, 1979. — 138 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Каплан Б.С. и др. /Н.К.Рузин, А.А.Столяр/ Методы обучения математике /Некоторые вопросы теории и практики/./ Под ред. А. А. Столяра. М.: Нар. асвета, 1981. — 191 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Дидактические очерки: Теория образования /. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Карри Х.Б. Основания математической логики. М.: Мир, 1969. — 568 с.
- Кириллов В.К. Методологическая культура учителя, ее формирование в учебном процессе педвуза // Новые исследования в педагогических науках. M., 1991.- 1(57).- С.75−78.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: КГУ, 1969.- 278 с.
- Клычникова З.И. Психологические особенности восприятия и понимания письменной речи /психология чтения/: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1974.-387 с.
- Кондрашова J1.B. Методика подготовки будущего учителя к педагогическому взаимодействию с учащимися: Учеб. пособие, — М.: Прометей, 1990.- 159 с.
- Кораблева C.B. Индивидуализация дидактической подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997.-169 с.
- Коробов Е.Т. Внутрипредметное структурирование учебного материала как средство оптимизации обучения: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1983.-21 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя. Из опыта работы. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — 158 с.
- Коршунова H.Jl. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике // Новые исследования в педагогических науках. -M., 1991.-Вып.-С.6−11.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. -301 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения / Методологический анализ /. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краткий психологический справочник / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
- Крутецкий А.Н. Дидактическая структура системного усвоения знаний в средней школе: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 17 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и кл. руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Кручинина Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Дис. .д-ра пед. наук. Н. Новгород, 1995. — 501 с.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики: Учеб. пособие для студентов ун-та. Л.: ЛГУ, 1972. — 311 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.-183 с.
- Кульневич C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. 1997. — № 5. -С. 108−115.
- Кулюткин Ю.Н. Анализ функциональных стилей учебного текста // Проблемы школьного учебника. Вып. 5 / Методы анализа и оценки/. -М., 1977.-С. 91−97.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
- Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 430 с.
- Левина М.М. О методологических проблемах дидактики высшей школы // Формирование социально активной личности учителя: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1989. — С. 45−44.
- Левина М.М. Сущность и структура методов обучения: Автореферат дис. д-ра пед. наук. М., 1978. — 29 с.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Выс. школа, 1989. — 359 с.
- Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980. — 359 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. Учеб. пособие. М.: Смысл, 1997.-285 с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972.- N12. -С.129−140.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -Т. 1. — М.: Педагогика, 1983. — 301 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981.- 584 с.
- Лернер И.Я. Внутритекстовые связи и их роль в умственном развитии учащихся // Теоретические проблемы современного школьного учебника / Под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева. М., 1989. — С. 62−83.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. М.: Просвещение, 1981. — 123 с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в изучении истории. М.: Просвещение, 1968. — 94 с. 4.
- Лингард Й. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-685 с.
- Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей: Автореферат дис. канд. психол. наук.- М., 1987. 20 с.
- Лошкарева H.A. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Автореферат дис.. д-ра пед. наук. М., 1990. — 33 с.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1992. — 50 с.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сб. науч. тр. М., 1986. — С.37−52.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Мартынюк Н.Г. Структурирование учебного материала школьниками как способ развития их теоретического мышления: Автореферат дис.. канд. пед. наук. /НИИ Пед. УССР/. К., 1988. — 22 с.
- Мархель И.И., Овакимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: учеб.-методическое пособие для средних специальных учебных заведений. М.: Высшая школа, 1987. — 174 с.
- Матюшкин A.M. Исследование психологических закономерностей процесса мышления /анализа и обобщения/. М.: Просвещение, 1960. -177 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: Дис. д-ра психол. наук. М., 1973. — 396 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 368 с.
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие.- Новосибирск, 1991. 148 с.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореферат дис. .д-ра пед. наук. М., 1992. — 32 с.
- Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Дис.. д-ра пед. наук. Киев: Б.и., 1983. — 430 с.
- Мороз А.Г., Сластенин В. А., Филиппенко Н. И. Подготовка будущего учителя: содержание и организация: Учебное пособие. Киев: Б.и., 1997.- 166 с.
- Мудрик A.B. Учитель: Мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
- Мындыкану В.И. Дидактические основы обучения педагогической технике в процессе профессиональной подготовки учителя: Автореферат дис. .д-ра пед.наук. -М. 1992. 30 с.
- Мышление: процесс, деятельность, общение/ Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 372 с.
- Наливайко Т.Е. Теоретические основы операционально-деятельностных технологий обучения. -М.: Прометей, 2000. 146 с.
- Научные проблемы программированного обучения и пути их разработки. Киев: Б.и., 1966.- 32 с. Перед загл. авт.:Глушков В. М., Костюк Г. С., Балл Г. А., Довгялло A.M., Машбиц Е. И., Ющенко Е.М.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Мирос, 1997.- 140 с.
- Николаенко Т.М. Формирование общеучебных умений работы с книIгой на основе анализа смысловой структуры текста: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1989. — 18 с.
- Новейший философский словарь/ Составитель А. А. Грицанов. Минск: Скакун, 1999.-877 с.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: МГУ, 1981. -191 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина.- М.: МГУ, 1987. — 303 с.
- Овакимян Ю.О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения: Учебное пособие. — М.: МГПИ, 1976.- 125 с.
- Овакимян Ю.О. Основы эффективности применения технических средств обучения: (Метод, рекомендации). М.: Б.и., 1975. — 77 с.
- Овакимян Ю.О. Теория и практика моделирования обучения: Дис. .д-ра пед.наук. М., 1989. — 459 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с пол.- М.: Выс. школа, 1990.-382 с.
- Орлов А. Н. Управление учебно-воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении. /Учеб. пособие для преподавателей и студентов педвузов/. Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 109 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
- Паламарчук В.Ф. Дидактические основы формирования мышления учащихся в процессе обучения: Автореферат дис. .д-ра пед.наук. — Киев, 1984. 47 с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1987.-206 с.
- Панюшкин В.П. Освоение деятельностью в условиях взаимодействия ученика с учителем // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя учащихся: Сб. науч. тр. М., 1986. — С. 16−22.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ / С. П. Баранов и др. М., Просвещение, 1981. — 367 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Педагогический словарь: В 2-х т. Т.2. — М.: АПН, 1960. -766 с.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. 3-е изд.- М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
- Перегудов Ф.И. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1991.-63 с.
- Перспективы развития системы высшего непрерывного образования. Под ред.Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов на-Дону.: Факел, 1996. 512 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: Классификация и сериация / Пер. с франц. М.: Иностр.лит., 1963. — 448 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Второе издание: Первая книга учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-212 с.
- Пидкасистый П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
- Полякова Г. С. Дидактические затруднения учителей и пути их преодоления// Сов.педагогика. 1980. — N3. -С. 18−24.
- Поплужный B.JI. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Дис. канд. психол. наук. К., 1969. — 18 с.
- Порус Б.Н. Формирование у школьников приемов смыслового анализа учебного текста как средства сознательного усвоения знаний. / На материале предметов естественно-математического цикла 9−10 классов/: Автореферат дис. канд. пед. наук. К., 1984. — 24 с.
- Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Автореферат дис. .д-ра пед.наук. — Казань, 1993.-30 с.
- Практикум по психодиагностике. М.: МГУ, 1988. — 141 с.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования/ Под науч.ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. -131 с.
- Протасова И.А. Социально-педагогические условия формирования теоретической готовности учителя к инновационной деятельности (в процессе обучения студентов педагогического вуза). Дис. .канд.пед.наук. — Екатеринбург, 1999. — 204 с.
- Психологическая коррекция умственного развития учащихся. /Под ред. К. М. Гуревича и И. В. Дубровиной. М.: Б.и., 1990. -124 с.
- Психология: Словарь/ Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис.- М.: АПН СССР, 1986.- 159 с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования (Основания реформирования гуманитарного образования в высшей школе). — М.:Б.и., 1999.- 154 с.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.- М.: АН СССР, 1957. 328 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Соцэкгиз, 1946. — 704 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-432 с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. -С.3−15.
- Сарычева О.Н. Дидактические приемы стимулирования профессиональной активности студентов педвузов. Дис.канд.пед.наук. — М.: МПГУ, 1992.-156 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994.- 150 с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 216 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
- Сластенин. М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. — 488 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки: Монография. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. И. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. -224 с.
- Сластенин В.А. и Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика.- 1990. № 7.- С.82−88.
- Сластенин В.А., Филиппенко Н. И. Культура умственного труда студентов: Учеб. пособие. М.: МГТГУ, 1994. — 109 с.
- Сластенин В.А., Филиппенко Н. И. Профессиональная культура учителя /Программа изучения/. М.: МПГУ, 1993. — 22 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-371 с.
- Современная дидактика: Теория практике/Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. -288 с.
- Соловьева Т.А. Дидактические основы интеллектулаьно-развивающего образовательного процесса в начальной школе: Теоретико-экспериментальное исследование. -Псков: ПГПИ, 1999. 416 с.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста: Автореферат дис.. д-ра филолог, наук. М., 1988. — 52 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала /Вопросы дидактического анализа/. М.: Просвещение, 1974. — 190 с.
- Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. — 124 с.
- Спасскова Н.П. Соотношение эмоциональных способностей речи преподавателя и способов педагогического воздействия //Психологические механизмы порождения и восприятия текста: Сб. науч. тр. Вып. 243. -М., 1985. — С.68−77.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии: Изд. З-е, перераб. и доп. — Ростов на-Дону: Феникс, 2000. 672 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения/ Пер. с англ. Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
- Талызина Н.Ф. Принципы советской психологии и проблемы психодиагностики познавательной деятельности// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова и В. Я. Ляудис. -М., 1981. С.285−290.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. — 133 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96 с.
- Талызина Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста / Под ред. Н. Ф. Талызиной. Саратов: СГУ, 1987. — 173 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 316 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления /Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология"/. М.: МГУ, 1984. — 270 с.
- Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. М.: МГПИ, 1989. — 91 с.
- Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: ЛГУ, 1978. — 128 с.
- Уман А.И. Зависимость организации заданий от способа структурирования знаний в учебном материале: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1984.- 19 с.
- Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса // Сов. педагогика. 1971. — № 11. — С.41 -48.
- Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 178 с.
- Учебное пособие по курсу «Психология обучения видам речевой деятельности и аспектам иностранного языка"/ Под ред. И. А. Зимней. М., 1979.-96 с.
- Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа// Психологический журнал. 1989. — № 1. — Т. 10. -С. 107−115.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Сор.соч.-Т.8. -4.1. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. -775 с.
- Филиппенко Н.И. Дидактическое взаимодействие в системе «субъект-субъектных» отношений: Монография. Кривой Рог: КГПИ, 1996. — 161 с.
- Филиппенко Н.И. Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся как основа процесса усвоения знаний: (Монография). Кривой Рог: КГПИ, 1995.-144 с. Деп. В ГНТБ Украины 19.09.95 г. № 2146 УК-95.
- Филиппенко Н.И. Индивидуализация познавательной деятельности студентов педвуза// Индивидуальный подход в подготовке будущего учителя: Сб. науч. тр. Кривой Рог, 1995. — С.21−26.
- Филиппенко Н.И. Коммуникативная культура учителя (Программа изучения). М.: МПГУ, 1993. — 16 с.
- Филиппенко Н.И. Научные основы познавательной деятельности студентов: Учеб. пособие. Кривой Рог: КГПИ, 1993. — 48 с.
- Филиппенко Н.И. План изучения курса «Научные основы познавательной деятельности студентов». — Кривой Рог: КГПИ, 1996. — 24 с.
- Филиппенко Н.И. Программа изучения спецкурса «Подготовка учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися». Кривой Рог: КГПУ, 2000.-38 с.
- Филиппенко Н.И. Программа факультатива по формированию у учащихся умения учиться. Кривой Рог: КГПИ, 1998. — 32 с.
- Филиппенко Н.И. Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика высшей школы». Для аспирантов очной формы обучения по научной специальности 05.02.13.-Шахты: ЮРГУЭС, 2001.- 9 с.
- Филиппенко Н.И. Системный анализ понятия «дидактическое взаимодействие учителя и учащихся»// Формирование творческой личности в учебном процессе: Сб. науч. статей. Кривой Рог, 1998. — С.129−132.
- Филиппенко Н.И. Структурирование учебного текста как элемент обучающей деятельности // Активизация учебной деятельности школьников/ Материалы Всеукр. науч.-практ. конф./ Кривой Рог, 1995. — С. 13−14.
- Филиппенко Н.И. Теоретические основы дидактического взаимодействия учителя и учащихся: Монография. М.: Mill У, 1995. — 128 с.
- Филиппенко Н.И. Теоретические основы подготовки учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися: Монография. М.: Mill У, 2001.-240 с.
- Филиппенко Н.И. Формирование творческой личности будущего учителя в условиях дидактического взаимодействия// Формирование активной, творческой личности в учебном процессе школя и вуза: Сб. науч. тр.- Кривой Рог, 1996. С.99−106.
- Филиппенко Н.И. Этапы и условия подготовки учителя к дидактическому взаимодействию с учащимися // Социально-гуманитарные проблемы современности: Сб. науч. тр. Вып. 38. — Шахты, 2001. С. 108−109.
- Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже / Пер с англ. -М.: Просвещение, 1967. 623 с.
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий /Сб. статей/ Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1968. — 135 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: МГУ, 1989. — 240 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. — М.: Педагогика, 1995. 45 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами учителя: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 223 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 288 с.
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Дис.. д-ра пед. наук. Алма-Ата, 1986. — 376 с.
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. -Томск: ТГУ, 1983.- 190 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.-Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1997. 393 с.
- Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта: Дис. д-ра психол. наук. М., 1990. — 433 с.
- Чепелева Н.В. Психологические особенности понимания текста студентами вуза как фактор их самообразования: Дис. .канд. психол. наук. -Киев, 1979. 173 с.
- Чесноков П.В. Логическая фраза и предложение. Ростов на-Дону: РГУ, 1961.- 99 с.
- Чижакова Г. И. Становление и развитие педагогической аксиологии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: психолого-педагогические науки. -М., 2001.- С.26−38.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
- Шадриков В. Д, Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 175 с.
- Шамова Т.И. Проблема активизации учения школьников /Дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении/: Автореферат дис. д-ра пед. наук. М., 1977. — 32 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системных качеств знаний учащихся: Метод, пособие. М.: Прометей, 1990.- 112 с.
- Шацкий С.Т. Острые вопросы педагогического образования// Изб. пед. сочинения.- В 2-х т. М., 1980. — Т.2.- С. 189.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991. — 400 с.
- Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности// Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — (319 с.)
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — 265 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Юртайкин В.В., Бобырева А. П. Формирование операционального компонента деятельности по восприятию иноязычного текста// Психологические механизмы порождения и восприятия текста: Сб.науч.тр. Вып. 23. -М., 1985.-С. 90−106.
- Ягодин Г. Я. Потенциал высшей школы // Наука и жизнь.- 1986. № 9. -С.2−8.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.-144 с.
- Ястремская Н.И. Формирование готовности студентов педвуза к руководству самостоятельной учебной деятельностью школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1993. — 18 с.
- Bloom В.S. е.а. Taxonomyod Educational Objectives. New York, 1971.
- Bloom B.S. The State of Research on Selected Alterables in Education. Chicago, 1980.
- Erikson E.H. Childhood and Societu. New York, 1950.
- Gagne R.M. The Conditions of Learning. New York, 1977.
- Guilford J.P. The Nature of Human Intellect. New York, 1967.
- Guilford J.P., Hoepfrer R. The Analysis of Intelligence. New York: McGraw-Hill Book Company, 1971.
- Cuthri E.R. Personalite in terms of associate learning. W: J. McV Hunt. Personalite and the Behavior Disordersh. New York, 1944.
- Levin K. Group decisions and social change. — In Reading in social psychology. Rewcomb and Hartli (eds). N.J.: Holt, Reihart and Winston, 1947.
- Hilgard E.R. Introduction to Psichologi. New York, 1971.
- Kersxhensteiner G. Theorie der Bildung. Leipzig, 1926.
- Nagel E. The Structure of Science. New York, 1961.
- Pasterniak W. Metodologia dydaktyki literatury. Wprowadzenie. Warszawa, 1984.
- Zechowska B. Efektywnosc pracy nauczyciela. Wyznaczniki, tendencje, problemy. Katowice, 1982.