Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании и образовании младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлению межпредметных связей. в настоящем исследовании рассмотрены только некоторые аспекты проблемы применения опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников. Представляет большой интерес изучение динамики умственного развития и воспитания социально-значимыхмотивов интеллектуальной деятельности в I-IV классах школы, разработка вопросов преемственности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Идеи умственного воспитания в карачаевском устном народном творчестве
    • 1. 1. Карачаевцы о значении ума и умственного воспитания в едином процессе формирования личности
    • 1. 2. Содержание умственного воспитания детей в карачаевской народной педагогике
    • 1. 3. Методы и средства умственного воспитания детей в карачаевской народной педагогике
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики по умственному воспитанию в современном начальном образовании
    • II. 1. Сущность и задачи умственного воспитания младших школьников
    • II. 2. Анализ состояния практики умственного воспитания учащихся начальных классов карачаевских школ (констатирующий эксперимент}
    • II. 3. Организация и результаты экспериментальной работы
    • I. I4. Методические рекомендации по организации умственного воспитания младших школьников на основе использования идей и опыта карачаевской народной педагогики./
  • Выводы по II главе

Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании и образовании младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

г/.

Происходящие в стране общественные преобразования предъявляют всё возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека. Наметившаяся тенденция нашла своё отражение в целях и задачах образовательной подготовки учащихся. Анализ содержания Закона Российской Федерации «Об образовании» показывает, что изучение любой дисциплины на каждой ступени обучения должно способствовать интеллектуальному развитию учащихся, необходимому для их дальнейшей самореализации.

В связи с этим возрастает роль умственного воспитания учащихся. Повышению его эффективности служит достаточно широкий круг факторов, к числу которых относится и прогрессивный опыт народной педагогики.

Необходимость научно-методического обоснования условий использования опыта народной педагогики в обучении и воспитании учащихся обусловлена следующими проблемными вопросами:

— неустойчивость связей между поколениями;

— неоформленность социальных, культурных, национальных, образовательных ценностей.

Говоря о возможностях использования в умственном воспитании младших школьников опыта карачаевской народной педагогики, следует отметить, что в 1−4 классах создаются необходимые предпосылки для дальнейшего умственного развития детей на последующих ступенях обучения. В большей мере это касается интеллектуальных умений и навыков, многие из которых, легче усваиваются в младшем школьном возрасте и имеют тенденцию к долговременному сохранению. Поэтому задача карачаевской начальной школы состоит прежде всего в том, чтобы не упустить благоприятный период для их формирования.

Поскольку стратегия обучения должна быть ориентирована не на узкодисциплинарный, а на междисциплинарный подход, то и процесс использования опыта карачаевской народной педагогики необходимо направить на интеграцию всего начального образования.

Безусловно, в рамках начального образования невозможно полностью сформировать общую культуру умственной деятельности. Несомненно то, что в начальных классах национальной школы возможно и необходимо накопление основных систематизированных знаний об окружающей действительности, формирование основных мыслительных операций и интеллектуальных умений в тесной связи с традиционным образом жизни и мышления.

В своем исследовании мы опирались на гуманистические идеи в области умственного воспитания содержащиеся в трудах выдающихся представителей педагогической мысли Платона и Аристотеля, Плутарха и Квинтилиа-на, Ф. Бэкона и К. А. Гельвеция, Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и Ф.В. А. Дистервега, В. Г. Белинского и К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского и др.

Актуальность проблемы умственного воспитания детей показывают психолого-педагогические исследования. Разработаны теоретико-методологические основы умственного воспитания детей (Ю.К. Бабанский, Г. Нойнер, Т.А.Ильина). Исследованы психологические аспекты умственного развития (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Л.В.Занков).

Обоснована приоритетность умственного воспитания в младшем школьном возрасте, связанная с типом ведущей деятельности и возникающими на его основе центральными психологическими новообразованиями (Д.Б.Эльконин, В. В. Давыдов, А.К.Маркова).

Исследовано общее развитие младших школьников на высоком теоретическом уровне обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков).

Разработаны критерии умственного развития детей (Н.А.Менчинская, З. И. Калмыкова, Л. М. Фридман, И.Ю.Кулагина). Выявлена иерархическая градация показателей умственного развития (Н.А.Менчинская). Исследована связь между овладением знаниями и умственным развитием (A.M. Матюш-кин).

Рассмотрены пути организации умственного воспитания (В.А.Сухомлинский, Т. А. Ильина, В.П.Панько).

Изучение исследований посвященных умственному воспитанию детей позволяет сделать вывод, что многие основополагающие и частные вопросы решены. Однако, в проведённых исследованиях по данной проблеме не находит отражение использование прогрессивных идей и опыта народной педагогики.

Использование прогрессивных традиций в воспитании подрастающего поколения является предметом исследований по народной педагогике.

Глубина воздействий народных традиций на развитие личности представлена в трудах Г. Н. Волкова. Различные аспекты содержания умственного воспитания детей средствами народной педагогики рассматривались в трудах В. Ф. Афанасьева, Г. Виноградова, А. Ш. Гашимова, М Б. Гуртуевой, В В. Ма-каева, Ш. А. Мирзоева, Е. Е. Хатаева, А. Э. Измайлова, А. Ф. Хинтибидзе, И. А. Шорова.

В работе над диссертацией мы использовали монографии И. А. Шорова, ^ в которых дан глубокий анализ проблем умственного воспитания, сочетания нового и традиционного, общечеловеческого и национального.

В исследовании избранной нами проблемы большую роль сыграли изучение трудов, посвященных культуре и быту народов Северного Кавказа, Карачаево-Черкессии (А.Алиев, М. Д. Каракетов, С. Б. Узденова, К. М. Текеев и др).

В последнее время появился ряд педагогических исследований на материале Карачаево-Черкессии (М.Ю.Айбазова, Ф. В. Абаева, Х. Х-М.Батчаева, Б. М. Борлакова, К. Б. Семёнов и др.), в которых проанализирован богатый аксиологический потенциал народной педагогики.

Анализ трудов указанных авторов показывает отсутствие специальных исследований, посвященных проблеме умственного воспитания младших школьников средствами карачаевской народной педагогики.

Кроме того, о недостаточной теоретической подготовленности учителей в вопросах умственного воспитания учащихся свидетельствуют результаты изучения деятельности учителей начальных классов карачаевских школ. Главной причиной указанного, на наш взгляд, является научно-методическая неразработанность проблемы национального компонента содержания образования.

Исходя из возрастающей актуальности, теоретической и практической значимости, недостаточной разработанности проблемы умственного воспитания в карачаевском устном народном творчестве был сделан выбор темы исследования.,.

К проблемам, требующим исследования относятся:

— цель и содержание умственного воспитания в карачаевских начальных школах;

— дидактические возможности средств карачаевской народной педагогики;

— организация и методическое обеспечение учебного процесса в карачаевской начальной школе.

Вместе с тем существует ряд проблем, которые вообще не рассматривались в исследованиях по дидактике национальной начальной школы:

— создание этнопедагогической модели умственного воспитания детей;

— выявление педагогических условий повышения эффективности использования карачаевской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью использования опыта карачаевской народной педагогики в обучении младших школьников и отсутствием обоснованной методики его применения. Это противоречие определяет актуальность проблемы данного исследования, которая заключается в выявлении педагогических идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании и в установлении возможностей их использования в умственном воспитании младших школьников.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в современной начальной школе.

Предметом исследования выступает умственное воспитание учащихся карачаевских начальных школ средствами народной педагогики.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что целенаправленное и системное введение в общий процесс умственного воспитания младших школьников прогрессивных идей и опыта карачаевской народной педагогики позволит не только существенно расширить кругозор учащихся и сформировать у них основные интеллектуальные умения, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленность личности, выражающейся в потребностях, интересах, убежденияхспособностидарованияволюнравственные качества).

Задачи исследования:

— исследовать проблему умственного воспитания младших школьников;

— изучить социальные и этнопедагогические особенности умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ;

— выявить идеи и опыт карачаевской народной педагогики в умственном воспитании детей;

— определить состояние поставленной проблемы в современной практике карачаевской начальной школыразработать и экспериментально апробировать педагогически обоснованную систему умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ (этнопедагогическую модель) — внедрить разработанные научно-методические рекомендации в практику школ Карачаево-Черкесской республики. Методологические основы исследования: аксиологический подход к воспитанию, частью которого является признание человека высшей ценностьювозможность использования различных философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических и духовно-нравственных ценностейизучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленностипризнание целостности мирового педагогического процесса и своеобразия его проявления в различных странах, регионахконкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов, явлений, теорий, идейэтнопедагогический подход к изучению эмпирического опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, исконных ценностей семьи, рода, племени, народности, нации и реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике воспитанияположения философии, психологии, педагогики о творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития.

Для решения поставленных задач в работе были использованы елепедагогической литературыизучение и анализ материалов народного творчества с целью выявления идей и опыта народной педагогикимоделированиенаблюдение за деятельностью учащихся и учителейбеседы с учителями, учащимися, родителями младших школьниковопросанкетированиетестированиеанализ продуктов учебной деятельностиопытно-экспериментальная работаобобщение и систематизация полученных результатов.

Теоретическую основу исследования составили идеи об умственном воспитании детей, разработанные в трудах Ю. К. Бабанского, В. П. Панько, В. А. Сухомлинского, Т. А. Ильиной, Г. Нойнерапсихологические аспекты умственного развития (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, JI.B. Занков).

Мы опирались на гуманистические идеи в области умственного воспитания (Платон, Аристотель, Плутарх, Квинтилиан, Ф. Бэкон, К. А. Гельвеций, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф.В. А. Дистервег, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) — аспекты содержания умственного воспитания средствами народной педагогики (В.Ф. Афанасьева, Г. Виноградова, Г. Н. Волков, А. Ш. Гашимов, М.Б. Гур-туева, А. Э. Измайлов, В. В. Макаев, Ш. А. Мирзоев, Е. Е. Хатаев, А.Ф. Хинти-бидзе, И.А. Шоров).

Организация и база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования служили общеобразовательные школы № № 1, 3, 4, 5, 6 г. Ка-рачаевска, Ново-Карачаевская, Карт-Джуртская, Хурзукская, Нижне-Учкуланская, Верхне-Учкуланская школы Карачаево-Черкесской республики. Экспериментальной работой охвачено 217 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа с 1996 г. по 2002 г.

На первом этапе (1996;1998 гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная социально-педагогическая литература по исследуемой проблеме, выявлено современное состояние проблемыопределены исходные параметры исследования, его предмет, цель, задачи исследования, понятийный аппарат. Начата разработка методики констатирующего эксперимента, сформулирована общая гипотеза исследования.

Проведён анализ педагогических, психологических, философских, социологических исследований, позволивших:

— определить роль и место карачаевской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников;

— наметить возможные пути решения проблемы (задачи, содержание, методы, формы, средства).

Использованы следующие методы:

— анализ учебных планов, программ, учебников начальной карачаевской школы, планов воспитательной работы учителей начальных классов;

— наблюдение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим их анализом с точки зрения поставленной проблемы;

— наблюдение за деятельностью учащихся в процессе обучения и во внешкольной деятельности;

— коллективные и индивидуальные беседы с детьми, с учителями, родителями.

На втором этапе (1998;1999 гг.) завершён констатирующий эксперимент и проведён анализ экспериментальных материалов, начаты разработка методики организации формирующего эксперимента и опытно-экспериментальная работа с целью осуществления проверки общей гипотезы.

В ходе данного этапа исследования дополнительно использовались следующие методы:

— анкетирование;

— тестирование;

— опрос;

— опытно-экспериментальная работа;

— обобщение педагогического опыта.

Экспериментальная работа позволила проверить общую гипотезу исследования, уточнить её, скорректировать вытекающие из неё рекомендации.

На третьем, заключительном этапе (1999;2002 гг.) проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, уточнялись и кор> ректировались теоретические положения и следующие из них методические рекомендации, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены возрастные, социальные,этнодедагогические особенности умственного воспитания учащихся (карачаевских^ачальных школ;

— исследован дидактический потенциал карачаевской народной педагогики, на основе которого определено содержание умственного воспитания в начальных классах;

— разработана и экспериментально проверена этнопедагогическая модель умственного воспитания младших школьников, включающая:

1) цели обученияв карачаевскойначальной школе;

2) содержание учебно-воспитательной работы в карачаевских начальных классах в аспекте поставленной проблемы;

3) методы и приёмы, повышающие результативность умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ;

4) педагогические условия, обеспечивающие эффективность проводимой работы.

Теоретическая значимость состоит в том, что в исследовании теоретически обосновано использование идей и опыта умственного воспитания народной педагогики в современном образовании младших школьников.

Практическую значимость работы представляет теоретически обоснованная методика умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ, отражённая в этнопедагогической модели умственного воспитания, разработанные на её основе учебно-методические пособия для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения психологии и педагогики о творческо-деятельностной сущности личностиприменением комплекса методов, адекватных целям, задачам, логике исследованиябольшим разнообразием источниковсочетанием количественного и качественного анализа материалаопытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре педагогики КЧГПУ, на ежегодных итоговых научно-практических конференциях Карачаево-Черкесского госпедуниверситета (1996,1997,1998,2001,2002), на ежегодных научно-практических конференциях «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире».

Разработанные рекомендации внедрены в учебно-воспитательный процесс Ново-Карачаевской средней школы, средних школ аулов Хурзук и Карт/.

Джурт, в образовательный процесс факультета педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского госпедуниверситета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Представления карачаевского народа об уме как о важнейшем составляющем национального идеала совершенной человеческой личностиоб умственном воспитании как о цели и средстве достижении идеала.

2. Результаты исследования содержания умственного воспитания в карачаевской народной педагогике.

3. Характеристика основных методов, приемов и средств умственного воспитания в народной педагогике.

4. Целесообразность и возможности использования народных идей и опыта умственного воспитания детей в современной национальной системе, в повышении уровня воспитанности младших школьников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

j Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Повышение эффективности умственного воспитания младших.

I | школьников средствами карачаевской народной педагогики связанно с внедрением теоретически обоснованной и экспериментально. апробированной системы умственного воспитания карачаевских начальных школ (этнопедагогическая модель).

2. Системное применение в учебном процессе данной модели способствует:

— оптимальной организации времени учебно-воспитательного процесса;

— уплотнению и упорядочению учебного информационного пространства;

— адекватно-актуальному укрупнению объёмов учебной информации;

— определению последовательности потока учебной информации и соответствующего методического обеспечения;

— цикличности в обучении младших школьников;

— формированию естественного ритма учебного процесса;

— установлению межпредметных связей. в настоящем исследовании рассмотрены только некоторые аспекты проблемы применения опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников. Представляет большой интерес изучение динамики умственного развития и воспитания социально-значимыхмотивов интеллектуальной деятельности в I-IV классах школы, разработка вопросов преемственности в решении их между детским садом и начальной школой, начальной и средней школами. К проблемам, требующим дальнейшего исследования относятся также вопросы содержания, организации и методического обеспечения национального начального образования Карачаево-Черкесской Республики. Выполненная работа позволяет наметить пути исследования указанных аспектов проблемыЛ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование посвящено одной из актуальных проблем педагогики. На основе анализа психолого-педагогической литературы и опытно-экспериментальной работы в диссертации обоснованы педагогические условия эффективного использования прогрессивного опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников.

Изучение современного состояния данной проблемы, наблюдение за педагогическим процессом в ряде школ карачаевской республики, опытно-экспериментальная работа свидетельствует:

— Об отсутствии специальных исследований, посвященных проблеме умственного воспитания младших школьников средствами карачаевской народной педагогики;

— О недостаточной теоретической и практической подготовленности учителей карачаевских начальных классов в данном вопросе.

Главной причиной указанного, на наш взгляд, является научно-методическая неразработанность проблемы национально-регионального компонента содержания образования. Следствием данного обстоятельства можно считать отсутствие общепринятой классификации интеллектуальных умений и соответствующей классификации традиционных знаний и умений карачаевского народа, отразившееся в трудностях методического характера:

— Стихийное использование отрывочных несистематизированных знаний;

— Смешение на практике понятий «методика использования опыта народной педагогики» и методика ознакомления учащихся с некоторыми народными традициями и обычаями";

— Отсутствие в содержании и структуре учебных пособий для учащихся начальной школы учёта специфики социально-экономических и этнопсихологических особенностей обучения школьников данного региона.

Всё это отразилось в низком уровне развития потребности в традиционных знаниях у учащихся карачаевских начальных школв слабой этноосве-домлённости школьниковв недостаточной реализации возможностей учебно-воспитательного процесса в организации умственного воспитания.

В соответствии с задачами исследования в работе содержится теоретический анализ основ умственного воспитания и введено рабочее определение понятия «умственное воспитание». В рамках данного исследования — это интеграция двух аспектов:

— развивающего (формирование системы знаний, развитие познавательных и творческих способностей, овладение интеллектуальными умениями);

— воспитательного (воспитание потребности в умственной деятельности и социально-значимых мотивов интеллектуальной деятельности, формирование основных качеств ума, таких как гибкость, активность).

На основании этого установлена взаимосвязь понятий «умственное воспитание» и «умственное развитие», где последнее является одной из целей исследуемой формы воспитания. Выделенные критерии умственного развития (наличие системы знаний, владение интеллектуальными умениями, сформированность определённых качеств ума) позволили наметить направление nporpaiMMbi диагностической работы.

На основе изучения теоретических исследований, практического опыта, наблюдений определены особенности умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ в трёх аспектах: возрастном, социальном и этно-педагогическом.

В возрастном аспекте исследуемый вопрос рассмотрен с точки зрения понимания умственного воспитания как приоритетной формы воспитания в младшем школьном возрасте детерминированной типом ведущей деятельности. Подвижность восприятия, импульсивность, наличие необходимых пред-Л'' посылок теоретического мышления, умственная активность — являются характерными возрастными особенностями младших школьников.

Особую актуальность в плане данного исследования представляют социальные и этнопедагогические особенности умственного воспитания уча-(щихся карачаевских начальных школ.

Проведённый анализ общих этнопедагогических проблем с точки зрения возможностей использования народной педагогики в умственном воспитании детей свидетельствует о непосредственной связи данных проблем с целями и задачами умственного воспитания. Система эмпирических знаний народной педагогики соответствует требования первого показателя умственного развития. Задача овладения интеллектуальными приёмами, являющаяся содержанием второго критерия умственного развития, заложена в методах и средствах народного воспитания. Формирование определённых качеств умаопределено факторами, методами, средствами народного воспитания, а также народной идеей совершенства личности.

Таким образом, изучение проблемы умственного воспитания младших школьников, опыта народной педагогики в умственном воспитании детей, возрастных, социальных, этнопедагогических особенностей умственного восТ ^ питания учащихся карачаевских начальных школ уточнило проблему исследования о необходимости определения педагогических условий эффективного применения прогрессивного опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании учащихся карачаевских начальных школ.

Выявление указанных педагогических условий требует также глубокого анализа школьной практики. На основе проведённого многостороннего анализа теоретических исследований, этнографических источников, школьной.

Vs практики разработана методическая система умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ — этнопедагогическая модель умственного воспитания.

Основой рассмотренной модели является дидактический потенциал карачаевской народной педагогики. Его определение проведено в соответствие с основными проблемами этнопедагогики и выделенными в работе критериями умственного развития.

Этнопедагогическая модель умственного воспитания имеет своей целью обоснование и создание возможно более гармоничных, природосообраз-ных условий развития учащихся карачаевских начальных школ и характеризуется следующими параметрами: содержание, принципы, методы, средства, условия функционирования, структура.

Функционирование данной модели, как и любой системы, предполагает выделение внутренней структуры и структуры её внешних связей. В данном случае функции внутренней структуры принадлежат эпосу, структуру внешних связей образуют следующие компоненты: время, пространство, плоскость, цикл, последовательность, ритм, связь.

Актуален рассмотренный в диссертации вопрос об этапах реализации предложенной этнопедагогической модели умственного воспитания:

— создание положительной учебно-познавательной мотивации;

— обучение деятельности наблюдения;

— формирование приёмов мыслительной деятельности.

Выполненное исследование показало целесообразность указанной системы этапов развития модели. Значительное место в диссертации отведено рассмотрению особенностей педагогического руководства деятельностью младших школьников на каждом этапе этого процесса.

В системе начального обучения ученики овладевают значительным кругом знаний и интеллектуальных умений. В данном исследовании рассмотрены пути и способы целенаправленного и системного введения в общий процесс умственного воспитания младших школьников прогрессивного опыта карачаевской народной педагогики.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили первоначальную гипотезу: выявлено существенное расширение кругозора учащихся, сформированность^основных интеллектуальных умений, совершенствование всех компонентов личностной структуры (направленности личности, выражающейся в её потребностях, интересах, убежденияхспособностей, дарований, волинравственных качеств ученика) при осуществлении целенаправленной поэтапной реализации основных компонентов этнопедагогической модели, адекватных задачам каждого этапа данного процесса, при соблюдении определённых дидактических условий, повышающих их эффективность.

Подведённые итоги опытно-экспериментальной работы свидетельствуют следующее:

— реализация указанных выше педагогических условий обеспечивает высокий уровень интеллектуальной активности учащихся;

— способствует формированию основных качеств ума, таких как гибкость, самостоятельность;

— обеспечивает широкий перенос усвоенных знаний и способов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, на основе теоретического и экспериментального исследования поставленной проблемы разработана этнопедагогическая модель умственного воспитания и научно обоснованы педагогические условия её реализации.

Успешное решение поставленных задач умственного воспитания учащихся карачаевских начальных школ зависит от следующих условий:

1. Актуальность знаний и умений, приобретаемых учащимися в процессе начального образования.

2. Ранее и систематическое формирование, развитие основных интеллектуальных умений в тесной связи с традиционными способами мышления карачаевского народа, отражёнными в предложенной эт.

— V нопедагогической модели умственного воспитания.

3. На основе учёта в организации учебно-воспитательного процесса структурных элементов этнопедагогиеской модели умственного воспитания целенаправленное включение в обучение младших школьников предложенной системы практических творческих заданий.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы материалы и результаты показывают, что в результате реализации выявленных педагогических условий имеют место качественные изменения по всем показателям умственного развития учащихся. В экспериментальных классах относительно начального периода общий уровень увеличился на 8.8%- по отдельным показателям, таким как общая осведомлённость — на 12.7%- этноосведомлённость.

— на 15.8%- обучаемость — на 26.6%- особенности познавательных процессов.

— на 7.1%- стремление к выполнению трудных заданий — на 10.8%. Соответствующее повышение в контрольных классах составило: 1.1%- 1.8%- 8.6%- 24.3%- 0.8%- 1.1%- 0.7%- 1.9%.

Существенные различия во всех показателях между школьниками дан-I ных классов свидетельствуют об обусловленности полученных результатов.

I]4 ^ изменёнными условиями обучения в экспериментальных классах,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. У. Карачай (Карачаевская автономная область). Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991.
  2. М.Ю. Этнопедагогика горцев о воспитании патриотизма. Тезисы докладов. Карачавеск: изд-во КЧГПУ, 2002.
  3. А.И. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983, — 280 с.
  4. .Г. Формирование одарённости. В сб.: Склонности и одарённость. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 49−56.
  5. .Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. //Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1960.-С. 3−28.
  6. С.Ч. Карачаевские народные загадки. -Черкесск, 1984. -212 с.
  7. Батчаева Х.Х.-М., ММ.Узденова. Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики. Карачаевск, 1999. — 142 с.
  8. Г. И., Кузина Т. Ф., Цаллагова З. Б. Изучение фольклора в школе как средство формирования национального самосознания учащихся. -Черкесск, 1994.-С. 31−33.
  9. О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников //Советская педагогика. 1973. — № 10. — С. 23−26.
  10. А.А. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 188 с.
  11. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  12. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. -Санкт→ Петербург, 2001. -299 с.
  13. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии //Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 9−17.
  14. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.:1. Знание, 1983.-96 с.
  15. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Хабаровск: Кн. изд-во, 1983.- 141 с.
  16. Г. И. Возможности межпредметных связей в формировании учебной деятельности современного школьника //Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. JL: ЛГПИ, 1987. — С. 108−121.
  17. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль. -173 с.
  18. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973. 288 с.
  19. Возрастные возможности усвоения знаний //Младшие классы школы /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1966.-442 с.
  20. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и выс. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  21. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, книж. изд-во, 1989. -334 с.
  22. Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983.
  23. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика 1981−1984.
  24. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  25. JI.C. Мышление и речь //Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982.-Т.2.
  26. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе //Вопросы психологии. 1963. — № 6. — С. 61−72.
  27. А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970. -320 с. •
  28. P.JI. К типологии усвоения учебного материала школьниками //Вопросы психологии. 1956. — № 5. — С. 54−63.
  29. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1990. — 157 с.
  30. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. -JL: Изд-во Ленингр. ун-та.
  31. М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик: Эльбрус, 1997. — 256 с.
  32. М.Б. Народная педагогика молодому учителю. — Карачаевск, 1999.- 160 с.
  33. М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик, 1974.
  34. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. 3-е изд., стереотипное. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 528 с.
  35. В.И. Построение системы знаний и умений в трудовом политехническом обучении средней школы //Актуальные вопросы совершенствования политехнических знаний и умений в средней школе. Ростов-на-Дону, 1970.-С. 142−187.
  36. В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. — С. 180−205.
  37. Т.Д. Прогрессивный опыт бурятской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников. Дисс. к.п.н. — Улан-Удэ, 1997.-186 с.
  38. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  39. Деятельность: теории, методологии, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -366 с.
  40. А.Е. Повышение познавательной активности в процессе формирования учебных умений и навыков. Владимир, 1983. — С. 50−54.
  41. Ш. Зелёное дерево педагогики //Учительская газета. 1991. -№ 29.
  42. О.Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. -М.: Знание, 1987.-80 с.
  43. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
  44. Зак А. З. Как определить уровень мышления школьника. М.: Знание, 1982.-96 с.
  45. Зак А. З. Диагностика мышления детей в 6−10 лет. М.: Фолиум, 1993. — 48 с.
  46. Закон Российской Федерации об образовании //Учительская газета. 1992. — № 28 от 4 августа. — С. 10−14.
  47. Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с/
  48. А.О. Пути и средства формирования познавательных умений и навыков у младших школьников: Автореф. дис. к.п.н. М., 1983. — 16 с.
  49. Н.И. Формирование опыта учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1984.-25 с.
  50. А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  51. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1984. -496 с.
  52. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  53. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.
  54. М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995. — 344 с.
  55. Карачаево-балкарско-русский словарь. М.: Русский язык, 1989. — 932 с.
  56. Н.Г., Назарова Г. А. Дидактика: начальные классы. М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
  57. Кабанова-Меллер Е.Н. К теории переноса и умственного развития //Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1965. — Вып. 5. -С. 129−133.
  58. Карачаево-балкарский фольклор. Хрестоматия. Нальчик, 1996. — 592 с.
  59. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1987. — 341 с.
  60. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  61. З.И. Уровни применения знаний к решению учебных задач. -М., 1958.-С. 130−183.
  62. З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  63. А.Е. Сельская общеобразовательная школа. Смоленск, 1976.- 163 с.
  64. Концепция подготовки учителей начальных классов: Проект /Сост. А. Е. Дмитриев, М. Р. Львов // Начальная школа. 1990. — № 7. — С. 64−68.
  65. А. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. Черкесск, 1961. — 120 с.
  66. Коран. Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М. Гл. ред. восп. литер, изд-ва «Наука», 1986. 727 с.
  67. В.А. психология. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  68. Т.В. Психология творческого мышления: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1971. — 31 с.
  69. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.
  70. Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  71. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -280 с.
  72. Н.Д. Психологические особенности младших школьников. -М.: АПН РСФСР, 1955. 48 с.
  73. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  74. А.Н. Развитие памяти. М.-Л.: Учпедгиз, 1931. — 280 с.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  76. И.Я., Скаткин М. Н. Задачи и содержание общего и политехнического образования. В кн.: Дидактика средней школы /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975. — 348 с.
  77. А.И. Психология учебного труда //Начальная школа. 1993. -№ 12.-С. 11−14.
  78. .Т. Экология личности //Педагогика. 1993. — № 2. — С. 19−23.
  79. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  80. .Т. Воспитательные аспекты обучения: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  81. .Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. 296 с.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-443 с.
  83. А.А. О построении метода изучения умственного развития детей //Вопросы мышления детей. Л.: Ленингр. ун-т, 1962. Учёные записки, Том 233.-247 с.
  84. А.И. Очерки из быта горских мусульман. Тбилиси, 1855. — Вып. З.-С. 9.
  85. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  86. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя /А.К.Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  87. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.-144 с.
  88. А.С. Собр. соч. М., 1957. Т. 4.
  89. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  90. Г. Ц. Организация умственного труда учащихся: Учебное пособие к спецкурсу /Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. М., 1993. — 109 с.
  91. М.И., В.А.Сухомлинский о воспитании ума //Педагогика. 1994. -№ 1.-С. 96−100.
  92. Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей //Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Майкоп, 1957.
  93. Обучение и развитие //Экспериментально-педагогическое исследование /Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  94. Р.А. Карачаево-балкарские народные песни. Традиционное наследие. Черкесск, 1977.
  95. Р.А. Карачаево-балкарская сказочная традиция //Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986. — С. 117−132.
  96. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 80 000слов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 2000. — 940 с.
  97. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания //Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 106−110.
  98. З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
  99. В.П. Умственное воспитание в процессе обучения //Педагогика.- 1986.-№ 4.-С. 68−71.
  100. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-ов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  101. Педагогика /Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984.-368 с.
  102. Педагогика. Проективная педагогика /В.С.Безрукова. Изд-во «Деловая книга», Екатеринбург. — 1996. — С. 62−63.
  103. Педагогика. Учебное пособие. /Харломов И. Ф. Минск: Университетское, 2002. — 559 с.
  104. Педагогический словарь. Т.2. М.: Изд-во АПН, 1960. — 766 с.
  105. Педагогическая энциклопедия. T.l. -М.: Советская энциклопедия, 1968.- 912 столб.
  106. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990. -366 с. .•
  107. Проблемы диагностики умственного развития учащихся /Под ред. З. И. Калмыковой. М.: Просвещение, 1975. — 205 с.
  108. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации: Начальные классы (1−3). М.: Просвещение, 1993. — 111 с.
  109. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации: Начальные классы (1−4 классы одиннадцатилетней школы) Мин. народного образования РСФСР. -М.: Просвещение, 1992. -223 с.
  110. Психическое развитее младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование /Под ред. В. В. Давыдова. -М.:Педагогика, 1990. -160 с.
  111. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.- v' 114. Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  112. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. -391 с.
  113. A.M. Некоторые проблемы совершенствования начального обучения //Советская педагогика. 1972. — № 2. — С. 23−29.^
  114. Развитие творческой активности школьников /Под ред. A.M. Матюш-кина. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  115. Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников //Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 81−88.
  116. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 238 с.
  117. C.JI. Основы общей психологии. Изд. 2. М.: Учпедгиз, 1946.-465 с.
  118. C.JI. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1979. — 264 с.
  119. С.Р. Воспитание подростков в семье и школе на народных традициях. Дис. канд. пед. наук. — М., 1974. — 199 с.
  120. А.И. Взаимодействие природы и человека //Педагогика.
  121. Г, А 1992. — № 11−12. — С.26−29.
  122. А.В. Логические законы мышления (О структуре и закономерностях логического процесса). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. — 371 с. it, 125. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.1. А4−288 с.
  123. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 502 с.
  124. Н.Н. О деятельностном подходе в обучении, или о том, чему и как учить младших школьников // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 2−5.
  125. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  126. К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск, 1998. — 200с.
  127. К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. Майкоп, 2000. — 307 с.
  128. .Ф. Пародоксы мозга. Л.: Лениздат, 1985. — 207 с.
  129. М.М. Как человек стал мыслить. М.: Политиздат, 1965. — 143 с.
  130. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 1632 с.
  131. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  132. Г. Ф. Чему учить в сельской школе? //Педагогика. 1992. — № 3−4.-С. 31−36.
  133. В.А. Избранные пед. сочинения: В 3-х т. Т.2 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. -М.: Педагогика, 1980.-406 с.
  134. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
  135. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  136. К.Д. О народности в общественном воспитании /Педагогические сочинения в 6-и т. Т.1. /сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988.
  137. С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до окт. 1917 г.) Пятигорск, 1994. — 136 с.
  138. Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979. — 320с.
  139. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  140. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  141. Ю.П. Мозг и труд. М.: Медгиз, 1960. — 184 с.
  142. Л.И. История педагогики татарского народа. Казань: ЮПИ, 1975.- 162 с.
  143. Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Педагогика, 1993.- 132 с.
  144. А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве: Автореф. дис.. д-ра пед. наук, Тбилиси, 1967. 48 с.
  145. Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики //Советск. педагогика. 1989. — № 7. — С. 103−106.
  146. В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969.-303 с.
  147. В.Т. Формирование творческих познавательных процедур у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 20 с.
  148. И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1999. — 467с.
  149. И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону, 1987. — 90 с.
  150. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  151. Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект//Вопросы психологии. 1990. -№ 5.-С. 31−39.
  152. .П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
  153. Н.Б. Возраст вопросов. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  154. Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. Ставропольское книж. изд.-во, 1964.
  155. А.Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания в азербайджанских сказках и пословицах: Автореф. дис. канд. пед. н. Баку, 1970.
  156. Фольклор народов Карачаево-Черкесии / Жанр и образ / Сб. научн. трудов. Черкесск, 1988.
  157. Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. -184 с.
  158. Я.И. Значение исследования фольклорных материалов для использования идей народного воспитания в педагогической практике //Докл. АПН РСФСР, 1962, № 1.
  159. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 6−20.
  160. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
  161. .П., Онурова М. Вычисления на счётах //Начальная школа. -1989. 8. -С. 56−58.
  162. М.К. Дидактический материал по карачаевскому языку. -Черкесск, 1988. -270 с.
  163. Этнопедагогика /Программа и методические рекомендации /Составители: И. А. Арабов, Х.Х.-М.Батчаева. Карачаевск: КЧГПУ, 1995. — 51 с.
  164. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  165. B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников. В кн.: Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения: Тезисы докладов конференции (Киев, 2326 марта 1976 г.). — М., 1976. — С. 26−28.
  166. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа //Нар. образование, 1995. № 2.-С. 85−91.
  167. Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1995. — 42 с. 1. АНКЕТА 1
  168. В наших краях живёт. страус, утка, воробей, синица.
  169. Дочь младше своей матери. часто, всегда, иногда, редко, никогда.7. Время суток. вторник, год, неделя, день, месяц.8. Время года. сентябрь, осень, суббота, каникулы.
  170. У дерева всегда есть. листья, цветы, плоды, корень.
  171. Пассажирский транспорт. самосвал, автобус, трактор, ракета.1. субтест
  172. Мак, подснежник, смородина, ромашка, астра.
  173. Река, озеро, море, мост, пруд.
  174. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
  175. Стол, ковёр, кресло,.кровать, табурет.
  176. Тополь, берёза, шиповник, лиственница, ель.
  177. Корова, баран, лисица, собака, лошадь.
  178. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.
  179. Женя, Виталик, Ермолин, Саша.
  180. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  181. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.1.I субтест
  182. Омуль, щука. 6. Шкаф, диван .
  183. Метла, лопата. 7. Июнь, июль .
  184. Лето, зима. 8. День, ночь .
  185. Огурец, помидор. 9. Слон, муравей .
Заполнить форму текущей работой