Формирование аналитических умений учащихся на уроках истории: На материале курсов истории 10 класса
Диссертация
В ходе эксперимента было установлено, что целенаправленная организация учебного процесса на основе соблюдения данных условий способствует развитию мышления учащихся. Это проявлялось в способности старшеклассников к анализу исторических фактов в определенной логике (причины — сущность — последствия), в росте полноты устанавливаемых связей, осознанности действий. В ходе исследования прослеживалась… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
- 1. 1. Методологические основы формирования умений анализа прошлого
- 1. 2. Психолого-дидактические условия формирования аналитических умений
- 1. 3. Проблема формирования аналитических умений в методической литературе
- ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
- 2. 1. Структурная модель формирования аналитических умений
- 2. 2. Содержание экспериментальных знаний о способах выполнения действий в процессе формирования аналитических умений
- 2. 3. Особенности отбора экспериментальных уроков
- 2. 4. Методические приемы, формы и средства формирования аналитических умений
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
- 3. 1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
- 3. 2. Содержание и результаты поискового эксперимента
- 3. 3. Содержание и результаты формирующего эксперимента
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Список литературы
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М.: Прогресс. Универс., 1993.-606 с.
- Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Колоскова. М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
- Аналитические материалы независимой городской экзаменационной комиссии по результатам итоговой аттестации учащихся образовательных учреждений С.-Петербурга в 1992/93 учебном году. СПб.: ЦПИ, 1994. -75 с.
- Аналитические материалы независимой городской экзаменационной комиссии по результатам итоговой аттестации учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга в 1993/94 учебном году. СПб.: ЦПИ, 1995. -94 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- БаргМ.А. Категории и методы исторический науки. М.: Наука, 1984. -342 с.
- Беспечанский В.П. Психология исторического мышления школьников. -Челябинск: Изд-во Челяб. ГПИ, 1980. 119 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
- БлокМ. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1973. -232 с.
- БлонскийП.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Боголюбов Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
- Болословский В.В. Понимание и усвоение школьниками 4−7 классов исторической причинности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.-Л., 1953. 17 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 347 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бродель Ф. Что такое Франция? Пространство и история. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994. — Ч. 1. — 405 с.
- Введенский A.A., Предтеченский A.B. Рабочая книга по истории. М.: гаЗ, 1928.-4.1.-266 с.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
- Веккер JI.M. Психические процессы. Т. 2. Д.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 342 с.
- Виппер Р.Ю. Учебник по истории средних веков. 3-е изд. М.: Тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1907. — 293 с.
- Виппер Р.Ю. Школьное преподавание древней истории и новая историческая наука // Вестник воспитания. 1898. — № 2. — С. 20−67.
- В мире мудрых мыслей. -М.: Знание, 1962. 351 $.
- Влахопулов Б.А. Методика истории. СПб-Киев: Соратник, 1914. — 132 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. -432 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-Т. 1.-С. 441−470.
- Гарпгвиг А. Школьная реформа снизу. М.: Изд-во тов-ва И. Д. Сытина, 1908.-210 с.
- Гиттис И.В. Вопросы методики воспитания мышления детей в начальном обучении истории: IV класс.
- Головкина Е.Ф. Развитие мышления учащихся при изучении школьного курса истории. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1955.-16 с.
- ГораП.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. М.: Просвещение, 1971. — 339 с.
- Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 15−19.
- Горелик Ф.Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в курсах истории. М.: Просвещение, 1969. — 207 с.
- Грибов B.C. Задание для самостоятельной работы по новой истории в 10 классе. М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
- Грицевский И.М. Формирование у учащихся логики рассмотрения исторических явлений как условие повышения эффективности обучения истории (на материале курса новой истории 8 класса). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1977. — 27 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.-112 с.
- Гулыга A.B. Искусство истории. М.: Современник, 1980. — 288 с.
- Гуманитарные основы гимназического образования в школах Санкт-Петербурга. / Под ред. O.E. Лебедева. СПб.: ЦПИ, 1995. — 288 с.
- Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. Д.: Гидрометеоиздат, 1990. -528 с.
- Гуревич А .Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. -№ 2−3. -С. 21−36.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М.: Индрис, 1993. -328 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 432 с.
- ДайриН.Г. Обучение истории в старших классах. М.: Просвещение, 1966.-439 с.
- Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М.: Просвещение, 1978.-160 с.
- Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Документы и материалы к учебнику по отечественной истории: 10-й кл.: Кн. для учащихся / Сост. O.E. Лебедев. М.: Просвещение, 1992. — 93 с.
- Долуцкий И.И. Познавательные задания по истории СССР. 10 класс. М.: Изд-во МГИУУ, 1990. — 92 с.
- Долуцкий И.И. Отечественная история, XX век. Учебник для X кл. сред, шк. М.: Мнемозина, 1994. — Ч. 1. — 448 с.
- Ефимов A.B., Редько А. З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. -59 с.
- Жаворонков Б.Н. Работа обществоведа. Л.: ГИЗ, 1926. — 167 с.
- Жаворонков Б., ГейникеН., ГартвигА. История и обществоведение в школе. М.: Работник просвещения, 1923. — 95 с.
- Жарова Л.Н., Мишина И. А. История Отечества. 1900−1940 гг.: Учебн. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1992. — 335 с.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1964. — 238 с.
- Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4−8 классы). М.: Просвещение, 1978. — 144 с.
- Захарова A.B. Психология обучения старшеклассников. М.: Знание, 1976. -64 с.
- Захарова E.H., Добер Т. Новая история (1871−1917): 10 кл.: Учеб. пособие. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. — 96 с.
- Иванов Г. М., Коршунов А. М., Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М.: Высш. школа, 1981. — 270 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 369 с.
- Кабакова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 362 с.
- Кабакова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1958. — 288 с.
- Кареев Н.И. Теория исторического знания. СПб.: Типография М. М. Ста-сюлевича, 1913. — 320 с.
- Келле В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: / Проблемы теории исторического процесса /. М.: Политиздат, 1981. — 288 с.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
- Кишенкова О.В., Короткова М. В. История для любознательных: Задачник. 6−11 кл. М.: Дрофа, 1996. — Кн. 2. — 176 с.
- КларинМ.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 223 с.
- Клейнер Б.И. Социальная причинность, ее природа и специфика. М.: Высш. школа, 1991. — 128 с.
- Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. -439 с.
- Колесницкий Н.Ф. В помощь начинающему историку / Методы и приемы научных исследований /. Учеб. пособие. М.: Изд-во МОПИ им. Н. К. Крупской, 1991. — 92 с.
- Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе. СПб.: Изд-во УПМ, 1997. — 189 с.
- Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. -485 с.
- КонИ.С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической науки. М.: Соцэкгиз, 1959. — 403 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Косолапов В.В. Методология и логика исторического исследования. -Киев: Вища школа, 1977. 382 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника. -М.: Учпедгиз, 1963. 163 с.
- Лебедева И.М. Применение сравнения при изучении истории СССР (На материалах периода феодализма в курсе 7 класса). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Л., 1967. — 24 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964.-478 с.
- ЛейтесН.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика,. -279 с.
- ЛернерИ.Л. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
- Мамардашвили М.К. Процессы анализа и синтеза // Вопросы философии. -М., 1958.-№ 2.-С. 50−63.
- Менчинская Н.А. Проблемы изучения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. / Отв. ред. Ф. П. Коровкин. М.: Просвещение, 1978. — Ч. 1. — 287 с.
- Методика обучения истории в средней школе / Пособие для учителей / Отв. ред. Н. Г. Дайри. М.: Просвещение, 1978. — 239 с.
- Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1986.-270 с.
- Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. -240 с.
- Новая история. 1871−1917. Учеб. пособие для сред, учебн. заведений / Под. ред. И. М. Кривогуза. М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
- Образовательный стандарт. История. // Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «История». — 1996. — №№ 42−43.
- Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. школа, 1990. — 382 с.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. -М.: Педагогика, 1988. 192 с.
- Островский В.П., Уткин А. И. История России, XX в.: 11-й кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Изд. дом. «Дрофа», 1995.-510 с.
- Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы / Сост. Е. Пастернака. М.: Худож. лит., 1988.-511 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1968. — Т. 4. -911с.
- Петухов Б.В. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 90 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
- ПолнерЕ.Д. История Отечества: Дидактический материал для преподавателей и учащихся школ, профтехучилищ, техникумов / Всерос. ин-т повышения квалификации руководящих и пед. работников. СПб.: Б.и., 1993.-187 с.
- Поспелов H.H., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
- Программы для общеобразовательных учебных заведений: История, 6−11 кл. / М-во образования РФ. М.: Просвещение, 1992. — 127 с.
- Программы для средних учебных заведений: История 4−10 (5−11) классы / Гос. ком. СССР по народному образованию. М.: Просвещение, 1989. -93 с.
- ПунскийВ.О. Формирование у школьников понимания закономерностей исторического процесса. Из опыта работы по изучению курса новой истории в 8 классе. М.: Просвещение, 1972. — 271 с.
- РакитовА.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. — 303 с.
- Результаты итоговой аттестации учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга 1994/95 учебный год. Аналитические материалы городской экзаменационной комиссии. — СПб.: Б.и., 1995. — 116 с.
- Рожнов H.A. К вопросу о преподавании истории в средней школе // Образование. 1901. — Кн. 5−6. — С. 33−45.
- Розенталь У.Д. Роль сравнений в подведении учащихся к марксистскому пониманию истории (на материале курса истории СССР 9 класса). -Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1957. — 17 с.
- Россия на переломе. 1900−1917. Рабочая тетрадь. Истори. 10 класс. М.: Открытый мир, 1995. — 64 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т. 1.-485 с.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Соцэкгиз, 1959.-Кн. 1.-811 с.
- Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В. П., Посконин B.C. Мир в начале XX века. Материалы к курсу «Новая история» для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
- Стасюлевич М.М. История средних веков в ее писателях и исследованияхновейших ученых. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1863. — Т. 1. — 784 с.
- Теория познания: Познание социальной реальности / Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1995. — Т. 4. — 431 с.
- Титов В.М. Особенности интуитивного мышления старшеклассников. -Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Киев, 1987. — 14 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.
- Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. -91 с.
- Уваров А.И. Гносеологический анализ теории в исторической науке. -Калинин: Изд-во КГУ, 1973. 220 с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987. 80 с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 111 с.
- Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1992. — 629 с.
- Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. — 319 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -560 с.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М-: Педагогика, 1989. 168 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-288 с.
- Черненко А.К. Причинность в истории. М.: Мысль, 1983. — 204 с.
- ЧинаковаЛ.И. Социальный детерминизм: Проблема движущих сил общества. -М.: Политиздат, 1985. 159 с.
- Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 49−59.
- Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. СПб.: Изд. кн. Б. С. Щербатова, 1901. — Т. 1. — 498 с.
- Экзаменационные материалы по общеобразовательным предметам, разработанные городской экзаменационной комиссией в 1993/94 учебном году. СПб.: ЦПИ, 1994. — Ч. 2. — 64 с.
- ЮдовскаяА.Я., Егоров Ю. В., Бараков П. А., Ванюшкина Л. М. История. Мир в новое время (1870−1918). СПб.: СМИО Пресс, 1997. — 544 с.