Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Искусство костюма в контексте социально-культурного развития России первой четверти XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Борисовой Е. А. и Стернина Г. Ю. «Русский модерн» (М., 1994 год). Это была попытка представить специфику русского модерна, выявить уникальность его «больших и малых» искусств. Авторам удалось отобразить единое начало отечественного модерна, его неповторимую образность, некое целостное ядро стилистки модерна, в одинаковой степени отражаемое в архитектурных и тканевых шедеврах. Удивительный мир… Читать ещё >

Содержание

  • т
  • ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСКУССТВО КОСТЮМА СТИЛЯ МОДЕРН. (1900−1910ее гг.) а). Костюм — органическая часть декоративно-прикладного искусства. б). Типология костюма и его варианты. в). Вопросы стиля и моды в костюме первой четверти двадцатого века. Европы. марки). г). Сравнительная характеристика светского костюма России и д). Образные характеристики костюма стиля модерн. е). Знаменитые мастерские костюма в России (модные торговые

ГЛАВА II. КОСТЮМ ПЕРЕХОДНОГО ЭТАПА. (1910−1919 гг.) а). Изменение социально-культурной среды в России. б). Примеры костюмов переходного времени.

ГЛАВА III. ИСКУССТВО КОСТЮМА ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ДВАДЦАОГО ВЕКА. (1919−1925 гг.) а). Героиня нового времени — женщина-художник. б). Демократичный образный строй костюма. Его классификация. в). Всемирная выставка декоративно-прикладного искусства в

Париже.

Триумф советских художников в париже. г), расцвет костюма кинематографа. д). Обновленный театральный костюм.

ГЛАВА IV. РОЛЬ СТАРИННОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ МОДЫ. а). Государственные и частные коллекции костюмов. б). Путь современной стилизации.

Искусство костюма в контексте социально-культурного развития России первой четверти XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа на тему «Искусство костюма в контексте социально-культурного развития России первой четверти двадцатого века» посвящена исследованию искусства русского модного костюма первой четверти двадцатого века (условные датировки — с 1900 по 1925 годы) — его стилистических особенностейвзаимосвязи с декоративно-прикладным искусством и предметной средойобразной выразительности и эстетичности линий и форм в рамках социально-культурных процессов развития России.

В данном исследовании рассматривается и подвергается художественному анализу модный костюм установленного периода как объект творчества профессиональных художников, среди которых особую роль сыграли первые женщины-художницы по костюму. В современной искусствоведческой практике их принято называть «амазонками авангарда».

Социально-культурный аспект, в рамках которого проводится искусствоведческое исследование, являлся в первой четверти двадцатого века в России основой большинства преобразований в стране. Это касалось, прежде всего, всех видов искусства (в том числе, костюма), что вызывает подлинный интерес к данной тематике. Сфера декоративно-прикладного искусства, к которой относится искусство костюма первой четверти XX века (светского по характеру), чутко реагировало на смену социальных и культурных интересов России этого отрезка времени.

Социально-культурные отношения как определенная форма, принятая в любом обществе, в зависимости от ориентиров и уровня развития членов этого общества является образцом социально-экономических отношений, устремлений и потребностей личности. Социально-культурный аспект тесно связан с искусством, особенно, с декоративно-прикладным искусством, в рамках которого мы рассматриваем развитие искусства костюма перовой четверти XX века в России, ибо декоративное искусство и, естественно, костюм, наиболее приближен к человеку, к его социальной и культурной жизни.

Основополагающую роль в искусстве костюма обозначенного периода играет образ и конструкция. Попытка выявить главенство того или иного составляющего в стилистике костюма первой четверти двадцатого века является неотъемлемой частью исследовательской художественной мысли данной работы.

Образ рассматривается как явление культурно-социальное, культурно-историческое, и наиболее характерное для русского искусства в целом, и присущее костюму, в частности. Конструкция костюма выявляется в более детальном изучении предметов декоративно-прикладного искусства, таких как костюм стиля модерн, костюм переходного периода, и костюм двадцатых годов двадцатого века, с точки зрения архитектоничности форм, пропорций, линий.

Костюм формирует образ человека. Удивительно тонко прослеживается связь костюма с социально-культурным обликом индивида. «Маленькие шедевры» — костюмы первой четверти двадцатого века — это концентрат художественных идей и креативных технологичных концепций своего времени.

Совершенно новый вопрос, исследующийся в диссертационной работе — это «современная жизнь», нынешняя судьба, и степень бытования старинного русского костюма первой четверти XX века (светского по характеру) в современном нам искусстве. Проводится общий и выборочный, детальный художественный анализ подлинных костюмов первой четверти двадцатого века, являющихся гордостью ряда государственных и частных коллекций1.

Цель работы — представить костюм проводником прогрессивных художественных идей в культуре общества трех столь эстетически ярких эпох — модерна, переходного периода и двадцатых годов. Как писала выдающийся отечественный исследователь искусства костюма Мария Николаевна Мерцалова: «Мечта о красоте, неопределенной и таинственной, была у всех народов. Понятие „о прекрасном“ выражалось главным образом, в л костюмах». Яркие, образные костюмы, выполненные в духе трех различных стилистических веяний — модерна, переходного этапа и двадцатых годов анализируются в данной диссертационной работе.

Задача диссертационной работы выявить тенденции эволюционного развития в искусстве костюма России первой четверти XX века. Акцент делается на системе принципов построения моды и стиля (от 1900 до 1925 года). Исследование искусства костюма первой четверти двадцатого века в России — весьма актуальная задача, с рядом современных и своевременных вопросов. Например, такие вопросы, как современная жизнь старинного костюма первой четверти двадцатого века являются совершенно инновационными в искусствоведческой практике страны.

Необходимо особо подчеркнуть, что в рамках диссертации проводится подробный анализ именно костюма, поэтому используется профессиональная терминология, характеризующая как конструктивное, так и образное построение предмета исследования, касающаяся изучения данной области декоративно-прикладного искусства.

Новизна исследовательской работы заключается в определении новых временных границ, протяженностью в 25 лет (с 1900;го по 1925 годы), начиная с полного расцвета отечественного стиля модерн в искусстве костюма, и заканчивая пиком, пришедшимся на двадцатые годы.

Отечественная искусствоведческая практика, направленная на изучение костюмного наследия, имеет достаточно серьезные лакуны по отношению к переходному этапу в развитии моды, поэтому его название дано условно, поскольку пока не существует костюмологического термина, характеризующего этот этап. До сего момента общепринятая точка зрения была следующей: рассматривался либо костюм с 1900 года до 1917 года, либо костюм советского периода, уже после 1917 года, с четко закрепленным ударением над революционными событиями .

Сегодня своевременно было бы обратить внимание на социальные и культурные изменения, произошедшие в искусстве костюма первой четверти двадцатого века в России, и более определенно и структурированно проанализировать те стилистические, модные, образные и конструктивные моменты, которые являлись наиболее характерными в течение этих двадцати пяти лет. В этом заключается актуальность данной диссертационной работы.

Смысловой центр исследования — развитие костюма 19 001 925 годов в России. Примечательно, что наиболее выразительным в указанный период времени был именно женский костюм. Образ женщины являлся элегантным воплощением трех различных эпох модерна, переходного периода и двадцатых годов. Эстетика женского образа рассматриваемого периода времени выражалась в модном художественном костюме, который создавался силой воображения и таланта профессиональных художников-модельеров.

Определенное место в диссертационной работе занимают исследования, посвященные мужскому и детскому костюму первой четверти двадцатого века.

Задачи исследования — разобраться в так называемом «феномене моды», выявить отличительные культурные, социологические, стилистические закономерности, выраженные в модных процессах развития костюма двух замечательных эпох и переходного этапавыявить противостояние эволюционного и революционного развития, характерного для модерна и 20-х годов XX века.

Главная задача диссертационной работы — проследить особенности образного и конструктивного начала в искусстве костюма первой четверти двадцатого века. И попытка понять, проанализировав, какое из этих начал превалирует в костюме стиле модерн, а переходном этапе и 1920 годах.

Концептуальность исследования базируется на изучении искусства костюма трех ярких стилистических эпох: стиля модерн (1900;1910 годы), костюма переходного этапа (1910;1919 годы), и двадцатых годов двадцатого века (1919;1925 годы).

Следует упомянуть публикации и издания, материалы которых были базовыми и вспомогательными для диссертации. Главным базовым трудом, посвященным изучению костюма, является энциклопедия «Костюм разных времен и народов» (2000 год) — первое уникальное издание подобного рода на русском языке. Его автор — известный исследователь искусства костюма Мария Николаевна Мерцалова. Из этого многотомного труда, учитывая заданную тематику диссертационной работы, особый интерес представляют третий и четвертый тома, где мы находим образную картину мировой модной стилистики модерна в костюме. Необычным дополнением в тексте служит раздел «Язык сентиментальных чувств», куда входят «Язык мушек, вееров, перчаток, цветов».* Книга М. Н. Мерцаловой, под общим названием «История костюма» (1972 год), также оказалась информативна и полезна для данной работы, особенно очерки, касающиеся первой половины XX века. Серьезный исследовательский труд представлен сотрудницей Государственного Эрмитажа г. Санкт-Петербурга, крупным специалистом в области придворного костюма, Тамарой Тимофеевной Коршуновой в издании «Костюм XVIII — начала XX века». В этой книге собраны уникальные сведения о знаменитых мастерских костюмного производства Москвы и Петербурга, помимо фотоматериалов подлинных придворных туалетов конца XIX — начала XX века.

Не менее серьезное издание, посвященное собранию костюмов Государственного Исторического Музея г. Москвы представляет собой книга «Костюм в России XV — начала XX века» /под редакцией Е.П. Беспаловой/, которая вышла из печати в 2000 году. Хотелось бы отметить в рамках данного издания статью Т. В. Алешиной, посвященную красоте городского московского костюма XVIII — начала XX века.

Большую помощь в работе оказала книга Раисы Мордуховны Кирсановой «Костюм в русской художественной культуре XVIII первой половины XX века» (Большая Российская энциклопедия, 1995 год). Автор соотносит образ и костюм каждой из исследуемых эпох, проводя аналогии модных тенденций и стилистических новаций от прошлого к современности. Особый интерес представляют сведения о марках и фирмах конца XIX — начала XX веков, связанных с производством и продажей модного костюма, а также терминологический словарь, характеризующий костюм как область профессионального искусства.

Главным специалистом по истории советского костюма считается Татьяна Константиновна Стриженова, написавшая в 1972 году книгу «Из истории советского костюма», а также более полное, подробное издание на английском языке «Советский костюм и ткани 1917;1945;х годов» (Париж, 1991 год)4.

В понимании вопросов конструкции костюма помогало авторское исследование Софьи Николаевны Беляевой-Экземплярской «Моделирование одежды по законам зрительного восприятия» (М., 1996 год)5.

Графический строй костюма, роль линии при создании единого, гармоничного образа попытались исследовать Ф. М. Пармон и Т. П. Кондратенко в книге «Рисунок и графика костюма» (М., 1987 год). Общий путь развития мирового, в особенности, европейского костюма, был показан JI.M. Горбачевой в ее исследовании «Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро» (М., 1988 год). Художественный анализ представленных в данной книге иллюстраций помог сделать ряд выводов, связанных с самобытным характером русской моды первой четверти двадцатого века. Основополагающие исследования в области стилеобразования находим в нескольких изданиях, посвященных русскому и зарубежному модерну. Среди них хотелось бы выделить книгу.

Борисовой Е.А. и Стернина Г. Ю. «Русский модерн» (М., 1994 год). Это была попытка представить специфику русского модерна, выявить уникальность его «больших и малых» искусств. Авторам удалось отобразить единое начало отечественного модерна, его неповторимую образность, некое целостное ядро стилистки модерна, в одинаковой степени отражаемое в архитектурных и тканевых шедеврах. Удивительный мир незабываемой эпохи предреволюционной России предстает перед нами, благодаря мемуарам. Это тот ценнейший кладезь подлинной информации, из которого мы черпаем фактические сведения о небывало высоком уровне культурного развития общества, об искусстве, о деталях быта. «Живой язык» этих исповедей завораживает современных исследователей. Среди подобной литературы, оказавшей влияние на структуру построения представленной диссертации — «Воспоминания» Добужинского М. В. (М., 1987 год) — «Впечатления моей жизни», написанные Княгиней Марией Тенишевой (М., 2002) — книга Александра Александровича Васильева «Красота в изгнании», (М., 1998 год), вобравшая в себя уникальные воспоминания и архивные сведения о судьбе русской аристократии, вынужденной покинуть Россию после революции 1917 года. Мы узнаем о силе дарования этих людей, об их творческой одаренности, о социально-культурных преобразованиях, произошедших в России в первые десятилетия XX века. Для специфики диссертации большой интерес представляет вопрос открытия русскими эмигрантами первой волны всемирно известных домов моделей. Что же касается обзора иностранной литературы, относящейся к вопросам костюмологии, то здесь хотелось бы выделить несколько базовых трудов, и ряд вспомогательных книг. К первой категории относится книга Беверли Биркса «От кутюр 1870−1970» (Токио, 1993 год). Основные принципы, характерные для целого направления «высокого шитья» даны автором с предельной точностью, представлено эволюционирование понятия «от кутюр». Материалы этой книги использовались для концептуальной проработки параграфа в ГЛАВЕ I, касающейся роли художника «от кутюр» в развитии модных процессов первой четверти XX века. Особенности европейского моделирования прослеживаются в исследовании Маргарет Браун-Ронсдорф в ее книге «История европейского костюма 1789−1929» (Нью-Йорк, 1964 год). Таким образом, проанализировав истоки формообразования европейских костюмов, в диссертационной работе разрабатываются проблемы различий между русским пониманием стилистики модерна и европейским. Неопровержимыми по своим документально-информативным свойствам оказались художественные коллекции подлинных костюмов первой четверти двадцатого века, хранящиеся в ведущих отечественных музеях и за пределами России в частных собраниях, а также журналы к. XIX — начала XX века. Сохранившиеся подлинные костюмы первой четверти XX века представляют собой совершенно особую тему для исследования, поскольку задействуют очень многие сферы культурной жизни общества, в том числе, современного.

Практическая значимость исследования состоит в осмыслении наследия декоративно-прикладного искусства, особенно костюма, которое необходимо сохранить для будущего (речь идет о подлинных коллекциях музеев и частных собирателей) — тщательно проанализировать, провести ряд необходимых исследованийнаконец, систематизировать и схематизировать исследуемый материал для того, чтобы будущие искусствоведы и художники могли черпать вдохновение, и получать необходимую, достоверную информацию, напитываться идеями эстетичности, образности, гармоничности, столь присущими костюму первой четверти двадцатого века. В данной диссертационной работе представлена согласованная, гармонизированная связь костюма с другими областями декоративно-прикладного искусства первой четверти XX века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной диссертационной работе систематизирован и проанализирован огромный материал, посвященный костюму 19 001 925;х годов, и пришли к выводу, что костюм тесно связан с социально-культурными формами преобразования в обществе как аспект искусства. Костюм, безусловно, является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Именно искусство костюма, выраженное не только в подлинных, прекрасно сохранившихся вплоть до наших дней образцах, но и в портретной живописи тех лет, является прямым показателем облика человека, способствует созданию образности индивида.

В костюме как в одном из видов декоративно-прикладного искусства проявляется категория идеала двух эпох и переходного периода — в социальном, культурном, эстетическом, нравственном аспектах.

Искусство костюма первой четверти двадцатого века в России полностью отвечает идее гламурности — образной привлекательности человека, его харизмы.

Делается вывод о том, что влияние модных признаков на костюм заметно, но в гораздо меньшей степени, нежели стилистический диктат. Для исторического костюма на первый план выходит понимание преобразований стиля.

Вполне понятно, что современность обращается и будет обращаться к идеям стиля модерн, переходного периода и двадцатым годам прошлого, двадцатого века, что, еще раз, подтверждает актуальность утверждения — костюм — идеал эстетических исканий эпохи. Поэтому и образный строй отечественного костюма 1900;1925;х годов анализируется нами как идеальный, которому стремятся подражать.

Костюм — это явление производственного искусства, в котором отражаются все культурные и социальные моменты времени.

В данной диссертационной работе проводилось исследование очень интересной, информативной области декоративно-прикладного искусства — искусства костюма первой четверти двадцатого века. Этой простой формулировки было бы достаточно для осуществления грамотного и достаточно полного изучения, проведения искусствоведческого анализа, но появилась возможность рассмотреть проблематику искусства костюма в социально-культурном контексте, что существенно расширило ракурсы темы.

Малоизученными остаются тенденции, относящиеся к искусству сценического костюма, а также костюма кинематографа отечественного первой четверти двадцатого века. Поэтому исследования и характерные примеры заполнят некоторые лакуны.

В диссертационной работе делается вывод о том, что образность модерна гораздо сильнее преобладает в костюме, а в моде 1920;х годов конструкция активно выступает вперед. Нейтральное процентное отношение и даже взаимодействие образа и конструкции, своеобразная тихая неяркая гармония прослеживается в костюме переходного этапа.

В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что характер «всепоглощающей образности» имели костюмы стиля модерн. Нельзя сказать, что костюм двадцатых был лишен образности, напротив, однако характер ее был иным, и основные акценты выразительности брала на себя конструкция, игра с плоскостью ткани, увлечение геометризмом.

Костюмы переходного этапа в России интересны некой парадоксальностью, равенством двух идей, двух разных начал, свойственных иным стилям, образом, конструкциям. Это объясняется тем, что костюм модерна еще продолжал жить и развиваться (хотя его эра была на закате), а новый костюм 20-х годов двадцатого века уже тоже существовал, пока на правах новации.

Два принципа слились в переходном периоде, образуя оригинальную образно-смысловую сентенцию. В искусстве костюма, с одной стороны, отразился историзм в модерне (увлечение востоком, готикой, барокко, рококо, а также новым влиянием прогрессивной мысли), с другой стороны — социально активной роли женщины, в связи с чем упростился характер костюма и его аксессуаров.

Особое внимание в проведенном исследовании уделено образному и конструктивному строю русского костюма первой четверти двадцатого века. Образ как понятие первостепенной важности всегда было свойственно русскому костюму, тогда как понятия конструктивности и технологичности были более типичны для предметов западноевропейского декоративно-прикладного искусства.

В рамках заданной тематики исследования были проанализированы основные особенности, связанные с социально-культурным влиянием на характер костюма.

В данном диссертационном исследовании были рассмотренны следующие вопросы: типология костюма и его вариантыпроводилась сравнительная характеристика светского костюма России и Европы, знаменитые марки костюмакостюм как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусствавопросы моды и стиляобразные характеристики костюма стиля модернизменение социально-культурной среды России в переходный периодпримеры костюмов переходного периода на основе литературных образов и документальных подтвержденийгероиня нового времени — женщина-художникдемократический образный строй костюма двадцатых годов двадцатого векаего классификацияВсемирная выставка декоративно-прикладного искусства в Париже, триумф советских художников по костюмурасцвет костюма кинематографаобновленный театральный костюмгосударственные и частные коллекции костюмов исследуемого периода, и путь современной стилизации на основе трендов модных журналов наших дней. Это позволило автору затронуть тему образного начала в искусстве костюма первой четверти двадцатого века не случайно. Как показало исследование, в ходе сложения нового костюмного языка в России достаточно часто отсутствует понятие вкуса, мастерства, элегантности. Женский костюм почти полностью утратил присущие ему некогда типично дамские черты и характеристики, такие как шарм, хрупкость, эффектность. Данная диссертационная работа — не только попытка сентиментально оглянуться в прошлое. Она — живой призыв к поискам новой образной стилистики, которая стала бы сильным звеном в современной российской костюмологии завтра.

Итогом диссертационной работы явилось комплексное искусствоведческое исследование, призванное восстановить модную стилистическую, хронологическую, типологическую характеристики отечественного костюма первых двадцати пяти лет после начала XX века.

Это — некая ностальгия о подлинной красоте, хрупкости, образности, подчеркнутой женственности, стильности и гламурном духе ушедшей эпохи, которую трудно именовать иначе, как прекрасной.

Мода искусства костюма развивается цикличным путем, поэтому вполне логично предположить, что модельеры будущего будут неоднократно обращаться к удивительно талантливым костюмам 1900;1925;х годов, черпая в их образных характеристиках вдохновение, и создавая иные, не менее достойные шедевры декоративно-прикладного искусства.

Для стиля модерн эстетическим образцом была благородная дама в роскошном платье с корсетом и треном, увенчанная огромной шляпой. Для костюма переходного этапа — женщина в более демократичном наряде, но все еще пытающаяся «играть» в стилизацию предыдущих эпох. Для двадцатых годов XX века -«маленькая женщина» (по комплекции) в укороченном платье рубашечного кроя.

В диссертации главным образом проанализированы предметы, относящиеся именно к искусству костюма. Это высокие образцы декоративно-прикладного искусства, соответствующие той образно-конструктивной характеристике, которая отличает талантливо выполненный костюм от рядовой массовой одежды. Костюм — не просто молчаливый свидетель эпохи, он — активнейший участник событий. Он — очевидец социальный и культурных перемен страны, носитель колоссальной достоверной информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абстракция в России. 20 век. (в 2 томах) СПб., 2000.
  2. М. М. Врубель. М., 1996.
  3. И.А. Европейский и русский костюм XIX начала XX века. М., 1990.
  4. Альбом выставки старинного и нового шитья и женских рукоделий. М., 1891.
  5. М.И. Сколько лет кино? М., 1968.
  6. Айседора Дункан. Моя жизнь. М., 1997.
  7. Беляева-Экземплярская С. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М., 1996.
  8. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге /Рубеж 19−20 веков/. СПб., 2000.
  9. А.Ф., Фомина З. М. Моделирование и конструирование женской одежды. М., 1993.
  10. Ю.Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1994.
  11. Ф. Структуры повседневности. Т. 1, М., 1986.
  12. Н.В. Вышивка по канве и бисером. М., 2001.
  13. К.А. Родословная вещей. М., 1985.
  14. Н.Васильев А. Красота в изгнании. М., 1998.
  15. Великая тайна одеваться к лицу: искусство сочетать свой облик и стиль с костюмом, украшениями, обстановкой. /Сост. Т.Б. Забозлаева/. СПб., 1992.
  16. Вера Холодная: к 100-летию со дня рождения. М., 1995.
  17. П.Воронова О. П. В. И. Мухина. М., 1976.
  18. Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. М., 1997.
  19. Всероссийская художественно-промышленная выставка предметов, необходимых в домашнем быту. СПб, 1997.
  20. Т.В., Третьякова Т. Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. Челябинск, 1998.
  21. Т.В., Третьякова Т. Н. Дизайнеры 20 века. Челябинск, 1999.
  22. С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. 23. Головин А. Я. Воспоминания. JI.-M., 1976.
  23. А.Г. Искусство одеваться. JL, 1959.
  24. JI.M. Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М., 1996.26.Голубкина А. С. М., 1989.
  25. Г. Парижская мода. Спб., 1912.
  26. А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 1994.
  27. К. Художественный образ и его историческая жизнь. М., 1970.
  28. И. Серов В. А. Жизнь и творчество. М., 1980.
  29. К.В., Гутина Е. А. Театральный костюм. 1 том: Женский костюм. 2 том: Мужской костюм. М., 1976.
  30. С. Предметы одеяния: готовое платье, белье, обувь, шляпы и проч. СПб., 1902.
  31. Дамские моды 19 века: ист.-худож. монография о женю нравах и вкусах. СПб., 1899.
  32. Джентльмен: Настольная книг изящного мужчины. СПб., 1913.
  33. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. М., 1977.
  34. М.В. Воспоминания. М., 1987.
  35. Европейские ювелирные украшения (Историзм и югендштиль). СПб., 1996.
  36. И.И., Бесчастнов Н. П. Печатный рисунок на ткани: проблема графической организации. М. 1990.
  37. Живопись 20−30-х годов. М., 1991.40.3асосов Д.А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890−1910-х годов. СПб., 1999.
  38. Е.М. По законам красоты. М., 1988. 42. Ивановские ситцы 18-Н.20 века. /Альбом. Авт.-сост. Е.В. Арсеньева/. Л., 1983.43 .Из истории русской революционной открытки. М., 1974−1977.
  39. Искусство миллионов. Советское кино. 1917−1957. М., 1958.
  40. Е. Дама в штанах: очерк по истории эволюции женского платья. Киев, 1912.
  41. Камерный театр и его художники. М., 1934.
  42. Л.Н. Исторический процесс и эволюция одежды. Саратов, 1998.
  43. Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстративная энциклопедия моды. Прага, 1988.
  44. Е.В. История костюма: европейский костюм от античности до XX века. М., 1976.
  45. P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII первой половины XX века. М., 1995.
  46. Княгиня Мария Тенишева. Впечатления моей жизни. М&bdquo- 2002.
  47. ГФ. Александра Экстер. Путь художника. М., 1993.
  48. Т.В. Костюм как знаковая система. М., 1980.
  49. Ф.Ф. Истроия костюма. Минск, 1998.
  50. Композиция костюма. М., 2003.
  51. Т.Т. Костюм в России XVIII начала XX века. Л., 1979.
  52. В. Русский балетный театр начала 20 века. Л., 1972.
  53. Костюм в России 19-Н.20 вв. Предисл. Н.Шарая. /Из фондов музея/. Л., 1962.
  54. Костюм в России 18-нэ20 вв. /Кат. Выст.: вступ. Ст. Т.Т. Коршуновой- из фондов Гос. Эрмитажа/. Л., 1974.
  55. Костюм серебряного века в России, 1890−1914: /Кат. Выст. Из фондов Гос. Эрмитажа/. JL, 1974.
  56. В.А. Костюм на экране. Л., 1975.
  57. К.Н. Ракурсы Родченко. М., 1992.
  58. Н. Мир искусства. М., 1977.
  59. В. Борис Кустодиев. М., 1997.
  60. Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М., 1965.
  61. Н.Л. Образность в искусстве. М., 1974.67.Лисицкий Э. М., 1991.
  62. A.M. Концепция «производственного искусства» двадцатых годов. М., 1975.
  63. М.Н. История костюма. М., 1972.
  64. М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 3,4. М.- СПб., 2001.
  65. Мода: за и против, /сб.статей под ред. В.И. Толстых/. М., 1973.
  66. С.А. Русская художественная фотография. /Очерки из истории фотографии. 1839−1917/. М., 1961.73 .Мотивы кружев, вышивок, резьбы. /Сборник, сост. Р. Броиловский/. М., 1913.
  67. Музей 10. Искусство русского модерна. М., 1989.
  68. Дж. История костюма. 1200−2000. М., 2003.
  69. М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. М., 1991.77.0дежда новая и обновленная. Петрозаводск, 1993. 78, Орленко Л. В. Терминологический словарь одежды. М., 1996.
  70. Е.А., Коробцева Н. А. Язык одежды или как понять человека по его одежде. М., 2002.
  71. Ф.М., Кондратенко Г. П. Рисунок и графика костюма. М., 1987.
  72. В.И. Искусство видеть. М., 1973.
  73. Я.Н. Время и вещи: очерки по истории материальной культуры в России нач. 20 века. М., 1990.
  74. Русская вышивка 17-H.20 века /из собрания Гос. Эрмитажа/. Л., 1978.
  75. Русский графический дизайн. 1880−1917. М., 1997.85.Русский фарфор. М., 1993.
  76. Русский модельер Надежда Ламанова. /Каталог выставки/. СПб., 2002.
  77. Русские шали /Из коллекции Загорского ист.-худож. Музея-заповедника и Моск. Произв.-платоч. объед-я Павловский Посад/. Моск. обл, 1986.
  78. Русские ювелирные украшения XVI XX веков (коллекция ГИМа). М., 1994.89 .Родченко А. М., 1992.
  79. . Всеобщая история кино. М., 1958−1963.
  80. Санкт-Петербург столица Российской империи /Альбом/, СПб., 1993.
  81. Д. В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х годов. Очерки. М., 1971.
  82. Д.В. Стиль модерн. М., 1989.
  83. Сезоны: хроника российской художественной жизни. М., 1995.
  84. Ситцевый платок. Страницы истории Первой Московской ситценабивной фабрики. М., 1973.
  85. Советские ткани 1920−1930-х годов. /Альбом. Авт.-сост. И.М. Ясинская/. Л., 1977.
  86. Р.А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. М., 1991.
  87. Р.А. Проблемы костюмографического языка. /Учеб пособие/. М., 1993.
  88. Т.К. Из истории советского костюма. М., 1972.
  89. ЮО.Супрун А. И., Филановский Г. Ю. Почему мы так одеты. М., 1990. Ю1. Суслина Е. Живая история. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М., 2003.
  90. Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994. 103. Театральная энциклопедия. /Глав.ред. П. А. Марков/. М., 1964. Ю4. Тиль Э. История костюма. Германия, 1971.
  91. Ю5.Торговая реклама и упаковка России XIX начала XX века (ГИМ). М., 1993.
  92. Юб.Умение хорошо одеваться. /Пер. с фр. О.А. Кудрявцевой/. М., 1914. Ю7. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.
  93. Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М., 1994.
  94. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.
  95. Adburgham A. Shops and Shopping 1800−1914. London, 1984.
  96. Banach Ela, Andrzei. Slovnik modu. Warszawa, 1962.
  97. Barwick S. A century of Style. London, 1984.
  98. Battersby M. Art deco fashion. London, 1974.
  99. Baudot F. A century of fashion. London, 1995.
  100. Beaton C. The glass of fashion/ London, 1954.
  101. Benton C., Benton T. Art Deco 1910−1939. China, 2001.
  102. BirksB. Haute Couture 1870−1970. Tokyo, 1993.
  103. Boehn M. Die Mode. Band II. Munchen, 1976.
  104. Braun-Ronsdorf M. Mirror of fashion: A history of European Costume 1789−1929, N.-Y., 1964.
  105. Byrde P. A visual History of costume: The twentieth century. London, 1986.
  106. Caffrey С. The 1900 Lady. London, 1976.
  107. Carter E. Twentieth Century Fashion. London, 1975.
  108. Cause E. Revue des Art decoratifs. Paris, 1897−1900.
  109. De Marly D. The history of couture 1850−1950. London, 1980.
  110. Deslandres Y. and F. Muller. Histoire de la mod au XX siecle, Paris, 1986.
  111. Dorner J. Fashion in the Twenties and Thirties. Surrey, 1973.
  112. Evans C. and Minna Thornton. Women and Fashion. London and New York, 1989.
  113. Ewing E. History of Twentieth Century fashion. London, 1974.
  114. Herald J. Fashions of a decade: The 1920s. London, 1991.
  115. Histore de Moscow atdets moscovites. Paris, 1963.
  116. Holliday L. The Fashion Makers. London, 1966.
  117. Lansdell A. Wedding Fashion, 1860−1980. Bucks, 1983.
  118. Latour A. Kings of fashion. London, 1958.
  119. Laver J. Style in costume. London, 1949.
  120. Laver J. Women’s Dress in the Jazz Age. London, 1975.
  121. Loschek I. Accessoires. Munchen, 1993.
  122. Loschek I. Reclams mode. Munchen, 1994.
  123. Loschek I. Mode in XX. Munchen, 1990.30. Lace. Paris, 1995.
  124. Mansfield A. And Phyllis C. Handbook of English Costume in the 20th century, 1900−1950, London, 1973.
  125. Milbank C. Couture. N.-Y., 1985.
  126. Miller J. Costume Jewellery. L., 2000.
  127. Mulvagh J. Voque History of 20th Century. London, 1988.
  128. Musee de la Mode du Costume de la Ville deParis. Paris, 1970.
  129. Museo Poldi Pezzoli, 1922−1943. Florence, 1980.
  130. Peacock J. Costume 1066−1990-s. London, 1994.
  131. Peacock J. Fashion Sourcebooks: The 1920s. L. end N.-Y., 1997.
  132. Penn I. Inventive Paris clothes, 1900−1939. London, 1977
  133. Probert C. Brides in Voque since 1810. N.-Y., 1984.
  134. Ginsburg M. Paris Fashion. The art Deco. Style of the 1920-s. London, 1989.
  135. Greef J. L’Homme et la mode. Paris, 1989.
  136. Squire G. Dress and society 1560−1970. London, 1974.
  137. Stuart D. The decorative Designes of vousey. N-Y, 1990.
  138. Soviet costume and textiles 1917−1945. Tatiana Strizchenova. Paris, 1991.
  139. Tayler L. Mourning Dress. London, 1983.
  140. Victoria andAlbert Museum, Fashion, 1900−1939
  141. Vecchio W. And R. Riley. The fashion Makers. N.-Y., 1968.
  142. L. 20-th Fashion. L., 2003.
  143. Zaletova L. Costume Revolution: Textiles, Clothing and Costume of the Soviet Union the Twentieth, London, 1989.1. Журналы:
  144. Парижанка", 1903 «Vogue» 1999,2001 «Haimtextile» 2003.1. Сноски:
  145. М.Н. Мерцалова. Энциклопедия «Костюм разных времен и народов». М.-СПб., 2000. (предисловие).
  146. Сегодня многие личности, относящиеся к очень обширной Императорской семье вызывают противоречивые чувства исследователей и простых, поскольку некоторые из них были в наше время причислены к лику святых.
  147. Излюбленные цвета кожи для обуви слоновая кость и желтое золото.
  148. А.Дзеконьска-Козловска. Женский костюм XX века. (с.73).
  149. Holphen L., Douket R. Histoire de la societe francais. Paris, 1967 «Г. Власов. Стиль.12 Словарь Ожегова, (с.538).
  150. А.Дзеконьска-Козловска.Женский костюм XX века. (с.88).
  151. Ф. Бродель. Структуры повседневности. М., 1985. (с.353)
  152. Коллекция декоративно-прикладного искусства (стекло, вазы, табакерки, серебро, ковры). Великолепный особняк Гиршманов у Красных ворот вызывал восхищение.18 ДИ СССР, 1987, № 11.19 ДИ СССР, 1987, № 1120 Боэн. Том 2. (с.43).
  153. Художник, вещь, мода. М., 1988. (С.118).
  154. Художник, вещь, мода. M., 1988. (С. 124).
  155. М. Горький. Васса Железнова. Собрание сочинений. Том 17. (с.442).24 Журнал «Ателье» № 1.
  156. Т.К. Из истории советского костюма. М., 1972.
  157. Е. Мурина. Ткани Любови Поповой. ДИ СССР. 1967. (с.24).
  158. Я. Тугендхольд «Художественная жизнь запада», 1928. М.-Л.
  159. Я. Тугендхольд. Художественная жизнь Запада, (с. 169).
  160. М.Н. История костюма. M., 1972.
  161. Я. Тугендхольд. Художественная жизнь Запада. М., 1933.
  162. Архив Музея МХАТа, 3637, 1833.
  163. В.И. Березкин. Искусство сценографии мирового театра, (с.325).
  164. С. Марголин. Исаак Рабинович. Советский театр. 1931, (с.22).
Заполнить форму текущей работой