Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные дети — те, кому суждено жить, и работать в XXI веке, получают много информации благодаря телевидению^ радио и сети Интернет. К сожалению, им характерны такие негативные качества, как потеря усидчивости^ ухудшение восприятия. Тревожит тот факт, что современный ребенок растет многознающим, но знания, не участвуют в развитии, его интеллекта, в преобразовании его-духовного мира… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическое обоснование процесса формирования моти-вационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса
    • 1. 1. Особенности формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников-к детскому фольклору
    • 1. 2. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в. начальной школе как основа формирования, мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору
    • 1. 3. Педагогические условия формирования мотивационного-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору в учебно-воспитательном процессе
  • Глава II. Организация экспериментальной работы по формированию мотивационно-ценностного*отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации 1 учебновоспитательного процесса
    • 2. 1. Анализ- современного состояния формирования мотивационноценностного отношения младших школьников к детскому фольклору
    • 2. 2. Содержание работы по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы

Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние общества диктует новый уровень отношений, необходимых для выживания людей в условиях глобализации экономических, социальных и политических кризисов. Человеку (и с позиции личности, и с позиции общества) необходима способность воспринимать общественно исторические структуры и взаимосвязи с системных, природосообразных, поликультурных позиций-, а также — способность, соотносить, себя как личность с определенной: частью природы, общества, культурной традицией^ способность ощущать хвою значимость и местом в обществе и истории- [ 125].

Современные дети — те, кому суждено жить, и работать в XXI веке, получают много информации благодаря телевидению^ радио и сети Интернет. К сожалению, им характерны такие негативные качества, как потеря усидчивости^ ухудшение восприятия. Тревожит тот факт, что современный ребенок растет многознающим, но знания, не участвуют в развитии, его интеллекта, в преобразовании его-духовного мира-, творческого потенциала. Все это требует измененияьтрадиционных педагогическихметодов для реализации всех, в томчисле творческих, способностей? ребенкапоскольку именно: в детские: годы складываются? основные качества личности. Поэтому актуальной становится задача воспитания личности, направленной на сохранение и воспроизводство ценностей национальнойкультуры втворческой жизнедеятельностиспособной-к культурному саморазвитиюкультурно-нравственной регуляции поведения [81, 12].

Значимость изучения, этнокультурных, этнопедагогических, этнопсихологических процессов подтверждают государственные документы. В Законе Российской Федерации «Об образовании» [ 124], «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» [120] установлен приоритет национальных духовных, ценностей в государственной воспитательной политике, определены стратегия и основные направления ее развития. В Чувашской Республике вопросы этнического воспитания подрастающего поколения с опорой на национальные духовные ценности нашли реальное отражение в таких законодательных актах, как: закон «О языках в Чувашской Республике» от 27 октября 1990 г. с изменениями от 21 июня 2001 г. и закон «Об образовании» от 28 октября 1993 г. с изменениями от 23 октября 2000 г.

Большая роль в реализации данных целевых установок принадлежит начальной школе, учебно-воспитательный процесс которой направлен на сохранение и передачу культурного наследиявключая традиционное народное творчество 1119, 254]. Исследователи отмечают, что младший школьный-возраст является? сензитивным для*индивидуального, психологическоголичностного развитияво многом предопределяющим* будущий обликчеловека-. (Л. С. ВыготскийК. М. ГуревичС. П. ЕфимоваБ. И. Игнатьев, Ш И. Ко-вальчук, Я. Л. Коломинский, А. ММельников, Е. А. ПанькоГ. Н. Пивоваро-ва, Л. Ю: Сироткин, Г. Н. Филонова, А. Н. Хузиахметов и др.). Сформированные: в этомвозрасте внутренние поведенческие регуляторы обладают ус=-тойчивостыо, проецируются на будущее,. изменяют жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми и существенно определяют ¦ дальнейшее развитие младших школьников (Л. ИБожович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, Д. Б. Эльконин и др^).

Проблема формирования духовно-нравственных и эстетических качеств личности ребенка, его> общей культуры, национального самосознания-раскрывается в исследованиях ученых-педагогов I '. С: Виноградова,. Г. Н: Волкова, И. И. Земцовского, ОЩ Капицы, ' М. Б. Кожановой, Л.В.КузнецовойМ: Н. Мельникова, Т. 11. Петровой, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, К. Д: Ушинского, Я. И. Ханбикова, А. Ф. Хантибидзе, М. Г. Харитонова и др:

Этнопедагогизация как процесс интеграции (народных, национальных, этнических) культур с современными' воспитательными системами, идеями, технологиями, обеспечивающий эффективность процесса воспитаниями обучения младших школьников на: основе народных традиций, рассмотрена в трудах С. А. Алиевой, X. Бобомирзаева, Г. Н. Волкова, С. А. Газиевой,.

Ш. И. Джанзаковой, Р. В. Калистру, М. Б. Кожановой, Е. П. Кондратьевой, Л. В. Кузнецовой, Г. В. Луниной, Т. Н. Петровой, Э. И. Сокольниковой, Ф. Г. Ялалова и др. В качестве важнейшего средства этнопедагогизации ими определяется педагогический потенциал детского фольклора, к которому природно тяготеет младший школьник в силу сензитивности возраста и преобладания художественно-образного мышления.

Между тем, несмотря на широкую представленность в педагогической науке проблемы включения? этнокультурного компонента, в содержаниемобразования, проблема формирования мотивационно-ценностного отношениям младших школьниковк детскому фольклору наоснове этнопедагогизации учебно-воспитательного, процесса остается недостаточно разработаннойна уровне теоретико-методических основ, в частности обоснования педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса. Анализ де-. ятельности начальныхшкол показывает, что процесс освоения' младшими школьниками национальных ценностейшродолжает оставаться недостаточно эффективным. Педагоги, испытывают трудности* во включении в образовательныйпроцесс такого. компонента национальной культурыкак детский фольклорв формировании у учащихсященностного*отношения к фольклору, вызванные: неумением органично вводить его в учебно-воспитательный процесс, обеспечивать, этнопедагогизацию процесса обученияи воспитания школьников. '.

Таким образом, на основании анализа педагогической теории-и практики в контексте проблемы исследования мы выделили следующие противоречия: а)> между имеющимсязначительным потенциалом детского фольклора в обучении и воспитании младших школьников и его невостребованностью школьной образовательной практикой, что объясняется неготовностью учителей к использованию данного потенциала в учебно-воспитательном процессе начальной школыб), между необходимостью формирования мотивационно-ценностного отношения" младших школьников к детскому фольклору и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.

Вышеназванные противоречия определили актуальность нашего исследования и его проблему: каковы педагогические условия формирования мо-тивационно-ценностного отношения: младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса? В соответствии, с проблемойсформулирована: тема, исследования-" «Формировав ние мотивационно-ценностного отношения младших, школьников • к детскому, фольклору-на основе этнопедагогизации учебно-воспитательногопроцесса».

Цель исследования, выявить: теоретическии> экспериментально1 обос-' новать педагогические условияформирования, мотивационно-ценностного отношения? младших школьников к-детскому фольклору на основе, этнопедагогизации учебно-воспитател1люго процесса.

Объектом исследования является учебно-воспитательный? процесс в начальной школе.

Предмет исследования: формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников, к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

Гипотеза исследования: формированиемотивационно-ценностного отношениямладших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:'.

— построение учебно-воспитательного процесса на основе моделиопределяющей цель, задачи исодержание формирования? мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору с: учетом принципов и фактороввоспитания, выделенных в народной педагогике, а также этнопедагогических методов и средств;

— введение в учебный процесс интегрированных уроков, основанных на детском фольклоре;

— разработка и внедрение в воспитательный процесс начальной школы программы занятий «Путешествие в страну чувашского детского фольклора».

С учетом проблемы, цели и гипотезы в работе были поставлены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность и содержание понятия «мотивационно-ценностное отношение младшего школьника>к детскому фольклору», определить критерии и показатели его сформированности.

2. Дать педагогическую характеристику детского фольклора.

3. Раскрыть содержание этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе как основы формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору.

4. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования мотивационно-ценностного отношения’младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

Методологической основой исследования выступили положения философии о человеке как высшей ценностиположения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений окружающего мирадеятельностный, личностно ориентированный, аксиологический, культурологический и интегративный подходыидеи гуманистической педагогикиосновные положения этнопедагогики (Г. Н. Волков).

Теоретическую основу исследования составили:

— философские положения о взаимосвязи культуры и образования, преемственности поколений и знаний, народности и субъектности этноса, при-родосообразности и культуросообразности воспитания (М. М. Бахтин,.

Н. А. Бердяев, В. Л. Бенин, В. С. Библер, Н. М. Борытко, Г. Н. Волков, А. Дистервег, Б. С. Гершунекий, С. И. Гессен, М. С. Каган, П. Ф. Каптерев, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, В. В. Сериков, Л. Б. Соколова, Г. А. Станчинский, Ю. В. Филиппов, Н. 3. Чавчавадзе, П. Г. Щедровицкий);

— гуманистические идеи о самоценности личности как субъекте социокультурных отношений вне зависимости от его этнической и конфессиональной принадлежности, признании прав и свобод личности (К. А. Абульханова-Славская, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен,.

A. В. Кирьякова, Д. И. Фельдштейн);

— идеи о социокультурной и этнокультурной идентичности личности (Ю. В. Арутюнян, Е. П. Белинская, Л. М. Дробжиева, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец, Э. Эриксон);

— исследования в области единства народных культур (М. М. Громыко, С. Н. Иконникова, М. Мид, 3. Г. Нигматов), коммуникативной культуры (Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин, А. В. Мудрик), воспитательного потенциала этнокультуры в народной' педагогике (К. Ш. АхияровГ. С. Виноградов, А. Г. Козлова, Л. В. Кузнецова, С. Е. Матушкин,.

B. А. Николаев, А. Б. Панышн, Т. Н. Петрова, Э. И. Сокольникова, М. Г. Харитонов, 3. Б. Цаллагова, В. К. Шаповалова), этнопедагогики, утверждающей единство общечеловеческого и национального (X. X. Баймурзин, Г. Н. Волков, 3. Г. Нигматов, С. И. Руденко, Л. И. Федорова, И. А. Шоров, Ф. Г. Ялалов), психологии личности (Б. Г. Ананьев, В. Г. Асеев, В. Н. Мяси-щев, С. Л. Рубинштейн), мотивации деятельности (В. С. Мерлин, В. А. Сла-стенин, А. А. Степанов);

— концептуальные положения о закономерностях сензитивных периодов развития личности (П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин);

— концепции педагогического проектирования, моделирования и конструирования педагогических систем (В. Г. Афанасьев, А. П. Беляева, В. А. Беликов, В. И. Загвязинский, Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, О. Е. Лебедев, Н. Д. Никандров, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына).

Система методов исследования определена его целью, предметом, задачами и логикой. Она содержит: теоретические методы (анализ философской, культурологической, историко-педагогической и методической литературы, современных концепций и программ развития образования, сравнительный анализ, синтез, сравнение,' обобщение, моделирование) — эмпирические методы (изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, интервьюирование, тестированиеанкетирование, педагогический эксперимент) — статистические методы (методы математической статистики).

Экспериментальное исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ № 1 и № 2 с. Комсомольского Чувашской Республики. Эксперимент проводился с 2007 по 2011 годы, в нем участвовало 83 ученика младшего школьного возраста, 10 учителей начальных классов.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2007;2008 гг.) — поисково-теоретическом — осуществлялся* анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, этнографической литературы, изучался педагогический опыт по проблеме исследованияобосновывалась актуальность ее решения, определялись цель, объект, предмет и методы исследованияформулировались основные положения рабочей гипотезы.

На втором этапе (2008;2010 гг.) — экспериментальном — были выявлены педагогические условия эффективного формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников-к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процессаорганизована и проведена экспериментальная работа по апробации модели и педагогических условий.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) — заключительном — проводилась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных, результаты исследований оформлялись в виде научных статей, авторской программы, диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнены сущность и содержание понятия «мотивационно-ценностное отношение младшего школьника к детскому фольклору», которое понимается как система индивидуально-личностных установок, характеризующихся потребностью в приобретении знаний о жанрах фольклора, о народной мудрости, о родном-крае, в изучении традиций и обычаев своего и других народов, в освоении национального культурного наследия. Данное определение конкретизирует разработанное Б. Г. Ананьевым, В. Г. Асеевым, Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным и др. положение о роли мотивационно-ценностных ориентаций в становлении личности младшего школьника.

2. Дана педагогическая" характеристикадетского фольклора, который мы рассматриваем как образовательно-воспитательную этносистему, включающую общечеловеческие и национальные ценности, культурные традиции и ориентации (образцы поведения, знания, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта), использование которых способствует воспитанию личности, ее вживанию в культуру и развитию в ней.

3. Раскрыто содержание этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, которая рассматривается как педагогическая деятельность по использованию прогрессивных идей народной педагогики в образовательном процессе, созданию условий для социально-личностного развития детей и формированию-у них национального самосознания путем насыщения содержания образования материалами, отражающими культурные достижения народа, его историю, быт, обычаи, традиции, образ жизни.

4. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогиза-ции учебно-воспитательного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования. В"' работеуточнено' понятие «мотивационно-ценностное отношение младшего* школьника к детскому фольклору" — обоснованы-.критерии-, показатели измерения» и оценки уровня сфррмированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников — к детскому фольклору-: дана педагогическая характеристика детского фольклорараскрыто содержание этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса начальной школынаучно обоснованы, — педагогические условия эффективного формирования мотивационно-ценностного отношения? младших школьников, к «детскому фольклору на основе: этнопедагогизацитучебно-воспитательного процесса:

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработанные: педагогические условия эффективного' формирования мотивационно-ценностного отношения^ младших школьников к. детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного* процесса и внедренные в образовательный процесс средних общеобразовательных школ № 1 и № 2 с. Комсомольского ЧувашскойРеспублики позволили повысить уровни эмоционально-личностного, когнитивного' и деятельностнош компонентовсформированости мотивационно-ценностного отношения младших школьников1 к детскому фольклорурезультаты и материалы исследования (программа занятий-«Путешествие в страну чувашского детского фольклора», модель, формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору) могут быть использованы-в образовательном, процессе начальной-школы, а также в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров.

Обоснованность и достоверность результатов исследования.

Достоверность полученных результатов достигается корректностью применения апробированного в научной практике исследовательского и аналитического аппарата, комплексным использованием методов теоретического и экспериментального исследования, подтверждением результатов исследования статистическими методами обработки и анализа данных, получениемположительной' динамики в уровнях сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору.

Обоснованность результатовисследования подтверждается1 опорой) на деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический, культурологический и интегративный' подходыобсуждением результатов исследования на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мотивационно-ценностное отношение младшего школьника к, детскому фольклору определяется как система индивидуально-личностных установок, характеризующихся потребностью в приобретении знаний о жанрах фольклора, о народной мудрости, о родном крае, в1 изучении традиций и обычаев своего и других народов, в освоении национального культурного наследия.

Критериями и показателями сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору являются:

— эмоционально-ценностный — положительная мотивация к овладению общечеловеческими и— национальными ценностями, эмоционально-позитивное отношение к жанрам детского фольклора, желание осваивать фольклор в разнообразной игровой деятельности;

— когнитивный — знания о традициях и обычаях своего народа, о роли и месте фольклора в жизни людей, жанрах детского фольклора, знание правил народных игр;

— деятельностный — умение распознавать жанры детского фольклора, использовать детский фольклор в играх, на занятиях, на уроках, во внеклассной и досуговой деятельности, умение исполнять образцы фольклора и распространять их в детской среде.

2″. Детский фольклор? понимается как образовательно-воспитательная, этносистемавключающая, общечеловеческие и национальные ценности, культурные традиции и ориентации (образцы поведения, знания,.отношения, образующие формы трансляции человеческого1 опыта), использование: которых способствует воспитанию личности, ее вживанию? вгкультуру и развитию в ней.

3 • Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в начальной школе рассматривается* как педагогическая" деятельность!, поиспользованию прогрессивных идей народной педагогики в образовательном процессе, созданию условий для социально-личностного развития детейи формированию-у них: национального самосознания путем-насыщения содержанияобразованияматериаламиотражающимикультурные: достижения народа, егоисторию, быт, обычаитрадиции, образ жизни-. Педагогический потенциал этно-педагогизацишучёбно-воспитательного процесса: заьслючается в его’воздействии? на эмоционально-ценностный-, когнитивный и деятельностный1 компоненты мотивационно-ценностного отношения младших школьников? к детскому фольклору. .

4. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьниковк детскому фольклору на основе этнопедагогизации. учебно-воспитательного процесса будет эффективным при: соблюдении: следующих педагогических условий:

— построении учебно-воспитательного процесса на основе модели, определяющей цель, задачи и содержание формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору с учетом принципов и факторов воспитания, выделенных в народной педагогике, а также этнопедагогических методов и средств;

— введении в учебный процесс интегрированных уроков, основанных на детском фольклоре;

— разработке и внедрении в воспитательный процесс начальной школы программы занятий «Путешествие в страну чувашского детского фольклора».

Апробация и внедрение полученных результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:

— ввыступлениях автора с докладами на международных научно-практических конференциях: «Пансофия этнопедагогики» (Чебоксары, 2007), «Национально-региональный вузовский компонент образования: проблемы-и перспективы» (Якутск, 2010), «Развитие образования в истории образовательных концепцийи. систем» (Чебоксары, 2010) — всероссийских: «Реализация национально-регионального компонента в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса» (Чебоксары, 2008), «Этнокультура и современ-. ность» (Белгород, 2009), «Фольклор: Музыкальное инструментальное исполнительство"-(Махачкала, 2009), „Наука и образование“ (Томск, 2010), „Этнос. Образование. Личность“ (Вилюйск, 2010) — межрегиональных: „И. Я. Яковлев > - выдающийсяпросветитель народов Поволжья* и Приура-лья“, посвященной 160-летию И: Я. Яковлева». (Чебоксары, 2008), «Исторический опыт воспитания-и обучения учащихся^ в-современной школе» (Чебоксары, 2008) — ежегодных научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры педагогики и яковлевоведения. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я: Яковлева»;

— путем внедрения разработанной нами модели формирования мотива-ционно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору и программы занятий «Путешествие в страну чувашского детского фольклора»;

— материалы исследования нашли отражение в публикациях автора: научных статьях (всего 14 работ), из которых 3 статьи опубликованы^ в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК Российской Федерации.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложения. В диссертацию включены таблицы, рисунки. Библиография содержит 210 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

Выводы по II главе.

Теоретические положения и выводы, представленные во второй главе диссертационного исследования, послужили основанием для разработки экспериментальной работы по формированию мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса. Эксперимент охватил три основных этапа: констатирующий, формирующий, контрольный, в котором приняло участие 83 ученика СОШ № 1 и № 2 с. Комсомольского Чувашской Республики.

В результате констатирующего этапа эксперимента выяснилось, что большинство респондентов имеют средний уровень данной сформированно-сти, почти одна треть учеников характеризуется низким уровнем и лишь единицы имеют высокий уровень исследуемого аспекта сформированности. С учетом полученных данных, нами были, определены и разработаны педагогические условияспособствующие, по-нашему мнению, повышению уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору.

Формирующие этап экспериментального исследования состоял в реализации педагогических условий-.

Использование х2-критерия позволило подтвердить значительность изменений, произошедших в экспериментальной группе и незначительность таким изменений в контрольной.

Таким образом, полученные результаты дают нам основание считать, что реализация педагогических условий позволяет повысить уровень сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антонова, 3. С. Перле вулар-ха (хрестоматии). Иккёмёш кёнеке / 3. С. Антонова. — Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1987. — 88 с.
  2. Антонова, 3. С. Пёрле вулар-ха: Ача сачёсем вали / 3. С. Антонова, 3. Н. Портнова. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1992. — 136 с.
  3. Бакшаева^ Е. В. Музыкальное путешествие по родному краю (1−3 классы): хрестоматия / Е. В. Бакшаева. Чебоксары: Чувашгоспедунивер-ситет им. И. Я. Яковлева, 2006. — 130 с.
  4. , Г. Н. Созвездия земли. Статьи, очерки, эссе / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. — 446 с.
  5. , Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. — М. — Чебоксары: Пресс-сервис, 1997. — 442 с.
  6. Голос детворы: чувашские народные песни для детей / под ред. М. Г. Кондратьева. — Чебоксары: Цивильская типография, 2002. — 120 с.
  7. , В. Е. Родная речь. Учебник по чувашскому языку и книга для чтения в 1 классе / В. Е. Ефимов, С. П. Юшков. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984.- 191 с.
  8. , Л. В. Уроки художественной культуры родного края (1−3 классы): учебное пособие / Л. В. Кузнецова. Чебоксары, 1999. — 97 с.
  9. , Л. В. Художественная культура родного края (1−3 классы): учебное пособие / Л. В. Кузнецова. Чебоксары: АБ Софт, 1996. — 60 с.
  10. , Л. В. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки : монография / Л. В. Кузнецова, Т. В. Давыдова. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2004. — 208 с.
  11. , Г. В. Шевле : хушма вулав кёнеке: 2-мёш класс валли / Г. В. Лукоянов, 3. Н. Портнова. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 2002.-176 с.
  12. , Г. В. Свертел : Хушма вулав кёнеке: 1-мёш класс вали / Г. В. Лукоянов, Н. Н. Маслова. -Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1989. 192 с.
  13. , Т. Н. Камал урокёсем. Меслетнё сёнусем / Т. Н. Петрова, Г. Н. Трофимова. — Красноармейское, 1995.
  14. , Р. А кто же я? / Р. Сарби. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. — 48 с.
  15. , Ю. Почему поет петух / Ю. Семендер. Чебоксары: Чуваш: кн. изд-во, 1994. — 111 с.
  16. , Л. Т. Горизонт. Книга для чтения в 4-м классе чувашской школы / Л. Т. Терентьев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2001. — 175 с.
  17. , Л. Т. Родничок. Книга для чтения в 3 классе / Л. Т. Терентьев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. — 256 с.
  18. , Л. Т. Солнышко. Книга для чтения во 2 классе / Л. Т. Терентьев. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1994. — 191 с.
  19. Хёлхем: хушма вулав кёнеке: 3-мёш класс вали / Ю: Д. Сергеев, 3. Н. Портнова. — Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1996. — 206 с.
  20. Чаваш юмахёсем. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1982. — 144 с.
  21. Шкул юррисем (Школьные песни). Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1984.-64 с.
  22. Чаваш халах пултарулахё. Ача-пача фольклорё / В. С. Григорьев, В. Д. Дмитриев и др. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 2009. — 415 с.
  23. Чувашские народные песни для детей. Методическое пособие для классной и внеклассной работы / под ред. Р. И. Ильгачевой. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1983. — 64 с.
  24. Чувашские народные песни для детей / под ред. М. Г. Кондратьева. Чебоксары: Цивильская типография, 2002. — 120 с.
  25. Янавар юмахёсем (Чувашское народное творчество. Сказки о животных). Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 2011. — 349 с. 26. http://www.hobbitaniya.ru/chuvash/chuvash26.php
Заполнить форму текущей работой