Психологическое сопровождение юных спортсменов
![Реферат: Психологическое сопровождение юных спортсменов](https://westud.ru/work/6449775/cover.png)
Данные противоречия проявляются в типичных трудностях юных спортсменов, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям: сферам спортивной деятельности; отношению детей к спорту; специфике вида спорта; сочетанию спорта с другими видами деятельности; особенностям мотивации; соотношению кризисов спортивной карьеры с возрастными кризисами; отношению родителей к занятиям спортом (табл… Читать ещё >
Психологическое сопровождение юных спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психологические особенности детско-юношеского спорта и РСС определяют кризисный характер начала спортивной карьеры (см. также гл. 9). Психологическое содержание кризиса начала спортивной специализации (или кризиса начала спортивной карьеры) определяется тремя основными противоречиями:
- — между первоначальными представлениями юных спортсменов о спорте и реальным содержанием тренировочного процесса («обман ожиданий»);
- — между необходимостью относительно быстрого овладения основами техники вида спорта и реальными возможностями занимающихся («трудности технической и физической подготовки»);
- — между необходимостью для юных спортсменов положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях и отсутствием соревновательного опыта («трудности первых соревнований»).
Следует выделить еще одну проблему этапа начальной спортивной специализации, связанную с возникновением у юных спортсменов всякого рода страхов. Младший школьный возраст и начало подросткового — сензитивный период для их возникновения и развития. В сочетании с условиями спортивной деятельности они могут усилиться или трансформироваться. Наиболее типичными из них являются: «боязнь условий тренировки» (например, страх тренироваться вместе с большим количеством детей, боязнь зала, страх предмета (снаряда) и т. п.), «страх не подтвердить ожиданий» (тренера, родителей), «боязнь физической нагрузки», «страх считаться неперспективным», «боязнь соревнований». В последнее время актуальны страхи юных спортсменов, связанные с поломкой дорогостоящего инвентаря и снаряжения.
Данные противоречия проявляются в типичных трудностях юных спортсменов, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям: сферам спортивной деятельности; отношению детей к спорту; специфике вида спорта; сочетанию спорта с другими видами деятельности; особенностям мотивации; соотношению кризисов спортивной карьеры с возрастными кризисами; отношению родителей к занятиям спортом (табл. 20.2).
Таблица 20.2
Классификации трудностей юных спортсменов.
Основание. | Трудности начала спортивной карьеры. |
Сферы спортивной деятельности. | В тренировочном процессе («обман ожиданий», непонимание объяснений тренера, боязнь считаться неперспективным); в соревнованиях (боязнь поражения, незнание правил соревнований, боязнь публичного выступления). |
Специфика вида спорта. | В плавании — монотонность, в гимнастике — боязнь снаряда, в фехтовании — страх сломать инвентарь и т. д. |
Сочетание спорта с другими видами деятельности. | Сочетание спорта и учебы (снижение успеваемости, новый режим дня); сочетание спорта и других занятий (музыкальные и художественные школы и т. д.). |
Отношение детей к спорту. | К тренировкам (боязнь физической нагрузки, боязнь выполнять на оценку); к соревнованиям (боязнь не подтвердить ожидания, безразличие, нежелание выступать); к тренеру (непонимание объяснений); к спортивной группе (коммуникативные трудности, чувство неуверенности). |
Особенности мотивации у детей. | Недостаток или отсутствие мотивации (безразличие, пассивность); противоречивость мотивации (желание тренироваться и нежелание участвовать в соревнованиях); «чрезмерная» мотивация (неприемлемость поражения, форсирование нагрузок). |
Совпадение кризисов спортивной карьеры с возрастными кризисами. | Кризис шести-семи лет (адаптация в школе) и кризис начала спортивной карьеры (режим дня, повышение общей нагрузки); подростковый кризис и кризис начала спортивной карьеры («обман ожиданий», «чрезмерная» мотивация, неприемлемость поражения). |
Отношение родителей к занятиям детей спортом. | Негативное — у детей чувство вины, снижение мотивации; компенсирующее — дети боятся не подтвердить ожидания родителей, не оправдать надежды, чувствуют себя обязанными; безразличное — дети не чувствуют поддержку, не уверены в правильности своих действий. |
За рамками данного подхода остаются взаимоотношения между тренером и юными спортсменами, особенности общения тренера и родителей, а также отношение и роль последних в процессе овладения спортивной деятельностью, что в значительной мере определяет действенность предложенных положений, а следовательно, и эффективность этапа начальной спортивной специализации.
Необходимость преодоления этих трудностей для успешного продолжения занятий спортом определяет важность психологической помощи юным спортсменам уже на начальном этапе спортивной карьеры. Переживания, связанные с трудностями начала спортивной карьеры, негативно влияют на развитие детей, могут привести к потере эмоционального благополучия, остановке роста спортивных результатов и, в конечном счете, к уходу из спорта.
Психологическая помощь в спорте — это помощь спортсменам в решении не только конкретных трудностей, но и в личностном росте и развитии, в построении успешной спортивной и жизненной карьеры[1].
Представим подходы, раскрывающие специфику психологической помощи спортсменам на начальном этапе спортивной карьеры.
По мнению Горской, задачами психологического обеспечения подготовки юных спортсменов в первые годы занятий спортом являются[2]:
- — формирование мотивации занятий избранным видом спорта;
- — развитие психомоторики как основы общей двигательной культуры;
- — развитие интеллектуальных способностей (внимания, памяти, мышления);
- — ознакомление занимающихся с соревновательной сутыо спорта;
- — отбор перспективных юных спортсменов.
Для реализации вышеперечисленных задач автор предлагает использовать методы развития мотивации занятий избранным видом спорта, устойчивости внимания, психомоторных способностей, навыков самоконтроля и самооценки, помехоустойчивости.
Основой концепции детского спорта является ориентация тренера на достижение результатов спортивной деятельности в широком смысле, т. е. на обеспечение полноценного физического и психического развития юного спортсмена. Авторы подчеркивают приоритет позитивной социальной поддержки ребенку со стороны тренера, родителей в ситуациях победы и поражения, проявления усилий и демонстрации конкретного результата, т. е. во всем спектре спортивной деятельности.
Ф. Смолл и Р. Смит[3] выделили и описали пять «проблемных» типов юных спортсменов:
- — «неготовые к обучению» спортсмены; их отличает неспособность воспринимать указания тренера, желание делать по-своему;
- — «эгоистичные и избалованные» юные спортсмены; их особенность состоит в игнорировании других детей, командных интересов, правил и традиций;
- — «неуверенные» спортсмены;
- — «чрезмерно тревожные» юные спортсмены, для которых характерно состояние психической напряженности, боязнь неудачи и т. п.;
- — «подозрительные и недоверчивые» юные спортсмены, которых отличает некоммуникабельность, недоверчивость по отношению к тренеру и другим ребятам; они часто являются «изолированными» и «отверженными».
В концепции детского спорта Смолла и Смита преобладают социальнопсихологические аспекты. В меньшей мере рассмотрен дидактический аспект и особенности сочетания спорта и учебы. Вместе с этим, некоторые принципы данного подхода весьма эффективны для дальнейшей разработки и совершенствования содержания психологической помощи юным спортсменам.
В конце 1990;х гг. Хвацкой была разработана модель психологического сопровождения юных спортсменов и методика ее реализации на основе общей модели психологического сопровождения спортивной карьеры Стамбуловой[4].
Психологическое сопровождение начального этапа спортивной карьеры ориентировано, прежде всего, на достижение результата спортивной деятельности в широком смысле, т. е. на уровне общего развития.
Основа психологического сопровождения юных спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры — это отношение к ним как к субъекту собственного развития в спорте и жизни.
Принципы психологического сопровождения юных спортсменов на начальном этапе занятий спортом:
- — основная задача детско-юношеского спорта — содействовать гармоничному развитию юных спортсменов, своевременному решению возрастных задач развития и уже на этой основе стимулировать рост их спортивных результатов;
- — юный спортсмен должен рассматриваться тренером не как объект его воздействий («материал» для подготовки чемпиона), а как субъект собственного развития карьеры в спорте и жизни. При таком подходе задача тренера и родителей состоит в оказании спортсмену социальной поддержки, в создании благоприятных условий для приобретения собственного опыта, реализации возможностей с учетом индивидуальных особенностей, а не в форсировании спортивной подготовки;
- — уверенность юного спортсмена, что его любят и принимают таким, какой он есть, помогает ему преодолевать свои внутренние конфликты, разного рода страхи и положительно влияет на развитие самостоятельности;
- — каждый ребенок должен найти источник радости, удовольствия в занятиях спортом;
- — успешный спортсмен — это спортсмен, достигающий поставленных задач, а не тот, который лучше другого;
- — успешное развитие юного спортсмена — наиболее привлекательная сторона занятий спортом для родителей, что позволяет объединить усилия тренера, родителей и детей на благо развития последних.
В связи с данными принципами, целью психологического сопровождения юных спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры является содействие гармоничному развитию спортсмена в связи с преодолением кризиса начала спортивной карьеры. Эта цель конкретизирована в следующих задачах:
- — содействовать развитию нравственных качеств детей;
- — способствовать формированию, поддержанию и коррекции собственной мотивации юных спортсменов;
- — создать условия для проявления и развития способностей юных спортсменов при овладении основами техники вида спорта и достижении необходимого для этого уровня физической подготовленности;
- — содействовать развитию возрастных психических новообразований у юных спортсменов (у дошкольника — соподчинению мотивов, развитию символической функции, у младшего школьника — произвольности психических процессов и поведения; внутреннего плана действий и рефлексии; у подростков — переходу к абстрактному мышлению; стремлению быть и считаться взрослым);
- — создать психологические предпосылки для успешного участия в первых соревнованиях (в первом сезоне);
- — предупреждать возникновение страхов юных спортсменов;
- — в случае необходимости корректировать отношение к спорту родителей юных спортсменов;
- — предупреждать уход детей из спорта.
Решение данных задач представлено в табл. 20.3.
Таблица 203
Психологическое сопровождение юных спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры.
Задача психологического сопровождения. | Частные задачи психологического сопровождения и особенности их реализации. |
Содействовать развитию нравственных качеств детей. | Формирование справедливых групповых норм с участием юных спортсменов; — использование полярных этических эталонов (дошкольный и младший школьный возраст). |
Способствовать формированию, поддержанию и коррекции собственной мотивации юных спортсменов. |
|
Продолжение табл. 203
Задача психологического сопровождения. | Частные задачи психологического сопровождения и особенности их реализации. |
Создать условия для проявления и развития способностей юных спортсменов при овладении основами техники вида спорта и достижения необходимого для этого уровня физической подготовленности. | Информирование об особенностях вида спорта, тренировочной и соревновательной деятельности;
широкое применение игрового метода в обучении двигательным действиям и в воспитании физических качеств; преобладание нормативного и личностного критериев оценки для стимулирования активности спортсменов; оказание социатьной/эмоционатьной поддержки юным спортсменам; учет сензитивных периодов для развития двигательных способностей и психических качеств. |
Содействовать развитию возрастных психических новообразований юных спортсменов. | — Использование психотехнических игр и упражнений; формирование знаний правил соревнований, элементов страховки и техники безопасности, умения проводить разминку;
|
Создать психологические предпосылки для успешного участия в первых соревнованиях (в первом сезоне). | — Информирование спортсменов о правилах соревнований, возможных помехах, проведении разминки и приемах преодоления неблагоприятных психических состояний; установка на демонстрацию своих умений и возможностей, постановка конкретной задачи; моделирование соревновательной ситуации на тренировке;
стороны родителей. |
Предупреждать возникновение страхов юных спортсменов. | — Отказ от «наклеивания» ярлыков как положительных («самый лучший», «звезда»), так и отрицательных («неумеха», «непсрспсктивный»); социальная/эмоциональная поддержка спортсмену; |
Задача психологического сопровождения. | Частные задачи психологического сопровождения и особенности их реализации.
|
В случае необходимости корректировать отношение к спорту родителей юных спортсменов. |
в данном виде спорта и т. д.);
|
Предупреждать уход детей из спорта. |
|
Общими, экспериментально подтвержденными эффектами психологического сопровождения голых спортсменов на начальном этапе спортивной карьеры являются:
- — прогрессирующая динамика показателей интеллектуальных процессов и психомоторики юных спортсменов;
- — рост удовлетворенности детей занятиями спортом;
- — рост и повышение адекватности уровня притязаний и самооценки юных спортсменов;
- — переход от доминирования внешней мотивации к формированию у детей собственной положительной мотивации занятий спортом;
- — позитивная динамика социально-психологической атмосферы в спортивной группе;
рост удовлетворенности родителей занятиями ребенка спортом.
В качестве специального эффекта реализации психологического сопровождения отмечена прогрессирующая динамика спортивных результатов юных спортсменов.
Таким образом, решение данных задач психологической помощи позволяет юным спортсменам:
- — преодолеть трудности в адаптации к требованиям спортивной деятельности вообще и конкретного вида спорта в частности;
- — обеспечивает не только успешное общее развитие детей, но и рост их спортивных результатов, а в более широком смысле — психологическую готовность юных спортсменов к продолжению спортивной карьеры.
- [1] См.: Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб, пособие. Спб., 1999;Stambulova N. В., Ryba Т. V. Athletes' Careers Across Cultures. Routledge, 2013.
- [2] См.: Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 2008.
- [3] См.: Small Smith R. Sport Psychology for Youth Coaches: Personal Grouth to AthleticExcellence. Washington, 1987.
- [4] См.: Хвацкая Е. Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальнойспортивной специализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. СГ16., 1997; Хвацкая Е. Е. Основы психологии детского спорта // Здоровье человека как национальное достояние: коллективная монография / под общ. ред. А. В. Таймазова, С. А. Цветкова, С. П. Евсеева, Ю. II. Федотова. СПб., 2010. С. 223—243; Стамбулова II. Б. Психология спортивнойкарьеры: учеб, пособие.