Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое сопровождение юных спортсменов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные противоречия проявляются в типичных трудностях юных спортсменов, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям: сферам спортивной деятельности; отношению детей к спорту; специфике вида спорта; сочетанию спорта с другими видами деятельности; особенностям мотивации; соотношению кризисов спортивной карьеры с возрастными кризисами; отношению родителей к занятиям спортом (табл… Читать ещё >

Психологическое сопровождение юных спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологические особенности детско-юношеского спорта и РСС определяют кризисный характер начала спортивной карьеры (см. также гл. 9). Психологическое содержание кризиса начала спортивной специализации (или кризиса начала спортивной карьеры) определяется тремя основными противоречиями:

  • — между первоначальными представлениями юных спортсменов о спорте и реальным содержанием тренировочного процесса («обман ожиданий»);
  • — между необходимостью относительно быстрого овладения основами техники вида спорта и реальными возможностями занимающихся («трудности технической и физической подготовки»);
  • — между необходимостью для юных спортсменов положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях и отсутствием соревновательного опыта («трудности первых соревнований»).

Следует выделить еще одну проблему этапа начальной спортивной специализации, связанную с возникновением у юных спортсменов всякого рода страхов. Младший школьный возраст и начало подросткового — сензитивный период для их возникновения и развития. В сочетании с условиями спортивной деятельности они могут усилиться или трансформироваться. Наиболее типичными из них являются: «боязнь условий тренировки» (например, страх тренироваться вместе с большим количеством детей, боязнь зала, страх предмета (снаряда) и т. п.), «страх не подтвердить ожиданий» (тренера, родителей), «боязнь физической нагрузки», «страх считаться неперспективным», «боязнь соревнований». В последнее время актуальны страхи юных спортсменов, связанные с поломкой дорогостоящего инвентаря и снаряжения.

Данные противоречия проявляются в типичных трудностях юных спортсменов, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям: сферам спортивной деятельности; отношению детей к спорту; специфике вида спорта; сочетанию спорта с другими видами деятельности; особенностям мотивации; соотношению кризисов спортивной карьеры с возрастными кризисами; отношению родителей к занятиям спортом (табл. 20.2).

Таблица 20.2

Классификации трудностей юных спортсменов.

Основание.

Трудности начала спортивной карьеры.

Сферы спортивной деятельности.

В тренировочном процессе («обман ожиданий», непонимание объяснений тренера, боязнь считаться неперспективным); в соревнованиях (боязнь поражения, незнание правил соревнований, боязнь публичного выступления).

Специфика вида спорта.

В плавании — монотонность, в гимнастике — боязнь снаряда, в фехтовании — страх сломать инвентарь и т. д.

Сочетание спорта с другими видами деятельности.

Сочетание спорта и учебы (снижение успеваемости, новый режим дня); сочетание спорта и других занятий (музыкальные и художественные школы и т. д.).

Отношение детей к спорту.

К тренировкам (боязнь физической нагрузки, боязнь выполнять на оценку); к соревнованиям (боязнь не подтвердить ожидания, безразличие, нежелание выступать); к тренеру (непонимание объяснений); к спортивной группе (коммуникативные трудности, чувство неуверенности).

Особенности мотивации у детей.

Недостаток или отсутствие мотивации (безразличие, пассивность); противоречивость мотивации (желание тренироваться и нежелание участвовать в соревнованиях); «чрезмерная» мотивация (неприемлемость поражения, форсирование нагрузок).

Совпадение кризисов спортивной карьеры с возрастными кризисами.

Кризис шести-семи лет (адаптация в школе) и кризис начала спортивной карьеры (режим дня, повышение общей нагрузки); подростковый кризис и кризис начала спортивной карьеры («обман ожиданий», «чрезмерная» мотивация, неприемлемость поражения).

Отношение родителей к занятиям детей спортом.

Негативное — у детей чувство вины, снижение мотивации; компенсирующее — дети боятся не подтвердить ожидания родителей, не оправдать надежды, чувствуют себя обязанными; безразличное — дети не чувствуют поддержку, не уверены в правильности своих действий.

За рамками данного подхода остаются взаимоотношения между тренером и юными спортсменами, особенности общения тренера и родителей, а также отношение и роль последних в процессе овладения спортивной деятельностью, что в значительной мере определяет действенность предложенных положений, а следовательно, и эффективность этапа начальной спортивной специализации.

Необходимость преодоления этих трудностей для успешного продолжения занятий спортом определяет важность психологической помощи юным спортсменам уже на начальном этапе спортивной карьеры. Переживания, связанные с трудностями начала спортивной карьеры, негативно влияют на развитие детей, могут привести к потере эмоционального благополучия, остановке роста спортивных результатов и, в конечном счете, к уходу из спорта.

Психологическая помощь в спорте — это помощь спортсменам в решении не только конкретных трудностей, но и в личностном росте и развитии, в построении успешной спортивной и жизненной карьеры[1].

Представим подходы, раскрывающие специфику психологической помощи спортсменам на начальном этапе спортивной карьеры.

По мнению Горской, задачами психологического обеспечения подготовки юных спортсменов в первые годы занятий спортом являются[2]:

  • — формирование мотивации занятий избранным видом спорта;
  • — развитие психомоторики как основы общей двигательной культуры;
  • — развитие интеллектуальных способностей (внимания, памяти, мышления);
  • — ознакомление занимающихся с соревновательной сутыо спорта;
  • — отбор перспективных юных спортсменов.

Для реализации вышеперечисленных задач автор предлагает использовать методы развития мотивации занятий избранным видом спорта, устойчивости внимания, психомоторных способностей, навыков самоконтроля и самооценки, помехоустойчивости.

Основой концепции детского спорта является ориентация тренера на достижение результатов спортивной деятельности в широком смысле, т. е. на обеспечение полноценного физического и психического развития юного спортсмена. Авторы подчеркивают приоритет позитивной социальной поддержки ребенку со стороны тренера, родителей в ситуациях победы и поражения, проявления усилий и демонстрации конкретного результата, т. е. во всем спектре спортивной деятельности.

Ф. Смолл и Р. Смит[3] выделили и описали пять «проблемных» типов юных спортсменов:

  • — «неготовые к обучению» спортсмены; их отличает неспособность воспринимать указания тренера, желание делать по-своему;
  • — «эгоистичные и избалованные» юные спортсмены; их особенность состоит в игнорировании других детей, командных интересов, правил и традиций;
  • — «неуверенные» спортсмены;
  • — «чрезмерно тревожные» юные спортсмены, для которых характерно состояние психической напряженности, боязнь неудачи и т. п.;
  • — «подозрительные и недоверчивые» юные спортсмены, которых отличает некоммуникабельность, недоверчивость по отношению к тренеру и другим ребятам; они часто являются «изолированными» и «отверженными».

В концепции детского спорта Смолла и Смита преобладают социальнопсихологические аспекты. В меньшей мере рассмотрен дидактический аспект и особенности сочетания спорта и учебы. Вместе с этим, некоторые принципы данного подхода весьма эффективны для дальнейшей разработки и совершенствования содержания психологической помощи юным спортсменам.

В конце 1990;х гг. Хвацкой была разработана модель психологического сопровождения юных спортсменов и методика ее реализации на основе общей модели психологического сопровождения спортивной карьеры Стамбуловой[4].

Психологическое сопровождение начального этапа спортивной карьеры ориентировано, прежде всего, на достижение результата спортивной деятельности в широком смысле, т. е. на уровне общего развития.

Основа психологического сопровождения юных спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры — это отношение к ним как к субъекту собственного развития в спорте и жизни.

Принципы психологического сопровождения юных спортсменов на начальном этапе занятий спортом:

  • — основная задача детско-юношеского спорта — содействовать гармоничному развитию юных спортсменов, своевременному решению возрастных задач развития и уже на этой основе стимулировать рост их спортивных результатов;
  • — юный спортсмен должен рассматриваться тренером не как объект его воздействий («материал» для подготовки чемпиона), а как субъект собственного развития карьеры в спорте и жизни. При таком подходе задача тренера и родителей состоит в оказании спортсмену социальной поддержки, в создании благоприятных условий для приобретения собственного опыта, реализации возможностей с учетом индивидуальных особенностей, а не в форсировании спортивной подготовки;
  • — уверенность юного спортсмена, что его любят и принимают таким, какой он есть, помогает ему преодолевать свои внутренние конфликты, разного рода страхи и положительно влияет на развитие самостоятельности;
  • — каждый ребенок должен найти источник радости, удовольствия в занятиях спортом;
  • — успешный спортсмен — это спортсмен, достигающий поставленных задач, а не тот, который лучше другого;
  • — успешное развитие юного спортсмена — наиболее привлекательная сторона занятий спортом для родителей, что позволяет объединить усилия тренера, родителей и детей на благо развития последних.

В связи с данными принципами, целью психологического сопровождения юных спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры является содействие гармоничному развитию спортсмена в связи с преодолением кризиса начала спортивной карьеры. Эта цель конкретизирована в следующих задачах:

  • — содействовать развитию нравственных качеств детей;
  • — способствовать формированию, поддержанию и коррекции собственной мотивации юных спортсменов;
  • — создать условия для проявления и развития способностей юных спортсменов при овладении основами техники вида спорта и достижении необходимого для этого уровня физической подготовленности;
  • — содействовать развитию возрастных психических новообразований у юных спортсменов (у дошкольника — соподчинению мотивов, развитию символической функции, у младшего школьника — произвольности психических процессов и поведения; внутреннего плана действий и рефлексии; у подростков — переходу к абстрактному мышлению; стремлению быть и считаться взрослым);
  • — создать психологические предпосылки для успешного участия в первых соревнованиях (в первом сезоне);
  • — предупреждать возникновение страхов юных спортсменов;
  • — в случае необходимости корректировать отношение к спорту родителей юных спортсменов;
  • — предупреждать уход детей из спорта.

Решение данных задач представлено в табл. 20.3.

Таблица 203

Психологическое сопровождение юных спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры.

Задача психологического сопровождения.

Частные задачи психологического сопровождения и особенности их реализации.

Содействовать развитию нравственных качеств детей.

Формирование справедливых групповых норм с участием юных спортсменов;

— использование полярных этических эталонов (дошкольный и младший школьный возраст).

Способствовать формированию, поддержанию и коррекции собственной мотивации юных спортсменов.

  • — Общая установка — на формирование мотивации «сегодня лучше, чем вчера» (преобладание личностного критерия оценивания);
  • — опора на развитие процессуальных мотивов на основе интереса к спорту вообще и своему виду спорта в частности;
  • — постановка конкретных целей;
  • — стимулирование познавательной активности (самоотчеты, стимулирование вопросов, совместный анализ действий)

Продолжение табл. 203

Задача психологического сопровождения.

Частные задачи психологического сопровождения и особенности их реализации.

Создать условия для проявления и развития способностей юных спортсменов при овладении основами техники вида спорта и достижения необходимого для этого уровня физической подготовленности.

Информирование об особенностях вида спорта, тренировочной и соревновательной деятельности;

  • — общая установка — на самосовершенствование;
  • — постепенное повышение требований; стимулирование познавательной активности детей;
  • — использование методов и методических приемов обучения, воспитания и организации занятий с учетом возрастных особенностей спортсменов;

широкое применение игрового метода в обучении двигательным действиям и в воспитании физических качеств;

преобладание нормативного и личностного критериев оценки для стимулирования активности спортсменов;

оказание социатьной/эмоционатьной поддержки юным спортсменам;

учет сензитивных периодов для развития двигательных способностей и психических качеств.

Содействовать развитию возрастных психических новообразований юных спортсменов.

— Использование психотехнических игр и упражнений; формирование знаний правил соревнований, элементов страховки и техники безопасности, умения проводить разминку;

  • — самостоятельное выполнение заданий тренера (разминка, работа в парах, тройках и пр.);
  • — информирование о неправильных действиях, стимулирование самостоятельного исправления ошибок;
  • — проведение тренировок в усложненных условиях;
  • — обсуждение и оценивание участия в тренировках и соревнованиях;
  • — ведение спортивного дневника

Создать психологические предпосылки для успешного участия в первых соревнованиях (в первом сезоне).

— Информирование спортсменов о правилах соревнований, возможных помехах, проведении разминки и приемах преодоления неблагоприятных психических состояний;

установка на демонстрацию своих умений и возможностей, постановка конкретной задачи;

моделирование соревновательной ситуации на тренировке;

  • — информирование спортсменов и их родителей об оптимальном режиме дня накануне соревнований;
  • — создание атмосферы праздника (грамоты участникам, медали — призерам);
  • — оказание социальной/эмоциональной поддержки спортсмену перед, в ходе и после соревнований;
  • — формирование адекватного отношения к неудаче; организация эмоциональной/социальной поддержки со

стороны родителей.

Предупреждать возникновение страхов юных спортсменов.

— Отказ от «наклеивания» ярлыков как положительных («самый лучший», «звезда»), так и отрицательных («неумеха», «непсрспсктивный»);

социальная/эмоциональная поддержка спортсмену;

Задача психологического сопровождения.

Частные задачи психологического сопровождения и особенности их реализации.

  • — формирование адекватного отношения к неудаче;
  • — формирование адекватного отношения к успеху;
  • — взаимодействие со спортсменами вне тренировок;
  • — утверждение в правилах команды неприемлемости проявления примитивных межличностных реакций (зависти, агрессии, безразличия, злорадства);
  • — использование «неспортивных» заданий, требующих совместных действий юных спортсменов;
  • — использование различных критериев оценки для регуляции отношений дружественности — конкурентности в спортивной группе;
  • — информирование о правилах соревнований, технике безопасности, овладение элементами страховки;
  • — постепенное повышение требований;
  • — создание «ситуации успеха», т. е. подбор задания, гарантированного для выполнения конкретным спортсменом

В случае необходимости корректировать отношение к спорту родителей юных спортсменов.

  • — Общая установка (позиция) — спортсмен имеет право приобретать собственный опыт успеха и неудач, задача тренера и родителей — создать условия для реализации возможностей ребенка в спорте;
  • — спортсмену важна поддержка независимо от результата его выступления или тренировки;
  • — общие требования к спортсмену (в одном ключе);
  • — налаживание «обратной» связи, диалога с родителями (информирование тренера об особенностях спортсмена, его состоянии здоровья; информирование родителей об особенностях вида спорта, успехах спортсмена, его перспективах

в данном виде спорта и т. д.);

  • — недопустимость сравнения результатов ребенка с собственными результатами родителей;
  • — обсуждение поведения родителей на соревнованиях (поддержка, невмешательство в действия тренера);
  • — информирование родителей о задачах на учебный год, требованиях отбора;
  • — информирование о новых требованиях, нагрузке и т. д.

Предупреждать уход детей из спорта.

  • — Информирование об особенностях вида спорта, требованиях, предъявляемых к спортсмену;
  • — систематические тестирования и наблюдения;
  • — постепенность повышения требований;
  • — консультирование спортсмена и его родителей о перспективах занятий данным видом спортом и обсуждение возможности занятий другим видом («у тебя такие-то особенности, хорошо получается то-то, что нужно, выигрышно в таком-то виде спорта», т. е. утверждение, что не спортсмен плохой, неперспективный, а этот вид спорта — неподходящий для него);
  • — по возможности информирование нового тренера об особенностях спортсмена

Общими, экспериментально подтвержденными эффектами психологического сопровождения голых спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры являются:

  • — прогрессирующая динамика показателей интеллектуальных процессов и психомоторики юных спортсменов;
  • — рост удовлетворенности детей занятиями спортом;
  • — рост и повышение адекватности уровня притязаний и самооценки юных спортсменов;
  • — переход от доминирования внешней мотивации к формированию у детей собственной положительной мотивации занятий спортом;
  • — позитивная динамика социально-психологической атмосферы в спортивной группе;

рост удовлетворенности родителей занятиями ребенка спортом.

В качестве специального эффекта реализации психологического сопровождения отмечена прогрессирующая динамика спортивных результатов юных спортсменов.

Таким образом, решение данных задач психологической помощи позволяет юным спортсменам:

  • — преодолеть трудности в адаптации к требованиям спортивной деятельности вообще и конкретного вида спорта в частности;
  • — обеспечивает не только успешное общее развитие детей, но и рост их спортивных результатов, а в более широком смысле — психологическую готовность юных спортсменов к продолжению спортивной карьеры.
  • [1] См.: Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб, пособие. Спб., 1999;Stambulova N. В., Ryba Т. V. Athletes' Careers Across Cultures. Routledge, 2013.
  • [2] См.: Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 2008.
  • [3] См.: Small Smith R. Sport Psychology for Youth Coaches: Personal Grouth to AthleticExcellence. Washington, 1987.
  • [4] См.: Хвацкая Е. Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальнойспортивной специализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. СГ16., 1997; Хвацкая Е. Е. Основы психологии детского спорта // Здоровье человека как национальное достояние: коллективная монография / под общ. ред. А. В. Таймазова, С. А. Цветкова, С. П. Евсеева, Ю. II. Федотова. СПб., 2010. С. 223—243; Стамбулова II. Б. Психология спортивнойкарьеры: учеб, пособие.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой