Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологическая модель предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедре психологии труда РГГУ. Полученные данные апробированы автором при проведении практических занятий по курсу «Психология управления», «Профилактика профессиональной деформации военных руководителей» для офицеров управления воинских частей центрального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ВОЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
    • 1. 1. Личностно-профессиональное развитие руководителя как социально-психологическая проблема
    • 1. 2. Сущность и особенности личностно-профессиональных деформаций в процессе развития и деятельности военного руководителя
    • 1. 3. Обоснование социально-психологической модели предупреждения личностно-профессиональных деформаций руководящего состава
    • 1. 4. Подходы, методы и процедура исследования
  • Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ВОЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
    • 2. 1. Критерии и показатели эффективности предупреждения личностнопрофессиональных деформаций офицеров
    • 2. 2. Исследование социально-психологических особенностей личностно-профессиональных деформаций различных категорий руководителей
    • 2. 3. Социально-психологические условия предупреждения личностно-профессиональных деформаций руководителей

Социально-психологическая модель предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная система развития человека на различных этапах его жизненного пути заметно усложняется и необходимо максимально учитывать его профессиональный выбор, творческие возможности и требования профессиональной деятельности, Профессиональная деятельность участвует в социальном формировании человека, его образа жизни и поведении. Однако ее роль носит не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя. В связи с этим более актуально звучат требования к развитию управленческих способностей руководителей, выполняющих профессиональные функции в конкретных структурах. Силовые структуры, прежде всего Вооруженные силы РФ, которые находятся на этапе своего реформирования, уделяют первостепенное значение личностно-профессиональному развитию военных руководителей и рассматривают данную проблему как важнейшую среди других вопросов реформирования армии и сил флота.

Одним из главных направлений реформирования Вооруженных сил РФ является совершенствование подготовки офицерских кадров. В связи с этим, наиболее острым остается вопрос, каким должен быть профессионалофицер, каким требованиям он должен отвечать, какими способностями и качествами он должен обладать. Последовательное формирование навыков управления войсками, формирование твердых знаний, понятийного аппарата, классических принципов работы по принятию управленческих решений в мирное и военное время является главным содержанием деятельности должностных лиц, руководителей подразделений Министерства обороны РФ. Данная задача не может быть решена без всестороннего исследования личностных особенностей офицера и тех психологических условий, которые способствуют развитию его личностного и профессионального потенциала.

Основанием для развития личности по представлениям в психологии является деятельность, в общей проблематике исследований развития личности особое место принадлежит ее профессионально-личностному развитию. Считается, что становление личности профессионала идет от субъекта профессиональной деятельности и субъекта профессионального общения к личности как субъекту жизни. Вместе с тем, личность оказывает и самостоятельное влияние на профессиональную деятельность. В связи с этим, при анализе профессионального развития важно учитывать и то, насколько человек соответствует объективной профессиональной деятельности, и то, как сама профессия соответствует личности работника и влияет на ее становление.

К снижению уровня профессионализма, а также к развитию деформации личности приводит рассогласование профессиональных требований и возможностей человека. Среди отрицательных последствий взаимодействия профессии и личности — так называемое «психическое (эмоциональное) выгорание», — феномен, негативно сказывающийся на профессиональном становлении военного руководителя. Одной из главных составляющих синдрома выгорания, наряду с эмоциональным истощением и неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, называется обезличивание интерперсональных отношений. В условиях масштабного сокращения и реформирования РВСН происходит существенное расширение и усложнение решаемых управленческих задач. Исследования, проводимые на протяжении ряда лет в Военной академии РВСН им. Петра Великого и в других подразделениях ракетных войск показали, что деятельность офицерских кадров на всех уровнях управления осуществляется, как правило, в сложных, за частую в экстремальных, в психологическом отношении условиях. Это проявляется, прежде всего, в преобладании стрессовых состояний из-за нестабильной социально-экономической обстановки в стране, неуверенности в завтрашнем дне офицеров-ракетчиков в связи с проводимым значительным сокращением РВСН, недостатков в организации воинской деятельности, профессиональных взаимоотношений, частым возникновением трудно прогнозируемых сложных ситуаций и воздействии экстремальных управленческих факторов.

Таким образом, возрастает практическая потребность должностных лиц руководящего состава в изучении личностно-профессиональных деформаций в процессе выполнения профессиональной деятельности. Появилась необходимость изучить личностно-профессиональные деформации военного руководителя, критерии, показатели, уровни и факторы их предупреждения.

Решение проблемы предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя во многом определяется необходимостью преодоления реальных противоречий, основные из которых проявляются:

— потребностью в интенсивном исследовании проблем личностно-профессиональных деформаций и недостаточной научной разработанностью вопроса выявления особенностей этого процесса у военных руководителей;

— необходимостью оптимизации условий предупреждения личностно-профессиональных деформаций руководителей и отсутствием программы и технологии совершенствования предупреждения личностно-профессиональных деформаций у военных руководителей.

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости необходимо создать социально-психологическую модель предупреждения личностно-профессиональных деформаций.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Анализ источников научной информации свидетельствует, что вопросы личностно-профессионального развития руководителей исследованы учеными с позиций социально-психологического подхода на общенаучном и частнонаучном уровнях.

Условия, при которых обеспечивается профессиональный рост, проблемы профессионализма и профессионала, достижение индивидом профессионального мастерства разрабатываются в плане исследования профессионального самосознания (Е.А.Климов, О.В.Москаленко), профессионализма личности (В.Г.Зазыкин, А. С. Карпенко, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Ю. В. Синягин, В. Д. Шадриков, Е.А.Яблокова) субъективных условий и факторов развития профессионала (В.Г.Михайловский, А. С. Огнев, М. Ф. Секач, Л.А.Степнова), продуктивного личностно-профессионального роста (В.С.Агапов, Б. Г. Ананьев, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев,.

A.A. Деркач, Б. Ф. Ломов, А.А.Реан). Профессиональная деятельность руководителей, в рамках социально — психологических исследований, анализировалась с точки зрения имиджевого, экономико-психологического (Е.Д.Дорофеев, М. А. Киселева, М. В. Кирюхина, М. Е. Колесникова, С. А. Матощук, В. П. Позняков, E.H. Сиващенко, В. А. Сумарокова, В.А. Хащенко), интегративного (Е.В.Егорова, С. В. Кошелева, Л. Д. Кудряшова, Р.Х. Шакуров), социально-психологического (Р.Б.Гительмахер, Д. П. Кайдалов, А. И. Китов, А. Г. Ковалев, Б. Б. Коссов, И. С. Мангутов, Б. Д. Парыгин, Е. И. Суименко, Л. И. Уманский и др.), ситуационно-комплексного (A.B. Филиппов), функционального (А.Л.Журавлев,.

B.Ф.Рубахин), акмеологического подходов (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев,.

A.А.Деркач, Е. А. Климов, Н. И. Конюхов, В. Н. Марков, О. В. Москаленко, И. В. Ниесов, Е. В. Селезнева, Ю. В. Синягин, Л. А. Степнова, Е.А.Яблокова) и др.

Деформация в психологической литературе рассматривалась как «деформация личности» (В.П.Подвойский, Е. В. Руденский, Д. Трунов, Ю. Тукачев, И.А.Хоменко), «профессиональная деформация» (Б.Г.Ананьев, Р. М. Грановская, С. Г. Геллерштейн, А. А. Крылов, Е. С. Кузьмин, В. Н. Мясищев,.

B.Е. Орел, Е.И.Рогов), «деформация профессиональной деятельности» (А.А.Деркач, А.К.Маркова), психосоциальная дезадаптация (С.А.Беличева), «деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности» (Э.Ф.Зеер), «профессиональное выгорание или синдром «психического выгорания» (английский термин «burnout») (Г.С.Абрамова, В. В. Бойко,.

Н.Е.Водопьянова, Е. П. Ильин, Т. В. Форманюк, Ю. А. Юдчиц, E. Aronson, H.J. Fre-undenberger, Е. Hartman, С. Maslach, B. Pelman, A. Pines, W. Schaufeli, A. Shirom и др.).

Однако личностно-профессиональные деформации военных руководителей исследовано недостаточно. Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости определена тема, сформулированы цель и задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Цель исследования — на основе выявления сущностных признаков и социально-психологических особенностей личностно-профессиональных деформаций военных руководителей обосновать социально-психологическую модель их предупреждения.

Объект исследования — личностно-профессиональное развитие военного руководителя.

Предмет исследования — проявления личностно-профессиональных деформаций военных руководителей и социально-психологические условия их предупреждения.

Гипотезы исследования. Предупреждение личностнопрофессиональных деформаций военного руководителя может быть успешным, если на основе понимания их сущности, содержания и социально-психологических особенностей будет научно обоснована модель достижения этой цели. Для оценки эффективности предупреждения деформаций необходимо обосновать социально-психологические критерии, в качестве которых могли бы быть мотивационно-ценностный, эмоциональный критерий и коммуникативный с соответствующими им показателями, такими как конструктивно-прогрессивный, деятельностно-функциональный, деструктивно-регрессивный.

Эффективное предупреждение личностно-профессиональных деформаций военного руководителя в процессе управленческой деятельности возможно на основе привлечения потенциала социально-психологической модели и при создании для этого соответствующих условий.

Задачи исследования.

1. Проанализировать результаты социально-психологических исследований феномена деформаций личностно-профессионального развития субъектов труда и провести классификацию их проявлений у военных руководителей в процессе развития и деятельности.

2. Обосновать социально-психологическую модель предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя.

3. Эмпирически исследовать социально-психологические особенности предупреждения личностно-профессиональных деформаций различных категорий руководителей с использованием разработанной модели.

4. Обосновать критерии и показатели эффективности предупреждения личностно-профессиональных деформаций военных руководителей, с использованием которых выявить уровни их проявлений в мотивационно-ценностном, эмоциональном и коммуникативном компонентах.

5. Обосновать социально-психологические условия эффективного предупреждения личностно-профессиональных деформаций руководителей и разработать рекомендации для его осуществления в процессе управленческой деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные принципы, разработанные в общественных, естественных и технических науках, усилиями отечественных и зарубежных учёных, которые использует и развивает психология: принципы системности, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода и др.- специальные и конкретные методологические принципы психологии: принцип субъекта деятельности (A.A. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А.К.Маркова) — принцип жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалёв, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.) — принцип потенциального и актуального.

A.A. Деркач и др.) — принцип моделирования (А.А.Деркач, Е. Б. Старовойтенко, Г. П.Щедровицкий) — принцип оптимизации (А.А.Дергач, Г. С. Михайлов и др.) — акмеологические исследования развития и профессионального становления личности (А.А.Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, О. В. Москаленко, И. Н. Семёнов и др.) — подходы психологического анализа профессиональной деятельности: системный (А.А.Бодалев, А. А. Деркач, Б. Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), субъектный (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн), мотивационно-операциональный (Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Н.Леонтьев), профессиографический (Е.А. Климов, Г. С.Никифоров) и др.

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс методов исследования, направленный на изучение условий, факторов, критериев, показателей и уровней оценки предупреждения деформаций личностно-профессионального развития офицеров руководящего состава. Использован теоретико-методологический, логический анализ, интерпретация научных данных, сравнительный анализ, моделирование. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, самоанализ, анализ и решение конкретных профессиональных ситуаций. Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различий показателей, статистических связей. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ с применением пакетов «Statistika for Windows 98, Windows ХР». Статистическую обработку данных проводили с использованием корреляционного и факторного анализа признаков. Факторизацию корреляционных матриц осуществляли методом главных компонент с последующим варимакс вращением. Оценка статистической значимости тестов ДМО и Дж. Тейлора проводилась по t-критерию Стьюдента. В работе использовалисьбиографическая анкета (БЭМКОМ -1), анкета руководителя. Проводилась индивидуальная беседа с офицерами с использованием метода наблюдения за поведением респондента во время проведения беседы. Тестирование проводилось с помощью шкал — «Шкала депрессии» (тест Дж. Тейлора), Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) — методик — методика «ценностные ориентации» М. Рокича, методика диагностики межличностных отношений Т. Лириопросников — опросник на «выгорание».

— Маз1асЬ Вшшш! ГпуепШги (МВ1) — -модификация опросника на «выгорание».

— Ма51асЪ ВигпоШ: ГпуепШги (МВ1);

Эмпирическая база исследования. В исследовании использованы материалы конкретных социально-психологических исследований. Исследование проводилось на базе терапевтического отделения Центрального клинического госпиталя РВСН с сентября 2008 года по май 2011 года. В выборочной совокупности исследования (2008;2011 гг.) приняли участие 145 человек — военные руководители воинских частей РВСН (войсковые части 34 143, 95 501, 12 470 центрального военного округа и др.), находящиеся на стационарном обследовании, офицеры управления Военной Академии РВСН им. Петра Великого в возрасте от 30 до 60 лет, имеющих стаж управленческой деятельности свыше 5 лет. Всего обследовано 145 испытуемых и обработано 2125 протоколов, что позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне репрезентативности исследуемой выборки. В качестве экспериментальной группы (N=33) выступили руководителиначальники отделений клиники ОАО Медицина.

В ходе исследования решена научная задача, которая состоит в выявлении социально-психологических характеристик личностно-профессиональных деформаций военного руководителя, с учетом которых обоснована и апробирована социально-психологическая модель их профилактики.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Уточнена сущностная характеристика деформации личностно-профессионального развития военного руководителя, заключающаяся в том, что отражает взаимосвязь деятельности и личности, профессии и самосознания. Показано, что деформацией личностно-профессионального развития военного руководителя, можно назвать деструктивные изменения психической структуры, качеств личности руководителя в мотивационно-ценностных, эмоциональных и коммуникативных сферах развития личности военнослужащих под влиянием выполнения профессиональных обязанностей, часто возникающих трудно прогнозируемых сложных ситуаций. Проведена авторская классификация их проявлений у военных руководителей.

2. Системно раскрыт процесс профессиональной деятельности военного руководителя, представленный не только как основная детерминанта потребности в личностно-профессиональном развитии, но и как предпосылка его личностно-профессиональной деформации. С учетом ее сущностных, содержательных характеристик и социально-психологических особенностей разработана социально-психологическая модель предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя. В ней воспроизводятся свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение о внедрении. Содержательно в модели представлены структура, содержание личностно-профессиональных деформаций военного руководителя, технологии и условия их предупреждения.

3. Эмпирически исследованы социально-психологические особенности предупреждения личностно-профессиональных деформаций различных категорий руководителей с использованием разработанной социально-психологической модели. Для оценки эффективности предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя предложены три уровня: конструктивно-прогрессивный, деятельностно-функциональный, деструктивно-регрессивный. Определены взаимосвязь и взаимовлияние эффективности профессиональной деятельности, личностно-профессионального развития и уровня оценки предупреждения личностнопрофессиональных деформаций офицеров, между ними установлены сильные и достоверные корреляционные связи.

4. Разработано авторское критериальное оценочное основание, включающее критерии, показатели и уровни эффективности предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военных руководителей. Доказано, что показателями мотивационно-ценностного критерия предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военных руководителей являются:

• на конструктивно-прогрессивном уровне — устойчивая и осознанная профессиональная мотивация, включающая в себя мотивацию профессиональных достижений (восходящая мотивация), мотивацию самоактуализации;

• на деятельностно-функциональном уровне — устойчивая, но неосознанная профессиональная мотивация, ориентированная главным образом на достижение производственных показателей;

• на деструктивно — регрессивном уровне — неустойчивая и неосознанная профессиональная мотивация.

Показателями коммуникативного критерия предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военных руководителей являются:

• на конструктивно-прогрессивном уровне — осознанная, устойчивая, высокая и качественная общая жизнеспособность, предполагающая мобильность жизненных целей, планов и переключаемость при их реализации, а также способность к построению и реализации индивидуальной стратегии своего поступательного развитияадекватная способность ставить усложняющиеся задачи своего развития и др.;

• на деятельностно-функциональном уровне — осознанная, устойчивая, высокая и качественная общая жизнеспособность, предполагающая мобильность жизненных целей, планов и переключаемость при их реализации с ориентацией на достижение стабильных высоких производственных показателейнеустойчивая способность к построению и реализации индивидуальной стратегии своего поступательного развития и др.;

• на деструктивно-регрессивном уровне — неосознанная, неустойчивая, некачественная общая жизнеспособность, предполагающая отсутствие мобильности жизненных целей, планов и переключаемое&tradeпри их реализацииотсутствие способности к построению и реализации индивидуальной стратегии своего поступательного развития и др.

Показателями эмоционального критерия предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военных руководителей являются:

• на конструктивно-прогрессивном уровне — устойчивая и осознанная система саморегуляции личности офицера, адекватное знание о личном «поле» возможных деформаций личностно-профессионального развития как руководителя, так и профессионалов и др.;

• на деятельностно-функциональном уровне — устойчивая и осознанная система саморегуляции личности военного руководителя с целью достижения высоких производственных показателей, неполное знание о возможных деформациях личностно-профессионального развития как офицера руководящего состава, недостаточное осознание личности профессионала, адекватные отношения к выбранной деятельности и к себе как профессионалу и руководителю и др.;

• на деструктивно — регрессивном уровне — неустойчивая и неосознанная система саморегуляции личности военного руководителя, неполное знание о возможных деформациях личностно-профессионального развития как офицера руководящего состава, высокая степень эмоционального истощения и др.

5. Выявлены и обоснованы существенные социально-психологические условия и факторы эффективного предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя и раскрыты механизмы их влияния на продуктивность деятельности личностно-субъектный, социально-средовой, организационно-деятельностный. А также разработаны рекомендации по предупреждению личностно-профессиональных деформаций офицеров.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что по результатам анализа существующих научных подходов к изучению проблемы личностно-профессиональных деформаций военного руководителя предложены методологические основания для познания социально-психологических особенностей предупреждения этих деформаций у военных руководителей с использованием целостной исследовательско-развивающей технологии, определившей характер оптимизации процесса предупреждения деформаций. Проведена классификация проявлений деформаций у военных руководителей.

Уточнена и конкретизирована сущность, содержание и социально-психологические особенности эффективности предупреждения личностно-профессиональных деформаций у военных руководителей в процессе управленческой деятельности. Предложена и апробирована социально-психологическая модель достижения этой цели, в которой во взаимосвязи с другими ее компонентами представлена технология предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя, а также авторская критериальная оценочная база для выявления эффективности привлечения потенциала разработанной модели.

Выявленные и системно представленные сущностные характеристики предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя послужили основой для эмпирического изучения ее эффективности с использованием разработанного критериального оценочного основания — критериев, показателей, уровней эффективности этого процесса, которые могут быть использованы при разработке комплексной программы оптимизации личностно-профессионального развития и осуществления управленческой деятельности военными руководителями. Определены социально-психологические условия и факторы оптимизации предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя, особенности действия механизмов которые в процессе управленческой деятельности раскрываются впервые.

Разработаны рекомендации по профилактике личностно-профессиональных деформаций в процессе управленческой деятельности.

Практическая значимость результатов исследования. Выявленные сущностные характеристики и социально-психологические особенности личностно-профессиональных деформаций военных руководителей полезны для использования в учебном процессе, создания программ по предупреждению их развития.

Разработанная и апробированная социально-психологическая модель предупреждения личностно-профессиональных деформаций военных руководителей показывает, что военные руководители нуждаются в психологической помощи по вопросу профилактики личностно-профессиональных деформаций в процессе трудовой деятельности.

Разработанные и апробированные технология, критерии, показатели и уровни, а также эмпирические данные могут быть использованы психологами, руководителями различных силовых структур при работе по профилактике личностно-профессиональных деформаций. Возможно использование результатов в лекционных курсах и практических занятиях по дисциплинам: «Социальная психология», «Психология труда», «Психология профессионального общения руководителей», «Профессиональное взаимодействие специалиста», «Индивидуальное и профессиональное консультирование». Результаты исследования могут быть использованы в ходе индивидуального консультирования офицеров по преодолению деформаций личностно-профессионального развития, для оптимизации деятельности военных руководителей и организации ее социально-психологического сопровождения.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в том, что: разработанная авторская социально-психологическая модель в отличие от созданных ранее фрагментарных и парциальных компонентов системно и во взаимосвязи их объединяет в целостную структурно-функциональную систему, обеспечивающую предупреждение личностно-профессиональных деформаций военного руководителя. В ней органически присутствует критериальная оценочная база для выявления уровней эффективности привлечения потенциала разработанной модели. Выделены и содержательно раскрыты социально-психологические условия и факторы оптимизации предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя, раскрыты особенности действия его социально-психологических механизмов в процессе управленческой деятельности раскрываются впервые.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена созданием актуальной теоретико-методологической основы, комплексностью, выбором диагностических методик, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а также применением современных математических методов обработки и анализа результатов исследования. Использованные в диссертации опросники и диагностические тестовые методики адаптированы для решения задач исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Личностно-профессиональное развитие военных руководителей, проявляясь как целенаправленный, интегральный процесс совершенствования профессиональной культуры и личностной самотождественности и достижения высокого уровня профессионального мастерства сопровождается и личностно-профессиональными деформациями. Они выражают деструктивные изменения психической структуры, качеств личности руководителя в его мотивационно-ценностных, эмоциональных и коммуникативных сферах развития под влиянием деятельностных факторов и возникающих сложных ситуаций в сфере труда. Классификация проявлений деформации личностно-профессионального развития военных руководителей проведена применительно к таким основным сферам как мотивационно-ценностная, эмоциональная и коммуникативная. В каждой из сфер руководителя они проявляются через конструктивно-прогрессивный, функционально-деятельностный и деструктивно-регрессивный уровни. Предупреждение личностно-профессиональных деформаций выражается в целенаправленном воздействии на них с целью придания целесообразных качественных и количественных изменений в процессе профессиональной деятельности руководителя.

2. Социально-психологическая модель предупреждения личностно-профессиональных деформаций военных руководителей представляет собой системную архитектонику, в которой содержится три блока: первый блокэто проектирование личностно-профессионального развития военного руководителя в мотивационно-ценностной, коммуникативной, эмоциональной и когнитивной сферах. Второй блок — это формирование готовности военного руководителя к личностно-профессиональной деформации. Третий блок — это социально-психологические технологии личностно-профессионального развития офицеров руководящего состава. Приводится авторская критериальная оценочная база для выявления эффективности привлечения потенциала разработанной модели.

3. В исследовании процесс предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военных руководителей рассматривается как открытая система, он формируется и развивается на протяжении всего профессионального пути человека.

Эмпирически установлено проявление предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военных руководителей на трех уровнях: конструктивно-прогрессивном, деятельностно-функциональном и деструктивно-регрессивном.

4. Основой оптимизации процесса личностно-профессионального развития военного руководителя являются знание офицером основных деформаций личностно-профессионального развития и своих личностных особенностей профессиональной деятельности, теоретических основ становления профессионализма, особенностей развития самосознания офицера руководящего составаприменение в профессиональной практике социально-психологической технологии, обеспечивающей личностно-профессиональное развитие офицера руководящего состава.

Проявлениями мотивационно-ценностного критерия предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя являются:

• на деструктивно-регрессивном уровне — неустойчивая и неосознанная профессиональная мотивация;

• на конструктивно-прогрессивном уровне — устойчивая и осознанная профессиональная мотивация, включающая в себя мотивацию профессиональных достижений (восходящая мотивация), мотивацию самоактуализации;

• на деятельностно-функциональном уровне — устойчивая, но неосознанная профессиональная мотивация, ориентированная главным образом на достижение производственных показателей.

Проявлениями коммуникативного критерия предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя являются:

• на деструктивно-регрессивном уровне — некачественная, неосознанная общая жизнеспособность, сопровождающаяся отсутствием мобильности жизненных целей, планов и переключаемости при их реализацииневозможность ставить усложняющиеся задачи своего развитияотсутствие способности к мобилизации, сосредоточению на усложняющихся целях.

• на конструктивно-прогрессивном уровне — устойчивая способность к формированию и реализации индивидуальной стратегии своего поступательного развитияспособность ставить усложняющиеся задачи своего развитияосознанная и качественная общая жизнеспособность, предполагающая мобильность жизненных целей, планов и переключаемость при их реализацииспособность сохранять и реализовывать результаты своего прошлого опыта, направляя их на реализацию более сложных целей и достижений.

• на деятельностно-функциональном уровне — осознанная и качественная общая жизнеспособность, предполагающая мобильность жизненных целей, планов и переключаемость при их реализации с ориентацией на достижение стабильных высоких производственных показателейнеустойчивая способность к формированию и реализации индивидуальной стратегии своего дальнейшего развитиязатруднения при постановке усложнения задачи своего развития.

Проявлениями эмоционального критерия предупреждения деформаций личностно-профессионального развития офицера руководящего состава являются:

• на конструктивно-прогрессивном уровне — адекватное знание о возможных деформациях личностно-профессионального развития, как офицера руководящего состава, так и профессионала, осознание образа личности профессионала, адекватные отношения к выбранной деятельности и к себе как профессионалу и руководителю, потребность в самоактуализации в данной деятельности;

• на деятельностно-функциональном уровне — неполное знание о возможных деформациях личностно-профессионального развития как руководителянедостаточное осознание образа личности профессионалаосознанная система саморегуляции личности офицера руководящего состава с целью достижения высоких производственных показателейадекватные отношения к выбранной деятельности и к себе как к руководителюиногда наблюдаются симптомы эмоциональное истощение — переживание сниженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение;

• на деструктивно-регрессивном уровне — неустойчивая и неосознанная система саморегуляции личности офицера руководящего состава, неполное знание о возможных деформациях личностно-профессионального развития как руководителя, неадекватные отношения к выбранной деятельности и к себе как руководителю. Высокая степень эмоционального истощенияпереживание сниженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение.

5. Учет психологических условий и факторов, обеспечивающих предупреждение личностно-профессиональных деформаций военного руководителя, позволяет построить такую социально-психологическую технологию процесса личностно-профессионального развития офицера руководящего состава, которая способствует предупреждению личностно-профессиональных деформаций и построению комплексной стратегии для достижения оптимизации профессиональной деятельности военнослужащих.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедре психологии труда РГГУ. Полученные данные апробированы автором при проведении практических занятий по курсу «Психология управления», «Профилактика профессиональной деформации военных руководителей» для офицеров управления воинских частей центрального подчинения в 2008;2011 учебных годах, проведены занятия с офицерами управления воинских частей, находящихся на стационарном обследовании в ЦВКГ РВСН. Различные аспекты диссертации и выводы доложены на научных конференциях: «Становление человека профессионала» (Серпухов, 2010 г.), научно-технический сборник «Актуальные проблемы и перспективы высшего военного образования», ВА РВСН (Москва 2010 г.) раздел психологиядоклад на 11 международной научно-практической конференции на тему «Психологические особенности деформации личностно-профессионального развития военнослужащих» (г. Екатеринбург март 2011 г.) — «Психологические особенности личностнопрофессионального становления военнослужащих» (г.Екатеринбург, апрель 2011 г.) — научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых специалистов «Психологические особенности деформации личностно-профессионального развития руководителей» (г.Екатеринбург, ноябрь 2010 г.) — международной научно-практической конференции «Профессионалмоложе личности и индивида» (Кызыл, 2010 г.) — «Психологические особенности личностно-профессионального становления военнослужащих руководящего состава» (Москва, 2011 г.) — журнал Человеческий капитал «Проблема профессиогенеза специалиста: личностно-профессиональное развитие и деформации в процессе труда» (Москва, № 5 2011 г.) — журнал Человеческий капитал «Социально-психологические особенности личностно-профессионального развития и деформаций военных» (Москва, № 5 2011 г.) — монографии «Психологические особенности личностно-профессионального развития руководителей» (Москва, 2008 г.). Результаты исследования использованы в практике психологического и профессионального консультирования офицеров руководящего состава.

Область применения и рекомендации по использованию результатов. Теоретические данные могут быть использованы в образовательном процессе в вузах силовых структур, в системе дополнительного образования профессиональных кадров и самосовершенствовании руководителей. Авторская социально-психологическая модель предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя, критерии, показатели и уровни эффективности его осуществления, а также разработанные научно-практические рекомендации полезны для практического использования в управленческой деятельности военных руководителей.

Структурно диссертация включает введение, две главы, заключение, литературу и приложения.

Выводы проведенного исследования связаны с теоретико-методологическим и экспериментально-практическим подтверждением изложенных в гипотезах положений, касающихся сущности и классификация деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя.

Основным результатом выполненного исследования является реализация социально-психологического подхода в изучении и предупреждении деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя. Это позволило изучить общность социально-психологических закономерностей и факторов, обеспечивающих предупреждение деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя и доказать правомерность выбранной стратегии исследования.

Это продемонстрировано при теоретическом анализе сущностной характеристики и классификации деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя, который показал, что большинство ученых связьюают появление и развитие деформаций личности с особенностями профессиональной деятельности военного руководителя. Под деформацией личностно-профессионального развития военного руководителя предложено понимать деструктивные изменения психической структуры, качеств личности военного руководителя под влиянием выполнения профессиональных задачдеструктивные изменения в мотивационной, коммуникативной и эмоциональной сферах развития личности военного руководителя.

Одним из наиболее изученных проявлений деформации личностно-профессионального развития военного руководителя является профессиональное выгорание или синдром «психического выгорания» (английский термин «ЬигпоШ»), рассматриваемый в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов. Рассмотренные профессиональные деформации, деформации личности, деформации профессиональной деятельности, их механизмы, последствия и проявления (эмоциональное истощение, «профессионального выгорания», сниженная рабочая продуктивность, деперсонализация, деформация отношений с другими людьми, редуцирование личных достижений и др.) позволяют сделать вывод о том, что свести деформации личностно-профессионального развития военного руководителя только к синдрому профессионального выгорания нельзя. Важно обратить внимание и на деструктивные изменения в мотивационно-ценностной, коммуникативной сферах личностно-профессионального развития военного руководителя.

Социально-психологический подход позволяет разрешить проблемы деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя, выявляет и изучает некоторые специфические особенности психического и профессионального развития.

Личностно-профессиональное развитие военного руководителя рассматривается как социально-ориентированное профессиональное развитие, к личностным характеристикам которого относятся, прежде всего, специфическая мотивация, включающая в себя мотивацию достижения, мотивацию самоактуализации, мотивацию творческого вклада в профессию.

Человек как субъект социально-ориентированного профессионального развития не довольствуется усредненными позитивными результатами своего труда, а активно строит поступательный вектор своего развития, стремится к высокопродуктивной деятельности, к наиболее полной самореализации своих личностных возможностей и тем самым к наиболее полному индивидуальному вкладу в общественный прогресс.

Социально-психологпческий анализ профессионального развития предусматривает подчеркивание открытости, незавершенности восхождения к вершинам профессионализма и личностной зрелости, а также роли неопределенности, разнонаправленное&trade-, изменчивости, противоречивости как источников поступательного развития.

При рассмотрении личностно-профессионального развития военного руководителя определено, чем дольше человек продвигается по жизненному пути, тем большее значение приобретают прижизенно сформировавшиеся качества, опыт — усиливаются стремление к саморазвитию и способность его осуществлять, при этом личность интегрирует себя, гармонизирует свою организацию, преодолевает внутренние рассогласования между зрелостью в себе и индивида, субъекта, личности, индивидуальности.

К социально-психологическим показателям уровня профессионального развития могут быть отнесены: знания об успехах в профессиимотивация профессиональных достижений (восходящая мотивация) — реальное достижение высоких профессиональных результатов, в том числе с гибким варьированием, комбинацией задач и средств профессиональной деятельности в условиях социальной нестабильности, неустойчивой социально-экономической обстановки в стране, проходящими изменениями в структуре Вооруженных силуниверсальность в профессиональной деятельности и владение несколькими специальностями внутри профессиивыбор и реализация индивидуального пути профессионального саморазвития.

Именно социально-психологический подход позволяет «предупредить» руководителя о возможных деформациях личностно-профессионального развития, построить социально-психологическую модель предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя, учитывающую социально-психологические критерии, показатели и уровни оценки, условия и факторы предупреждения деформации личностно-профессионального развития.

В рамках решения задач исследования нами показана роль профессиональных деформаций в личностно-профессиональном развитии военных руководителей, с этой целью проведен социально-психологический анализ профессиональной деятельности военного руководителя, определив ее как особый вид деятельности человека.

В качестве основных социально-психологических критериев предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя названы: мотивационно-ценностный, коммуникативный и эмоциональный критерии. Система показателей, определяющая меру владения современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивные способы ее осуществления у различных субъектов различны. Поэтому можно говорить о деструктивно — регрессивном, функционально-деятельностном, конструктивно-прогрессивном уровнях оценки предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя каждого из трёх критериев. Каждый критерий описан теоретически по трем уровням оценки предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя.

В ходе исследования предложена и успешно проведена программа экспериментального изучения критериев, показателей и уровней оценки предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя, показана эффективность социально-психологической модели предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя как основы социально-психологической технологии процесса личностно-профессионального развития военного руководителя. Социально-психологическая модель положена в основу разработки и экспериментального изучения социально-психологической технологии личностно-профессионального развития военного руководителя, которая построена с учетом роли социально-психологических условий и факторов, обеспечивающих предупреждение деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя.

Этапы, методы и формы социально-психологической технологии личностно-профессионального развития военного руководителя предусматривает своей целью оптимизацию их профессиональной деятельности и основывается на всей экспериментальной работе диссертационного исследования.

Наиболее важным условием оптимизации процесса предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя является продуктивность системы личностно-профессионального развития. Эффективность процесса личностно-профессионального развития военного руководителя зависит от характера включенности в деятельность субъектов, форм организации, социально-психологической направленности процесса личностно-профессионального развития военного руководителя в контексте повышения профессиональной квалификации, активных методов обучения.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие научно-практические рекомендации.

Основным результатом данного исследования является реализация социально-психологического подхода в изучении и предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя, которая позволила обнаружить, изучить концептуальную общность социально-психологические закономерности и факторы, обеспечивающих предупреждение личностно-профессиональных деформаций военного руководителя и доказать правомерность выбранной стратегии исследования.

Предложена и успешно проведена программа экспериментального изучения критериев, показателей и уровней оценки предупреждения личностно-профессиональных деформаций военного руководителя, показана эффективность социально-психологической модели предупреждения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя как основы социально-психологической технологии процесса личностно-профессионального развития руководителя.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении предполагают более глубокую проработку условий и показателей личностнопрофессиональных деформаций военного руководителя, с учётом специфики трудовой деятельностиразработку и апробацию инструментария по алгоритмам условий, факторов и механизмов, способствующих предупреждению деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя, развитие социально-психологической культуры военного руководителя. Предметом дальнейшего исследования может стать изучение структуры и типов деформаций личностно-профессионального развития руководителя, и механизмов, лежащих в его основе, а также развитие социально-психологического тренинга по предупреждения личностно-профессиональных деформаций руководителя. Перспективы определяются необходимостью применения рассмотренной социально-психологической концепции как для изучения деформаций личностно-профессионального развития военного руководителя так и деформации личностно-профессионального развития других категорий профессионалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Юдчиц Ю. А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников.//Психология в медицине.-М.:Кафедра, 1998.-272с.-С.231−244.
  2. Н.Т. Целостность и управление. М., 1974.- 123 с.
  3. С.Г. Особый вид человеческих отношений или управление с точки зрения психолога. //Директор школы, 1997, № 4−87с.-С. 15−21.
  4. B.C. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителей. М.: МОСУ, 2000. — 25с.
  5. A.B. Психология на каждый день. М., 1997,185 с.
  6. Акмеологические аспекты профессионала.-М., 1993.-223 с.
  7. Акмеологический словарь./Под общ. ред. А. А. Деркача.-М., 2004- 161с.
  8. Акмеология: Учебник./Под общ. ред. А. А. Деркача.- ML, 2002.-650с.
  9. H.A. Синдром «эмоционального сгорания» как вид профессиональной дезадаптации // Профессиональный потенциал. 2002. — № 1.-156с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Вып.2. — Л., 1967. — 256с.-С.235−249.
  11. П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.- 339с.
  12. В.П. Психология профессионального мышления Саранск, 2000, — 207 с.
  13. Е.Г. Оптимизация профессионального взаимодействия юристконсульта социальной сферы (на примере деятельности юриста агенства недвижимости). Автореф. дисс.канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2011, — 25с.
  14. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980, — № 2, — 198с.-С.52−60.
  15. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб., 1992.-148с.
  16. В.Г., Шаталов H.H. Профессиональные болезни. М., 1988.-387с.
  17. П.Баранов A.A. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Ижевск: Уд-муртГУ, 1997, — 107с.
  18. A.A. Профессиональное мышление: филосовские проблемы. Автореф. дис.. докт. филос.наук., Свердловск, 1986- 31 с.
  19. С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). Уч. пос. СПб. 1996. -321 с.
  20. С.А. Основы превентивной психологии.- М., «Соц. Здоровье России», 1994.-221с.
  21. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. 156с.
  22. М.В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности. Автореф. диссерт. канд.псих.наук. М.: Институт Психологии РАН, 2008, — 26 с.
  23. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М., 1998. — 168с.
  24. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика-СПб:"Речь", 2000, — 440с.
  25. В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  26. В.А. Информационный стресс. М.: Персэ, 2000. — 351 с.
  27. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.:Филинъ, 1996. -472с.
  28. A.B. Оптимизация профессионального самоутверждения кадров управления. Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 2004.-24 с.
  29. О.Н. Организационная идентификация и оценка сотрудниками эффективности деятельности руководителя. Диссерт. канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2010, — 189 с.
  30. В. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-285с.
  31. Н.В. Психологические основы развития креативности впрофессиональной акмеологии: Автореф. дис. докт. психол. наук. 1. М., 1996.-56с.
  32. Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: СПбГУ, 2000. 504 с. — С. 443−462.
  33. Н.Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. СПб.: СПбГУ, 1997. — Вып. 2 (№ и). 225с, — С. 26−32.
  34. М.В., Герасимова B.C. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Педагогическое общество России, 1999.-272 с.
  35. Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. Иваново: ИвГУ, 1994.-139 с.
  36. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2-х т./МНИИПУ. М., 1997. — Т. 1.
  37. P.M. Элементы практической психологии. Л., Изд-во ЛГУ, 1988.-560 с.
  38. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.-123с.
  39. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Автореф. дисс. канд.психол.наук. М., 1995. — 23 с.
  40. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. //Психические состояния. Л., 1981, 91с.
  41. H.B. Помогающие отношения: профессиональные и экзистен-циональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: СПбГУ, 1997,-186с. — С. 143−156.
  42. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука. 1970. — 272 с.
  43. В.В. Системное основание образовательных технологий. М., 1995.-305с.
  44. A.C., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. М.: РАГС. 2000.-248с.
  45. В. В., Неверович С. Д., Самоукина Н. В. О Функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. 1990. -№ 3.-202с.-С. 145−151.
  46. В.В., Лазарев B.C., Неверович С. Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей // Психологический журнал. -1989.-Т. 10.-№ 1.-203с.-С. 145−151.
  47. Г. А. Творцы и функционеры.//Вестник высшей школы. 1989. № 10., -178с.-С. 34−39.
  48. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М., 2000. — 536с.
  49. A.A., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996. — 128с.
  50. A.A., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования.- М., МПА, 1998 148с.
  51. A.A., Москаленко О.В Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. М.: РАГС, 1999. — 720с.
  52. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социальнопсихологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч. 1993.-274с.
  53. Диагностика ценностных ориентаций // Детский психолог. Ростов: Ростовский гос. пединститут, — 1995. — № 7 — 86с. — С.30−43.
  54. Л.П. К вопросу о познании других людей по способу решения ими профессиональных задач. / Субъектная оценка деятельности.-Саратов, 1987.-110с.
  55. Дулепова-Менейлюк О. Ю. Развитие профессионального мышления у государственных служащих: Дис.канд.психол.наук.-М., 1999.-225 с.
  56. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1968. -354с.- С. 86−235.
  57. И.А. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности. М., 1988.-96с.
  58. Л.Г. Индивидуально-психологическая актуализация эмпатийного потенциала будущего профессионала. Диссерт. канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2010.- 190 с.
  59. А.Л., Ломов Б. Ф. Психология управления. М., 1978. — 237 с. 61.3авалишина Д. Н. Способы идентификации человека с профессией //
  60. A.C. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни. Диссерт. канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2010, — 168 с.
  61. Н.Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль: ЯрПУ-МАПН, 2003. -132 с.
  62. Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления.-М., 1994.-267с.
  63. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  64. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  65. А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М.: РАГС, 2002.-21с.
  66. Ф.С. Основы профессионального консультирования. М.: МОДЭК, 2003.-256с.
  67. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.- М., 1983. -245с.
  68. Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психосемиотическое исследование на материале организационно-деятельностных игр: Автореф. дисс. .канд.психол.наук.- М., 1991.-18с.
  69. А.В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психическое выгорание как субъективный фактор профессиональной дезадаптации // Проблемы социальной психологии XXI в. Ярославль: МАПН, 2001. — Т. 1. — С. 141−146.
  70. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. — 220с.
  71. Ф. Тесты оценки личности, склонностей и интеллекта.-СПб.: Питер, 2005. -207с.
  72. C.B. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия / Сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышова. М., 1994.-530с.
  73. Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
  74. Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Моск. ун-та. М.: МГУ, 1992. — Сер. 14. — Психология. — № 3.-154с.
  75. Е.А. Психология профессионала. М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 400 с.
  76. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  77. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.-304с.
  78. М. В. К проблеме профессионального развития // Вестн. Моск. ун-та 2001 — № 4. Сер. 14. Психология. — 196с.-С. 3−12.
  79. О.В. Психолого-акмеологические факторы формированияжизнен-ных ценностей руководителей. Автореф. дис.канд. псхол.наук. -М., 1998.-24 с.
  80. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивациидостижения государственных служащих. Автореф. дис. канд.психол. наук. М., 1998.- 24с.
  81. В.Н. Физиология и психология труда: научные основы оценки тяжести и напряженности труда. Саратов, 1984.-400с.
  82. И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. М., 1990.- 35 с.
  83. А.К. Психофизиологический анализ рефлекторного взаимодействия со средой. Диссерт. канд.псих.наук. М.: Институт Психологии РАН, 2007.- 168 с.
  84. H.B. Способности, одаренность, талант учителя. JL: Изд-во ЛГУ. 1985. 104 с.
  85. Н.В., Деркач A.A., Яблокова Е. А. Сущностные характеристики психолого-педагогических технологий и их роль в повышении мастерства кадров управления. М.: РАГС, 1996. — 121 с.
  86. А.Б. Психология труда и организационная психология. -М.: Радикс, 1995.-440 с.
  87. А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стресса. М., 1993.-158с.
  88. О.И. Влияние психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков. Автореф. диссерт. канд.псих.наук. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011.- 24 с.
  89. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -М.: Смысл, 1992. -64с.
  90. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. // Вопросы психологии. 1987.- № 3.-221с.-С. 150−153.
  91. O.E. Рефлексивные механизмы восприятия личности сотрудников МВД России. Автореф. дисс.канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2011.- 25с.
  92. Е.Б., Парыгин Б. Д. Проблема самореализации личности // Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса.- М.: Наука, 1982. 198с.-С. 128−135.
  93. В. А. Акмеологические особенности развитияпрофессионального творчества руководителя. Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 2004.-24 с.
  94. Л.А. Социально-психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления. Диссерт. канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2011.- 198 с.
  95. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /А.Ф.Кудряшов, Петрозаводск, 1992. -320с.
  96. .А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности. Автореф. диссерт. канд.псих.наук. М.: Институт Психологии РАН, 2008.- 23 с.
  97. Л.В. Профессиональная деформация./Сборник научных трудов «Професиональная деформация и проблемы профессионализма». М"№ 2/2001г.-524с.
  98. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.-226с.
  99. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 278 с.
  100. В.И. Оперативные свойства саморегуляции произвольной активности человека./ Образ в регуляции деятельности. -М., 1997.-245с.
  101. С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод анализа развития творческого потенциала руководителя. Автореф.. канд. психол.наук. М., 1993. — 24 с.
  102. Д.Л. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности разностатусных студентов вуза. Автореф. диссерт. канд.псих.наук. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011.- 24 с.
  103. А.Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя: Автореф.дис.канд.психол.наук.-М., 1998. 30 с.
  104. Л. Методы социально-психологической диагностики личности. Л. 1990. 170 с.
  105. Е.Р. Руководство как фактор командообразования. Автореф.дис.канд. псих. наук.-М.: МГУ, 2011.-24с.
  106. .В. К психологии старости. М., 1978.-170с.
  107. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. -СПб.: СПбГУ, 1996. -172 с.
  108. H.H. Социально-психологические особенности интрагруппового структурирования современной детско-юношеской организации. Автореф. диссерт. канд.псих.наук. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011.- 22 с.
  109. H.H. Психология взрослого человека. Спб.: Шк.практ. психологии, 1995. — 33 с.
  110. Образ в регуляции деятельности. М.: РПС, 1997. — 242 с.
  111. В.В. Роль когнитивных факторов в распозновании эмоциональных состояний. Автореф. диссерт. канд.псих.наук. М.: Институт Психологии РАН, 2007.- 23 с.
  112. В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Ярославль. 1995.-202с.
  113. В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. -193с.- С. 76−97
  114. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психол. журнал, 2001. -Т. 22. -№ 1. -С. 90−101.
  115. А.К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопр. психол,-1999. № 1.-273с.
  116. А.К. Саморегуляция активности человека в системе управления // МЭЛИ: Науч. тр. М., 2003.-198с.
  117. Т.А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов. Автореф.дис.канд. псих. наук.-М.: МГУ, 2011.-25с.
  118. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.-260с.
  119. С. А. Соотношение уровневых характеристик процесса мышления субъекта и особенностей осознания смысловых связей. Автореф. диссерт. канд.псих.наук. М.: Институт Психологии РАН, 2007, — 24 с.
  120. К.К. Структура и развитие личности. М., 1984.- 187с.
  121. Ю.П. Психология становления профессионала. Курск, 1991. -313с.
  122. Познание и регуляция деятельности. Тарту, 1990. — 447 с.
  123. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. -1995. № 1.-303с.
  124. Т.Н. Социально-психологические особенности эффективного развития управленческих способностей руководителя (на опыте кадров военного управления) Автореф. дисс. канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2010, — 24 с.
  125. О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. Ч. 2, — Психопрофилактика профессиональных деформаций.- М.:МГУТУ, 2004. -88с.
  126. О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. 4.1. Профессиональная деформация.-М.:МГУТУ, 2004.-88с.
  127. Практикум по психологии профессиональной деятельности. -СПб.: СПбГУ, 2000. 304 с.
  128. Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971. -328с.
  129. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: МОДЭК, 1996. -256 с.
  130. Психология личности и образ жизни.-М., 1987−476с.
  131. Психология человека от рождения от смерти. СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2002. -656с.
  132. Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.- Питер, 2001. 598 с.
  133. Ратанова Т. А, Золотарева JI И, Шляхта НФ. Методы изучения и психодиагностика личности. М: МГОПУ, 1997. — 219с.
  134. К. Становление человека. М., 1994.-654с.
  135. A.A. Влияние образа жизни трудового коллектива на развитие личности. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987.-23−45с.
  136. Г. К. Каузальный анализ межличностных конфликтов в муниципальных управленческих структурах. Автореф. диссерт. канд.псих.наук. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011.- 25 с.
  137. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960.-450с.
  138. Г. Стресс без дистресса. М., 1982.-365с.
  139. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 2000.-304 с.-С. 216−222.
  140. М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости, 2002. № 7. -26с.- С. 3−9.
  141. В.П., Исаев Е. И. Психология человека, введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  142. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М&bdquo- 1990. — 256 с.
  143. Н.Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте. Диссертация канд.псих.наук. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011.23 с.
  144. E.H. Эффективность обратной связи в межличностных отношениях сотрудников организации. Диссертация канд. псих, наук.- М.: МГУ, 2011.-187 с.
  145. М.П. Социально-психологические особенности поведения сотрудников организации в условиях изменения. Автореф.дис.канд. псих. наук.-М.: МГУ, 2011.-23с.
  146. С.П. Взаимосвязь доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения. Автореф. диссерт. канд.псих.наук. М.: Институт Психологии РАН, 2008.- 20 с.
  147. В.Н. Творчество в профессиональном управленческом труде // Психология и психоанализ. № 3, 1998. — 22−26с.
  148. В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Б.н., 1992. — 76 с.
  149. Д. И снова о «профессиональной деформации». // Психологическая газета. № 6. 2004. С. 32−34. (с дополнениями).
  150. Утюжанин А. П" Устюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993. — 156 с.
  151. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994.-360с.
  152. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  153. Н.П., Ильин Е. П., Высотская Н. Е. О состоянии психического пресыщения, возникающем при монотонной работе // Психофизиология спортивных и трудовых способностей. Л., 1974.-199с.
  154. А.Ю. Социально-психологические особенности развития управленческой компетентности будущих руководителей подразделений МВД России по борьбе с экономическими иналоговыми преступлениями. Автореф. дисс. канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2009.-21 с.
  155. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
  156. Функциональное состояние человека и методы его исследования. -М.: Наука, 1992.-122 с.
  157. JI.M. Особенности акмеологических факторов развития профессиональной мотивации студентов. Автореф.дис.канд. псих. наук.-М.: РАГС, 2002.-23с.
  158. Е.А. Социально-психологическое консультирование развивающейся личности как целостной индивидуальности. Автореф. дисс. канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2008.- 22 с.
  159. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  160. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО «Издательство ACT», 1997 — 300с.
  161. О.Н. Социально-психологические особенности поведения сотрудников органов внутренних дел в профессиональных конфликтах. Автореф. дисс. канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2011.- 22 с.
  162. H.A. Социально-психологические особенности эффективной профессиональной адаптации офицеров в вузах пограничного профиля (на примере офицеров курсового звена). Диссерт. канд.псих.наук. М.: РГСУ, 2010.- 174 с. 1. Интернет ресурсы:
  163. Проблемы профессионализма и профессионала, выявление условий, при которых обеспечивается. nauka-shop.com>mod/shop/productID/53 130/
  164. Акмеологические особенности деформации личностно-профессионального развития руководителей. zexy-999.ru>item/items578491 .html
  165. Предмет исследования: акмеологические особенности деформации личностно-профессионального развития руководителей. Гипотезы исследования Деформацией личностно-профессионального развития.500rublei.ru>work/dissertation143084.html
  166. Профессиональная деформация ru.wikipedia.org>wiki
  167. Деформация — (от латинского deformation искажение), изменение взаимного расположения частиц вещества, обусловленное какими либо внешними или внутренними причинами. dic.academic.ru>dic.nsf/brokgauzefron. .Деформация
  168. Профессиональные личностные деформации у медицинских работников. Проблема синдрома эмоционального сгорания у специалистов различного профиля является актуальной и привлекающей все большее.narcom.ru>publ/info/779
  169. Среди феноменов личностно-профессиональной деформации особое место принадлежит изучению эмоционального выгорания (J1. А. Китаев, В. В. Бойко) и психического выгорания (А. А. Рукавишников). cross-kpk.ru>ims/files/New/Psi/DevPov.html
  170. В последнее десятилетие феномену личностной деформации уделяется все больше внимания, как в. Личностно-профессиональная деформация (ЛПД) может отличаться своей направленностью — иметь.
  171. Ао§І8Іоп.т>Публикации>1аЬоиг/8^готуу§ огапца
  172. О профессиональном выгорании и личностной деформации, psychobook.rmcs. .vygoranii. .lichnostnoy-deformatsii
  173. ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Росздрава», Владивосток, Россия. Профессионально-личностные деформации и возможности их преодоления. rusnauka.com>25DN2008/Pedagogica/29 286.
  174. В личностно-профессиональном развитии педагога рассмотрим ряд уровней: на деятельностном уровне — резистентность профессиональным деформациям- - на психофизиологическом уровне.vestnik.tspu.ru>files/PDF/articles/panovan.v.5.
  175. Feldman J. Psychology (part 2) N.Y., 1990. — 670p.
  176. Gross R.D. Psychology: The science of mind and behaviour.- London, 1987.-822 p.
  177. Guilford J. P. et al. A Factor Analysis Study of Human Interests //Psycho-logical Monografs. 1967. — N 68. — P. 78−96.
  178. Handbuch der Berufspsychologie /Seifert K.H., Eckhardt H.-H., Jaide W. (Hrsg). Gottingen: Hogrefe. — 1977. — 365p.
  179. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. New York, 1954. -237p.
  180. Psycological Theories of the Self.N.Y., London, 1982. — 590 p.
Заполнить форму текущей работой